Экономика. Курс лекций. Курс лекций по экономике


Конспект лекций по дисциплине

экономическая теория

Нижний Новгород

Гарина Е.П. Экономическая теория: Конспект лекций по дисциплине – ВГИПУ, 2009

Конспект лекций по дисциплине «Экономическая теория» представляет краткое содержание основных разделов и тем курса в соответствии с рабочей программой дисциплины.

© Гарина Е.П.

Конспект лекций по дисциплине

«Экономическая теория»

Раздел 1. Общая экономическая теория

1.1. Предмет и методы экономической теории

1.2. Базовые экономические понятия

1.3. Собственность и хозяйствование

Раздел 2. Микроэкономика

2.1. Спрос и предложение

2.2. Рациональное поведение потребителя

2.3. Производство и производственные отношения

2.4. Предприятие как основной субъект экономических отношений

2.5. Рынок. Типы рыночных структур

2.6. Рынок труда. Распределение доходов

2.7. Рынки капитала и земли


Раздел 1. Общая экономическая теория

Тема 1.1. Предмет и методы экономической теории

Вопрос 1. Этапы развития экономической теории

Экономическая теория первоначально возникла в античном обществе как «экономия» - наука о домоводстве, домашнем хозяйстве (термин ввел Ксенофонт). Понятие «экономика» впервые вводит Аристотель – дословно «ойкономос» (ойкос- дом, номос – учение). Аристотель различает два вида деятельности в рамках экономики: экономию – хозяйство ради самообеспечения и хрематистику – хозяйство с целью обогащения.

При капитализме возникает самостоятельная наука – политическая экономия (термин ввели меркантилисты) – наука, изучающая сферу обращения . Ее первыми представителями были У. Петти и П. Буагильбер. Позднее физиократы (Ф.Кенэ) в качестве основного предмета исследования политической экономии выделяли уже сферу производства , а Рикардианская школа (Д. Рикардо) определила, что в центре внимания должна находиться сфера распределения . Завершает развитие политической экономии Сисмонди, который считает, что в центре изучения должна быть сфера потребления.

Во второй половине XIX века понятие «политическая экономия» вытесняется понятием «экономикс» - экономическая теория, в основе которой заложена теория предельной полезности. Термин «экономикс» введен в обращение британским ученым–экономистом А. Маршалом. Основой предмета «экономикс» служит теория спроса и предложения, установление рыночного равновесия, рыночная конкуренция, поведение производителей и потребителей на рынке. Исключается необходимость изучения труда, собственности и связанных с ними экономических взаимоотношений в обществе.

По сути, экономикс – это наука об использовании людьми ограниченных ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности) для производства различных товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления.

Таким образом, наука прошла три этапа в своем развитии. Этапы получили название: «экономия», «политическая экономия» и «экономикс».

Современное определение науки следующее: Экономика - это наука о рациональном поведении людей в процессе производства, распределения и потребления благ в мире ограниченных ресурсов; это наука о том, как общества используют редкие ресурсы для производства ценных благ и распределяют их среди различных групп общества.

Рассмотрим характеристику отдельных экономических течений:

Меркантилизм (от итал.mercante – торговец) – одна из наиболее ранних экономических теорий, относящаяся к XV-XVII вв., то есть периоду раннего капитализма. Меркантилисты исходили из положения, что главенствующую роль в экономике, в создании прибыли играет сфера обращения (торговля), а богатство нации заключается в деньгах (в виде золота и серебра).

Физиократы – французские философы и экономисты XVIII в., считавшие единственным источником дохода землю, а продуктивным видом деятельности – сельскохозяйственный труд. Считали, что основу богатства нации составляет продукт, полученный в с/х. Представители физиократов выступали за свободу торговли и конкуренции. Основателем школы был придворный медик Франсуа Кенэ.

Классическая английская школа – считает, что главным стимулом хозяйственной деятельности является частный интерес, но каждый человек реализует его только во взаимодействии с другими людьми. Поэтому при реализации частного интереса реализуются и общественные интересы. Основателем школы был Адам Смит. Он полагал, что частный интерес можно реализовать в процессе разделения труда, поэтому свободная конкуренция, свободное продвижение капиталов, товаров, денег и людей необходимы для процветания общества.

Кейсианство – разрабатывает теорию регулируемого государством капитализма. Автором является Дж.М. Кейнс. Исходил из того, что рыночный механизм без государственного регулирования не справляется с многочисленными проблемами на макроуровне: безработицей, инфляцией и т.д.; что государство должно планировать общенациональную экономику, регулировать норму процента, разрабатывать политику государственного инвестирования, формировать эффективный совокупный спрос.

