Основные промышленные центры урала. Химическая

Урал мы рассматриваем в официальных «госплановских» границах. Договоримся, что Курганская и большая часть Оренбергской области - это, в основном, «степное дополнение» к Уралу, главной чертой которого является разнообразие и изобилие ископаемых богатств.

Уральские горы относятся к районам древнего (палеозойского) горообразования. В палеозое здесь образовались тектонические складки, в мезозое горы разрушились, а в кайнозое этот район испытал глыбовые поднятия на небольшую высоту (500- 600 м). Границы Урала как природного района не совпадают с «госплановскими» границами, в которые включается только Средний и Южный Урал (или говоря административным языком, Свердловская и Челябинская области). Но именно эти части Урала наиболее богаты полезными ископаемыми.

Знаменитый геолог академик Александр Евгеньевич Ферсман назвал Урал «жемчужиной минерального царства», считая его важнейшим мировым центром геохимического сырья. В горной, собственно Уральской, части района преобладает рудное сырье - руды железа, меди, свинца и цинка, никеля, титана, вольфрама и многих других металлов. Здесь же месторождения драгоценных и поделочных камней - яшмы, малахита, аметиста, мрамора. В Предуралье, в тектоническом прогибе, заполненным осадочными породами, - месторождения калийных солей, и газа. В Зауралье пока не обнаружено крупных месторождений.

Климат Урала

В климатическом отношении Урал можно грубо разделить на 4 части: северо-западную, с климатом холодным и влажным; северо-восточную, с климатом холодным и достаточно увлажненным; юго-западную, с климатом сравнительно теплым и слегка засушливым и юго-восточную с климатом резко континентальным и сухим.

Лесов больше на севере Урала и на западных, более пологих склонах (восточные склоны - крутые и обрывистые). Южный Урал расположен в основной степной зоне (но широтная зональность здесь нарушена вертикальной поясностью, и границы зон отклоняются к югу). В силу небольшой высоты (до 1000-1500 м) Уральские горы не являются значительными собирателями влаги; но все же наибольшее число осадков выпадает на северо-западных склонах (до 700 мм в год), а наименьшее (менее 400 мм) - на юго-восточных. Поэтому реки западного склона более полноводны, чем реки восточного склона.

Промышленность Урала

Урал был первым «настоящим» горным районом, до которого дошла в своем расширении Московская Русь.

Горнозаводская промышленность Урала практически началась с эпохи Петра I, когда наша страна в высшей степени нуждалась в металле для перевооружения своей армии. Горные богатства Урала осваивались путем раздачи громадных участков с обязательством разработки недр и с правом «вывода» туда крепостных крестьян, которые прикреплялись к заводам в качестве рабочей силы. Принудительный труд на Уральских заводах в условиях примитивной техники и зверской эксплуатации был более чем каторжным.

Пока оставался неизвестным способ выплавки чугуна не каменном угле, Урал с его высокосортными рудами, богатейшими лесами и даровой рабочей силой играл очень крупную роль в мировой металлургии. В XVIII веке Урал вывозил за границу, в том числе и в Англию, которая к этому времени успела свести на плавку чугуна все свои леса.

Свое мировое значение Урал потерял вскоре после того, как в конце XVIII века в Англии стала применяться плавка на коксе, Реформа 1861 года лишила уральские металлургические заводь даровой рабочей силы, но сохранила за заводчиками громадные земли, а заводские крестьяне не получили земельных надело! (кроме приусадебных участков) и, будучи привязаны ими к заводу доставляли заводчикам дешевую рабочую силу. Тем самым в значительной мере сохранялся на уральских заводах и прежний отсталый общественный уклад. А мелкие размеры заводов, связанные с древесной плавкой, обусловливали отсталость техники. При этих условиях Урал, несмотря на высокое качество своих изделий оказался совершенно бессилен в конкуренции с новым горнопромышленным районом, который с 70-х годов XIX века стал складываться на Юге на базе криворожской руды, донецкого угля, иностранных капиталов и новейшей техники. Южная металлурги) обогнала уральскую уже в 90-х годах XIX века.

Древесный уголь хрупок и не выдерживает большого давления, поэтому для работы на древесном угле проходилось строить домны гораздо меньших размеров (раз в 5-10), чем для работы на коксе. Механическая получалась от падающей через простое мельничное колесо; обязательной принадлежностью каждого завода был заводской пруд. Вокруг завода на расстоянии 30 километров размещались углевыжигательные печи. Печи старались располагать так, чтобы можно было доставлять к ним лес сплавом. В тех случаях, когда завод был вне железной дороги, для вывоза продукции пользовались сплавом по реке, что обыкновенно можно было сделать раз в год - весной во время половодья. Такой завод требовал для своего обслуживания громадного количества пешей и конной рабочей силы вне завода в виде лесорубов, сплавщиков, угольщиков, возчиков руды, возчиков угля и прочих. На горнозаводский Урал в порядке отхожих промыслов стекались десятки тысяч крестьян из соседних районов. Крестьянская лошадь была на этих работах главным «мотором». Урал оставался единственным в мире металлургическим районом, где добыча чугуна зависела от урожая овса. Да и сами рабочие большинства мелких уральских заводов оставались полукрестьянами - с усадьбой, огородами, покосами, а иногда и с потребительскими посевами. Для старого Урала в высшей степени характерна была частичная приостановка работы заводов в летнее время с целью дать рабочим возможность справиться с полевыми работами.

