Оптимизация бюджетных расходов муниципалитета. Современные проблемы науки и образования

Оптимизация расходов на предприятии - необходимый и важный этап в условиях экономически нестабильной ситуации. Рассмотрим его подробно.

Основные вопросы

Чтобы сделать все правильно и не стать в глазах персонала «тираном и сатрапом», необходимо разобраться в:

  • существующих видах и вариантах снижения затрат;
  • принципах и методах планирования, сопровождающих мероприятия по оптимизации расходов;
  • наиболее эффективных способах снижения расходов с практической точки зрения;
  • способах снижения расходов на материалы;
  • сути выгоды от уменьшения транспортных затрат;
  • способах выбора стратегии снижения расходов;
  • основных принципах оптимизации.

Бюджет

Часто составление бюджета пытаются переложить на отдел, сотрудники которого считают, что в данном вопросе они не до конца компетентны. Однако составление бюджета - это важный этап. Участие в нем позволяет получить большой объем информации, важной для всех отделов.

Бюджет формируется в несколько этапов:

  • формирование плана-проекта будущего бюджета;
  • рассмотрение проекта бюджета;
  • утверждение бюджета;
  • исполнение бюджета;
  • анализ исполнения.

Оптимизация расходов бюджета - следующий этап после составления бюджета.

Затраты

Оптимизация расходов невозможна без понимания содержания термина "расходы".

Ими считаются те средства, которые задействованы в формировании прибыли за определенный период. Часть затрат накапливается в виде готовой продукции, полуфабрикатов, нематериальных активов или незавершенного строительства в активах компании. На схеме видна упрощенная структура, соответствующая стандартам МСФО.

Проще говоря, расходы - это увеличение обязательств или уменьшение активов, которое приводит к уменьшению капитала.

Оптимизация

Считается, что оптимизация расходов начинается с сокращения затрат в текущий момент. Однако это не совсем так.

Оптимизация расходов бюджета на предприятии начинается не в тот момент, когда начинают вести жесткий контроль расходования денег, которые уже лежат на счету. К сожалению, в этот момент совсем не контролируется вопрос, откуда деньги на счету возникают. Привлечение активного кредитования, а также управление только расходами, влечет за собой хроническую нехватку средств на предприятии, а затем - возможное банкротство.

Эффективность данной процедуры зависит от ведения учета и доходов, и расходов. Эти статьи необходимо планировать, а руководство должно постоянно мониторить цифры в разрезе года, квартала, месяца или другого финансового периода. Всегда существует вероятность, что затратные в текущий момент проекты в долгосрочной перспективе будут весьма выгодны.

Направления работы

Оптимизация расходов не означает совершение действий в ущерб интересам бизнеса. Задача по сокращению затрат должна решаться оптимальным путем, при сопоставлении расходов и доходов друг с другом.

Решать вопрос можно в нескольких направлениях:

  1. Снижение издержек за счет внутренних ресурсов (прямое снижение). К таким действиям можно отнести повышение производительности, уменьшение материальных затрат, снижение управленческих расходов, а также сокращение штата предприятия.
  2. Уменьшение издержек производства (относительное снижение). Достигнуть этого можно путем увеличения объема производства. В таком случае на одну деталь будет потрачено намного меньше средств.
  3. Формирование предложения за счет проведенного маркетингового исследования. В этом случае стимулируется рост объема закупок клиентами и формируется приток новых покупателей.
  4. Формировании строгой финансовой дисциплины. В таком варианте «добро» на расходы может давать ограниченный круг лиц.

Программа оптимизации расходов бюджета должна затрагивать наиболее узкие области. Тогда она будет максимально эффективна.

Пути оптимизации

План оптимизации расходов может предусматривать три направления, по которым может пойти предприятие.

Выделяется расходов предприятия быстрыми темпами, систематические сокращения.

Каждый из способов применяется в определенной ситуации. Меры, применяемые при этом, должны соответствовать текущему положению дел и опираться также на долгосрочное планирование.

Экспресс-сокращение

Выбрав такой способ для снижения расходов, необходимо срочно прекращать оплату расходов по некоторым статьям. Для определения результата нужно выяснить вероятные последствия каждого способа оптимизации.

Все затраты подразделяются на:

  • Высокоприоритетные. Такие затраты необходимы предприятию для продолжения его деятельности. К ним относят выплату заработной платы сотрудникам, закупку сырья для производства.
  • Приоритетные. Это расходы на оплату мобильной связи, рекламу. Если остановить выплаты по данной статье, то работа компании собьется.
  • Допустимые. К ним относят льготы для работников, оплату санаторного лечения персоналу. Если у предприятия нет свободных средств, то данные выплаты можно приостанавливать, но предпочтительнее их сохранять.
  • Ненужные. Примером таких затрат может служить оплата частного перелета для руководителя компании. Отмена таких расходов отрицательно не повлияет на деятельность компании.

При выборе экспресс-снижения расходов в первую очередь прекращают выплаты по «ненужной» статье и резко ограничивают допустимые. Первые две категории сокращать не желательно.

Быстрое снижение расходов

Оптимизация расходов на предприятии быстрыми темпами возможна в результате проведения ряда мероприятий. Чтобы максимально эффективно снизить расходы, руководство должно определить, на чем экономят в первую очередь.

