Отдел локализации производства. Особенности локализации в России. Кто выбирает локализацию

Наступаем на те же грабли - именно так можно охарактеризовать историю производства автокомпонентов в России в новейшей истории. Именно к такому выводу пришли участники организованной ОАО «АСМ-холдинг» конференции, на которой обсуждались вопросы развития российской автокомпонентной отрасли.
Но прежде чем анализировать положение дел с автокомпонентной базой в России, оценим долю, которую вносит автопром в ВВП, в развитых странах и у нас: в России она на протяжении последних 10 лет неуклонно снижалась - с 2,47% в 2004 до 1% в 2014 году (прогноз на 2015 год - 0,9%). Для сравнения в Германии вклад автомобильной промышленности в ВВП страны составляет 9%, в США и Франции - 5%. Экспорт из Японии на 25% обеспечивает автопром, в Германии - на 20%, а в Южной Корее - 15%. О российском экспорте всерьез говорить сегодня не приходится, так как его доля находится в пределах статистической погрешности, хотя в лихих девяностых в этой области имелись совсем неплохие достижения. Так, экспорт автомобильной техники в 1987 году в ценах сегодняшних составил бы 30-35 млрд долл., а современный экспорт не превышает 4 млрд долл. при импорте 106 млрд долл.
Российский автопром всегда имел поддержку на самом высоком уровне, причем как напрямую (реструктуризация долгов ВАЗа с последующим списанием убытков), так и опосредованную: финансирование госпрограмм закупки отечественной автотехники, выделение средств на утилизацию не только легковых, но и грузовых автомобилей и т. д.
Далее, согласно совместному приказу Минпромторга, Минэкономразвития и Минфина еще от 15 апреля 2005 года по промсборке, предполагалось за 4 года, то есть до 2009 года, создать новые производственные мощности (не менее 300 тысяч автомобилей в год); установить двигатели внутреннего сгорания и/или коробки передач, произведенные на территории Российской Федерации, не менее чем на 30% от общего объема; организовать штамповочные операции, включая производство штампованных деталей кузова.
К 2011 году, то есть практически ко вступлению России в ВТО, должен был быть обеспечен уровень локализации до 60% по основным деталям. Не вдаваясь в подробности, отметим, что намеченных показателей достигнуть не удалось ни по одной позиции .
Специалисты сразу же предупреждали, что если промсборка не будет иметь эффекта масштаба, то есть как минимум 300 тыс. машин в год, то производство автокомпонентов для иномарок в России будет не выгодно. Тем более не будут использоваться новые технологии.
Далее в редакции приказа этих же министерств от 17 декабря 2009 года предполагалось поэтапное сокращение ввоза компонентов на 10% каждые 2, 3,5 и 4,5 года. В результате целевой показатель локализации за все эти годы должен был составить всего 30%.
Для сравнения - за меньший период времени в Китае и Индии, наших партнерах по БРИКС, уровень локализации по автокомпонентам составил 75% .
Ущерб от такой политики очевиден: потеря собственной автокомпонентной базы, собственных квалифицированных кадров. Это для России. А для стран, которые организуют у нас сборочные производства, это дает возможность создавать рабочие места у себя, не заботится при этом о внедрении новых технологий у нас. И оправдание такой политике есть: полноценная локализация невозможна из-за разнообразия брендов и небольших объемов производства.
Низкий уровень локализации, особенно по ведущим автокомпонентам, не дает уверенности в стабильной работе сборочных предприятий, особенно в период санкций. Но, оказывается, существуют возможности обойти закон, не обеспечивая при автосборке даже такой более чем скромный уровень локализации.
Товар, в данном случае автокомпонент, становится российским, то есть локализованным по такой вот простой схеме. Организация - импортер комплектующих, не имеющая никакого отношения к ОЕМ (производители оригинальных автокомпонентов), ввозит в Россию детали крупных автокомпонентов. Сертификат о происхождении товара предоставляется таможенным органам.
Все совершенно законно: товар, как вы догадываетесь, к оригинальному от известной компании отношения не имеет и не претендует на это. Для справки: сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны ввоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Далее организация-сборщик производит элементарные операции (сверление и сборку), результатом которых является уже российский товар, который получает российский сертификат о происхождении. Изготовленный (то есть собранный) на российском предприятии автокомпонент продается иностранному ОЕМ по полной стоимости с учетом НДС. Этот автокомпонент, попадая на конвейер, устанавливается на автомобиль как 100%-но локализованный компонент, полученный от ОЕМ. ОЕМ, в свою очередь, отчитываются в Минпромторге России о достигнутом уровне локализации. Все довольны.
Более того, после окончания срока действия льготного ввоза отдельных компонентов ОЕМ имеет право ввозить все комплектующие по обычным ставкам таможенных пошлин, которые составляют 5-15%, и совершенно не заниматься инвестициями в локализацию уже на законных основаниях.
При возможности работы по таким схемам ввоза и преобразования автокомпонентов с сертификатами о происхождении, ничего общего не имеющими с ОЕМ, в российские, о достижении уровня локализации в 30% к 2017 году говорить сложно. Да, согласно в очередной раз актуализированному приказу заинтересованных министерств (МЭР, Минпромторг, Минфин) до 2017 года предполагается обеспечить уровень локализации на уровне 30%, а к 2020 году - 45%. Но даже такого, в общем-то невысокого уровеня можно достичь только при условии создания совместных предприятий по производству автокомпонентов на территории России.
Наиболее приемлемый с точки зрения интересов России вариант производства выглядит следующим образом: в совместное предприятие, например, по выпуску топливной аппаратуры вкладывают свои компетенции и технологии российское предприятие (завод дизельной аппаратуры) и фирма Bosch. В результате будут осваиваться новые технологии, тиражироваться конструкции, обновляться продуктовая линейка заводов.
Самый неподходящий вариант - создание дочернего предприятия той же фирмой Bosch на территории России. И именно он является на сегодняшний день основным при организации производства, что является стратегической ошибкой.
Вступление России в ВТО ослабило и без того некрепкие позиции отечественной автокомпонентной отрасли. Пробелы в таможенном законодательстве позволяют поставлять автокомпоненты, нарушая интересы российских производителей . Усилия по поддержке национального автопрома практически не распространяются на автокомпонентную базу, без которой отрасль рискует превратиться в отверточную.
По данным ОАО «АСМ-холдинг», за период с 2005 по 2012 годы в России было создано 100 (!) заводов автокомпонентов, которые занимаются отверточной сборкой деталей и узлов. В результате потеряны высококвалифицированные инженерные и конструкторские кадры, так как на сборочных заводах они не нужны. Всего же автокомпонентная отрасль потеряла 350 тыс. квалифицированных рабочих мест. И в это же время на закупку комплектующих как для производства, так и для запасных частей тратится 103 млрд долларов в год.
Так что грабли не просто в очередной раз ударили по отрасли, а очень сильно ударили, поставив ее за грань выживания.