Таким образом, на рубеже XIX-XX века хозяйство Урала вступило в полосу кризиса. Выход из него был найден в 1930-е годы в создании уже известного вам Урало-Кузнецкого комбината, соединившего уральскую руду с кузнецким углем. Были построены гигантские по тем временам заводы в Магнитогорске (позже он стал крупнейшим в мире, выплавляя до 16 млн. тонн стали в год), позднее - в Нижнем Тагиле, Челябинске и Новотроицке. Большинство из сотни маленьких уральских металлургических заводов перешло на металлообработку и машиностроение, но около двух десятков их них продолжают выпуск высококачественных сталей.

В этот же период на Урале строятся крупные машиностроительные заводы; но наибольший рывок в развитии этой отрасли был сделан в годы войны, когда сюда были эвакуированы десятки заводов, выпускающих военную продукцию. Наиболее распространены здесь заводы металлоемкого машиностроения: производство металлургического оборудования, экскаваторов и буровых установок («Уралмаш» в Екатеринбурге), оборудования для химических заводов («Уралхиммаш» там же), турбин и генераторов (Уралэлектротяжмаш там же); самоходных артиллерийских орудий («Уралтрансмаш» там же), гусеничных тракторов (Челябинский тракторный завод), артиллерийских орудий и систем (объединение «Мотовилихинские заводы» в Перми), тяжелых танков (крупнейший в мире танковый завод в Нижнем Тагиле «Уралвагонзавод», выпускающий заодно и грузовые вагоны) и другие.

Цветная металлургия здесь представлена добычей руд и выплавкой, вероятно, почти всех видов имеющихся в России цветных металлов: меди, свинца, цинка, никеля, хрома, алюминия, титана, магния и других (см. статью « «). Технологически с этой отраслью часто соединена химическая промышленность (производство серной кислоты, минеральных удобрений).

Особенностью металлургии Урала в послевоенное время было постепенное исчерпание своей рудной базы: и черная, и цветная металлурги я все в большей степени базируются на привозных рудах из Казахстана.

Разработки нефтяных месторождений Предуралья (в основном в Башкирии) и газовых близ Оренбурга создали базу для развития химии органического синтеза (в Башкирии и Пермской области). Энергетические проблемы района решались за счет создания мощных ГРЭС, в основном, на углях Кузбасса Экибастузского бассейна.

Начиная с 1950-х годов на Урале стали возникать «закрытые города» различной специализации, прежде всего, участвующие в производстве ядерного оружия. В городе, до сих пор называемом «Челябинск-70», была создана советская атомная бомба; в Челябинской и Свердловской областях расположено еще несколько таких городов.

Население Урала

Для Урала характерен высший уровень урбанизированности, сосредоточение большинства населения в крупных городах. Это в значительной степени объясняется преобладанием крупных предприятий в промышленности Урала. Поэтому здесь проблемы перестройки структуры производства усугубляются также и огромными размерами предприятий. Но с другой стороны, «человеческий фактор» регионального развития здесь способствует техническому прогрессу: для Урала характерна концентрация в городах высококвалифицированных работников - не только ученых, но и инженеров и рабочих, способных освоить производство изделий любой сложности.

Помимо русских, составляющих более 80% населения, на Урале проживают и многие другие народы, 3 из них имеют свои национально-территориальные образования.

Башкиры, народ тюркской группы, исповедующий ислам, общей численностью 1,3 миллиона человек, проживают, в основном, в пределах Башкирской республики (860 тысяч человек), в смежных областях и республиках (160 тысяч в Челябинской области, по 50 тысяч в Пермской и Оренбургской). Но во всем населении Башкирии - 3,9 миллиона человек - башкиры составляют лишь 22% населения, при том что русских там 39%, а татар 28%. Таким образом, «титульная» нация является только 3-й по численности. Помимо названных народов, в Башкирии живут также чуваши и марийцы (более чем по 100 тысяч человек), мордва и многие другие, поэтому эта республика может развиваться только как многонациональная.

