Затраты стран на вооружение. Военные расходы стран мира

Порой можно встретить мнение о том, что Россия слишком много тратит денег на оборону, мол в условиях санкций и низких цен на нефть пора подумать и об экономии. На самом деле наши расходы на оборону в рейтинге стран мира довольно скромны. И пока другие государства увеличивают свои военные бюджеты, наши оборонные траты в процентах от ВВП постепенно ползут вниз.

По оценкам экспертов, в этом году и в следующем мировые расходы на оборону будут увеличиваться на 5-7%. Специалисты полагают, что страны будут вкладывать средства в постройку кораблей, самолетов, а также в противоракетную оборону. При этом многие государства начинают понимать важность надежной защиты от кибератак, что отражается на росте расходов в этом направлении.

Взвешенная политика

Россия, в свою очередь, проводит сбалансированную политику в отношении военного бюджета, не позволяя ему чрезмерно раздуваться, но при этом и не забывая про ключевые направления, которые имеют решающее значение в современном мире.

По данным Минфина, в 2017 году статья «Национальная оборона» потребовала 3,3% ВВП, однако в 2018 году показатель уже снизился до 2,8%. В 2019 году цифра снизится до 2,7%, а к 2020 году – до 2,5% ВВП.

Благодаря грамотному подходу в вопросе расходов на оборону страна может похвастать укомплектованной, боеспособной и мощной армией. Президент США, Дональд Трамп, отвечая на вопрос о том, считает ли он Россию противником, заявил, что у Москвы сильная армия, однако российская экономика гораздо меньше, чем у Китая. Если вы хотите больше узнать о современном положении российской экономики, то советуем прочитать материал « ».

Подводя итоги, можно сказать, что страна, обладая несравненно меньшими возможностями, смогла продемонстрировать миру свою силу и мощь. В силу сложившихся условий страна должна постоянно принимать меры по обеспечению обороноспособности. Наличие сильной армии всегда будет сильным сдерживающим фактором для любого противника.

Лидеры по расходам

Недосягаемым лидером по объему расходов на оборону остаются США. При этом размер военного бюджета лишь увеличивается с каждым годом. Ближайшим преследователем страны является Китай, однако объем расходов Поднебесной в 4 раза меньше, чем у США. Сам Китай неустанно повторяет, что его военные силы носят абсолютно оборонительный характер и не могут представлять угрозу другим странам.

С точки зрения расходов относительно ВВП в лидерах находится Саудовская Аравия, которая тратит на оборону свыше 8% своей экономики. Страна активно увеличивает расходы в последние годы. Пойти на такой шаг ее вынуждают региональные конфликты.

Специалисты оценивают мировые расходы на оборону в этом году на уровне 1,6 трлн долларов. По сравнению с 2017 годом сумма подскочила на 3,3%. Подобные темпы роста уже назвали наиболее крупными за последние 10 лет. Общий же размер мировых оборонительных расходов является крупнейшим с момента окончания Холодной войны. Последний скачок роста расходов начался в 2014 году и продолжается до сих пор.

Расходы на оборону стран мира

Страна Расходы на оборону, долл. Доля военного бюджета от ВВП
США 714 млрд 3,6%
Китай 175 млрд 1,4%
Индия 63,9 млрд 2,5%
Великобритания 60 млрд 2,3%
Саудовская Аравия 56 млрд 8,2%
Япония 46,1 млрд 0,9%
Россия 46 млрд 2,8%
Германия 44,8 млрд 1,24%
Франция 40 млрд 1,5%
Южная Корея 39,2 млрд 2,6%

Какие расходы вы считаете приоритетными для страны?

Военный бюджет – это смета государственных затрат на содержание и развитие вооруженных сил за определенный период, преимущественно за календарный год. Уровень расходов определяется исходя из представлений правительства страны об уровне угроз и утвержденной военной доктрины. Объем ассигнований на оборону государства зависит от уровня развития экономики и величины валового внутреннего продукта (ВВП).

