Меркантилизм экономическое учение экономическая политика. Что такое меркантилизм? Представители меркантилизма. Меркантилизм в экономике

С укреплением национальной государственности в Европе и развитием мировой торговли, которые привели к повышенному спросу на золото и серебро, появилось большое чисто трактатов о деньгах и их роли в хозяйственной жизни. Крупные коммерсанты, государственные деятели и люди науки стали обращаться в них к властям со своими предложениями и требованиями, посвященными экономическим вопросам. Так постепенно возникает первая школа экономической мысли - школа меркантилистов (mercante - купец), что на деле означало появление первых систематизированных экономических воззрений.

Меркантилизм как первое целостное экономическое учение сразу обнаружил ряд теоретико-методологических особенностей. Их суть сводилась к следующему:

Предметом пристального внимания должна быть сфера обращения (в первую очередь внешняя торговля), первоначально даже без увязки со сферой производства;

Целью исследований является экономический рост, который понимается как приумножение денежного богатства страны. Он достигается благодаря государственному регулированию внешней торговли, достижению положительного сальдо торгового баланса и т.д.;

Богатство воплощается в деньгах, которые были искусственно изобретены людьми;

Стоимость денег связана с «естественной природой» золотых и серебряных монет, а также с количеством денег в стране;

Необходимо стимулировать рост рабочего населения в стране для снижения заработной платы;

В основе экономических исследований должен лежать эмпирический метод для описания внешних проявлений экономических процессов. При этом исключается возможность системного анализа всех сфер экономики.

Таким образом, согласно меркантилистам богатство -- это деньги, а деньги -- это золото и серебро. Товар имеет стоимость потому, что он покупается за деньги. Главный источник богатства -- внешняя торговля.

Как экономическая практика меркантилизм зародился в Европе еще в XVI веке (ранний, или монетраный, меркантилизм), когда дефицит драгоценных металлов еще не был преодолен за счет ввоза их из Нового Света. Экономической целью государств было преумножение количества золота и серебра, вывоз денег за границу запрещался. Поздний (мануфактурный) меркантилизм XVII века возникает после Великих географических открытий и превращается уже в целостное экономическое учение, подведшее итог первому периоду развития европейского капитализма - эпохе первоначального накопления капитала. При сохранении единой идеологии и цели - увеличение количества денег в стране, с развитием меркантилизма меняются способы достижения этой цели, они становятся более гибкими. Если для раннего меркантилизма характерна концепция «денежного баланса» или монетарный подход, выражавшийся в простом отождествлении богатства с деньгами, а для удержания денег в стране допускал любые, в том числе и внеэкономические методы, то поздний меркантилизм уже оперирует концепцией активного торгового баланса - увеличение притока денег предполагалось путем превышения экспорта над импортом. На первый план выдвигалось уже не «накопление», а «движение» денег, как залог успеха в торговле. Административные меры постепенно вытесняются рекомендациями экономического характера .

Меркантилизм как экономическая концепция появляется в наиболее развитых странах того времени -- Англии и Франции, и не случайно: в XVI - XVII вв. эти государства практически не имели богатых золотом колоний и поэтому не могли конкурировать с более богатыми колониальными державами - Испанией и Португалией. Выиграть жесткую конкурентную борьбу за мировое экономическое (а, в конечном счете, - и политическое) господство им помогла не только армия, но и взвешенная экономическая политика.

Первые теоретики меркантилизма англичанин Уильям Стаффорд («Критическое изложение некоторых жалоб наших соотечественников» - 1581 г.), француз Антуан де Монкретьен («Трактат политической экономии, посвященный королю и королеве» - 1615 г.), итальянец Антонио Серра («Краткий трактат о средствах снабдить золотом и серебром королевства, лишенные рудников драгоценных металлов» - 1613 г.), по сути, заложили основы политический экономии как науки (сам термин предложен Монкретьеном в вышеупомянутой работе). Уже ранние работы меркантилистов содержат общие для всего направления идеи: деньги есть абсолютная форма богатства; источники богатства - внешняя торговля или же непосредственно добыча благородных металлов; целью внешней торговли является обеспечение притока в страну золота и серебра, для чего надо покупать дешевле и продавать дороже; национальную промышленность надо поддерживать путем импорта дешевого сырья и протекционистских тарифов на остальной импорт; заработная плата должна поддерживаться на относительно низком уровне (например, благодаря росту населения), тогда прибыли будут высокими.

Развитие меркантилизма в различных странах имело свои особенности, что объяснялось различным уровнем их экономического развития. В самой Англии меркантилизм так и остался по большей части экономической теорией, поддержанной, однако, таким авторитетными мыслителями, как У. Петти и Дж. Локк. Последний, в частности, считал, страна, у которой нет рудников, может обогатиться лишь двумя способами: завоеваниями и торговлей. Внешняя торговля, по его мнению, главное средство увеличения богатства государства. Как практическая экономическая стратегия меркантилизм активно использовался английской Ост-Индской компанией и ее директором Томасом Меном, написавшим ряд теоретических работ по этому поводу, главная из которых - «Богатство Англии или баланс внешней торговли, как регулятор нашего богатства» (1664г.). В ней он, в частности, уже выступал против накопления чрезмерного количества денег в стране, так это вело к увеличению цены на товары.

По-настоящему целенаправленной государственной экономической политикой меркантилизм становится впервые во Франции при Людовике XIV, где его активно практикует талантливый министр финансов Жан-Батист Кольбер. По его имени французский меркантилизм получил название кольберизма. Французский меркантилизм получает промышленное направление, освобождается от монетаризма, ориентируется на достижение активного торгового баланса, и, в конечном счете, ускоряет экономическое развитие Франции. XVII век становится классической эпохой французского меркантилизма. Уже политика Генриха IV носила меркантилистский характер и привела к широкому покровительству внешней торговли, заключению торговых договоров с Англией, Генуей, Испанией, запрету вывоза ценных видов сырья (шелка и шерсти) и ввоза текстильных товаров. Поощряется колонизация Канады, насаждается с помощью привилегий и субсидий мануфактурное производство шелковых тканей, гобеленов, фаянсовой посуды, стекла, зеркал, тонкого полотна. Кольбер был непричастен к экономической теории, но был практическим исполнителем меркантилистских идей.

Кольберизм включал в себя следующее:

1. Активное насаждение мануфактур: приглашение иностранных мастеров, выдача государственных ссуд промышленникам, предоставление им всевозможных льгот от освобождения от рекрутского набора, до права веровать в какого угодно бога;

2. Создание колониальных компаний (французская Ост-Индская компания) и вообще поощрение колонизации;

3. По мнению Кольбера, «торговля есть постоянная война» - только внешняя торговля способна доставить изобилие подданным и дать удовлетворение государям;

4. Количеством денег определяется могущество и величие государства;

5. Емкость международного рынка - постоянная величина, и поэтому для расширения прав Франции нужно потеснить остальных - Англию и Голландию: «Кто является хозяином в торговле, тот может быть арбитром войны и мира», так как «морские силы государства всегда пропорциональны его торговле».

