Конспект урока математики,презентация на тему "энергосбережение -это не только экономия,а умное потребление". Урок по экономике Потребление, доходы, расходы, уровень жизни.doc - Методическая разработка урока экономики на тему:"Потребление, доходы, расходы

Тема урока
Потребление: доходы, расходы, уровень жизни
Цели урока:
I
1. Добиться понимания учащихся одного из основных понятий
микроэкономики – потребление ­ и обуславливающих его
понятий: доходы, расходы, сбережения, кредит, уровень жизни.
2. Совместно с учащимися выяснить взаимосвязь процессов,
происходящих в домашней мини­экономике, с развитием
национальной экономики, насколько важна экономически
благополучная семья для благополучной экономики страны.
1. Продолжить работу по развитию умений анализа, обобщения,
систематизации учебного материала, извлечения его из различных
источников, в т.ч. Интернета.
2. Формировать умение использовать знания в будущей
профессиональной деятельности. Развивать профессионально
значимые качества.
1. Через самостоятельную творческую работу развивать чувство
ответственности за результаты своей работы, целеустремленность.
2. Осуществлять социализацию личности.
II
III
Оборудование
урока:
I Технические средства – мультимедийный проектор, компьютер.
II Наглядный материал
1. Слайды с понятиями и диаграммами.
2. Наглядные средства, изготовленные учащимися по изучаемым
Ход урока:
Проблема
урока:
проблемам.
I Изучение нового материала
Мудрый русский народ на любой случай имеет меткое словцо: «Родись,
крестись, женись, умирай – за все денежки подай!»
Эта пословица очень хорошо подходит к теме нашего урока:
«Потребление: доходы, расходы, сбережения, кредит».
В центре мира экономики стоит человек, семья. Каждая семья со своей
мини­экономикой ­ это маленькая лодочка, которая плывет в огромный
океан экономики страны по каналу «Потребление». Именно потребление
связывает семейную экономику с экономикой страны.
Поэтому наша задача:
Выяснить:
1. Как эта связь осуществляется на деле?
2. Насколько экономически благополучная семья важна для
экономики страны (и наоборот)?
3. Как уровень развития экономики страны влияет на экономику
семьи?
Данная проблема изображена на доске.

Доходы семьи
Текущие расходы
Сбережения
Наличные средства,
хранящиеся дома
Сбережения в
банке
Рынок
капитала
?
?
По ходу урока вы, слушая ребят, зафиксируете схему в тетради,
закончите ее самостоятельно, ответив на поставленные выше вопросы.
Экономика любой семьи складывается из доходов и расходов. Врагом их
является инфляция, которая влияет на индекс стоимости жизни.
Какую роль в нашей жизни играют сбережения и кредит?
Эти проблемы были для вас уже обозначены и вы провели свои первые
экономические исследования.
Сегодня у нас состоится презентация ваших творческих работ.
В ходе урока:
1. Вы, слушая ребят, записываете в тетрадях новые понятия, вникаете
в их суть, в конце урока вам будет предложен тест;
2. Накапливаете материал для решения проблемного задания;
3. Оцениваете в табличках творческие работы, готовитесь им дать
словесную оценку и оценку в баллах.

Задания для подготовки проектов
(заданы учащимся за 2 недели до презентации).
I «Доходы семьи».
1. Проанализировать доходы семей учащихся своего класса.
Составить диаграмму источников доходов в %.
2. Выяснить источники доходов российских семей, представить
наглядно в виде диаграммы.
3. Проследить с помощью цифровых данных изменились ли источники
доходов россиян за последние 10 лет. Сравнить в диаграммах.
4. Через Интернет выяснить источники доходов американской или
любой европейской семьи.
Сравнить с данными по России. Сделать выводы.
II «Расходы семьи»
1. Изучить статьи расходов семей учащихся своего класса за
несколько лет. Сделать выводы. Оформить графически.
2. Сравнить доходы и расходы нескольких семей и применить закон
Энгеля.
3. Через Интернет выяснить статьи расходов средней американской
семьи. Сравнить со статьями расходов россиян. Применить закон
Энгеля. Сравнения оформить графически.
III «Индекс стоимости жизни. Номинальные и реальные доходы».
1. Выяснить и раскрыть понятия:
­ прожиточный минимум;
­ потребительская корзина;
­ индекс стоимости жизни.
Как они измеряются? Для чего необходимы данные понятия?
2. Сравнить индекс стоимости жизни
­ России и других стран;
­ по регионам России;
­ по Тюменской области.
3. Выяснить номинальные и реальные доходы жителей
Заводоуковского городского округа в сравнении с жителями
других регионов Тюменской области.

