Федеральный, региональный и местный бюджет российской федерации. Территориальные финансы и региональные бюджеты

Доходы бюджета представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств.

Формой проявления указанных отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджеты бюджетной системы РФ.

Согласно Бюджетному кодексу РФ под доходами понимаются поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Бюджетный кодекс РФ разделяет все бюджетные доходы на три вида: 1. Налоговые доходы бюджетов, к которым относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

Согласно Бюджетному кодексу РФ к налоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ относятся: налоги на прибыль, доходы; налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации; налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации; налоги на совокупный доход; налоги на имущество; налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами; государственная пошлина; задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам; страховые взносы на обязательное социальное страхование;

Главным инструментом мобилизации денежных средств в бюджет являются налоги. Понятие налога и сбора дается в Налоговом кодексе:

под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований;

под сбором – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоговым кодексом РФ установлен перечень налогов, поступающих в различные бюджеты бюджетной системы РФ: К федеральным налогам и сборам относятся: 1) налог на добавленную стоимость, 2) акцизы, 3) налог на доходы физических лиц, 4) налог на прибыль организаций, 5) налог на добычу полезных ископаемых, 6) водный налог, 7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, 8) государственная пошлина.

К специальным налоговым режимам относятся: 1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), 2) упрощенная система налогообложения, 3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Принадлежность налога к группе федеральных не означает, что данный налог поступает исключительно в федеральный бюджет.

В нашей стране действует веерная модель распределения доходов между уровнями бюджетной системы - наряду с закреплением собственных налогов за каждым бюджетом отдельного уровня бюджетной системы налогов существует механизм долевых отчислений в территориальные бюджеты от общегосударственных доходов и налогов.

Использование данной модели обусловлено резкой дифференциацией уровней экономического и социального развития территорий, а также тем, что при использовании схемы «один бюджет – один налог» территории неизбежно ослабляют внимание к собираемости всего спектра налогов и акцентируются на собираемости «своего» налога.

Например, налог на доходы физических лиц, отнесенный Налоговым кодексом РФ к федеральным, поступает исключительно в бюджеты субъектов (70 %) и местные бюджеты (30 %) ; налог на прибыль организаций, взимаемый по ставке 20 % и отнесенный Налоговым кодексом РФ к федеральным, поступает в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ в пропорции 2: 18 соответственно .

2. Неналоговые доходы бюджетов. Согласно Бюджетному кодексу РФ к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ относятся: доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг, оказываемых казенными учреждениями; доходы от продажи имущества; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, конфискации, компенсации, возмещение ущерба; прочие неналоговые доходы.

3. Безвозмездные поступления в бюджеты. Согласно Бюджетному поступлениям относятся: кодексу РФ к безвозмездным безвозмездные поступления от нерезидентов; безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ; безвозмездные поступления (муниципальных) организаций; от государственных безвозмездные поступления от негосударственных организаций; безвозмездные поступления от наднациональных организаций; прочие безвозмездные поступления.

Согласно Бюджетному кодексу в России к собственным доходам бюджетов относятся: 1. Налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах. 2. Неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. 3. Доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

Все доходы, поступающие в бюджеты бюджетной системы РФ, подлежат администрированию, т. е. контролю со стороны соответствующих ведомств, называемых администраторами доходов бюджетов.

Под администратором доходов бюджета понимается орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ.

Территориальные финансы (региональные финансы) — это денежные фонды административно-территориальных единиц.

Рассредоточение административной ответственности, передача и закрепление за различными уровнями власти полномочий сдвигают процесс принятия решения на нижние уровни власти.

Рис. 38. Распределение доходов между бюджетами различных уровней и основные направления их финансирования

В унитарном государстве нижестоящие органы власти полностью подотчетны центральному правительству. Их возможности по формированию и использованию финансовых средств ограничены рамками, устанавливаемыми центральным правительством. В странах с федеративным типом государства региональные финансы отличаются более сложной структурой и автономностью каждого элемента.

К территориальным финансам в федеративном государстве относятся:

  • финансы членов Федерации;
  • финансы местных органов власти, предприятий местного подчинения, муниципалитетов.

