Бюджет стран на военные расходы. Расходы России на оборону приблизились к $70 млрд

Ни одна страна в мире пока не приближается к США по размеру военных расходов. В 2014 году военные расходы США достигли $571 млрд., и страна намного опережает по данному показателю находящийся на втором месте Китай - $129,4 млрд. Тем не менее, когда военные бюджеты рассматриваются как процент от ВВП страны, ситуация становится совсем иной.

Саудовская Аравия тратит больше на свои вооруженные силы, чем когда-либо прежде, увеличив свой военный бюджет на 17 процентов в 2014 году. Военные расходы в настоящее время составляют, по меньшей мере, 10,4 процента ВВП королевства, согласно оценке Стокгольмского института исследования проблем мира (СИПРИ/SIPRI). Напротив, огромное военные расходы Вашингтона составляют "только" 3,5 процента от ВВП. В Китае военные расходы упали до 2,1 процента.

Израиль потратил около $23 млрд. на свои вооруженные силы в 2014 году и пол оценкам СИПРИ, этот показатель составил 5,2 процента от ВВП. Россия приступила к реализации программы по масштабному обновлению военной техники, в результате военные расходы страны, по оценкам, достигли 4,5 процента от ВВП в 2014 году. В этом году, в соответствии с бюджетными данными, данный показатель существенно увеличился, более чем на 9 процентов, в ВВП за первый квартал, хотя такие темпы роста расходов, безусловно, являются неустойчивыми.

Между тем, Саудовская Аравия заменила Индию в качестве крупнейшего в мире импортера военной техники, в соответствии с данными to IHS Jane. В период между 2013 и 2014 годами, импорт оружия Саудовской Аравией увеличился на 54 процента до $6,46 млрд. В 2014 году Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты импортировали военной техники на $ 8,6 млрд. - больше чем импорт всех стран Западной Европы, вместе взятых.

Поток оружия показывает некоторые признаки замедления, однако Королевство продолжает укреплять свои вооруженные силы, чтобы противостоять региональным угрозам, включая Иран и Исламское Государство. На самом деле, продолжающиеся поставки оружия, такого как истребители F-15 и Typhoon могут увеличить импорт на 52 процента до $9,8 млрд. в 2015 году.

В 2014 году Индия импортировала военной техники на сумму $5,57 млрд., оставшись на втором месте в мире. Китай завершает тройку, с импортом вооружений на сумму $2,6 млрд.

Не меньшими темпами, чем рынок вооружений, растет мировой рынок охранных систем и оборудования для обеспечения безопасности. По данным исследования The Freedonia Group, данный рынок будет расти ежегодно в среднем на 6,8 процента и достигнет $126 млрд. к концу 2018 года.

Самый быстрый рост потребности в охранных системах будет отмечаться в Южной и Центральной Америке, странах Азии и Африки. При этом, доля электронных средств защиты, которая уже сейчас составляет около 2/3 мирового рынка, в ближайшие годы продолжит расти.

Доля России на мировом рынке охранных систем и оборудования для обеспечения безопасности составляет всего около 1 процента. Вместе с тем, на внутреннем рынке отечественные системы достаточно востребованы, а по качеству не уступают многим зарубежным аналогам. По данным сайта naoxrane.ru , который реализует в том числе охранно-пожарные сигнализации и системы известных марок для юридических и физических лиц, стоимость установки такой системы составляет от 20 до 70 тысяч рублей, что вполне по карману как малым предприятиям, так и хозяевам квартир или коттеджей.

Военный бюджет – это смета государственных затрат на содержание и развитие вооруженных сил за определенный период, преимущественно за календарный год. Уровень расходов определяется исходя из представлений правительства страны об уровне угроз и утвержденной военной доктрины. Объем ассигнований на оборону государства зависит от уровня развития экономики и величины валового внутреннего продукта (ВВП).