IV «Сбережения»
1. Наглядно раскрыть понятия:
­ сбережения
­ процент;
­ облигации;
­ банки;
­ «финансовые пирамиды».
2. Взять интервью у работника банка о вкладах и вкладчиках:
а) какие бывают виды банковских вкладов?
б) Какая наблюдается в настоящее время тенденция (роста или
снижения) банковских вкладов?
3. Почему инфляция является врагом сбережений? Как спасти
сбережения?
V «Потребительский кредит»
1. Наглядно представить:
­ Что такое кредит?
­ Каковы его виды?
2. Представить правила кредитования.
Почему государство поощряет потребительский кредит?
3. Взять интервью у родителей – чем удобен кредит?

    Возраст учащихся: 10 лет

    Продолжительность урока: 45 минут

    Тип урока: Урок систематизации знаний.

    Вид урока: Урок - практикум

    Оборудование: презентация, карточки рыбная кость, тесты

    Ход урока:

    І . Организационный момент.

    Целевая установка. Психологический настрой.

    Необычный день у нас,

    И гостями полон класс

    Что гостям сказать нам надо?

    Видеть вас мы очень рады!

    Чтоб урок прошел прекрасно,

    Хорошо, отлично, классно

    Говорю вам пожеланье:

    Пожелание удачи, пожелание добра

    Пожелание терпенья и, конечно же, уменья

    Повернитесь друг к другу, пожелайте удачи, добра, улыбнитесь.

    Сегодня мы на уроке продолжим работу над умножением и делением чисел оканчивающихся нулями. И конечно же поговорим о энергосбережении. Мы убедимся в том, что энергосбережение- это не только экономия, но и умное потребление. Конечно речь пойдет о электроприборах. Что может сделать каждый из вас для достижения этой цели. И начнем сегодня с вами создавать свой современный энергоэффективный дом.

    Ребята, вы со мной согласитесь

    Что в жизни много интересного,

    Но пока нам неизвестного

    И о многом узнавать.

    А сейчас откройте тетради, запишите число.

    Минутка каллиграфического письма

    1. 103 102 101

    Вам знакомы эти числа? Это номера служб. Каких?

    104- газовая служба

    103- скорая помощь

    102- полиция

    101- пожарная служба

    А сейчас время не ждет, только вперед

    У нас важная работа- устный счет (слайд)

    Ребята, назовите самую ближайшую к Земле звезду? Источник тепла и света? (Солнце)

    Тогда такой вид работы. Я читаю текст о солнце, а вы выписывайте в тетрадь встречающиеся числа.

    Солнце ближайшая к Земле звезда. Это огромное раскаленное тело.

    Диаметр солнца в 109 раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в 333 тысяч раз больше массы Земли. Расстояние от Земли до Солнца 150 млн. км, температура на поверхности Солнца 6 тысяч градусов, а в его центре до 20 миллионов градусов.

    Слайд: Проверьте, если вы всё сделали правильно, то расставьте числа в порядке возрастания

    1. 6000 330000 20000000 150000000

    Назовите число, которое относится к 1 классу единиц, ко 2 классу тысяч, 3 классу миллионов

    330000= 300000+30000 (устно) разложите на разрядные слагаемые.

    Слайд: Вычисли устно :

    20*800= 80*400= 5*7000=

    15*3000= 9000: 300= 12000: 300=

    27000: 9000= 1200*40= 3100*20=

    48000: 6000= 1800*20= 400*100=

    Вспомним умножение и деление на 10, 100, 1000. применяя технику «Рыбная кость»

    У вас на парте лежат карточки.

    - Назовите результат последнего примера . 30

    30- это число нам говорит о том, что грязные окна поглощают 30% солнечного света.

    Вывод: Нужно следить за чистотой окон.

    - Найти значение выражения:

    (36140 - 15*11+27755:7)-39845=95

    95% используется впустую, если зарядное устройство для сотового телефона оставлять включенным в сеть.

    Задача от Киловатика (слайд)

    Телевизор в режиме ожидания за месяц потребляет 9 квт/ч, музыкальный центр- 8 квт/ч, а видеомагнитофон - 4 квт/ч. Сколько всего потребляется энергии тремя приборами в месяц?

    Сколько сэкономим денег за месяц, если мы будем отключать эти приборы, если 1 квт/ч - 13 тенге?

    1. 9+8+4=21 (кВт/ч)
    2. 21*13=273 (тенге)

    Физ.минутка: «Шутка на пол минутки» «Да будет свет!» (сценка)

    Свет в доме как-то тускловат

    Наверно не хватает ватт

    Какой- то слабоватый ток

    Пришел монтер достал платок

    Да будет свет! Сказал монтер и люстру пыльную протер.

    Частушки:

    В голове который день

    Динь- дилень, динь- дилень

    Стенки ходят ходуном,

    Не выдерживает дом.

    Что случилось?- между прочим

    У соседа я спросил.

    Это же электросчетчик

    Выбивается из сил.