Местные финансы включают самый многочисленный перечень территориальных единиц. Эти финансы имеют свои особенности:

  • региональные финансы выполняют свои функции и существуют не для всего общества, а лишь для определенной его части, проживающей на конкретной территории;
  • объем ресурсов, аккумулируемых в фондах местных органов власти, зависит от отведенных им полномочий и их обязанностей;
  • региональные финансы участвуют в перераспределении собранных ресурсов по наиболее важным для территорий направлениям;

Региональные финансы приближены к потребностям конкретного режима.

Структура региональных финансов современного государства

Региональный бюджет выступает основным централизованным денежным фондом на территории, из которого происходит финансирование территориальных потребностей.

Основные финансовые средства территорий могут быть представлены следующим образом (рис. 39):

Территориальные бюджеты — основная составляющая местных финансов. Региональный бюджет финансирует предприятия местного подчинения, определяет уровень обязательных инвестиций в регионе. Через эти бюджеты реализуется социальная политика, балансируются потребности экономической и социальной сфер.

Внебюджетные фонды территорий образуются по решениям соответствующих органов власти и расходуются в строгом соответствии со своим целевым назначением на экономические и социально-территориальные нужды. Внебюджетные фонды территорий — особая форма образования и использования финансовых ресурсов: средства, проходящие через них, вообще не отражаются в бюджете .

Источником региональных финансов являются также ресурсы хозяйствующих субъектов. Источниками финансовых ресурсов в данном случае служат: часть прибыли муниципальных предприятий; выручка бюджетных учреждений от оказания платных услуг на территории в области здравоохранения, образования, сдачи в аренду муниципальной собственности.

Заемные средства — еще одна составная часть финансов территорий (рис. 40).

Рис. 40. Структура заемных средств территориальных бюджетов

В разных странах заемные средства в территориальных финансах используются по-разному (рис. 41):

Рис. 41. Распределение источников заемных средств в территориальных бюджетах развитых стран

Принципы формирования и исполнения территориальных бюджетов

Бюджетная деятельность местных органов власти должна быть подчинена определенным принципам, которые содержат фундаментальные требования к образованию и исполнению этих бюджетов.

Принцип единства бюджета означает, что все доходы должны поступать на единый балансовый счет и точно также расходоваться с него по строго установленным направлениям.

Принцип самостоятельности местных бюджетов означает, что любое территориальное образование составляет свой бюджет в рамках имеющихся у него полномочий.

Принцип сбалансированности территориального бюджета означает, что его доходы и расходы должны быть равными по объемам.

Принцип целевой направленности расходования средств означает, что средства территориальных и местных бюджетов могут расходоваться строго по целевому назначению, утвержденному местными и центральными органами власти.

Система доходов региональных бюджетов

Собственные доходы бюджета — это доходы, которые полностью или частично закреплены на постоянной основе за определенным уровнем бюджетной системы.

Территориальные налоги делятся на региональные и местные.

Отчисления от налогов, перераспределяемые по установленным нормативам в порядке бюджетного регулирования, называются регулирующими налогами.

Основную часть доходов регионального бюджета составляют налоги (до 60-70%), а также сборы, закрепленные за данным бюджетом и имеющие постоянный и обязательный характер. В зависимости от количества уровней территориального управления налоги делятся на региональные и местные.

К региональным налогам относятся средства, собранные в обязательном и безвозмездном порядке и полностью поступающие в региональные бюджеты.

Первостепенность государственных интересов над региональными обусловливает закрепление за нижестоящими бюджетами наименее значительных по объему и периодичности сбора налоговых источников, которые зачастую не могут в полном объеме профинансировать их расходную часть. Поэтому возникает потребность в перераспределении между бюджетами поступлений от наиболее значимых по объемам и стабильных налогов, которые поступают в централизованный (общегосударственный) бюджет. Отчисление налогов по нормативам, выраженным в процентах, из централизованного бюджета в нижестоящие называется бюджетным регулированием .

Назначение собственных и регулирующих налогов в разных национальных законодательствах различно. Однако в целом систему налоговых доходов в территориальных бюджетах можно представить следующим образом
(рис. 42):

Рис. 42. Система налоговых доходов региональных и местных бюджетов

Доля собственных налогов в доходах территориальных бюджетов невысока.

