Камеральная налоговая проверка ндс. Как новая служба проводит проверку. Когда инспекторы могут запрашивать документы при проверке декларации по НДС

Камеральная проверка по НДС проводится по правилам, закрепленным законодателем в Налоговом кодексе РФ. Связанные с проведением камеральной проверки по НДС нюансы будут рассмотрены в этой статье.

Камеральная налоговая проверка по НДС: определение и предмет

Камеральная проверка налоговой декларации по НДС — это форма контроля. С ее помощью представители налоговой службы выявляют расхождения и ошибки в отчетности, представляемой плательщиком соответствующего налога (ст. 82, 87 НК РФ).

Проводится такая проверка на территории налогового органа, в общем случае посещение офиса проверяемой компании не предусмотрено (ст. 88 НК РФ). При необходимости документы и пояснения запрашиваются через телекоммуникационные каналы связи (ТКС). В тоже время с 01.01.2015 у налоговиков появилось право в ходе камеральной проверки проводить осмотр помещений налогоплательщика.

Камеральная налоговая проверка по НДС — это проверка информации, которую представил налогоплательщик в виде декларации. Последняя выступает предметом проверки.

Срок, отпущенный на проведение необходимых процедур, составляет 3 месяца (ст. 88 НК РФ). Отсчитываться срок камеральной проверки по НДС начинает с даты (дня), когда декларация была получена налоговой службой.

С 01.07.2017 для добросовестных налогоплательщиков срок камеральной проверки декларации по НДС с суммой налога к возмещению может быть сокращен с 3 до 2 месяцев. Подробнее об этом расскажем в следующем разделе нашего материала.

Крайний срок подачи декларации по НДС — 25 число месяца, наступившего за налоговым периодом, который истек (п. 5 ст. 174 НК РФ).

При этом срок камеральной проверки декларации по НДС составляет 3 месяца со дня представления налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

С июля 2017 года камеральная проверка декларации по НДС с суммой налога к возмещению может сокращаться до 2 месяцев (письмо ФНС «Об ускоренном возмещении НДС добросовестным налогоплательщикам» от 13.07.2017 № ММВ-20-15/112@).

Налоговикам предписано завершать камеральные проверки по истечении 2 месяцев со дня представления декларации по НДС при одновременном соблюдении следующих условий:

  • в декларации отсутствуют противоречия, и содержащиеся в ней сведения соответствуют сведениям об операциях, представленным другими налогоплательщиками (либо не устраненные расхождения не свидетельствуют о занижении суммы налога к уплате в бюджет);
  • отсутствуют признаки нарушений налогового законодательства, приводящие к занижению налога к уплате (либо завышению заявленного к возмещению налога), и информация, свидетельствующая о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

При этом налогоплательщик должен соответствовать одному из условий, перечисленных в п. 1 письма ФНС № ММВ-20-15/112@.

С особенностями камеральной проверки к возмещению вас познакомит публикация .

Форма декларации по НДС

Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ утверждены:

  • форма декларации;
  • порядок ее заполнения;
  • формат представления отчетности в налоговые органы.

Узнать детальнее о составе декларации, скачать ее бланк и образец вы можете из материалов рубрики «Образец заполнения и бланк налоговой декларации по НДС — 2017-2018» .

Если фирма начисляет НДС, а затем предъявляет налог к вычету, ей придется указать соответствующие данные о счетах-фактурах, которые явились основанием для расчетов. Для этого в декларации предусмотрены разделы для отражения данных из книги покупок, книги продаж, журнала учета счетов-фактур.

Кто сейчас обязан заполнять журнал учета счетов-фактур, узнайте .

В настоящее время налоговые инспекторы получили возможность сравнивать данные, отраженные в книге продаж и книге покупок фирмы-продавца и фирмы-покупателя. Это позволяет выявлять в ходе камеральной проверки по НДС недобросовестных лиц, которые налоги в бюджет не платят, но претендуют на получение вычета по НДС.

Ответственность за нарушение формы подачи декларации

Большинство плательщиков НДС обязаны подавать декларацию в электронном виде. Если же вместо электронной декларации будет представлена бумажная, организацию ждет штраф.

В п. 5 ст. 174 НК РФ сказано, что декларация по НДС, представленная на бумажном носителе, не является представленной. В результате и последствия стали серьезнее: штраф вырос, возможно и привлечение к административной ответственности.

Подробнее об ответственности см. в нашем материале «Какова ответственность за опоздание с декларацией?» .

Кроме этого, счет вашей организации могут заблокировать (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Подробнее о приостановлении операций по счетам см. в нашем материале «Опоздали с декларацией? Готовьтесь к блокировке счета» .

Получение электронных документов от налоговой нужно подтвердить

В п. 5.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ сказано, что каждый налогоплательщик, пересылающий в налоговую службу электронную декларацию, обязан обеспечить получение от инспекции в электронной форме по ТКС документов, высылаемых налоговой в ходе контроля. Что же может затребовать ваша налоговая инспекция? Здесь подразумевается:

  • уведомление о вызове налогоплательщика (ст. 31 НК РФ);
  • требование о представлении пояснений (ст. 88 НК РФ)/документов в отношении поданной отчетности (ст. 93 и 93.1 НК РФ).

Список могут дополнять и другие документы, необходимые для проведения камеральной проверки.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Неисполнение обязанности по передаче означенной квитанции будет иметь серьезные последствия (ст. 76 НК РФ). Так, налоговая служба наделена правом заморозить все операции по счетам фирмы-нарушителя — от банковских операций до переводов денег по электронным каналам.

Отмена такого решения возможна на основании ст. 76 НК РФ. Разблокировка замороженных счетов производится при условии, что налогоплательщик:

  • передал квитанцию, подтверждающую прием документов, которые были направлены налоговой инспекцией;
  • представил документы/пояснения, затребованные изначально налоговым органом.

Тогда отмена постановления о блокировке счета должна произойти не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из указанных дат.

Когда налоговики могут истребовать документы

Налоговые органы имеют право требовать в ходе камеральной проверки представления налогоплательщиком счетов-фактур, первичных и иных документов, относящихся к операциям, отраженным в поданной декларации (ст. 88 НК РФ). Ниже перечислены случаи, когда данное право подлежит реализации:

  1. Если данные, представленные двумя разными налогоплательщиками по одной и той же операции, не соответствуют друг другу.
  2. Если информация, указанная в декларации, не соответствует данным из журнала учета счетов-фактур.
  3. Если в поданной декларации выявлены противоречия.

ВАЖНО! Намерение истребовать документацию у налогоплательщика должно иметь под собой веские основания. То есть выявленные фискальной службой «неровности» в отчетности должны говорить о стремлении налогоплательщика занизить размер суммы налога к уплате и попытке завысить размер возмещения из бюджета.

О том, какие моменты могут влиять на возникновение вопросов при проверке, читайте в материале «Налоговики обобщают ошибки: проверьте свою декларацию по НДС» .

Любые пояснения по НДС налоговики принимают только в электронном виде. Узнайте об этом .

Камеральная проверка НДС: территорию — к осмотру!

У представителей налоговой службы в ходе камеральной проверки есть право проводить осмотр территорий организации, занимаемых ею помещений, а также иного имущества (ст. 92 НК РФ).

См. также наш материал «Осмотр: правила проведения и оформления результатов» .

То есть камеральная проверка НДС — это работа, проводимая фискалами не только в пределах рабочего кабинета, но и на территории налогоплательщика.

Осмотр возможен не только у проверяемого лица, но и у его контрагентов. См. материал «При проверке контрагента осмотр могут провести у вас» .

Когда допускается проведение осмотра? Осмотр возможен в следующих случаях (п. 1 ст. 92, п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ):

  • представление декларации, в которой заявлена к возмещению сумма НДС;
  • выявление противоречий и несоответствий, которые дают основания считать, что хозяйствующий субъект пытается занизить размер налога к уплате или завысить сумму налога к возмещению.

Постановление контролирующего лица, проводящего проверку, — достаточное основание для осмотра территорий, помещений и иного имущества юридического лица. При этом оно должно обладать следующими признаками:

  • во-первых, иметь мотивацию;
  • во-вторых, быть утвержденным руководителем налогового органа либо же его заместителем.

В полной мере соответствующее этим требованиям постановление является основанием для доступа фискальной службы на территорию/в помещения проверяемой компании. Кроме того, представители налоговой службы обязаны иметь служебные удостоверения.

Налоговый мониторинг и камеральная проверка НДС: точки соприкосновения

Начиная с 2015 года некоторых налогоплательщиков может заинтересовать новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг.

Кому доступен налоговый мониторинг, см. в материале «С 01.01.2015 крупных налогоплательщиков смогут "мониторить"» .

Предметом налогового мониторинга выступает правильность расчета налогов, а также соблюдение сроков их уплаты в бюджет, в частности это касается и проверки НДС (ст. 105.26 НК РФ).

Налоговики не имеют права проводить камеральные (кстати, и выездные тоже) проверки в рамках временного периода, который подпал под мониторинг.

Правда, законодатель предусмотрел для этого правила несколько исключений. Например, если в периоде, подвергнутом мониторингу, представители налоговой инспекции выявят, что сумма налога, которая должна бы поступить в бюджет, не соответствует той, которую указало предприятие в своей декларации, проверка будет проведена обязательно.

Заметим, что налоговый мониторинг может быть проведен исключительно добровольно. Обязательным основанием для него выступает решение, принятое по факту рассмотрения заявления, поданного организацией, инициирующей его проведение. Более того, это не единственное, что потребуется. Заявление нужно дополнить определенными документами и сообщить об организации ряд данных.

В приказе ФНС от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@ утверждены новые формы документов, используемые при проведении налогового мониторинга. Узнайте о них по ссылке .

Итоги

Камеральная проверка декларации по НДС проводится в налоговой инспекции. При необходимости инспекторы могут запросить документы или прийти к налогоплательщику для осмотра помещений и территорий.

Срок камеральной проверки декларации по НДС в общем случае составляет 3 месяца. Этот срок может быть сокращен до 2 месяцев, если в декларации заявлен НДС к возмещению из бюджета и заявитель, по данным налоговиков, является добросовестным налогоплательщиком.

С каждым годом ФНС уменьшает количество выездных проверок. На смену им приходит тотальный камеральный контроль . О том, что подразумевает под собой сегодня понятие «камеральная проверка», и как она осуществляется, пойдет речь в этой статье.

Межведомственная инспекция по камеральному контролю

Единая база данных налогоплательщиков хранящаяся в ЦОД позволяет максимально быстро и точно обрабатывать информацию. Это особенно актуально в ходе проверки по НДС, когда сверяются данные контрагентов по каждой сделке. Автоматизированная система оперативно проводит сверку и выявляет несоответствия, при этом риск ошибок сводится к минимуму.

Вся поступающая от налогоплательщиков информация по НДС обрабатывается специальным подразделением ФНС - Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по камеральному контролю , которое было создано Приказом Минфина России от 17.07.2014 № 61н. Его основная функция - собирать и анализировать данные деклараций по НДС, отслеживая все этапы сделки от производителя до конечного потребителя.

Как новая служба проводит проверку

К задачам нового подразделения ФНС относятся:

  • обработка деклараций по НДС, проведение сравнительного и перекрестного анализа данных об операциях;
  • выявление несоответствия сведений об операциях в данных контрагентов, которые могут свидетельствовать о занижении суммы НДС либо о завышении суммы налога к возмещению;
  • выявление плательщиков НДС, злоупотребляющих правом на налоговый вычет .

Если сумма НДС, уплаченная одной стороной сделки, соответствует сумме, принятой к вычету другой стороной, вопросов не возникает. А вот сделки, в которых в результате анализа , берутся «на карандаш» . Такие операции подлежат пристальному изучению специалистами ФНС: они должны определить, имеет ли место факт налогового злоупотребления.

Вне зависимости от наличия или отсутствия у владельца «подозрительной» декларации по НДС злого умысла, при обнаружении ошибок ему будет направлено требование о предоставлении пояснений . В некоторых случаях результатом несоответствия данных может стать визит представителя ФНС и выездная проверка.

Источники информации при камеральной проверке

Понятно, что данные декларации являются основополагающим, но далеко не единственно возможным источником информации при «камералке» по НДС. В соответствии с рекомендациями ФНС по проведению камеральных налоговых проверок, содержащихся в письме от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 , инспектора могут использовать множество разных источников:

  • всевозможные государственные реестры данных (ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, реестр ККТ, сведения о лицензиях, данные о доходах и налоговых вычетах физлиц, сведения о банковских счетах и другие), которых в общей сложности насчитывается порядка пятидесяти;
  • данные, полученные ранее от налогоплательщика и третьих лиц - заявления и сообщения, поданные ранее декларации, документы, полученные в ходе предыдущих налоговых и прочих проверок;
  • сведения из других ведомств, с которыми ФНС сотрудничает в рамках соглашений о предоставлении информации - внебюджетных фондов, органов охраны правопорядка и других.

Новое в законодательстве: расширение прав инспекторов

Изменения, внесенные в Налоговый кодекс в начале года, расширили перечень ситуаций, в которых специалисты ФНС могут затребовать у проверяемой компании к поданной декларации по НДС дополнительные документы. Согласно обновленному пункту 8.1 статьи 88 НК РФ, ФНС может обязать налогоплательщика предоставить счета-фактуры, иные первичные и прочие документы, которые относятся к указанным в декларации операциям. Однако сделать это можно лишь в случае, если выявленные в декларации несоответствия могут говорить о занижении суммы налога или о завышении НДС к возмещению.

При этом несоответствия могут обнаружиться как внутри собственной отчетности компании - например, не совпадают данные декларации и журнала учета счетов-фактур, так и при их сверке с соответствующими формами контрагента. Таким образом, при возникновении подозрений о налоговом нарушении, инспектор вправе затребовать практически любые документы, которые помогут пролить свет на вопрос: кто из участников сделки подал в инспекцию неверные сведения.

Еще одно изменение, обусловленное новой редакцией пункта 1 статьи 92 НК РФ, коснулось осмотра территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика . Раньше проводить его разрешалось лишь во время выездной проверки, теперь же инспекторы имеют право сделать это и в рамках камеральной. Отслеживается явная тенденция к сокращению числа выездных проверок и перекладыванию их задач на проверки камеральные.

Случаев, при которых инспектор может посетить с осмотром территорию налогоплательщика, два:

  1. лицо представило декларацию с заявленной суммой налога к возмещению (другими словами, простой подачи декларации с суммой НДС к возмещению достаточно, чтобы ожидать возможного визита инспектора);
  2. выявлены ошибки и несоответствия в декларации (в том числе с данными других налогоплательщиков), которые могут свидетельствовать о занижении налога либо завышении НДС к возмещению.

Что представляет собой «камералка»

Уже давно понятие камеральной проверки вышло за рамки контроля расчета суммы налога и срока его уплаты. Сегодня практически любая «камералка» включает в себя следующие процедуры:

  • сопоставление данных декларации за последний и предыдущий отчетный периоды;
  • увязка сведений проверяемой формы с другими декларациями, расчетами и формами бухгалтерской отчетности;
  • анализ всех имеющихся у налоговой службы данных для определения достоверности показателей налоговой декларации.

Если налогоплательщик относится к разряду крупных, в рамках камеральной проверки дополнительно проводится:

  • анализ показателей выручки, рентабельности, налоговой нагрузки компании, а также их сравнение со средними значениями соответствующих показателей по сфере деятельности и других схожих по параметрам налогоплательщиков;
  • выявление причин снижения налоговой нагрузки;
  • сравнение налоговой базы компании в текущем и прошедших налоговых периодах;
  • анализ сделок, которые привели к снижению налоговой базы;
  • выявление «проблемных» партнеров компании.

Когда выявлена ошибка

Итак, налоговая отчетность по НДС принята органом ФНС. Однако это еще не повод расслабляться, ведь процесс камеральной проверки начинается по окончании приема отчетных форм.

В первую очередь в автоматическом режиме проверяются контрольные соотношения между различными разделами декларации. При выявлении ошибки ФНС направляет в компанию требование о представлении пояснений по контрольным соотношениям . Подтвердить его получение необходимо в течение 6-ти рабочих дней (пункт 5.1 статьи 23, статья 88 НК РФ). В случае проверки по НДС получение требования и подтверждение этого факта осуществляется через систему электронной отчетности.

Теперь у компании есть 5 рабочих дней на то, чтобы подготовить и направить в налоговую службу ответ на полученное требование. Тут возможны два варианта:

  1. компания признает ошибки, исправляет их и подает уточненную декларацию ;
  2. компания по-прежнему считает, что данные декларации верны, и представляет соответствующее пояснение (в электронном виде либо на бумаге).

Второй этап проверки - сопоставление сведений отчетных форм контрагентов. При выявлении несоответствий в данных участников сделки компания получает электронное требование о предоставлении пояснений по расхождениям . Требование формируется в двух форматах - pdf и xml. Каждый из этих файлов содержит таблицу со счетами-фактурами, в которых обнаружены несоответствия. Ошибка каждого типа имеет собственный код: например, код 1 соответствует отсутствию контрагента, а код 4 - выявленному расхождению. При этом запись вида 4 (2,3) обозначает, что в данных 2-го и 3-го столбцов формы имеются несостыковки.

Как и на предыдущем этапе, ответить на указанное требование необходимо в течение пяти дней . Ответ должен содержать две таблицы: первая включает данные, которые налогоплательщик подтверждает, а вторая - которые исправляет. Вторая таблица, в свою очередь, состоит из двух столбцов, в первом из которых содержатся прежние сведения, а во втором - измененные. Тут есть важный момент: вносить правки допустимо лишь в те данные, изменение которых не повлияет на сумму НДС. В противном случае необходимо составить уточненную декларацию. Ответ можно сформировать как в электронном виде, так и на бумаге.

Как минимизировать риск расхождений

Оптимальный путь уменьшить вероятность несоответствия данных - предварительно сверяться с каждым контрагентом . Сделать это можно посредством специальных сервисов, например, Контур.Экстерн, который содержит . Проверить соответствие своих форм с данными партнеров, выявить и исправить расхождения до подачи декларации - это основные, но далеко не все возможности модуля. С его помощью можно оценить благонадежность потенциального партнера, получить экспертную консультацию по вопросам формирования отчетности по НДС, а в случае получения требования от ФНС - оперативно составить и отправить ответ.

Правила камеральных проверок декларации по НДС изменились. Данные этой отчетности будут обрабатываться в централизованном порядке. Специальная программа будет сопоставлять показатели деклараций разных налогоплательщиков. А именно: сумму вычета, которую заявляет покупатель по конкретному счету-фактуре, программа будет сравнивать с размером налога, который начислил продавец по этому документу.

Если вычет налога у покупателя меньше или равен начисленному НДС у поставщика, сложностей не будет. Если же вычет больше начисленного налога, инспекторы сначала направят покупателю уведомление с реестром ошибок (несоответствий). Для этого инспекторы планируют использовать типовой бланк запроса.

Тогда компания должна проверить данные в книге покупок. Если покупатель в пояснениях сообщит, что вычеты налога заявил правильно, то инспекторы запросят пояснения у поставщика. Ответ на запрос налоговиков, скорее всего, также нужно будет составлять по типовой форме.

При этом программа будет учитывать ситуации, когда поставщик и покупатель зарегистрировали счет-фактуру в разных кварталах. Так, начисление НДС по счету-фактуре должно предшествовать вычету у покупателя по этому документу. Если поставщик начислил НДС в одном квартале, а покупатель зарегистрировал счет-фактуру в следующем периоде, то инспекторы не должны предъявлять претензии к вычетам НДС.

Несоответствия данных в декларации поставщика и покупателя возможны из-за ошибок при вводе данных в книгу продаж или книгу покупок. Поэтому нужно оптимизировать этот процесс, чтобы минимизировать такие ошибки.

Для этого компания может обмениваться с контрагентами электронными счетами-фактурами. Данные из этих счетов-фактур будут автоматически загружаться в компьютерную программу. Это позволит избежать ошибок при вводе в книгу покупок и декларацию реквизитов входящих счетов-фактур.

Кроме того, советуем проверить данные о контрагентах в бухгалтерской программе. В счетах-фактурах также нужно проверять ИНН поставщика и покупателя. Именно по ИНН в декларациях инспекторы прежде всего будут идентифицировать контрагентов. Актуальные ИНН и КПП можно проверить на сайте nalog.ru в разделе «Электронные сервисы»>«Проверка корректности заполнения счетов-фактур».

Если в декларации указан неверный ИНН поставщика, инспекторы, возможно, не смогут проверить, начислен ли налог по этой отгрузке товаров. Тогда налоговики запросят пояснения у покупателя.

Кроме того, практически на любой проверке налоговики теперь могут потребовать счета-фактуры, первичные документы или провести осмотр помещений компании.

Запрос счетов-фактур и других документов. До 2015 года на камералках по НДС инспекторы могли требовать пояснения. И только в некоторых случаях, например, если компания заявляла возмещение налога или использовала льготы, налоговики вправе были запросить подтверждающие счета-фактуры, договоры, первичку. Теперь же эти документы инспекторы будут требовать и при проверке отчетности с суммой НДС к уплате (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

Проверяющие могут запросить документы в следующих ситуациях. Первая – в декларации компании инспекторы выявили противоречия. Вторая – сведения в отчетности компании не соответствуют данным декларации контрагента или данным журнала учета счетов-фактур посредника. Например, когда покупатель заявил вычет НДС, но в декларации поставщика сумма налога по этому счету-фактуре не отражена.

Потребовать документы инспекторы могут, только если такие нестыковки показывают, что НДС к уплате занижен или сумма к возмещению завышена. Причем для этого инспекторам достаточно одних подозрений в занижении налога. Запрошенные документы компания должна представить в течение 10 рабочих дней (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Запросить документы налоговики могут и при проверке декларации за IV квартал 2014 года. Новые права инспекторов при камеральных проверках действуют с 1 января 2015 года. Значит, требовать документы инспекторы смогут на камеральных проверках, которые они проводят в 2015 году, в том числе начатых в прошлом году. При этом не важно, за какой квартал сдана декларация, это могут быть и периоды прошлых лет.

Кроме того, инспекторы по-прежнему вправе затребовать документы в некоторых других ситуациях, которые приведены в таблице ниже.

Когда инспекторы могут запрашивать документы при проверке декларации по НДС
Ситуация Какие документы могут затребовать инспекторы
Налоговики выявили противоречия в отчетности. Либо данные декларации не соответствуют отчетности поставщика или другого контрагента Счета-фактуры, первичные и другие документы (п. 8.1 ст. 88 НК РФ)
Компания сдала уточненку, в которой уменьшила сумму налога, через два года после срока сдачи первичной декларации Первичка и другие документы, подтверждающие изменение данных декларации (п. 8.3 ст. 88 НК РФ)
В декларации компания заявила сумму НДС к возмещению Счета-фактуры, а также другие документы, обосновывающие право на вычет налога (п. 8 ст. 88 НК РФ)
Организация использует налоговые льготы Документы, подтверждающие право на льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ)
К декларации нужно прикладывать определенные документы Документы, которые нужно сдать вместе с декларацией. Например, экспортеры должны передавать инспекторам документы, подтверждающие ставку 0 процентов (п. 7 ст. 88 НК РФ)

Квитанция о приеме требования налоговиков. С 1 января 2015 года компании, которые обязаны отчитываться по налогам по ТКС, должны обеспечить получение от инспекторов электронных документов. При этом у компании должна быть техническая возможность отправить электронную квитанцию, подтверждающую, что документ получен.

Квитанцию о приеме документов компания обязана отправить налоговикам в течение шести рабочих дней со дня отправки этих документов инспекцией (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Таким образом, этот срок считают со дня, когда инспекторы отправили документ, а не когда его получила компания. Поэтому рекомендуем назначить ответственного сотрудника, который будет ежедневно проверять электронные документы ИФНС.

Если не отправить в срок квитанцию, инспекторы могут заблокировать счет. Но при условии, что инспекторы направили компании следующие документы:

1) требование о передаче документов;

2) требование о представлении пояснений;

3) уведомление о вызове в инспекцию представителя компании (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Если по этим электронным документам компания не отправит в ИФНС квитанцию о приеме документа, инспекторы вправе заблокировать расчетные счета. По другим документам, которые налоговики высылают в электронном виде, например решению инспекции о продлении сроков сдачи документов, задержка с квитанцией не критична.

Таким образом, если налоговики при проверке декларации по НДС затребуют пояснения, компания должна отправить квитанцию о получении этого документа. То же самое относится к ситуации, когда инспекторы запросили документы.

Налоговики могут принять решение о блокировке счета в течение 10 рабочих дней после того, как компания обязана была отправить квитанцию (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ). Если налоговики заблокируют счет позже, компания может обжаловать решение инспекции и потребовать, чтобы ИФНС уплатила проценты с заблокированных сумм (п. 9.2 ст. 76 НК РФ).

Добавим, что если налоговики заблокируют счет компании, то банк откажется открывать не только другой расчетный счет, но и депозит. Такие правила действуют с 5 декабря 2014 года.

ПРИМЕР 3

Инспекторы отправили компании требование о представлении счетов-фактур и первичных документов 10 февраля 2015 года. Значит, компания должна выслать квитанцию о приеме документов не позднее 18 февраля (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Если не направить в этот срок квитанцию, то с 19 февраля по 5 марта 2015 года инспекторы смогут заблокировать расчетные счета компании.

Налоговики разблокируют счет только после того, как компания представит запрошенные документы, пояснения или представитель организации явится в инспекцию. Либо если организация направит налоговикам квитанцию о приеме документов. В этом случае инспекторы также должны отменить блокировку счета, даже если компания не выполнит их требование. Ведь за то, что организация не сдала инспекторам документы или пояснения, блокировка счета не предусмотрена.

Налоговики обязаны принять решение об отмене блокировки счета не позднее следующего рабочего дня после того, как компания направила квитанцию или выполнила требования инспекции. Затем не позднее следующего рабочего дня инспекторы должны отправить решение об отмене блокировки счета в банк.

Осмотр помещений компании. Теперь инспекторы также получили право на камеральных проверках декларации по НДС осматривать помещения компании, например производственные, складские, торговые (п. 1 ст. 92 НК РФ). Раньше такое право у налоговиков было только при выездных ревизиях (п. 24 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).

Новые полномочия налоговиков действуют, если они выявили противоречия в отчетности либо заявлен НДС к возмещению. Осмотр помещений инспекторы обычно проводят, чтобы убедиться, ведет ли компания деятельность, которую отражает в отчетности. Например, инспекторы проверяют наличие товаров, по которым компания заявляет вычет налога. Поэтому, если налоговики требуют показать товары, которые содержатся в упаковках, безопаснее пойти им навстречу. Иначе инспекторы могут посчитать, что компания не приобретала товары в количестве, указанном в документах, и отказать в вычете налога.

Но проверьте, есть ли у налоговиков постановление, утвержденное руководителем инспекции или его замом. Также налоговики должны предъявить служебные удостоверения (п. 1 ст. 91 НК РФ).