Марксизм – учение немецкого экономиста, философа, социолога К.Маркса. Его теория основана на положениях о классовой борьбе – доказал, что общество разделено на два класса (капиталистов и эксплуатируемых ими пролетариата), что наемный рабочий часть своего рабочего времени трудится бесплатно. Марксом была разработана теория прибавочной стоимости, доказывающая эксплуататорскую сущность капитализма. Считал, что ценность экономических благ определяется трудовыми затратами, потраченными на производство данных благ.

Маржинализм (австрийская школа) – экономическое течение, теория, объясняющая экономические процессы и явления, исходя из предельных, приростных величин. Считали, что ценность экономических благ определяется не трудовыми затратами, не стоимостью продуктов, а их редкостью и той пользой, которую принесет последний экземпляр определенного блага. Представителями этой школы являются К.Менгер, Е.Бем-Баверк и Ф.Визер. Работы ученых основываются на том, что движущим мотивом общественного развития является не сфера производства, а сфера потребления. Ввели такие величины как: предельная производительность, предельные издержки, предельная полезность.

Математическая школа – направление в теоретической экономике, использующее математические методы и модели для описания экономических процессов и расчета экономических показателей в ходе анализа, прогнозирования, планирования.

Монетаризм – экономическая теория и концепция экономического управления государством, согласно которой решающую роль в экономических процессах играет количество денег в обращении. По их мнению, главными способами воздействия на экономику являются: регулирование эмиссии, валютный курс национальной денежной единицы, кредитный процент, налоговые ставки, таможенные тарифы.

Неоклассицизм – современные экономические теории и течения, представляющие развитие классической школы, созданной трудами А.Смита и Д. Риккардо. Неоклассицизм ввел в экономическую науку категорию спроса, предложения, полезности, маргинальности, всеобщего равновесия.

Вопрос 2. Предмет экономической теории

Предмет экономической теории в разных школах трактуется по разному. Например: В классической политической экономии приоритетной сферой исследования следует назвать сферу производства, марксизм исследует производственные отношения, носящие классовый характер, между людьми, а неоклассики анализируют рыночное хозяйство и др.

С начала 1930–х годов предмет экономической теории был разделен на две составные части: микроэкономику и макроэкономику.

Макроэкономика – (от греч. macros – большой и экономика) – часть, раздел экономической науки, посвященный изучению крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны, ее хозяйству в целом. Объектом изучения макроэкономики являются свободные, обобщающие показатели по всему хозяйству, такие, как национальное богатство, валовой национальный и валовой внутренний продукт, национальный доход, суммарные государственные и частные инвестиции, общее количество денег в обращении. Макроэкономика изучает средние по стране показатели, такие как средние доходы, средняя заработная плата, цены, уровень инфляции, безработица, занятость, производительность труда. Предметом макроэкономики являются обобщающие показатели роста, темпы увеличения или уменьшения величин, характеризующих экономику страны, и происходящие в ней экономические процессы, структурные пропорции.

Микроэкономика – (от греч. micros – малый) – часть, раздел, область экономической науки, связанная с изучением относительно маломасштабных экономических процессов, субъектов, явлений, в основном предприятий, фирм, предпринимателей, потребителей, их хозяйственной деятельности, экономических отношений между ними, отдельных рынков. В центре внимания микроэкономики находятся производители и потребители, принятие ими решений в отношении объемов производства, продаж, покупок, потребления с учетом потребностей, цен, затрат, прибыли. Микроэкономика изучает также рыночное поведение субъектов, отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена, потребления.

Объектом изучения микроэкономика так же служат отношения между производителями и государством на различных рынках.

Современная трактовка предмета – изучается поведение человека с позиции ограниченности ресурсов и их альтернативного использования.

Вопрос 3. Методы экономической теории

Методы экономического исследования – конкретные способы и приемы, используемые при изучении конкретной действительности (научной абстракции, индукции, дедукции, исторические и логические приемы сравнительного анализа, выборочных исследований и др.).

Первым методом, который использовала экономика, была формальная логика – это изучение мысли со стороны ее структуры, формы. Формальная логика использует понятие – фиксируется мысль о предмете; суждение – это мысль в которой утверждается или отрицается что-либо; умозаключение – прием мышления, посредством которого получают итоговое знание.

В последствии из формальной логики выделились синтез, анализ, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза и др.