Значение собственных налогов в доходной части территориального бюджета невелико: не выше 5% от общей доходной базы. Основной из собственных налогов — транспортный . Кроме того, к собственным налогам относят налог с продаж, который распространяется на розничную торговлю, или же им облагается валовой доход предприятий розничной торговли.

Подоходный налог с граждан добавляет в налоговую доходную базу до 20% от ее общего объема. Местные налоги составляют существенную долю всех налоговых поступлений в территориаль-ные финансы (рис. 43):

Рис. 43. Доля местных налогов в региональных бюджетах развитых стран

Неналоговые доходы отражают реальные возможности местных органов власти управлять принадлежащей им собственностью.

Все местные налоги можно подразделить на поимущественные и на налоги на определенные виды деятельности . Объектом поимущественного дохода являются земля, строительство и другая недвижимость. К налогам на определенные виды деятельности можно отнести налог на предпринимательскую деятельность, а также профессиональную и артистическую.

Другой источник поступления средств в территориальные бюджеты — неналоговые доходы . К традиционным источникам неналоговых доходов относят доходы от управления госсобственностью (сдача в аренду госимущества и земли; дивиденды от использования госимущества, а также по акциям, принадлежащим государству) и доходы от ее продажи — приватизации госимущества. Кроме того, значительную часть в неналоговых доходах могут занимать штрафы и пени, выручка от оказания ведомственными структурами платных услуг.

Межбюджетные поступления нужны для сбалансирования бюджетов территорий.

Межбюджетные платежи имеют чисто перераспределительный характер, и поскольку они проходят трансфертом через централизованный бюджет, то их еще называют межбюджетные трансферты . Межбюджетные трансферты предназначены для передачи права расходования средств от бюджета высшего уровня к бюджету низшего уровня. Обусловленные субсидии предназначены для оказания помощи бюджетам-получателям при выполнении последними строго оговоренных условий для решения определенных задач. Такой вид трансфертов называют еще целевым грантом , или субвенцией . Безусловные субсидии представляют собой перераспределение ресурсов в нижестоящие бюджеты и называются дотациями , или блок-грантами (рис. 44).

Рис. 44. Система финансирования нижестоящего бюджета вышестоящим

Система расходов территориальных бюджетов

Объем расходов любой территории связан с полномочиями местных органов власти.

Доля дотаций и субвенций в территориальных финансах (расходах) определяется как налоговым потенциалом территории, так и объемом закрепленных за ней полномочий по финансированию обязательных расходов.

При определении объема расходов госбюджета важно правильно определить объем текущих услуг , оказываемых территориальными финансами. Объем расходов, которые должны быть профинансированы территорией в обязательном порядке, − это расходы на удовлетворение собственных потребностей. Эта часть расходов должна финансироваться исключительно за счет собственных, а не регулирующих доходов.

Система расходов территориального бюджета представлена на рис. 45.

Рис. 45. Система расходов территориального бюджета

Обязательные расходы территорий — это те денежные средства, которые тратятся по утвержденным центральным правительством направлениям. К таким расходам относятся выделения средств для социального обслуживания граждан (жилище, здравоохранение, образование, транспорт и т. п.).

Дискреционные расходы — это денежные средства, которые тратятся территориальными администрациями в соответствии с утвержденными направлениями, но по собственному усмотрению. К ним относятся:

  • управление;
  • охрана правопорядка;
  • дорожное хозяйство;
  • образование;
  • жилищно-коммунальное хозяйство и развитие территорий;
  • здравоохранение и окружающая среда;
  • социальные нужды;
  • культура, спорт, досуг;
  • уборка улиц;
  • пожарная охрана;
  • сбор и утилизация отходов.

Значение территориальных финансов в современной экономике

Эффективное выполнение властными структурами своих функций предполагает четкое разделение их полномочий. Понятно, что реализация такой функции власти, как обороноспособность страны, может быть возложена только на федеральные власти. В то же время развитие инфраструктуры городов и населенных пунктов, а также оказание социальной помощи населению эффективно лишь на муниципальном уровне.

Таким образом, на федеральном уровне концентрируются функции властных структур, связанные с реализацией государственных интересов в целом. На региональном и, в частности, муниципальном уровне осуществляется концентрация функций, обеспечивающих интересы конкретных граждан. К этим интересам относится реализация прав на образование, здравоохранение, социальную защиту.