По итогам осмотра налоговики должны составить протокол с участием не менее двух понятых, которые не заинтересованы в результатах проверки (п. 5 ст. 92 , п. 2 ст. 98 НК РФ). Иначе инспекторы не вправе использовать протокол в качестве доказательства налоговых нарушений (п. 4 ст. 101 НК РФ). Например, если на этом документе нет подписи понятых. Либо понятыми выступили сами проверяющие.

Важные показатели декларации по НДС. Помимо сопоставления сумм налога в декларации поставщика и покупателя налоговики могут отслеживать высокую долю вычетов и другие показатели.

Основной показатель, который обычно контролируют налоговики, – это доля вычетов по отношению к исчисленному налогу.

Так вот, если доля вычетов составляет 89 процентов и более, контролеры посчитают, что у компании низкая налоговая нагрузка по НДС. Следовательно, могут вызвать представителей организации на комиссию (письмо ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722). Впрочем, инспекторы на местах обычно ориентируются на среднюю долю вычетов по конкретному региону, которая может отличаться от федерального уровня. Поэтому с этим показателем тоже безопаснее свериться. Как быть, если доля вычетов в вашей декларации превысила допустимое значение? Есть два варианта.

Первый вариант – если налоговики запросят пояснения, доказывать, что такой показатель сложился объективно. При этом желательно сообщить контролерам, какие меры компания предпринимает, чтобы снизить долю вычетов. Можно также указать, в каком периоде нагрузка по НДС должна увеличиться, хотя это необязательно. Пример пояснений для налоговиков приведен ниже.

Второй вариант – снизить долю вычетов. Так, можно не принимать к вычету НДС по авансам, уплаченным контрагентам. Тогда компания заявит вычет, когда получит от поставщика товары. Еще один распространенный метод – это перенести вычеты налога на следующий период. Тем более что нередко сами инспекторы предлагают так поступить. С 1 января 2015 года право компании переносить вычеты на следующие кварталы прямо прописано в Налоговом кодексе РФ (п. 1.1 ст. 172).

А вот принимать НДС к вычету частично не советуем. Чиновники считают, что компания не вправе заявлять вычет по одному счету-фактуре частями (письмо Минфина России от 13 октября 2010 г. № 03-07-11/408). Хотя судьи в этом вопросе обычно занимают сторону компании (постановление ФАС Московского округа от 25 марта 2011 г. № КА-А40/1116-11).

Впрочем, есть ситуации, в которых частичный вычет можно заявить без спора с налоговиками. Они приведены в таблице ниже.

В каких случаях вычет НДС по одному счету-фактуре поставщика можно заявить частично
Ситуация Как заявлять вычет
При приемке товаров компания выявила недостачу или бракованную продукцию В книге покупок надо зарегистрировать счет-фактуру на стоимость товаров, фактически принятых на учет. Поэтому корректировочный счет-фактуру, в котором поставщик уточнит количество товаров, регистрировать в книге продаж не нужно (письмо Минфина России от 12 мая 2012 г. № 03-07-09/48)
Нормируемые расходы компания переносит на следующий квартал Допустим, представительские расходы за I квартал превысили лимит, установленный для налога на прибыль. В этом случае счет-фактуру можно зарегистрировать в книге покупок пропорционально той части расходов, которая соответствует лимиту. Если по итогам II квартала расходы впишутся в норматив, то остальную сумму НДС по ним можно будет принять к вычету в этом периоде
Организация перечислила поставщику предоплату Чиновники считают, что вычет авансового НДС можно заявить частично (письмо Минфина России от 22 ноября 2011 г. № 03-07-11/321)
Компания ведет облагаемые и льготные операции. Или же совмещает общий режим и вмененку НДС по общехозяйственным и другим расходам, которые относятся одновременно к облагаемым и необлагаемым операциям, нужно распределить пропорционально выручке. Таким образом компания определит часть входного НДС, которую можно заявить к вычету (п. 4 ст. 170 НК РФ , п. 13 правил ведения книги покупок, утв. постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137)

Добавим, что вместо того чтобы снижать сумму вычетов, можно увеличить налоговую базу по НДС. Это может быть более удобным, если компании нужно одновременно скрыть убыток в декларации по налогу на прибыль.

Кроме того, инспекторы часто проверяют, правильно ли рассчитан НДС с авансов. Сначала рассмотрим тот авансовый НДС, который компания ставит к вычету после отгрузки товара. Продавцы отражают его в графе 3 строки 170 раздела 3 декларации. Инспекторы сравнивают этот показатель с суммой налога, начисленной с предоплаты (графа 5 строки 070 раздела 3). Если вычет авансового НДС окажется больше начисленного налога, то инспекторы могут запросить пояснения. Компания может пояснить различия в этих данных следующим образом. Возможно, компания отгружала товары в счет авансов, полученных еще в прошлом периоде. Тогда вычет НДС с предоплаты действительно может превысить начисленный налог, но нарушением это не является.

Кроме того, вычет авансового НДС у продавца контролеры сравнят с налогом, который был начислен с реализации (строки , раздела 3). Если вычет окажется больше, то, скорее всего, в учете допущена ошибка. Ведь принять к вычету НДС с авансов поставщик может только после того, как отгрузит товары покупателю (п. 6 ст. 172 НК РФ). Так что вычеты по авансам, не закрытым поставкой, в книге покупок необходимо аннулировать.

Теперь об авансовом НДС, который компания заявляет к вычету как покупатель (строка 130 раздела 3). Налоговики проверят, не превышает ли этот вычет суммы восстановленного налога (строка 090 раздела 3).

Однако превышение вычета над восстановленным НДС может быть вполне обоснованным. К примеру, если поставщик в этом квартале не отгружал товары в счет предоплаты. Тогда компания не должна была восстанавливать налог с аванса.

Еще налоговики сравнивают данные отчетности по НДС и налогу на прибыль. А именно: доходы от реализации, указанные в декларации по налогу на прибыль, со стоимостью реализованных товаров, работ или услуг в отчетности по НДС.

Если доходы в декларации по прибыли превышают налоговую базу по НДС, инспекторы могут запросить пояснения. Так что это соотношение тоже лучше проверить. Действительно, выручка для целей НДС, как правило, должна быть не меньше той, которую компания отражает в налоговом учете. Но могут быть исключения. Например, если компания проводила операции, не облагаемые НДС (ст. 149 НК РФ). Но в таком случае нужно заполнить раздел 7 декларации по НДС.

"Практическая бухгалтерия "

Ознакомиться с содержанием номера
вы можете в разделе "Периодика"

По общим правилам вычет можно сделать, если приобретенные товарно-материальные ценности (работы , услуги):

Кроме того, у фирмы должны быть счета-фактуры, выданные поставщиком, а также расчетные и первичные документы, в которых сумма НДС выделена отдельной строкой.

Если хоть одно из этих четырех условий не выполнено, вычет по НДС сделать нельзя. По этим же правилам проверяют НДС и налоговики. Но в дополнение к ним у них есть и свои собственные методики, по которым они выявляют нарушителей.

Каким фирмам уделяют внимание

Привлекают к себе внимание налоговиков фирмы, изменившие место своей регистрации, которые предъявили к вычету значительные суммы НДС. Также с подозрением относятся к тем, кто резко увеличил вычеты по сравнению с предыдущими отчетными периодами.

Фирмы, перешедшие на упрощенную систему налогообложения или переведенные на уплату единого налога на вмененный доход , должны заплатить НДС, ранее поставленный к вычету, по остаткам товарно-материальных ценностей. Поэтому такие предприятия поставлены на контроль .

Проверяют и фирмы, которые занимаются экспортом, без исключения. Во-первых, это связано с тем, что участились случаи лжеэкспорта. То есть когда фирма товар за границу не вывозит, а по фальшивым документам, представленным в налоговую инспекцию, возмещает НДС из бюджета.

Во-вторых, экспортеры, если занимаются еще какой-нибудь деятельностью, но уже облагаемой НДС, должны вести раздельный учет операций по экспорту и внутренним поставкам. Иначе экспортную ставку НДС – 0 процентов – фирме применить не удастся.

По тем же причинам проверяют и фирмы, которые освобождены от НДС.

К некоторым налогоплательщикам проверяющие относятся с особым вниманием. К ним, в частности, относятся фирмы, которые:

  • единовременно предъявляют к вычету НДС свыше 5 000 000 рублей;
  • систематически отражают в декларациях вычеты, составляющие более 50 процентов от НДС, начисленного к уплате в бюджет;
  • имеют договорные отношения с фирмами, ранее участвовавшими в схемах необоснованного возмещения НДС.

Более подробно налоговики рассмотрели, как проверять :

  • налоговых агентов;
  • “освобожденцев”;
  • “упрощенцев” и “вмененщиков”.

Как проверяют налоговых агентов

Фирма должна заплатить в бюджет НДС в качестве налогового агента, если она:

  • покупает товары , работы или услуги у иностранной фирмы, которая не состоит на налоговом учете в России;
  • арендует муниципальное или государственное имущество .

НДС, который фирма уплатила в бюджет, можно принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ). Но налоговики считают, что сделать это можно не раньше, чем фирма фактически получит и оплатит товары (работы, услуги). Кроме того, налоговики проверят , выписал ли налоговый агент счет-фактуру. Однако таких требований Налоговый кодекс не содержит (см. таблицу).

Как проверяют фирмы на “упрощенке” и “вмененке”

Налоговики требуют, чтобы фирмы при переходе на специальные налоговые режимы восстанавливали НДС по остаткам материалов и товаров, а также по недоамортизированным основным средствам. Однако Налоговый кодекс таких требований не содержит. Поэтому в случае спора у налоговиков мало шансов выиграть дело в суде.

Если же фирма переходит с “упрощенки” или ЕНВД на обычное налогообложение , то она может принять к вычету НДС по товарно-материальным ценностям, которые оплачены, но не списаны в производство .

Проверка счетов-фактур

Для расширенной камеральной проверки вычетов, указанных в декларации по НДС, налоговики могут в первую очередь запросить у фирмы книгу покупок и Главную книгу с оборотами по счету 68 “Расчеты с бюджетом” (субсчет “Расчеты по НДС”).

В дальнейшем уже для выверки самой книги покупок проверяющие могут затребовать и счета-фактуры, полученные фирмой от поставщиков.

Эти документы проверяют на правильность их заполнения, так как они должны содержать все показатели, указанные в пункте 5 и 6 статьи 169 НК РФ. Если какой-либо показатель отсутствует, налоговики могут уменьшить сумму НДС, предъявленную фирмой к вычету (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Кроме того, проверяющие обращают особое внимание на счета-фактуры:

  • выставленные поставщиками, с которыми ранее фирма не имела договорных отношений;
  • по товарно-материальным ценностям, не соответствующим профилю фирмы, за которые рассчитывались наличными деньгами или векселями (взаимозачетом, бартером).

Также подвергают проверке счета-фактуры с неразборчивым написанием ИНН поставщика и других обязательных реквизитов.

Если в ходе такой проверки будет выявлено, что счет-фактура выставлен несуществующим поставщиком, налоговикам рекомендовано обращаться в суд .

Для себя налоговики определили несколько признаков фальсифицированных документов.

Во-первых, их подлинность можно проверить по печати. Так, подложные счета-фактуры могут содержать печать :

  • проставленную под одним и тем же углом (результат распечатки на принтере сканированной печати);
  • на которой не указано месторасположение фирмы (город , район или субъект РФ);
  • которая не содержит номера свидетельства о регистрации (в этом случае возможны исключения).

Во-вторых, если в счетах-фактурах, полученных от одного и того же поставщика, содержится непоследовательная нумерация (например, счет-фактура от 20 мая 2003 г. № 107 и счет-фактура от 17 июня 2003 г. № 85).

В-третьих, подложным может быть документ , в котором:

  • отсутствует адрес поставщика;
  • нарушено контрольное число ИНН.

И в-четвертых, это могут быть однотипные документы (то есть составлены на одних и тех же бланках одинаковым почерком), которые выставлены разными поставщиками.

Проверка декларации по НДС необходима для любого бухгалтера. Проводят ее перед представлением документа в ИФНС с целью выявления и устранения имеющихся несоответствий и ошибок. Существует определенный алгоритм: сначала сверяют декларационные данные с итоговыми цифрами по счетам бухгалтерского учета, объединенными в оборотно-сальдовой ведомости (ОСВ), затем убеждаются в правильности составления формы данных по контрольным соотношениям. Напомним, какими инструментами оперирует бухгалтер, проверяя декларацию по НДС в арифметических и логико-форматных направлениях.

Как проверить декларацию по НДС по оборотке

Прежде всего, выверяют данные декларации с информацией по счетам бухгалтерского учета, задействованным в операциях по НДС.

В процессе необходимы данные ОСВ по счетам:

    результатов – , 91(объемы продаж по каждой применяемой налоговой ставке);

    расчетов – , , 76 (соответствие величин авансов и налога, относящегося к ним);

    учета сумм вычетов – 19;

    учета расчетов по НДС , формирующих итоговые данные декларации – 68/2.

Для наглядности мы объединили в таблицу расчетные формулы обозначений строк декларации, сведения по суммам начисленного, уплаченного НДС и вычетов по нему, которые подвергают проверке по ОСВ:

Где отражено в декларации по НДС

Что обозначает

Проверяется по формулам:

Сумма исчисленного НДС с продаж

Сч. 90/1 х 18 / 118

Сумма НДС с авансов, полученных в счет будущих поставок (ДО (дебетовый оборот) сч. 76.АВ)

КО сч. 62/2 х 18 / 118

Сумма НДС с предоплаты, подлежащая вычету (КО (кредитовый оборот) сч. 76.АВ)

ДО сч. 60 х 18 / 118

Сумма НДС, предъявленного к возмещению (КО сч. 19)

КО сч. 60 х 18 /118

НДС к уплате (формируют анализ сч. 68/2 в корреспонденции с взаимодействующими счетами)

ДО сч. 68/2 (за минусом КО сч. 51 (сумма уплаченного НДС)) = итог НДС по книге покупок

КО сч. 68/2 = итог НДС по книге продаж

Сальдо кредитовое по сч. 68/2 на начало + КО сч. 68/2 – ДО сч. 68/2 = кредитовое сальдо на конец отчетного периода

Проверка подлинности расчетных показателей, внесенных в декларацию необходима, но недостаточна, поскольку важна и логическая увязка всех показателей. Ее добиваются проверкой значений по контрольным соотношениям (КС).

Как проверить декларацию по НДС, применяя контрольные соотношения

Именно КС используются инспекторами ФНС при автоматизированной проверке декларации НДС. Эти соотношения перечислены в письме ФНС от 23.03.2015 N ГД-4-3/4550@ (с обновлениями от 06.04.2017). Формулы КС дают возможность сверить значения разделов с 1-го по 7-й, показатели внутри них, между ними и в увязке с показателями разделов с 8-го по 12-й. Все они аккумулированы в табличном варианте, что весьма удобно для пользователя. Поэтому самостоятельно осуществить проверку по КС может и бухгалтер, хотя в учетные программы, как правило, всегда встроены модули проверки декларации по КС и она проверяется автоматически.

Как определить правильность заполнения по КС? Анализируя данные декларации, показатели «прокручивают» по предлагаемым формулам, устанавливающим степень достоверности внесенных в форму значений или же допустимость подобных показателей.

К примеру:

    по п. 1.22 КС действует норма – значение стр. 005 приложения 1 к разделу 8 должно быть равно показателю стр. 190 раздела 8. Если же показатель стр. 005 прил.1 больше стр. 190, то налоговики могут констатировать эту ситуацию, как возможное завышение суммы НДС к вычету;

    по п. 1.44 КС – показатель стр. 070 раздела 12 = разности значений строк 080 и 060 12-го раздела. Если показатель стр. 070 ниже разницы строк 080 и 060, существует риск занижения суммы НДС, исчисленной к уплате.

Все результаты, полученные от проверки по КС, анализируют и при необходимости перепроверяют аналитику и достоверность отражения операций в учете. Перечислять в публикации все применяемые формулы смысла не имеет, поскольку их много и не все они используются для конкретного предприятия. Мы лишь указываем, как проверить декларацию по НДС по учетным данным и контрольным соотношениям, чтобы избежать отказа в приеме декларации или представления уточняющих форм.