Башкирия сейчас очень промышленно развитый регион, с мощной нефтепереработкой, нефтехимией, химией органического синтеза, особенно в группе близкорасположенных городов - Салават, Стерлитамак, Ишимбай, а также в Уфе, машиностроением (авиационный и моторный заводы в Уфе и многое другое). Одна из наиболее острых проблем - загрязнение среды, особенно, в крупных городах (например, в Уфе отходы химических производств уже неоднократно попадали в городской водопровод; в этих случаях город снабжался питьевой водой с помощью цистерн).

Удмурты (старое название - вотяки), народ финской группы, имеет общую численность более 700 тысяч человек, из которых в своей республике живет 70%; но они составляют лишь 31% от всего населения республики (1,6 млн. человек), тогда как русские 60%.

Вот как описывалась жизнь вотяков в начале XX века: Вотяки занимают местность между Вяткой, Чепцой и Камой. Край их представляет чуть-чуть волнистую низменную равнину, сплошь покрытую лесами и болотами, обилием которых определяется и климат, характеризующийся частыми заморозками весной и осенью и обилием туманов летом. Суровая обстановка природы, среди которой живет вотяк, отразилась в сильном виде как на его внешнем виде, так и на его душевном складе, и определила собою важнейшие особенности его быта. Низкий рост, хилое сложение, светлые волосы, серые подслеповатые глаза, веснушчатая кожа - вот отличительные признаки вотяка, жителя болотистой, лесистой низменности. Замкнутость, молчаливость, вялость, беспредельная покорность судьбе характеризуют внутренний склад его души. Не имея сил бороться с окружающей природой, он подчинился ей и научился терпеть. Прежде, когда леса изобиловали птицей и зверьем, единственным промыслом вотяка была охота. Теперь он стал земледельцем; но скудная почва и суровый климат заставляют его искать подспорья и в других промыслах: охоте, пчеловодстве, рубке леса, извозе. В обработке земли вотяк проявляет все свое прославленное трудолюбие, но охотой, этим исконным промыслом своих предков, он занимается со всей доступной ему страстью и здесь только обнаруживает свои таланты. Живет вотяк в тесных курных избах, с окнами, затянутыми воловьим пузырем. В зимнее время здесь ютится не только вся семья, но и мелкий скот, и птица. Одежда вотяка, всегда белого цвета, состоит из рубахи, подпоясанной ремешком, и кафтана. Только в женском костюме допускаются украшения в виде разноцветных вышивок, ожерелий и головных уборов разного вида, обыкновенно, унизанных серебряными монетами. В своих верованиях, несмотря на крещение, вотяк сохранил много языческого. Он верит в разных добрых и злых духов, водяных, леших, домовых и в их честь устраивает в лесах поляны с жертвоприношениями.

Но все это, конечно, уже в далеком прошлом. Удмуртия сейчас - очень сильно урбанизированный, индустриализированный, милитаризированный регион; по доле ВПК он стоит на одном из первых мест в России. Выделяются, прежде всего, оружейные заводы Ижевска; предприятия ядерного цикла находятся в Глазове, производство ракет стратегического назначения - в Воткинске.

Коми-пермяки, народ финской группы, общей численностью в 150 тысяч человек, проживает в основном в Коми-Пермякском автономном округе, составляя в нем 60% всего населения. Главная отрасль специализации округа - заготовка леса и его первичная обработка.

Для Уральского региона характерна тесная взаимообусловленность составляющих отраслей и производства, особенно в тяжелой индустрии.

Горнодобывающая промышленность служит базой для черной и цветной металлургии, химической и строительной индустрии. В целом машиностроение и металлургия главенствуют на Урале как по объему продукции, так и по значению для страны.

Лесная промышленность и аграрно-индустриальный комплекс опираются на ресурсы древесины и сельскохозяйственного сырья.

Уральский регион включает также группы обслуживающих отраслей и производств - добычу угля и торфа, производство электроэнергии, товаров народного потребления и продовольствия.

Экономический профиль Уральского районного комплекса определяет тяжелая индустрия, основами которой являются черная и цветная металлургия. Фундамент комплекса представлен добывающими производствами. К ним относятся прежде всего добыча и обогащение руд черных и цветных металлов, разработки россыпных месторождений золота и платины, добыча нерудного сырья как для металлургии, так и для других отраслей, особенно промышленности строительных материалов.

Черная металлургия Урала в целом отличается более высоким качеством металла, что обусловлено использованием малосернистого кузнецкого кокса и руд Урала, чистых от вредных примесей и содержащих ценные компоненты - хром, никель.

По развитию цветной металлургии Урал занимал и занимает ведущее место в России, выпуская почти все цветные металлы, их сплавы и прокат. Медные руды Урала - комплексные. Из них, в частности, получают редкие металлы и цинковый концентрат, который перерабатывается на Челябинском цинковом заводе.