Рост промышленности шел, правда, в ущерб развитию сельского хозяйства, которое Кольбер рассматривал лишь как источник финансовых средств для государства. Тем не менее, кольберистская политика очень быстро дала свои плоды. Всего за 10 - 15 лет Франция, которая едва не обанкротилась в ходе Тридцатилетней войны, вышла в ряд самых развитых и благополучных стран Европы. Она конкурировала с Голландией в морской торговле, опередила Англию в захвате богатейших колоний в Юго-Восточной Азии, внутри страны невиданными темпами развивалась промышленность и рос уровень жизни.

Эту экономическую стратегию почти в неизменном виде заимствует во второй половине XVII века и Россия.

Меркантилизм в России появляется почти на сто лет позже, чем в Англии и во Франции. Это объясняется, прежде всего, историческими обстоятельствами: конец XVI - первая половина XVII вв. - один из самых бурных периодов российской истории. Ливонская война, опричнина, глубочайший политический кризис, положивший начало новой династии, Смута и ее последствия, едва не обернувшиеся для России потерей государственности - почти не оставляли места для экономических преобразований. Короткий период политической стабильности во второй половине XVII столетия дал России возможность оправиться от разорения смутного времени и подготовить будущие петровские реформы, в том числе и в области экономики. Меркантилизм в России, как и во Франции, в первую очередь, - практическая экономическая деятельность государства, а потом уже экономическая теория .

Одним из первых осторожно, но целенаправленно проводить меркантилистскую экономическую политику на государственном уровне в России стал руководитель внешней политики царя Алексея Михайловича боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605-1680), подготовивший в 1667 году Новоторговый устав, в котором торговля рассматривается как важнейшая статья дохода Российского государства. Именно здесь впервые прозвучала основополагающая для этого экономического учения мысль о том, что торговая политика должна придерживаться идеи превышения вывоза товаров над ввозом, что способствует накоплению национального капитала. Основными принципами внешнеэкономической политики этого периода становятся:

1. Активный торговый баланс.

2. Привлечение благородных металлов.

Последнее положение диктовалось острым дефицитом в России XVII века серебра, из которого чеканилась монета и которого, в связи с постоянным ростом государственных расходов, постоянно не хватало, так как собственных месторождений этого драгоценного металла тогда еще не разведали. Уже с 1649 г. право покупки иностранной монеты - ефимков (распространённое в России название немецких иоахимсталеров) стало исключительно монополией государства. Не имея собственного серебра, Россия зависела от привоза его из Европы и её заокеанских владений. Основным источником получения серебра являлись внешняя торговля и таможенные сборы с товаров, в том числе с самих талеров. Пошлины взимались талерами, им отдавалось предпочтение даже перед золотой монетой, потому что серебро шло в передел, от которого казна получала дополнительную прибыль. На ефимки в таможнях была установлена принудительная цена, значительно ниже торговой. Разница между установленной торговой стоимостью талера, с течением времени возраставшая, служила дополнительным источником пополнения доходов государственной казны .

Недостаток серебра в XVII веке стал причиной очередного острого политического и экономического кризиса, разразившегося в 1662 году и получившего название Медный бунт, когда в разгар затяжной и тяжелой русско-польской войны из-за недавно присоединенной Украины серебро в казне кончилось и его попытались заменить медной монетой, и таким образом изъять этот драгоценный металл у населения. Новоторговый устав 1667 года напрямую связан с этими событиями. В частности, для пополнения казны, он предусматривал таможенные сборы с иностранцев в казну серебром. Так, согласно Уставу иностранцы должны были платить пошлину в размере 6% продажной цены и проезжую пошлину в размере 10%. Некоторые товары (предметы роскоши) облагались еще выше (с вина 15%). Поскольку пошлинное серебро взималось по заниженной цене, то в целом платежи иностранцев оказывались на уровне 20%. Между тем с русских купцов взималась лишь «рублевая пошлина» в размере 5%. Розничная торговля иностранцам вообще запрещалась. Не могли они торговать и между собой. Определялись места их оптовой торговли (Архангельск, Новгород, Псков). Лишь no специальным разрешениям допускались поездки иноземцев за пределы этих городов. Платить пошлины следовало серебряными монетами (ефимками). Устав был однозначно выгоден отечественным предпринимателям, и поэтому русские купцы одобрили устав и поставили под ним свои подписи.

В тоже время, выступая за развитие торговли и кредитных отношений, А.Л. Ордин-Нащокин обращал внимание и на развитие отечественной промышленности. Он принимал активное участие в организации различных мануфактур: бумажных, стекольных, кожевенных, а также в создании металлургических и металлообрабатывающих предприятий. При этом боярин связывал развитие промышленности с уменьшением импорта товаров из-за границы. С помощью этих мер Ордин-Нащокин стремился расширить торговой оборот главным образом внутри страны и поощрить отечественную промышленность. Такое сочетание меркантилизма с протекционизмом характерная черта главного продолжателя его экономической политики - Петра I. «Петр Великий целиком унаследовал эти помыслы отцова министра». Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций: В 3 кн. / В.О. Ключевский. - Кн. 2. - М., 1994. - С. 434.

Элементы экономической теории меркантилизма можно найти в трудах некоторых российских мыслителей XVII века. Так, в подобном духе размышлял сербский философ и публицист Юрий Крижанич, долгое время живший в России. Он был противником активной деятельности иностранных купцов в России и считал, что внешняя торговля должна быть в руках царя, чтобы предотвратить «нечестные», «дурные» и «алчные» пути обогащения. Эти идеи нашли свое выражение в его работе «Политика», написанной в 60-е гг. в сибирской ссылке.

Наиболее известным и крупным отечественным теоретиком меркантилизма по праву считается старший современник Петра I Иван Тихонович Посошков - автор одного из первых российских трудов по экономике - «Книги о скудности и богатстве», которую он писал более 20 лет. В «Книге» рассматриваются вопросы развития промышленности, устройство государственных финансов и денежной системы, конкретные материалы и проекты реформ. Устранение скудности и умножение богатства в России - основная идея «Книги». Залог успеха последнего - активная внешняя торговля на основе ремесленного производства. В своей книге Посошков выступает как оригинальный мыслитель. Он не был знаком с иностранной экономической литературой, но трактовал экономические проблемы весьма зрело. Несмотря на известный демократизм и даже радикализм некоторых положений своего сочинения, Посошков, подобно многим тогдашним государственным и общественным деятелям, выступал убежденным сторонником абсолютизма. Как и многие европейские меркантилисты, он был уверен в самодовлеющей роли государства в экономическом развитии страны.