Внимание западных производителей к вопросу локализации производства в России с каждым годом растет, что подтверждают объемы инвестиций в строительство промышленных мощностей на территории России. Именно таким путем следуют многие мировые бренды в самых разных отраслях, в том числе, и в электротехнической.

Тем не менее, на сегодняшний день в России пока нет ни одного полноценного производства шкафов для электротехники и автоматизации с маркой ведущих мировых компаний. Стоит ли в ближайшее время ожидать появления новых заводов? Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратились за комментариями непосредственно к представителям наиболее заметных на отечественном рынке игроков. Но прежде чем начать обсуждение, определим терминологическую базу: правильнее называть интересуемую нас продукцию «оболочками» - это технически верное название. В их производстве можно выделить два основных направления. Первое включает в себя шкафы универсальные для любого типа оборудования, второе - шкафы для электрораспределения.

Плюсы и минусы

В основе любого решения о локализации того или иного производства лежат экономические факторы. И здесь есть как плюсы, так и минусы. Причем по многим пунктам участники обсуждения схожи в своих мнениях.

Плюсы данного подхода, по мнению Евгения Крючкова, эксперта по направлению «Шинопроводные системы» Департамента «Системы распределения электроэнергии» «Сименс» , очевидны. Это скорость изготовления (локальный партнер самостоятельно изготавливает конструктив шкафа на основе передовой технологии «Сименс»), гибкость в вопросах согласования проекта и изменений к нему с конечным клиентом, высокий уровень качества, благодаря постоянному контролю со стороны «Сименс», более низкая стоимость, по сравнению с аналогичным решением, произведенным в Германии.

Но здесь же, по мнению наших экспертов, есть и свои минусы. Так, сегодняшний размер рынка не позволяет эффективно использовать высокопроизводительное роботизированное оборудование, а при использовании большого количества ручных или низко-автоматизированных операций растет себестоимость и падает качество, также это приводит к сокращению возможностей по номенклатуре производимой продукции (возможно производить только «бестселлеры», а значительную часть продукции и комплектующих все равно приходится ввозить). Определяющий фактор - расчетная мощность производства, которая зависит от размера рынка и от доли рынка конкретного производителя.

Строить или завозить?

Однако несложно заметить, что из всех «за» и «против» сдерживающими, а значит, и определяющими политику компаний, факторами являются как раз последние, поэтому возникает вполне резонный вопрос: есть ли смысл строительства в России заводов полного цикла, или все же выгодней поставки из-за рубежа?

«Однозначно ответить на него, пожалуй, нельзя. Все зависит от объемов производства продукции - уверен Михаил Мартынов, руководитель отдела низковольтного оборудования Schneider Electric в России . - Если нет должного объема, то невозможно добиться оптимальной себестоимости, и, стало быть, проект уже не представляет коммерческого интереса. И тогда гораздо выгоднее производить оборудование в Европе. За счет поставки его во множество стран там будет достигнута низкая себестоимость. Именно такой логики и придерживаются многие компании, активно работающие на российском рынке».