  1. Экономят на материалах для производства и сырье. Пути для оптимизации расходов могут быть разными. Пересмотр договоров с поставщиками с целью получения товара по выгодной цене - наиболее эффективный способ снижения затрат. Также поставщики могут предложить отсрочки по оплатам, что даст компании возможность собрать необходимую сумму без получения дополнительных кредитов.
  2. Анализ затрат на транспорт и оптимизация данной статьи расходов. Кроме того, снизить можно расходы на электроэнергию, телекоммуникации. можно предоставить в аутсорсинг, а затем обратиться в логистический центр, который составит программу снижения расходов на транспорт. Для снижения расходов на электроэнергию контролируют ее расход, следят за уровнем освещенности в темное время, устанавливают энергосберегающее оборудование. Уменьшение списка сотрудников, которым положена корпоративная мобильная связь значительно снизит затраты. Можно договориться с мобильным оператором или поставщиком телекоммуникационных услуг о заключении корпоративного контракта с выгодными условиями.
  3. Сокращения персонала и уменьшение ФОТ. Аутсорсинг и фриланс эффективно снижают затраты на выплату з/п персоналу, а рекрутинговые компании или внутренний отдел подбора персонала помогут заменить неэффективных сотрудников. К примеру, не обязательно иметь в штате уборщицу. Обслуживающий персонал на аутсорсинге позволит экономить до 20% выплат, приходящихся на каждого сотрудника.

Еще один вариант - оптимизация расходов за счет снижения оплаты труда, но предоставления социальных выгод: расширения перечня условий медицинской страховки, предоставление сотрудникам питания за счет компании или бесплатного кофе в автомате. Исследования показывают, что вложение в таком случае будет прибыльным в долгосрочной перспективе, так как повысит лояльность персонала.

Систематические сокращения

Как следует из названия данного способа оптимизации, его суть заключается в проведении периодических мероприятий, направленных на снижение затрат.

  1. Управление инвестициями. Долгосрочные вложения всегда должны быть тщательно обоснованы.Чтобы компания приобрела новое, более эффективное оборудование, заинтересованный отдел должен аргументировать, в чем будет выгода для компании, когда окупится данный проект, когда начнет приносить прибыть. Внедрение новых конкурентоспособных технологий помогает развитию бизнеса. Однако принимая решение о покупке чего-либо, руководство должно помнить об основной цели - снижении затрат.
  2. Управление закупками. Оно заключается в периодическом поиске новых поставщиков, предоставляющих качественный товар по более выгодным ценам.
  3. Управление бизнес-процессами. «Внезапный менеджмент», столь присущий нашей стране, сильно сказывается на принципах ведения бизнеса. С точки зрения новых методик, при организации бизнес-процессов предлагается взглянуть на производство со стороны покупателя. Проводят анализ процесса. Руководителю предприятия необходимо спросить себя, будет ли покупатель платить за это? Клиент не захочет оплачивать перемещение товаров, простои, переоборудование производства без изменений, улучшающих товар. Следовательно, такие расходы нужно или максимально снижать, или вовсе избавляться от них.

Правила оптимизации

Составляя план мероприятий по оптимизации расходов, необходимо помнить, что ситуативное решение проблемы - не всегда лучший выбор. Снижение затрат - это рутинная работа, ежедневное выполнение которой должно стать хорошей привычкой.

Соблюдая правила оптимизации, можно достигнуть максимального эффекта с наименьшими потерями.

  1. Затраты не всегда нужно снижать, чаще всего ими необходимо эффективно управлять. Иногда для снижения общих расходов нужно увеличить размер затрат по какому-то отдельному направлению.
  2. Затраты сводятся к минимуму для достижения наилучшего результата. Правило эффективности говорит, что одна единица затрат обязательно должна обеспечивать максимальный результат.
  3. Затраты есть всегда - будь то действие или бездействие.
  4. В вопросах расходов не бывает мелочей. Пусть сотрудники компании злятся по поводу отчета об использовании третьего десятка ручек за месяц. Но привыкнув к бережному отношению к мелочам, в результате они смогут увидеть повышение з/п или улучшение условий работы.
  5. Стремление максимально снизить расходов не всегда полезно. Оптимальным может быть незначительное снижение затрат и поддержание их на необходимом уровне.
  6. Оптимизация бюджетных расходов невозможна без финансовых вложений.
  7. Есть вид расходов, позволяющий избежать еще больших потерь. К ним относят страхование, наем охраны, установку сигнализации, повышение качества продукции.
  8. В процесс должны быть включены все работники компании, но у каждого должно быть свое, важное для него, задание.
  9. Осторожность не бывает излишней. Мысль, проскользнувшая в голове или подозрение, появившееся в результате прочтения отчета, заставляют глубже проанализировать показатели и почти всегда приводят к снижению расходов.
  10. Оптимизация расходов должна вестись постоянно. Новые статьи расходов влияют на прибыль компании. Появившись внезапно и внезапно исчезнув незамеченными, они могут нанести бюджету предприятия весомый урон. Отслеживание расходов должно быть обязательной задачей, отчетность по выполнению которой подается генеральному руководству компании.

Оптимизация доходов и расходов - процедуры, идущие рука об руку. Неконтролируемые расходы не принесут компании прибыль, а рост прибыли напрямую связан с контролем затрат.

Путаница в понятиях

Программа оптимизации расходов, составляемая финансовым отделом, часто содержит пункты, которые к затратам не относятся.

Чтобы составить максимально эффективную программу, управленческий состав должен понимать разницу между видами издержек.

