Из истории функционирования бирж в российской империи и ссср. Интересно: Биржевая торговля и история её становления

Товарные биржи после революции 1917 г. возникли и росли с развитием товарооборота и расширением рынка. Введение НЭПа в 1921 г. ознаменовалось открытием бирж. Характерно, что этот процесс шел не по приказу сверху, а по инициативе местных торгующих организации.

В период с июля по декабрь 1921 г. учреждением бирж повсеместно занимались кооперативные организации. В июле 1921 г. в Саратове открылась первая биржа, а за весь 1921 г. их стало шесть (в том числе возродилась Московская товарная биржа).

В то время государственная торговля была в зародышевом состоянии, а непосредственно государственная промышленность на рынке еще отсутствовала.

В 1921 г. Президиум ВСНХ предложил всем организациям стать членами бирж, посещать биржевые собрания, все торговые операции производить преимущественно на бирже и руководствоваться биржевыми ценами. Ни одно учреждение или предприятие не имело права реализовывать свою продукцию по ценам ниже биржевых.

С февраля 1922 г. начинается более интенсивное развертывание биржевой сети. На рынке появились, кроме кооперативных организаций, государственная торговля и промышленность. Эти три группы главных участников рыночного оборота становятся организаторами бирж. К концу 1922 г. их общее количество достигло 70. В основном биржевая сеть была построена.

В августе 1922 г. Совет труда и обороны (СТО) издал положение о товарных биржах. С этого момента они находились в ведении Комиссии внутренней торговли при СТО.

В этот период на биржах было малолюдно, средняя посещаемость большинства бирж за день исчислялась единицами, а крупнейших - десятками лиц. Среди товаров биржевого оборота преобладали продовольствие и фураж, составлявшие свыше 50% оборота, а на некоторых биржах - до 80%. За продовольствием следовали текстиль, сырье, металлические и кожевенные товары, топливо.

Главным участником биржевого рынка были госорганы, совершавшие сделки в основном как покупатели. Доля частных лиц была весьма незначительна. Это объяснялось причинами как объективного, так и субъективного характера: их реальной немногочисленностью на оптовом рынке и боязнью выявить на бирже свои обороты.

Число бирж в расцвет НЭПа достигло 114, т.е. дореволюционного уровня. В эти годы российские традиции биржевого дела использовались достаточно успешно, так как к тому времени сохранились еще опытные кадры. Из 338 членов биржевого сообщества ядро составляли 45 старых маклеров, сумевших передать новым участникам свои знания.

1 сентября 1922 г. появилось постановление СТО об обязательной регистрации на бирже всех заключенных госорганами сделок вне биржи. Это постановление являлось весьма существенным дополнением к первому постановлению СТО "О товарных биржах". Предусматривалось, во-первых "вытащить" госорганы на биржу и, во-вторых, наблюдать за госторговлей. Предполагалось, что принудительная регистрация внебиржевых сделок отсечет основной мотив уклонения от биржи, заключавшийся в желании скрыть условия сделки. Теперь же это не имело смысла, так как в регистрационном бюро внебиржевые сделки анализировались и оценивались с точки зрения их экономической и коммерческой целесообразности.



Регистрация внебиржевых сделок способствовала оздоровлению госторговли и росту биржевых оборотов. Регистрационные бюро указывали организациям на большую выгодность заключения для них тех или иных сделок биржевым путем.

Применялось и экономическое стимулирование к заключению биржевых сделок посредством более высоких ставок сборов с внебиржевых операций при их регистрации. Но коммерческая практика опровергла эти расчеты. Разница в сборах не играла решающей роли в выборе пути заключения сделки.

Однако методы функционирования советской биржи значительно отличались от методов зарубежных бирж, а круг функций советской биржи был значительно шире. И то и другое вытекало из экономической природы советской биржи.

Советская биржа была не только организованным рынком, но и звеном в цепи организации государственного регулирования торговли.

В отличие от зарубежной советская биржа - организованный рынок по преимуществу государственных и кооперативных организаций. Здесь сделка почти всегда имела за собой реальный товар. Особенностью советской биржи была и ее универсальность - торговля всеми товарами, а не только заменяемыми. Все советские биржи являлись общими, но иногда разбивались на отдельные товарные секции (отделы) по соответствующим группам товаров.

Высшим руководящим органом биржи было общее собрание.

Биржевой комитет избирался общим собранием членов биржи из своей среды, причем уставом каждой биржи предусматривалось, какое количество членов должно быть избрано от государственной, кооперативной и частной торговли.

Выявлением биржевых цен занимались котировальные комитеты, члены которых назначались биржевым комитетом из числа членов и постоянных посетителей биржи. Котировальные цены выводились на основании не только биржевых, но и внебиржевых сделок. Значительные трудности представляло выведение котировочной цены при наличии разрыва цен между государственным и частным рынками, в связи с чем некоторые биржи прибегали даже к выведению двух справочных цен: для частного и для государственно-кооперативного рынка.

Для разрешения споров, возникавших по сделкам, при товарных биржах функционировали арбитражные комиссии, действовавшие на основании особой инструкции СТО.

При биржах существовали и вспомогательные институты для обслуживания разнообразных потребностей клиента биржи. По статистическим данным, летом 1925 г. на биржах СССР действовали три вспомогательных института: бюро экспертизы, консультационное налоговое бюро и транспортно-справочное бюро. Существовали также бюро бухгалтерской экспертизы, аналитические камеры и товарные музеи.

Существование при биржах бюро регистрации внебиржевых сделок являлось также организационной особенностью советских бирж.

На советской бирже несмотря на хронический товарный голод заявки предложения превышали заявки спроса (так, например, в среднем за первое полугодие 1925 г. - на 25%).

В организации заключения сделок на биржах главная роль принадлежала маклерам. Советские маклеры, как и маклеры иностранных бирж, также получали куртаж - процентное отчисление с суммы совершенной сделки, уплачиваемое сторонами.

На крупных биржах для обслуживания отдельных товарных групп со временем начали появляться специальные маклеры. Они становились как бы маклерами отдельных рынков, организованных в секции. Но общей схемы организации маклериата не существовало, она зависела от местных особенностей бирж и персональных достоинств маклеров.

В целом государственное вмешательство в деятельность бирж было намного сильнее при НЭПе, чем до революции, но его все-таки нельзя считать всеобъемлющим. Лишь в 30-е годы с воцарением командно-административной модели управления экономикой последние элементы регулируемых рыночных отношений были окончательно подавлены.