С такой позицией согласен и Евгений Крючков, «Сименс» : «Нет однозначно верного ответа, что экономически выгоднее. Для нас и наших партнеров наиболее приемлемая форма - это комбинирование франчайзинга по SIVACON S8 - лицензированное производство, - и продажа в виде комплектующих из Германии - НКУ SIVACON S4».

Учитывая сказанное, выходит, что все-таки выгоднее ввозить шкафы в сборе и комплектующие из Европы с последующей сборкой в России?

«И здесь не все так однозначно - продолжает . - В небольших объемах компаниям выгоднее электротехнические шкафы заказывать за рубежом. Дело в несовершенстве таможенного законодательства. В настоящее время на готовые шкафы практически отсутствует таможенная пошлина. А вот если мы будем ввозить компоненты, в том числе, оболочки, то должны платить эту пошлину.

В данном контексте российские компании-щитовики, в том числе, и те, которые занимаются здесь сборкой, находятся в заведомо невыгодных условиях по отношению к тем компаниям, которые осуществляют сборку за границей».

В то же время, ситуация на рынке показывает ежегодно растущую потребность на шкафы и оболочки для электротехники и автоматизации. В первую очередь, это связано с развитием строительной отрасли. Так, по данным Росстата площадь введенного жилья в России в 2013 году - а это порядка 77% от общей площади построенных зданий - выросла на 5,6%. Также не стоит забывать и о реконструкции уже существующих сетей. По оценкам экспертов электротехнической отрасли, на сегодняшний день в нашей стране требуют замены более 60% электроустановок, особенно в жилищной инфраструктуре.

«Наша компания видит серьезную потребность в качественных корпусах для электротехники и автоматизации, - уверен Александр Прудников, директор по операционной деятельности подразделения «Низковольтное оборудование» компании АББ . - Ведь не секрет, что оболочки сомнительного производства из дешевых материалов приводят к снижению срока службы установленных в них аппаратов, временным перебоям в электроснабжении объекта и, что самое страшное, - пожарам».

Российский производитель

Рассуждая о перспективах строительства заводов полного цикла западными компаниями на территории РФ, весьма кстати направить свои взоры и в сторону отечественного производителя. Какую политику проповедуют российские игроки? Гд е располагают свои мощности? Ответы на эти вопросы, безусловно, помогут лучше понять и политику иностранных компаний.

Хотелось бы отметить, что на рынке электротехнических корпусов появился новый крупный игрок - компания ДКС, которая представляет на рынке исключительно собственные разработки. «ДКС имеет собственный конструкторский отдел с двумя центрами в России и Италии, - рассказывает Руслан Ахмедшин, старший продукт-менеджер по продукции ДКС . - Наличие в структуре компании департамента по НИОКР позволяет оперативно и, самое главное, качественно решать вопросы по разработке новых или модификации текущих продуктов».

На сегодняшний день все корпуса ДКС производятся в Италии, Венгрии и Румынии, что продиктовано, в первую очередь, высокими требованиями к качеству продукции. «Политика ДКС неизменна на протяжении всего времени существования компании: качество на первом месте! - резюмирует Руслан Ахмедшин . - Мы несем ответственность за тот продукт, который предлагаем своему клиенту! Для обеспечения должного уровня качества изделия применяются только современные технологии как в производстве продукции, так и в контроле качества».

Действительно, по отзывам клиентов компании, шкафы ДКС не уступают в качестве европейским образцам, но на сегодняшний момент они производятся за пределами РФ. Однако ситуация меняется, и очень скоро новые заводские мощности ДКС должны получить российскую прописку.

Ситуация сегодня

Где же сегодня производятся шкафы известных брендов, поставляемые российскому заказчику?

Итак, «Сименс» развивает сеть франчайзинговых партнеров по производству лицензионной продукции на основе НКУ SIVACON S8 практически по всей территории России. На сегодняшний день уже имеются порядка 14 партнеров, и их количество неуклонно растет (информация по конкретным партнерам представлена на сайте «Сименса»). Партнеры по технологии SIVACON самостоятельно изготавливают под ключ НКУ по технологии и под контролем «Сименс», что гарантирует качество не хуже, чем у аналогичной продукции, произведенной на заводе «Сименс» в Германии.

«Франчайзинг позволяет получить преимущества всех вариантов поставки НКУ. Преимущества локального производства SIVACON S8 очевидны: партнер, производящий оболочки самостоятельно, не платит пошлину за их ввоз, а перед «Сименс» не стоит вопрос о поиске достаточного объема на рынке, как при открытии собственного завода - ведь новые объемы приносят новые лицензионные партнеры. Нашей франчайзинговой системе в России уже более 10 лет, при этом мы изначально делали ставку именно на полную передачу производства. Постоянный рост количества партнеров говорит о привлекательности такого подхода, - добавляет Евгений Крючков, «Сименс» . - Не остались не охваченными и желающие приобрести компоненты оболочки для сборки - для этого существует SIVACON S4. И, конечно, «Сименс» готов предложить готовые шкафы SIVACON, собранные на заводе в Германии».