    У меня микроволновка,

    Телевизор, ноутбук,

    Холодильник, сушка, плойка,

    Двадцать лампочек, утюг,

    И стиральная машина,

    и компьютер, пылесос…

    Это страшная картина.

    Подаю сигнал я SOS

    Я соседа уважаю,

    Чем смогу, тем помогу.

    Я, конечно, много знаю

    И ему все расскажу.

    Отгадайте загадки, о каких электроприборах сейчас пойдет речь? А как правильно их использовать, мы узнаем, когда решим уравнения.

    1. Он с хоботом резиновым,

    С желудком парусиновым

    Как загудит его мотор,

    Глотает он и пыль и сор

    Но не болеет, не чихает

    (пылесос)

    1. Дом стеклянный пузырек

    А живет в нем огонек

    Днем он спит,

    а как проснется

    Ярким пламенем зажжется

    (лампочка)

    (40000: х)-5800=2200

    40000: х=2200+5800

    1. Закипает изнутри

    И пускает пузыри

    (х*100)+2750=4750

    х*100=4750-2750

    1. Накипь в электрочайнике увеличивает расход энергии на 20%
    2. Заполненный мешок для сбора пыли в пылесосе дает увеличения расхода электроэнергии на 40%
    3. Энергосберегающие лампы могут снизить электропотребление в квартире в 5 раз.

    Работа в группах. Тестовые задания. Задачи на движение. На время

    Я предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат:

    В верхнем углу карточки с тестовыми заданиями видите круг.

    Закрасьте зеленым цветом, если вы уверены в своих силах, желтым- если сомневаетесь, красным цветом- правильность счета.

    Тестовые задания:

    1. Муха летела 15 секунд со скоростью 5 м/с. Какое расстояние она пролетела?
    1. Пешеход за 4 часа прошел 12 км. Вычислите скорость движения пешехода?

    Д) 3 км/мин

    1. Поезд шел со скоростью 80 км/ч и преодолел расстояние 480 км. Сколько времени он находился в пути?

    Совпал ли ваш прогноз с результатом?

    Проверка: Ответ «А»

    А кто знает, что обозначает буква А на электроприборах?

    Класс экономичности: «А», «А+», «А++» (слайд)

    Это прачка автомат

    Нам стирает все подряд

    Как очень просто утеплить пол? Постелить ковер.

    Решить самостоятельно:

    Викторина для энергоэрудитов

    1. Какой бытовой прибор потребляет больше энергии за месяц?

    а) компьютер

    б) холодильник +

    в) стиральная машина- автомат

    г) телевизор

    2. Какая лампа наиболее энергоэффективная?

    1) паяльная

    2) керосиновая

    3) лампа накаливания

    4) светодиодная

    3.При покупке автомобиля для вас главным будет?

    1) в каком году произведен автомобиль?

    2) на каком топливе работает?

    3) какова марка автомобиля?

    4)Сколько топлива потребляет автомобиль?

    Итог урока.

    Урок сегодня был удачный

    Не прошел для вас он зря

    Вы все очень постарались

    Вам понравилось друзья!

    Рефлексия: смайлики (желтые, зеленые, оранжевые). Дети прикрепляют на магнитную доску.

    Д/з стр. 113 № 5,6,7 выбор по желанию.

    Мы- за светлое завтра!

    Мы-за процветающий Казахстан!

    Мы - за энергосбережение!

    Песня на мелодию «Позвони мне»

    Сохраним тепло в домах

    Наших сельских и квартирах

    Чтоб была наша страна

    Всех богаче в целом мире

    Чтобы через много лет,

    Все потомки твердо знали:

    Мы ресурсы сберегли,

    Нет тревоги для Земли.

    Мы иначе не могли.

    Будет меньше пусть машин,

    Больше нефти и бензина.

    Мы природу сохраним-

    В жизни все необратимо.

    Знаем, в наших все руках:

    Что посеем- то пожнем мы.

    Радость светится в глазах

    И улыбка на устах.

    Это все в наших мечтах.

    Литература: интернет - ресурсы

    Список дополнительных материалов и приложений: Презентация

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики,презентация на тему "Энергосбережение -это не только экономия,а умное потребление" »

Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями

Учитель начальных классов

Саумалкольская средняя школа № 1

Кащеева Надежда Ивановна

4 класс


  • Закрепить навык умножения чисел, оканчивающихся нулями; упражняться в решении задач на движение, на нахождение площади фигуры.
  • Развивать навыки устного и письменного счёта, умение сравнивать числа.
  • Воспитывать чувства взаимопомощи; развивать интерес к математике, активность и внимание учащихся.

Энергосбережение

-не экономия,

а умное потребление!


109 330000 150000000 6000 20000000


20 х 800= 80 х 400= 5 х 7000=

15 х 3000= 9000: 300= 12000: 300=

27000: 9000= 1200 х 40 = 2100 х 20=

48000:6000= 1800 х 20= 400 х 100=


Задача от Киловатика

Телевизор – 9 квт.ч в месяц

Музыкальный центр – 8 квт.ч в месяц

Видеомагнитофон – 4 квт.ч в месяц

1 квт.ч – 13 тг.