Структура военного бюджета в разных государствах может существенно различаться, она определяется национальным законодательством. Смета расходов на оборону формируется обычно исходя из необходимости парирования внешних угроз, потому на правоохранительную деятельность проводятся по другим статьям. Лечение ветеранов вооруженных сил и реабилитации ветеранов военнослужащих обычно также выделяется в особую статью государственного бюджета.

Большинство государств мира серьезно относятся к вопросам безопасности и необходимости отражения возможных агрессий и выделяют достаточно крупные суммы на эти цели. По данным авторитетных научно-исследовательских учреждений совокупные расходы составляют до 2,5 % от общемирового валового продукта. Лидируют по уровню оборонного бюджета Соединенные Штаты Америки, при этом в связи с последними событиями отмечается устойчивая тенденция к росту затрат на военные нужды.

Структура военного бюджета

Оборона страны и сохранение территориальной целостности страны является одной из важнейших функций государства. Военный бюджет покрывает лишь какую-то часть расходов на обеспечение безопасности и неприкосновенности границ. Указанные затраты, как правило, фигурирует в официальных статистических документах и публикуются в средствах массовой информации.

Структура военного бюджета включает с себя следующие основные позиции:

  • Средства, выделенные министерству обороны страны или другому органу, осуществляющему его функции.
  • Ассигнования на финансирование военных программ, которые осуществляются по линии других ведомств.
  • Денежные средства, выделяемые на мероприятия по планированию и подготовке экономики страны для работы в период военного времени.

Нередко в военный бюджет включаются расходы на содержание контингентов вооруженных сил иностранных государств, размещенных на ее территории. Так, в ФРГ часть средств на содержание баз американских войск и поддержание их инфраструктуры выделяется правительством этой страны на основании международных договоров.

Средства, выделяемые министерству обороны страны или иному выполняющему его функции ведомству, в основном расходуются на следующие цели:

  • Содержание армии и флота, войск.
  • Закупка новой боевой техники и поддержание ее в боевой готовности.
  • Выполнение планов по подготовке войск, проведение учений и других мероприятий.

По линии министерства обороны происходит также финансирование военно-учебных заведений, подготовка офицерских кадров и специалистов для войсковых частей и соединений. Распределения средств между видами Вооруженных сил определяется с учетом характера военной доктрины государства.

Финансирование иных оборонных программ в рамках иных министерств и ведомств включает в себя следующие положения:

  • Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по перспективным видам вооружений и боевой техники.
  • Производство специальных средств, боеприпасов, компонентов разнообразных систем.
  • Строительство объектов военной инфраструктуры, городков для размещения войск и тому подобное.

Мероприятие по подготовке страны и экономике к работе в период войны предполагает создание стратегических запасов продовольствия, товаров первой необходимости, сырья для промышленных предприятий и многое другое. Разработка мобилизационных планов для перевода заводов и фабрик на особый режим работы и доведение директив до руководства компаний всех форм собственности.

Особенности бюджетного процесса в некоторых странах

Рассмотрим структур военного бюджета одного из крупнейших стран мира Соединенных Штатов Америки, который в составе общенациональной сметы носит наименование программа «Национальной обороны». В нее включены бюджетные ассигнования по следующим ведомствам:

  • Министерству обороны;
  • Министерства энергетики (по ядерной программе);
  • FBI (финансирование контрразведывательной деятельности);
  • FEMA (гражданская оборона);
  • Национальному научному фонду (средства на военные исследовательские программы);
  • Службе комплектования Вооруженных сил и Корпуса морской пехоты;
  • Министерству транспорта для создания и поддержания резерва транспортных средств.

Ко всему прочему за счет средств военного бюджета покрываются расходы на содержание центрального аппарата Пентагона и пенсионные обеспечение сотрудников некоторых специальных служб, в частности, Центрального разведывательного управления. При подготовке бюджета в США используется концепция программно-целевого планирования на основании заявок от перечисленных выше министерств и ведомств.

Подготовка сметы расходов по программе национальной обороны осуществляется профильными комитетами и подкомитетами. После утверждения документа он передается на рассмотрение Конгресса, которое происходит в два этапа. Палата общин принимает предварительную бюджетную резолюцию, после чего в дело включается Сенат. В случае появления серьезных разногласий формируется согласительная комиссия, в компетенции которой урегулирование спорны вопросов.

