Обязательная продажа экспортной валютной выручки. Продажа валютной выручки ИП(Индивидуальными предпринимателями)

Государство постоянно работает над внедрением методов, позволяющих восполнить золотовалютный запас и нормализовать обстановку, сложившуюся на инвалютном рынке. Обязательная продажа валютной выручки – один из таких способов, который не оригинален и был задействован в РФ.

До 2007 года предприятиям необходимо было непременно реализовать инвалюту, вырученную в процессе работы с зарубежными партнерами, на рынке внутри страны. Происходило это на спецторгах и валютной бирже. Причина подобных мер – необходимость укрепить и поддержать отечественную денежную единицу за счет увеличения ее количества на внутреннем рынке.

Предприниматели-резиденты вправе пользоваться такими путями реализации инвалютной выручки:

  1. на биржах межбанковских, валютных. Помогали им уполномоченные банки;
  2. через инвалютный рынок внебиржевой межбанковский;
  3. банку предпринимателя;
  4. Центробанку РФ;

Операции по продаже дохода в у. е. осуществлялись с помощью уполномоченного банка, работающего с бизнесом. Реализовать его следовало не позже семи дней (рабочих) с той даты, когда он появился на счету резидента.

Центробанк контролирует соблюдение резидентами сроков и точных нормативов.

Нормы продаж колебались от 50% до 75%. После стабилизации экономики и выхода из кризиса процент снизился сначала до 25%, а затем и до ноля.

Ст. 21 ФЗ № 173, согласно которой устанавливалась обязательная продажа валюты на внутреннем рынке страны, с 2007 года уже не действует.

Продажа валютной выручки в 2017 году

В текущем году остается в силе утвержденная Центробанком норма обязательной реализации иностранной денежной массы, полученной от партнеров по бизнесу. Она предполагает снижение ранее установленного норматива до нулевого значения.

Центробанк обосновал свое решение:

  1. позитивной динамикой и ростом экономики;
  2. отсутствием бюджетного дефицита;
  3. превышением внутри страны предложения у. е. по сравнению со спросом.

По мнению регулятора, возвращение системы обязательной продажи инвалютной выручки в прежнем объеме:

  1. ощутимо уменьшит перспективы инвестирования иностранного капитала в экономику РФ;
  2. повлияет на курс национальной валюты и приведет к его снижению, поскольку резидентов наверняка испугает возможность введения мер, направленных на углубление контроля над вложениями капитала.

Кроме того, необходимость обязательной реализации части заработанной резидентами валюты:

  1. ускорит инфляционные процессы;
  2. приведет к снижению доступности денежной массы для предпринимателей;
  3. станет катализатором дестабилизации инвестиционной политики государства.

В итоге наметившаяся устойчивость экономического состояния нарушится, поскольку прочность рынка обеспечивается предсказуемыми и адекватными мерами в отношении к монетарной политике страны.

Эксперты предполагают, что критическая точка нижней стоимости отечественной валюты пройдена. Вероятность того, что цены на нефть снова пойдут вниз, ничтожная. А значит, котировки национальной валюты останутся на допустимом уровне.

Введение нормы обязательной реализации валютной выручки не обеспечит снижение процента инфляции и не уменьшит цены, поскольку отечественная экономика и без того заметно стабилизировалась, и наметился рост курса рубля.

Возвращение в законодательном порядке обязательства продавать инвалюту угрожает сильным ударом по производителям. Такой ресурс нужен бизнесу, особенно крупному, для сохранения достигнутых оборотов и их увеличения.

Кроме того, в банках страны увеличится количество валютных контролеров, что чревато значительным разрастанием бюрократии, тормозящей рост экономики.

Общество получило валютную выручку, она должна поступить на транзитный счет а потом на текущий счет?Обязательную продажу не производим?