Класс «А»

самый экономичный

«А+», «А++»


Нам важно будущее планеты Земля!



На данном уроке мы обсудим понятие «потребление», выясним, какие факторы на него влияют. Мы рассмотрим виды потребления, а также узнаем, что может ограничивать наше потребление. В ходе занятия мы получим общее представление о защите прав потребителей в нашем государстве.

Тема: Экономика

Экономисты выделяют два типа потребления. Первое - это производственное потребление, то есть потребление ресурсов, необходимых для производства тех или иных товаров или услуг. Прежде чем мы получим некий конечный продукт, его нужно сделать, для этого производитель затрачивает какие-то ресурсы: энергетические, финансовые, трудовые и прочие. Это и есть суть производственного потребления: употребление ресурсов для производства неких товаров. Второй тип - это непроизводственное потребление, то есть потребление конечного товара, допустим, мобильного телефона или одежды.

Купив телефон, вы можете пользоваться его функциями, но через некоторое время он покажется вам устаревшим. Это анахронизм: он не так отправляет смс-сообщения, не так качественно фотографирует, не имеет тех функций, которые имеют современные телефоны. Производители постоянно предлагают нашему вниманию новые, усовершенствованные товары, убеждают нас, что жизнь с новым товаром станет ещё более комфортной. В итоге мы все постоянно желаем обновить некоторые товары, это бесконечный процесс потребления. Единственным ограничением для наших желаний являются наши материальные возможности . Стоимость товаров неизменно растёт, и, самое главное, постоянно растёт количество предлагаемых товаров. Наши доходы ограничены, иными словами, наши материальные ресурсы ограничены.

Если в обществе благоприятная экономическая ситуация, то есть население богатеет, одновременно с доходностью растёт и потребление. Люди, имеющие излишек средств, конечно, будут эти средства тратить. Однако кто-то может оказаться рачительным хозяином: он будет откладывать часть своих доходов на будущее. Это не означает, что человек будет копить свои богатства просто так, бесцельно, очень мало кто занимается накопительством ради накопительства. Большинство граждан откладывают сбережения для того, чтобы потратить их в будущем на какие-то значительные приобретения. Но так или иначе те средства, которые мы имеем и откладываем, идут на потребление товаров и услуг.

На потребителя и объём потребления влияет целый ряд факторов. Во-первых, это фактор возраста. Люди старшего возраста имеют другие интересы, чем люди младшего возраста в силу особенностей своего развития. Также оказывает влияние культурный уровень развития того или иного общества либо социальной группы. Товары или услуги, которые могут пользоваться успехом у одной категории граждан, могут совершенно не подходить для других. Всё это производитель учитывает, прежде чем предложить тот или иной товар на рынке.

По сути, любой участник общественных отношений является потребителем, и в этом его ценность, потому что без потребления экономическая жизнь государства и общества невозможна. Потребитель в этом смысле - главная шестерёнка, которая крутит эти часы бесконечно. Экономика - это специфический вечный двигатель. Наверняка вы слышали, что по законам физики вечный двигатель изобрести нельзя, потому что, по законам физики, ничто не может существовать вечно. Но экономика - это структура, которая на протяжении всей человеческой истории сопутствовала человеческому обществу. Невозможно жить вне рамок экономической системы. Человек - это главный механизм этого процесса. Без человека экономические отношения невозможны, а, значит, права человека в экономике кто-то должен защищать, и государство в данном случае выступает в роли главного защитника прав потребителя .

Рис. 3. Человек - главный «винтик» экономики ()

Экономисты употребляют понятие «суверенитет потребителя». Суверенитет потребителя - это экономическая свобода потребителя, независимость потребительского права. Каждый потребитель действительно вправе определить тот способ, которым он будет получать доход. Каждый волен изменить уровень своего дохода, сменив работу или найдя дополнительные источники дохода. Повышая свой образовательный уровень, открывая собственный бизнес, мы увеличиваем уровень свои доходов, и одновременно увеличиваем статьи расходов, становимся более значимыми потребителями, нежели ранее.

Не так давно в США произошел скандал. Произошел он из-за того, что в игрушках, продаваемых в одном крупном универмаге, были обнаружены вредные химические вещества на основе фенола. Эти игрушки были завезены из Китая, причём компания-производитель игрушек базировалась в США, но производство перенесла в Китай, поскольку там производство обходится намного дешевле. Однако эта дешевизна в производстве обернулась для компании-производителя гораздо большими расходами, потому что, когда вскрылся факт вредоносности данного товара, на компанию обрушилась вся сила тех структур, которые призваны защищать права потребителей в США. Речь идёт об огромных штрафах.