В 1927 г. на заседании Совнаркома выступил С. Орджоникидзе, который обосновал пересмотр функций бирж и их сети. Вывод его доклада заключался в том, что усиливающееся государственное регулирование торговли до крайности сужает работу бирж, поэтому функции последних должны быть пересмотрены, а сеть их должна быть максимально сокращена. Было принято решение оставить биржи лишь в наиболее крупных узловых торговых пунктах (таковых оказалось 14). Последние советские биржи были ликвидированы в 1929-1930 гг.

Глава 20 Современный этап биржевой деятельности в России

Товарные биржи после революции 1917 г. возникли и росли с развитием товарооборота и расширением рынка. Введение НЭПа в 1921 г. ознаменовалось открытием бирж. Характерно, что этот процесс шел не по приказу сверху, а по инициативе местных торгующих организации.

В период с июля по декабрь 1921 г. учреждением бирж повсеместно занимались кооперативные организации. В июле 1921 г. в Саратове открылась первая биржа, а за весь 1921 г. их стало шесть (в том числе возродилась Московская товарная биржа).

В то время государственная торговля была в зародышевом состоянии, а непосредственно государственная промышленность на рынке еще отсутствовала.

В 1921 г. Президиум ВСНХ предложил всем организациям стать членами бирж, посещать биржевые собрания, все торговые операции производить преимущественно на бирже и руководствоваться биржевыми ценами. Ни одно учреждение или предприятие не имело права реализовывать свою продукцию по ценам ниже биржевых.

С февраля 1922 г. начинается более интенсивное развертывание биржевой сети. На рынке появились, кроме кооперативных организаций, государственная торговля и промышленность. Эти три группы главных участников рыночного оборота становятся организаторами бирж. К концу 1922 г. их общее количество достигло 70. В основном биржевая сеть была построена.

В августе 1922 г. Совет труда и обороны (СТО) издал положение о товарных биржах. С этого момента они находились в ведении Комиссии внутренней торговли при СТО.

В этот период на биржах было малолюдно, средняя посещаемость большинства бирж за день исчислялась единицами, а крупнейших - десятками лиц. Среди товаров биржевого оборота преобладали продовольствие и фураж, составлявшие свыше 50% оборота, а на некоторых биржах - до 80%. За продовольствием следовали текстиль, сырье, металлические и кожевенные товары, топливо.

Главным участником биржевого рынка были госорганы, совершавшие сделки в основном как покупатели. Доля частных лиц была весьма незначительна. Это объяснялось причинами как объективного, так и субъективного характера: их реальной немногочисленностью на оптовом рынке и боязнью выявить на бирже свои обороты.

Число бирж в расцвет НЭПа достигло 114, т.е. дореволюционного уровня. В эти годы российские традиции биржевого дела использовались достаточно успешно, так как к тому времени сохранились еще опытные кадры. Из 338 членов биржевого сообщества ядро составляли 45 старых маклеров, сумевших передать новым участникам свои знания.

1 сентября 1922 г. появилось постановление СТО об обязательной регистрации на бирже всех заключенных госорганами сделок вне биржи. Это постановление являлось весьма существенным дополнением к первому постановлению СТО "О товарных биржах". Предусматривалось, во-первых "вытащить" госорганы на биржу и, во-вторых, наблюдать за госторговлей. Предполагалось, что принудительная регистрация внебиржевых сделок отсечет основной мотив уклонения от биржи, заключавшийся в желании скрыть условия сделки. Теперь же это не имело смысла, так как в регистрационном бюро внебиржевые сделки анализировались и оценивались с точки зрения их экономической и коммерческой целесообразности.

Регистрация внебиржевых сделок способствовала оздоровлению госторговли и росту биржевых оборотов. Регистрационные бюро указывали организациям на большую выгодность заключения для них тех или иных сделок биржевым путем.

Применялось и экономическое стимулирование к заключению биржевых сделок посредством более высоких ставок сборов с внебиржевых операций при их регистрации. Но коммерческая практика опровергла эти расчеты. Разница в сборах не играла решающей роли в выборе пути заключения сделки.

Однако методы функционирования советской биржи значительно отличались от методов зарубежных бирж, а круг функций советской биржи был значительно шире.

И то и другое вытекало из экономической природы советской биржи.

Советская биржа была не только организованным рынком, но и звеном в цепи организации государственного регулирования торговли.

В отличие от зарубежной советская биржа - организованный рынок по преимуществу государственных и кооперативных организаций. Здесь сделка почти всегда имела за собой реальный товар. Особенностью советской биржи была и ее универсальность - торговля всеми товарами, а не только заменяемыми. Все советские биржи являлись общими, но иногда разбивались на отдельные товарные секции (отделы) по соответствующим группам товаров.

Высшим руководящим органом биржи было общее собрание.

Биржевой комитет избирался общим собранием членов биржи из своей среды, причем уставом каждой биржи предусматривалось, какое количество членов должно быть избрано от государственной, кооперативной и частной торговли.

Выявлением биржевых цен занимались котировальные комитеты, члены которых назначались биржевым комитетом из числа членов и постоянных посетителей биржи. Котировальные цены выводились на основании не только биржевых, но и внебиржевых сделок. Значительные трудности представляло выведение котировочной цены при наличии разрыва цен между государственным и частным рынками, в связи с чем некоторые биржи прибегали даже к выведению двух справочных цен: для частного и для государственно-кооперативного рынка.

Для разрешения споров, возникавших по сделкам, при товарных биржах функционировали арбитражные комиссии, действовавшие на основании особой инструкции СТО.

При биржах существовали и вспомогательные институты для обслуживания разнообразных потребностей клиента биржи. По статистическим данным, летом 1925 г. на биржах СССР действовали три вспомогательных института: бюро экспертизы, консультационное налоговое бюро и транспортно-справочное бюро. Существовали также бюро бухгалтерской экспертизы, аналитические камеры и товарные музеи.

Существование при биржах бюро регистрации внебиржевых сделок являлось также организационной особенностью советских бирж.

На советской бирже несмотря на хронический товарный голод заявки предложения превышали заявки спроса (так, например, в среднем за первое полугодие 1925 г. - на 25%).

В организации заключения сделок на биржах главная роль принадлежала маклерам. Советские маклеры, как и маклеры иностранных бирж, также получали куртаж - процентное отчисление с суммы совершенной сделки, уплачиваемое сторонами.

На крупных биржах для обслуживания отдельных товарных групп со временем начали появляться специальные маклеры. Они становились как бы маклерами отдельных рынков, организованных в секции. Но общей схемы организации маклериата не существовало, она зависела от местных особенностей бирж и персональных достоинств маклеров.