Организация вправе использовать приобретенную иностранную валюту или валютную выручку по своему усмотрению. На настоящий момент требование об обязательной продаже части валютной выручки отменено (абз. 1 ч. 3 ст. 26 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). Поэтому организация вправе (но не обязана):

Обоснование данной позиции приведено нижев материалах Системы Главбух

Транзитный счет

Транзитный валютный счет является внутрибанковским и служит для идентификации банком поступлений иностранной валюты в пользу организации и учета валютных операций. * Чтобы открыть транзитный валютный счет, не требуется заключать отдельный договор банковского счета. Об этом говорится в пункте 2 информационного письма Банка России от 24 октября 2008 г. № 14. Такой счет банк автоматически открывает организации одновременно с открытием текущего валютного счета (п. 2.1 Инструкции Банка России от 30 марта 2004 г. № 111-И). Таким образом, чтобы банк открыл транзитный валютный счет, организация не должна предпринимать никаких действий.

Олег Хороший

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

Учет валютной выручки

Полученные средства в иностранной валюте переведите в рубли по официальному курсу Банка России, установленному на дату их зачисления на валютный счет организации (абз. 1 п. 5 ПБУ 3/2006). Одновременно сделайте запись в регистрах бухгалтерского учета в иностранной валюте. Это следует из Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.

Бухучет поступления валютной выручки зависит от условий договора. В частности, от того:

Если право собственности переходит на дату отгрузки (другую дату, отличную от даты оплаты) и договором предусмотрена последующая оплата, сделайте следующие проводки.

Дебет 62 Кредит 90-1
– отражена выручка от продажи товара.

На дату оплаты:

Дебет 52 Кредит 62
– отражена оплата покупателем товара.

Если договором предусмотрена предоплата, полученный аванс не признается доходом организации и отражается в составе кредиторской задолженности (п. и ПБУ 9/99). Отразите получение валютной выручки в этом случае следующим образом.

На дату оплаты:


– поступила предоплата в иностранной валюте.

На дату перехода права собственности:

Дебет 62 субсчет «Расчеты по отгруженным товарам (работам, услугам)» Кредит 90-1
– отражена выручка от продажи товара (выполнения работ, оказания услуг);

Дебет 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным» Кредит 62 субсчет «Расчеты по отгруженным товарам (работам, услугам)»
– зачтена полученная предоплата.

Такая схема проводок следует из пункта 12 ПБУ 9/99 и Инструкции к плану счетов (счета , , , , ).

Подробнее об отражении в бухучете движения товаров (работ, услуг) в зависимости от условий договора см.:

Независимо от условий договора в бухучете организация должна переоценивать поступившие средства и дебиторскую задолженность в иностранной валюте. Дебиторскую задолженность по выданным авансам пересчитывать не нужно ().

Переоценку делайте на дату:

Кроме того, в учетной политике для целей бухучета можно прописать порядок переоценки иностранной валюты по мере изменения курса.

Это предусмотрено пунктами , 9–10 ПБУ 3/2006, пунктом 7 ПБУ 1/2008.

При переоценке возникают курсовые разницы:

Расчет курсовых разниц целесообразно оформить в виде бухгалтерской справки-расчета, составленной в произвольной форме .

Положительные курсовые разницы учтите в составе прочих доходов (п. 7 ПБУ 9/99). Отрицательные курсовые разницы – в прочих расходах (п. 11 ПБУ 10/99). Об этом сказано и в пункте 13 ПБУ 3/2006.

Пример отражения в бухучете операции по реализации товаров на экспорт. Расчеты ведутся в иностранной валюте. Договором предусмотрен переход права собственности на товар после пересечения границы

ЗАО «Альфа» заключило внешнеторговый контракт на поставку товаров. Сумма контракта – 10 000 долл. США (НДС – 0%). По условиям договора право собственности переходит к покупателю после оформления таможенных процедур на вывоз.

28 января «Альфа» отгрузила товары на экспорт. Себестоимость реализованных товаров составляет 230 000 руб. Оформление таможенных процедур завершено 1 февраля.

Покупатель рассчитывался за товары следующим образом:

Для отражения операции в учете бухгалтер открыл:

Дебет 52 Кредит 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным»
– 89 100 руб. (3000 USD ? 29,70 руб./USD) – получена частичная предоплата от иностранной организации в счет предстоящей поставки товаров.