После окончательного утверждение Федерального бюджета организуется его исполнения. Указанный процесс включает в себя следующие элементы:

Такая организация бюджетного процесса закреплена федеральным законодательством и позволяет оперативно решать вопросы финансирования оборонных программ. Наличие обратной связи в виде отчетности и системы контроля дает возможность проверки целевого использования выделенных средств и оценки эффективности вложений.

Специфика формирования военного бюджета в РФ

Вопросы финансирования оборонных программ относятся к компетенции федеральных органов власти. Военный бюджет является составной частью общегосударственного и на текущий момент его доля составляет до 21 % от уровня всех расходов. Для Российской Федерации вопросы планирования и осуществления финансирования оборонных программ в силу своего геополитического положения имеют приоритетное значение. Успешное решение задач такого рода оказывает позитивное влияние и на социально-экономическое развитие страны в целом.

Формирование военного бюджета в нашей стране происходит в порядке, установленном федеральным законодательством. Выделение средств на оборону происходит с учетом того, что данная сфера активно реформируется уже в течение нескольких лет. Основная ее цель оптимизация структуры Вооруженных сил и военно-промышленного комплекса для обеспечения национальной безопасности.

В консолидированном федеральном бюджете предусмотрен раздел «Национальная оборона», который состоит из следующих пунктов:

  • Расходы на содержание и модернизации Вооруженных сил и военных формирований в составе иных министерств и ведомств.
  • Подготовка людских и мобилизационных ресурсов и организация вневойскового обучения кадров.
  • Затраты на обеспечение функционирования оружейно-ядерного комплекса.
  • Финансирование прикладных научно-исследовательских программ в сфере разработки перспективных видов вооружений.

Основная часть ассигнований по линии обеспечения национальной безопасности приходится на Министерство обороны и подчиненные ему структуры: Федеральные службы по военно-техническому сотрудничеству, оборонному заказу, техническому и экспортному контролю, а также Федеральному агентству специального строительства.

При решении вопросов формирования бюджета применяется передовая методика программно- целевого планирования. Такой подход обеспечивает максимально эффективное использование средств, выделенных на реализацию программы национальной обороны. Контроль над целевым использованием финансов осуществляется специальными органами, входящими в состав Министерства обороны и надзорных ведомств.

Военный бюджет любого государства является составной частью государственного и служит основной характеристикой отношения властей к обеспечению обороноспособности страны. Расходы на национальную безопасность распределяются между разными исполнительными органами и используются по целевому назначению. С введением военного положения переходит в особый режим работы и соответственно меняется вся система финансирования.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Источник: фотоархив Правды.Ру

Первыми в списке идут страны, не имеющие военной силы.

В Андорре население защищает полиция. В Коста-Рике после гражданской войны в 1948 году президент Хосе Фигерес Феррер упразднил армию, оставив в стране лишь подразделения полиции и пограничного контроля. Кроме того, Коста-Рика является участницей Межамериканского договора о взаимной помощи, заключенного в 1947 году, поэтому в случае вооруженного нападения ее поддержат 21 союзник, в том числе США и Куба.

Похожая ситуация у Гренады и Лихтенштейна : в первой существует лишь королевская гвардия полиции, а также договор с Антигуа и Барбадосом, соседними государствами, которые окажут ей помощь в случае внешней угрозы. Лихтенштейн же защитит весь Европейский Союз.

Суверенная территория под названием Маршалловы острова имеет протекцию со стороны США и национальную службу полиции. Без армии обходится одна из самых маленьких стран мира - Науру , протяженность которой составляет чуть более восьми квадратных миль. Последний раз Науру атаковывали немцы в 1940 году, однако тогда ей на помощь пришла Австралия.

Островное государство Палау имеет Соглашение о свободной ассоциации США и ни в каких силах, кроме полиции, не нуждается. Та же ситуация у Самоа , заключившей в 1962 году соглашение о сотрудничестве с Новой Зеландией.

Соломоновы острова за последние 20 лет переживали этнические конфликты и возрастание преступности, однако вмешательство в 2006 году Новой Зеландии и Австралии помогли установить мир на этом Тихоокеанском архипелаге.