И. Посошков выдвигал целый ряд проектов развития промышленности в России. Он предлагал вести разведку руд, субсидировать мануфактуристов (взимая 6% годовых), строить за казенный счет заводы (железные и стекольные) и фабрики (суконные и полотняные), а затем передавать их купцам. Тогда станет возможным «соблюдение денег» в стране. Рекомендации Посошкова явно перекликались с промышленной политикой Петра I.

В отличие от западноевропейских меркантилистов у Посошкова богатство отождествлялось не только с деньгами. Он считал более полезным увеличение материальных благ, чем денег. Очень радикальной для своего времени была мысль о том, что нельзя считать богатым государство, если в нем любыми средствами собираются деньги в казну. Необходимо, чтобы и народ его был богатым.

На практике же самое яркое воплощение меркантилизм в России получил в экономической политике Петра Великого.

Многие люди слышали слово «меркантильный», но не все знают, что же оно означает и откуда произошло. А ведь это слово тесно связано с одной из самых известных систем доктрин, впервые появившихся еще в XV в. Так что такое меркантилизм и какое значение он имел в истории человечества?

История возникновения

Что такое «меркантилизм» в широком понимании этого слова? Сам этот термин происходит от латинского слова mercanti, что дословно переводится как «торговать». Меркантилизм, определение которого в разных учебниках немного различается, является экономической теорией, утверждающей о полезности активного сальдо государства для увеличения в обращении массы денег и стимулирования экономики. Также он признает необходимость протекционизма как средства достижения этих целей. Понятие «меркантилизм» стало широко использоваться авторами различных трактатов, научно обосновывавших необходимость вмешательства государства в любую хозяйственную деятельность. Этот термин впервые предложил известный шотландский философ и экономист Адам Смит. Он активно критиковал труды своих коллег, призывавших государство участвовать в хозяйственной деятельности при помощи протекционизма, который выражался в субсидировании национального производителя и установлении высоких пошлин на импорт. А. Смит считал, что меркантилисты, являющиеся экономистами-практиками, отстаивают торгово-монополистические интересы Ост-Индской компании и некоторых других английских акционерных обществ. Многие историки в корне не согласны с таким мнением А. Смита. Они утверждают, что выработка английских меркантилистских законов основывалась на взглядах широкого круга людей, а не только промышленников и торговцев.