Дебет 45 Кредит 41
– 230 000 руб. – отгружены товары на экспорт.

Дебет 52 Кредит 91-1

– 600 руб. (3000 USD ? (29,90 руб./USD – 29,70 руб./USD)) – отражена положительная курсовая разница по средствам на валютном счете.

Дебет 91-1 Кредит 52
– 300 руб. (3000 USD ? (29,90 руб./USD – 29,80 руб./USD)) – отражена отрицательная курсовая разница по средствам на валютном счете;

Дебет 62 субсчет «Расчеты по отгруженным товарам» Кредит 90-1
– 297 700 руб. (89 100 руб. + 208 600 руб.) – отражена выручка от реализации товаров;

Дебет 90-2 Кредит 45
– 230 000 руб. – списана себестоимость реализованных товаров;

Дебет 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным» Кредит 62 субсчет «Расчеты по отгруженным товарам»
– 89 100 руб. – зачтена предоплата.

Дебет 52 Кредит 62 субсчет «Расчеты по отгруженным товарам»
– 208 600 руб. ((10 000 USD – 3000 USD) ? 29,80 руб./USD) – погашена задолженность по оплате отгруженных товаров.

Для расчета курсовых разниц по средствам на валютном счете бухгалтер оформил справки на 29 января и 1 февраля.

Пример отражения в бухучете операции по реализации товаров на экспорт. Расчеты ведутся в иностранной валюте. Договором предусмотрен переход права собственности на товар после отгрузки. Оплата производится после отгрузки

ЗАО «Альфа» заключило внешнеторговый контракт на поставку товаров. Сумма контракта – 10 000 долл. США (НДС – 0%). По условиям договора право собственности переходит к покупателю после отгрузки.

28 января «Альфа» отгрузила товары на экспорт. Себестоимость реализованных товаров составляет 230 000 руб. 1 февраля покупатель полностью оплатит товары.

Курс доллара США, установленный ЦБ РФ, составлял (условно):

В бухучете сделаны следующие проводки.

Дебет 62 Кредит 90-1
– 297 000 руб. (10 000 USD ? 29,70 руб./USD) – отражена выручка от реализации товаров после их отгрузки;

Дебет 90-2 Кредит 41
– 230 000 руб. – списана себестоимость реализованных товаров.

Дебет 62 Кредит 91-1
– 2000 руб. (10 000 USD ? (29,90 руб./USD – 29,70 руб./USD)) – отражена положительная курсовая разница по обязательству покупателя, возникающая в связи с изменением курса валюты на отчетную дату.

Дебет 52 Кредит 62
– 298 000 руб. (10 000 USD ? 29,80 руб./USD) – получена оплата за отгруженный товар;

Дебет 91-1 Кредит 62
– 1000 руб. (10 000 USD ? (29,90 руб./USD – 29,80 руб./USD)) – отражена отрицательная курсовая разница по обязательству покупателя, возникающая в связи с изменением курса валюты на дату оплаты. *

1. Обязательная продажа части валютной выручки резидентов (физических лиц - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) осуществляется в размере 30 процентов суммы валютной выручки, если иной размер не установлен Центральным банком Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации вправе устанавливать иной размер обязательной продажи части валютной выручки указанных резидентов, но не свыше 30 процентов ее суммы.

2. Обязательная продажа части валютной выручки осуществляется на основании распоряжения резидента (физического лица - индивидуального предпринимателя и юридического лица) не позднее чем через семь рабочих дней со дня ее поступления на банковский счет резидента в уполномоченном банке.

3. Объектом обязательной продажи является валютная выручка резидентов (физических лиц - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), включающая в себя поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерезидентов, за исключением:

1) сумм в иностранной валюте, получаемых Правительством Российской Федерации, уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации от операций и сделок, осуществляемых ими (или от их имени и (или) за их счет) в пределах их компетенции;

2) сумм в иностранной валюте, получаемых уполномоченными банками от осуществляемых ими банковских операций и иных сделок, в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ);

3) валютной выручки резидентов в пределах суммы, необходимой для исполнения обязательств резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;

4) сумм в иностранной валюте, поступающих по сделкам, предусматривающим передачу внешних эмиссионных ценных бумаг (прав на внешние эмиссионные ценные бумаги).