Урал - важнейший поставщик алюминия, магния, титана. Будучи электроемким, их производство локализовано поблизости от источников энергетического топлива - каменного и бурого угля.

Урал - старейший в стране регион золотодобычи. Прииски разбросаны вдоль восточных склонов хребта. Издавна славится Урал драгоценными и поделочными камнями, добываемыми в Ильменских горах западнее Челябинска и в других местах. Центром камнерезно-гранильного и ювелирного производства Урала является Екатеринбург. Уральские драгоценные камни используются в качестве не только ювелирного, но и технического сырья для нужд приборостроения, электротехники, радиоэлектроники, оптики.

Наличие мощной металлургической базы способствовало развитию на Урале машиностроения и металообработки. Уступая лишь Центральному региону России по величине продукции отрасли, Урал выделяется производством оборудования для металлургии, горного дела, химии, энергетики и транспорта.

Тяжелое машиностроение давало в эпоху Советского Союза значительную часть продукции всего машиностроения. Номенклатура выпускаемых изделий тесно была связана с потребностями региона, с его ведущими отраслями промышленности.

На Урале развита химическая промышленность. Многие ее производства тесно связаны с черной и цветной металлургией.

Важным звеном в хозяйстве Урала является его энергетика. Урал поглощает 1/7 производимых в стране топлива и энергии. Рост потребления топлива на Урале покрывается за счет нефтепродуктов и газа. Добыча нефти ведется в Пермской и Оренбургской областях. Тюменская нефть поступает по трубопроводам через Курган на Урал и далее на Запад.

Уральская электроэнергетическая система - одна из самых мощных в стране. Основную часть электроэнергии вырабатывают тепловые станции. Урал находится на стыке электроэнергетических систем Европейской части и Сибири.

Значительную роль в Уральском производственном комплексе играет сельское хозяйство. Примерно 2/3 всех сельскохозяйственных земель приходится на пашню, остальное - выгоны, пастбища, сенокосы. Больше всего распаханы лесостепные и степные территории. Здесь ярко выражено зерновое хозяйство, основой которого являются посевы яровой пшеницы. В посевах Приуралья и Зауралья севернее Перми и Екатеринбурга пшеница уступает место озимой ржи.

Вокруг промышленных центров издавна сложилось пригородное сельское хозяйство с производством свежих овощей, зелени, цельномолочной продукции. Растет число парников и теплиц на тепловых отходах электростанций и предприятий.

В кормовой базе животноводства горных и таежных мест преобладают естественные сенокосы и пастбища; на остальной территории корма производят в полевых севооборотах. Причем на Среднем Урале велика роль клевера, на Южном - кукурузы.

В животноводстве преобладает крупный рогатый скот молочного и мясомолочного направлений. Свиноводство больше приурочено к пригородным зонам и лесостепному Зауралью, овцеводство встречается больше в степях Южного Урала.

Вблизи крупных промышленных центров развивается птицеводство, представленное современными государственными и частными птицефабриками. Сооружены комплексы по производству говядины, свинины, молока.

Надо отметить, что аграрные преобразования на Урале, также как и по всей России идут уже многие годы, однако их направленность на замену административно-командной системы рыночной системой с приоритетом производственной демократии, экономической свободы и самоуправления хозяйствующих субъектов реализуется с трудом.

С переходом к развитым рыночным отношениям стало расти число фермерских хозяйств на Урале. В процессе формирования новой аграрной структуры часть хозяйств Урала приспособилась к рынку, сохранив при этом основные фонды. Многие руководители, специалисты и активные работники таких предприятий были заинтересованы в преобразовании коллективного хозяйства в частное. Общая тенденция последних лет не только на Урале, но и по всей России - сокращение численности фермерских хозяйств и увеличение площади земельных угодий на одно хозяйство.

В некоторых районах Урала на базе неплатежеспособных хозяйств создаются муниципальные предприятия по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции.

В переходных условиях приоритетом является принцип самофинансирования сельского хозяйства Урала с привлечением бюджетных средств, поддержки и обеспечением максимальной стимулирующей роли этих средств.

В общем и целом, говоря о сельском хозяйстве Урала, его развитии, следует отметить, что роль его в хозяйственном значении страны значительно меньше, чем роль промышленности. Основная часть сельскохозяйственной продукции потребляется внутри региона, причем многую продукцию животноводства частично приходится привозить. Вывозят с Урала в основном зерно, льнопродукцию.

Общие запасы леса на территории округа превышают 7,3 млрд. кубометров, то есть более 10% от общероссийских запасов.

Сегодня в Уральском округе заготавливается 7,7 млн. кубометров леса. Таким образом, освоение расчетной лесосеки составляет только 11,4%, при этом в среднем по России использование лесосеки достигает 23%.

Зона активного лесопользования совпадает с существующими транспортными коридорами.

Сегодня общая протяженность существующих лесовозных дорог составляет только 700 км.