Структура военного бюджета в разных государствах может существенно различаться, она определяется национальным законодательством. Смета расходов на оборону формируется обычно исходя из необходимости парирования внешних угроз, потому на правоохранительную деятельность проводятся по другим статьям. Лечение ветеранов вооруженных сил и реабилитации ветеранов военнослужащих обычно также выделяется в особую статью государственного бюджета.

Большинство государств мира серьезно относятся к вопросам безопасности и необходимости отражения возможных агрессий и выделяют достаточно крупные суммы на эти цели. По данным авторитетных научно-исследовательских учреждений совокупные расходы составляют до 2,5 % от общемирового валового продукта. Лидируют по уровню оборонного бюджета Соединенные Штаты Америки, при этом в связи с последними событиями отмечается устойчивая тенденция к росту затрат на военные нужды.

Структура военного бюджета

Оборона страны и сохранение территориальной целостности страны является одной из важнейших функций государства. Военный бюджет покрывает лишь какую-то часть расходов на обеспечение безопасности и неприкосновенности границ. Указанные затраты, как правило, фигурирует в официальных статистических документах и публикуются в средствах массовой информации.

Структура военного бюджета включает с себя следующие основные позиции:

  • Средства, выделенные министерству обороны страны или другому органу, осуществляющему его функции.
  • Ассигнования на финансирование военных программ, которые осуществляются по линии других ведомств.
  • Денежные средства, выделяемые на мероприятия по планированию и подготовке экономики страны для работы в период военного времени.

Нередко в военный бюджет включаются расходы на содержание контингентов вооруженных сил иностранных государств, размещенных на ее территории. Так, в ФРГ часть средств на содержание баз американских войск и поддержание их инфраструктуры выделяется правительством этой страны на основании международных договоров.

Средства, выделяемые министерству обороны страны или иному выполняющему его функции ведомству, в основном расходуются на следующие цели:

  • Содержание армии и флота, войск.
  • Закупка новой боевой техники и поддержание ее в боевой готовности.
  • Выполнение планов по подготовке войск, проведение учений и других мероприятий.

По линии министерства обороны происходит также финансирование военно-учебных заведений, подготовка офицерских кадров и специалистов для войсковых частей и соединений. Распределения средств между видами Вооруженных сил определяется с учетом характера военной доктрины государства.

Финансирование иных оборонных программ в рамках иных министерств и ведомств включает в себя следующие положения:

  • Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по перспективным видам вооружений и боевой техники.
  • Производство специальных средств, боеприпасов, компонентов разнообразных систем.
  • Строительство объектов военной инфраструктуры, городков для размещения войск и тому подобное.

Мероприятие по подготовке страны и экономике к работе в период войны предполагает создание стратегических запасов продовольствия, товаров первой необходимости, сырья для промышленных предприятий и многое другое. Разработка мобилизационных планов для перевода заводов и фабрик на особый режим работы и доведение директив до руководства компаний всех форм собственности.

Особенности бюджетного процесса в некоторых странах

Рассмотрим структур военного бюджета одного из крупнейших стран мира Соединенных Штатов Америки, который в составе общенациональной сметы носит наименование программа «Национальной обороны». В нее включены бюджетные ассигнования по следующим ведомствам:

  • Министерству обороны;
  • Министерства энергетики (по ядерной программе);
  • FBI (финансирование контрразведывательной деятельности);
  • FEMA (гражданская оборона);
  • Национальному научному фонду (средства на военные исследовательские программы);
  • Службе комплектования Вооруженных сил и Корпуса морской пехоты;
  • Министерству транспорта для создания и поддержания резерва транспортных средств.

Ко всему прочему за счет средств военного бюджета покрываются расходы на содержание центрального аппарата Пентагона и пенсионные обеспечение сотрудников некоторых специальных служб, в частности, Центрального разведывательного управления. При подготовке бюджета в США используется концепция программно-целевого планирования на основании заявок от перечисленных выше министерств и ведомств.

Подготовка сметы расходов по программе национальной обороны осуществляется профильными комитетами и подкомитетами. После утверждения документа он передается на рассмотрение Конгресса, которое происходит в два этапа. Палата общин принимает предварительную бюджетную резолюцию, после чего в дело включается Сенат. В случае появления серьезных разногласий формируется согласительная комиссия, в компетенции которой урегулирование спорны вопросов.