Синтез – метод, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое.

Анализ – это метод познания, состоящий в расчленении целого на составные части.

Индукция – метод, основанный на умозаключениях от частного (особенного) к общему.

Дедукция - метод, основанный на умозаключениях от общего к частному (особенному).

Сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов.

Аналогия – метод, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное.

Гипотеза – метод, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений или процессов.

Раздел I. Введение в экономику
Тема 1. Предмет и метод экономической теории
1.1. Что изучает экономическая теория? (Предмет экономики).
1.2. Важнейшие экономические понятия.
1.3. Проблема эффективности.
1.4. Метод экономической теории.
1.5. Из истории развития экономической теории.
Важнейшие термины и понятия .

Тема 2. Рыночная экономика
2.1. Различные экономические системы.
2.2. Общая характеристика рыночной экономики.
2.3. Предприятия в рыночной экономической системе.
2.4. Экономическая роль государства.
Важнейшие термины и понятия .

Раздел II. Микроэкономика
Тема 3. Спрос, предложение и цена
3.1. Спрос и его факторы.
3.2. Предложение и его факторы.
3.3. Цена и ценообразование.
3.4. Конкуренция и модели рынка.
3.5. Недостатки рынка и необходимость государственного регулирования.
.
Вопросы для повторения и задания .

Тема 4. Поведение потребителей, потребительский выбор
4.1. Простейшая модель поведения потребителей
4.2. Потребительский набор и бюджетное ограничение
4.3. Потребительский выбор. Правило максимизации полезности
Важнейшие термины и понятия
Вопросы для повторения и задания

Раздел III. Макроэкономика
Тема 7. Макроэкономические проблемы и показатели. Совокупный спрос и совокупное предложение
7.1. Основные макроэкономические проблемы. Макроэкономические взаимосвязи
7.2. Валовой внутренний продукт
7.3. Основные показатели национальных счетов и соотношения между ними
7.4. Уровень цен и его измерение
7.5. Совокупный спрос
7.6. Совокупное предложение
7.7. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения
Важнейшие термины и понятия
Вопросы для повторения
Список рекомендуемой литературы .

Тема 11. Макроэкономическая нестабильность в рыночной экономике
. 11.1. Безработица и политика занятости.
. 11.2. Инфляция и антиинфляционная политика.
. 11.3. Экономический цикл и политика стабилизации.
. 11.4. Экономический рост.
. Важнейшие термины и понятия.
. Вопросы для повторения и задания.
. Список рекомендуемой литературы .

Раздел IV. Международная экономика
Тема 12. Мировое хозяйство и международная торговля
. 12.1. Мировое хозяйство и международные экономические отношения.
. 12.2. Теории международной торговли.
. 12.3. Международная торговля.
. 12.4. Международная торговля услугами.
. 12.5. Регулирование международной торговли.
. Важнейшие термины и понятия.
. Вопросы для повторения и задания.
. Список рекомендуемой литературы .

Тема 14. Международные финансы и экономическая интеграция
. 14.1. Валютный курс и валютный рынок
. 14.2. Платежный баланс
. 14.3. Международная валютная система
. 14.4. Экономическая интеграция
. Важнейшие термины и понятия
. Вопросы для повторения и задания
. Список рекомендуемой литературы

Раздел V. Переходная экономика
Тема 15. Особенности переходной экономики
. 15.1. Централизованно планируемая экономика и ее распад
. 15.2. Сущность и важнейшие особенности переходной экономики
. 15.3. Собственность и ее формы в переходной экономике
. 15.4. Экономическая роль государства
. 15.5. О критериях завершения переходного периода
. Важнейшие термины и понятия
. Вопросы для повторения
. Список рекомендуемой литературы

Глоссарий экономических терминов и понятий

Бирюков Вячеслав Алексеевич кандидат экономических наук, доцент;

Зверев Анатолий Фёдорович кандидат экономических наук, доцент;

Игнацкая Марина Анатольевна кандидат экономических наук, доцент;

Исаев Валерий Анатольевич кандидат экономических наук, доцент;

Карпусь Николай Петрович кандидат экономических наук, доцент;

Кузьмин Дмитрий Валентинович старший преподаватель кафедры политической экономии;

Динкевич Анатолий Иосифович доктор экономических наук, профессор;

Федякина Лора Николаевна доктор экономических наук, профессор.

