Названы три сценария развития российской экономики. Сценарии экономического развития россии

Минэкономразвития подготовило прогноз долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2030 года. В документе представлено три сценария развития: консервативный, инновационный и форсированный.

Минэкономразвития подготовило прогноз долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2030 года. В документе, опубликованном на официальном сайте ведомства, представлено три сценария развития: консервативный, инновационный и форсированный, передаёт корреспондент .

Согласно прогнозу, развитие российской экономики в долгосрочной перспективе будет определяться такими основными тенденциями как изменение динамики мировой экономики и спроса на углеводороды, усиление зависимости платёжного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата, исчерпание имеющихся технологических заделов в ряде высоко- и среднетехнологичных отраслей экономики при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста, необходимость преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях, начавшееся сокращение населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров, усиление конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках при значительном сокращении ценовых конкурентных преимуществ из-за опережающего роста заработной платы и энергетических издержек.

С учётом этого, долгосрочное социально-экономическое развитие страны будет зависеть от степени реализации сравнительных преимуществ российской экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах; интенсивности инновационного обновления обрабатывающих производств и динамики производительности труда; модернизации транспортной и энергетической инфраструктуры; эффективности государственных институтов; интенсивности повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса; степени интеграции евразийского экономического пространства и других факторов.

Консервативный сценарий в прогнозе характеризуется умеренными (не более 3,2%) долгосрочными темпами роста экономики «на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики при сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах».

Модернизация экономики при таком сценарии ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания. «Расходы на научные исследования и разработки возрастут к 2030 году до уровня не выше 1,3% ВВП. Расходы на образование на протяжении всего периода стабилизируются на уровне 4,8-6,0% ВВП (в том числе бюджетная система — 5,1% ВВП). Расходы на здравоохранение к 2030 году вырастут до 6,2%, в том числе за счёт бюджетной системы до 4,9% ВВП. Уровень частных и государственных инвестиций в человеческий капитал будет значительно уступать параметрам развитых стран», — говорится в документе.

Среднегодовые темпы роста ВВП при консервативном сценарии оцениваются на уровне 3,2% в 2012-2030 годах. Экономика увеличится к 2030 году всего в два раза, реальные доходы населения возрастут в два раза, а доля России в мировом ВВП уменьшится с 3,8% в 2012 году до 3,6% в 2030 году.

Инновационный сценарий характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста и укреплением позиций России в мировой экономике. Сценарий опирается на «создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса».

Сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020-2022 годов, что позволяет улучшить социальные параметры развития.

«Частные и государственные расходы на здравоохранение возрастают с 4,6% ВВП в 2010 году до 5,9% ВВП в 2020 году и до 7,1% ВВП в 2030 году, расходы на образование — соответственно до 6,3 и 7,0% ВВП (в 2010 году — 5,2% ВВП). Расходы на науку возрастают с 1,2% ВВП в 2010 году до 3,0% ВВП в 2020-2030 годах, что сопоставимо с параметрами развитых стран», — говорится в прогнозе.

При этом предполагается существенное повышение параметров эффективности экономики: энергоёмкость ВВП по отношению к 2010 году снизится в 2020 году на 26%, в 2030 году на 46%, производительность труда возрастёт в 2020 году в 1,6 раза по отношению к 2010 году и в 2030 году — соответственно в 2,5 раза. Среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на уровне 4,1% в 2013-2030 годах без учёта эффекта возможных кризисных шоков в мировой экономике.

При указанных предпосылках российская экономика будет развиваться быстрее мировой, и её доля повысится с 3,8% в 2010 году до 4% в 2020 году и до 4,3% мирового ВВП к 2030 году. По размеру экономики Россия переместится с шестого места в 2011 году на пятое место в 2014 году. Экономика России в 2021 году превысит размер экономики Германии. Сценарий предполагает сохранение нулевого баланса текущего счёта, который достигается за счёт существенного наращивания экспорта высокой степени переработки. При этом преобладает тенденция к умеренному ослаблению курса рубля.