Без военной силы обходится и Ватикан . В сердце Католической церкви есть лишь национальный корпус жандармерии, а также понтификальные швейцарские гвардейцы, охраняющие Папу Римского и Ватиканский дворец. За военную безопасность Ватикана ответственен Рим.

А теперь приведем в порядке возрастания ТОП-10 стран, которые больше других тратят на самооборону.

Последней в этом списке является Бразилия, чьи военные расходы составляют $ 36,2 млрд в год , то есть всего 1,4% от валового внутреннего продукта в стране. В последнее время, после увеличения темпов экспорта, данное государство сокращает их, вкладывая деньги в более перспективные, по мнению его руководства, области.

На девятом месте списка Индия. В прошлом году она израсходовала на оборону 49,1 млрд долларов , что составляет два с половиной процента от ее ВВП. Индия экспортирует вооружения на 10 млрд долларов ежегодно.

Восьмое место занимает Германия, чуть-чуть опережая Индию - 49,3 млрд долл. в год и 1,4% от ВВП страны. Далее идет Великобритания, чьи затраты на военный бюджет оцениваются в 56,2 миллиарда долларов. Она также получает от 438 млн долларов от поставки военной техники за рубеж.

Шестую и пятую строчки занимают Япония и Франция , которые тратят на оборону 59, 4 млрд долларов и 62,3 млрд долларов, соответственно. Один процент от ВВП составляют расходы Токио и два с половиной процента от ВВП - у Парижа.

Четвертую строчку занимает одно из богатейших арабских государств - Саудовская Аравия, которая вкладывает в оборонный бюджет 9,3% от своего ВВП, то есть 62,8 млрд долларов. С 2013 по 2014 годы ее военные расходы увеличились на 14,3%.

В тройку лидеров по расходам на оборону входят страны, имеющие напряженное геополитическое противостояние в наше время - Россия, Китай и США.

Москва является одним из приоритетных продавцов оружия миру, получая от этого восемь миллиардов долларов ежегодно, наши расходы на оборону составляют 84,9 млрд долларов в год и 4,1% от ВВП государства.

Китай существенно умножил свой военный бюджет за последний год, теперь он составляет 171,4 млрд долларов , то есть 2% от ВВП.

В ближайшее время - 618,7 млрд долларов и 3,8% от ВВП США.

Общемировые расходы на оборону составили 1.65 трлн долл за 2016 год. Доля США в мире - 37.2% На все страны НАТО приходится 890 млрд военного бюджета, а США занимают почти 70% в НАТО! Военные расходы на США и союзников составляют 1.09 трлн или 2/3 от мирового.

С 2011 года наблюдается тенденция на снижение военных расходов, как от США, так и от союзников. Если снижение расходов в США обусловлено известными процессами свертывания активных наступательных операций в Ираке и Афганистане, то снижение расходов от союзников преимущественно связано с укреплением доллара.
Весь остальной мир вне зоны влияния США военные расходы наращивает. Основной вклад обеспечивают Китай, Россия и Индия.

В таблице красным цветом отмечены стратегические союзники США (что предполагает совместное участие в боевых операциях и безусловную поддержку действий США на международной арене), а синим цветом союзные государства к США.

В большинстве стран Европы военные расходы к ВВП не превышают 1.5%.

США выходят на усредненный уровень военной нагрузки на экономику - около 3.3% к ВВП. На этом уровне расходы были с 1995 по 2005. В Китае не более 2%, а в Индии в среднем 2.5%. Однако, Россия в 2016 установила рекорд по военным расходам к ВВП. Еще никогда в современной России расходы не были так высоки - 5.3%. Прошлый максимум 4.9% в 2014 и в момент распада СССР.

Чуть выше 5% - типичный уровень для Израиля последние 6-7 лет. В 2016 году Россия была на 7 месте по норме военных расходов к ВВП. Впереди Оман, Саудовская Аравия, Алжир, Кувейт, ОАЭ, Израиль и возможно Катар (по последнему данных нет).

В таблице сортировка для ведущих 50 стран мира.