Дело в том, что американское законодательство очень жестко поступает с производителями, которые выпускают некачественный товар. Американцы считают, что если они приходят покупать некий товар в магазине, то он должен полностью соответствовать их ожиданиям. Даже если мы не заключаем специальный договор по приобретению продукта или услуги, производитель и продавец по умолчанию гарантируют нам заявленное качество данного продукта. Это очень правильный подход, ведь человек, приобретая товар, не должен думать о том, из чего он произведён. Он должен быть уверен, что этот товар безопасен, потому что ему его предложили, он отдал за него свои кровно заработанные деньги. Такая же система складывается и в РФ, потому что наше государство сейчас переживает переходный период. В России существует специальная организация - Роспотребнадзор, которая следит за качеством всех товаров, предлагаемых на рынке. В случае если вскрываются факты поступления на рынок некачественной продукции, эта организация старается с этим бороться.

Права потребителя гарантирует государство. Существуют специальные законы, которые описывают то, на что имеет право потребитель как экономическая единица. Государство следит за тем, чтобы товары, предлагаемые на рынке, были качественными, чтобы они были сертифицированы, то есть соответствовали определённым стандартам. В конечном итоге, если государство не следит за этой сферой, то страдает потребитель. В соответствии с законами РФ потребитель, которому был продан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; замены на товар аналогичной марки; расторжения договора купли-продажи, но не всего вышеизложенного сразу.

Уровень потребления населения - это показатель того, насколько благополучно общество. Если население потребляет большое количество товаров и услуг, тратит на них большие деньги, это означает, что данное общество в экономическом плане процветает. Оно плодотворно развивается и хорошо функционирует, оно будет процветать и в дальнейшем, если не будут допущены стратегические ошибки. Но если такие ошибки всё-таки допущены, тогда экономику ждут большие проблемы.

Одной из главных угроз для экономики любого государства является инфляция. Именно о ней мы и поговорим на нашем следующем занятии.

Список литературы

1. Кравченко А.И. Обществознание 8. - М.: Русское слово.

2. Никитин А.Ф. Обществознание 8. - М.: Дрофа.

3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 8. - М.: Просвещение.

3. Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» ().

Домашнее задание

1. Перечислите факторы, которые влияют на потребление в обществе. Кратко опишите механизм их влияния.

2. Что такое суверенитет потребителя? Какие органы в государстве занимаются защитой прав потребителя?

3. * Согласны ли вы с высказыванием В. Флешье: «Ничто так не раскрывает глубины сердца и характера человека, как его желания»? Свои мысли изложите в виде эссе.

Цель урока: рассмотреть потребление как самый простой компонент валового внутреннего продукта; раскрыть связь между потреблением и доходами, между размерами сбережения и дохода; проанализировать главные факторы в жизни общества, влияющие на потребительские расходы; развивать любознательность; воспитывать бережливость.

Основные понятия: доходы, потребление, сбережения, функции потребления и сбережения, национальные сбережения и норма сбережений.

Тип урока: изучение нового материала.

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Вопросы для дискуссии

1. Охарактеризуйте экономические факторы, определяющие формы распределения национального дохода.

2. Какие факторы влияют на величину доходов населения?

3. Определите черту бедности. Уровень бедности в Украине?

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Потребление и сбережения играют определяющую роль в экономике любой страны. Государства, которые инвестируют значительный процент своих доходов, а потребляют меньше, достигают высоких темпов роста национальной экономики и производительности труда.

И наоборот, те страны, которые потребляют больший процент своих доходов, а инвестируют меньше, развиваются медленнее.

IV. Изучение нового материала

Потребление - это часть дохода в распоряжении, поступающей для покупки товаров и услуг в текущем периоде.

Потребление является самым простым компонентом валового внутреннего продукта, что составляет 66 % совокупных расходов в течение последнего десятилетия. Какие же главные компоненты потребления? Среди его важнейших статей - жилье, транспортные средства, продовольствие и медицинские услуги.

Сбережения - это неспожита часть личного безналогового дохода.

Сбережения - часть дохода в распоряжении, что остается после удовлетворения потребительских нужд и направляется на потребление в будущем.

Оптимальной нормой национального сбережения считают 20-25 %. Между нормой национального сбережения, инвестициями и темпами экономического роста существует тесная взаимосвязь, поэтому каждая страна особое внимание обращает на стимулирование склонности населения, домохозяйств, предприятий к сбережению.

Функция потребления основывается на простой идее, согласно которой поведение потребителя за определенный период связана с величиной его дохода за этот период. Зато гипотеза жизненного цикла рассматривает частных лиц, которые планируют свое поведение в отношении потребления и сбережения на длительные периоды, надеясь как можно лучше распределить потребительские расходы на протяжении всей своей жизни.