«Реализация инновационного сценария позволяет значительно сократить разрыв с развитыми странами по уровню благосостояния российских граждан и повысить статус России в мировой экономике. Уровень доходов на душу населения (ВВП на душу населения с учётом раунда сопоставлений покупательной способности 2008 года) возрастёт с 57% от уровня Еврозоны до 75-77% в 2020 году и 95-100% в 2030 году. Россия укрепит свои позиции как одного из лидеров научно-технологического и образовательного развития в мире», — отмечается в документе.

Рост экономики при этом будет опираться на активные социальные сдвиги, связанные с ростом среднего класса и «креативных созидательных» слоёв общества. Доля среднего класса повысится с 22% в 2010 году до 37% в 2020 и 48% в 2030 году.

Целевой (форсированный) сценарий разработан на базе инновационного сценария, при этом он характеризуется форсированными темпами роста, повышенной нормой накопления, ростом долгов частного сектора и возросшей макроэкономической несбалансированностью.

Сценарием предусматривается реализация задач, поставленных в указах президента от 7 мая 2012 года по созданию и модернизации 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году, увеличению объёма инвестиций не менее чем до 25% ВВП к 2015 году и до 27% к 2018 году, увеличению доли продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей экономики в ВВП к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года, увеличению производительности труда в 2018 году в 1,5 раза.

Кроме того, сценарий предполагает реализацию мероприятий в рамках реализации государственной социальной политики, включая увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,6-1,7 раза, в том числе увеличение заработной платы работников бюджетной сферы и научных сотрудников к 2018 году до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Среднегодовые темпы роста ВВП повышаются до 5,4%, что позволит увеличить долю России в мировой экономике до 5,3% мирового ВВП к 2030 году. Сценарий предполагает более интенсивный приток капитала. При этом сальдо счёта текущих операций на протяжении всего прогнозного периода будет находиться в отрицательной области, что повышает уязвимость российской экономики по отношению к внешним шокам.

Дополнительно сценарий предполагает более благоприятные демографические тренды. К 2030 году численность населения достигнет 150,5 млн человек против 141,3 млн человек по консервативному сценарию. Численность трудоспособного населения сократится в меньшей степени.

Во всех основных сценариях предполагается умеренный рост цен на нефть и другие сырьевые ресурсы (в среднем около 1% в год в реальном выражении в 2016-2018 годах). Цена на нефть Urals в 2020 году достигает 116 долларов США за баррель, в 2030 году — 164 долларов США за баррель. Это означает, что в реальном выражении цена на нефть в 2013-2030 годах будет находиться в диапазоне 90-110 долларов США за баррель (в ценах 2010 года). Цена на газ при экспорте в дальнее зарубежье в реальном выражении в среднем оценивается в 340 долларов США за тысячу кубометров, что превышает уровень 2010-2011 годов.

Вместе с тем, в прогнозе отмечается что «риски снижения цен на газ, особенно в среднесрочной перспективе, выше, чем риски снижения цен на нефть, что может значительно изменить условия сценариев развития российской экономики».

В следующем году отечественная экономика вернется к росту, уверены в правительстве. При этом многое будет зависеть от тенденций нефтяного рынка. Будущее изменение котировок определит три сценария развития экономики России в 2017 году.

На распутье

Согласно оценкам Минэкономразвития, отечественная экономика сумела преодолеть негативные последствия кризиса. Несмотря на колебания нефтяных котировок, российская валюта остается стабильной. При этом темпы инфляции существенно замедлились, а рост ВВП постепенно восстанавливается. Уже в следующем году российская экономика восстановит рост на уровне 0,6%, что зафиксировано в базовом прогнозе МЭР.

Данный сценарий Минэкономразвития не предполагает существенного подорожания «черного золота». Среднегодовая стоимость нефти по оценкам МЭР останется на уровне 40 долл./барр. В свою очередь в Минфине предупреждают, что сохранение котировок на данном уровне создаст дополнительные нагрузки на федеральный бюджет. В результате правительству будет достаточно сложно удержать дефицит бюджета на уровне 3,2%.

