Индекс глобальной конкурентоспособности. Рейтинг "Глобальная конкурентоспособность". Досье

  • Тема 3 Влияние глобализации экономики на международные экономические отношения
  • Глава 4. Транснационализация мировой экономики и интеграция в нее российских тнк.
  • Глава 5. Международная конкурентоспособность государств. Теория м.Портера.
  • 5.1. Понятие международной конкурентоспособности.
  • 5.2. Теория международной конкурентоспособности м. Портера.
  • Стадии развития конкурентного государств.
  • Глава 6. Новые подходы к проблеме мировой конкурентоспособности.
  • 6.1. Необходимость оценки микроконкурентоспособности страны.
  • Российскую экономику, согласно этой методике, относя ко 2ой стадии развития, движимой эффективностью.
  • 6.3.Критика современных методик оценки конкурентоспособности.
  • Раздел 2. Структура современного мирового рынка. Конъюнктура и ценообразование на мировых товарных рынках в условиях глобальной конкуренции.
  • Тема 1. Изменение конъюнктуры и конъюнктуро-образующих факторов мирового рынка
  • 2.1.1 Изменение конъюнктуры и конъюнктурообразующих факторов мировых товарных рынков.
  • Тема 2.2. Особенности ценообразования на мировых товарных рынках.
  • Обратите внимание
  • Раздел 3. Международная торговля товарами
  • Глава 3.1 Изменение в динамике и структуре международной торговли в условиях глобальной конкуренции
  • Глава 3.2. Государственное и международное регулирование внешней торговли. Роль вто. Особенности внешнеторговой политики основных участников мировой торговли.
  • 3.2.1.Государственное регулирование внешней торговли.
  • Глава 3.1.Эволюция внешнеторговой политики России в 1990-2007-е гг.
  • Раздел 4. Новые тенденции в формах торговли услугами.
  • Тема 4.1. Изменения в формах торговли услугами.
  • 4.1.1. Сущность, виды и роль услуг.
  • Раздел 1 - Предпринимательские услуги, разделенные на 46 групп.
  • Раздел 2 – Телекоммуникационные услуги (25 групп).
  • Раздел 1у – Дистрибьюторские услуги (5 групп).
  • Раздел 1х – Туристские услуги (4 группы).
  • 4.1.2. Формы торговли услугами и их эволюция.
  • 4.1.3. Мировая торговля услугами в 1980-2000-е годы.
  • 4.1.4. Регулирование торговли услугами на национальном и международном уровнях
  • Глава 4.2.Международный обмен технологиями и информацией. Трипс.
  • 4.2.1. Понятие и роль технологий и информации в мировой экономике.
  • 4.2.2. Каналы и формы обмена технологиями. Технологический платежный баланс.
  • 4.2.3. Международная торговля продукцией высоких технологий и информационных технологий
  • 4.2.5.Регулирование технологий на национальном и многостороннем уровнях
  • Раздел 5. Изменения в международном движении
  • Глава 5.1. Тенденции и формы движения капитала в условиях глобализации экономики
  • 5.1.1. Сущность и формы международного движения капитала в условиях глобализации экономики.
  • По характеру использования Предпринимательский капитал Ссудный капитал
  • По направлению Финансовые вложения в зарубежные активы
  • Среднесрочный капитал
  • 5.1.2. Влияние глобализации экономики на распределение прямых и портфельных иностранных инвестиций.
  • 5.1.3. Участие России в международном движении капитала
  • Глава 5.2. Международное регулирование движения капитала и
  • 5.2.1. Основные направления регулирования международного движения капитала в условиях глобализации экономики.
  • 2001-2006 Годы.
  • Глава 5.3. Свободные экономические зоны в мировой экономике и особые экономические зоны в России.
  • Глава 5.4. Изменения в офшорном бизнесе и его роль в мировой экономике.
  • 5.5. Внешний долг и формы его урегулирования в глобальной экономике.
  • 5.5.1. Сущность внешнего долга и пути его формирования.
  • 5.6.2. Проблемы управления внешним долгом.
  • 5.6.3. Проблемы урегулирования внешней задолженности.
  • 5.6.4. Россия на рынке внешних заимствований.
  • 01 Января 2008г95.
  • Раздел 6. Валютно-финансовые фактора международных
  • Экономических отношений
  • Тема 6.1. Влияние международных расчетов и валютного курса на
  • Международные экономические отношения.
  • 6.1.2. Валютный курс и мировой валютный рынок.
  • 6.1.3. Валютная политика.
  • 6.1.4 Мировая валютная система в условиях глобализации экономики.
  • Тема 6.2.. «Платежный баланс и его значение для участия страны в
  • 6.2.1.Особенности платежных балансов стран с развитой экономикой и России: методология составления и структура.
  • 6.2.2. Регулирование платежного баланса.
  • Раздел 7. Регионализация и интеграция в международных экономических отношениях
  • Тема 7.1. Условия и предпосылки международной интеграции.
  • 7.1.1. Сущность и предпосылки международной экономической интеграции
  • 7.1.2. Основные формы региональной интеграции.
  • 7.1.3. Показатели и цели региональной экономической интеграции.
  • Тема 7.2. Особенности современного интеграционного процесса в мировом хозяйстве. «Новый регионализм» и глобализация экономики
  • 7.2.1. Соотношение глобализации и «открытого регионализма»
  • 7.2.2. Проявления нового регионализма и мегарегиональная интеграция в глобальной экономике.
  • Раздел 8. Изменение роли международных экономических организаций в регулировании международных экономических отношений
  • Глава 8.1. Основные направления экономической деятельности оон и ее роль в многостороннем экономическом сотрудничестве.
  • Глава 8.2. Место международных валютно-кредитных организаций и банков в системе международных экономических отношений.
  • 8.2.1. Международный валютный фонд.
  • 8.2.2. Экономическая и правовая основа принятия решений.
  • 8.2.3. Использование ресурсов мвф.
  • 8.2.3. Группа Всемирного банка.
  • 21.3. Валютно-кредитные организации ес.
  • Глава 8.3. Роль международного сотрудничества ведущих стран мира. Деятельность «Группы восьми» и участие России в международных экономических организациях.
  • 21 См. Материалы научно-практической конференции "Качество - инструмент повышения конкурентоспособности",06.09.2005,http://www.Invur.Ru/conf_cach4/index.Php?
  • 29Конкурентоспособность России растет // Финам 10.05.07 http://www.Newizv.Ru/print/69050
  • 90 Россия готова досрочно вернуть долг Германии// http://lenta.Ru/news/2006/04/27/paris/
  • 94 Россия даст денег Парижскому клубу//Финанс, 2006. № 16 (153).
  • Глава 5. Международная конкурентоспособность государств. Теория м.Портера.