Программа курса
Программа предназначена для односеместрового курса экономики, изучаемого студентами гуманитарных (неэкономических) специальностей в системе дистанционного обучения.
Курс предполагает освоение основ экономической теории рыночного хозяйства и переходной экономики.

Аннотация
Настоящий односеместровый курс "Экономики" является частью общеобразовательной подготовки студентов гуманитарных специальностей на первых курсах обучения в системе дистанционного образования. Курс преследует несколько целей: во-первых, ознакомиться и освоить важнейшие понятия микроэкономической и макроэкономической теории, дать общее представление о механизме и принципах функционирования рыночной экономики и переходной экономики, во-вторых, сформировать понимание теоретических основ экономической политики правительства в странах с рыночной и переходной экономикой, основных направлений и инструментов этой политики, в-третьих, заложить основы экономического образа мышления, позволяющего адекватно оценивать идущую потоком общую экономическую информацию и использовать ее в своей практической деятельности.

Введение в экономическую теорию

Микроэкономика

Макроэкономика

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

Краткий курс лекций по дисциплине «ЭКОНОМИКА». ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ. Челябинск -2015

релевантные научные источники:

  • Экономика для неэкономических специальностей

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 1.21 Мб

    Общественное производство, его структура и механизм функционирования. Факторы общественного производства. Потребности и ресурсы. Проблема использования ограниченных ресурсов. Кривая производственных

  • Ответы к экзамену по курсу Логистика

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.24 Мб

    1. Происхождение термина и краткая история развития логистики 2. Определение логистики. Этапы ее развития 3. Основные понятия логистики. Цель и роль логистики в развитии экономики. 4. логистическая

  • Прогнозирование экономических кризисов на основе фрактального анализа динамики валютных курсов

    Урицкая Ольга Юрьевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Санкт-Петербург - 2004 | Диссертация | 2004 | Россия | docx/pdf | 5.62 Мб

    08.00.13. - математические и инструментальные методы экономики. Актуальность темы исследования В условиях открытого рынка и глобализации стабильное функционирование национальной экономики каждого

  • Финансы, денежное обращение и кредит

    Белякова И.В. | учебное пособие для профессии 38.01.03 Контролер банка - Армавир: РИО АЛСИ, 2017. - 30 с. | Учебное пособие | 2017 | Россия | docx/pdf | 0.81 Мб

    Учебно-методическое пособие «Финансы, денежное обращение и кредит» содержит основные темы дисциплины и базируется на требованиях государственного образовательного стандарта СПО специальности

  • Финансовый анализ теория и практика

    | Лекция(и) | | Россия | docx | 2.04 Мб

    Тема 1. Сущность финансового анализа в условиях рыночной экономики Тема 2. Информационное обеспечение финансового анализа Тема 3. Экспресс – анализ финансового состояния фирмы Тема 4.

  • Экономические основы инвестиционной деятельности коммерческих банков России

    Лазаренко Алла Леонидовна | Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Орел - 2005 | Диссертация | 2005 | Россия | docx/pdf | 16.15 Мб

    Специальность 08.00.01 - Экономическая теория. Экономика -- Российская Федерация -- Финансы -- Кредит -- Банки -- Инвестиции Экономика -- Российская Федерация -- Финансы -- Операционная техника и

  • Политика США в отношении АТЭС в 1989-2001 годах

    Ширков Андрей Викторович | Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Москва - 2008 | Диссертация | 2008 | Россия | docx/pdf | 13.9 Мб

    Специальность 07.00.03 Всеобщая история (Новое и Новейшее время) «Отдельные нормы, да, по сути, чуть ли не вся система права одного государства, прежде всего, конечно, США, перешагнула свои

  • Фармакогностическое изучение четырех видов рода Ledum L

    Коротаева Марина Сергеевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата фармацевтических наук. Ярославль - 2006 | Диссертация | 2006 | Россия | docx/pdf | 9.26 Мб

    15.00.02 - фармацевтическая химия, фармакогнозия АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Заболевания сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной и других систем прогрессируют в современном обществе, что нередко связано

  • Банковское дело РФ

    | Ответы к госэкзамену | 2016 | Россия | docx | 0.4 Мб

    Кредитная организация и банк: общие черты и отличия Виды коммерческих банков и их характеристика 3. Структура аппарата управления банка. Типы организационных структур банка, связь организационной

  • Ответы к экзамену по дисциплине Деньги и кредит РФ

    | Ответы к зачету/экзамену | | Россия | docx | 0.14 Мб

В курсе лекций в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Экономическая теория». Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, а также качественно подготовиться к зачету и экзамену. Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических специальностей, банкиров, финансовых менеджеров, бухгалтеров, практических работников, учащихся бизнес-школ, абитуриентов экономических учебных заведений, политологов, журналистов и всех, интересующихся данной тематикой. Пособие представляет собой своеобразный краткий конспект курса. Его цель - помочь студентам систематизировать учебный материал, лучше подготовиться к семинарским занятиям и экзаменам. Благодаря форме построения он дает общую канву изучаемого курса, помогает вычленить узловые положения и проблемы, проследить их внутреннюю связь, уяснить логическую последовательность.