Оптимистичный сценарий рассчитан при ценах 50 долл./барр., что позволит российской экономике вырасти на 1,1%. Нынешние тенденции рынка «черного золота» подтверждают, что цены сохраняют значительный потенциал для роста. Если экспортеры согласуют условия стабилизации нефтедобычи, стоимость барреля получит существенный драйвер роста.

Пессимистичный вариант предполагает новый этап снижения котировок до 30 долл./барр. Представители Минфина не исключают нового обвала нефтяного рынка, если экономика Китая сохранит слабую динамику и уровень нефтедобычи продолжит опережать мировое потребление.

Эксперты отмечают, что выход экономики из рецессии станет положительным сигналом, однако не будет означать быстрое восстановление темпов роста. После экономического кризиса может последовать бюджетный, преодолеть который будет значительно сложнее.

Россия в 2017 году: три сценария развития

В Минфине считают, что существуют значительные риски для выполнения бюджета следующего года. Первый замглавы ведомства Татьяна Нестеренко подчеркивает ограниченность резервов, которые в следующем году могут полностью исчерпаться. В результате правительство столкнется с глубоким бюджетным кризисом. Чтобы избежать подобного развития событий, необходимо запустить процесс реформирования экономики.

Без внутренних преобразований отечественная экономическая модель останется зависимой от динамики внешних факторов. В первую очередь это стоимость энергоресурсов, экспорт которых формирует львиную долю бюджетных поступлений. Кроме того, без структурных реформ российская экономика рискуете надолго застрять на «дне», предупреждают аналитики.

Базовый и оптимистичный сценарий предполагают отсутствие обвалов на нефтяном рынке. Инвестиции в нефтедобычу продолжат сокращаться, что создаст предпосылки для сбалансированности рынка в ближайшей перспективе. При этом только оптимистичный сценарий предполагает отсутствие проблем с наполнением бюджета. В остальных сценариях правительству придется продолжить оптимизацию расходной части или искать альтернативные источники финансирования.

Основной альтернативой выступает привлечение средств с помощью приватизации и внешних заимствований. Данные инструменты помогут правительству в полной мере профинансировать социальные обязательства. Однако новый обвал цен на «черное золото» поставит под угрозу реализацию данного сценария.

Эксперты не исключают обвала котировок до 30 долл./барр., что приведет к замедлению экономического роста. Кроме того, дешевая нефть станет причиной девальвации рубля и ускорения темпов инфляции.

В рамках базового и оптимистичного сценария, в следующем году начнется оживление российской экономики. В результате произойдет улучшение макроэкономических показателей – рост ВВП будет сопутствоваться замедлением инфляции и стабилизацией валютного рынка. Пессимистичный сценарий, рассчитанный с учетом очередного снижения нефтяных котировок, предполагает продолжение рецессии.

Без структурных преобразований отечественная модель не сможет выйти на устойчивые темпы роста, предупреждают аналитики. При этом правительство столкнется с серьезными проблемами с наполнением бюджета, которые могут перерасти в кризис.

Основой антикризисной программы правительства должен стать специальный вариант бюджета на случай резкого падения цен на нефть.

Поскольку доходы от продажи нефти составляют сейчас половину всех доходов бюджета, считалось, что кризисное планирование выльется в тяжелую и безрадостную резню расходов. Однако Минэкономразвития, которому была поручена вся предварительная работа, разработало сценарий, при котором бюджет будет тратить даже больше, чем при высоких ценах на нефть (копия документа имеется в распоряжении "Финмаркета"). И это, по замыслу министра Андрея Белоусова, должно сгладить последствия кризиса для экономики.

Два сценария кризиса

Наряду с базовым "умеренно-оптимистичным" сценарием (он заложен в проект "обычного", не антикризисного бюджета), Минэкономразвития разработало два сценария разной степени пессимистичности. О том, какой из трех вариантов более реалистичен, сейчас остается только спорить.