Цели и идеология меркантилизма

При том значении, которое приобрели деньги в международной торговле и крупном производстве, всеобщее стремление к приобретению драгоценных металлов становится и государственным стремлением. Под богатством понимали деньги (золото), а под богатыми государствами те из них, которые накопили большое количество денег. Такое представление о богатом государстве легло в основу экономической политики, господствовавшей в Европе с XVI в. до второй половины XVIII в. и получившей название «меркантилизм». В его появлении большую роль сыграла философия эпохи Возрождения, которая, сыграв прогрессивную роль в идейном развитии человечества, подготовила теорию естественного права (Гроций, Гассенди, Гоббс, Локк, Хатчесон), выводящую право из сущности человеческой природы и глубоких потребностей общества.
Период первоначального накопления капитала (XV-XVIII вв.), сопровождаемый созданием централизованных национальных государств с сильной королевской властью, поставил серьезную задачу финансового управления - изыскание источников доходов для обеспечения растущих расходов государства, с помощью которых государство могло бы обеспечить народу материальное благополучие - «курицу в горшке». По сути меркантилисты первыми выдвинули важнейшую проблему экономической науки рационального хозяйствования, в котором «каждый, объединяясь со всеми, повиновался бы только самому себе и оставался бы так же свободен, как раньше» .
Меркантилист Антуан Монкретьен сэр де Ваттевиль впервые ввел термин «политическая экономия» в «Трактате политической экономии», который вышел в 1615 г. . В отличие от Ксенофонта, занимавшегося изучением правил домоводства, все помыслы Монкретьена были направлены на процветание государства как национальной общности. Поэтому перед словом «экономия» он ставит политическая, понимая под новой наукой экономику национальных государств, управляемых монархами.
Меркантилизм не представляет собой целостной экономической теории, так как его теоретики не рассматривали производительный труд как источник богатства, а интересы потребителей - как движущий лейтмотив производства. Они признавали главной целью государства - накопление денег, а главным средством для этого - торговлю, главным образом внешнюю и транзитную, так как, по их мнению, внутренняя торговля, в которой результат переходит из рук в руки, не обогащает страны.
На первом этапе (XVI в.) рекомендации меркантилизма носили примитивный характер, представляя собой систему денежного баланса или монетарную систему. Считая, что золото и серебро являются главными из богатств, иностранных купцов заставляли расходовать выручку на месте, золото и серебро запрещалось вывозить за границу. Из теоретиков данной системы самым видным считается Вильям Стаффорд.
Так как при развитии международного обмена не выпускать деньги из страны было затруднительно, то догм системы денежного баланса не мог долго господствовать, что способствовало появлению системы торгового баланса, рекомендующей более гибкую экономическую политику, заключающуюся в развитии производства экспорта и в обеспечении превышения вывоза над ввозом.
Выгодный торговый баланс складывается, если страна вывозит товаров на большую сумму, чем ввозит. И наоборот, торговый баланс становится невыгодным при обратном соотношении ввоза и вывоза. Таким образом, желательность вывоза или ввоза определялась различиями в ценах. Выгодней вывозить более дорогие фабрикаты и ввозить более дешевое сырье. Поэтому обрабатывающая промышленность должна пользоваться большим покровительством правительства, нежели добывающая (кроме добывания золота и серебра), которую нужно развивать лишь в той мере, в которой она необходима для переработки продуктов.
Важнейшим теоретиком данной системы был Томас Ман.
Меркантилизм как направление в экономической теории господствовал до конца XVIII в. Теорию меркантилизма, начиная с XVI в. успешно разрабатывали итальянские экономисты, у которых первостепенное значение имела проблема денег и их обмена между мелкими государствами. Крупнейшими их представителями Антонио Серра (XVII в.) и Антонио Геневеза (XVIII в.) исследованы функции денег и кредита . В Германии меркантилизм в форме камералистики был официальной экономической доктриной до конца XIX в.
В поиске ответов на вопросы о причинах роста богатства в одной стране быстрей, чем в других, о способах организации экономики в масштабе предприятия и государства меркантилизм сформулировал следующие принципы:
- чем больше людей трудится в государстве, тем лучше положение населения страны;
- вывоз обработанных изделий дает больше выгоды, чем сырых;
- только планомерное вмешательство государства обеспечивает выгодную для него торговлю;
- наибольшие выгоды от торговли получают те государства, которые могут использовать политическое могущество над другими государствами;
- выгодная торговля усиливает политическое могущество государства.
Для реализации своих теоретических воззрений меркантилисты предлагали использовать следующие инструменты:
- тарифная политика (политика протекционизма), регулирующая внешнюю торговлю в интересах поощрения выгодных отраслей отечественного производства, посредством пошлин на ввоз и премий за вывоз;
- привилегии отечественным торговым компаниям, предпринимателям и рабочим посредством налоговых льгот и дотаций, государственных закупок для армии и флота и организация монополий для обеспечения роста цен торгуемых изделий;
- колониальная политика, позволяющая метрополии увеличивать рынки, куда она могла сбывать готовые фабрикаты и получать оттуда сырье;
- регулирование заработной платы и цен на продукты питании для защиты бедных слоев населения;
- защита мелкого производства от нарождающегося крупного.
Два последних инструмента рекомендовались для поддержки стабильности государства в условиях поощрения избранных отраслей.
Таким образом, фискальный характер таможенных сборов сменился покровительством обрабатывающей промышленности со стороны государства. Руководящим началом меркантилизма становится протекционизм, который уже представляет собой учение, систему мероприятий, направленных на охрану национальной промышленности от иностранных конкурентов для ускорения производительности национального труда.
Ускоренное капиталистическое развитие зависело от государственного вмешательства в экономику, содействовавшего накоплению капитала. Это отрицательно сказалось на благосостоянии крестьян и тех, кто жил кустарным и цеховым производством. Недовольство из-за усиления покровительства промышленности, и в особенности отраслей, работающих на вывоз, в ущерб другим слоям общества проявилось в учении физиократов.
История XVII- XIX вв. подтверждает тяготение меркантилизма к применению вооруженной силы в случаях, когда какое-либо государство пытается ограничить ввоз при помощи высоких пошлин или запретов.
Наиболее яркими примерами применения меркантилизма являются Англия и Франция.
Англия, у которой не было собственных золотых и серебряных рудников, включая ее колонии, могла рассчитывать на добычу золота только при помощи торговли. Так, еще при Ричарде II (конец XIV в.) купцы лондонского Сити на вопрос короля о средствах поднятия благосостояния страны отвечали о необходимости продавать больше, чем покупать, добывать побольше денег и не выпускать их из страны .
Экономическая политика, направленная на поощрение национальной промышленности, широко проводилась при Елизавете I, сделавшей Англию мировой державой с мощным флотом и обширной торговлей. Главным образом, ограничивался или прямо запрещался вывоз отечественного сырья и привоз иностранных изделий. Применялась система денежного баланса, регулировались заработная плата и цены.
Для накопления денег на материке устанавливались складочные пункты, при которых учреждались особые корпорации, следившие, чтобы деньги, уплачиваемые за товары, ввозились в Англию. Англия, как и большинство государств, обладала испорченной монетой, ценность которой была ниже номинальной. Международная торговля устанавливала курс, соответствующий ее действительной ценности. Так как английская монета обесценивалась, то во избежание потерь на курсе каждый иностранец обязан был производить все платежи в Англии только английской монетой, что обязывало его менять всю сумму наличных иностранных денег на английские. Утайка иностранной монеты строго наказывалась.
Менялы сами произвольно оценивали представляемые им для размена иностранные монеты, которые затем переплавлялись на английские. Иностранцы должны были истратить все деньги в Англии, не имели права на вывоз денег из Англии. Для обеспечения контроля к каждому иностранцу прикреплялся надсмотрщик. Со временем на основе деятельности привилегированной торговой Ост-Индийской компании было понято, что эти меры задерживают развитие сбыта английских товаров.
После смерти Елизаветы I в 1603 г. Иаков I Стюарт не мог править как абсолютный монарх, так как деньги были у парламента и у лондонских купцов. Возникшие в начале XVII в. финансовые и торговые трудности заставили короля образовать специальную государственную комиссию из экспертов Сити, куда вошел Томас Ман . Вывоз денег из страны был разрешен, но при условии организации меновых процессов таким образом, что деньги вернутся в страну в большем количестве. Центр тяжести государственного вмешательства в экономику был перенесен с задерживания денег в стране на расширение выгодной международной торговли с использованием тарифной политики. Вывоз сырья (особенно шерсти) был запрещен, а вывоз готовых изделий поощрялся государственными субсидиями. Англия захватывала все новые колонии, ограничивая доступ иностранных промышленных товаров высокими ввозными пошлинами.