Данное методическое пособие предназначено для студентов, изучающих курс «Экономическая теория». Оно имеет следующую структуру: программа курса; тематика и требования к написанию контрольных работ; конспект лекций; проблемно-тематические и тестовые задания. Для того чтобы изучение курса было осознанным, чтение текста конспекта лекций должно сопровождаться выполнением проблемно-тематических и тестовых заданий. Их основное назначение – функция самоконтроля, что позволит студентам адекватно оценить собственные знания. Экономическая теория является универсальной наукой, выступает в качестве методологического фундамента сложного комплекса экономических наук и оказывает значительное влияние на развитие социальных наук. Вместе с тем, как справедливо отмечал Дж. М. Кейнс, экономическая теория – не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Тема 1. Введение в экономическую теорию
1.1. Эволюция экономической мысли
1.2. Предмет экономической теории и ее функции
1.3. Основные методы и принципы экономического анализа
Тренировочные задания к теме 1
Тема 2. Собственность и предпринимательство
2.1. Развитие научных представлений о собственности
2.2. Типы, формы и виды собственности
2. 3. Сущность и формы предпринимательства
Тренировочные задания к теме 2
Тема 3. Общие проблемы экономического развития
3.1. Объективные условия и противоречия экономического развития
3.2. Ключевые вопросы экономики
3.3. Экономические системы
Тренировочные задания к теме 3
Тема 4. Основы организации рыночного хозяйства
4.1. Сущность и основные черты рыночного хозяйства
4.2. Причины возникновения и условия развития рынка
4.3. Структура и инфраструктура рынка
Тренировочные задания к теме 4
Тема 5. Механизм рыночной системы
5.1. Основы теории спроса и предложения
5.2. Понятие эластичности и ее виды
5.3. Место и роль конкуренции в рыночной системе
Тренировочные задания к теме 5
Тема 6. Частный сектор в экономике
6.1. Общая характеристика потребительского сектора в экономике
6.2. Поведение потребителя в рыночной экономике
6.3. Предприятие в рыночной экономике
Тренировочные задания к теме 6
Тема 7. Роль государства в современной экономике
7.1. Экономические функции государства
7.2. Сущность государственного регулирования экономики
7.3. Государство как хозяйствующий субъект
Тренировочные задания к теме 7
Тема 8. Национальная экономика: результаты и измерения
8.1. Мера экономического успеха в современных обществах
8.2. Система национальных счетов
8.3. Баланс народного хозяйства
Тренировочные задания к теме 8
Тема 9. Макроэкономическое равновесие и его обеспечение
9.1. Проблемы частичного и общего равновесия
9.2. Модели макроэкономического развития
9.3. Совокупный спрос и совокупное предложение
Тренировочные задания к теме 9
Тема 10. Экономический рост и циклические колебания
10.1. Сущность и типы экономического роста
10.2. Модели экономического роста
10.3. Циклические колебания экономического роста
Тренировочные задания к теме 10
Тема 11. Особенности экономической политики государства
11.1 Экономическая политика: принципы, цели, инструменты
11. 2. Финансовая система и бюджетно-налоговая политика
11.3. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика
11.4. Социальная политика
Тренировочные задания к теме 11
Тема 12. Теоретические основы региональной экономики
12.1. Региональная экономика: сущность, цели и основные подходы анализа
12.2. Проблемы классификации регионов
12.3. Основные понятия, цели и задачи региональной политики
12. 4 Прогнозирование регионального развития
Тренировочные задания к теме 12
Тема 13.Мировая экономика и мировая торговля
13.1. Мировое хозяйство: его содержание и структура
13. 2. Внешнеэкономическая политика государства
13. 3. Международная валютная система и валютный курс
Тренировочные задания к теме 13
Дополнительная информация
Терминологический словарь
Рекомендуемая литература
Об авторе

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Экономическая теория, Конспект лекций, Шевчук Д.А., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.