В случае развития транспортной инфраструктуры - дополнительного строительства как минимум 740 км лесовозных дорог от существующих сегодня и проектируемых транспортных путей - можно увеличить объем лесопользования на 12 млн. кубометров в год и довести общий объем заготовки древесины в Уральском округе до 19,7 млн. кубометров.

В свою очередь, повышение общего объема доступного лесного фонда создаст базу для строительства новых перерабатывающих мощностей, которых сегодня на Урале фактически нет.

Несмотря на то, что только в Уральском федеральном округе собирается свыше 65% от всего российского НДПИ, доля инфраструктуры, которая приходится на регионы Урала, составляет лишь 7% от всей транспортной инфраструктуры Российской Федерации.

Поэтому строительство любых дорог, магистралей, транспортных коридоров на территории региона будет повышать социально-экономический уровень развития Урала и Западной Сибири.

По предварительным оценкам, строительство объекта приведет:

  • - к снижению затрат на транспортировку хромовых руд с месторождений Полярного Урала на заводы в Южный и Средний Урал;
  • - к ликвидации дефицита бурового угля на Урале за счет ввода в эксплуатацию Сосьвинско-Салехардского бассейна;
  • - к снижению затрат на строительство, обслуживание и ремонт объектов промысловой и транспортной инфраструктуры при освоении месторождений нефти и газа севера и северо-востока Западной Сибири;
  • - к обеспечению потребностей уральских комбинатов в медно-цинковых, железных и марганцевых рудах. Отмечу, что этот эффект мы получим только в случае открытия рентабельных и богатых месторождений;
  • - к увеличению освоения лесного фонда на 12 млн. кубометров в год при условии параллельного с проектированием железной дороги строительства лесовозных магистралей.

Необходимо отметить, что инвестирование значительных средств, требующихся для строительства новой железной дороги, должно сопровождаться детальным экономическим анализом.

Это позволит определить сроки окупаемости инвестиций на основе прогноза загрузки транспортной инфраструктуры за счет перевозки как продукции минерально-сырьевого комплекса, так и других грузов.

Уральский экономический район занимает территорию семи субъектов Российской Федерации: Удмуртию и Башкортостан, Пермскую, Челябинскую, Курганскую, Свердловскую и Оренбургскую области. Границами района охвачена площадь в 824 тысячи квадратных километров. Центр этого района, одного из 11 находится в Екатеринбурге.

В географическом отношении он располагается на Среднем и Южном Урале, частично захватывая Северный, а также часть прилегающих к Уралу равнин: с запада - Восточно-Европейскую, с востока - Западно-Сибирскую. Потенциальные энергоресурсы рек составляют 3,3 миллиона кВт. На расположены Камское и Воткинское водохранилища. Около половины территории района покрыто таежным лесом с запасами древесины более 3,5 млрд.куб.м. Южную часть занимают степи, распаханные на значительных пространствах. Климат - от умеренно-континентального до континентального. Численность населения - около 20 млн.человек (при плотности 23 чел/кв.км.). Городское население преобладает над сельским, оно составляет 2/3.

Отраслевые направления экономики

Уральский экономический район богат полезными ископаемыми, это обусловило разнообразие и сложность структуры высокоразвитого комплекса тяжелой индустрии с общероссийским значением. Основными отраслями тяжелой промышленности являются следующие: и цветная), машиностроение (транспортное, энергетическое, сельскохозяйственное), лесная, горно-химическая и нефтехимическая, химическая. Успешно ведется добыча минерального сырья, нефти (Прикамье) и газа (Оренбург). Нефтеперерабатывающие предприятия находятся в Орске, Краснокамске, газопереработка - в Оренбурге. Добывается и каменный уголь, но основная потребность в нем покрывается за счет привозного угля (из Кузбасса, Караганды).

Уральский экономический район снабжается собственной электроэнергией, вырабатываемой на мощных электростанциях: одной АЭС (Белоярская), двух ГЭС (Камская и Воткинская) и девяти ТЭЦ и ГРЭС.

Ведущая роль в тяжелой промышленности отведена металлургии, сформированной и развивающейся на местной сырьевой базе. Главными предприятиями являются комбинаты Челябинска, Магнитогорска, Нижнего Тагила. На этих и других предприятиях металлургии налажен металлопрокат, востребованный в машиностроении и строительстве. На Урале работают предприятия

Уральский экономический район - ведущий российский район тяжелого машиностроения ("Уралмаш", "Южуралмаш"), химического машиностроения (Глазовский завод, "Уралхиммаш"). На предприятии "Уралэлектротяжмаш" производят оборудование для электротехнической промышленности и энергооборудование. Траспортное машиностроение занято выпуском грузовых железнодорожных вагонов, автомобилей и мотоциклов, тракоров и прицепов к ним, разнообразных сельхозмашин. Развито станкостроение, выпускаются электроприборы, радиоприемники, холодильники.