Система торгового баланса получила свое выражение после английской буржуазной революции в Навигационном акте Кромвеля, принятом парламентом в 1651 г. и действовавшем до 1849 г. Согласно этому акту, направленному против Голландии в интересах английской буржуазии, товары из Азии, Африки и Америки разрешалось ввозить в Англию и ее владения только на английских кораблях. Другим замечательным актом протекционистского характера явился акт о выдаче премий на экспорт хлеба и солода. Со второй половины XVII века в роли наиболее могущественной державы - метрополии - утвердилась Англия, победившая в войнах 1652-1654, 1665-1667 и 1672-1674 гг. за обладание колониями Нидерланды.
Идеи системы торгового баланса, направленные на ускорение развития промышленности и торговли в интересах национальной буржуазии, были развиты в Англии при централизации банковского дела.
В начале XVII в. лондонские золотых дел мастера вопреки запрещению стали производить банковские операции, выдавая своим вкладчикам свидетельства. Постепенно доверие к ним увеличивалось и вклады, передаваемые им на хранение, значительно выросли, вследствие чего они стали ссужать королей. Несмотря на затруднительное положение из-за королевских займов, банкирские предприятия продолжали развиваться, но не могли удовлетворить всю потребность в кредите со стороны промышленников для своих предприятий, купцов для заморской торговли и правительства для колониальных войн.
В конце XVII в. появился ряд проектов об объединении банковского дела и создании публичного банка Англии. Верх одержал проект Вильяма Петерсона .
Если у Венецианского и Амстердамского банков на первый план ставились разменно-вкладные операции, облегчающие капиталистам платежную операцию, превращая вклады в деньгах в учетные деньги на сумму, равную стоимости вкладов, то в английском проекте был выдвинут новый принцип организации банков, согласно которому главной функцией банка стала кредитная функция. При простой замене денег расходы по изготовлению и хранению денег оплачивались потребителем и банк не получал прибыли. Теперь основной задачей банка становится создание в ходе кредитных операций новых платежные средств для лиц, вовсе не имеющих их, а прибыль становится движущим мотивом деятельности банков.
Согласно проекту Петерсона, банки эмитируют билеты в ходе кредитных операций: учет векселей, ссуда под обеспечение товарами или государственными ценными бумагами. Банк приобретает ценные бумаги (в том числе государственные бумаги, особенно векселя казначейства), так как он на этом зарабатывает проценты и дивиденды.
Исходя из скрываемого от всех факта, что в Амстердамском банке находилась в наличности 1 /4 вверенных вкладов и, следовательно, платежи проводились чеками на «фиктивные вклады», Петерсон приходит к выводу, что не требуется полного покрытия звонкой монетой всех обязательств, выпускаемых банков. Если ранее за складчины капиталов в ссуду правительству (Венеция, Генуя) отдавали в управление статьи государственных доходов, то теперь государство должно уплатить банку долг и проценты. Основной капитал банка предоставляется в распоряжение правительства, т.е. помещается в государственных ценных бумагах, служащих обеспечением и эквивалентом кредитных операций банка. Количество банковских билетов, выпускаемых в ходе кредитных операций банка, должно было быть обеспечено суммой складочного капитала банка и государственных ценных бумаг. Петерсон не считал возможным предоставлять банку полную свободу в выпуске кредитных банковских билетов, в качестве необходимых условий солидности денег рассматривал разменность билетов по востребованию.
В 1694 г. английское правительство, находясь в затруднительном положении, воспользовалось проектом Петерсона и издало закон об учреждении Английского банка, который обязывался представить в распоряжение правительства сумму 1,2 млн. фунтов стерлингов, собранную подпиской на акции, и что пассив банка не должен превышать эту сумму долга правительства. Банк мог выпустить банковских билетов выше этой суммы только с разрешения парламента и под определенным парламентским обеспечением.
Обществу выдается концессия (договор) с парламентом. Правление банка действует в рамках парламентских законов. Во время действия концессии складочный капитал банка остается в руках правительства, которое платило за него 8% годовых. Банку разрешили торговать векселями, золотом и серебром в слитках, но запретили торговать другими товарами, за исключением оставшихся как залог под ссуды. Чистая прибыль распределялась собранием акционеров. Банку была предоставлена привилегия, что на время концессии никакой другой корпорации не разрешается вести банковские операции.
В первое время с банком враждовали золотых дел мастера. Английский банк был вынужден сократить выпуски своих билетов, так как при малейшем кризисе мастера предъявляли билеты к размену на значительные суммы. Развивая выпускные операции постепенно и с большой осторожностью, банк вышел победителем и, кроме имеющейся привилегии, добился запрещения всякому товариществу в количестве более 6 лиц заниматься банковскими делами.
Своеобразное развитие из-за близости к населению сельских округов получил Шотландский банк. В конце XVII в. в Англии и Шотландии насчитывалось 140 акционерных компаний, общий капитал которых составлял 4 млн. 250 тыс. фунтов стерлингов.
С ростом экономического могущества Англии увеличивался государственный долг, в обиход вошли ценные бумаги и биржа.
К концу XVII в. Англия стала первой морской и торговой империей с колониями во многих концах света, самой развитой буржуазной страной, купцы которой монопольно захватили работорговлю. В Англии сложилась современная парламентарная монархия, где король царствует, но не правит; две партии: тори - консервативная партия землевладельцев и виги - либеральная партия буржуазии, сменяющие друг друга у власти; неслыханная тогда в Европе свобода личности, печати и слова. Политическая борьба потеряла религиозную окраску, и Англия стала «островом с сотней религий» .
В основе этих процессов лежали изменения в экономике под воздействием меркантильной политики. В конце XVIII в., когда Англия из земледельческой страны превратилась в промышленную, меркантильная политика постепенно смягчилась под давлением экономических и политических условий.
Во Франции меркантилизм получил широкое применение во второй половине XVII в. при министре Людовика XIV Кольбере. Внедренная им система мер получила название «кольбертизм».
Кольбер, следуя системе активного торгового баланса, добивался увеличения государственных доходов, в первую очередь за счет поощрения обрабатывающей промышленности ссудами, субсидиями, привилегиями, монополиями; развития вывоза продуктов и сокращения ввоза из-за границы готовых продуктов. Он учредил торговую палату для контроля за положением в торговле, заключал торговые договоры о беспошлинном ввозе французских товаров в Россию и Швецию, ввел пошлины на корабли, входившие во французские порты и выдавал премии французским судостроителям, способствовал развитию транспорта, созданию торговых компаний, завоеванию колоний и направлению в них экономической деятельности в интересах французской обрабатывающей промышленности.
Для увеличения дешевых рабочих рук правительство поощряло ранние браки и ввело систему мер по регулированию хлебной торговли с целью удешевления хлеба. Производство было подчинено строжайшей регламентации. Отступление от кодекса сурово наказывалось.
При Кольбере правительство сделалось предпринимателем, создав известную гобеленовскую мануфактуру и огромный зеркальный завод. По отношению к интересам потребителей государство ведет себя как частный хозяин, создавая для индустрии монополию и, в отличие от Англии, применяет меры по удешевлению труда.
В результате мер Кольбера во Франции было создано крупное капиталистическое производство, достигшее высокой степени развития, но за это была заплачена высокая цена: мелкое производство разорялось; искусственное снижение цен на продукты земледелия привело к забрасыванию земель и к нищенству одной десятой населения Франции в конце XVII и в начале XVIII века; введенные во Франции запретительные тарифы на вывоз продуктов тяжело отразились на регионах, где они производились, и это привело к тарифной войне с Голландией и Англией, уничтожившей прежний свободный международный обмен.
Военные расходы потребовали огромных средств. В бюджете снова появился дефицит, потребовавший огромных новых займов. Нивегенский мир заставил Кольбера вернуться к старым тарифам. Тем самым были утеряны все финансовые успехи Кольбера. В конце царствования Людовика XIV финансы Франции из-за войн и расточительности двора пришли в полное расстройство. Народ был не в состоянии нести бремя налогов. Начался следующий эксперимент во Франции под названием «системы Джона Ло» (1716-1720 гг.), базировавшийся на идеях старой английской системы денежного баланса и впервые познакомивший Европу с бумажно-денежным хозяйством .
Джон Ло ставил задачу обогащения страны путем увеличения банком количества денежных знаков в форме кредитных бумаг. Заставив поверить в его систему, которая покроет государственные расходы и умножит в стране производительные силы, он получил патент от регента Филиппа Орлеанского на устройство акционерного банка с теми же операциями, что и у Английского банка: выпуск банковских билетов, учет векселей, прием частных вкладов и производство трансфертов. Банк обязан был разменивать свои банкноты на экю того же веса, какие находились в момент открытия банка, т.е. банк создавал постоянную банковскую единицу счета. Директором был назначен Ло, а важнейшие вопросы решались на собрании акционеров.
