Что такое EQ? Что это такое - EQ

Как показывает практика, люди, демонстрирующие средний или даже ниже среднего уровень интеллекта, зачастую добиваются гораздо больших высот в жизни, нежели признанные «умники».


Связано это, прежде всего, с тем, что для достижения успеха важен не только ум, но и такие качества, как умение общаться и справляться с жизненными трудностями, не теряя при этом оптимизма и присутствия духа, способность разобраться в себе и своих желаниях, радоваться тому, и без сожаления расставаться с тем, что мешает двигаться дальше.


Все это не имеет прямого отношения к интеллектуальной сфере, а лежит скорее в области чувств и эмоций. Совокупность этих качеств и способностей и называют эмоциональным интеллектом. Современная наука определяет его как умение осознавать свои эмоции и уметь управлять ими.

Как развить эмоциональный интеллект

Как и любое качество, данное человеку от природы, эмоциональный интеллект можно и нужно развивать. Конечно, «исходные данные» у всех людей разные: они зависят от наследственности, от воспитания и стиля семейных отношений. Важен также жизненный опыт каждого индивида: если с детства человеку приходится преодолевать трудности, принимать решения, то он оказывается более способен к управлению своими эмоциональными порывами.


Но развить свой эмоциональный интеллект возможно, подойдя сознательно к этому процессу.


  1. Для начала необходимо признать, что уровень вашего эмоционального интеллекта недостаточно высок. Скажите себе, что иногда ваши эмоции подводят вас, и из-за этого возникают проблемы во взаимоотношениях, со здоровьем, словом, это мешает жить и радоваться жизни. А значит, пора заняться своими эмоциями.

  2. Следующим шагом будет изучение своей эмоциональности. Попробуйте в течение некоторого времени записывать, какие события вызвали в вас эмоциональный отклик и какой именно. Постепенно вы научитесь осознавать связь своих эмоций с жизненными ситуациями, увидите свои слабые и сильные места.

  3. Развивайте свою наблюдательность и интуицию. Овладейте навыком «активного слушания»: реагируйте на речь собеседника, уточняйте – это поможет понимать людей. Осваивайте навыки чтения состояния других людей по выражению лица, позе, жестам – это увлекательное и полезное занятие.

  4. Отдавайте себе отчет в своих эмоциях. Каждый раз, испытывая то или иное чувство, проанализируйте, что именно вы ощущаете и по какой причине. Научитесь сознательно вызывать эмоции – потренировавшись, вы поймете, что сделать это достаточно легко.

  5. Всякий раз, испытывая недовольство и другие отрицательные чувства, начинайте мысленно искать плюсы в создавшейся ситуации, приводите веские доводы положительного влияния этого события на вашу жизнь. Придумывайте каждой неудаче по 10 причин того, почему у вас что-то не получилось. Так вы научитесь не допускать, чтобы негативные чувства взяли над вами верх.

1. Адекватен ли я в оценке своих возможностей?

Наверняка вам встречались очень скучные люди, которые искренне считают, что у них отличное чувство юмора. Или графоманы, утверждающие, что они прекрасные писатели или журналисты. Или фотографы, делающие снимки, которые нравятся только им самим, а остальные просто не понимают художника… 
С большой долей вероятности это люди с низким уровнем EQ.

Хорошо развитый эмоциональный интеллект предполагает, что человек хорошо знает свои сильные и слабые стороны, развивает достоинства и борется с недостатками, которые мешают жить не только ему, но и окружающим.

Чтобы наверняка распознать человека с низким уровнем , скажите ему, что он не понимает чувств других людей. В ответ последует заявление, что он лучший эмпат, чем вы и все окружающие вместе взятые.

Признак низкого уровня EQ: вы часто ощущаете, что вас не понимают и не ценят, не признают заслуг, несправедливо критикуют, неправильно оценивают.

2. Много ли я критикую?

Обладатели низкого уровня EQ, как правило, очень критичны по отношению к другим. Призыв понять и простить - не для них. Они раздражаются, когда их просят войти в положение, быть снисходительным, любят осуждать и раздавать советы.