4. Перечень иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, определяется Центральным банком Российской Федерации.

5. Для уменьшения подлежащей обязательной продаже суммы валютной выручки резидентов учитываются следующие расходы и иные платежи, связанные с исполнением соответствующих сделок, расчеты по которым осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом в иностранной валюте:

1) оплата транспортировки, страхования и экспедирования грузов;

2) уплата вывозных таможенных пошлин, а также таможенных сборов;

3) выплата комиссионного вознаграждения кредитным организациям, а также оплата исполнения функций агентов валютного контроля;

4) иные расходы и платежи по операциям, перечень которых определяется Центральным банком Российской Федерации.

6. Обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, через уполномоченные банки Центральному банку Российской Федерации.

Обязательная продажа части валютной выручки резидентов может осуществляться в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, непосредственно уполномоченным банкам и (или) на валютных биржах через уполномоченные банки или непосредственно Центральному банку Российской Федерации.

7. Обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется по курсу иностранных валют к валюте Российской Федерации, складывающемуся на внутреннем валютном рынке Российской Федерации на день продажи.

8. Льготы по обязательной продаже части валютной выручки резидентов, а также освобождение резидентов от обязательной продажи части валютной выручки устанавливаются актами валютного законодательства Российской Федерации.

На очередном заседании Госдумы было выдвинуто предложении о введении обязательной продажи валютной выручки.

Обязательная продажа валютной выручки

Депутаты внесли в Думу проект закона об обязательной продаже валютной выручки физическими и юридическими лицами. В проекте рассматривается обязательная продажа валютной выручки в размере 50 процентов, кроме случаев установленных Центробанком РФ.

Такой закон, на данный момент не действующий, предусматривал подобные меры для предпринимателей всех рангов.

О каком законе идет речь

Название статьи, отмененной в 2007 году, звучит как «обязательная продажа части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации». На его основании экспортеры в обязательном порядке реализовывали часть полученной в результате предпринимательской деятельности валюты на специальных торгах и валютной бирже. Некоторое время нормы продажи даже были повышены до 75 процентов от суммы заработанного дохода. Выход из кризиса ознаменовал снижение норм в пределах 25 процентов.

Чем обосновано предложение депутатов

В декабре 2014 года депутатами от фракции «Справедливая Россия» был внесен на рассмотрение законопроект. Согласно ему рассматривается процедура введения обязательной продажи валютного дохода в размере 50 процентов.

Такая статья законопроекта действовала на территории РФ с 2004 и была отменена. Предлагаемые меры направлены на укрепление и поддержку национальной валюты, за счет ее увеличения на внутреннем рынке. Рассматривается возможность производить продажу выручки в семидневный срок с того момента, когда она поступила на банковский счет резидента. Контроль за сроками и точные нормативы предполагали отдать под контроль Центробанка.

Чем обосновано отклонение проекта в 2018-2019 году

Проект отклонили, более того, в правительстве и Центробанке считают, что возвращение к системе обязательной продажи в таком объеме могут существенно снизить возможные перспективы вложения иностранного капитала в российскую экономику. А также приведут к снижению курса внутренней валюты, так как резидентов РФ будут пугать возможные меры по усилению контроля за капиталовложениями.

По мнению депутатов Госдумы, введение подобных мер простимулирует инфляцию, затруднит для субъектов предпринимательской деятельности доступность денежных средств, дестабилизирует инвестиционную политику страны. Все это приведет к дестабилизации экономического положения в стране, тогда как стабильность рынка должна обеспечиваться адекватными поступками, в том числе в сфере экономики и денежной политики.

Кроме того, как отмечают эксперты, курс внутригосударственной валюты уже прошел критическую точку нижней стоимости. Теперь маловероятно, что цены на нефтепродукты сильно упадут, в связи с чем ясно, что рубль не будет падать ниже. Обеспечивать этим законопроектом борьбу с инфляцией и ростом цен нецелесообразно, в экономике наметилась стабилизация и курс на рост рубля.