Структура органов власти предопределяет структуру , ее разделение на федеральные, региональные (субъектов Федерации) и местные финансы.

Региональные финансы (территориальные финансы) — это фонды денежных средств, формируемые административно-территориальными единицами для обеспечения выполнения своих полномочий.

Возникновение и развитие региональных финансов связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, в ходе функционирования институтов власти стало очевидным, что конкретные расходы целесообразно осуществлять на конкретном уровне управления. Например, из центра невозможно определить расходы на ремонт дорог и озеленение улиц, на оказание адресной социальной помощи гражданам.

Во-вторых, развитие региональных финансов связано с федеральным принципом построения государства.

В государствах с различным типом устройства (унитарных или федеральных) территориальные органы власти обладают разными полномочиями. Это отражается на объемах контролируемых ими финансовых ресурсов. В унитарных государствах все ресурсы концентрируются на верхнем уровне управления. В федеральных государствах территориальные органы власти обладают существенными полномочиями и контролируют значительные финансовые ресурсы.

Общей тенденцией мирового развития является увеличение полномочий территориальных властей и рост объема финансовых ресурсов, которыми они обладают. Эта тенденция связана, во-первых, с расширением демократических начал в жизни общества; во-вторых, с необходимостью обеспечения высокой эффективности сбора бюджетных доходов и осуществления расходов.

Региональные финансы позволяют решать локальные экономические и социальные задачи конкретных регионов. Объем их ресурсов определяется их полномочиями, установленными в законодательном порядке.

Финансы конкретной территории отражают ее специфические особенности, как в собираемых доходах, так и в расходах. Так, на уровне территорий легче определить оптимальное соотношение между налогами на доходы и имущество; проще оптимизировать социальные расходы по конкретным получателям помощи. Территории могут активно участвовать в программах поддержки малого бизнеса и занятости населения, в частности, выдавать льготные кредиты быстро развивающимся предприятиям.

Одна из главных задач муниципальных образований, требующих значительных финансовых ресурсов, — это благоустройство территорий, строительство дорог, защита окружающей среды. На муниципальном уровне в основном финансируется система образования, а также жилищно-коммунальная сфера.

Таким образом, на уровне территорий осуществляются расходы, касающиеся непосредственных интересов конкретного человека.

Систему финансов конкретной территории составляют и . Бюджет является основой территориальных финансов.

Бюджет субъекта Федерации — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации.

Бюджет субъекта Федерации и сумма бюджетов местного самоуправления составляют консолидированный бюджет субъекта Федерации.

Территориальные внебюджетные фонды образуются по решениям соответствующих органов власти и расходуются по целевому назначению.

По экономике на тему:

Федеральный, региональный и местный бюджет РФ

Выполнил:

Ученик 9А класса

Хаматдинов Рамиль


Федеральный бюджет России

бюджет доход местный региональный

Федеральный бюджет РФ - основной финансовый план правительства России на текущий финансовый год, имеющий силу закона.

Бюджетный процесс

В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 1 октября текущего года. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ.

Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях (внесены изменения в Кодекс). В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. Госдума может отклонить проект бюджета; в этом случае формируется согласительная комиссия совместно с правительством. Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам, а в третьем - по подразделам. После принятия федерального бюджета Госдумой он утверждается Советом Федерации и подписывается Президентом РФ.

До 2002 в процессе принятия федерального бюджета депутатам удавалось существенно увеличить некоторые его расходные статьи (как правило, социальные). В последние годы бюджет принимается в том виде, в каком он был внесён правительством.

Параметры федерального бюджета

Расходы на оборону и безопасность в федеральном бюджете в последние годы возрастают опережающими темпами (млрд. руб.)

За последние годы наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные с добычей и экспортом полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.). В частности, в 2008 году федеральный бюджет России на 50 % сформирован нефтегазовыми доходами (в 2006 году доля нефтегазовых доходов составила свыше половины, в 2003 году - лишь четверть в общей массе поступлений).

В расходах за последние 5 лет наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в связи с урезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность. Частично это объясняется увеличением госаппарата (в 2005, согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11 % или на 143 тыс. чел.) Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга).