Понизив вексельный дисконт сначала до 6%, а затем до 4% (частный дисконт доходил до 40%), он открыл широкий кредит для частной предприимчивости и приобрел общее доверие, выдав акционерам дивиденд в размере 7%. Затем Ло распространил спекулятивную деятельность, открыв Западную компанию для эксплуатации французских североамериканских колоний, и присоединил к ней Гвинейскую и Остиндийскую компании. Последняя, забрав в свои руки почти всю заморскую торговлю с Америкой, Африкой и Азией, приобрела монополию на продажу табака, чеканки монеты и взяла на откуп часть государственного долга, обеспечивая в первое время высокий дивиденд.
Джон Ло стал производить грандиозные выпуски акций. Чтобы поднять курс старых акций, было установлено выдавать новые лишь по предъявлении 4 старых. Так появились акции «маменьки», чтобы получить акции «доченек». Через неделю появились акции «внучки», для получения которых требовалось предъявить 4 «маменьки» и 1 «дочку». В результате невиданная спекулятивная и биржевая горячка охватила все слои Франции и иностранцев. Цена акций росла с поражающей быстротой, и в несколько часов многие нажили баснословные богатства. Параллельно с выпуском акций шел и выпуск банковских билетов, принимаемых в уплату за акции.
Однако разочарование в магической силе ценности бумажных денег наступило быстро. Так как доход компании был невелик по сравнению с общей курсовой стоимостью всех акций, то дивиденд по ним оказался ничтожным. В течение нескольких недель курс акций понизился и продолжал безостановочно падать, а вместе с этим рос излишек банковских билетов. Их владельцы стали стремиться купить на них недвижимость и товары, вследствие чего цены на них стали расти. В 1720 г. было запрещено под страхом конфискации держать дома звонкую наличность свыше 500 ливров, что еще некоторое время поддерживало размен билетов, так как никто не мог потребовать размена больше 500 ливров. Далее последовал указ о запрете обращения золотой и серебряной монеты. Но эти меры не смогли спасти банк от гибели к концу 1720 г.
Эксперимент Джона Ло отбил во Франции охоту прибегать к бумажным деньгам и надолго до 1776 г. задержал в ней развитие банковского дела, что определило отставание Франции в темпах промышленного подъема от Англии.
Однако аргументация Джона Ло была использована в 1751 г. Бенджамином Франклином для доказательства пользы бумажных денег, когда не хватает драгоценных металлов. Его предложения были направлены против великодержавной Англии, которая задерживала экономическое развитие американских колоний, навязывая им жесткую, ограничительную систему металлических денег. Кроме того, Франклин выступил в интересах фермеров и простых горожан против ростовщиков и купцов, желавших возвращения денег, отданных в ссуду, в звонкой монете, что вынуждало должников залезать в долговую кабалу или соглашаться на низкую заработную плату .
В России после смуты, вызванной недовольством бояр и антифеодальными выступлениями крестьян и казачества, и освобождения Москвы от польских интервентов Земским собором в 1613 г. был избран первый русский царь из династии Романовых - Михаил Федорович, при правлении которого значительно расширилось и укрепилось феодальное землевладение. При нем продолжаются заботы о вызове иностранцев, знающих горное дело. Постепенно расширялись потребности населения на стекло, бархат, ювелирные изделия, мыло, холст. Однако масса товаров ввозилась из-за границы, производство отечественных товаров по качеству было значительно хуже.
В царствование Алексея Михайловича начался переход к абсолютизму, выразившийся в создании Тайного совета, руководимого царем для контроля над всеми центральными учреждениями, и падении роли Боярской Думы, земских соборов и церкви в государственном управлении. В торговых уставах 1653 и 1667 гг. установлена система внешних таможенных пошлин, отразившая идеи меркантилизма. В качестве чрезвычайного источника дохода правительство использует монетную регалию, вводя в обращение легковесную монету, что вызвало рост цен всех продуктов и рост потребностей правительства в деньгах.
Взимание высокой подати с земли приводило к значительному сокрытию земельных участков, продаже земель монастырям, уходу крестьян с земли, что резко снижало ее фискальное значение. В результате налоговой реформы 1679-1681 гг. правительство переводит окладную единицу налоговой базы с сохи на двор и расширяет круг налогоплательщиков за счет людей, обслуживавших хозяйство феодала, но живших особыми дворами и имевших свое хозяйство. Для осуществления перехода с сохи на двор при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче были составлены «подворные переписные книги».
В конце XVII в. в правление Петра I началось массовое строительство военных кораблей, создание регулярной армии, строительство заводов, подготовка образованных кадров. Для развития обрабатывающей промышленности Петр I использовал инструменты меркантилизма в условиях феодального строя.
Реформы государственного управления, проведенные Петром I, привели к установлению абсолютизма, укреплению социальной опоры государства - дворянства, и создали благоприятные условия для развития промышленности и капиталистических отношений.
В интересах обрабатывающей промышленности выдавались беспроцентные капиталы из казны; учреждались льготы и привилегии предпринимателям по беспошлинному ввозу сырых материалов из-за границы и ограничивался или вовсе запрещался вывоз необходимых для отечественного производства материалов; разрешалось продавать изделия для облегчения их сбыта без уплаты внутренних таможенных пошлин и беспошлинно ввозить из-за рубежа машины и инструменты; высокими таможенными пошлинами затруднялся ввоз в Россию изделий, производившихся в ней в достаточном количестве. Иногда нераспроданный товар фабрикантов выкупался из казны.
Подъем экономической и военной мощи России осуществлялся за счет увеличений налогов, введения в 1724 г. подушной подати, рекрутских наборов, массовой мобилизации на строительные работы, приписки крестьян к заводам и выписки из-за границы опытных мастеров. Была использована монетная регалия, повлекшая за собой рост цен; изданы указы о новых регальных правах на угодья и отрасли промышленности, значительно ограничивающие право частной соственности; усилена монополизация выгодных предметов торговли на внутреннем и внешнем рынках. Во внешней торговле купцам платили лишь за комиссию, риск оплачивался казной, а доход принадлежал казне. Лишь в конце царствования Петр I уменьшил число монополий, обложив их сборами.
Преемники Петра I сохраняли основные черты государственно-хозяйственной системы, покровительствуя развитию крупной промышленности, хотя многие протекционистские меры Петра I были устранены в силу слабой развитости промышленности в России.
Из-за недостатка кредита и чрезвычайно высокого процента на него императрицей Анной Иоанновной в 1733 г. впервые предпринимается попытка создать банк. Было решено выдавать ссуды из монетной конторы под более низким процентом, и запрещалось брать что-либо под залог. Деятельность этого кредитного института была незначительной, и вскоре он был закрыт.
Елизавета Петровна отменила под влиянием купечества внутренние таможенные пошлины и учредила в 1754 г. дворянские заемные банки (в обеих столицах) и Купеческий банк. Дворянские банки выдавали землевладельческий кредит дворянам, в том числе и под залог, а Купеческий банк - торгово-промышленный кредит русским купцам под залог товаров в Санкт-Петербургском порте. Попытка улучшить обращение медных денег посредством учреждения Медного банка оказалась неудачной.
Резюме:
1. Государствам с сильной централизованной властью требуется много денег для содержания аппарата чиновников и армии. Задача нахождения источников доходов явилась причиной появления первой экономической доктрины - меркантилизма, представляющего собой систему практических рекомендаций для ее решения.
2. Меркантилизм не представляет собой целостной экономической теории, так как его теоретики не рассматривали производительный труд как источник богатства, а интересы потребителей - как движущий лейтмотив производства. Главной целью экономической политики государства считалось накопление денег, а главным инструментом ее реализации - торговля.
3. На первом этапе своего развития меркантилизм представлял собой монетарную систему, рекомендации которой ограничивались сферой обращения денег. На втором этапе он содержал идеи системы торгового баланса, ориентированного на поддержку государством обрабатывающей промышленности.
4. Идеи меркантилизма были успешно использованы в Англии, Франции и России. В первых двух странах эти идеи реализовывались в интересах первоначального накопления капитализма, в России - в интересах укрепления феодального строя, хотя при этом создавались определенные предпосылки для развития капитализма.
5. В Англии идеи торгового баланса были успешно развиты при создании государственного банка и централизации банковского дела с целью ускорения промышленного производства. Во Франции организация акционерного банка на принципах системы монетарного баланса привела к развитию спекулятивной деятельности, что и предопределило ее отставание в темпах промышленного подъема и банкового дела от Англии на 50 лет. В России банковское дело организовывалось, с одной стороны, для ускорения промышленно-торговых оборотов, с другой - для поддержки дворян. Попытка использовать банк для улучшения денежного обращения в стране оказалась неудачной.