На данный момент

На данный момент Центробанк РФ утвердил нормы обязательной продажи валютной выручки, в которых говорится о снижении до нулевого значения норматива обязательной продажи части валютной выручки.

Принятое Центробанком решение обусловлено состоянием российской экономики, которая характеризуется ростом и позитивной динамикой, профицитом госбюджета, систематическим превышением предложений валюты над спросом внутри страны.

Мнение экспертов

Некоторое время назад руководство страны убедило предпринимателей не затягивать продажу своей валютной выручки, что стабилизировало курс рубля. При этом такие меры не предусмотрены законодательно.

Решение обязать в законодательном порядке продавать валюту может сильно ударить по производителю. Крупным предпринимателям для сохранения и наращивания оборотов производства необходим этот ресурс. Если и применять подобные меры, то в обязательном порядке к госкомпаниям через советы директоров.

Эксперты считают, что такое решение уменьшит инвестиционную привлекательность российской экономики. Кроме того, возникает еще одна сторона вопроса – бюрократическая. Если такой законопроект будет принят, он вызовет увеличение валютных контролеров во всех банках РФ, соответственно, разрастание бюрократического аппарата. Нужно будет контролировать каждую сделку, а есть ли на это средства?

Процедура получения валютной выручки

Когда резидент РФ заключает договор с экспортной компанией, на оказание услуг, продажу товаров, услуг и т. д. оплатой в результате вашей деятельности будет определенная сумма. Это и называется валютная выручка.

Для ее получения необходимо узаконить деятельность и правильно оформить документацию: открыть валютный счет в банке. В свою очередь, банк на основании договора откроет для вас:

  • текущий валютный счет;
  • транзитный валютный счет;
  • специальный транзитный валютный счет.

Дальнейшая процедура осуществляется так:

  1. Вы уведомляете налоговую службу, о том, что открыли валютный счет. Если не сделать этого вовремя, налоговая имеет право оштрафовать вашу организацию. Кроме того, не забывайте, что о каждом счете вы должны сообщить отдельно. Это требование оговаривается отдельно.
  2. О счетах филиалов сообщается дополнительно; если вы не сделаете этого, налоговая имеет право оштрафовать вас
  3. Подписанный контракт и нотариально заверенную копию нужно представить в банк, где вы открыли счета.
  4. Банк оформляет паспорт сделки, документ валютного контроля, содержащий все сведения о движении валютных средств.

Возможные причины отказа

На основании некоторых причин банк может отказать в оформлении паспорта сделки, а это делает все предыдущие мероприятия недействительными:

  1. Несоответствие данных, которые содержатся в контракте, сведениям, содержащимся в паспорте сделки.
  2. Непредусмотренные требованиями закона РФ валютные операции, содержащиеся в контракте.
  3. Оформление ПС с нарушением установленных норм и правил.
  4. Отсутствие в контракте условий, которые предусматривают поступление средств на счет экспортера в банке.
  5. Предоставление контракта и иных документов без сопроводительного документа на русском языке.
  6. Отсутствие копий специального разрешения.

Досье резидента

После оформления паспорта сделки на его основании составляется досье резидента, которое представляет собой основной документ, служащий для учета операций, связанных с поступлением денежных средств в иностранной валюте на счет резидента.

Осуществляя таможенное декларирование товаров, обязан предоставить в таможенный орган грузовую таможенную декларацию и оригинал паспорта клиента.

Таможенный орган формирует учетные карточки движения товаров.

В банковском досье резидента должны быть документы:

  • оригинал паспорта сделки;
  • копия контракта;
  • учетные карточки;
  • копия грузовой таможенной декларации;
  • иные документы.

Итог

Как мы видим, правительство Российской Федерации считает введение законопроекта об обязательной продаже валютной выручки нецелесообразным, ведущим в тупик. Это хороший знак для экономики – благосостояние и стабильность достигается адекватными методами.