Федеральный бюджет на 2005 был принят по доходам в сумме 3 трлн 326 млрд руб., по расходам - 3 трлн 48 млрд руб. Реальное исполнение составило 5 трлн 125 млрд руб. по доходам и 3 трлн 539 млрд руб. по расходам. Доходы федерального бюджета в 2005 составили 23,7 % ВВП, что стало рекордным значением за последние 8 лет (доходы консолидированного бюджета РФ составили 35,1 % ВВП, а с учётом доходов пенсионного и др. внебюджетных фондов - 42 % ВВП).

Согласно федеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета на 2006 были скорректированы; в соответствии с данными изменениями, бюджет утвержден по расходам в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей, по доходам - в сумме 6 170 484 600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей.

19 декабря 2006 г. Президент РФ подписал Федеральный закон от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год", по которому расходы федерального бюджета должны иметь показатель 5463,5 млрд руб., доходы - 6965,3 млрд руб. Уровень инфляции установлен в размере 6,5 - 8,0 %.

23 ноября 2007 г. был принят Федеральный закон 267-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2007 год", который значительно скорректировал доходы и расходы бюджета 2007 года. Расходы увеличивались до 6531,4 млрд руб. (на 19,6%), доходы - до 7443,9 млрд руб (на 6,9%).

В 2007 году был впервые сформирован так называемый "трехлетний" бюджет на 2008 - 2010 гг. 24 июля 2007 года был подписан Федеральный закон № 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов". Он содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет.

В частности, в законе указывались следующие прогнозируемые характеристики федерального бюджета:

Доходы - 6644,4 млрд руб.

Расходы - 6570,3 млрд руб.

Доходы - 7465,4 млрд руб.

Расходы - 7451,2 млрд руб.

Доходы - 8090,0 млрд руб.

Расходы - 8090,0 млрд руб.

Местный бюджет

Местный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории "публичные финансы".

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении:

формировании денежных доходов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти; распределении этих фондов между отраслями народного хозяйства на территории местного самоуправления: контроле за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы РФ заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки.

Доходы

Доходы местных бюджетов также как и доходы других уровней бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов. К последним относятся доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления. Кроме того в местные бюджеты поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; ассигнования на финансирование реализации местными органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

Расходы

Расходы местных бюджетов связаны прежде всего с планами экономического и социального развития соответствующих территорий. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местного бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

Формирование муниципальной собственности и управление ею;

Организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой коммуникации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

Организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

Муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

Благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

Организация утилизации и переработки бытовых отходов;

Организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;

Обеспечение противопожарной безопасности;

Охрана окружающей среды на территории муниципальных образований;

Реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

Обслуживание и погашение муниципального долга;

Целевое дотирование населения;

Проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Более половины всех расходов местных бюджетов идут на социально-культурные мероприятия: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и др. Наряду с понятием местного бюджета используется понятие консолидированного бюджета муниципального района, который включает бюджет муниципального образования и бюджет поселений.

За рубежом также используется местный бюджет для решения задач социально-экономического развития территорий.

Региональный бюджет

Региональные бюджеты - центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации. В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

В последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется. Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ. В соответствии с Законом РСФСР Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР от 10 октября 1991 г. и рядом других законов и постановлений правительства РФ, государственная система России была коренным образом перестроена.

В настоящее время она включает три звена - федеральный бюджет - бюджеты субъектов РФ - местные бюджеты. Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. В зависимости от государственного устройства страны различают в унитарном едином государстве- доходы центрального государственного бюджета и доходы местных бюджетов в федеральном союзном государстве эти два вида доходов дополняются доходами бюджетов членов федерации.

До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они занимали более 90 общей суммы доходов бюджета и в основном состояли из двух платежей- налога с оборота и платежей из прибыли. Такая система просуществовала с 1930 по 1990 год. Веденные в 1980-е гг. нормативные платежи из прибыли в виде платы за производственные фонды, за трудовые ресурсы и другие уже не смогли изменить систему платежей, и она продолжала ориентироваться на индивидуальные результаты деятельности отдельных предприятий.