Сразу несколько направлений развивает Schneider Electric . Первое, о чем говорит Михаил Мартынов , предполагает самостоятельное производство оболочек российскими компаниями, так называемыми щитовиками, с последующей комплектацией оболочек оборудованием различных производителей. В итоге получается электрический шкаф с российской оболочкой и различными «внутренностями».

Другое направление - небольшое локализованное производство на базе щитовика из заранее произведенных компонентов. При этом, Schneider Electric продает щитовику компоненты шкафа, и тот у себя на производстве по примеру конструктора «Лего» собирает из них электротехнический шкаф.

Третье направление - полная локализация. В этом случае щитовику передается лицензия на полное производство оболочек с контролем качества. При таком раскладе производитель способен из обычного листа металла и необходимых компонентов от начала до конца изготовить нужное изделие. Сегодня существует достаточное количество лицензиатов, которые подобным образом производят на территории России готовые шкафы двух линеек: OKKEN и Blokset. Такое сотрудничество довольно выгодно: компании загружают работой свои площади, что снижает себестоимость конечного продукта. Это достигается тем, что предприятию не нужна логистика, ведь начинка для оболочки не закупается в Европе. С другой стороны, конечный продукт конкурентоспособен, ведь качество гарантировано контролем со стороны Schneider Electric.

Из озвученных выше вариантов видно, что самым популярным на сегодняшний день является лицензионное производство партнерами-лицензиатами шкафов индивидуального изготовления (в первую очередь, SIVACON).

На этом фоне особняком стоит, пожалуй, лишь Rittal , осуществляющий по мнению клиентов компании, 100% ввоз продукции на территорию России. Все - от металлических заготовок и до упаковки - производится на территории Германии. В РФ поставляется точно такой же продукт, с того же производства и с тех же складов, что и по всей континентальной Европе.

Что на горизонте?

Вот мы и подошли к главному вопросу: по какому же пути развития пойдут компании-участницы нашего круглого стола в ближайшие годы применительно к рассматриваемой продукции?

«Можно убедительно говорить о том, что у Schneider Electric в России есть много собственных локализованных производств (напр., ШЭЭК в Казани, ЗАО «ГК «Электрощит» - ТМ Самара»), поставляющих на рынок шкафы в сборе. Говоря же о производстве компонентов для оболочек, то здесь важна массовость производства для экономии издержек, и она достигается за счет наличия производства в Европе, и пока это наиболее эффективный путь - убежден Михаил Мартынов, Schneider Electric . - Но мы постоянно следим за ситуацией, и как только увидим, что рынок дорос до определенных размеров и есть смысл для организации массового производства оболочек на территории России, то, вполне вероятно, компания примет такое решение. Могу сказать, что сейчас мы к такому решению близки».

«Сименс» нацелен на развитие партнерской сети по двум направлениям. Первое - это поставка комплектующих из Германии - НКУ SIVACON S4 для объектов инфраструктуры на токи до 4000 А, второе - партнеры-лицензиаты по НКУ SIVACON S8 для промышленных объектов, построение НКУ до 7000 А с выкатными модулями для управления двигателями и др. «Рынок индустрии, возможно, и меньше, чем инфраструктурный, однако требования к оборудованию здесь значительно выше, а число игроков - меньше, при этом у наших партнеров весьма неплохие шансы. Также мы осознаем и тот факт, что любое оборудование не существует само по себе, «в вакууме», - убежден Евгений Крючков, «Сименс» . - Поэтому «Сименс» планирует развивать сопутствующую продукцию. В частности, семейство программного обеспечения SIMARIS, существенно упрощающего работу партнера, начиная от проектирования однолинейной схемы, расчета токов КЗ и выбора коммутационной аппаратуры, до производства оборудования».

На этом фоне более кардинальные шаги предстоят компаниям АББ и ДКС .

Уже этой весной, 26 апреля, в Липецке состоится мероприятие по закладке первого камня нового завода АББ по выпуску шкафов распределения, управления и автоматизации. Первая продукция - оболочки для НКУ - появится на рынке уже в 2015 году.

Располагаться производство будет в особой экономической зоне «Липецк» (450 км от Москвы, трасса «М4 Дон»). Основанием выбора места для строительства послужили удобство логистики, наличие сырьевой базы и инвестиционная привлекательность самой ОЭЗ «Липецк». Инвестиционный проект на сумму более 670 млн руб. был рассмотрен и одобрен в декабре 2013 года на заседании Экспертного совета по промышленно-производственным зонам в Минэкономразвития России. Производство будет отвечать строгим международным требованиям концерна по безопасности, эффективности и контролю качества продукции.