"Оптимистичный вариант " предполагает, что: Европа каким-то чудесным образом избежит углубления рецессии и разрастания кризиса.

Для этого членам еврозоны нужно пройти между Сциллой и Харибдой - ювелирно снизить дефициты бюджета, чтобы это, с одной стороны, позволило снизить цену заимствований, а с другой - не подорвало окончательно экономический рост.

Причем все страны должны действовать согласованно, вне зависимости от их совершенно разных экономических интересов и политических проблем.

Тогда мировая экономика будет расти бодрыми темпами (4% в год), а цена на нефть останется на уровне $100 за баррель.

Согласно сценарию "мягкого кризиса " (в документе Минэкономразвития он именуется "вариант А "):

  • остановить разрастание долгового кризиса не удастся. То та, то другая страна, охваченная рецессией, будет испытывать трудности с выплатой долга. Попытки бюджетной консолидации (снижения дефицита бюджета) будут загонять страны еще глубже в рецессию. Пострадает не только юг Европы, но и развитые экономики центра и севера;
  • однако европейским лидерам удастся договориться о плане спасения. За дело возьмется Европейский ЦБ и антикризисные фонды, которые в режиме пожарной команды будут тушить очаги кризиса, спасая банки, снижая остроту долговых проблем и поддерживая спрос;
  • некоторые экономики продолжат расти и станут точками опоры для бедствующего континента, что предотвратит перерастание кризиса в неконтролируемый процесс;
  • закончится все стагнацией экономики ЕС (слабый рост в 0,3-0,7% после 2014 года). Сильно пострадают от падения спроса и недостатка банковского фондирования страны СНГ и Восточной Европы. БРИК и США также замедлятся, а цена на нефть на некоторое время упадет до $75-80, но затем вновь начнет расти;
  • темпы роста российской экономики в 2013 году могут замедлиться до 0,5-1,2%, а затем выйдут на траекторию 3-3,7% в год;
  • курс доллара в 2013 году (временно) подскочит до 37 рублей, инфляция (не надолго) вырастет до 8,6%, темпы роста доходов населения снизятся в реальном выражении до 1%.

Наконец, разработан сценарий А2 , в общих чертах повторяющий показатели глобального кризиса 2008-2009 годов. По нему:

  • бедствующие страны ЕС не могут восстановить платежеспособность, несмотря на снижение дефицитов бюджетов, а европейские лидеры - договориться о спасении евро;
  • стоимость гособлигаций падает, что вызывает острый кризис банковской системы - главного держателя этих облигаций. Кризис распространяется на весь ЕС;
  • ЕЦБ и антикризисные фонды не могут действовать из-за разногласий политиков. В результате, после долгих и безуспешных переговоров, богатые страны Европы предпочитают договориться о новом монетарном союзе без участия "слабых", нежели жертвовать своими интересами ради их спасения. Администрация США не вмешивается и наблюдает за падением Европы со стороны;
  • потери банков США, БРИК и Японии также велики. Мировая экономика растет всего 1,2%, экономика ЕС падает на 2,8% и долго не может восстановиться, в США также начинается рецессия;
  • происходит резкое падение цен на нефть. Это связано не только с падением спроса со стороны США, Китая, Индии и Европы, но и с действиями инвесторов на рынке производных нефтяных бумаг. Главные среди них - Morgan Stanley и Goldman Sachs, потеряв деньги в Европе, начнут выводить инвестиции и из нефтяных бумаг, что вызовет обвал цен на сырье;
  • цены падают ниже $60 за баррель в первой половине 2013 года. Среднегодовая цена в этом году - точно такая же, какая была в 2009 году - $60.

Россию немедленно накрывает давно ожидаемая (и на сей раз настоящая) вторая волна кризиса. Экспортная выручка выводится из страны, не задерживаясь. В 2013 году доходы от экспорта падают на 31% (в 2009 году было 36%). Начинается лавинообразная девальвация. Экономика падает также сильно, как европейская.