Франко Модильяни разработал модель поведения потребителя, которую называют гипотезой жизненного цикла. эта модель основывается на концепции межвременного выбора потребителя, иначе говоря, гипотеза жизненного цикла усматривает в сбережениях результат преимущественно желание частного лица обеспечить себе возможность потреблять в старости. Как видим, эта теория отмечает ряд неожиданных факторов, влияющих на норму сбережений в стране. Например, возрастная структура населения, в принципе, - важный фактор, определяющий поведение величины потребления и сбережения.

Функция потребления имеет вид:

C = aWR + cYL ,

где WR - реальное богатство;

а - предельная склонность к потреблению;

YL - трудовой доход;

с - предельная склонность к потреблению из трудового дохода.

Трудовой доход - это такой доход, который получает рабочая сила, в отличие от дохода, который зарабатывают другие факторы производства, как, скажем, рента за землю или прибыль с капитала.

Сбережения равны доходу за вычетом расходов на потребление:

где NL - количество лет жизни человека;

WL - количество лет труда и зарабатывания дохода;

(NL - WL ) - количество лет, течение которых человек не работает по возрасту.

Из уравнения следует, что сбережения в течение рабочего периода жизни человека равных определенной доле трудового дохода, а числовое значение такой доли - числовому значению доли, которую составляет период, когда человек не работает по возрасту, от жизни в целом.

На рисунке показана схема потребления, сбережения и расходования сбережений за весь период жизни. На протяжении всей жизни поток потребительских расходов С равномерный и составляет вместе (С ∙ NL ). В период жизни, когда человек не работает по возрасту, такие потребительские расходы финансируются за счет сбережений, которые накапливались в течение рабочего периода жизни. Следовательно, заштрихованные отрезки (YL - C ) ∙ WC и C ∙ (NL - WL ) одинаковые или можно сказать так: за счет сбережений в годы работы финансируются расходы в период, когда человек не работает по возрасту.

Из рисунка становится очевидной важная идея теории жизненного цикла потребления. Она заключается в том, что планы потребления составляются так, чтобы достичь одинакового или равномерного уровня потребления путем сбережения в течение периодов высоких доходов и расходования сбережений в периоды низких доходов. Следовательно, это важный отход от рассмотрения потребления лишь как такого, что базируется на текущем доходе. разница является существенной, поскольку в расчетах потребительских расходов на протяжении всего жизненного цикла учитываются доходы, которые будут получены за всю жизнь, а не только текущий доход.

К числу важнейших факторов, которые существенно влияют на потребление и сбережения, кроме текущего дохода, можно также отнести постоянный доход, богатство, социальные факторы и ожидания. Однако из года в год важнейшим определителем изменений в потреблении фактически используемый доход.

Схема потребления, сбережения и расходования сбережений

Развивая гипотезу жизненного цикла потребления и сбережения, мы показываем, что именно определяет величину предельной склонности а и с в уравнении, почему величина богатства должно влиять на величину потребления.

Мультипликатор инвестиций равен: K = 1/(1 - MPC ), где МРС - предельная склонность к потреблению (MPC = C /Y )

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Вопросы для дискуссии

Или правильными являются следующие утверждения?

1) Предельная склонность к потреблению всегда равна предельной склонности к сбережению.

2) С увеличением дохода потребителя доля расходов на продукты питания уменьшается.

3) На объем и динамику сбережений и инвестиций влияют одни и те же факторы.

4) Потребительские расходы не являются более стабильными по сравнению с инвестиционными расходами.

5) Если известна функция потребления, то всегда можно построить функцию сбережения.

6) Рост налогов на доходы граждан и снижает расходы на потребление, и размер сбережений.

7) Ценность денежной единицы в будущем меньше ее ценность сегодня.

8) в Соответствии с традиционными положениями, снижение налогов, которое правительство финансирует за счет увеличения заимствований, не стимулирует увеличение расходов потребителя.

9) Повышение налогов передвигает вниз как функцию потребления, так и функцию сбережения.

10) С ростом реальной процентной ставки стимулы фирм к инвестированию увеличиваются.

Ответы: правильные- 2, 5, 6, 7, 9; неправильные- 1, 3, 4, 8, 10.

Решите задачи

1) Используемый доход равен 500 грн, на потребление тратят 400 грн. С дохода в размере 800 грн величина потребления составляет 600 грн. Вычислите MPC и MPS (предельная склонность к потреблению и сбережению).

2) Текущий используемый доход человека составляет 15 тыс. грн. за год, а имущество - 50 тыс. грн. Предельная склонность к потреблению текущего дохода - 0,8, а имущества - 0,025. Автономное потребление равняется 1000 грн. Вычислите объем потребления лица по кейнсианской функцией потребления и гипотезой жизненного цикла.

3) В национальной экономике является возможность использовать семь инвестиционных проектов.

Объем инвестиций в проекты, млн. грн.