По отношению на душу населения расходы России около 500 долларов, что весьма прилично, учитывая просевший курс. Это как в Германии и больше, чем в Италии, Канаде, Испании и даже в 2.3 раза больше Турции (которая находится в эпицентре войны).

Учитывая паритет покупательской способности и стоимость сопоставимой военной техники, расходы в России лишь в 1.5 раза ниже, чем в США (на душу населения), а не в 3.9, если считать по номиналу и буквально в разы выше, чем в ведущих странах Европы. Хотя быть может у России и паритет с США, тут смотря как считать ППС для военного сектора (он несколько отличается от гражданского).

По крайней мере, по формальным признакам интенсивность военных расходов в России сейчас на пределе. Относительно расходов гос.сектора выходит, как минимум на 50% выше, чем историческая норма для России.

Ни одна страна в мире пока не приближается к США по размеру военных расходов. В 2014 году военные расходы США достигли $571 млрд., и страна намного опережает по данному показателю находящийся на втором месте Китай - $129,4 млрд. Тем не менее, когда военные бюджеты рассматриваются как процент от ВВП страны, ситуация становится совсем иной.

Саудовская Аравия тратит больше на свои вооруженные силы, чем когда-либо прежде, увеличив свой военный бюджет на 17 процентов в 2014 году. Военные расходы в настоящее время составляют, по меньшей мере, 10,4 процента ВВП королевства, согласно оценке Стокгольмского института исследования проблем мира (СИПРИ/SIPRI). Напротив, огромное военные расходы Вашингтона составляют "только" 3,5 процента от ВВП. В Китае военные расходы упали до 2,1 процента.

Израиль потратил около $23 млрд. на свои вооруженные силы в 2014 году и пол оценкам СИПРИ, этот показатель составил 5,2 процента от ВВП. Россия приступила к реализации программы по масштабному обновлению военной техники, в результате военные расходы страны, по оценкам, достигли 4,5 процента от ВВП в 2014 году. В этом году, в соответствии с бюджетными данными, данный показатель существенно увеличился, более чем на 9 процентов, в ВВП за первый квартал, хотя такие темпы роста расходов, безусловно, являются неустойчивыми.

Между тем, Саудовская Аравия заменила Индию в качестве крупнейшего в мире импортера военной техники, в соответствии с данными to IHS Jane. В период между 2013 и 2014 годами, импорт оружия Саудовской Аравией увеличился на 54 процента до $6,46 млрд. В 2014 году Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты импортировали военной техники на $ 8,6 млрд. - больше чем импорт всех стран Западной Европы, вместе взятых.

Поток оружия показывает некоторые признаки замедления, однако Королевство продолжает укреплять свои вооруженные силы, чтобы противостоять региональным угрозам, включая Иран и Исламское Государство. На самом деле, продолжающиеся поставки оружия, такого как истребители F-15 и Typhoon могут увеличить импорт на 52 процента до $9,8 млрд. в 2015 году.

В 2014 году Индия импортировала военной техники на сумму $5,57 млрд., оставшись на втором месте в мире. Китай завершает тройку, с импортом вооружений на сумму $2,6 млрд.

Не меньшими темпами, чем рынок вооружений, растет мировой рынок охранных систем и оборудования для обеспечения безопасности. По данным исследования The Freedonia Group, данный рынок будет расти ежегодно в среднем на 6,8 процента и достигнет $126 млрд. к концу 2018 года.

Самый быстрый рост потребности в охранных системах будет отмечаться в Южной и Центральной Америке, странах Азии и Африки. При этом, доля электронных средств защиты, которая уже сейчас составляет около 2/3 мирового рынка, в ближайшие годы продолжит расти.

Доля России на мировом рынке охранных систем и оборудования для обеспечения безопасности составляет всего около 1 процента. Вместе с тем, на внутреннем рынке отечественные системы достаточно востребованы, а по качеству не уступают многим зарубежным аналогам. По данным сайта naoxrane.ru , который реализует в том числе охранно-пожарные сигнализации и системы известных марок для юридических и физических лиц, стоимость установки такой системы составляет от 20 до 70 тысяч рублей, что вполне по карману как малым предприятиям, так и хозяевам квартир или коттеджей.