"Катастрофический вариант ", при котором США сами себя загоняют в глубокую (4%) рецессию (в случае, если республиканцы и демократы не смогут договориться о преодолении "фискального клиффа" - запланированного на 2013 год резкого снижения расходов бюджета), Минэкономразвития не рассматривало из-за "низкой вероятности".

Главное отличие сценария А2 от кризиса 2009 года - спад экономики будет не таким глубоким, инвестиции, хотя и снизятся, но не прекратятся вовсе.

Девальвация, по подсчетам министерства, в этом случае будет намного глубже, чем в 2009 году, когда ЦБ и правительства боролись за крепкий рубль до последнего, потратив $200 млрд.

На сей раз, по мнению министерства, ЦБ будет сторонним наблюдателем роста доллара (15-16% в реальном выражении против 5,6% в 2009 году) и займется минимизацией последствий повышения инфляции (почти 12%). Доллар будет стоить 46 рублей.

Безработица вырастет меньше, чем в 2009-ом, а вот реальные доходы населения упадут (в 2009 году наблюдался их слабый, но рост).

Как и 4 года назад, в 2013-ом вырастет склонность к сбережениям (причем граждане из-за девальвации будут предпочитать долларовые активы, что усилит отток капитала).

Потребительская активность, а вместе с ней и торговля, напротив, упадут.

Отток капитала ($80 млрд за год) и снижение экспорта не приведут к тому, что в стране впервые за долгие годы станет отрицательным текущий счет - после девальвации импорт просто рухнет, что обеспечит сохранение торгового профицита.

Восстановление не займет 3 года, как в прошлый раз - уже через год, как только начнут расти цены на нефть (из-за снижения добычи странами ОПЕК), основные параметры "полета" будут в норме. Рост уже в 2014 году может составить 2-2,9%.

Проблема только в том, что граждане и бизнес дорого заплатят за кризис - доходы в 2015 году будут ниже на 17 процентных пунктов, чем были бы в случае отсутствия кризиса, что, как пишет Минэкономразвития, вызовет "нежелательные социальные последствия".

Но, если положение граждан, вынужденных платить "инфляционный и девальвационный налоги", ухудшится, то положение бюджета, напротив, улучшится. А потому министерство предлагает использовать бюджет для смягчения последствий кризиса.

Бюджетный маневр в условиях турбулентности

Доходы бюджета из-за снижения цен на нефть упадут в обоих сценариях кризиса.

Снижение на $1 цены на нефть означает для российского бюджета потери в 70-75 млрд руб. (по оценке Минэкономразвития).

Следовательно, по "варианту А" (падение цен на нефть до $80 за баррель) казна должна потерять около 1,4 трлн руб., а по "варианту А2" ($60 за баррель) - почти 3 трлн руб. Однако из-за девальвации и высокой инфляции рублевые потери окажутся значительно ниже.

При "мягком кризисе" бюджет потеряет 150-300 млрд рублей, при "жестком" - 1,1-1,2 трлн рублей.

Возникший дефицит бюджета будет покрыт за счет резервов, как и в 2009 году. "Вариант А2" за год уменьшит их, как минимум, на четверть: сейчас там примерно 4,6 трлн рублей, а останется около 3 трлн.

Но Минэкономразвития считает, что бюджет в кризис может потратить и больше, чем запланировано на случай, если этого кризиса не будет.

В 2009 году антикризисная программа обошлась правительству в 1 трлн рублей, сейчас она будет намного дороже.

Только индексация пенсий, пособий и зарплат бюджетников, исходя из инфляции на уровне 11% в год, потребует около 1,5 трлн рублей. Вслед за зарплатами бюджетников вырастут и зарплаты в других отраслях. Это простимулирует спрос и торговлю.