Например, контроль расходов, основанного на P&L (отчет о прибылях и убытках) не будет считаться управлением затратами.

Для повышения эффективности бюджетной расходной политики органов маетной власти финансовое обеспечение расходов должно учитывать специфику общественных благ и особенности методов их финансирования (см. табл. 13).

При соблюдении предлагаемого соответствия между видом общественных благ и методом их финансирования механизм финансового обеспечения в наибольшей степени будет соответствовать принципам адекватности, достаточности, эффективности и прозрачности.

Таблица 13 - Соответствие методов финансирования специфике общественных благ

Виды общественных благ

Методы финансового обеспечения

1. Чистые общественные блага

Сметное финансирование

2. Государственные гарантии

2.1. Блага, предназначенные для текущего потребления

2.1.1. Денежные выплаты

Адресное субсидирование

2.1.2. Услуги, предоставление которых обеспечивается государством

Приобретение при наличии негосударственных поставщиков, субсидирование при отсутствии негосударственного рынка услуг

2.1.3. Услуги, предоставление которых организуется государством

Долевое адресное субсидирование, кредитование

3. Мероприятия, направленные на достижение поставленных целей

Закупочное субсидирование, долевое субсидирование, кредитование

4. Инвестиции

4.1. В формирование государственной (муниципальной) собственности

Приобретение

4.2. В формирование долевой собственности

Кредитование, приобретение, долевое субсидирование

Кроме специфики общественных благ, на эффективность организации их финансирования оказывает влияние выбор метода составления бюджета. В исследовании выделено несколько характеристик бюджетного процесса, в зависимости от которых используют те или иные методические подходы при его составлении: объект и основополагающий принцип распределения, направление распределения, срок и основу для осуществления расчетов.

В зависимости от объекта распределения бюджет может формироваться «от доходов» и «от расходов», каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки (табл. 14).

Таблица 14 - Характеристика подходов (методов) составления бюджета в зависимости от объекта распределения

Метод «от доходов»

Метод «от расходов»

Преимущества

Недостатки

Преимущества

Недостатки

Позволяет увязать потребности с имеющимися возможностями

Нет гарантий в полном финансировании расходов на предоставление необходимых благ

Гарантия полного финансирования затрат на предоставление необходимых благ

Ограниченный контроль за размером налогового бремени

Контроль за величиной государственного долга

Необходимость экономить средства при наличии рыночных цен на материальные ресурсы заставляет экономить на оплате труда

Приобретаемые ресурсы (в т.ч. трудовые) оплачиваются по их реальной стоимости

Есть вероятность существенного роста государственного долга

Возможность держать под контролем размер налогового бремени

Нет четкой зависимости между ресурсами и результатом

Получаемые ресурсы зависят от выполняемого объема работ и достигаемого результата

В случае использования заемных средств налоговое бремя по оплате потребленных благ может быть переложено на другие поколения

Государственные гарантии могут исполняться не в полном объеме, а "по мере возможности"

Государственные гарантии исполняются в полном объеме

Отсутствует мотивация бюджетополучателей экономить распределенные им финансовые ресурсы

Увеличение финансирования возможно только в случае роста количества оказываемых услуг

Составление бюджета по объекту распределения на практике должно осуществляться на основе концепции «от расходов» с применением бюджетных ограничений, основанных на горизонтальной сбалансированностью источников доходов и видов государственной деятельности, с акцентом на приоритетность финансирования расходных обязательств, исходя из экономической природы общественных благ и степени их важности.

В зависимости от направления формирования бюджетных показателей различают метод составления бюджета «сверху вниз» и «снизу вверх». Формирование бюджета «сверху вниз» должно основываться на формировании наверху заданий на необходимый объем общественных благ (государственных социальных гарантий, минимальных социальных стандартов, перечня групп лиц, являющихся получателями бесплатных услуг). Затем, «снизу вверх» должно происходить формирование смет, в которых рассчитывается объем необходимых средств для выполнения намеченных целей, а также способов производства и предоставления благ (приобретение, финансирование и т.д.).

Ранее бюджетный процесс начинали с определения деталей и в конце приходили к целому. Теперь же формирование бюджета начинается с целого и в конце приходят к деталям. Но принципиальным является вопрос: что считать целым - объем финансирования или результат, которого необходимо достичь? Если используется подход «от доходов» и бюджетный процесс сосредотачивается на распределении финансовых ресурсов, то целое, безусловно, - объем доходов, а цель государственной деятельности - распределение этих доходов и расходование, в конечном счете. Но если деятельность муниципального образования рассматривать как производство и предоставление общественных благ, то целое? это объем благ, которые необходимо предоставить, а финансовые ресурсы представляют собой средство достижения цели.

Исходя из сроков действия, выделено два подхода? составление годичного или среднесрочного бюджета. Эти подходы также имеют свои плюсы и минусы. Составление годичного бюджета позволяет оперативно изменять параметры бюджета, регулярно обсуждать не только бюджетные параметры, но и размер бюджетообразующих показателей (минимальный размер оплаты труда, пенсий, пособий и т.д.). Для решения вопроса о периоде действия бюджета необходимо снова вернуться к особенностям государственных расходов исходя из экономической природы общественных благ, преимуществ и недостатков каждого из существующих подходов.

Рассматривая расходы на предоставление чистых общественных благ, можно заметить, что они достаточно устойчивы и изменяются в основном в случае изменения тарифов на коммунальные услуги и повышения заработной платы.