Первой системой экономических взглядов считается меркантилизм. Он не был научной школой со своим самоназванием. Термин «меркантилизм» был введён в середине XVIII века французскими учёными-энциклопедистами. «Мерканте» в переводе с итальянского означает «торговец». Французские учёные презрительно называли экономические концепции меркантилизма «философией торгашей»

Меркантилизм был порождён эпохой первоначального накопления капитала . В середине II тысячелетия н.э. в Европе: сформировались национальные государства, сложились внутренние рынки, увеличились межгосударственные связи, в том числе внешняя торговля.

Все это нарушило патриархальный уклад натурального хозяйства. Начался переходный этап от сельскохозяйственного производства к промышленному. Он сопровождался развитием обмена, усложнением хозяйственных связей, резким увеличением общественного богатства. Первыми с изменением условий хозяйствования столкнулись практики - политики, купцы, финансисты, путешественники. Именно они и стали носителями идей меркантилизма.

Различают идеологию и политику меркантилизма. К идеологии относят теоретические воззрения, положения, рекомендации авторов. К политике - определённый набор экономических мероприятий государства, соответствующий теоретическим положениям меркантилизма. Считается, что на первом этапе политика меркантилизма опережала идеологию, а с середины XVI века они поменялись местами.

Расцвет меркантилизма приходится на XV-XVII века. Самые ранние работы, относящиеся к меркантилизму, появились уже в конце XIV века, а самые поздние - продержались до XVIII века. Меркантилизм принято делить на ранний и поздний. Ранний мерк антилизм - XV - XVI века, поздний - XVII век .

В раннем и позднем меркантилизме есть положения, которые их разделяют, но есть и много общего, позволяющего объединить оба этапа в единое направление. Общими для всех этапов меркантилизма были следующие положения :

    Богатством общества являются деньги (золото и серебро).

    Источником богатства является сфера обращения, в первую очередь внешняя торговля.

    Экономика - это дело государства, экономическая деятельность осуществляется в рамках государства и при его активном участии.

    Государственные власти должны осуществлять активную протекционистскую политику.

Главной идеей меркантилизма было увеличение денег в стране, проведение такой государственной политики, которая способствовала бы притоку денег в страну и уменьшению их оттока. Основным источником денег считалась и действительно была в тот период внешняя торговля.

Ранний меркантилизм (монетарный) сформировался в эпоху, предшествующую Великим географическим открытиям. Его основные представители Уильям Стаффорд (1554 – 1612 Англия), Жан Боден (1530-1596 Франция), Гаспаро Скаруффи (1519-1584 Италия).

Главным событием того времени было формирование национальных государств. Постоянные войны за приграничные территории требовали создания регулярных армий, которые финансируются из казны. Деньги нужны были и для содержания государственной бюрократии. Поэтому экономическая политика европейских правительств носила ярко выраженный фискальный характер. Тогда же эмиссия денег была объявлена монополией государства. В этот период европейские правительства начали активно «портить монету», чтобы увеличить количество денег в стране.

Ранние меркантилисты (монетаристы ) рекомендовали государственным деятелям проводить масштабную ограничительную политику:

    запрещать вывоз денег за границу,

    поощрять экспорт из страны, ограничивать импорт,

    контролировать деятельность иностранных купцов,

    устанавливать высокие пошлины на зарубежные товары,

    накапливать сокровища и т.д.

Основным показателем успешности экономической политики государства служил денежный баланс - соотношение между ввезёнными и вывезенными деньгами.

Поздний меркантилизм (мануфактурный) связан с именами Томаса Мэна (1571- 1641 Англия), Антонио Серра (Италия), Антуана де Монкретьена (1575-1622 Франция).

Монкретьену экономическая наука обязана своим названием «политическая экономия», которое продержалось в течение 3 столетий. В 1615 году он выпустил «Трактат политической экономии », в котором рассматривал протекционистские принципы государственной политики и возможность их применения во Франции.

Основными положениями позднего м. являются: переход от политики денежного к политике торгового баланса . В период Великих географических открытий в Европу из Нового света хлынул поток драгоценных металлов: золота и особенно серебра. Произошла «революция цен» - покупательная способность денежной единицы резко обесценилась. Увеличение денежной массы в стране, не связанной с товарной массой, приводило не к росту богатства, а к увеличению инфляции. Жёсткие ограничительные меры раннего периода стали тормозить развитие национальных экономик европейских стран.

Стало понятно, что можно увеличить богатство страны не тормозя, а наоборот, увеличивая денежное обращение. Для этого необходимо поощрять вывоз готовых изделий из своей страны и ограничивать ввоз предметов роскоши, а также развивать посредническую торговлю. Важное место поздние меркантилисты уделяли развитию отношений с колониями, торговле колониальными товарами. Покупать следовало как можно дешевле, а продавать в колониях как можно дороже.

Поскольку внутреннее производство стало основным источником богатства, то правительство начало осуществлять политику, направленную на развитие мануфактура. Торговля промышленными товарами приносила больший доход, чем сырьевыми ресурсами, поэтому нужно было развивать обрабатывающие отрасли. Для работы на предприятиях требовались свободные рабочие руки. Именно в этот период население страны тоже стало рассматриваться как её богатство. Прирост населения считался положительным явлением, способствующим развитию отечественного производства.

Но даже поздние меркантилисты считали мануфактурное производство не целью, а только средством для получения товаров, которые можно затем реализовать на внешнем рынке. Основное внимание они по-прежнему уделяли сфере обращения.

Меркантилизм как политика является политикой государств, направленной на первоначальное накопление капитала.