В условиях действующей системы налогообложения перед прежней системой платежей состоят в том, что для всех юр. и физ. лиц, независимо от видов собственности и ее организационно-правовых форм хозяйствования, установлены единые налоги, после уплаты которых, они могут распоряжаться прибылью доходом по своему усмотрению.

Налоговые льготы должны быть едиными для всех юр. лиц. Налоговая реформа в РФ осуществлена в соответствии с Законом Об основной налоговой системе в РФ принят 27 декабря 1981 г Этот Закон определяет принципы построения налоговой системы и ее структуры. В зависимости от органа, который взимает налог и его использует, различают - федеральные налоги - региональные налоги - местные налоги.

Рассмотрим только три основных налога, которые являются и регулирующими т.е. часть их в виде процентных отчислений направляется в бюджеты других уровней и основной долей доходов в бюджете- это Налог на прибыль, НДС налог на добавленную стоимость и Подоходный налог с физических лиц ПН. Причем Налог на прибыль и ПН - прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части дохода налогоплательщика, а НДС - косвенный включаемый в цену товаров и услуг, он полностью оплачивается его потребителями. НДС Один из самых важных налогов в современной налоговой системе России.

Он взимается с 1 января 1992 г. на всей территории России в соответствии с Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г. Этот налог представляет собой изъятия части прироста стоимости, создаваемой на всех стадиях производства товара, выполненных работ, оказания услуг, в бюджет по мере реализации товара работ, услуг. НДС заменил два ранее действовавших налога налог с продаж, введенный Указом Президента СССР от 29 декабря 1990 г. Они функционировали в условиях жесткого государственного контроля над ценами.

НДС выгодно отличается от своих предшественников он более эффективен, чем налог с оборота, т.к. охватывает товарооборот на всех стадиях он менее обременителен для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь оборот, а лишь прирост стоимости. Сейчас ставка НДС составляет 20. Деление его производится следующим образом 75 - в федеральный бюджет 25 - в бюджет субъектов федерации.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ Он взимается с юр. лиц с 1 января 1992 г. Объектом обложения является валовая прибыль убыток от реализации продукции работ, услуг прибыль убыток от реализации ОФ и иного имущества доходы расходы от внереализационных операций. Прибыль убыток от реализации продукции работ, услуг определяется как разница между выручкой от продажи продукции работ, услуг без НДС, а также затратами на производства и реализацию, включаемых в себестоимость продукции. Ставка налога на прибыль предприятий и организаций в 1994 г. установлена в размере 13 для федерального бюджета.

Органы государственной власти субъектов РФ получили право самостоятельно определять ставку налога на прибыль, зачисляемого в свои бюджеты, но не более 22 для предприятий и организаций и не более 30 для банков и страховых организаций. ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ с физических лиц Плательщиками которого выступают все граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Объектом обложения служит их совокупный доход, полученный в календарном году из любых источников на территории РФ. При этом в состав облагаемого дохода включаются как натуральные, так и денежные доходы в рублях и иностранной валюте.

Для ослабления тяжести подоходного обложения предусматривается широкая система налоговых льгот, которые исключаются из облагаемого дохода. Не подлежат обложению государственные пособия по социальному страхованию, все виды пенсий, алименты и некоторые другие доходы. Вместо необлагаемого минимума действуют особая льгота, в соответствии с которой из совокупного годового дохода исключается доход, равной определенной кратности минимальной месячной оплаты труда.

Доходы в год Сумма налоговых отчислений руб. руб. до 120 12 от 1201-240 144000020 с суммы превыш. 120 от 2401-360 384000025 с суммы превыш. 240 от 3601-480 684000030 с суммы превыш. 360 от 4801 и выше 1044000035 с суммы превыш. 480 Деление ПН производится в соответствии с Постановлением О Федеральном бюджете на 1995, 1996, 1997 гг. в размере 199519961997в федеральный бюджет1010-в бюджет субъектов РФ9090100 Итак наша модель доходов Федерального и Регионального бюджета будет выглядеть следующим образом Bft NftPftGft Brt NrtPrt Grt где B - это доходы бюджета N - сумма НДС P- сумма отчислений Налога с прибыли и G - Подоходного налога.