Увеличение госинвестиций будет стоить еще столько же. Госинвестиции смогут частично возместить потери от уменьшения инвестиционной активности бизнеса и снижения кредитования.

Если проводить такую активную бюджетную политику, то, как уверено Минэкономразвития, последствия кризиса будут намного мягче:

  • спад ВВП в 2013 году будет на 0,6 п.п. меньше;
  • падение инвестиций - на 2,3 п.п. меньше;
  • спад в торговле - на 1,2 п.п. меньше.

Российская экономика, по данным Росстата, во втором квартале 2015 года продемонстрировала падение на 4,6 процента. В третьем квартале, как предположили в Минэкономразвития, мы должны увидеть выход из рецессии.

Подобные ожидания в текущих условиях выглядят весьма оптимистично. Последние данные свидетельствуют о спаде во многих секторах экономики. Например, оборот розничной торговли в сопоставимых ценах упал на 9,6 процента, попав под влияние падения реальных доходов населения.

По данным Росстата, за первые семь месяцев текущего года показатель снизился на 2,9 процента. Индекс промышленного производства показал снижение на 4,7 процента. Спад отмечается и в секторе внешней торговли. Экспорт упал на 30 процентов, импорт на 36 процентов.

По нашим оценкам, в перспективе ближайших двух кварталов (3-4 2015 года), скорее всего, экономика будет оставаться в состоянии рецессии. И дело тут не только в снижающихся ценах на нефть, высоком уровне инфляции в стране и возможности дальнейшего падения реальных доходов населения (к концу года мы прогнозируем падение данного показателя до семи процентов, так как индексация зарплат как в государственном, так и в частном секторе, будет ниже уровня инфляции).

Экономика России в крайне высокой степени зависит от экспорта нефти и нефтепродуктов (доля топлива в экспорте в 2014 году составила 69,5 процента), а также прочих сырьевых товаров (в частности, металлопродукция в экспорте из России составляет 8,1 процента).

Принимая во внимание факт замедления экономики Китая (доля которого во внешнеторговом обороте России довольно высока), можно полагать, что внешний спрос на отдельные группы товаров будет сокращаться. Естественно, это не пройдет бесследно для РФ.

Таким образом, мы представляем три сценария развития экономики России до конца 2015 года.

Базовый сценарий

В третьем квартале экономика нашей страны будет проходить "дно". По его итогам падение ВВП в годовом соотношении может составить 5,5 процента при среднегодовом уровне цен на нефть около 57 долларов за баррель (против текущих 58,52 доллара).

В четвертом квартале темпы падения ВВП, вероятно, замедлятся и по итогам года снижение составит 4,1 процента при условии роста среднегодовых цен на нефть до уровня 60 долларов за баррель. Инфляция в этом случае ожидается на уровне 14,5 процента. Спад экономика будет демонстрировать на фоне падения деловой активности из-за санкций, потерями торговых связей с рядом стран и регионов, а также снижением платежеспособного спроса населения.

В июле реальная заработная плата снизилась на 9,2 процента, что существенно ниже падения на 5,4 процента в июле кризисного 2009 года. Более того, сейчас падение заработной платы опережает снижение ВВП, что говорит о другой природе кризиса.

Вероятность развития ситуации по базовому сценарию мы оцениваем в 50 процентов.

Пессимистичный сценарий

В третьем квартале падение экономики составит 10 процентов, в четвертом квартале - 7 процентов. В целом по итогам 2015 года падение ВВП при таком развитии событий может составить 6,4 процента, что хуже показателей, отмечавшихся в 1998 году (-5,3 процента), но несколько лучше, чем в 2009 году (-7,8 процента). Но при этом среднегодовые цены на нефть не должны упасть ниже 50 долларов за баррель. Инфляция по итогам года может составить 15,3 процента.

Вероятность такого развития событий оценивается в 30 процентов.

Оптимистичный сценарий

Даже в его рамках (где мы допускаем в четвертом квартале символический рост ВВП на 0,7 процента), по итогам года темпы роста российской экономики останутся отрицательными (-1,9 процента). Для этого среднегодовая цена нефти должна вырасти до уровня 75 долларов за баррель.