Ранний меркантилизм:

1. Привлечение денег в страну

ü Организация складочных мест. Правительство выдвигало требования, чтобы часть выручки купцов возвращалась в Англию в виде полноценных серебряных денег, и предписывало, чтобы купцы все операции вели только в специальных складочных местах (специальные места для хранения и продажи вывозимых из Англии товаров). Эти места организовывали для надзора за продажей отечественных товаров и объемом внешнеторговой выручки;

ü Иностранные купцы, прибывая в Англию, обязаны были менять свою полноценную монету на неполноценные английские деньги, курс которых был принудительно фиксирован;

ü Поощрение разведки и добычи золота и серебра.

2. Предотвращение утечки монеты из страны

ü Существенное ограничение импорта, вплоть до запрета;

ü Порча монеты государством – снижение пробы серебра в монете;

ü Запрет вывоза денег и изделий из драгоценных металлов из страны;

ü Издание законов об истрачивании – всякий иностранец, ввозящий товары в Англию, обязан был, покидая Англию, истратить все деньги на покупку товаров. Был создан институт хозяев, следивших за этим делом.

Поздний меркантилизм:

Политика торгового баланса – изменение способа накопления денег в стране: в качестве такого способа стала выступать политика активного внешнеторгового баланса:

ü Развитие экспортных отраслей;

ü Поддержание активного торгового баланса, при этом допускался импорт продукции;

ü Ограниченный протекционизм в отношении импорта тех товаров, производство которых не было достаточно развито внутри страны;

ü Стимулирование экспорта готовых товаров, прошедших промышленную обработку;

ü Развитие путей сообщений, позволяющее понизить себестоимость продукции и повысить прибыль;

ü Законодательные ограничения заработной платы: высокие денежные штрафы за нарушение королевских декретов о максимуме заработной платы;

ü Промышленный шпионаж. Дипломатические агенты Англии должны были выведать в других государствах новые усовершенствования в мануфактурной промышленности, переманивать наиболее искусных мастеров, тормозить покупку и вывоз из своей страны оборудования и инструментов, применяемых в мануфактурной промышленности;

ü Колониальная политика. Сырьевые отрасли вытесняли в колонии, в метрополии оставляли только обрабатывающие производства, которые обеспечивали большую величину добавленной стоимости. Торговля с колониями по монопольным ценам.


Основные национальные формы меркантилизма

Италия.

Здесь оказало сильное влияние геополитическое положение, наследие Древнего Рима, католицизм.

Аббат Антонио Серра. Надо привлекать деньги, не давать их вывозить, торговля во главе. Единственным средством увеличить денежные сокровища страны является благоприятный торговый баланс. Рассматривая средства, которые могут привести к изобилию драгоценных металлов, делит их на два рода: естественные и искусственные, а последние на специфические (только в некоторых государствах) и обычные (во всех странах). Обычные: 1) количество ремесел; 2) характер населения; 3) размеры торговли; 4) политика правителей. Склонен придавать политическому фактору исключительное значение

Поздний меркантилизм: Гаспара Скаруффи. Ростовщичество. Предложил проект международной валютной системы. Биметаллизм. Одинаковое весовое соотношение: 1:12.

Англия.

Ранний меркантилизм: У. Стаффорд – есть теория, что это Шекспир. Экономическую политику Англии он рассматривает с точки зрения увеличения денежных сокровищ, все отрицательные явления хозяйственной жизни он объясняет пороками в сфере денежного обращения. Сетует на засилье иностранцев в английской торговле. Он выражает недовольство тем, что иностранные купцы вывозят деньги, вырученные за свои товары, а не английские товары. Вообще считает, что от покупки иностранных товаров следует воздерживаться даже тогда, когда они продаются дешевле по сравнению с тем, что они стоят в Англии. Англичане должны прекратить вывозить сырье и полуфабрикаты, а начать обрабатывать их внутри страны. Покровительство отечественной промышленности: различает три группы промышленников: одни лишь удаляют деньги из страны; другие полученные в стране деньги в ней же и тратят; третья группа промышленников ввозит деньги из-за границы и тем самым увеличивает денежные сокровища страны. Последняя группа промышленников и заслуживает особого покровительства.

Поздний: Томас Ман – самый богатый человек в стране. Вывоз сырья (особенно шерсти) запрещался, а вывоз готовых изделий поощрялся, в том числе путем государственных субсидий. Англия захватывала все новые и новые колонии, которые давали промышленникам дешевое сырье, купцам - прибыли от транзитной и посреднической торговли сахаром, шелком, пряностями, табаком. Доступ иностранных промышленных товаров в Англию ограничивался высокими ввозными пошлинами, что ослабляло конкуренцию и содействовало росту отечественных мануфактур. Огромное внимание уделялось флоту, который должен был перевозить во всем мире грузы и защищать английскую торговлю. Важнейшей целью этих мероприятий было увеличение притока драгоценных металлов в страну, но не слишком жестокими методами: пускать в ход деньги там, где сила не берет.

Франция.

Монкретьен. Для богатства нужна не только торговля, но и сельское хозяйство. Хозяйство страны рассматривается как объект государственного управления. Источник богатства страны - внешняя торговля, особенно вывоз промышленных и ремесленных изделий. Иностранцы сравнивались с насосом, выкачивающим богатство из Франции. Предлагалось их изгнание, развитие отечественной промышленности, одобрялось вмешательство государства в экономическую жизнь, взимание налогов и присвоение даже торговой прибыли.

Поздний: Ж.Б. Кольбер. Захват колоний. Был протекционистом, сторонником системы покровительства и контроля за промышленностью и торговлей со стороны государства, все виды промышленности были организованы в строгие корпорации. Главной целью его были увеличение экспорта, уменьшение импорта, и в результате этого - увеличение притока денег в страну. Привлекались в страну иностранные фабриканты и рабочие. В общем, все претворял в жизнь, но разорил сельхоз.

Россия.

Ранний меркантилизм (Алексей Михайлович): Афанасий Ордын-Нащокин. Как выразитель интересов купечества он уделял большое внимание вопросам торговли и ее организации. Ордын-Нащокин рассматривал ее не только как один из важных источников доходов государства, но и как отрасль хозяйства, активно содействующую увеличению народного благосостояния. Считал необходимым объединить все русское купечество в товарищества. Купеческие товарищества, по его мнению, должны были обеспечить продажу товаров иностранцам по высокой уставной цене и лишить последних возможности скупать русские товары по низким ценам через мелких торговцев. Иностранные купцы могли свободно торговать только в пограничных городах, исключение допускалось лишь в отношении иностранцев, имевших жалованные грамоты на торговлю. Ордын-Нащокин ратовал и за необходимость создания русского торгового флота и считал весьма важным делом для русского государства овладеть выходом к берегам Балтийского моря. Предусматривались и меры, препятствовавшие вывозу золота и серебра из России. Государственное вмешательство должно осуществляться так, чтобы не стеснять личной инициативы и предпринимательства. Итого: борьба против засилия иностранного торгового капитала, борьба за укрепление русского торгового капитала и за создание отечественной промышленности.