Химическая промышленность Урала представлена производством калийных, фосфорных, азотных минеральных удобрений, соды, серы, соляной кислоты, разных солей, хлора. Налажено производство пластмасс, смол и спиртов, лаков и красок, искусственных волокон. Перерабатывается асбест, магнезит.

На Урале налажено производство стройматериалов (цемент, железобетонные изделия, сборные конструкции). Деревообработка представлена производством бумаги, пиломатериала и фанеры. Легкая промышленность производит льняные и синтетические ткани, кожевенно-обувную продукцию, швейные изделия. Пищевая промышленность занята переработкой молока и мяса, функционируют мукомольные предприятия.

Сельское хозяйство Урала развивается в направлении зерноводства (пшеница, рожь, овес, ячмень) и животноводства овцеводство, козоводство, свиноводство) для обеспечения продуктами питания населения промышленных городов. В пригородных совхозах выращивают также картофель и овощи. Из технических культур выращивают лен и подсолнечник. Есть и птицефабрики - поставщики мяса кур и яиц.

Уральский экономический район изрезан вдоль и поперек транспортной сетью. Это железнодорожные магистрали (большей частью электрофицированные), трубопроводы для подачи нефти и газа, водный транспорт и автодороги.

Специализация и структура хозяйства в значительной мере определена сочетанием таких межотраслевых комплексов, как топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химический, лесопромышленный, строительный и агропромышленный.

Топливно-энергетический комплекс обеспечивает функционирование всех отраслей хозяйства. Урал относится к числу районов с низкой обеспеченностью топливно-энергетическими ресурсами. Традиционная отрасль для Урала - угольная промышленность. Большое значение в настоящие время имеет добыча нефти и газа. Нефть добывают на месторождениях Башкортостана и Удмуртии, Пермской и Оренбургской областей, а её переработка сосредоточена в Башкортостане (Уфа, Салават), Пермской области (Пермь) и Оренбургской области (Орск). Основные запасы газа располагаются на очень небольшой площади. Глубина продуктивных горизонтов составляет 1200 - 1800 метров.

Обледененная Уральская энергосистема - это одна из крупнейших в стране, ее основа - теплоэнергетика, базирующая на угле и природном и попутном газе. Она представлена Рефтинской (3,8 млн. КВт), Троицкой (2,5 млн. КВт), и Ириклинской (2,4 млн. КВт), Южно-Уральской ГРЭС и др. Развита и гидроэнергетика - самые крупные ГЭС построенны на Ками: Воткинская и Камская; имеют несколько меньших по мощности гидроэлектростанции. На Урале есть атомная электростанция - Белоярская с мощным реактором на быстрых нейтронах.

Основа промышленности Урала - метолургический комплекс, в т.ч. черная и цветная металлургия.

Черная металлургия Уральского экономического района представлена всеми стадиями производства, начиная от добычи и обогащения железных руд до выплавки чугуна, стали и проката.

Урал не покрывает своих потребностей в железной руде собственной добычей, руды дополнительно ввозятся из Курской магнитной аномалии, с Кольского полуострова (на расстояние 3000 - 3500 км), а также из Казахстана (Соколовска - Сарбайские), что значительно ближе. Однако проблема снабжения металлургии Урала железорудным сырьем осложняется в связи с переходом Карагандинского металлургического комбината (Казахстан) на снабжение с Соколовска - Сарбайского ГОКа. Поэтому ставится задача более полной разработки собственных ресурсов железных руд. На базе Качканарской группы месторождений работает один Качканарский горно-обогатительный комбинат, строится второй.

Марганцевые руды на Урале пока не добываются, хотя их запасы довольно значительны - 41,3 млн. т. (Североуральский марганцевый бассейн в Свердловской области).

На Урале есть запасы и хромитовых руд (Сарановская группа месторождений), но они используются для производства огнеупоров вследствии низкого содержания оксида хрома и высокого содержания кремния. Для выплавки феррохрома применяются хромиты из Казахстана.

Урал отличается высоким уровнем концентрации и комбинирования производства черных металлов. Основной тип предприятий - предприятия полного цикла, выпускающие чугун, сталь, и прокат. Наиболеекрупные из них - Магнитогорский, Нижнетагильский, Орско - Халиловский (Новотроицк) комбинаты и Челябинский металлургический завод - дают почти 80 % чугуна и 70 % стали, выполняемых в районе. Другие предприятия полного цикла находятся в Чусовом, Серове, Алапаевске, Белорецке, и других центрах.

Урале имеется выплавка природнолегированных металлов (Новотроицк). Металл, производимый предприятиями Урала, отличается высоким качеством и относительно низкой себестоимостью.