Вероятность развития ситуации по данному сценарию составляет 20 процентов.

Тем не менее, при условии, что новых геополитических потрясений не будет, цены на нефть стабилизируются в диапазоне 60-70 долларов за баррель, а импортозамещение начнет приносить первые результаты, в 2016 году мы ждем выхода экономики России на траекторию медленного роста в рамках базового и оптимистичного сценариев.

Уходящий 2015-й год оказался для России весьма полезным в плане экономического и политического обучения руководителей высшего уровня: Владимир Путин получил весьма наглядный урок от Реджепа Эрдогана, который наказал нашего президента за самонадеянность и чрезмерную доверчивость (то же самое можно сказать про трёхмиллиардный кредит, предоставленный В. Путиным Украине), глава ЦБ Эльвира Нибиуллина стала больше понимать в таких категориях, как валютная нестабильность и биржевая паника, министры стали глубже вникать в темы импортозамещения и развития реального сектора экономики РФ. И даже депутаты Госдумы, привыкшие к вольготной жизни, теперь стали больше думать о перспективах страны.

Хорошо это или плохо, что уровень жизни россиян падал непрерывно в течение последних 12-ти месяцев? Как относиться к 13-процентной инфляции по итогам 2015 года, падению цен на нефть почти вдвое и снижению ВВП примерно на 3,8%? На первый взгляд, всё вышеперечисленное однозначно плохо. В части хозяйственных итогов года – да, не очень здорово, но в плане формирования нового мироощущения, в ракурсе приобретённого гражданами России опыта – это отличный результат за умеренные деньги. Относительно небольшое падение уровня благосостояния при усиленных внешнеполитических нападках закалило население, избавило его от иллюзии всеобщего благоденствия и справедливого западного мира. 2015 год помог всем нам снять розовые очки, изготовленные зарубежными дизайнерами и взглянуть на мировую экономику и себя незамутнённым взглядом национального интереса.

И вот мы отложили очки с неадекватными диоптриями, и увидели ситуацию внутри России без привычных прикрас – зависимость от экспорта сырья по-прежнему значительная (хотя возобновляемые источники в виде сельхозпродукции повышают свой удельный вес), эффективность государственного управления всё ещё архаичная, люди в правительстве – незаменимые и несменяемые, госкорпорации и госмонополии – неприкасаемые, предпринимательство по-прежнему в загоне. Что же касается внешнего окружения, то и здесь недоброжелатели России из кожи вон лезут, чтобы навредить нашей стране санкциями, закрытием рынков товаров и капиталов, активной пропагандой и нанесением имиджевого ущерба. Им кажется, что ещё чуть-чуть поднажать и экономика РФ будет «разорвана в клочья», хозяйственные показатели обрушатся, народ взбунтуется и смиренно попросится, подобно Украине, под протекторат США.

Спору нет, нам есть над чем работать – в аспекте развития экономической и политической конкуренции, развития предпринимательства и творческой инициативы, раскрытия и улучшения человеческого капитала, освоения передовых методов управления государством и бизнесом. И предстоящие 2016 и 2017 годы создают для России такую возможность. Несомненно, многое упущено, промедление крайне нежелательно (так как уйма времени была потеряна в предыдущие годы) и что-то придётся навёрстывать опережающим темпом. Но почти всё зависит от нас самих – президента, правительства, местных властей, граждан России.

Поскольку сейчас мы находимся в состоянии крайней неопределённости в разрезе того, как поведёт себя исполнительная власть, будет ли она действовать быстро и решительно, или станет традиционно бездействовать и ждать роста цен на нефть, нельзя строго в одном варианте предугадать грядущие события. В связи с этим укажем три возможных сценария, которые смогут с той или иной степенью вероятности реализоваться в ближайшие полтора-два года.