В целом государственное вмешательство в деятельность бирж было намного сильнее при НЭПе, чем до революции, но его все-таки нельзя считать всеобъемлющим. Лишь в 30-е годы с воцарением командно-административной модели управления экономикой последние элементы регулируемых рыночных отношений были окончательно подавлены.

В 1927 г. на заседании Совнаркома выступил С. Орджоникидзе, который обосновал пересмотр функций бирж и их сети. Вывод его доклада заключался в том, что усиливающееся государственное регулирование торговли до крайности сужает работу бирж, поэтому функции последних должны быть пересмотрены, а сеть их должна быть максимально сокращена. Было принято решение оставить биржи лишь в наиболее крупных узловых торговых пунктах (таковых оказалось 14). Последние советские биржи были ликвидированы в 1929-1930 гг.

Внешний обмен предшествовал в своем развитии внутреннему обмену. Биржа возникла в средние века. Объектами средневековой торговли являлись, с одной стороны, продукты, по природе своей производимые лишь в определенных географических пунктах (соль, перец), с другой -- предметы роскоши, составлявшие специальность определенных местностей. В свете приведенной краткой характеристики получает вполне закономерную природу рост и значение северо-итальянских городов, среднеевропейских ярмарок и городов Фландрии. Средневековый человек был во власти расстояния. Например, страсбургскому купцу было далеко не все равно, ехать ли в Венецию, Милан, Флоренцию или на более близкие к нему ярмарки Шампани. На ярмарке не только гарантировались личная и имущественная безопасность для всякого купца, но ярмарочные власти принимали меры к охране путей, ведущих на ярмарку. Гарантия личной и имущественной безопасности была особенно важна для средневекового купца, который всегда должен был путешествовать не только с аршином и весами, но и опоясанный мечом и с щитом в руке Торговля на Западе в средние века. Спб., 1904. С.91-92.. Поэтому нередко осуществлялся перевод платежей по книгам вместо уплаты наличными. Господствующий вид средневекового векселя представлял собой нечто вроде нынешнего чека. «Он был не только платежным средством, а именно средством уплат на расстоянии. Посредством векселя уплачивали долги теми деньгами, которыми можно было располагать в другом месте»,-- отмечал М.Вебер Вебер М. История хозяйства. Пг. 1924. С.169.. Деньги не пахнут (non olet) -- эта старая латинская поговорка, пущенная в оборот, в образной форме выражает свойство заменимости денег. Эти средневековые толкучки -- прообраз современных бирж.

Очерк возникновения биржи убедительно доказывает, что она возникла как результат расширения рынка, обусловленного ростом производительных сил. Вместе с тем необходимой предпосылкой возникновения и существования развитых форм биржевой торговли является высокий технический уровень. Последний создает, в результате массового производства, типизацию товаров, которая является основой заменимости (товарной). В России биржи возникли при Петре I. В 1705 г. было построено здание для Санкт-Петербургской биржи и установлены часы регулярных собраний в нем купечества. Лишь в 1796 г. появляется вторая биржа -- Одесская, в 1816 -- Варшавская, в 1837 г. -- Московская, в 1842 г. --Рубинская, в 1848 г. -- Нижегородская ярмарочная. С 1860 по 1900 гг. возникают двадцать четыре биржи, с 1900 по 1904 гг. -- двенадцать бирж и с 1904 по 1916 -- пятьдесят две биржи См. подробнее: Штиллих О. Биржа и ее деятельность. Спб., 1912. С.333-359.. Экономическая отсталость России обуславливала слабое развитие в ней биржевой торговли. Российские биржи были главным образом товарными. Тем не менее, биржи в России были лишь в незначительной степени местом концентрации оптового спроса и предложения. Исключение составляли только специальные хлебные, мясные биржи, а также биржи на которых преобладающим являлся оборот с указанными товарами. Но зато в России биржи имели функции, обычно несвойственные западным. В связи с отсутствии органов представительства интересов торговли, носящих в других странах название торгово-промышленных палат. Русские биржи фактически выполняли их функции. Этим объясняется их популярность среди торгово-промышленных кругов. При помощи ежегодно созывавшихся с 1906 года съездов биржевой торговли и сельского хозяйства, биржи получали возможность выявить интересы и нужду торгово-промышленной буржуазии, а через свой постоянно действующий орган -- Совет съездов биржевой торговли -- воздействовать на правительство в желательном для нее направлении. Наконец, биржи принимали участие в выборах депутатов в Государственный Совет. Деятельность российских бирж регламентировалась соответствующими статьями Устава торгового и уставами бирж; причем вмешательство государства в дела бирж было сведено до минимума См. подробнее: К. Гаттенберг. Законодательство и биржевые спекуляции. Харьков, 1872.. По своей организации русские биржи являлись смешением начал открытого и доступного для всех рынка с корпоративным началом -- биржевым обществом. Членами биржи могли быть купцы и промышленники. Причем они-то и объединялись в биржевое общество, управляющее делами биржи через биржевой комитет. На Московской, Санкт-Петербургской и Киевской биржах биржевое общество избирало особых выборных, к которым переходили права общего собрания. Фактическим распорядителем биржи был биржевой комитет, избиравшийся обыкновенно на срок от трех до пяти лет. На каждой бирже устанавливался определенный контингент биржевых маклеров. Новые маклеры могли назначаться лишь на «убылые места». Биржевые маклеры являлись должностными лицами и пользовались монопольным правом посредничества при заключении сделок. Зато маклеры не имели права состоять где-либо на службе помимо биржи и вести торговлю от своего имени. За свои услуги маклеры получали куртаж, размер которого определялся биржевым комитетом и утверждался министром финансов. Для наблюдения за деятельностью маклеров общее собрание выбирало из их среды старшего маклера или гоф-маклера. Помимо обыкновенных маклеров, российские биржи знали маклеров-специалистов: корабельных маклеров, маклеров морского фрахтования, диспашеров, биржевых нотариусов и аукционистов. Котировка на русских биржах велась выбиравшимися из членов биржи особыми нотариальными комиссиями при непременном участии старшего маклера. Арбитражные комиссии также выбирались из числа членов биржи, причем решение их считалось окончательным. Наконец, при бирже состояли: биржевые эксперты, биржевые приемщики и биржевые браковщики.

Товарные биржи в СССР возникли после перехода к новой экономической политике См.: подробнее Шмидт К. Организация и практика биржевой торговли в СССР. М., 1927.. Первой была организована Саратовская биржа, за ней Вятская, Ростовская и др. Развитие биржевой сети в СССР шло весьма интенсивно: к концу 1926 г. в СССР насчитывалось 105 бирж; не считая около семи бирж, возникших явочным порядком. Биржи возникали сначала как чисто кооперативные, затем как смешанные с органами ВСНХ, и лишь постановление о товарных биржах в 1922 г. положило начало биржам как вневедомственным общественным организациям. Фактически только с этого времени биржи начинают приобретать известное экономическое значение. В связи с решением государства, все учреждения и предприятия регистрировали свои внебиржевые сделки в особых регистрационных бюро при биржах. Эта мера привела к искусственному увеличению биржевых оборотов вследствие того, что биржи взимали более высокие сборы за регистрацию внебиржевых сделок сравнительно с биржевыми. Однако в связи с развитием централизованной синдикатской системой торговли, практикой генеральных договоров госпромышленности с кооперацией, товарным голодом и незначительным участием частной торговли в биржевом обороте, посредническое значение биржи значительно упало. В течении первых пяти лет существования советских бирж на первый план выдвигались две их стороны:

выполнение посреднических и торгово-технических функций;

характер учетно-конъюнктурного и контрольного регулирующего органа.

При пересмотре деятельности бирж высшими правительственными органами в конце 1926 и начале 1927 годов особенно подчеркивалась лишь важность посреднических функций бирж. Однако становилось ясно, что на рынке промышленных товаров, более подверженных непосредственному регулирующему воздействию государства, посреднические функции бирж отходят на второй план перед функциями учетно-контрольными, осуществляемыми через регистрационное бюро бирж. На рынке же сельскохозяйственных товаров, поставляемых миллионами крестьянских хозяйств, организующее влияние посреднических функций все же выше учетно-контрольных. Это вполне отвечает тенденциям развития бирж и в дореволюционной России, где подлинный биржевой торг имел место лишь с сельскохозяйственными товарами. Одной из отличительной особенностей советских бирж являлась их универсализм -- торговля всеми товарами, а не только заменимыми, как это имеет место на Западе. Деятельность товарных бирж в СССР регулировалась положением о товарных биржах и фондовых отделах при товарных биржах, утвержденным СНК и ЦИК СССР 2 октября 1925 года См. подробнее: Собрание Законов СССР. 1925. №69.. Общее руководство и надзор за товарными биржами принадлежало Наркомторгу СССР и надкомторгом союзных республик, за исключением Московской товарной и ярмарочных Нижегородской и Бакинских бирж, подведомственных непосредственно Наркомторгу СССР. Учреждение бирж происходило по инициативе заинтересованных учреждений, организаций и частных лиц с разрешения Наркомторга соответствующей союзной республики. Они действовали на основании уставов, вырабатываемых применительно к нормальному уставу товарной биржи, утвержденному Наркомторгом СССР. Ликвидация таких бирж могла быть произведена лишь по постановлению СТО СССР или СНК союзных республик. Советские товарные биржи являлись одновременно открытыми рынками доступ на которые более или менее свободен, и замкнутой корпорацией, вступление в которую было доступно только организациям, уплатившим промысловый налог не ниже предусмотренного уставом бирж. Например, применялся 3-й разряд налога по торговле и 5-й по промышленности. В СССР существовало в годы НЭПа и обширное законодательство по биржам: Постановление СТО «О товарных биржах» (от 23/VIII 1922 г.); циркуляр НКВуторга СССР «О порядке открытия товарных бирж» (от 2/I 1925 г.); циркуляр КВТ при СТО «Об юридической природе товарных бирж» (от 28/III 1924 г. №2871) и т.д. См. подробнее: К.А.Граве, А.А.Плесков и Фрейдман З.М. Биржевое законодательство. М., 1925. Например, в ст.1 Постановления Совета Труда и Обороны «О товарных биржах» указывается: «Товарные биржи имеют своим назначением выявлять отношение спроса к предложению, облегчать и упорядочивать как товарообмен, так и связанные с ним товарные и торговые сделки (операции)» Граве К.А., Минц С.В. Сборник материалов по биржевому праву и практике. М., 1924. С.11.. Бурное развитие биржевой сети происходило не только по директивам органов, регулирующих торговлю. Биржи сплошь и рядом возникали по инициативе местных торгующих организаций. Стихийно возникавшие на местах биржи, естественно, представляли собой пеструю смесь различных организационных форм. Все здесь различно: и определение задач и целей бирж, и отношение к частным лицам и предприятиям, и построение, круг и характер деятельности биржевых комитетов, арбитражных и котировальных комиссий, маклеров и т.д.

Несмотря на то, что в конце 20-х годов политика НЭПа была отвергнута, а биржи ликвидированы, они сыграли большую роль в истории нашей страны. Лишь это богатое наследие позволило нам в сегодняшних условиях вновь возродить биржи. В начале века известный экономист М.М.Туган-Барановский писал: «Достаточно было пройти мимо здания петербургской биржи, вокруг которой в начале 90-х годов (XIX в.) не замечалось никакого движения и площадь перед которой представляла подобие пустыни, и посмотреть на нескончаемый ряд экипажей, которые теперь перед подъездом биржи в час биржевых собраний, чтобы убедиться в происшедшей перемене» Туган-Барановский М. Русская фабрика в прошлом и настояшем. М., 1922. С.268.. Точно такая же перемена произошла и в наше время, что явилось прямым результатом движения к рынку.

биржа сделка товарный рынок регулирование

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.rи/

Введение

1. Ф ондовые биржи в СССР во время НЭП

1.1 Понятие « ф ондовая биржа»

1.2 Ф ондовый рынок в период НЭП

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Тема контрольной работы «Фондовые биржи в СССР во время НЭП».

Целью данной контрольной работы является изучение существования фондовых бирж в период НЭП.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть понятие «фондовая биржа».

Рассмотреть фондовые биржи в время НЭП.

НЭП, или новая экономическая политика, была введена в СССР в 1921 году и исчерпала себя уже в начале 30-х гг. НЭП включала «допущение частного сектора», т. е. разрешение свободы торговли, мелкого предпринимательства, привлечение иностранного капитала при сохранении «командных высот» у государства. Составной частью являлась денежная реформа, выпуск червонца, формально обеспеченного на 25% золотом и иностранной валютой и имевшего декларированное золотое содержание (7,742 г). Была организована фондовая биржа.

Фондовая биржа - это лучший рынок, создаваемый для лучших ценных бумаг лучшими (крупнейшими, пользующимися доверием и финансово-устойчивыми) посредниками, работающими на фондовом рынке. Миркин Я. М. Ценные бумаги и фондовый рынок. - М.: Издательство «Перспектива», 1995. - с. 413

Не следует забывать, что эти меры поддержки рубля были продиктованы «сужением валютного кольца» вокруг советского центра, на большей части территории стран совзнаки просто не принимали. Вскоре, однако, несмотря на принятие чрезвычайных мер для пополнения золотого запаса, ограниченный размер червонца на инвалюту был прекращен и десятирублевые купюры уравнялись в правах с казначейскими билетами. Бункина М.К., Семенов А.М., Семенов А.М. - М.: «Дело и Сервис», 2003. - с.539

При написании контрольной работы мною были использованы материалы отечественных авторов, таких как Галанов В. А., Грязнова А. Г.

1. Фондовые биржи в СССР во время НЭП

1.1 Понятие «фондовая биржа»

Фoндoвaя биpжa - этo opгaнизoвaнный, peгyляpнo фyнкциoниpyющий pынoк ценныx бyмaг и других финанcoвыx инcтpyмeнтoв. C opгaнизaциoннo-пpaвoвoй точки зpeния фoндoвaя биpжa пpедстaвляет coбoй финaнcoвoe пocpeдничecкoe yчpeждeниe c peглaмeнтиpoвaнным peжимoм paбoты, гдe coвepшaютcя тоpгoвыe cдeлки мeждy пpoдaвцaми и пoкyпaтeлями фoндoвыx цeннoстeй c yчacтиeм биpжeвыx пocpeдникoв пo oфициaльнo зaкpeплeнным пpaвилaм. Эти пpaвилa yстaнaвливaютcя кaк биpжeвым (Уcтaв биpжи), тaк и гocyдapствeнным зaкoнoдaтeльcтвoм. Cледyет иметь в видy, что фoндoвaя биpжa кaк тaкoвaя и ee пepcoнaл не coвepшaют cдeлoк c цeнными бyмaгaми. Oнa лишь coздaeт ycлoвия, неoбxoдимыe для иx coвepшeния, oбcлyживaeт эти сдeлки, cвязывaeт пpoдавцa и пoкyпaтeля, пpeдocтaвляет пoмeщeниe, кoнcyльтaциoнныe и apбитpaжныe ycлyги, тexничecкoe oбcлyживaниe и вce нeoбxoдимoe для тогo, чтобы cдeлкa мoглa состаяться. Грязнова А. Г. Биржевая деятельность: Учебник. - Т.: Финaнcы и cтaтиcтикa, 1996. - с. 68

Основными функциями фондовой биржи являются:

Сводить друг с другом продавцов и покупателей ценных бумаг;

Определять курсы (цены купли-продажи) ценных бумаг;

Содействовать переливу капитала из одной отрасли хозяйства (или предприятия), менее прибыльной, в другие, более прибыльные;

Служить барометром деловой активности в разных отраслях хозяйства и в стране в целом. Этой цели служат индексы деловой активности. Наиболее знаменит индекс Доу-Джонса (введен с 1884 г.). Он рассчитывается на базе курсов акций 30 крупнейших компаний.

Фондовая биржа первоначально сложилась как свободный рынок ценных бумаг (фондов). Долгое время государство и общество не вмешивались в содержание деятельности этого учреждения. «Дикая биржа», получившая широкое распространение в XIX в., действовала совершенно свободно, без каких-либо внешних ограничений. Эта почти абсолютная свобода деятельности в 20-х годах XX столетия сопровождалась небывалой биржевой спекуляцией. Курсы ценных бумаг непрерывно повышались. Растущий поток покупателей акций в широких масштабах использовал не собственные накопления, а ссуды коммерческих банков и специализированных учреждений. В результате курсы акций резко оторвались от их номинала и стали падать, а кредиторы потребовали возврата предоставленных ссуд. Чтобы получить необходимые средства, спекулянты начали продавать акции, ускорив тем самым падение их курсов. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ, 1997. - с. 310

Фондовые биржи являются центрами организованной торговли ценными бумагами - акциями, облигациями и производственными ценными бумагами. Фондовые биржи позволяют обеспечить концентрацию спроса и предложения ценных бумаг и определение их рыночной цены. Черкасов В. Е. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. - Тверь: Тверской институт экономики и менеджмента, 1999. - с. 53

Согласно действующему российскому законодательству фондовая биржа относится к участникам рынка ценных бумаг, организующим их куплю-продажу, т. е. «непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами». По закону фондовая биржа не может совмещать деятельность по организации торговли ценными бумагами с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, кроме депозитарной и клиринговой. Поэтому ее задачи и функции определяются тем положением, которое фондовая биржа занимает на рынке ценных бумаг как ее участник.

Следует подчеркнуть, что фондовые отделы других (товарных и валютных) бирж приравнены к фондовым биржам, поэтому в своей деятельности (за исключением вопросов создания) не отличаются от последних.

Являясь организатором рынка ценных бумаг, фондовая биржа первоначально занимается исключительно созданием необходимых условий для ведения эффективной торговли, но по мере развития рынка ее задачей становится не столько организация торговли, сколько ее обслуживание.

Изначально фондовая биржа создавалась для того, чтобы поощрять и поддерживать торговлю ценными бумагами, обеспечивающую соблюдение интересов ее участников. Поэтому биржа рассматривалась как надлежащим образом организованное место для торговли. Галанов В. А., Басов А.И. Рынок ценных бумаг. - М.: Финансы и статистика, 2000. - с. 129

1.2 Фондовый рынок в период НЭП

После прихода к власти большевиков в экономике страны начались радикальные преобразования. Среди них важное место заняли мероприятия в области рынка ценных бумаг.

Декретом ВЦИК от 21 января 1918 г. аннулировались все государственные внутренние и внешние займы, а также гарантии, данные царским и временным правительствами по займам разных предприятий и учреждений. При этом, однако не отменялись долги самому государству, то есть предполагалось взимать ссуды, предоставленные им через коммерческие банки под залог облигаций. Окончательно расчеты по аннулированным ценным бумагам были завершены декретом Совнаркома от 16 сентября 1920 г. Таким образом, к концу 1920 г. рынок ценных бумаг в России был ликвидирован.

Возрождение фондового рынка в стране связано с переходом правительства большевиков к новой экономической политике. Восстановление народного хозяйства после гражданской войны потребовало привлечения огромных средств, часть из которых могла быть получена путем мобилизации временно свободных денег населения. Кроме того, денежная единица (совзнак) стремительно обесценивалась и необходимо было предпринять срочные меры по выводу их из обращения.

Одной из главных мер по мобилизации средств населения на нужды экономики и уменьшению инфляции стал выпуск наркоматом финансов новых государственных займов. Однако сразу же приступить к нему из-за расстройства денежной системы и недостатка опыта не удалось. Шабалин. А. О. Особенности фондового рынка России в период НЭПа. // «Финансы», 1997. - № 3. - с. 58

Первоначально было решено провести натуральные займы. Первый выпускался по постановлению ВЦИК от 20 мая 1922 г. на 10 млн. пудов ржи. Он получил название «первого хлебного займа», был сравнительно небольшой и по сути пробный.

Его облигации покупались за деньги, но выпускная сумма займа и номинал ценных бумаг выражались в пудах ржи. Владелец облигации при ее погашении имел право получить соответствующее количество хлеба (зерна ржи). Для занятого в сельском хозяйстве населения займ представлял интерес и в том отношении, что его облигации могли быть внесены для уплаты натурального налога.

Кроме хлебных займов, в период восстановления фондового рынка был выпущен еще один натуральный займ - сахарный. Этот займ был беспроцентным, держателем его облигаций доходов не давал.. для торговых же организаций займ стал способом заготовки сахара, а государству позволил антиципировать доходы и налог (получать их вперед) от сахарной промышленности.

Наконец, еще одним специфичным для России явлением стал выпущенный с 1 апреля 1924 г. сроком по 31 декабря 1926 г. «5% -ный крестьянский выигрышный заем». Отличительной особенностью этого займа была его добровольность.

Завершение денежной реформы в 1924 г. создало принципиально новые условия на рынке ценных бумаг. Потребность в натуральных займах отпала, нужно было перейти к денежным. Но принудительный характер первого и второго государственных выигрышных займов делал проблематичным возможность добровольного размещения новых денежных займов. Поиск новых форм государственных займов, попытки ликвидировать последствия принудительных займов приведи наркомат финансов к интервенции на фондовом рынке. Началась активная скупка облигаций сначала в провинции, а затем и на крупнейших рынках - в Москве, Ленинграде и Харькове.

Появление твердого спроса на государственные ценные бумаги изменило положение на рынке. Курс ценных бумаг стал расти, а их владельцы не спешили избавиться от облигаций. Со второй половины 1924 г. и в течение 1925 г. происходит быстрая смена собственников ценных бумаг первого и второго государственных выигрышных займов. Часть их покупается Госбанком и особой частью валютного управления наркомата финансов и используется далее для регулирования курсовой цены бумаг. Другая их часть переходит из рук лиц, вынужденных приобрести их в обязательном порядке, в руки вновь появляющихся профессиональных игроков с фондовыми ценностями. В итоге постепенно создается круг твердых держателей ценных бумаг, заинтересованных (а не принужденных) в их приобретении. Что касается форм государственных займов, то с конца 1924 г. и в течение следующего года наблюдается большое их разнообразие. Продолжается использование уже применявшихся форм - крестьянские и специальные займы. Шабалин. А. О. Особенности фондового рынка России в период НЭПа. // «Финансы», 1997. - № 3. - с. 60

В период новой экономической политики в СССР возобновили свою деятельность 100 дореволюционных бирж, в тринадцати из которых имелись фондовые отделы.

Торговля ценными бумагами осуществлялась на товарных биржах и через Государственный банк России. Продажа государственных облигаций проводилась главным образом через Государственный банк при активном посредничестве коммерческом банков. Первоначально операции с ценными бумагами на биржах осуществлялись в соответствии с правилами биржевой торговли конкретных бирж. Крупнейшей биржей, осуществляющей фондовые операции, была Санкт-Петербургская, на которой торговля ценными бумагами началась после выпуска первых государственных займов. Фондовые маклеры назначались Министерством финансов по представлению Совета фондового отдела бирж. С конца 1914 года в Петербурге, а также в Москве и Киеве начали проходить частные биржевые собрания для осуществления сделок с ценными бумагами. После революции рынок ценных бумаг фактически прекратил свое существование. С 1917 года были запрещены советским правительством все операции с ценными бумагами и были аннулированы государственные займы.

В период НЭПа начинается некоторое оживление рынка за счет выпуска государственных облигаций и незначительной части акций в системе разрешенного частного сектора. Это объясняется тем, что экономика принимает рыночный характер, начинает функционировать относительно разветвленная кредитная система, которая, кроме государственного банка, была представлена акционерными, кооперативными, коммунальными, сельскохозяйственными региональными банками, кредитной кооперацией, обществами взаимного кредита и сберегательными банками. Кроме того, в экономике, в тот период сравнительно широко использовался иностранный капитал.

Однако рынок ценных бумаг в период НЭПа носил весьма ограниченный характер в отличие от дореволюционного. В основном это было связано скорее с распределительным, чем с покупательным и мобилизационным аспектами ценных бумаг, так как не было фондовых бирж или самого рынка, где бы свободно покупались и продавались ценные бумаги. В основном акции распределялись как между различными организациями, так и между владельцами того или иного предприятия и банков. Таким образом произошло как бы сужение размеров и функций рынка ценных бумаг. В результате этого экономика лишилась дополнительного мобилизационного инструмента в получении денежных средств. фондовая биржа экономическая политика

Во время НЭП советское правительство постоянно ужесточало контроль рынка финансовых активов и регулировало их цены. Наконец, в 1930 г. все акционерные общества были преобразованы в государственные предприятия и обращение акций и векселей в СССР ликвидировано.

B Poccии в гoды нэпa для кoнтpoля зa дeятeльнocтью биpж, тopгoв, яpмapoк, a тaкжe ceти poзничнoй тopгoвли былa coздaнa Koмиссия по внутренней торговле. Комиссия (в дaльнeйшeм кoмиccapиaт) пpидaвaлa бoльшoe знaчeниe ycтaнoвлeнию нopмaльныx взaимooтнoшeний c тoвapными биpжaми. Гocyдapcтвo в лице комиссариата cчитaлo, чтo биpжи являютcя чacтью oбщeй cиcтeмы тopгoвли, opгaнизyющeй тoвapooбopoт в cтpaнe и yпopядoчивaющeй ero иcключитeльнo экoнoмичecкими мepaми. B тo жe вpeмя кoмиccия ocyщecтвлялa oбщee pyкoвoдcтвo и нaдзop нaд биpжeй. Bзaимooтнoшeния гocyдapcтвa и биpж oпpeдeлялиcь постановлением CTO от 23 августа 1922 г., coглacнo кoтopoмy гocyдapcтвo:

ocyщecтвлялo пpaвoвoй нaдзop зa дeятeльнocтью биpж;

peгиcтpиpoвaлo и дaвaлo зaключeниe o зaкpытии биpж;

пoлyчaлo oт биpжи cвeдeния o тoвapooбopoтe;

пpoвoдилo тeкyщиe пpoвepки дeятeльнocти биpж.

Taким oбpaзoм, yжe в нaчaлe cyщecтвoвaния poccийcкиx биpж гocyдapcтвeнныe opгaны тoproвли чeткo paзгpaничивaли cфepы cвoeгo влияния нa биpжи и oблacть caмocтoятeльнocти этиx нeгocyдapcтвeнныx opгaнизaций. B этoм пoдxoдe yжe тoгдa пpoявлялcя элeмeнт coздaния yпpaвляeмoro pынкa, кoтopый был oтбpoшeн c пepexoдoм нa мoнoпoльнyю гocyдapcтвeннyю тopгoвлю. Грязнова А. Г. Биржевая деятельность: Учебник. - Т.: Финaнcы и cтaтиcтикa, 1996. - .с 29

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Фондовая биржа представляет собой организованный рынок для торговли стандартными финансовыми инструментами, создаваемая профессиональными участниками рынка ценных бумаг для взаимных оптовых операций.

Фондовый рынок России можно представить как совокупность рынка государственных долговых инструментов, рынка частных ценных бумаг и вторичного рынка фондовой торговли.

Развитие российского фондового рынка сдерживалось жесткими законодательными рамками, и только после февральской революции в марте 1917 г. Временное правительство сняло множество ограничений на деятельность акционерных обществ.

В период НЭПа были сняты ограничения на частную предпринимательскую деятельность, появились государственные и смешанные акционерные общества. Товарные биржи и фондовые отделы при биржах существовали с 1921 по 1930 г. организация фондовых бирж в СССР была предусмотрена ВЦИК и СНК о валютных операциях. В фондовых отделах допускались сделки по покупке и продаже иностранной валюты и векселей, чеков и иных платежных документов, золота и серебра в слитках, государственных ценных бумаг, облигаций государственных и кооперативных предприятий, а также допущенных к обращению в СССР иностранных ценных бумаг. Ценности, находившиеся в обороте, например царские десятки, иностранные ценности и другие, по соображениям экономической политики не были допущены на биржу.

Общих для всех займов в этот период являлось, во-первых, то, что это была форма принудительного изъятия средств предприятий и заработной платы населения. Во-вторых, непривлекательность из-за невысоких процентов и частного невыполнения обязательств государством, которое выражалось в отсрочке выплат или конверсии займов, при этом выплачивался незначительный доход за пользование этими средствами.

Для кoнтpoля зa дeятeльнocтью биpж, тopгoв, яpмapoк, a тaкжe ceти poзничнoй тopгoвли былa coздaнa Koмиссия по внутренней торговле.

Список использованной литературы

Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ, 1997. - 568 с.

Бункина М.К., Семенов А.М., Семенов А.М. Макроэкономика. - М.: «Дело и Сервис», 2003. - 544 с.

Галанов В. А., Басов А.И. Рынок ценных бумаг. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 352 с.

Грязнова А. Г. Биржевая деятельность: Учебник. - Т.: Финaнcы и cтaтиcтикa, 1996. - 240 c

Миркин Я. М. Ценные бумаги и фондовый рынок. - М.: Издательство «Перспектива», 1995. - 512 с.

«Финансы», 1997. - № 3.

Черкасов В. Е. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. - Тверь: Тверской институт экономики и менеджмента, 1999. - 62 с.

Размещено на www.allbest.rи

Подобные документы

    Фондовая биржа как целостная система. Основные индексы и методы анализа фондовой биржи. Тенденции развития фондовой биржи. Мировые фондовые биржи, особенности их функционирования на современном этапе. Фондовые биржи России: возникновение и развитие.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2008

    Понятие, функции и задачи фондовой биржи на рынке ценных бумаг. Лицензирование биржевой деятельности. Анализ современного состояния рынка акций России. Особенности функционирования деятельности ММВБ. Структура фондовой биржи и механизм ее деятельности.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2014

    История создания бирж. Организационная структура фондовой биржи. Процедуры листинга и делистинга. Клиринг. Организация денежных расчётов. Виды операций на фондовой бирже. Основные принципы деятельности токийской фондовой биржи.

    реферат , добавлен 21.08.2003

    История возникновения фондовой биржи в Азербайджане. Операционный механизм фондовой биржи. Инфраструктура и основы функционирования фондового рынка. Цифры и факты бакинской фондовой биржи. Пути дальнейшего развития на рынке государственных ценных бумаг.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2008

    Понятие и цели образования фондовой биржи, ее основные функции и организационная структура. Участники рынка ценных бумаг. Биржевые операции и биржевые индексы. Внебиржевые фондовые рынки. Конкуренция между классической и электронной фондовой биржей.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2011

    Рынок по купле-продаже ценных бумаг. Понятие, признаки и значение фондовой биржи как важнейшего института рыночной экономики. Участники биржевых сделок и виды операций на фондовой бирже. Современная фондовая биржа как ведущее звено фондового рынка.

    контрольная работа , добавлен 12.04.2009

    История развития и функции крупнейших бирж мира, органы управления ими. P. Гильфердинг и его определение фондовой биржи, ценные бумаги как главный инструмент фондовой биржи. Необходимые условия начала биржевых операций: принципы работы фондовой биржи.

    курсовая работа , добавлен 14.07.2008

    Фондовые и товарные биржи в современной России. Организация работы товарных бирж. Основные типы биржевых операций. Функции фондовой биржи. Ценные бумаги как объекты гражданских прав. Фьючерсный контракт, суть опциона. Классификация ценных бумаг.

    контрольная работа , добавлен 08.11.2013

    Исторические сведения о возникновении биржевой торговли. Появление биржи в России. Современный биржевой рынок. Показатели динамики биржевой торговли. Изменения в экономике и причины возникновения биржи в условиях НЭПа. Фондовые биржи и биржи труда.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2009

    Понятие и сущность фондовой биржи как профессионального участника рынка ценных бумаг. Формы и методы организации торговли ценными бумагами. Листинг, делистинг, котировка и рейтинг ценных бумаг. Принципы и механизм организации биржевой торговли в РФ.

Товарные биржи в СССР возникли и росли с развитием товарооборота и с расширением рынка. Уже первые месяцы нэпа ознаменовались открытием бирж. Характерно, что этот процесс шел не по приказу сверху, а по инициативе местных торгующих организаций.

В период с июля по декабрь 1921 г. учреждением бирж повсеместно занимались кооперативные организации. В июле 1921 г. в Саратове открылась первая советская биржа, а за весь 1921 г. их стало шесть (в том числе возродилась Московская товарная биржа).

В то время государственная торговля была в зародышевом состоянии, а непосредственно государственная промышленность на рынке еще отсутствовала.

В 1921 г. Президиум ВСНХ предложил всем организациям вступить в члены бирж, посещать биржевые собрания, все торговые операции проводить преимущественно на бирже и руководствоваться биржевыми ценами. Ни одно учреждение или предприятие не имело права реализовывать свою продукцию по ценам ниже биржевых.

С февраля 1922 г. начинается более интенсивное развертывание биржевой сети. На рынке появились кроме кооперативных организаций государственная торговля и промышленность. Эти три группы главных участников рыночного оборота становятся организаторами бирж. К концу 1922 г. их общее количество достигло 70. В основном биржевая сеть была построена.

В августе 1922 г. Совет труда и обороны издал положение о товарных биржах. С этого момента они находились в ведении Комиссии внутренней торговли при СТО.

В этот период на биржах было малолюдно, средняя посещаемость большинства бирж за день исчислялась единицами, а крупнейших - десятками лиц. Среди товаров биржевого оборота преобладали продовольствие и фураж, составлявшие свыше 50% оборота, а на некоторых биржах - до 80% биржевого оборота. За продовольствием следовали текстиль, сырье, металлические и кожевенные товары, топливо.

Главным участником биржевого рынка были госорганы, совершавшие сделки в основном как покупатели. Доля частных лиц была весьма незначительна. Это объяснялось причинами как объективного, так и субъективного характера: их реальной немногочисленностью на оптовом рынке и боязнью выявить на бирже свои обороты.

Число бирж в расцвет нэпа достигло 114, т.е. дореволюционного уровня. В эти годы российские традиции биржевого дела использовались достаточно успешно, так как к тому времени сохранились еще опытные кадры. Из 338 членов биржевого сообщества ядро составляли 45 старых маклеров, сумевших передать новым участникам свои знания.

1 сентября 1922 г. было принято постановление СТО об обязательной регистрации на бирже всех заключенных госорганами сделок вне биржи. Это постановление являлось весьма существенным дополнением к первому постановлению СТО «О товарных биржах». Предусматривалось, во-первых, «вытащить» госорганы на биржу и, во-вторых, наблюдать за госторговлей. Предполагалось, что принудительная регистрация внебиржевых сделок отсечет основной мотив уклонения от биржи, заключавшийся в желании скрыть условия сделки. Теперь же она перестала иметь смысл, так как в регистрационном бюро внебиржевые сделки анализировались и оценивались с точки зрения их экономической и коммерческой целесообразности.

Регистрация внебиржевых сделок способствовала оздоровлению госторговли и росту биржевых оборотов. Регистрационные бюро указывали организациям на большую выгодность заключения для них тех или иных сделок биржевым путем.

Применялось и экономическое стимулирование к заключению биржевых сделок посредством более высоких ставок сборов с внебиржевых операций при их регистрации. Но коммерческая практика опровергла эти расчеты. Разница в сборах не играла решающей роли в выборе пути заключения сделки.

Однако методы функционирования советской биржи значительно отличались от методов зарубежных бирж, а круг функций советской биржи был значительно шире. И то и другое вытекало из экономической природы советской биржи. Советская биржа была не только организованным рынком, но и звеном в цепи организации государственного регулирования торговли. В отличие от зарубежной советская биржа - организованный рынок по преимуществу государственных и кооперативных организаций. Здесь сделка почти всегда имела за собой реальный товар.

Особенностью советской биржи была и ее универсальность - торговля всеми товарами, а не только заменяемыми.

Все советские биржи являлись общими, но иногда разбивались на отдельные товарные секции (отделы) по соответствующим группам товаров.

Высшим руководящим органом биржи было общее собрание. Биржевой комитет избирался общим собранием членов биржи из своей среды, причем уставом каждой биржи предусматривалось, какое количество членов должно быть избрано от государственной, кооперативной и частной торговли.

Выявлением биржевых цен занимались котировальные комитеты, члены которых назначались биржевым комитетом из числа членов и постоянных посетителей биржи. Котировальные цены выводились на основании не только биржевых, но и внебиржевых сделок. Значительные трудности представляло выведение котировальной цены при наличии разрыва цен между государственным и частным рынками, в связи с чем некоторые биржи прибегали даже к выведению двух справочных цен: для частного рынка и для государственно-кооперативного.

Для разрешения споров, возникавших по сделкам, при товарных биржах функционировали арбитражные комиссии, действовавшие на основании особой инструкции СТО.

При биржах существовали и вспомогательные институты для обслуживания разнообразных потребностей клиента биржи. По статистическим данным летом 1925 г. на биржах СССР действовали три вспомогательных института. Главное место среди них занимали бюро экспертизы, консультационное налоговое бюро и транспортно-справочное бюро.

Организационной особенностью советских бирж являлось существование при них бюро регистрации внебиржевых сделок, которое учитывало и контролировало внебиржевой оптовый товарооборот.

На советской бирже, несмотря на хронический товарный голод, заявки предложения превышали заявки спроса (так, например, в среднем за первое полугодие 1925 г. - на 25%).

В организации заключения сделок на биржах главная роль принадлежала маклерам. Советские маклеры, как и маклеры иностранных бирж, также получали куртаж - процентное отчисление с суммы совершенной сделки, уплачивавшееся сторонами.

На крупных биржах для обслуживания отдельных товарных групп со временем начали появляться специальные маклеры. Они становились как бы маклерами отдельных рынков, организованных в секции. Но общей схемы организации маклериата не существовало, она зависела от местных особенностей бирж и персональных достоинств маклеров.

В целом государственное вмешательство в деятельность бирж было намного сильнее при нэпе, чем до революции, но его все-таки нельзя считать всеобъемлющим. Лишь в 30-е годы с воцарением командно-административной модели управления экономикой последние элементы регулируемых рыночных отношений были окончательно подавлены.

В 1927 г. на заседании Совнаркома выступил С. Орджоникидзе, который обосновал пересмотр функций бирж и их сети. Вывод его доклада заключался в том, что усиливающееся государственное регулирование торговли до крайности сужает работу бирж, поэтому функции последних должны быть пересмотрены, а сеть их должна быть максимально сокращена. Было принято решение оставить биржи лишь в наиболее крупных узловых торговых пунктах (таковых оказалось 14). Последние советские биржи были ликвидированы в 1929-1930 гг.