Цветная металлургия также является отраслью рыночной специализации Уральского экономического района, отличается очень высоким уровнем развития, представлена производством меди, цинка, никеля.

Ведущее место занимает медная промышленность, сырьевой базой которой служат медно - колчеданные руды, залегающие вдоль восточного склона Урала. Предприятия по выплавке черновой меди сосредоточены в районах добыче и руд: в Красноуральске, Кировграде, Ревде, Карабаши, Медногорске. Последующая стадия обработки меди - ее рафинирование - осуществляется на электролитических заводах в Кыштыме и Верхней Пышме.

На Урале осуществляются добыча и обогащение никелевых руд. Производство никеля сосредоточено в районах добыче руд: в Южном Зауралье (Орск), Уфалейском районе.

Алюминиевая промышленность Урала обеспечивается собственным сырьем. Алюминиевые заводы: Богословский (г. Краснотурьинск), Уральский (город Каменск - Уральский) и другие.

Энергоемким является также производство титана и магния. На Урале оно представлено Березниковским титано-магниевым комбинатом и Соликамским магниевым заводом, которые базируются на карналлитах Верхнекамского соленосного бассейна.

Для производства цинка в Уральском экономическом районе используется как местное сырье, представленное медно - цинковыми рудами, так и привозные концентраты. Крупный центр цинковой промышленности - Челябинск.

Машиностроение Урала - крупная отрасль его рыночной специализации, занимает ведущее место в структуре промышленного производства Уральского экономического района. В настоящее время в районе работают почти 150 машиностроительных предприятий, представляющих все подотрасли машиностроения.

Многие производства являются металлоемкими, поэтому машиностроение тесно взаимодействует с металлургией. Основные центры тяжелого машиностроения: Екатеринбург («Уралмаш», «Уралхиммаш», «Уралэлектротяжмаш», заводы бурового и металлургического оборудования и др.), Орск (оборудование для металлургии и горно-рудной промышленности), Пермь (горно-шахтное машиностроение), Уфа (завод горного оборудования), Карпинск (производство и ремонт горного оборудования) и другие. Оборудования для нефтяной и газовой промышленности производится в Салавате, Бузулуки, Троицке и др.

Основные направления развития машиностроения Урала следующие:

  • 1. Техническое перевооружение и реконструкция действующих предприятий, внедрение гибких автоматических линий, оборудования со встроенной микропроцессорной техникой и пр.,
  • 2. Углубление специализации машиностроительных предприятий. С этой целью в малых и средних городах создаются филиалы и цехи крупных заводов, сюда выводятся « непрофильные » предприятия из больших городов, формируются централизованные ремонтные и обслуживающие производства;
  • 3. Изменение структуры машиностроительного комплекса в сторону увеличения доли наиболее прогрессивных отраслей: станкостроения, производства точной механики, сложной аппаратуры и т.п. Одновременно произойдет дальнейшее углубление специализации района на производстве продукции тяжелого машиностроения.

Химическая промышленность - отрасль рыночной специализации Урала - обладает мощной сырьевой базой, использует нефть, попутные нефтяные газы, уголь, соли, серный колчедан, отходы черной и цветной металлургии, лесной промышленности. Уральский экономический регион - один из ведущих в стране по развитию химической промышленности, которая представлена здесь всеми важнейшими производствами: минеральных удобрений, синтетических смол и пластмасс, синтетического каучука, соды, серной кислоты и другие.

Фосфатные удобрения выпускаются в Перми, Красноуральске на основе привозных хибинских апатитов. При производстве минеральных удобрений используется серная кислота.

Сернокислотная промышленность Урала базируется как на ископаемом сырье (серный колчедан), так и на отходах цветной металлургии (Ревда, Кировоград) и других отраслей.

Содовая промышленность приближена к мосторождениям поваренной соли, а также комбинируется с производством калийных удобрений при наличии известняков и угля. Основные центры на Урале- Березники и Стерлитамак.

Химия органического синтеза представлена производством синтетических смол и пластмасс (Екатеринбург, Уфа, Салават, Нижний Тагил), синтетического каучука (Стерлитамак, Чайковский), шин (Екатеринбург,) и другой продукции. Эта отрасль использует как местные, так и поступающие из Западной Сибири нефти и газа.

Лесная промышленность - отрасль рыночной специализации Уральского экономического района - работает на собственной сырьевой базе, представлена всеми стадиями производства начиная от заготовки древесины до выпуска конечной продукции (бумаги, спичек, фанеры, мебели, домостроение и др.). Развита химическая переработка древесины и ее отходов.

Важнейшие центры лесной и деревообрабатывающей промышленности расположены в Пермской и Свердловской областях (Серов, Пермь, Соликамск и др.). Лесозаготовки ведутся преимущественно в южных и центральных частях этих областей, хотя основные лесные массивы находятся на севере.