Индексы - f и r -обозначают соответственно принадлежность к федеральному и региональному бюджетам, а t - зависимость от времени. 3. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ Один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу определенных социальных групп населению.

В финансовой системе РФ государственные внебюджетные фонды возникли в соответствии с Законом РСФСР Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР от 10 октября 1991 г. Главная причина возникновения внебюджетных фондов - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества в специальную группу и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов федерации и местного самоуправления.

Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение. Обычно наименования фонда отражает направление использование средств. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ Образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность в соответствии с законодательством в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения.

Важнейший принцип любого пенсионного фонда - солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределением средств во времени нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние возьмут обеспечение нынешних и в пространстве - где бы человек не жил даже за границей, он своим трудом и прошлыми соц. отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Страховые тарифы взносов установлены в следующих размерах для работодателей по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям 28 -предприятия, учреждения, организации 1 -от дохода работающих. ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ Вторым по значению социальным фондом является фонд социального страхования РФ, который действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992г. Создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств фонда социального страхования, как и пенсионного фонда, является автономным и строго целевым. Предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного лечения-оздоровления трудящихся и членов их семей, а также других целей.

Положение о Фонде социального страхования РФ утверждено Постановлением Правительства от 12 февраля 1994г. К основным задачам Фонда, кроме обеспечения гарантированных государством пособий относятся участие в разработке и рационализации государственных программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального страхования.

Норматив отчислений юридических лиц в Фонд установлен в размере 5,4 по отношению к начисленной оплаты труда по всем основаниям расчет такой же как и в Пенсионный фонд. Рабочие в этот Фонд ничего не платят.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РФ Образован в соответствии с Законом РСФСР от 19 апреля 1991г. Он создан для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Порядок образования и расходования средств определяется Положением о Государственном фонде занятости от 6 июня 1993г. Этот Фонд формируется за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работающих, ассигнований из федерального бюджета РФ и бюджетов субъектов Федерации.

Страховой тариф взносов в Фонд для юр. лиц установлен в размере 1,5 по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям. Освобождены - инвалиды, религиозные объединения и т.д. ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РФ Образован в соответствии с Законом Об обязательном медицинском страховании граждан в РСФСР от 28 июня 1991г. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения.

Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников. Средства Фонда используют на оплату медицинских услуг, представляемых гражданам, а также на мед. науку, мед. программы и другие цели. Он формируется за счет страховых взносов и бюджетных ассигнований. Плательщиками выступают предприятия, организации и учреждения независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан студенты, дети, пенсионеры.

Тариф страховых взносов определяется верховной законодательной властью по представлении Правительства РФ. Он составляет 3,6 по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям. VBtSWt, где VBt- доходы Внебюджетных фондов, которые зависят от времени S - все отчисления во внебюджетные фонды Wt - Фонд заработной платы. 4. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ Теперь рассмотрим доходы населения, они состоят из заработной платы, пенсий, пособий и стипендии HtW-GtZ , где Ht - доходы населения, изменяемые во времени W-Gt - заработная плата с вычетом подоходного налога Z- все социальные пособия.

За период проведения реформ произошло значительное по своим масштабам сокращение реального уровня основных традиционных видов доходов населения заработной платы, пенсий, пособий и стипендий.

В реальном выражении эти доходы составляют менее половины от дореформенного 1991г. уровня. Оскудение фактического содержания этих видов доходов происходило в течении всего реформированного периода из-за опережающего роста потребительских цен и сокращения объема производимых товаров и услуг. За годы реформирования не удалось создать адекватный состоянию экономики механизм регулирования доходов, прежде всего государственное их регулирования посредством соц. гарантий, налогов и ценообразования.

На гарантируемые государством минимальную зарплату и минимальные пенсии вряд ли можно прожить более 3-4 дней. Система налогообложения направлена на изъятие значительной части доходов в бюджет и не преследует целей обеспечения соц. справедливости и стимулирование трудовых вкладов и именно поэтому ее легко обходят, она не обеспечивает необходимых бюджетных поступлений. Согласно данным за 1996г минимальная зарплата составляла всего 16-20 от прожиточного минимума, рассчитанного по методологии Минтруда РФ, в прежней экономической системе она превышала его почти вдвое.