Мы высоко оценили готовность экономической зоны и администрации области к взаимодействию по земельным вопросам и сетевым подключениям. Немаловажными являются налоговые преференции для ОЭЗ «Липецк». Данная площадка станет шестым производством АББ в России и первым, построенным «с нуля», - подытоживает Александр Прудников, АББ .

Не менее масштабный проект в России начинает, и компания ДКС . Несколько лет назад руководством ДКС было принято решение о переносе производства на территорию РФ, с условием перехода на современную автоматизированную систему управления. Примечательно, что это будет не перенос оборудования из пункта А в пункт Б, а строительство современного завода «с нуля» с приобретением новейшего оборудования и применением современных технологий и материалов. Запуск производства запланирован на вторую половину 2014 года.

Технологическая оснащенность предприятия, парк применяемого оборудования и уровень автоматизации производственных процессов на данной момент не имеют аналогов в современной России, - подчеркивает Руслан Ахмедшин, ДКС .

Итак, мы получили достаточно полные ответы на вопрос, который изначально был в центре нашего внимания. Уверены, что при любых изменениях рыночной (как и политической) ситуации ведущие игроки таковыми и останутся, равно как и продолжат достойно конкурировать на отечественном электротехническом рынке.

Подготовил Тимур ЖЕМЛИХАНОВ

Размещение производственных мощностей на новых территориях в условиях высокого спроса продукции в большинстве случаев оказывается выгодным для современных предприятий. Это повышает конкурентоспособность товаров и позволяет оптимизировать логистические издержки, связанные в первую очередь с организацией транспортных сетей. Таким образом осуществляется локализация производства - это закрепление мощностей компании на территории другого государства.

Понятие локализации

В сфере производственной деятельности локализацию следует понимать как перенос или расширение предприятия на территории другой страны. Ключевым определяющим фактором будет адаптация к особенностям региона, в котором планируется организация бизнеса. В этом контексте можно говорить, что локализация производства - это перечень технологических и организационных мер, благодаря которым предприятие встраивается в конкретные экономические, политические и социальные условия работы. Причем степень адаптации может быть разной в зависимости от конкретных условий и возможностей. Например, комплектующие детали для сборки промышленного оборудования могут поставляться из страны, размещающей производство. То есть организуется частичный процесс изготовления продукции неполного цикла.

Участники процесса локализации

Следует различать компанию, размещающую производство, и ее партнеров (нередко в лице федеральной власти принимающей страны). В первом случае речь идет о так называемом экстенсивере, а во втором - о реципиенте. С точки зрения экстенсивера локализация производства - это расширение позиций на мировом рынке за счет упрощения процессов сбыта продукции. Опять же, это достигается благодаря территориальному приближению места изготовления продукции к потребителю и снижению затрат на транспортировку. Расходы в среднем сокращаются на 25%. В свою очередь, реципиент рассматривает локализацию как повышение уровня трудовой занятости и рост инвестиционной привлекательности с увеличением налоговых поступлений.

Наиболее перспективные направления локализации

Теоретически методы локализации можно применять к любому направлению промышленности. Успешность проекта будет зависеть от местных условий для ведения той или иной деятельности, ресурсов и других факторов организации предприятия. На практике же наиболее активное расширение производств можно отнести к автомобильной, фармацевтической, пищевой и IT-индустрии. Как правило, чем технологичнее компания и выше спрос на ее продукцию в развитых странах, тем успешнее поддаются трансграничным перемещениям ее мощности. Так, среди конкретных примеров мировой локализации производства автомобилей можно отметить расширение брендов Volkswagen, Ford, Hyundai и целый ряд китайских бюджетных фирм, которые благодаря дешевым комплектующим отличаются гибкостью при адаптации. Сложнее ситуация обстоит в химической и металлургической сферах промышленности, поскольку они в значительной степени зависят от сырья, которое должно поставляться в больших объемах, проходя несколько этапов переработки.

Разработка проекта локализации предприятия

На этапе проектирования создается полноценная бизнес-модель, а также подготавливается план реализации трансграничного перемещения предприятия. Среди ключевых организационных аспектов, которые должны раскрываться в проекте, можно выделить следующие:

  • Какой будет процедура поиска и оформления земли в собственность компании.
  • Строительство и оборудование производственного объекта.
  • Юридическое оформление деятельности.
  • Создание системы менеджмента.
  • Расчет возможностей для локального расширения производственных мощностей на ресурсах созданной инфраструктуры.

На следующем этапе разработки проекта локализации производства просчитываются логистические задачи, вопросы дистрибуции и сбыта продукции. В бизнес-модели должна быть оценена среднегодовая производственная мощность, а также резервный потенциал. Для более точного выполнения расчетов используются статистические результаты исследовательских центров, предоставляющих информацию об инвестиционном климате, потребительской активности, экономической ситуации на местном рынке и т. д.

Критерии локализации производства

На этапе проектирования также просчитываются достаточные условия для организации производственной деятельности на конкретной территории. Для оценки условий применяются следующие критерии:

  • Достаточность технологических возможностей для переработки материалов, требуемых производством.
  • Наличие технических возможностей для организации производственных процессов.
  • Выполняемость правила адвалорной доли. В сущности, означает потенциальную рентабельность новой площадки относительно мощностей компании-экстенсивера.
  • Возможности для наращивания мощностей и усложнения производства, предполагающие также отказ от простых технологических операций. Например, при локализации автомобильного производства возможен плавный переход от ручной сборки определенных частей к автоматизированной компоновке. Наиболее развитые сборочные линии такого типа реализуют полный цикл с помощью роботизированной техники.

Также на каждом этапе предусматриваются требования к контролю качества выпускаемой продукции на пути от сырья до конечного изделия. Проектировщики должны оценить, насколько в принципе возможен контроль качества в соответствии с требованиями экстенсивера.

План мероприятий по локализации производства

После утверждения проектного решения составляется дорожная карта или программа его непосредственной реализации. В основе плана находится шкала приоритетов с параметрами, необходимыми для локализации конкретного производства. Типовой сценарий осуществления локализации можно представить так:

  • Оценка рыночного потенциала целевой продукции.
  • Моделирование стратегии организации производства.
  • Составление финансового плана для наиболее перспективного варианта локализации.
  • Оснащение площадки для производства.
  • Подготовка персонала.
  • Организация сборочного производства.
  • Подготовка технической документации.
  • Сертификация продукции.
  • Оптимизация производства.

В каждой отрасли может быть своя специфика данного процесса. Например, локализация производства оборудования промышленного назначения в значительной степени зависит от комплектующих. В этом случае потребуется отдельная программа определения приоритетов для каждой из категорий элементов сборки. Так, комплектующие с одним набором свойств целесообразно будет поставлять от экстенсивера, а с другими характеристиками - полностью изготавливать на собственных мощностях.

Степени локализации

Как и сам процесс изготовления той или иной продукции, так и локализация в целом может быть неполной. Например, ее нередко реализуют на 50% или 70%, то есть частично. Под степенью локализации производства понимается и полнота рабочего цикла, обеспечиваемого предприятием, и его независимость от сырья и технологической поддержки экстенсивера. Оценка независимости предприятия и полноты его производственного цикла дается по специальным системам расчета, которые также закладываются в проектные решения индивидуальным порядком. Например, может действовать бальная система, в которой за каждый элемент продукции начисляется определенное количество баллов. В итоге они суммируются и сравниваются со 100-процентной производственной площадкой экстенсивера.

Уровни локализации

В данном случае понимается более широкое представление локализации, основанное на общих коэффициентах, которые используются на мировом рынке. Это позволяет сравнивать характеристики локализованных предприятий экстенсивера не только между собой, но и в естественной конкурентной среде. Могут использоваться такие критерии, как наукоемкость и технологическая развитость. То есть уровень локализации производства - это комплекс аспектов деятельности предприятия, которые позволяют выпускать продукцию того или иного качества. Причем уровень также может носить количественное и процентное выражение, если применяется соответствующая методика, которые тоже могут быть разными в зависимости от специфики рынка.

Коэффициенты уровней локализации

К основным коэффициентам, которые дают представление об уровнях локализации различных производств, можно отнести следующие:

  • Коэффициент себестоимости продукции.
  • Коэффициент интеллектуальной составляющей предприятия. К примеру, та же локализация автомобильного производства может оцениваться по степени роботизации и это будет показатель интеллектуальной составляющей. Заводы, где 50-метровые линии сборки обслуживает всего 10 человек, считаются высокотехнологичными.
  • Коэффициент расходов и амортизационных затрат.
  • Коэффициент, в котором рассчитывается наличие сервисных пунктов и центров для обслуживания клиентов.

Современные проблемы локализации

Основные сложности процессов локализации в промышленном секторе обусловлены ужесточением нормативных требований к производству. К ним относятся высокий уровень технологического развития, автономность, гибкость размещения оборудования, эффективность логистики. Далеко не каждая страна или региональные площадки могут в полной мере обеспечить необходимый уровень таких условий. Кроме того, локализация производства - это и строгое соблюдение графиков при доставке сырьевых материалов с комплектующими, что даже при условии соблюдения требований не всегда оправдывается выгодным с точки зрения финансов. К этому стоит добавить и обязанности экстенсивера перед реципиентом, которые могут различаться, но в любом случае партнер расширяющейся компании должен иметь свою выгоду от предоставления площадки.

Особенности локализации в России

Отечественная промышленность не является исключением на мировом инвестиционном рынке, но имеет свои отличительные черты. С одной стороны, эксперты отмечают отставание в стратегиях применения локализации в России, что обуславливается изъянами предпринимательского климата и менеджмента в целом. Но, в то же время консервативный подход к распределению финансовых ресурсов и точечная поддержка регионов со стороны федеральной власти дают свои плоды. Так, активно развивается локализация производства автомобилей в России, что особенно проявляется в Ульяновской, Калужской и Ленинградской области. Господдержка вкупе с льготным автокредитованием открыли широкие возможности для размещения своих мощностей итальянским производителям. Не так давно свое производство разместил нидерландский автогигант DAF, а также китайская корпорация Dalian.

Преференции при локализации

Государства предоставляют новым инвесторам и экстенсиверам целый ряд преференций, гарантирующих, как минимум, стабильные условия при осуществлении предпринимательской деятельности. В числе наиболее эффективных и распространенных льгот такого типа можно отметить:

  • Понижение ставок по страховым взносам.
  • Облегчение налогового бремени (по крайней мере, на период становления предприятия).
  • Техническая поддержка в процессах модернизации.
  • Стабильность экономических условий на момент действия контракта.
  • Создание особых условий таможенной политики для определенных отраслей, в развитии которых особенно заинтересован хозяйствующий субъект.

Заключение

Концепция локализации крупных предприятий дает положительные эффекты как участникам процесса, так и экономической системе в целом. Надо отметить, что по мере развития технологий методы трансграничного перемещения производств становятся все менее затратными. Расширяется и спектр инструментов, позволяющих точнее управлять локализацией производства. Планы и стратегии по реализации этих процессов также усложняются, требуя все более глубоких расчетов с вовлечением огромных массивов первичной информации. Опыт многих стран показывает, что ключевым фактором успешной локализации все же является политика принимающего государства. Она может влиять и на благоприятную экономическую среду для конкретных проектов, и на предсказуемость инвестиционного климата, что важно для будущего развития предприятия.

Локализация производства и импортозамещение: новые возможности для бизнеса в условиях санкций

Происходящее на фоне западных санкций и падения мировых цен на энергоносители ослабление российской экономики негативно сказывается на внешней торговле, объем которой за последний год существенно снизился. В сложившейся ситуации желание российских властей оказать содействие развитию внутреннего промышленного производства представляется ожидаемым и последовательным.

Значимым шагом в этом направлении стало принятие Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 № 488-ФЗ, который вступил в силу 30.06.2015.

Кого затронет закон?

Закон применяется практически во всех секторах российской промышленности. Его действие распространяется на экономическую деятельность, относящуюся к добыче полезных ископаемых, обрабатывающему производству, обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха, водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, а также ликвидации загрязнений.

Поддержка отечественного производителя - какие возможности для бизнеса открываются?

Закон предусматривает комплекс мер, направленных на поддержку промышленности. В частности, к таким мерам отнесены финансовая поддержка, включая субсидии из бюджетов различного уровня, заключение специальных инвестиционных контрактов и т.д. В свою очередь, субъектами, к которым будут применяться этим меры, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере промышленности на территории РФ, ее континентальном шельфе и исключительной экономической зоне.

В качестве отдельной меры стимулирования установлен принцип приоритета промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, перед иностранной промышленной продукцией при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок отдельными видами юридических лиц.

Порядок применения мер стимулирования будет определяться Правительством РФ. Необходимо отметить, что для применения рассматриваемого закона необходимы подзаконные акты, развивающие его положения. Некоторые из них уже приняты, включая постановление Правительства РФ, устанавливающее критерии для признания продукции, произведенной в России, а также не имеющей произведенных в России аналогов (далее - «Постановление»). Практически полностью сформирована правовая база по вопросам заключения специальных инвестиционных контрактов. Принятие всех нормативных документов, необходимых для полноформатного применения закона, по-видимому, завершится к концу 2015 года.

Кто является отечественным производителем?

Формально ни закон, ни Постановление не используют термин «отечественный производитель», однако подразумевается, что если лицо производит товары в России и органы власти соглашаются с тем, что эти товары являются товарами российского происхождения, то такое лицо является отечественным производителем и к нему могут применяться меры стимулирования, предусмотренные законодательством о промышленной политике.

Учитывая преследуемую законом цель по поддержке импротозамещения, следует ожидать, что меры стимулирования будут связаны с локализацией производства на территории РФ. Основанием для такого предположения служит, в частности, положения Постановления, устанавливающие критерии для признания товара промышленной продукцией, произведенной на территории РФ. Предлагаемые критерии предусматривают в той или иной степени локализацию производства. В свою очередь, промышленная продукция, в отношении которой проект не предусматривает специальных требований, будет считаться произведенной на территории Российской Федерации на основании критериев, определенных Соглашением Правительств государств - участников стран СНГ от 20.11.2009 «О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств».

Также промышленной продукцией, произведенной на территории Российской Федерации, будет признаваться продукция, произведенная по специальным инвестиционным контрактам.

Следует отметить, что Постановление не устанавливает саму процедуру подтверждения отечественного производства. Она будет определена приказом Министерства промышленности и торговли.

Практический совет - на что следует обращать внимание?

Поскольку к настоящему времени еще не полностью сформирована нормативная база для применения закона, мы рекомендуем представителям бизнес-сообщества внимательно отслеживать публикации проектов документов, развивающих его положения. Вероятно, многие из них будут вынесены на публичное обсуждение, в том числе, в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия.

В свою очередь, когда будут созданы условия для «полноформатного» применения закона о промышленной политике, пожалуй, наиболее актуальными станут вопросы признания промышленной продукции произведенной в России и применения мер стимулирования. Для иностранных инвесторов также могут стать актуальными вопросы соответствия применяемых в России мер требованиям ВТО.

Владимир Чикин,

Партнер , Таможенное право и внешняя торговля , Goltsblat BL P

Владислав Сафонов,

Старший юрист , Таможенное право и внешняя торговля, Goltsblat BLP

В среду, 29 марта, в Москве прошла конференция «Состояние российской экономики и ее влияние на строительный комплекс России». Одной из основных ее тем стала локализация производства зарубежных компаний, зачастую вынужденных импортировать значительную часть сырья и оборудования.

Особенно остро эта проблема стоит перед крупными игроками, такими, как международный концерн «Кнауф» (российский оборот - 40 млрд руб.). «В 2017 году «Кнауф» инвестирует примерно 5-10% оборота в оборудование и обновление производства, - рассказал управляющий партнер компании Манфред Грундке. - В 2014 году, когда ситуация на рынке была другой, наши расходы на закупку сырья и материалов по отчету о прибылях и убытках составляли 32-33%, а курс рубля равнялся 48 руб. за евро. В 2015 году расходы выросли до 36%, а обменный курс рубля - до 65,5. В 2016 году расходы на закупку сырья и материалов достигли 43%, а среднегодовой обменный курс рубля к евро составил 72,5. Таким образом, наши расходы на закупку сырья и материалов за последние два-три года увеличились на 30%».

«Мы вынуждены импортировать оборудование и запасные части к нему из Германии, других стран Европы или частично США. Также заметную часть импорта составляют химикаты, которые в России в настоящий момент пока не производятся», - отметил г-н Грундке.

Чтобы снизить издержки, компания активно работает над локализацией производства в регионах. Так, в Самарской области строится завод сухих строительных смесей проектной мощностью 120 тыс. тонн продукции в год, который введут в эксплуатацию летом этого года. Общий объем инвестиций в предприятие составляет 25 млн. евро. Из них только одного оборудования закупается на 10 млн. евро.

«Когда 1 евро стоил еще 48 рублей, доля отечественного оборудования в стоимости составляла примерно 88 млн. рублей. После всех этих перипетий с обменным курсом мы предприняли усилия по поиску местных производителей оборудования, и сумма закупки отечественного оборудования достигла почти 300 млн. рублей. Примерно 60% оборудования для завода произведено в России. Это был долгий поиск. Предложение оборудования, которое было бы конкурентоспособно на мировом рынке, в России очень небольшое», - поясняет представитель компании.

Еще один пример переноса производства ради экономии - локализация оборота метилцеллюлозы. По словам г-на Грюндке, ранее метилцеллюлоза производилась в Китае, а затем поставлялась в Германию, где к ней добавлялись специальные присадки. Получившийся «компаунд» экспортировался в Россию. Теперь «Кнауф» покупает метилцеллюлозу в Китае и привозит ее сразу в Россию. Далее сырье распределяется по отдельным заводам внутри страны. Для этого на своих российских предприятиях компании пришлось создать специальные условия, позволяющие добавлять в продукт необходимые присадки. Процесс потребовал вложений, однако принес «эффект экономии» до 4-5% в год. «Очевидно, что это не так много. Он был бы намного выше, что пока неосуществимо, если бы это сырье полностью производилось в России, а не экспортировалось из Китая»,- замечает спикер.

Очередной этап локализации компании был связан с таким простым, на первый взгляд, продуктом, как бумажные мешки для упаковки. До кризиса все мешки для упаковки сухих строительных смесей «Кнауф» закупала в странах ЕС - в России конкурентоспособных производителей компания не нашла. «И нам потребовалось вложить много сил и времени для того, чтобы сначала найти, а затем вывести на должный уровень местных поставщиков», - говорит топ-менеджер. Сегодня большая часть мешков для российских предприятий приобретается у местных поставщиков, доля экспорта из Европы незначительна. Экономия, по оценке компании, составила 10%. «Эта величина выглядит не такой уж колоссальной, но играет заметную роль в общем объеме затрат», - комментирует г-н Грундке.

В текущих экономических условиях локализация необходима, убежден эксперт. «Скорее всего, если бы не сложившаяся рыночная ситуация, не было бы стимулов создавать необходимую инфраструктуру в таком масштабе и с такой скоростью», - предположил спикер. Впрочем, процесс локализации потребует еще немало усилий, резюмировал он.