Относительно расходов на выполнение публичных обязательств, обусловленных государственными и муниципальными гарантиями, можно заметить, что в соответствии с бюджетным законодательством они подлежат обязательной индексации на уровень инфляции. Если брать во внимание фактическую инфляцию за последний год, по которому имеются отчетные данные, то трехлетний период слишком велик для адекватной индексации.

Рассматривая расходы, связанные с выполнением программных мероприятий, можно отметить, что для них трехгодичный бюджетный период подходит в наибольшей степени, поскольку позволяет обеспечить бесперебойное финансирование долгосрочных программ без дополнительных процедур по утверждению и санкционированию расходов. Таким образом, при формировании бюджета, исходя из экономической специфики расходов и общественных благ, представляется целесообразным перевести на среднесрочное планирование расходы по программным мероприятиям, оставив расходы по предоставлению чистых общественных благ и государственных гарантий на годичном бюджете.

Переходя к механизму бюджетирования, ориентированного на результат, отметим его отличие от программно-целевого бюджетирования. Бюджет, ориентированный на результат, представляет собой специальный подход к реализации бюджетной политики и осуществлению бюджетного процесса, при котором формирование бюджета ставится в прямую зависимость от объема и вида общественных благ, которые должен предоставить общественный сектор. Планирование расходов и осуществление финансового обеспечения процесса производства и предоставления общественных благ может реализовываться посредством сметного нормативного или программно-целевого бюджетирования, но в любом случае при формировании бюджета исходят из необходимости обеспечить обществу определенный объем благ (результата).

Таким образом, программно-целевое бюджетирование (ПЦБ) является одним из способов осуществления бюджетирования, ориентированного на результат.

Выделим характеристики, влияющие на масштаб распространения среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат:

Система действительно позволяет поставить финансирование бюджетополучателей в зависимость от результата их деятельности, конечно, если такой результат может быть выявлен и измерен;

Система позволяет сократить сеть бюджетных учреждений и привлечь к оказанию государственных и муниципальных услуг негосударственные организации, но только в том случае, если эта услуга не связана с выполнением властных полномочий и экономически привлекательна для предпринимателей (прогнозируемый объем обслуживаемого контингента и тариф как минимум покрывает все издержки);

Бюджетирование, ориентированное на результат, повышает степень свободы руководителей ведомств в постатейном распределении выделенных ассигнований, что положительно сказывается на процессе финансирования, если существуют адекватные альтернативные варианты по составу затрат на выполнение функций (например, можно выбрать вариант приобретения уборочной техники вместо найма большого количества дворников, но приобретение дополнительного легкового автотранспорта за счет сокращения штатов или окладов судебных исполнителей не является адекватным);

Среднесрочное бюджетирование имеет преимущества по сравнению с ежегодным: если проводимое мероприятие ограничено во времени (имеет начало и конец финансирования) и существует конечная стоимость всего мероприятия, если же государственная функция оказывается из года в год, то годичность бюджета позволяет своевременно корректировать ассигнования на уровень инфляции, а среднесрочные показатели будут носить, скорее, ориентировочный характер.

Учитывая перечисленные моменты и специфику общественных благ, в работе предложим следующая модель бюджета, ориентированного на результат для формирования муниципального бюджета (табл. 15).

Таблица 15 - Модель формирования бюджета, ориентированного на результат исходя из специфики общественных благ

Чистые общественные блага

Муниципальные гарантии

Программные мероприятия

1. Формирование муниципальных гарантий

Определения перечня услуг (благ), которые должны быть предоставлены бюджетными учреждениями

Установление перечня муниципальных гарантий и категорий лиц, имеющих право на их получение

Разработка мероприятий, направленных на достижение стратегических целей экономической политики муниципального образования

2. Форма установления муниципальных гарантий

Местные законы

Местные законы

Концепции социально-экономического развития на среднесрочную перспективу

3. Определение результата

Расчет количества бюджетных учреждений, необходимых для предоставления муниципальных услуг, исходя из равнодоступности благ всем гражданам

Установление минимальных социальных стандартов и прогнозирование контингента.

Формулировка количественных параметров, которые должны быть достигнуты в ходе осуществления программных мероприятий

4. Метод, используемый при планировании расходов

Нормативный

Программно-целевой

5. Форма финансирования расходов

Ассигнования на содержание бюджетных учреждений, выделяемые на основе сметы и бюджетной росписи

Субвенции, выделяемые органам власти для обеспечения гарантий исходя из существующего контингента

Муниципальные целевые программы

6. Контроль результативности

Мониторинг качества предоставления муниципальных услуг, надзор за предоставлением благ

Проверка соответствия получателей муниципальных гарантий, законодательно утвержденным критериям.

Оценка хода реализации программных мероприятий на разных стадиях.

7. Контроль целевого использования бюджетных средств

Контроль за соблюдением сметных назначений

Контроль за целевым использованием средств

Сопоставление освоенных ассигнований, заявленным (ожидаемым) результатам на различных этапах реализации проекта

Муниципальные гарантии - представляет собой услуги, основным свойством которых является четкая персонификация. В указанную группу функций включены гарантии, которые по форме предоставления условно подразделены на выплаты (пенсии, стипендии, жилищные субсидии) и услуги (образование, здравоохранение, услуги сферы ЖКХ). Основываясь на свойстве персонификации, можно отметить, что величина расходов на эти услуги непосредственно зависит от числа обслуживаемого контингента, следовательно, может быть определена цена предоставления услуги на единицу контингента, а соответственно, какая-то часть услуг оплачивается самими потребителями. В зависимости от муниципальных гарантий органы власти либо обязуются обеспечить предоставление услуги бесплатно, за счет средств бюджета, либо организовывают предоставление услуг по фиксированным тарифам. При наличии прогнозируемого числа потребителей и утвержденного тарифа услуги могут предоставляться как государственными, так и негосударственными организациями.

Таким образом, для второй группы расходов оптимальным при формирования бюджета является метод с нулевого базиса. Рассчитав реальную стоимость предоставления муниципальной услуги и прогнозируемое количество контингента, можно сформировать оптимальный бюджет за счет выбора наиболее эффективного варианта предоставления услуги. Наличие персонификации позволяет привлечь к оказанию услуг организации всех форм собственности, поэтому существуют альтернативы сметному финансированию. Условием привлечения бизнеса в сферу оказания общественных услуг является реалистичность цены единицы услуги и устойчивость спроса на нее, а действие законов конкуренции может способствовать решению многих проблем, имеющих место в настоящее время в данном секторе.

Функции, отнесенные к группе программных мероприятий, обладают следующими характеристиками:

1) расходы на проводимые мероприятия ограничены во времени (есть начало и конец осуществляемых мероприятий);

2) результаты проводимых мероприятий могут быть заранее известны, количественно измерены и прогнозируемы;

3) существуют различные варианты осуществления расходов, затратная часть реализации мероприятий может структурно изменяться, поэтому необходима некоторая свобода в управлении финансовыми потоками для оптимизации расходов. Контроль за эффективностью муниципальных расходов представляет собой аналитическую работу, позволяющую оценить, с каким коэффициентом полезного действия используются бюджетные средства. Результатом аналитической работы должны стать предложения и рекомендации в части:

Изменения подведомственной структуры распорядителя бюджетных средств, в частности можно сформировать единые центры предоставления сходных государственных услуг, например, по вопросам регистрации всех видов собственности (земельных участков, недвижимости) и предоставлению жилищных субсидий;

Смены поставщика услуги (вместо содержания бюджетного учреждения формировать государственный (муниципальный) заказ и оплачивать предоставленные услуги негосударственной организации);

Замены услуги денежной компенсацией и т.д.

В любом случае, основным критерием эффективности муниципальных расходов остается получение обществом максимального количества общественных благ на рубль бюджетных средств.

Таким образом, для повышения эффективности бюджетной расходной политики органов маетной власти финансовое обеспечение расходов должно учитывать специфику общественных благ и особенности методов их финансирования.

Органом местного самоуправления необходимо привлекать частный бизнес, активизировать деятельность по оживлению экономики путем использования новых инструментов финансового менеджмента.

Реализация предложенных и обоснованных мер позволит создать основу для формирования финансовых в РФ и повысить эффективность формирования и использования средств местных бюджетов.

Оставить заявку

Оставьте свое имя и номер телефона, оператор свяжется с Вами в рабочее время в течение 2 часов.

Москва Санкт-Петербург Самара

Во время кризиса особо важно знать, как автоматизация деловых процессов компании и их усовершенствование помогут снизить уровень расходов предприятия. При планировании бюджета компании необходимо позаботиться о продуктивном распределении расходов и управлении ими.

На каких моментах должен заострить внимание глава компании при сокращении расходов? Первоначально нужно определить, на долю чего приходится максимальное количество затрат. И подумать, какие из них можно сократить, чтобы не нести ущерб от такой экономии.

В большинстве случаев существенная доля расходов приходится на фонд заработной платы сотрудников. Для сокращения данных затрат исследуется структура предприятия, степень автоматизации процессов и деловые коммуникации. Иногда достаточно приобрести программу 1С Предприятие 8 Автосервис , чтобы сократить занятость персонала и повысить производительность труда, а значит и прибыль.

Что поможет улучшить работу по сокращению затрат?

  • Необходимо провести анализ компании:
  • определить наиболее затратные места;
  • проанализировать их развитие в течение некоторого промежутка времени;
  • сравнить полученные данные с динамикой колебания суммы доходов компании за этот период;
  • рассмотреть шансы перераспределения расходов для сравнения с суммой доходов;
  • установить, какие расходы можно будет уменьшить или совсем от них отказаться.

Для этих целей удобно использовать программы, автоматизирующие ведение учета, например, 1С ЖКХ управляющая компания , где можно не только оперативно вести учет текущей деятельности, но и анализировать все показатели, составлять отчеты и ускорять принятие управленческих решений.

  • Не надо пытаться сэкономить во всем, считая каждую копейку. Учитывайте мнение ваших работников. Не доводите это дело до абсурда. Компания должна мотивировать работников, чтобы они сами уменьшали расходы. В ином случае это может снизить эффективность их работы.

Предприятие должно поддерживать нововведения и предложения работников, чьи идеи сократят уровень расходов компании. В некоторых компаниях двери руководства всегда открыты для служащих, которые хотят снизить издержки предприятия. Каждое из предложений принимается во внимание, и наилучшие из идей отбираются, затем применяются в оптимизации трат компании.

  • Необходимо применять практику других компаний по сокращению издержек, или бенчмаркинг. Можно использовать опыт наиболее успешных предприятий в конкретной области. Лучшее из этого имеет смысл доработать и адаптировать под свою специфику. Отличное решение - использование специально разработанных программ для вашей отрасли, в том числе 1С Квартплата 8 .

Использование новейших технологий в деятельности компании и улучшение качества работы дает положительные результаты. А применение таких инструментов в кадровой политике компании в результате помогает сократить издержки предприятия и увеличить его конкурентоспособность.

Совершенствование бизнес-процессов компании позволит обойтись без дополнительных трудовых ресурсов и сократить число сделанных операций. Внедрение программ 1С повысит качество работы сотрудников, снизит время на ее исполнение и оптимизирует уровень обслуживания.

Рациональное использование рабочего времени, усовершенствование бизнес-процессов, внедрение новой техники в деятельность компании, налаженное коллективное взаимодействие – все это скажется на общей продуктивности предприятия и даст положительные результаты даже в самые сложные периоды.

1

1 ФГБОУ ВО «Среднерусский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»

2 ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет экономики и торговли»

В статье раскрыта необходимость оптимизации расходов муниципального бюджета, сущность оптимизации, а также понятий расходы, бюджет, для исследования экономического содержания, необходимых для разработки и принятия управленческих решений по реализации бюджетной политики муниципального образования. Определены подходы к развитию методики анализа оптимизации расходов муниципального бюджета, а также возможные направления улучшения финансового положения и платежеспособности муниципальных образований. Исследована эффективность расхода бюджетных средств, основные направления их использования. Раскрыта проблема нерационального использования бюджетных средств. Проанализированы направления формирования расходной части бюджета и подходы к определению бюджетной политики. Внимание акцентировано на переход от моделирования управления затратами к моделированию управления результатами с осуществлением таких мероприятий, как разработка долгосрочных целевых планов и программ, разработка и принятие ведомственных целевых программных регламентов. По результатам проведенного анализа определены инструменты, способствующие выполнению принятых целей и поставленных задач муниципальных образований. К ним относятся разработка и принятие реестра муниципальных работ и услуг населению, подготовка стандартных документов предоставления муниципальной услуги, анализ потребности в услугах муниципального образования и стоимости оказываемой муниципальной услуги и другие.

муниципальный бюджет

оптимизация

управление

бюджетные средства

бюджетная политика

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (редакция 28.12.2016) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/.

2. Кыштымова Е.А. Институциональная парадигма стратегического анализа в управлении эффективностью собственного капитала / В сборнике: Современное общество: наука, техника, образование. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием в 4-х томах. Кызыргулов И.Р. – 2006. – С. 131–135.

3. Кыштымова Е.А., Мерцалова А.А. Анализ и планирование финансовых результатов / Сборник статей Международной научно-практической конференции в 3-х частях. Отв. ред.: Сукиасян Асатур Альбертович. – 2017. – С. 169–172.

4. Николаева Т.П. Бюджетная система РФ: учебно-практическое пособие / Т.П. Николаева. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2015. – 380 с.

5. Парушина Н.В. Методология экономического анализа развития субъектов малого и среднего бизнеса: практическая реализация и профессиональная подготовка кадров // Вестник ОрелГИЭТ. – 2011. – № 3. – С. 3–9.

6. Стимулирование экономического роста в регионе/ Полянин А.В., Михайлова О.В., Коптева Н.А. // В сборнике: Наука и инновации в сельском хозяйстве: Материалы Международной научно-практической конференции. – 2011. – С. 305–307.

Современный уровень развития экономики характеризуется необходимостью поиска собственных ресурсов финансирования субъектов экономической деятельности. Такая же ситуация возникает на уровне муниципальных образований, что ведет к необходимости развития механизма оптимизации статей расходов муниципального бюджета. В условиях кризисной ситуации актуальность приобретают проблемы, которые связаны не только с оптимизацией расходов местных образований, но и разработкой возможных мер, направленных на эффективное использование финансовых ресурсов, улучшение финансового положения, финансового состояния и платежеспособности муниципальных образований.

Для исследования проблемы необходимо исследовать теоретические аспекты бюджетных расходов и их оптимизации. В частности, как показало исследование категории «оптимизация», это понятие заимствовано в экономические разработки из математики. Категория «оптимизация» (от латинского слова optimum - наилучшее) определяет уровень экстремального нахождения, то есть глобального максимального или минимального значения, определённую функции или выбор альтернативного лучшего варианта из множества имеющихся возможностей. Особое значение это понятие приобрело в системе экономического анализа, в том числе в процессе оценки направлений расхода средств бюджета. Под бюджетными расходами понимаются расход денежных средств, которые направлены на решение задач финансового обеспечения определенных мероприятий, определенных функций государства и местного самоуправления. Другими словами, расход денежных средств является адресным, с конкретным направлением использования .

В составе направлений расхода средств муниципального бюджета выделяются две основные группы (рисунок).

В первую группу включены расходы, которые связаны с выполнением ряда государственных полномочий, которые переданы для выполнения органам местного самоуправления или муниципальному образованию. В составе таких расходов муниципального образования можно выделить использование средств на выполнение расходных обязательств муниципального бюджета:

1. Сумма расходов, обеспечивающих выполнение функций по принятию нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые определяются перечнем проблем, обозначенных на местном уровне муниципального образования, и которые определены органами местного самоуправления. Выполнение таких функций осуществляется за счет собственных бюджетных доходов, а также других источников покрытия возникшего дефицита.

2. Сумма расходов, которые направляются на разработку и принятие нормативно-правовых актов органов местного самоуправления для выполнения органами муниципального образования ряда проблем, определенных отдельными государственными полномочиями. Для исполнения такого рода государственных полномочий, как правило, предназначается сумма выделенных субвенций.

В целях разработки и контроля расходной части бюджета муниципалитетами составляются реестры сумм расходных обязательств, которые характеризуются как свод нормативно-правовых актов или соглашений. Они отражают суммы возникших расходных обязательств, которые предназначены для исполнения за счет использования денежных средств муниципальных бюджетов.

Вторая группа расходов включает состав собственных расходов муниципалитета, предназначенных для решения задач местного значения по развитию различных программ, а также расходов, связанных с обеспечением и покрытием суммы муниципальных долгов. В этом случае к источникам покрытия возникших расходов относятся, прежде всего, собственные средства бюджетов и именно средства от собственного поступления суммы доходов, в том числе сумм налоговых и неналоговых поступлений муниципального уровня, а также возможные трансферты, в ситуациях, когда наблюдается низкий уровень бюджетной обеспеченности муниципалитета, суммы заемных средств для покрытия бюджетного дефицита.

Анализ структуры расходов местных бюджетов свидетельствует об их разнообразных видах, она зависит от территориального расположения муниципального образования, размера местного хозяйства муниципалитета, его подведомственности органам местного самоуправления разного уровня, что требует осуществления контроля за эффективным использованием бюджетных средств муниципальных образований. В данном случае эффективность расхода средств бюджета характеризуется как возможность достижения определённых заданных параметров по кругу обозначенных мероприятий с наименьшими потерями и нерациональными суммами расходов, а также использование минимального объема средств для получения высокой результативности при использовании запланированного объема средств бюджета .

Оценку расходов бюджетных средств муниципального образования необходимо проводить по определенной методике, осуществлять анализ использования средств в следующей последовательности:

Определение системы индикативных показателей для оценки эффективного использования средств на расходы муниципального бюджета за анализируемый перод;

Исчисление и анализ параметров результативности расхода бюджетных средств для оценки итогового эффекта от финансируемых мероприятий, в том числе индикаторов целесообразности бюджетных расходов, параметров, характеризующих экономичность израсходованных бюджетных средств;

Интерпретация и оценка расчетных индикаторов и исчисленных показателей;

Сравнительный анализ исчисленных индикаторов и показателей отчетного, прошлого и перспективного периодов ;

Подготовка предложений и круга мер по оптимизации расходов и эффективному использованию бюджетных средств.

Группы направлений расходования средств бюджета муниципального образования

Исчисление и интерпретация индикатора, характеризующего эффективность расхода бюджетных средств по разным направлениям необходимы в целях осуществления оценки уровня качественного планирования направлений расхода местных бюджетов, выявления круга причин по неэффективному распределению средств бюджета, определения и анализа размера эффективных и неэкономичных расходов . При этом к эффективной группе расходов относится та их доля, которая обеспечивает рост результатов от использования бюджетных средств муниципального бюджета. К неэкономичным относятся расходы, которые не позволяют при заданных объемах ресурсов получать высокий результат.

Эффективность использования средств бюджета влияет на функционирование местных органов управления, их возможность осуществления собственной политики развития муниципальных образований и мероприятий по реализации их компетенций и полномочий. Вместе с тем результаты исследования свидетельствуют о том, что вне зависимости от экономического потенциала использования средств бюджета, в муниципалитетах периодически возникает ситуация дефицита ресурсов бюджета. Это можно обосновать довольно широким кругом полномочий, осуществляемых местными органами самоуправления. В связи с этим, по нашему мнению, для целей повышения уровня экономического состояния муниципалитетов целесообразно осуществлять оценку эффективности и результативности расхода средств местных бюджетов. Результаты такого анализа будут использованы для поиска резервов оптимального расхода средств бюджета.

Одним из направлений повышения эффективности управления использованием средств бюджетов муниципалитетов является переход от модели управления расходами к модели управления результатами. В этом направлении муниципальным образованиям необходимо применять в своей деятельности следующие направления определения бюджетной политики:

1. Совершенствование научно обоснованного современного методического инструмента бюджетирования, который ориентирован на достижение конечного результата, в том числе по следующим направлениям:

1.1. Методические инструменты целеполагания и планирования бюджетной политики:

а) разработка направлений долгосрочных целевых программ по использованию бюджетных средств ;

б) разработка направлений ведомственных целевых установок по использованию бюджетных средств;

в) обсуждение ожидаемой результативности исполнения запланированных направлений использования бюджетных средств главными их распорядителями.

1.2. Методический инструментарий выполнения принятых целей и поставленных задач, в том числе инструментарий бюджетирования по оказанному перечню услуг:

а) организация и ведение реестра предоставляемых муниципальных услуг населению;

б) разработка комплекса регламентов по оказываемым услугам муниципальными образованиями, проведение общественных экспертиз и утверждение ее результатов органом исполнительной власти;

в) мониторинг потребности в услугах муниципальных органов для населения;

г) мониторинг стоимости услуг муниципальных образований для населения;

д) разработка задания на осуществление муниципальных услуг для населения;

е) оценка уровня удовлетворенности населения количеством и качеством оказанных услуг муниципальными органами.

Реализация предложенных направлений применения методического инструмента результативность бюджетирования, возможно при наличии нормативно-правовой базы, разработанной и утвержденной муниципальными органами. При этом органы местного самоуправления должны вести работу по разработке и реализации положений, которые определяют процедуру подготовки документации по каждому инструменту.

2. Внедрение в деятельность муниципальных образований системы аутсорсинга, суть которого заключается в выведении определенных видов деятельности за пределы компетенции органов местного самоуправления, муниципальных предприятий или учреждений посредством передачи их для исполнения немуниципальными субъектами с использованием контрактной системы. Развитие системы аутсорсинга в практике муниципального образования требует:

Разработки методики оценки эффективности аутсорсинга исполнения административно-управленческих процессов, а также проведения мониторинга административно-управленческих процессов, которые были переданы на аутсорсинг;

Разработки порядка передачи ряда административно-управленческих процессов немуниципальным субъектам путем размещения муниципальных заказов в законодательном порядке.

Внедрение аутсорсинга в деятельность муниципального образования обеспечит развитие и внедрение инновационных технологий в управление бюджетными средствами, контроль расходов муниципалитета, повышение уровня качества муниципальных услуг, оптимизацию капитальных затрат и численности управленческого аппарата.

Категория «аутсорсинг» имеет английский перевод «Out Source», что характеризуется как механизм вывода отдельных видов деятельности за круг обозначенных вопросов и проблем хозяйствующего субъекта, посредством заключения, в данном случае муниципальным образованием, контрактов с внешними исполнителями. Отличительной особенностью таких контрактов от государственных и муниципальных заказов является долгосрочное сотрудничество, что характеризуется как положительный факт. Другими словами, осуществляется процесс развития партнерских отношений, суть которого состоит в замещении государственного исполнителя услуг частным с выделением финансовых ресурсов из муниципального бюджета для решения поставленной задачи.

Среди преимуществ системы аутсорсинга следует выделить наиболее значимые:

Повышение эффективности процесса социального развития муниципальной территории;

Эффективный контроль расходов, поиск путей оптимизации капитальных затрат;

Снижение административного и управленческого потенциала муниципального образования путем экономии бюджетных средств, сокращения непроизводительных рабочих мест, рационального использования времени.

3. Разработка и внедрение системы оплаты труда и материального вознаграждения муниципальных служащих, в зависимости от результативности осуществляемой ими деятельности, которая должна предусматривать:

Контрактную систему по взаимоотношениям с руководителями органов местного самоуправления, заключения контрактов с иными муниципальными служащими с системой оплаты труда в зависимости от результативности, полученной при выполнении определенного круга индикаторов;

Расширение круга полномочий руководителей структурных подразделений для выполнения целей и задач с обеспечением достижения запланированных целей, в том числе по оплате труда в подразделениях, альтернативности вариантов деятельности структур муниципального образования.

4. Процесс привлечения дополнительных источников финансирования, который предусматривает активное участие муниципальных образований в реализации приоритетных национальных проектов, участие в региональных и федеральных программах, которые предусматривают участие муниципалитета на конкурсной основе. Это позволит муниципальному образованию привлечь дополнительное альтернативное финансирование, улучшить материальную базу, внедрить инновации в деятельность муниципалитета.

Внедрение аутсорсинга связано с рядом возникающих проблем, которые оказывают отрицательное влияние на осуществление оптимизационной деятельности: нарушение принципа целевого расхода денежных средств муниципалитета, неэффективный расход средств бюджета. Нецелевое использование бюджета расход средств, который не способствует достижению заданного результата или в процессе функционирования субъекта. Нецелевое использование бюджетных средств включает:

Расход средств бюджета на покупку ценных бумаг с целью их последующей перепродажи;

Расход бюджетных средств, сверх установленных лимитов, в том числе норм на возмещение командировочных расходов, норм расхода горючесмазочных материалов;

Перераспределение бюджетных средств по экономической классификации;

Несоблюдение сметы расходов бюджетного учреждения.

Нарушение порядка получения бюджетных средств, определенных сметой доходов и расходов нередко допускается иными получателями таких средств :

В случаях несанкционированного распределения средств по статьям бюджетной классификации, когда использованные средства не соответствуют установленной позиции бюджетной классификации, использование бюджетных средств на непредусмотренные цели;

В случаях превышения предусмотренного объема средств по запланированной сметой позиции бюджетной классификации;

В случаях расходования бюджетных средств на цели, не предусмотренные сметой доходов и расходов.

Проблема нерационального использования бюджетных средств в настоящий момент остается открытой, поскольку законодательством не предусмотрены меры наказания за нерациональное расходование бюджетных средств.

Таким образом, при выявлении существующих проблем, оказывающих негативное влияние на реализацию оптимизационных мероприятий использования расходов муниципалитетов, необходимо установить: связь данных расходов с решением вопросов местного значения, а также их обоснованность для решения этих вопросов. В случае соответствия необходимо обеспечить правовую базу для данных расходов, приняв муниципальные нормативно-правовые акты по установлению соответствующих расходных обязательств. При отсутствии связи между расходами и компетенцией органов местного самоуправления необходимо приостановить нецелевое финансирование для оптимизации расходов местного бюджета и формирования резервных средств для решения вопросов местного значения, а также для обеспечения сбалансированности местного бюджета.

Библиографическая ссылка

Лытнева Н.А., Датий И.С. МЕТОДИКА АНАЛИЗА НАПРАВЛЕНИЙ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТА // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 7. – С. 162-166;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41604 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»