Ежегодный доход на 1000 инвестированных гривен

а) Вычислите целесообразный объем инвестиций по рыночной процентной ставки 20 % за год при условии, что инфляция отсутствует.

б) Вычислите целесообразный объем инвестиций по рыночной процентной ставки 20 %, уровня инфляции - 5 % и налога в размере 25 % ежегодного дохода.

1) MPC = 2/3; MPS = 1/3.

2) Потребление, согласно кейнсианской функции потребления, составляет 13 000 грн., а согласно гипотезе жизненного цикла - 13 250 грн.

3) а) Целесообразный объем инвестиций по рыночной процентной ставке 20 % составит 33 млн. грн. - (4 + 6 +15 + 8). По этой процентной ставки инвестиции в проекты Е, F , G являются неприбыльными, потому что затраты на капитал превышают ежегодный доход на капитал.

б) Целесообразный объем инвестиций составит 10 млн. грн. - (4 + 6). При этих условиях прибыльными являются только проекты А и В. Остальные проекты являются неприбыльными.

VII. Домашнее задание

Проработать теоретический материал.

Графически изобразить динамику сбережений, расходов и доходов населения Украины за период 2001-2011 гг.

Вопрос 1. Каковы потребности человека? Как формируется бюджет в семье? Из чего складывается совокупный бюджет в семье?

Широкую известность получила теория иерархии потребностей Маслоу, современного американского экономиста. Согласно этой теории потребности человека развиваются от низших к высшим, и индивидуум должен сперва удовлетворить потребности низшего порядка для того, чтобы возникли потребности высшего уровня.

Иерархия потребностей по Маслоу включает следующие компоненты:

Физиологические (голод, жажда);

Потребность в безопасности (защита от боли, гнева, страха);

Потребность социальная (любовь, семья, друзья, общение);

Потребность в самоутверждении (самоуважение, престиж, карьера, успех);

Потребность в самоактуализации (реализации способностей, понимании, осмыслении и т.д.).

Бюджет семьи – роспись денежных доходов и расходов семьи, составляемая обычно на месячный срок в виде таблицы, баланс семейных расходов и доходов. При составлении бюджета нужно будет также выписать, сколько поступлений ожидается по каждой статье дохода, чтобы оценить совокупный доход семьи.

Вопрос 2. Что влияет на то, какие товары мы покупаем? Постоянен ли список предметов роскоши? Можно ли замерить благосостояние?

Потребность, нужда - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов.

Список предметов роскоши постоянно изменяется.

Уровень жизни населения можно определить при помощи количественного измерения таких показателей благосостояния: предполагаемая продолжительность жизни при рождении; уровень образования. Сюда входит уровень грамотности населения и средняя продолжительность обучения; величина ВВП, приходящаяся на одного жителя страны.

Вопрос 3. Что влияет на объём и структуру потребительских расходов?

Доходы, спрос и предложение товара в первую очередь, а дальше цена и другие факторы.

Вопрос 4. Какова связь между доходом и потреблением?

Стоимость потребительских расходов ограничена размером дохода человека, семьи. Чем больше доход, тем больше товаров и услуг может приобрести человек или семья. Можно, например, не только удовлетворять потребности в тех или иных вещах, но и ходить в театры, на концерты, в кино. Да и материальные потребности по мере роста благосостояния людей меняются.

В связи с увеличением дохода происходит увеличение потребления, и наоборот, чем меньше доход человека или семьи, тем меньше средств можно тратить на покупку товаров и услуг.

Часть потребительских расходов люди могут производить за счёт сбережений - средств, накопленных для будущего потребления. Сбережения помогают приобрести дорогостоящие товары или услуги, например квартиру, автомобиль, произвести оплату за учёбу в вузе. Помогают сбережения и людям, потерявшим работу или вышедшим на пенсию.

Все люди независимо от их материального положения ограничены в средствах, которые могут тратить на удовлетворение своих потребностей. И каждый человек, даже самый богатый, может оказаться в ситуации, когда не хватает денег на ту или иную покупку. Но для одного это может быть пара сапог, а для другого - острова в океане.

Помимо размеров доходов семьи, на специфику её потребительских расходов влияют:

Состав и возраст членов семьи;

Вкусы, привычки, интересы;

Культурный уровень семьи.

Вопрос 5. Каким образом структура расходов потребителей позволяет характеризовать степень благосостояния граждан той или иной страны?

Бедные потребители первоначально будут приобретать товары первой необходимости (продукты питания) по наиболее низким ценам (хлеб, макароны, но не деликатесы).

Богатые потребители вместе с товарами первой необходимости будут приобретать товары роскоши (машины, ювелирные украшения, часы и т. д.)

Чем больше в структуре предметов роскоши, тем население страны богаче.

Вопрос 6. Может ли школьник вносить личный вклад в совокупные доходы семьи, или же он в силу возраста исключительно потребитель?