Большое значение имеет целлюлозно-бумажная промышленность Урала, предприятия которой также расположено в Пермской (Краснокамск, Красновишерск, Соликамск) и Свердловской (Новая Ляля) областях.

Основные напрвления дальнейшего развития лесной и целлюлозно-бумажной промышленности: постепенный сдвиг в северные районы Урала, повышение комплексности использовании лесных ресурсов; увеличения химической и химико-механической переработки древесины; реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий.

Строительная индустрия - на Урале опирается на собственную сырьевую базу. Это один из ведущих районов по производству цемента, который вырабатывается как на основе природного сырья, так и на основе отходов черной металлургии. Крупнейшие центры цементной промышленности - Магнитогорск, Еманжелинск (Челябинская область). Значительная роль принадлежит Уралу и в производстве сборного железобетона, домов в панельном исполнении, кирпича, гипса, щебня и другой продукции, которая поступает во многие регионы страны. Строительные организации Уральского экономического района помогают осваивать месторождения нефти и газа в Западной Сибири, строить многие объекты в других районах.

В составе Легкой промышленности Уральского экономического района выделяется кожевенно-обувная, построены также предприятия текстильной промышленности, например Чайковский комбинат шелковых тканей в Пермской области. Распространена швейная промышленность. Развитие легкой промышленности в регионе позволяет решать проблему использования ресурсов женского труда в районах концентрации тяжелой промышленности.

Агропромышленный комплекс специализирован на производстве зерновой и животноводческой продукции. Площадь сельскохозяйственных угодий 35 млн га, из них 22,4 млн га заняты пашней, а 12,6 млн - естественными кормовыми угодьями. Около 60% всех угодий приходится на Южный, остальные - на Средний и Западный Урал.

В структуре посевных площадей зерновые культуры составляют около - 2/5, а кормовые - более 1/3. Остальное приходится примерно в равных долях на технические культуры, картофель и овощи. Наиболее крупной долей зерновых культур отличается Оренбургская, Курганская и Челябинская области, технические (подсолнечник, сахарная свекла, лён) - Оренбургская, Пермская обл. и Башкортостан, картофеля и овощей - Свердловская, Пермская обл., Удмуртия, кормовых культур - Пермская и Свердловская обл. По валовому сбору зерна (от 9 до 16 млн т) Урал уступает только Северному Кавказу и Западной Сибири. По производству картофеля Урал занимает второе место в стране, уступая лишь Центральному району, а овощей - третье (вслед за Центральным районом и Северным Кавказом).

В структуре посевных площадей Урала наибольший удельный вес занимает зерновые культуры (около 65 %), а также кормовые (свыше 32 %). Выращиваются также картофель, овощи, лен-долгунец, подсолнечник, сахарная свекла. Доля технических культур в посевах не велика - не многим более 1,5 %, что связано с их высокой трудоемкостью. Основные посевы зерновых сосредоточены в Оренбургской области и в Башкортостане.

Специализация сельского хозяйства Урала меняется с севера на юг. В северной части района молочное животноводство и свиноводство сочетаются с выращиванием картофеля, овощей, льна, ячменя и овса. Южная и юго-восточная части - важнейшие зерновые районы, специализированные на производстве сильных высокобелковых пшениц. Здесь также развиты мясное животноводство и овцеводство. Башкортостан выделяется производством мёда.

Транспортный комплекс обеспечивает взаимодействие составных элементов хозяйства. Особенности экономико-географического положения Урала определили конфигурацию его транспортной сети, в которой преобладают широтные направления. Построена меридианная железная дорога, выполняющая внутрирайонные перевозки. Транспорт района отличается высокой грузонапряжённостью, осуществляя перевозки массовых грузов внутри района и транзитные. Преобладает железнодорожный транспорт, наряду с ним хорошо развит трубопроводный. Через Северный и Центральный Урал проложено несколько ниток нефте- и газопроводов из Западной Сибири в европейскую часть страны и за рубеж. Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных перевозок. Недостаточны протяжённость и качество автомобильных дорог.

В Уральском экономическом районе преобладает железнодорожный транспорт. Железнодорожные магистрали пересекают Урал в основном широтном направлении, они осуществляют экономические связи с другими районами. Построена меридиальная железная дорога, выполняющая внутрирайонные перевозки. Предлагается построить Западно-Уральскую меридиальную и Северо-Уральскую широтную железные дороги, намечается строительство вторых путей, так как высока грузонапряженность дорог.

Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных перевозок различных грузов. Недостаточны протяженность и качество автомобильных дорог с твердым покрытием. В дальнейшем намечается создать новые автомобильные и железнодорожные выходы в Северо-Кавказкий, Волго-Вятский, Западно-Сибирский экономические районы и Казахстан.