После окончательного утверждение Федерального бюджета организуется его исполнения. Указанный процесс включает в себя следующие элементы:

Такая организация бюджетного процесса закреплена федеральным законодательством и позволяет оперативно решать вопросы финансирования оборонных программ. Наличие обратной связи в виде отчетности и системы контроля дает возможность проверки целевого использования выделенных средств и оценки эффективности вложений.

Специфика формирования военного бюджета в РФ

Вопросы финансирования оборонных программ относятся к компетенции федеральных органов власти. Военный бюджет является составной частью общегосударственного и на текущий момент его доля составляет до 21 % от уровня всех расходов. Для Российской Федерации вопросы планирования и осуществления финансирования оборонных программ в силу своего геополитического положения имеют приоритетное значение. Успешное решение задач такого рода оказывает позитивное влияние и на социально-экономическое развитие страны в целом.

Формирование военного бюджета в нашей стране происходит в порядке, установленном федеральным законодательством. Выделение средств на оборону происходит с учетом того, что данная сфера активно реформируется уже в течение нескольких лет. Основная ее цель оптимизация структуры Вооруженных сил и военно-промышленного комплекса для обеспечения национальной безопасности.

В консолидированном федеральном бюджете предусмотрен раздел «Национальная оборона», который состоит из следующих пунктов:

  • Расходы на содержание и модернизации Вооруженных сил и военных формирований в составе иных министерств и ведомств.
  • Подготовка людских и мобилизационных ресурсов и организация вневойскового обучения кадров.
  • Затраты на обеспечение функционирования оружейно-ядерного комплекса.
  • Финансирование прикладных научно-исследовательских программ в сфере разработки перспективных видов вооружений.

Основная часть ассигнований по линии обеспечения национальной безопасности приходится на Министерство обороны и подчиненные ему структуры: Федеральные службы по военно-техническому сотрудничеству, оборонному заказу, техническому и экспортному контролю, а также Федеральному агентству специального строительства.

При решении вопросов формирования бюджета применяется передовая методика программно- целевого планирования. Такой подход обеспечивает максимально эффективное использование средств, выделенных на реализацию программы национальной обороны. Контроль над целевым использованием финансов осуществляется специальными органами, входящими в состав Министерства обороны и надзорных ведомств.

Военный бюджет любого государства является составной частью государственного и служит основной характеристикой отношения властей к обеспечению обороноспособности страны. Расходы на национальную безопасность распределяются между разными исполнительными органами и используются по целевому назначению. С введением военного положения переходит в особый режим работы и соответственно меняется вся система финансирования.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

10

10 место - Южная Корея

  • Военные расходы: $36,4 млрд
  • Индекс инноваций: 2,26 (2 место в мире)
  • Доля от ВВП: 2,6 %
  • Доля в мире: 2,2 %

Верховным главнокомандующим является президент страны, общее руководство вооружёнными силами осуществляет министр обороны. Оперативное руководство вооружёнными силами и стратегическое планирование осуществляет Объединённый комитет начальников штабов. Вооружённые силы организованы по американскому образцу. Кроме того, в Южной Корее существуют независимая морская пограничная охрана и части гражданской обороны.

9


9 место - Германия

  • Военные расходы: $39,4 млрд
  • Индекс инноваций: 1,12 (19 место в мире)
  • Доля от ВВП: 1,2 %
  • Доля в мире: 2,4 %

До 1 июля 2011 года в Германии службу в обязательном порядке проходили по призыву все совершеннолетние граждане страны (6 месяцев военной службы или альтернативная трудовая служба в социальных и благотворительных организациях). Число призывников в составе бундесвера варьировалось от 60 тыс. до 80 тыс. военнослужащих, которые служат в течение 6 месяцев. Таким образом, бундесвер c 1 июля 2011 года перешёл к полностью профессиональной армии.