Говоря о школьниках как потребителях, можно условно выделить среди них две группы. Первые расходуют часть совокупного семейного дохода, не внося в него никакого собственного вклада. Вторые вносят свой личный вклад в семейный доход, они работают (например, осуществляют мелкий ремонт компьютеров и радиоаппаратуры, присматривают за детьми, покупают продукты пенсионерам, доставляют подписчикам газеты и журналы). Многие из них задумываются над продолжением своего образования после школы. Понятно, что если в школе учиться вполсилы, то в дальнейшем, возможно, придётся тратить значительные средства на оплату дополнительных занятий с преподавателями. Хорошая учёба в школе, таким образом, отражает рациональный подход к семейным средствам и собственным потребностям.

Вопрос 7. Назовите различные виды страховых услуг.

Страхование - экономические отношения, направленные на образование специального фонда средств (страхового фонда) для возмещения разного рода потерь путём выплаты страховых сумм. Оно направлено на защиту имущественных интересов граждан при наступлении страховых случаев. Для получения страховых услуг необходимо заключить договор страхования и приобрести страховой полис, содержащий условия и правила страхования.

В большинстве стран создаются специальные фонды социального страхования, отчисления в которые делаются работниками, предпринимателями и государством. К социальному страхованию относится пенсионное и медицинское страхование. Помимо государственных пенсий, выплачиваемых из средств бюджета, в странах с рыночной экономикой существуют трудовые пенсии. Они выплачиваются за счёт обязательных пенсионных взносов граждан (обязательного пенсионного страхования). Кроме того, существуют и пенсии, выплачиваемые за счёт добровольных отчислений. Воспользовавшись услугами частного пенсионного фонда или страховой компании, можно накопить сумму, которая в старости прибавится к государственной пенсии.

Добровольное и обязательное страхование имеет место и в области здравоохранения. Оно обеспечивает оплату медицинских услуг, оказываемых гражданам.

Помимо обязательного медицинского страхования, обязательным в России стало и страхование автогражданской ответственности. Без страховки этого вида сегодня в России не обходится ни один владелец транспортного средства, будь то физическое лицо или учреждение, организация.

Многие страховые компании предлагают добровольные программы личного страхования. К ним относится страхование жизни, гарантирующее страховые выплаты при травмах, несчастных случаях, и смешанное страхование жизни, сочетающее страхование от несчастного случая со сбережением и накоплением денежных средств. В развитых странах у каждого человека, который думает о своём благополучии, обязательно есть полис смешанного страхования жизни, и, как правило, не один.

Помимо личного страхования, существует добровольное страхование имущества, например квартир, машин, домашнего имущества, загородного жилья от пожаров, затоплений, краж и других рисков.

Вопрос 8. Как защищаются права потребителей в Российской Федерации?

Защита прав потребителей в разных странах имеет свою историю и выражается в законах. Закон «О защите прав потребителей» существует и в России. Он регулирует отношения между потребителями, с одной стороны, и производителями или продавцами - с другой. Согласно Закону потребителю обязательно должны предоставляться, во-первых, все сведения об изготовителе товара и, во-вторых, полная информация о товаре. Причём вся информация должна быть на русском языке, даже если товары импортные.

Следует отметить, что согласно Закону нет таких товаров, которые нельзя вернуть, если возникли претензии к их качеству. Кроме того, в течение двух недель потребитель может обменять или вернуть купленный непродовольственный товар, даже если он надлежащего качества, но ему разонравился. Правда, существует специальный список товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату. Продавцы могут также указать на дефект товара и продать его по сниженной цене. Но если товар оказался ненадлежащего качества и это не было оговорено при покупке, потребитель может заявить о своих законных правах.

Вопрос 9. Как ты понимаешь выражение «жить по средствам»?

Жить по средствам означает больше, чем просто сбалансировать свой бюджет. Это означает осознать разницу между тем, что вам нужно, и тем, что вы хотите. Если вы хотите жить по средствам, вы должны будете внимательно относиться к тому, как вы тратите деньги, но если вы будете правильно это делать, вам совершенно не придется лишать себя тех вещей, которые вам действительно необходимы для счастья.

Вопрос 10. В России доля расходов населения на питание значительно выше, чем в промышленно развитых странах мира. Можно ли по этому показателю судить о благосостоянии её жителей?

Да, можно судить, поскольку в странах с хорошим доходом люди тратят меньше средств на еду, они больше начинают тратить на одежду и развлечения, т.е. на второстепенные потребности.

Вопрос 11. Почему при приобретении товаров длительного пользования (одежда, обувь, бытовая техника и т. д.) потребителю важно взять кассовый чек и проследить, чтобы в паспорте товара были указаны дата покупки, название магазина и поставлена печать?

Что бы потом можно было его вернуть, если он бракованный, но если ты не возьмёшь чек или же в паспорте не будет указано наличие гарантии, то в случае поломки тебе его не починят и не заменят.