Сценарий №1 . Назовём его условно «ожиданием восстановления цен на сырьё». В пользу этого варианта развития событий говорят следующие обстоятельства. Владимир Путин уже неоднократно упоминал о том, что дно кризиса пройдено, что в стране динамично развивается аграрно-пищевой сектор, который в экспортном потенциале вырос больше торговли оружием (18,9 и 10,2 млрд. долл. за 2014 г. соответственно). Подразумевается, что структура экономики меняется, улита едет, когда-то будет. А раз так, то и приватизировать госкорпорации ни к чему, не стоит менять сложившуюся модель экономики; надо лишь временно «затянуть пояса» — года на 1,5-2 и потом всё придёт в норму.

Данный сценарий ожидания у моря погоды в 2016 году в очередной раз снизит ВВП России на 2-3%, надавит на рубль, который выйдет в коридор 80-110 руб. за доллар США (конкретная цифра во многом будет определяться ценами на нефть, газ, сырьё на мировых биржах). При этом безработица в РФ вырастет до 7-8%, продолжит рост теневой сектор, легальный бизнес сократится на 5-10% (к численности зарегистрированных ныне ИП и юридических лиц).

Сценарий №2 . В известной мере это описанный выше сценарий с отягощением (падением цен на нефть, сдутием пузырей в США, Китае или иных странах с последующей паникой и коррекцией на мировых биржах). Возможным усугублением станет снижение ставки ФРС, которая после некоторого повышения до 0,5% может вновь пойти на снижение из-за негативных последствий, что обернётся повышенной турбулентностью в мировой экономике.

В этом варианте экономика России может пострадать несколько больше, чем при сценарии №1. Обрушение нефти до 10-15 долл. за баррель – как то было в 1998 году, когда состоялся дефолт России – приведёт к внутренним ограничениям на миграцию капитала, введению налога на покупку валюты для россиян, к обязательной продаже части валютной выручки компаниями-экспортёрами. При этом уже до конца 2016 года резервные фонды РФ будут исчерпаны, золотовалютные резервы начнут тратиться, правительство станет активно занимать на внутреннем и внешнем рынке. Внутреннее потребление будет коллапсировать. При неблагоприятном развитии событий рубль к середине 2017 года может перейти в диапазон 130-150 рублей за доллар, инфляция составит 12-15% в год.

Сценарий №3 «Оптимистический». Он может состояться при активной регулирующей роли правительства и ЦБ. Некоторое ухудшение экономической динамики в начале года заставит парламентариев и правительство скорректировать бюджет, открыв дорогу к приватизации госкорпораций, недвижимого имущества, казённых и дочерних предприятий, долей государства в уставных капиталах отечественных и зарубежных компаний. Одновременно будет дан зелёный свет малому и среднему бизнесу, который получит налоговые послабления (каникулы), льготные кредиты и правительственные гарантии. Президент РФ лично возглавит борьбу с коррупционерами, посадит за решётку нескольких своих зарвавшихся друзей. В правительстве, в рядах местных властей, судебных и правоохранительных органах произойдёт чистка. Существенным образом изменится предпринимательский климат и уровень доверия в обществе. Медленно, но верно станет сжиматься серый сектор экономики. К 2017 году, после выборов нового состава Госдумы, станет нарастать деловая активность и конкурентоспособность российских товаров, возрастёт на 4-5% экспорт. Динамику роста может сильно повысить избрание на пост президента США Дональда Трампа, который обещает наладить отношения с Владимиром Путиным и Россией.

Рубль к концу 2016 – началу 2017 года укрепится до 50-55 рублей за доллар с перспективой ревальвации к концу 2017 года до 47 рублей за доллар (при нефтяных котировках в 55-58 долл. за баррель в среднегодовом исчислении).

Естественно, сценарий №3 был бы наиболее приемлемым для Владимира Путина, который пойдёт в 2018 году на выборы. А уже после своего очередного избрания Владимир Владимирович мог бы осуществить и пенсионную реформу, за которую он так и не решился взяться в 2012-2013 гг.