8


8 место - Япония

  • Военные расходы: $40,9 млрд
  • Индекс инноваций: 1,79 (9 место в мире)
  • Доля от ВВП: 1,0 %
  • Доля в мире: 2,4 %

Общая численность Сил самообороны составляет 248 тысяч человек, кроме того, насчитывается 56 тысяч резервистов. Силы самообороны Японии комплектуются на добровольной основе. Верховным главнокомандующим Сил самообороны Японии является премьер-министр страны.

7


7 место - Франция

  • Военные расходы: $50,9 млрд
  • Индекс инноваций: 1,12 (20 место в мире)
  • Доля от ВВП: 2,1 %
  • Доля в мире: 3,0 %

Самая феминизированная армия, авиация и флот в Западной Европе (более 14 % служащих - женщины). Минимальный военный возраст вербовки 17 лет, максимальный - 40 лет. Призыв отсутствует. Франция является страной-обладательницей ядерного оружия. Однако в 1998 году Франция ратифицировала протокол о запрете всех видов ядерных испытаний.

6


6 место - Индия

  • Военные расходы: $51,3 млрд
  • Индекс инноваций: 0,06 (46 место в мире)
  • Доля от ВВП: 2,3 %
  • Доля в мире: 3,1 %

Военная организация Индии, предназначенная для обороны Республики, защиты свободы и независимости государства, одно из важнейших орудий политической власти. Обязательный призыв отсутствует. Индия занимает первое место в мире по объёму импорта вооружений.

5


5 место - Великобритания

  • Военные расходы: $55,5 млрд
  • Индекс инноваций: 1,42 (15 место в мире)
  • Доля от ВВП: 2,0 %
  • Доля в мире: 3,3 %

Соединённое Королевство располагает современными вооружёнными силами. Численность армии лишь 180 000 (28 место в мире). Основная часть военного бюджета расходуется на научные изыскания в сфере инженерного дела и технологии.

4


4 место - Российская Федерация

  • Военные расходы: $66,4 млрд
  • Индекс инноваций: -0,09 (49 место в мире)
  • Доля от ВВП: 5,4 %
  • Доля в мире: 4,0 %

Вооружённые Силы Российской Федерации располагают крупнейшими в мире запасами оружия массового поражения, в том числе ядерного, и хорошо развитой системой средств его доставки. Укомплектованность российской армии личным составом на конец 2014 года оценивалась в 82 %, а на конец 2015 года она была доведена до 92 %, при этом доля военнослужащих по контракту составила 352 тыс., впервые превысив численность призывников. По версии журнала Business Insider, армия России по совокупности параметров занимает 2 место в мире по боевой мощи после армии США и превосходит все другие армии мира по количеству танков и ядерного оружия.

3


3 место - Саудовская Аравия

  • Военные расходы: $87,2 млрд
  • Индекс инноваций: -0,12 (50 место в мире)
  • Доля от ВВП: 13,7 %
  • Доля в мире: 5,2 %

Совокупность войск Королевства Саудовская Аравия предназначенная для защиты свободы, независимости и территориальной целостности государства. Состоят из сухопутных войск, военно-морских сил, военно-воздушных сил, войск ПВО, стратегических ракетных сил и национальной гвардии. Количество личного состава составляет свыше 150 тыс. человек. Вооруженные силы Саудовской Аравии формировались при значительной военно-технической поддержке США и Великобритании, предоставивших Эр-Рияду поставки вооружения и боевой техники, а также военных специалистов.

2


2 место - Китай

  • Военные расходы: $215 млрд
  • Индекс инноваций: 0,73 (27 место в мире)
  • Доля от ВВП: 1,9 %
  • Доля в мире: 13,0 %

Законодательство предусматривает воинскую обязанность для мужчин с 18 лет; добровольцы принимаются до 49 лет. Предельный возраст для военнослужащего армейского резерва - 50 лет. В военное время теоретически (без учёта ограничений по материальному обеспечению) может быть мобилизовано до 400 миллионов человек. Официальные китайские лица заявляют, что в ходе развития вооружений Китай не превышает посильного уровня, который в состоянии выдержать экономика и общество, и тем более не стремится к гонке вооружений. Тем не менее расходы на оборону КНР продолжают значительно увеличиваться (в 2001 году расходы на оборону КНР составляли 17 млрд $).

1


1 место - США

  • Военные расходы: $596 млрд
  • Индекс инноваций: 1,80 (8 место в мире)
  • Доля от ВВП: 3,3 %
  • Доля в мире: 36,0 %

В состав Вооружённых сил США входят самостоятельные виды вооружённых сил - Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-морские силы, Морская пехота и Береговая охрана, а также части и соединения Резерва, в том числе Национальной гвардии. На 2016 год Вооруженные силы США являются самыми боеспособными в мире. Комплектование вооружённых сил осуществляется на добровольной основе. На службу принимаются граждане США, граждане других государств, постоянно проживающие в США, имеющие хотя бы среднее образование. 7 ноября 2015 года министр обороны США Эштон Картер обвинил Россию и Китай в попытках подорвать мировой порядок. В частности министр сказал:

Наибольшую озабоченность вызывают угрозы ядерным оружием со стороны Москвы, что вызывает вопросы относительно приверженности российского руководства [принципам] стратегической стабильности, уважения к мировым нормам против использования ядерного оружия и той осторожности, с которой лидеры ядерной эры относятся к угрозам ядерным оружием.

В этой связи Картер объявил о мерах по сдерживанию российской агрессии. В числе планируемых мер министр назвал модернизацию ядерного оружия, развитие беспилотной авиации и стратегических бомбардировщиков, развитие систем лазерного и рельсотронного оружия, а также новых систем вооружений, детали которых не уточнялись.

Источник : SIPRI

Приходится 890 млрд военного бюджета, а США занимают почти 70% в НАТО! Военные расходы на США и союзников составляют 1.09 трлн или 2/3 от мирового.

С 2011 года наблюдается тенденция на снижение военных расходов, как от США, так и от союзников.

Если снижение расходов в США обусловлено известными процессами свертывания активных наступательных операций в Ираке и Афганистане, то снижение расходов от союзников преимущественно связано с укреплением доллара.

Весь остальной мир вне зоны влияния США военные расходы наращивает. Основной вклад обеспечивают Китай, Россия и Индия.

Кликабельно

В таблице красным цветом отмечены стратегические союзники США (что предполагает совместное участие в боевых операциях и безусловную поддержку действий США на международной арене), а синим цветом союзные государства к США.


В большинстве стран Европы военные расходы к ВВП не превышают 1.5%.

Кликабельно

США выходят на усредненный уровень военной нагрузки на экономику – около 3.3% к ВВП. На этом уровне расходы были с 1995 по 2005.

В Китае не более 2%, а в Индии в среднем 2.5%. Однако, Россия в 2016 установила рекорд по военным расходам к ВВП.

Еще никогда в современной России расходы не были так высоки – 5.3%. Прошлый максимум 4.9% в 2014 и в момент распада СССР.

Чуть выше 5% — типичный уровень для Израиля последние 6-7 лет. В 2016 году Россия была на 7 месте по норме военных расходов к ВВП.

Впереди Оман, Саудовская Аравия, Алжир, Кувейт, ОАЭ, Израиль и возможно Катар (по последнему данных нет).

Кликабельно

В таблице слева сортировка для ведущих 50 стран мира.

По отношению на душу населения расходы России около 500 долларов, что весьма прилично, учитывая просевший курс.

Это как в Германии и больше, чем в Италии, Канаде, Испании и даже в 2.3 раза больше Турции (которая находится в эпицентре войны).

Учитывая паритет покупательской способности и стоимость сопоставимой военной техники, расходы в России лишь в 1.5 раза ниже, чем в США (на душу населения), а не в 3.9, если считать по номиналу и буквально в разы выше, чем в ведущих странах Европы.

Хотя быть может у России и паритет с США, тут смотря как считать ППС для военного сектора (он несколько отличается от гражданского).

