Ведение бухгалтерского учета: оформляем регистры по всем правилам. Какие реквизиты бухгалтерских документов существуют

1. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

2. Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета. Для целей настоящего Федерального закона под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе "притворные сделки"). Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и расходы на их создание.

3. Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами. Не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета.

4. Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:

1) наименование регистра;

2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;

3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

5. Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

6. Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

7. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление регистра бухгалтерского учета другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа изготавливать за свой счет на бумажном носителе копии регистра бухгалтерского учета, составленного в виде электронного документа.

8. В регистре бухгалтерского учета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра. Исправление в регистре бухгалтерского учета должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

9. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации изымаются регистры бухгалтерского учета, в том числе в виде электронного документа, копии изъятых регистров, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в состав документов бухгалтерского учета.

Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.
Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами.

Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:
1) наименование регистра;
2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;
3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;
5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;
6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Обратите внимание, что имеется разница между регистрами бухгалтерского и налогового учета.
Аналитические регистры налогового учета - это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения по счетам бухгалтерского учета. В регистрах должна систематизироваться и накапливаться информация из принятых к учету первичных документов и аналитические данные налогового учета для расчета налоговой базы (ст. 314 НК РФ).
Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) на любых машинных носителях.
Единой утвержденной формы регистров налогового учета не существует. Поэтому каждая организация разрабатывает их самостоятельно, исходя из выполняемых операций в своей предпринимательской деятельности, и утверждает в учетной политике для целей налогообложения прибыли.
Следует помнить, что Налоговый кодекс РФ устанавливает обязательные реквизиты, которые должны содержать налоговые регистры (абз. 13 ст. 313):
- наименование регистра;
- период (дата) составления;
- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
- наименования хозяйственных операций;
- подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
МНС России в свое время разработало Рекомендации "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации", которые содержат формы регистров налогового учета. Данные регистры налогоплательщик может использовать в своей деятельности либо на их основе разработать свои.
Правильность отражения хозяйственных операций в налоговых регистрах обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. При хранении регистров необходимо обеспечить их защиту от несанкционированных исправлений.
Если в регистре обнаружена ошибка, то исправить ее можно, только обосновав внесение исправлений и подтвердив подписью ответственного лица. Кроме того, необходимо указать дату исправления (ст. 314 НК РФ).
Содержащаяся в документах (реквизитах) аналитического учета информация должна быть достаточной для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль и составления налоговой отчетности (декларации) в разрезе каждой хозяйственной операции (Письмо Минфина России от 01.08.2007 N 03-03-06/1/531) .
Учетные регистры различаются по внешнему виду, способу ведения учета и содержанию.
По внешнему виду учетные регистры подразделяются на книги, карточки и свободные листы. Первыми учетными регистрами можно назвать амбарные книги, которые вели купцы для учета своих товаров. С увеличением числа хозяйственных операций стали применять книги других форм: по учету прихода и расхода материалов, денежных средств и т. п. Позднее, для того чтобы разделить труд между работниками, которые ведут учет, вместо книг стали применять карточки и свободные листы. Карточки предназначены, как правило, для организации учета различных объектов аналитического учета, например, инвентарные карточки для учета основных средств, карточки учета материалов на складе. Свободные листы представляют собой учетные регистры большого формата, они содержат большее количество сведений по сравнению с карточками. К свободным листам относятся ведомости, журналы-ордера и т.д.
По способу ведения учета регистры подразделяются на хронологические, систематические и комбинированные. В хронологических регистрах операции записываются в последователь-ности,их совершения, к таким регистрам относятся регистрационные журналы. В систематических регистрах операции дополнительно группируются по экономическому содержанию, например, кассовая книга, карточки учета материалов и т.д.
По содержанию регистры подразделяются на регистры синтетического, аналитического учета и комбинированные, в которых ведется одновременно синтетический и аналитический учет. К синтетическим регистрам относятся, например, журналы-ордера, к регистрам аналитического учета — платежные ведомости, лицевые счета работников и т.д.
Если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, организация вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
Система налогового учета устанавливается организацией самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается организацией в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Следует отметить: налоговые и иные органы не вправе устанавливать для организаций обязательные формы документов налогового учета.
Перечень и тип налоговых регистров определяются в первую очередь тем, какую информацию пользователь собирается в них фиксировать - всю имеющую отношение к налоговому учету или только ту, которая касается различий между бухгалтерским и налоговым учетом.
Исходя из различий между положениями бухгалтерского и налогового учета организациям, по нашему мнению, желательно вести следующие налоговые регистры:
- определения расходов по долговым обязательствам (ст. 269 НК РФ);
- неучитываемых доходов и расходов (ст. ст. 251 и 270 НК РФ);
- отражения нормируемых расходов, связанных с производством и реализацией (ст. ст. 255, 264 НК РФ);
- учета расходов по операциям уступки права требования (ст. 279 НК РФ);
- расходов по страхованию (ст. 263, п. 6 ст. 272 НК РФ);
- учета доходов и расходов при реализации амортизируемого имущества, находящегося на учете у налогоплательщика (ст. 268 НК РФ);
- расчета амортизационных отчислений по объектам основных средств, в том числе расчета амортизационной премии, если она применяется налогоплательщиком (ст. 258 НК РФ);
- учета расчетов с бюджетом налогоплательщика, имеющего обособленные подразделения (ст. 288 НК РФ);
- учета полученного убытка, переносимого на следующие периоды (ст. 283 НК РФ);
- расходов на приобретение права на земельные участки (ст. 264.1 НК РФ).
Налогоплательщикам, которые предусматривают формирование резервов, следует вести налоговые регистры расчета резервов. Напомним, что гл. 25 НК РФ позволяет налогоплательщикам формировать в том числе резервы:
- по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ);
- на ремонт основных средств (ст. 324 НК РФ);
- по предстоящим расходам на оплату отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (ст. 324.1 НК РФ);
- по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (ст. 267 НК РФ).
Малое предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), может применять для учета финансово - хозяйственных операций следующие регистры бухгалтерского учета, формы которых приведены в приложениях к настоящим Типовым рекомендациям:
Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений - форма N В-1 ;
Ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, - форма N В-2 ;
Ведомость учета затрат на производство - форма N В-3 ;
Ведомость учета денежных средств и фондов - форма N В-4 ;
Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма N В-5 ;
Ведомость учета реализации - форма N В-6 (оплата);
Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма N В-6 (отгрузка) ;
Ведомость учета расчетов с поставщиками - форма N В-7 ;
Ведомость учета оплаты труда - форма N В-8 ;
Ведомость (шахматная) - форма N В-9 .
(Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н "О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства").

Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление регистра бухгалтерского учета другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа изготавливать за свой счет на бумажном носителе копии регистра бухгалтерского учета, составленного в виде электронного документа.
В регистре бухгалтерского учета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра. Исправление в регистре бухгалтерского учета должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации изымаются регистры бухгалтерского учета, в том числе в виде электронного документа, копии изъятых регистров, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в состав документов бухгалтерского учета.
Обратите внимание, что в старом законе «О бухгалтерском учете» содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности было отнесено к коммерческой тайне. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны были хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с законодательством были предусмотрены следующие виды ответственности: дисциплинарная (замечание, выговор или увольнение), административная (наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей);уголовная (наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет).
Обратите также внимание на судебную практику в отношении привлечения компаний за неведение регистров бухгалтерского учета. Статьей 126 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) документов в инспекцию в установленный срок. При этом в Налоговом кодексе РФ не разъяснено, можно ли привлечь к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ, если затребованные документы отсутствуют у налогоплательщика в связи с тем, что они не составлялись. Однако суд может встать на сторону налогоплательщика. Например, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.11.2008 N А33-9732/07-Ф02-5626/08 по делу N А33-9732/07 суд признал неправомерным привлечение налогоплательщика к ответственности за непредставление карточек бухгалтерского счета по расчетам с контрагентами, оборотно-сальдовых ведомостей, анализа бухгалтерского счета. Составление этих документов носит рекомендательный характер, применяемые организациями счета и регистры бухгалтерского учета устанавливаются в учетной политике. Учетной политикой налогоплательщика в проверяемый период не предусматривалось ведение им регистров бухгалтерского учета, истребованных для проведения проверки.
На основании регистров бухгалтерского учета компания должна правильно определить налоговую базу. В случае правильного определения налоговой базы можно оспорить решение налогового органа.
В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.09.2005 N А19-11256/04-33-Ф02-3897/05-С1 суд правомерно признал незаконным решение налогового органа о взыскании НДС, пеней и штрафа, поскольку налоговый орган не доказал нарушение заявителем порядка ведения книги продаж, несоответствие данных налоговой отчетности и бухгалтерского учета, а также неправомерно определил налоговую базу только на основании данных бухгалтерских регистров. Однако налоговый орган при проведении налоговой проверки свои выводы о занижении налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, основанные на данных аналитического учета по счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", не подтвердил первичными документами бухгалтерского учета. При таких обстоятельствах арбитражный суд правильно признал, что налоговый орган не доказал нарушение обществом порядка ведения книги продаж, несоответствие данных налоговой отчетности и бухгалтерского учета, а также неправомерно определил по результатам налоговой проверки налоговую базу только на основании данных бухгалтерских регистров без подтверждения заниженной суммы налога на добавленную стоимость первичными документами бухгалтерского учета.
Вместе с тем, существует различная судебная практика в отношении подтверждения с помощью регистров бухгалтерского учета обоснованности расходов.

Также суд может прийти к выводу о том, что регистры не подтверждают убыток. Например, в Постановлении ФАС Уральского округа от 28.10.2008 N Ф09-7830/08-С3 по делу N А76-4784/08 суд указал, что данные бухгалтерских регистров не являются первичными документами, подтверждающими размер понесенного налогоплательщиком убытка, регистры налогового учета обществом не представлены ни при проведении мероприятий налогового контроля, ни в ходе судебного разбирательства, следовательно, при определении налоговой базы по налогу на прибыль себестоимость товарно-материальных ценностей неправомерно включена обществом в сумму убытка.
При этом суды оценивают, для каких целей используется имущество, отраженное в регистрах бухгалтерского учета. Например, в Определении ВАС РФ от 25.06.2010 N ВАС-6529/10 по делу N А32-23603/2009-5/460 суд встал на сторону общества. Суд установил факт получения обществом недвижимого имущества по акту приемки-передачи от 27.12.2006, отражение его в регистрах бухгалтерского учета по счету 08 и внесение изменений в учредительные документы в части увеличения уставного капитала, придя к выводу, что указанное имущество используется в деятельности общества.
Также суд может оценить «типичность» расходов при соотнесении с регистрами бухучета.

В этой связи компаниям рекомендуется:
- устанавливать в локальном акте приказом руководителя регистры бухгалтерского и налогового учета;
- не учитывать регистры в качестве сведений, составляющих коммерческую тайну;
- включать в регистры обязательные реквизиты; если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, организация вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами.

1. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

2. Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета. Для целей настоящего Федерального закона под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки). Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и расходы на их создание.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 357-ФЗ)

3. Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами. Не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 357-ФЗ)

4. Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:

1) наименование регистра;

2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;

3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

5. Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

6. Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

7. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление регистра бухгалтерского учета другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа изготавливать за свой счет на бумажном носителе копии регистра бухгалтерского учета, составленного в виде электронного документа.

8. В регистре бухгалтерского учета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра. Исправление в регистре бухгалтерского учета должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

9. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации изымаются регистры бухгалтерского учета, в том числе в виде электронного документа, копии изъятых регистров, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в состав документов бухгалтерского учета.

Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» РФ - N 402-ФЗ - устанавливает единые требования к бухучёту, к финансовой отчётности. Создаёт правовой механизм регулирования бухгалтерского учёта. Распространяет свою силу на Центральный банк России, коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, учредивших адвокатские кабинеты адвокатов, гос. органы, власть местного самоуправления, на управление государственных внебюджетных фондов и территориальных гос. внебюджетных фондов, находящиеся на территории нашего государства филиалы, представительства и т.п. структурные подразделения организаций, международные сообщества, их филиалы и представительства, располагающиеся на территории России. Применяется при составлении бюджетной отчётности и при работе над бюджетным учётом активов и обязательств нашего государства и его субъектов, муниципальных образований.

6 декабря 2011 г. был принят новый Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который вступил в силу с 1 января 2013 года. Закон 2011 года в части правил, касающихся составления и представления первичных документов, содержит, как и Закон 1996 года, специальную статью 10 «Регистры бухгалтерского учета». Пункты 1 и 2 статьи 10 Закона 2011 года воспроизводят классические правила организации системы регистров бухучета, согласно которым «данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета» (п. 1), и «не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета» (п. 2). Дальнейшие положения статьи 10 Закона 2011 года содержат существенные изменения, на которые следует обратить внимание. Ведение учета методом двойной записи. Прежде всего, именно положения нового закона о порядке организации системы учетных регистров теперь содержат указание на обязательность ведения организациями бухгалтерского учета методом двойной записи. В Законе 1996 года данное указание содержал пункт 4 статьи 8, которым устанавливалось, что «организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета». Пункт 3 статьи 10 Закона 2011 года определяет, что «бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами». Это не только изменение места данной нормы в тексте Закона, но и введение в нее возможности определения исключений для этого правила федеральными стандартами бухгалтерского учета. Однако и смена позиции данной нормы в структуре Закона также имеет значение, так как помещение ее в статью 10 подчеркивает роль счетов бухгалтерского учета как группировочного признака, организующего систему учетных регистров.

Обязательные реквизиты учетных регистров. Пункт 2 статьи 10 Закона 1996 года устанавливал, что «хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета». Закон 2011 года отменяет хронологическую последовательность как единственно возможный вариант организации записей на счетах, на что указывает один из определяемых Законом обязательных реквизитов учетных регистров - норма, появившаяся в Законе впервые. Согласно пункту 4 статьи 10 Закона 2011 года, «обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:

  • 1) наименование регистра;
  • 2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;
  • 3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
  • 4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;
  • 5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;
  • 6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
  • 7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц».

По аналогии с определениями, касающимися первичных документов, пункт 5 статьи 10 Закона устанавливает что «формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации».

Бухгалтерские регистры и коммерческая тайна. В Законе 1996 года содержалась специальная норма, указывающая следующее: «Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной» (п. 4 ст. 10). Закон 2011 года данной нормы не содержит, что естественно вызывает вопрос о сохранении за содержанием бухгалтерских регистров статуса коммерческой тайны экономического субъекта. Здесь, как и в рассмотренных выше случаях коррекции положений закона относительно снятия нерациональных повторов с нормативно-правовыми актами иных областей действующего права, нам следует воспользоваться общими положениями Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее - Закон «О коммерческой тайне»).

Статья 3 данного Закона определяет коммерческую тайну как «режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду». При этом Законом устанавливается, что информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - это «сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны».

Также Закон специально определяет понятия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, доступа к такой информации, ее передачи и предоставления, и разглашения информации данного вида. Согласно статье 3 Закона «О коммерческой тайне»:

  • - «обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, - лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны;
  • - доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, - ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации;
  • - передача информации, составляющей коммерческую тайну, - передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности;
  • - предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, - передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций;
  • - разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, - действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору».

Согласно статье 5 Закона «О коммерческой тайне», «режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении... сведений... обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами».

Пунктом 11 статьи 13 Закона 2011 года определяется, что «в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны». При этом состав бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливается статьей 14 Закона 2011 года, согласно которой «годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним» (п. 1). «Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним» (п. 2). «Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, устанавливается федеральными стандартами» (п. 3). «Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации» (п. 4). «Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности Центрального банка Российской Федерации устанавливается Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»» (п. 5).

Таким образом, в соответствии с Законом «О коммерческой тайне», организация может установить режим коммерческой тайны в отношении содержании своих учетных регистров.

Носители учетных регистров. Претерпели определенные изменения и положения Закона относительно носителей учетных регистров. Напомним, что Законом 1996 года устанавливалось, что «регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях» (п. 1 ст. 10).

В соответствии со статьей 10 Закона 2011 года, «регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью» (п. 6). Очевидно, что данное изменение текста Закона лишь привело его в большее соответствие реалиям современности.