Как правило, люди с низким уровнем эмоционального интеллекта считают, что другие слишком чувствительны (потому что они не чувствуют то же самое). Могут пошутить за гранью, в неподходящий момент, высмеять недостатки: обычно это делается якобы во благо, чтобы раскрыть глаза на правду. Они не осознают, что таким образом могут сделать человеку хуже, усилить его боль, сделать несчастным.

Причина проста: люди с низким уровнем EQ не понимают, что чувствуют другие.

Признак низкого уровня EQ: если человек реагирует на вашу шутку болезненно, вы делаете вывод, что он слишком эмоционален, придаёт слишком большое значение глупостям. Если от вас просят проявления эмоций в ответ, это вызывает досаду, раздражение, злость.

3. Принимаю ли я чужую точку зрения?

Ещё одна особенность обладателей низкого EQ - любовь к спорам и негибкость. Такие люди настолько искренне уверены в своей правоте, что переубедить их невозможно. Они отказываются принимать аргументы, отличные от их точки зрения, считают их заведомо лживыми.

Признак низкого уровня EQ: вы часто заводите спор на пустом месте (поводом может стать что угодно) и всегда требуете от оппонента предоставить большое количество аргументов. В словесную битву вовлекается множество людей: друзья, близкие и коллеги. Спор зачастую становится эмоционально выматывающим для всех сторон.

4. Обвиняю ли я других в своих ошибках?

Неумение управлять своими чувствами часто приводит к эмоциональным вспышкам. Человеку, который имеет более высокий уровень EQ, проще их не допускать, ведь он понимает, что происходит с ним, и старается .

Но совершенно иная картина у тех, кто обладает низким уровнем EQ. Контролировать то, что ты не понимаешь, очень сложно. Поэтому окружающие, имеющие более развитый эмоциональный интеллект, оценивают такие вспышки как неадекватность.

Признак низкого уровня EQ: вы обычно вините в своём неадекватном поведении не себя, а других людей или какие-то обстоятельства. Это происходит инстинктивно, так как вы не осознаёте, что сами стали причиной эмоциональной вспышки. Вы уверены, что выбора у вас не было, а окружающие просто этого не понимают. Из-за этого вы чувствуете себя жертвой, вам обидно.

5. Скрываю ли я свои истинные эмоции?

Особенность людей с низким уровнем EQ - неспособность справиться с ситуациями, которые вызывают сильные эмоции. Они стараются их избегать. А потому скрывают свои истинные эмоции от других.

Признак низкого уровня EQ: вам сложно поддерживать дружеские и любовные отношения. Вас раздражает необходимость идти на уступки и искать компромиссы, считаться с мнением человека рядом. Вы не находите в себе чувства сострадания, вам сложно понять, как именно можно и нужно поддерживать близкого человека.

6. Могу ли я поставить себя на место другого?

Здесь всё просто: так как при низком уровне эмоционального интеллекта человек не понимает ни свои, ни чужие эмоции, он лишён эмпатии. При этом в некоторых случаях он может попытаться сопереживать (например, его могут растрогать бездомные котята и щенки). Но в отношениях с людьми всё иначе.

Признак низкого уровня EQ: вы никогда не задумываетесь, что бы чувствовали, какие эмоции переживали, оказавшись на месте другого человека.

Ещё несколько особенностей людей с низким уровнем EQ

  • Им неинтересны люди, они не хотят понять, каков их характер, что скрывается за поступками.
  • Они испытывают негативные эмоции, но зачастую не могут понять их причину.
  • Они сосредоточены на себе, не всегда замечают, что другие нуждаются в помощи.
  • Они боятся ошибок и не делают из них выводы, тяжело приходят в себя после неудачи, часто зацикливаются на промахах, занимаются самобичеванием.
  • Они не доверяют интуиции, считают, что это глупо.
  • Они плохо адаптируются к новым условиям, не любят перемены.
  • Они не умеют слушать и слышать.

Для того чтобы определить уровень своего эмоционального интеллекта, также можно пройти тест , разработанный психологом Николасом Холлом.