По крайней мере, по формальным признакам интенсивность военных расходов в России сейчас на пределе. Относительно расходов гос.сектора выходит, как минимум на 50% выше, чем историческая норма для России.

Источник: фотоархив Правды.Ру

Первыми в списке идут страны, не имеющие военной силы.

В Андорре население защищает полиция. В Коста-Рике после гражданской войны в 1948 году президент Хосе Фигерес Феррер упразднил армию, оставив в стране лишь подразделения полиции и пограничного контроля. Кроме того, Коста-Рика является участницей Межамериканского договора о взаимной помощи, заключенного в 1947 году, поэтому в случае вооруженного нападения ее поддержат 21 союзник, в том числе США и Куба.

Похожая ситуация у Гренады и Лихтенштейна : в первой существует лишь королевская гвардия полиции, а также договор с Антигуа и Барбадосом, соседними государствами, которые окажут ей помощь в случае внешней угрозы. Лихтенштейн же защитит весь Европейский Союз.

Суверенная территория под названием Маршалловы острова имеет протекцию со стороны США и национальную службу полиции. Без армии обходится одна из самых маленьких стран мира - Науру , протяженность которой составляет чуть более восьми квадратных миль. Последний раз Науру атаковывали немцы в 1940 году, однако тогда ей на помощь пришла Австралия.

Островное государство Палау имеет Соглашение о свободной ассоциации США и ни в каких силах, кроме полиции, не нуждается. Та же ситуация у Самоа , заключившей в 1962 году соглашение о сотрудничестве с Новой Зеландией.

Соломоновы острова за последние 20 лет переживали этнические конфликты и возрастание преступности, однако вмешательство в 2006 году Новой Зеландии и Австралии помогли установить мир на этом Тихоокеанском архипелаге.

Без военной силы обходится и Ватикан . В сердце Католической церкви есть лишь национальный корпус жандармерии, а также понтификальные швейцарские гвардейцы, охраняющие Папу Римского и Ватиканский дворец. За военную безопасность Ватикана ответственен Рим.

А теперь приведем в порядке возрастания ТОП-10 стран, которые больше других тратят на самооборону.

Последней в этом списке является Бразилия, чьи военные расходы составляют $ 36,2 млрд в год , то есть всего 1,4% от валового внутреннего продукта в стране. В последнее время, после увеличения темпов экспорта, данное государство сокращает их, вкладывая деньги в более перспективные, по мнению его руководства, области.

На девятом месте списка Индия. В прошлом году она израсходовала на оборону 49,1 млрд долларов , что составляет два с половиной процента от ее ВВП. Индия экспортирует вооружения на 10 млрд долларов ежегодно.

Восьмое место занимает Германия, чуть-чуть опережая Индию - 49,3 млрд долл. в год и 1,4% от ВВП страны. Далее идет Великобритания, чьи затраты на военный бюджет оцениваются в 56,2 миллиарда долларов. Она также получает от 438 млн долларов от поставки военной техники за рубеж.

Шестую и пятую строчки занимают Япония и Франция , которые тратят на оборону 59, 4 млрд долларов и 62,3 млрд долларов, соответственно. Один процент от ВВП составляют расходы Токио и два с половиной процента от ВВП - у Парижа.

Четвертую строчку занимает одно из богатейших арабских государств - Саудовская Аравия, которая вкладывает в оборонный бюджет 9,3% от своего ВВП, то есть 62,8 млрд долларов. С 2013 по 2014 годы ее военные расходы увеличились на 14,3%.

В тройку лидеров по расходам на оборону входят страны, имеющие напряженное геополитическое противостояние в наше время - Россия, Китай и США.

Москва является одним из приоритетных продавцов оружия миру, получая от этого восемь миллиардов долларов ежегодно, наши расходы на оборону составляют 84,9 млрд долларов в год и 4,1% от ВВП государства.

Китай существенно умножил свой военный бюджет за последний год, теперь он составляет 171,4 млрд долларов , то есть 2% от ВВП.

В ближайшее время - 618,7 млрд долларов и 3,8% от ВВП США.