Экономическое содержание минимальной зарплаты как соц. гарантии сократились почти в 10 раз при неизменной продолжительности рабочего дня. Никаким спадом экономики, никаким экономическим кризисом подобное снижение обеспечить невозможно. Оставаясь по форме соц. гарантией, минимальная зарплата перестала быть таковой по сути, что, между прочим, находится в прямом противоречии с Конституцией РФ. Эта ситуация нуждается в коренном изменении.

Необходимо принять срочные меры к тому, чтобы в ближайшие полтора- два года поднять уровень минимальной зарплаты до величины прожиточного минимума, рассчитываемого по методике Минтруда РФ, а в последующее два года довести экономическое содержание минимальной зарплаты до подреформенного уровня. Глава 2 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В нормально развитом государстве доходы производителей, населения и государства должны не замораживаться, а направляться на развитие экономики.

Имеющиеся инвестиционные ресурсы должны в первую очередь направляться в те сферы экономики, которые располагают высокими технологиями и имеют конкурентные преимущества на мировых рынках. Далее, они должны пойти на поддержку малого бизнеса, где срок окупаемости намного меньше, на увеличение жилищного строительства. Эти так называемые точки роста позволяют повысить эффективность инвестиций, создать инвестиционный спрос, обновить основной капитал. Тогда сработает кумулятивный эффект инвестирования быстрое увеличение выпуска продукции обновленным производством начнет покрывать возросший платежеспособный спрос само капитальное строительство начнет создавать финансовые источники для новых инвестиций расширяющееся производство обеспечит формирование дополнительных доходов, за счет которых можно снизить бюджетный дефицит и увеличить потребление населения.

В конечном счете это будет содействовать созданию реальных предпосылок для устойчивого экономического роста.

Наряду с прямой финансовой поддержкой проектов, обеспечивающих развитие точек роста экономики, важнейшей задачей будет создания благоприятных условий для инвесторов посредством принятия и корректировки законодательных и нормативных актов. Зарубежный опыт свидетельствует, что накопления бизнеса и сбережения населения является главными источниками финансирования инвестиционного процесса, а государство играет подчиненную роль. В западных странах амортизация, в том числе ускоренная, рассматривается, как важнейший источник инвестиционных средств компаний.

Следует иметь в виду, что в развитых странах практикуется увязка в единую систему налоговых отчислений от прибыли предприятия, нормативов и методов амортизации в том числе ускоренной, льгот по инвестиционному кредиту и затрат на НИОКР, ставок налогообложения физических лиц. Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства, социальных мероприятий и налоговую политику.

Например, при уменьшении налоговых ставок у производителей появляются свободные средства, которые могут использоваться как инвестиции, такого же результата можно добиться используя методы ускоренной амортизации или введением льгот по инвестиционному кредиту. Налоговые сборы позволяют государству иметь возможность для инвестирования в отрасли, требующие ускоренного развития экономики, и также развивать инфраструктуру, что очень важно для развития экономики.

Следует отметить, что в России в условиях административно-командной системы эффективность использования гос. средств на финансирование народного хозяйства была низкой. Росло незавершенное строительство, увеличивался объем неустановленного оборудования, в том числе импортного. Были подорваны основы хозрасчетной деятельности предприятий средства высокорентабельных предприятий изымались и перераспределялись в пользу убыточных производств финансовые права были урезаны, что не позволяло им принимать оперативные решения, направленные на получение высоких финансово-хозяйственных результатов.

В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка всей системы финансовых отношений в народном хозяйстве. Предприятия стали обладать реальной финансовой независимостью. самостоятельно распределяются выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка.

Свобода от мелочной опеки со стороны государства, вместе с тем резко повысилась их ответственность за экономические и финансовые результаты работы. Государственные финансы, прежде всего бюджетная система, путем соответственного направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение НТП, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Доходы экономики РФ

Это можно представить в виде следующей схемы 1. ДОХОДЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ Финансы предприятий составляют основу финансовой системы. При участии финансов.. Доходы производителей можно представить в виде записи RtDt- EtWt1SAt Dt-Ct.. Выручка от реализации зависит от количества производимых товаров услуг, работ и от их цен, и чем больше эти два..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: