Земельные участки занятые жилищным фондом. О налогообложении земельных участков, занятых жилищным фондом. Когда сдавать декларацию по земельному налогу

  • Как учесть расходы на неотделимые улучшения арендованного имущества в бухгалтерском и налоговом учете
  • Нужно ли нам подавать заявление о снятии с учета по ЕНВД, если с 2007 года деятельность по ЕНВД не велась
  • В какой момент следует переносить дебиторскую задолженность покупателя со счета 62 на счет 76-2
  • Начисляется ли НДС с разницы между номинальной и действительной долей имущества участника, выходящего из ООО
  • Будет ли контролируемой сделкой покупка исключительного права на товарный знак стоимостью 300 евро у гражданина Молдавии

Вопрос

Земельный участок приобретен в собственность. В свидетельстве о государственной регистрации прав на участок указана цель его использования — ведение дачного хозяйства. На участке построен жилой дом, и зарегистрировано право проживания в нем. Можно ли при исчислении земельного налога за 2007 год применять налоговую ставку в размере 0,3%? Какую ставку следовало использовать при расчете налога за 2006 год?

Ответ

Дачный земельный участок

Вопрос о порядке применения налоговой ставки в отношении дачных земельных участков затрагивает как физических лиц, если они являются самостоятельными налогоплательщиками земельного налога, так и юридических лиц, если налог уплачивается дачными объединениями.

В статье 394 НК РФ с учетом изменений, которые внесены Федеральным законом от 30.12.2006 № 268-ФЗ, установлены максимальные размеры налоговых ставок земельного налога по определенным видам земельных участков. Ставки не могут превышать 0,3% по земельным участкам:

  • занятым жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленным для жилищного строительства;
  • предоставленным для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

Для прочих земельных участков установлена максимальная налоговая ставка 1,5%.

Земельные участки, предоставленные для дачного хозяйства, облагаются по ставке 0,3%. Соответствующая норма введена в статью 394 НК РФ Федеральным законом от 30.12.2006 № 268-ФЗ и применяется с 1 января 2007 года. До этой даты дачные земельные участки входили в разряд тех земель, по которым налоговая ставка составляла 1,5%.

Земельные участки, отведенные для дачного хозяйства, отличаются от земель, предоставленных для садоводства и огородничества, по которым и в прошлом году применялась ставка 0,3%.

Определения дачных, садовых и огородных земельных участков приведены в статье 1 Федерального закона от 15.04.98 № 66-ФЗ. Так, дачный земельный участок — участок земли, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля. С той же целью используются садовые и огородные земельные участки. На дачном участке жилой дом может быть построен с правом регистрации проживания в нем, а на садовом и огородном земельном участке — без пава регистрации.

В статье 19 Жилищного кодекса установлено, что жилищным фондом признается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ. Под индивидуальным жилищным фондом понимается совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами — собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования. То есть земли, предоставляемые под дачные участки, по своей сути ближе к землям, занятым жилыми домами. В связи с этим возведение жилого дома на дачных земельных участках с правом регистрации проживания в нем аналогично использованию земельных участков, занятых жилищным фондом.

Итак, собственник дачного земельного участка зарегистрировал право проживания в жилом доме, возведенном на этом участке. Тогда, исходя из статьи 19 Жилищного кодекса, в 2006 году земельный налог в отношении этого участка исчисляется по ставке, не превышающей 0,3%, как для земельного участка, занятого жилфондом (см. письмо Минфина России от 16.11.2006 № 03-06-02-02/138).

Покупка земли

Организация приобрела в собственность участок земли на основании договора купли-продажи. Когда у нее возникнет обязанность по уплате земельного налога?

Руководствуясь нормами статьи 388 Налогового кодекса, следует помнить, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать земельный налог и которые соответствуют критериям пункта 2 статьи 11 Кодекса. Иными словами, это:

  • российские организации;
  • иностранные организации (иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации);
  • граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
  • индивидуальные предприниматели (физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств).

Основанием для признания организаций и физических лиц налогоплательщиками земельного налога служат документы, удостоверяющие права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения.

В частной собственности граждан и юридических лиц находятся земельные участки, приобретенные по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (п. 1 ст. 15 Земельного кодекса).

В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не передаются. В то же время право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса, сохраняется (ст. 20 Земельного кодекса).

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, гражданам на праве пожизненного наследуемого владения не предоставляются. Исключение — переход права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству. Вместе с тем сохраняется право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие Земельного кодекса (ст. 21 Земельного кодекса).

При приобретении права собственности на здание, строение или сооружение на основании договора купли-продажи необходимо учитывать положения статьи 552 Гражданского кодекса. Так, по договору купли-продажи здания, сооружения одновременно с передачей права собственности на объект недвижимости покупателю передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. При продаже недвижимости, расположенной на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости (п. 3 ст. 552 ГК РФ).

Следовательно, при приобретении земельного участка в собственность обязанность по уплате земельного налога у покупателя возникнет с момента государственной регистрации права собственности на этот участок.

Налоговые льготы

По статье 103 Лесного кодекса плату за землю не вносят лесхозы федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства и осуществляющие ведение лесного хозяйства организации органа исполнительной власти субъекта РФ. Предусмотрены ли налоговые льготы по земельному налогу в отношении земельных участков под зданиями и сооружениями федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Рослесхоза, если эти участки не относятся к землям лесного фонда?

Не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, в пределах лесного фонда (подп. 4 п. 2 ст. 389 НК РФ).

В состав земель лесного фонда включены лесные и нелесные земли (ст. 101 Земельного кодекса).

К лесным относятся земли, покрытые и не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для ее восстановления. Это вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками и несомкнувшимися лесными культурами, и др.

Нелесными являются земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями и др.), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и прочие неудобные для использования земли).

В лесной фонд не входят леса, расположенные:

  • на землях обороны;
  • землях городских поселений (городские леса);
  • землях сельских поселений.

К лесному фонду и лесам, не входящим в лесной фонд, не относится древесно-кустарниковая растительность, расположенная:

  • на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
  • землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);
  • землях городских и сельских поселений, в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (кроме городских лесов);
  • землях водного фонда (на полосах отвода каналов);
  • землях иных категорий.

Таким образом, налогообложению не подлежат земли лесного фонда, за исключением вышеуказанных.

Что касается уплаты земельного налога за земельные участки, не относящиеся к землям лесного фонда, расположенные под зданиями и сооружениями федеральных государственных учреждений и находящиеся в ведении Рослесхоза, необходимо помнить следующее.

В соответствии с пунктом 15 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах — Кодексом и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах. Однако Лесной кодекс к законодательству о налогах и сборах не относится. Поэтому при применении льгот по земельному налогу следует руководствоваться нормами главы 31 НК РФ.

В главе 31 Кодекса в отношении земельных участков, не относящихся к землям лесного фонда, налоговых льгот не предусмотрено. Значит, налог по таким участкам уплачивается в общеустановленном порядке.

Вправе ли органы муниципальных образований в полном объеме предоставить льготы по земельному налогу отдельным налогоплательщикам?

Представительные органы местного самоуправления устанавливают льготы по местным налогам в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством РФ (п. 1 ст. 64 Бюджетного кодекса). Доходы от местных налогов, в том числе и от земельного, полностью зачисляются в местные бюджеты (ст. 61 Бюджетного кодекса).

Согласно статье 387 Налогового кодекса земельный налог вводится в действие в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Местные органы (законодательные органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога. Нормативными правовыми актами могут быть также введены налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Органы муниципальных образований имеют право предоставлять льготы по земельному налогу в отношении всей суммы налога, зачисляемой в местные бюджеты.

Водные объекты

Подлежат ли налогообложению земельные участки в землях водного фонда, занятые водными объектами, находящимися в собственности граждан и юридических лиц?

Не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда (подп. 5 п. 2 ст. 389 НК РФ). Исключение — земельные участки, занятые обособленными водными объектами.

К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, земли, выделяемые для полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений (ст. 102 Земельного кодекса). Водным объектом в данном случае является сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима (ст. 1 Водного кодекса).

Обособленным водным объектом (замкнутым водоемом) признается небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка.

В России на водные объекты установлена федеральная собственность. Муниципальная и частная собственность допускается только в отношении обособленных водных объектов. Все водные объекты, а также обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), не находящиеся в муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц, считаются федеральной собственностью (ст. 34 и 35 Водного кодекса).

Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством.

Не являются объектом налогообложения только земельные участки в землях водного фонда, ограниченные в обороте и занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда. Между тем земельные участки в землях водного фонда, занятые водными объектами, находящимися в частной собственности граждан и юридических лиц, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Линейные объекты

Как определить налоговую базу по земельному налогу по участкам, находящимся на территории нескольких муниципальных образований?

В главе 31 НК РФ не установлен механизм расчета налоговой базы по земельным участкам, расположенным на территории нескольких муниципальных образований, так называемым линейным объектам (например, железнодорожным путям).

В статье 391 Кодекса предусмотрено, что налоговая база определяется по каждому земельному участку как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом налоговая база исчисляется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, по которым налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Следовательно, при исчислении земельного налога по земельным участкам, расположенным на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база определяется отдельно в отношении площади земельного участка, находящейся на территории соответствующего муниципального образования. Ее величина рассчитывается как доля кадастровой стоимости земельного участка, пропорциональная доле площади, занимаемой земельным участком, на территории муниципального образования.

В данном случае сумма земельного налога не что иное, как произведение налоговой базы, рассчитанной для площади земельного участка, и налоговой ставки, установленной на территории муниципального образования, где этот участок расположен.

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2019 год

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

В соответствии с Законом Московской области № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» настоящий Закон устанавливает базовый размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2019 год (далее - земельные участки).

Статья 2. Порядок установления базового размера арендной платы за земельные участки

1. Значения базового размера арендной платы за земельные участки устанавливаются в соответствии с приложением к настоящему Закону, за исключением случаев, предусмотренных статьями 3-10 настоящего Закона.

2. За земельные участки, неиспользуемые по целевому назначению или используемые с нарушением законодательства Российской Федерации, базовый размер арендной платы устанавливается в двукратном размере. Двукратный базовый размер арендной платы применяется со дня установления факта указанных нарушений.

Статья 3. Базовый размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для сельскохозяйственного использования, в границах населенных пунктов

1. Базовый размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для сельскохозяйственного использования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4 настоящего Закона, устанавливается:

1) в границах города, микрорайона, квартала в размере двадцати процентов от базового размера арендной платы за земли населенных пунктов в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных) соответствующего городского округа, города, микрорайона, квартала;

2) в границах поселков городского типа (рабочих или дачных) в десятикратном размере базового размера арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего муниципального района, городского округа.

2. Базовый размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для сельскохозяйственного использования крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности, в границах сельских населенных пунктов устанавливается равным двукратному базовому размеру арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего муниципального района, городского округа.

Статья 4. Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, частным), а также предоставленные гражданам и их некоммерческим объединениям, в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных)

1. Базовый размер арендной платы за земельные участки в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных):

1) занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, частным);

2) предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства;

3) предоставленные гражданам и их некоммерческим объединениям для индивидуального жилищного строительства, размещения объектов, предназначенных для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, под индивидуальные и кооперативные гаражи,

устанавливается со всей площади земельного участка в размере пяти процентов от базового размера арендной платы за земли населенных пунктов в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных), но не менее 0,92 рубля за квадратный метр.

2. Базовый размер арендной платы за земельные участки в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных), предоставленные гражданам и их некоммерческим объединениям для ведения дачного хозяйства, садоводства, устанавливается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от базового размера арендной платы за земли населенных пунктов в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных), но не менее 0,80 рубля за квадратный метр.

3. Базовый размер арендной платы за земельные участки в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных), предоставленные гражданам и их некоммерческим объединениям для ведения огородничества, устанавливается в размере 0,79 рубля за квадратный метр.

4. Базовый размер арендной платы за земельные участки в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных), предоставленные гражданам для ведения животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями), сенокошения и выпаса скота, устанавливается в размере 0,39 рубля за квадратный метр.

Статья 5. Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель водного фонда

Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель водного фонда устанавливается в соответствии с базовым размером арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего муниципального района, городского округа. В иных случаях базовый размер арендной платы за земельные участки из земель водного фонда устанавливается в размере 462 рубля за гектар.

Статья 6. Базовый размер арендной платы за земельные участки, расположенные в полосе отвода железных дорог

Базовый размер арендной платы за земельные участки, расположенные в полосе отвода железных дорог, взимается с организаций железнодорожного транспорта в размере 2,92 рубля за квадратный метр.

Статья 7. Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель особо охраняемых территорий и объектов, а также за земельные участки, занятые объектами культурного наследия, расположенные на землях иных категорий

Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель особо охраняемых территорий и объектов, а также за земельные участки, занятые объектами культурного наследия, расположенные на землях иных категорий, устанавливается:

1) в границах населенных пунктов в размере 1,91 рубля за квадратный метр;

2) вне границ населенных пунктов в размере 1,60 рубля за квадратный метр.

Статья 8. Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые полигонами твердых бытовых отходов

Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые полигонами твердых бытовых отходов, устанавливается в соответствии с базовым размером арендной платы за земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Статья 9. Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые полигонами (кроме полигонов твердых бытовых отходов), аэродромами, аэропортами и вертодромами

Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые полигонами (кроме полигонов твердых бытовых отходов), аэродромами, аэропортами и вертодромами, устанавливается:

1) на землях населенных пунктов в соответствии с базовым размером арендной платы за земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

Статья 10. Базовый размер арендной платы за нарушенные земли

1. При предоставлении в аренду земельных участков из земель населенных пунктов базовый размер арендной платы за нарушенные земли при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель устанавливается в размере 2,92 рубля за квадратный метр.

2. Для целей настоящего Закона под нарушенными землями понимаются земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности.

Статья 11. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

Губернатор
Московской области А.Ю. Воробьев

« 03 » июля 2018 года
№ 103/2018-ОЗ

Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

ПИСЬМО

[ О налогообложении земельных участков, занятых жилищным фондом]

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по поставленным в нем вопросам сообщает следующее.

1. Разъяснения о налогообложении земельных участков, занятых многоквартирными домами, даны в направленном в ФНС России письме Минфина России от 17.05.2006 N 03-06-02-02/65 , на основании которого юридическое лицо (созданное в форме ЖСК, ТСЖ) признается налогоплательщиком земельного налога только в отношении доли земельного участка, приходящейся на долю площади помещений, принадлежащих юридическому лицу в многоквартирном доме, в общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома. Граждане исполняют обязанность по уплате земельного налога на основании налогового уведомления. При этом налогообложение земельного участка, занятого многоквартирным домом, осуществляется с момента присвоения ему кадастрового номера.

В том случае, если в многоквартирном доме имеются помещения, находящиеся в муниципальной собственности (неприватизированные квартиры и иные помещения), то в отношении доли земельного участка, приходящейся на эти помещения, находящиеся в муниципальной казне, отсутствует налогоплательщик. В случае закрепления муниципальной собственности (земельного участка, доли земельного участка) под многоквартирным домом на праве постоянного (бессрочного) пользования за юридическим лицом, налогоплательщиком земельного налога должна признаваться организация - правообладатель на основании правоустанавливающих документов на земельный участок (доли земельного участка) до государственной регистрации прекращения прав данной организации на земельный участок.

2. Согласно статье 394 Кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

0,3 процента, в частности, в отношении земельных участков:

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;

- предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях" даны понятия таких земельных участков как садовый, огородный и дачный земельные участки, составляющие территорию соответственно садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.

Так, садовый земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).

Огородный земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории).

Дачный земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

Давая отдельные понятия данным земельным участкам, законодатель не отождествляет их друг с другом.

В то же время считаем, если собственником дачного земельного участка зарегистрировано право проживания в жилом доме, возведенном на этом земельном участке, то с учетом положений статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации при исчислении земельного налога в отношении этого дачного земельного участка может быть применена налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 0,3 процента, как для земельного участка, занятого жилищным фондом.

3. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" организацией коммунального комплекса признается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Принимая во внимание данное положение, считаем, что в отношении земельных участков, находящихся у муниципальных унитарных предприятий на праве постоянного (бессрочного) пользования, которые заняты городскими свалками, должна применятся налоговая ставка, установленная для земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

4. В отношении начисления пени за неуплату земельного налога (авансовых платежей) налогоплательщикам, осуществляющим уплату налога (авансовых платежей) на основании налогового уведомления, отмечаем следующее.

В случае, если налоговое уведомление на уплату налога (авансовых платежей) направлено налоговым органом и получено налогоплательщиком в сроки, установленные статьей 52 Кодекса , то есть не позднее 30 дней до наступления установленного нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) срока платежа, то за неуплату налога (авансовых платежей) в установленный срок должна начисляться пеня, начиная со дня, следующего за установленным указанными нормативными правовыми актами (законами) днем уплаты налога (авансовых платежей).

В том случае, если налоговое уведомление на уплату налога (авансовых платежей) направлено налогоплательщику в более поздние сроки, чем установлено статьей 52 Кодекса , в результате чего налогоплательщик не смог исполнить обязанность по уплате налога (авансовых платежей) в сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), то, учитывая нормы пункта 4 статьи 57 , пунктов 3 и 6 статьи 58 (в редакции Федерального закона от 26.07.2006* N 137-ФЗ) Кодекса, налогоплательщик обязан уплатить налог (авансовые платежи) в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, а начисление пени должно осуществляться по истечении одного месяца со дня получения налогового уведомления.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: " от 27.07.2006". - Примечание "КОДЕКС".

5. На основании пункта 1 статьи 394 Кодекса в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства, применяется налоговая ставка, размер которой не может превышать 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.

Если на земельном участке, предназначенном для промышленного производства, кроме промышленных объектов расположены объекты жилищного фонда и объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, то в этом случае исчисление земельного налога в отношении данного земельного участка должно осуществляться с применением двух налоговых ставок. При этом к площади земельного участка, занятой объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, применяется налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, к остальной площади этого земельного участка применяется налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 1,5 процента его кадастровой стоимости.

При этом исходным материалом для определения площади под соответствующими объектами должна быть карта (план) земельного участка, выданная территориальным органом Роснедвижимости.

Если на земельном участке, принадлежащем налогоплательщику на праве собственности и предоставленном для жилищного строительства, кроме объектов жилищного фонда расположены иные объекты, не относящиеся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (например, магазин), то в этом случае при исчислении земельного налога должна применяться налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 0,3 процента кадастровой стоимости, в отношении всего земельного участка.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
М.А.Моторин

Вопрос: Какие ставки земельного налога надо применять по земельным участкам, занятым общежитиями, гостиницами, санаторными учреждениями, дачами? Возможно ли по этим земельным участкам применение налоговой ставки в размере 0,3%, как по жилому фонду? ("Налоговый вестник", 2007, N 3)

"Налоговый вестник", 2007, N 3

Вопрос: Какие ставки земельного налога надо применять по земельным участкам, занятым общежитиями, гостиницами, санаторными учреждениями, дачами? Возможно ли по этим земельным участкам применение налоговой ставки в размере 0,3%, как по жилому фонду?

Ответ: В соответствии с гл. 31 НК РФ ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3% в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Согласно ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) жилые помещения предназначены для проживания граждан. Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора. Размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое.

В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Статья 16 ЖК РФ относит к жилым помещениям в том числе:

1) жилой дом, часть жилого дома. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании;

2) квартиру, которой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Кроме того, ст. ст. 92 - 98 ЖК РФ определены виды жилых помещений специализированного жилищного фонда, к которым относятся:

1) служебные жилые помещения; предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления;

2) жилые помещения в общежитиях; предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения;

3) жилые помещения маневренного фонда; предназначены для временного проживания граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; в результате чрезвычайных обстоятельств и иных случаях, предусмотренных законодательством;

4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг;

5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами; предназначены для временного проживания граждан, признанных в установленном федеральным законом порядке соответственно вынужденными переселенцами и беженцами;

6) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите.

Земельным законодательством определены категории земель.

В частности, согласно ст. 85 ЗК РФ в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

2) общественно-деловым;

3) производственным;

4) инженерных и транспортных инфраструктур;

5) рекреационным;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам.

Таким образом, общежития учебных заведений и иных организаций, предназначенные для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения, также относятся к жилому фонду, и, следовательно, земельные участки, занятые такими объектами, должны облагаться земельным налогом по ставке не более 0,3%.

Если на земельном участке, предназначенном для ведения основной деятельности, находятся не только административное здание, корпуса для занятий со студентами, но и отдельно стоящий объект - общежитие и объекты инженерной инфраструктуры, то по ставке 0,3% облагается земельный участок, непосредственно занятый зданием общежития и объектами инженерной инфраструктуры, то есть за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Статьей 96 ЗК РФ определены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, которые относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, определяются Правительством РФ.

В этой связи земельные участки, занятые санаторно-курортными учреждениями, домами отдыха, летними дачами и дачами круглогодичного проживания, а также гостиницами (в том числе для преподавателей, студентов), летними и зимними базами отдыха, корпусами пионерских лагерей, пригодными для круглогодичного проживания, подлежат обложению земельным налогом по ставке не более 1,5%.

Если на балансе, например, санатория имеются жилые дома, отвечающие признакам, установленным ст. ст. 16 и 92 ЖК РФ, и объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса для обслуживания жилых домов, то организация вправе применять ставку земельного налога в размере не более 0,3% в отношении земель под жилыми домами и вышеуказанными объектами.

Земельные участки под иными находящимися на балансе санатория объектами, предназначенными для ведения основной деятельности, для оказания санаторных услуг (под административными и лечебными зданиями, санаторными корпусами для пребывания граждан и иными объектами), должны облагаться земельным налогом по ставке 1,5%.

Н.А.Гаврилова

Зам. начальника отдела

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Минфина России,

советник налоговой службы

Российской Федерации II ранга

Подписано в печать


еще:
Вопрос: Какие документы подтверждают право организации применять ставку налога в размере 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства? ("Налоговый вестник", 2007, N 3)
Вопрос: Имеет ли право ОАО, имеющее на балансе железнодорожные пути и необходимые для их обслуживания объекты электроснабжения, применять льготу по налогу на имущество организаций согласно п. 11 ст. 381 НК РФ в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью вышеуказанных объектов, по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504? ("Налоговый вестник", 2007, N 3)

(C) сайт. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.

В соответствии с ч.5 ст.8 Закона N 1738-1 (с изменениями и дополнениями) земельный налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), исчисляется в размере 3% от ставок земельного налога, но не менее 6 коп. за 1 кв. м земли в 1997 - 1998-гг., не менее 12 коп. - в 1999 г. и не менее 14,4 коп. - в 2000 г. Согласно п.25 Инструкции N 56 централизованно представляют налоговые декларации (расчеты) государственным налоговым инспекциям и уплачивают земельный налог организации жилищно - коммунального хозяйства (дирекции единого заказчика), на балансе которых находится государственный, муниципальный жилищный фонд и нежилой фонд города. Таким образом, органы жилищно - коммунального хозяйства, на балансе которых находится государственный, муниципальный жилой фонд города, уплачивают земельный налог за земли, занятые этими строениями в размере 3% от установленных ставок, но не менее 6 коп. за 1 кв. м земли в 1997 - 1998 гг., не менее 12 коп. - в 1999 г. и не менее 14,4 коп. - в 2000 г.
За земли, занятые нежилым фондом города, находящимся на балансе органов коммунального хозяйства, уплачивается земельный налог по полным ставкам соответствующих территориально - экономических зон города.
Органы жилищно - коммунального хозяйства представляют в налоговую инспекцию одну сводную налоговую декларацию на все объекты налогообложения с приложением к нему таблицы формы N 3 (Инструкция N 56) об исчисленных суммах налога по землям, занятым государственным, муниципальным жилищным фондом, а также нежилым фондом - отдельно по каждому жилому и нежилому дому, объекту, так как они могут подлежать налогообложению по разным ставкам в связи с их нахождением в разных зонах градостроительной ценности территории города. Если объекты обложения расположены на территории, обслуживаемой несколькими налоговыми органами, то в каждый из них представляется сводная налоговая декларация за те объекты обложения, которые находятся на территории, обслуживаемой этими налоговыми органами.
Пример 1. У дирекции единого заказчика на балансе находится 5 домов, из них 3 дома - жилые.
Территориально - экономическая зона г. Москвы N 3.
Площадь земельного участка, занятого жилыми строениями (3 жилых дома), равна 500 кв. м (0,05 га).
Площадь земельного участка, занятого нежилыми строениями (2 дома), равна 300 кв. м (0,03 га).
Ставка земельного налога в 2000 г. в территориально - экономической зоне N 3 равна 413 323,2 руб./га (172 218 х 2 х х 1,2).
Требуется рассчитать сумму земельного налога за 2000 г.
Расчет земельного налога за 2000 год
1. Поскольку 3%-ная ставка земельного налога в 2000 г. (1 руб. 24 коп. за 1 кв. м земли) более 14,4 коп. за 1 кв. м земли, то сумма земельного налога под жилым фондом рассчитывается следующим образом:
413 323,2 руб./га х 0,03 х 0,05 га = 619 руб. 98 коп.

413 323,2 руб./га х 0,03 га = 12 399 руб. 70 коп.
3. Всего к уплате налога:
619 руб. 98 коп. + 12 399 руб. 70 коп. = 13 019 руб. 68 коп.
Пример 2. У дирекции единого заказчика на балансе находится 11 домов, из них 8 - жилых.
Территориально - экономическая зона г. Москвы N 63.
Площадь земельного участка, занятого жилыми строениями (8 жилых домов), равна 2800 кв. м (0,28 га).
Площадь земельного участка, занятого нежилыми строениями (3 дома), равна 900 кв. м (0,09 га).
Ставка земельного налога в 2000 г. в территориально - экономической зоне N 63 равна 13 387,2 руб./га (5578 х 2 х 1,2).
Требуется рассчитать сумму земельного налога за 2000 г.
Расчет земельного налога за 2000 год
1. Поскольку 3%-ная ставка земельного налога в 2000 г. (4 коп. за 1 кв. м земли) менее 14,4 коп. за 1 кв. м земли, то сумма земельного налога под жилым фондом рассчитывается следующим образом:
0,144 руб./кв. м х 2800 кв. м = 403 руб. 20 коп.
2. Налог за земли, занятые нежилым фондом, рассчитывается следующим образом:
13387,2 руб./га х 0,09 га = 1204 руб. 85 коп.
3. Всего к уплате налога:
403 руб. 20 коп + 1204 руб. 85 коп. = 1608 руб. 05 коп.
Льгот органам жилищно - коммунального хозяйства по земельному налогу законодательством не предусмотрено.
Подписано в печать Г.Рочева
21.06.2000 Советник налоговой службы

III ранга "Финансовая газета", 2000, N 26