Как развить эмоциональный интеллект

  • Изучите себя. Для этого вам нужно на протяжении определённого времени (например, недели) записывать события и то, какие эмоции они у вас вызвали. Пишите обо всём: с какими чувствами проснулись утром, что ощущаете, когда выпьете первую чашку кофе, едете на работу, получаете нагоняй от начальника, встречаетесь с друзьями и так далее.
  • Определите, как ваш организм реагирует на разные эмоции. Чувствуете ли вы бабочек в животе, когда влюблены? Как ведёте себя во время : вам хочется плакать или, напротив, крушить всё вокруг? Что происходит, когда вы устаёте? Каково послевкусие сильных эмоций, которые вы испытали?
  • Найдите связь между эмоциями и вашим поведением. К примеру, если вы раздражены, то переносите негатив на того, кто рядом. Или, если вам стыдно, вы предпочитаете ни с кем не общаться. Проанализируйте эту взаимосвязь и определите для себя, что бы вы хотели изменить.
  • Найдите свой источник положительных эмоций. Это может быть посещение любимого кафе, вкусный кофе, улыбка ребёнка, красивый вид из окна, прогулка по лесу. Это будет ваш неприкосновенный запас для тех случаев, когда потребуется позитивная подпитка. Станьте оптимистом.
  • В общении с другими людьми будьте максимально открытыми и спокойными. Чётко аргументируйте свою позицию, но не давите.
  • Чтобы научиться принимать другую точку зрения, попробуйте проанализировать, к примеру, телевизионные дебаты. Встаньте на сторону одного оппонента, а затем другого.
  • Развивайте эмпатию: чаще ставьте себя на место других, пытайтесь представить, какие эмоции испытывает человек, как ему можно помочь.
  • Интересуйтесь другими людьми, их мнением, позицией. Попробуйте угадывать их эмоции по жестам, мимике, голосу.
  • Определите, как вы сами действуете на людей. Раздражаете или радуете? Нервируете или успокаиваете? Вы можете задать этот вопрос близким людям, но не расстраивайтесь из-за неприятных ответов. Всегда есть возможность это исправить.
  • Помните: когда вы начнёте понимать модели своего поведения, контролировать его станет проще. Вы сможете не поддаваться эмоциям, а осознанно решать, как именно поступать в том или ином случае.

Что это такое - EQ? Мы часто задаемся вопросом, почему многие из тех, кто были отличниками в школе, добиваются по жизни меньших успехов, чем те, кто в ученические годы числились в проблемных или даже безнадежных. "Я ему курсовые делал, пока он джинсами торговал. А теперь я лишь рядовой сотрудник банка, которым он руководит. Где же справедливость? " - возмущается обладатель красного диплома. Действительно, почему золотых медалистов, людей, получивших по три высших образования, имеющих МВА, зачастую обходят те, кто плохо учился, прогуливал. В чем причина?

Сегодня никто не будет спорить с утверждением, что успешных людей отличает высокоразвитый эмоциональный интеллект (EQ). Впервые об этом явлении заговорили на Западе лет 10 назад. А в 1996 г. в США вышла книга Дэниэла Големана "Эмоциональный интеллект", которая взбудоражила общество и заставила по-новому оценить роль эмоций в жизни человека, в том числе его способности к достижению успеха. Эмоциональный интеллект - это очень многозначное и сложное понятие. Он складывается из разных качеств, часто трудно определяемых и проявляющихся в высоком уровне понимания себя, способности слышать и понимать других людей, предвидеть их поведение, контролировать свои и чужие эмоции, умении принимать правильное решение, способности влиять, формировать и мотивировать команду на достижение цели и т. д. Даже из этого неполного перечня видно, что обладатель высокого IQ не всегда отличается таким джентльменским набором. Но деятельность тех, кто руководит людьми, происходит в системе "человек - человек" и на 90% состоит из общения с партнерами, клиентами, сотрудниками. .. Способность убедить клиента зачастую важнее умения производить сложные расчеты в одиночку. Ученые Гарвардского университета утверждают, что значимость IQ для достижения успеха составляет не более 20%. Я скептически отношусь к подсчету процентов в таких сложных сферах, как человеческое взаимодействие, но, думаю, место формального интеллекта отражено здесь достаточно точно. И если руководитель обладает высочайшим IQ, но его EQ минимальный, вряд ли он сможет реализовать свой потенциал. 30-летний успешный бизнесмен, руководитель собственной компании, избегал выступлений перед публикой, контакта, общения, особенно с людьми старшего возраста. Он делегировал это подчиненным и, конечно, многое терял. Заместители не могли заменить его в полной мере - многие выгодные проекты срывались. Ведь только первое лицо, человек компетентный и лично заинтересованный, может на равных общаться с партнерами. Осознав свою проблему, наш герой серьезно "поработал над собой", его эмоциональный интеллект значительно вырос, и эффективное деловое общение стало стилем жизни, от которого он сейчас получает настоящее удовлетворение и финансовую прибыль. Одно из проявлений эмоционального интеллекта - умение адекватно оценивать собственные возможности и ограничения, максимально эффективно использовать свои сильные качества и стараться нивелировать слабые стороны. Пример тому - руководитель со средним IQ, но обладающий очень высоким EQ, который окружил себя сотрудниками-интеллектуалами и вполне успешно работает. Если вы, к примеру, человек в большей степени интуитивный, стоит доверять своей интуиции. Если ваш природный дар - анализ, значит, именно аналитические способности надо использовать "на все сто", опираться на факты, оценивать их взаимосвязь и только тогда принимать решения. И хотя IQ с возрастом снижается, эмоциональный интеллект с годами только оттачивается. Руководитель, который работает над развитием своего EQ, добивается высочайших результатов. Но эмоциональный интеллект невозможно развить на каком-то конкретном семинаре или тренинге по развитию эмоциональной компетентности - это прежде всего вопрос желания, времени и практики. И в таком тонком вопросе надо очень трезво оценивать зарубежный опыт. Вспоминается один эпизод. В начале 90-х, будучи студентом, мой сын работал два летних месяца в американском лагере для старшеклассников в штате Колорадо. Каждая среда недели там отмечалась как день развития сочувствия голодающим всего мира. Происходило это следующим образом. Когда дети шли в столовую, они тянули жребий. Те, кому выпадала Африка, садились на пол и оставались без еды. Те, кто вытаскивал Азию, также садились на пол, но им уже полагалась мисочка риса. "Южноамериканцы" допускались за стол и получали тарелку фасоли, "европейцам" предоставляли нормальный обед, а "североамериканцев" плюс к этому по полной форме обслуживали официанты. Во время обеда разыгрывали сценки: нищие просили еду у богатеев, а те им, естественно, отказывали. Далее зачитывались сводки о том, где и как в мире люди голодают. После этого большинство подростков начинали плакать - так было положено, дети должны были испытывать "правильные эмоции". Потом все братались и делились едой. Так оканчивалось мероприятие по развитию эмпатии. Очень не хочется, чтобы началась очередная кампания по психологизации всей страны и по развитию эмоционального интеллекта у всех и вся. Важно оберегать свою эмоциональную сферу от всякого рода интервенций и, соответственно, быть осторожным при выборе обучающих программ и специалистов. Не менее осторожно нужно относиться к измерению такого качественно сложного явления "градуированной линейкой", и в этом вопросе лучше положиться на себя. Главным критерием здесь является личная практика. Для начала стоит посчитать количество удачных и неудачных попыток добиться поставленной цели и проанализировать полученные результаты. Например, если, принимая людей на работу, мы приписываем им одни качества, а в процессе работы оказывается, что они обладают качествами прямо противоположными; или мы безрезультатно проводим совещание за совещанием, а воз и ныне там; или наши переговоры с партнерами в большинстве случаев заходят в тупик и мы не можем добиться того, что запланировали, т. е. если счет не в нашу пользу - вполне вероятно, у нас проблемы с EQ. Затем можно вспомнить ситуации, связанные с общением, которых мы стараемся избегать, всякий раз находя аргументированное оправдание своему поступку. К примеру, мы не хотим выступать перед коллективом, стараемся не принимать участия в пресс-конференциях, не присутствовать на переговорах, перепоручая это своим замам, убеждая себя, что все подобные мероприятия - пустая трата времени. Но часто это лишь своеобразная защита от возможной неудачи. Чтобы точнее оценить свой EQ и целенаправленно его развивать, я бы выделила в нем пять составляющих: понимание себя; эффективное взаимодействие с самим собой; понимание других людей; эффективное взаимодействие с другими; умение принимать решения. Подробнее об этих составляющих эмоционального интеллекта в следующих статьях. Автор - психолог, генеральный директор компании "ММ-класс"

Марина Мелия

EQ – это эмоциональный интеллект. Высокий уровень EQ определить можно, но сложно. Хотя, если Вы застали человека в ненаигранной перебранке, не следящим за своими эмоциями, словами, жестами, без попыток их обуздать на глазах у «зрителей», то уровень его EQ явно оставляет желать лучшего. А вот если затеянная ссора – умелая игра, то уровень EQ здесь может зашкаливать. То есть, следует понимать, что EQ – это показатель того, насколько человек способен осознать собственные эмоции и управлять ими. Напомним, что у нас всего 6 чистых (основных) эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, удивление и страх.

Что влияет на EQ?

EQ-способности могут передаваться по наследству, то есть генетика в некоторой степени будет иметь своё влияние на его формирование и развитие.

Повлияет на уровень EQ и принятая модель общения в семье. Родители, умеющие быть в гармонии с миром, с самими собой, своим примером будут показывать ребенку, в чем «плюсы» такого поведения. И ребенку будет просто перенять такой стиль эмоционального функционирования.

Хотя не всё так просто с семейным примером. Семья всё же остается спорным фактором, влияющим на уровень EQ. Психологи убеждены, что семейное благополучие вредит развитию EQ у ребенка. Если ребенок вырос в семье, где нет никаких проблем, то ему сложно научиться адекватно реагировать на то, что происходит вне домашних условий. К тому же, жизнь такого ребенка хороша, и улучшать ее нет смысла. Те же дети, которые пережили трудности, как правило, больше ищут возможности быть осведомленными в нормах общения, в правилах и эмоциях внешнего социума.

Высокий уровень EQ: показатели

Хотите определить уровень EQ ? Проверьте, насколько Ваши эмоциональные способности соответствуют основным показателям.

  • Обычно Вы оптимистично оцениваете настоящее.
  • Чаще всего Вы в хорошем настроении.
  • Вы умеете забывать плохое, корректировать его в воспоминаниях. Можете поменять к нему отношение. Травмирующие события не мешают Вам жить дальше полноценно. Это скорее уроки, чем препятствия для Вас.
  • Вы достаточно знаете себя, способны предвидеть свою реакцию на то или иное событие.
  • Вы хорошо разбираетесь в людях и обладаете интуицией.
  • Вам легко говорить на разных социальных языках, проявить гибкость и найти подход к любому.
  • Вы способны свободно пойти на компромисс, не испытывая при этом обиды. Но так же не испытываете чувство вины, если по принципиальным для Вас вопросам настояли на своем мнении.
  • Вы умеете сдержать эмоции, но не подавляете их, а находите приемлемые способы реакции. Например, вместо срыва на муже, Вы предпочтете легкую пробежку.
  • Вас нельзя назвать конфликтным человеком. У Вас есть разногласия и даже ссоры с окружающими, но это не переходит в «войну». Большинство поддерживают хорошие отношения с Вами, и Вы это понимаете. Кстати, Вы тоже считаете их приятными людьми.
  • Вы знаете максимально, чего хотите от жизни: в профессии и в личной жизни.
  • Вы не работаете и ничего не делаете до «последнего вздоха». Вы способны на самоотдачу, любите свое дело, но здоровье цените выше. Вы можете рационально распределить свои силы, время и достаточно отдыхаете, заботитесь о себе.
  • Вам не бывает скучно – Вы многим интересуетесь.
  • Вы твердо знаете, что каждый достоин счастья! Сами к этому стремитесь и уважаете это право в других.

Отметили для себя, максимальное соответствие? Значит, Ваш EQ развит отлично!


Мы всегда окружены людьми (семья, коллеги, друзья), которые так же, как и мы что-то чувствуют и переживают. И очень часто именно эти эмоции и становятся главными ориентирами в нашем общении с окружающим миром.

Эмоции являются очень сильным звеном нашего сознания, и именно поэтому так важно научиться их понимать и управлять ими.

Эта важная и ответственная миссия отведена эмоциональному интеллекту - понятию, набирающему все больший вес и популярность в последние годы.

Так что такое эмоциональный интеллект (EQ)?

Эмоциональный интеллект - это способность понимать свои и чужие эмоции, распознавать намерения и мотивацию собеседника, понимать его чувства и отдавать взамен адекватную реакцию.

По сути, EQ приводит в порядок эмоциональный хаос в нашей голове и позволяет нам правильно отвечать на вызовы судьбы, социума и окружающего мира.

Для ребенка развитие эмоционального интеллекта (EQ) является основой успешного и счастливого будущего. Ведь детям особенно сложно разобраться со всем ярким спектром чувств и эмоций, с разочарованиями и сомнениями, поражениями и даже с победами. Ребенок с развитым эмоциональным интеллектом из любой ситуации сделает для себя правильные выводы и, напротив, ребенок со слаборазвитым EQ может уйти в себя, стать закомплексованным, скованным в общении или даже агрессивным.

Все эти проблемы решаемы, особенно, если обратить на них внимание в самом раннем возрасте.

Как научить ребенка понимать свои эмоции?

Развитию эмоционального интеллекта детей могут помочь музыка, книги, игры и даже спорт. Но каждое из этих направлений должно быть подано ребенку с точки зрения эмоций и чувств.

Знакомимся с эмоциями

Самый лучший способ для знакомства с эмоциями - это игрушки, передающие их. На примере каждой из них вы можете показать ребенку грусть и радость, силу и страх. И помните, только ваше активное участие поможет ребенку сориентироваться в этом сложном лабиринте чувств и эмоций.

Коробочка эмоций

Создайте вместе с ребенком свою собственную коробочку эмоций (filing box). Например, соберите в нее все предметы, напоминающие радость. Спросите ребенка, какова для него радость на вкус, цвет, аромат или слух? Может это будет шоколадка, звон колокольчика, аромат спелой клубники и красивый розовый цвет. Филинг боксы помогут ребенку познакомится со своими и чужими эмоциями и начать лучше в них разбираться.

Книги

К счастью, сегодня можно легко найти книжки для развития эмоционального интеллекта.

Красивые иллюстрации, интересные истории и развивающие задания помогут ребенку познать интересный мир чувств.

Одна из них - "Монсики". Что такое эмоции и как с ними дружить. Важная книга для занятий с детьми" познакомит детей с монсиками - забавными существами, отвечающими каждый за свою эмоцию. Вместе с героями книги - трехлетней Соней и восьмилетним Ником - дети с родителями проработают различные ситуации, в которых так или иначе проявляются эмоции.

Любовь

Ну и конечно, любовь! Безусловная любовь мамы, всегда готовой понять, принять и прийти на помощь. Именно вы своей материнской заботой и пониманием помогаете ребенку вырасти гармоничным, успешным и счастливым человеком. Поэтому, просто любите своих детей и не забывайте им об этом говорить.

Управление эмоциями

Язык чувств

Умение управлять своими эмоциями является одним из ключевых навыков эмоционального интеллекта. И чем раньше родители начинают говорить с ребенком на языке эмоций, тем прочнее этот навык укореняется в его сознании. Даже если ваш малыш еще слишком мал, чтобы самому говорить о своих чувствах, вы можете делать это за него.

Проговаривайте с самого раннего детства все его переживания: "Ты расстроен, потому что сломалась твоя любимая игрушка" или "Ты обиделась из-за того, что тебе не разрешили пойти гулять".

Такая практика позволяет ребенку самому научиться понимать и контролировать свои эмоции.

Управление телом

Не менее эффективной будет практика управления своим телом, дыханием, которая напрямую связана с нашим внутренним эмоциональным состоянием. Помочь ребенку управлять своим телом может веселая игра "перышко". Ваша часть игры состоит в том, чтобы прикладывать перышко к разным частям тела ребенка - кисти, бедру, плечу и т.д. Задача ребенка - отталкивать перышко мышцами так, чтобы оно взлетало. Цель игры - научиться спокойно и уверенно управлять напряжением и расслаблением своих мышц.