    В данной главе рассматриваются понятие и роль международной конкурентоспособности государств, пути ее повышения в глобальной экономике. При изложении материала данной темы, основное внимание следует акцентировать на эволюции понятия «конкурентоспособность» в процессе углубления международного разделения труда и интернационализации производства. Раскрывается теория М. Портера, обосновывающая роль производительности для повышения конкурентоспособности государства в зависимости от используемых факторов и стадии развития экономики. Обращается внимание на углубление неоклассической трехфакторной модели Хекшера-Олина в условиях научно-технической революции и перехода экономики на инновационный путь развития.

    5.1. Понятие международной конкурентоспособности.

    В условиях глобализации экономики все более важное значение приобретает международная конкурентоспособность государств, которая тесно связана со способностью товаров, отраслей, корпораций, конкурировать на мировом уровне.

    Понятие конкурентоспособности может быть раскрыто применительно к различным экономическим субъектам:

      конкурентоспособность товара

      конкурентоспособность товаропроизводителя (или фирмы)

      отраслевая конкурентоспособность

      конкурентоспособность стран

    Это важно

    Под конкурентоспособностью товара понимается комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик товара, определяющих его успех, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. 16 В свою очередь при оценке конкурентоспособности стран и отраслей во внимание принимается способность конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар.

    По мере углубления международного разделения труда вопрос о том за счет чего достигается конкурентоспособность государств становится все более важным. Вслед за А.Смитом, который в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1768г.) , определил четыре начальных фактора – земля, капитал, природные богатства и труд, обусловливающие абсолютные преимущества государств в международной торговле, важный вклад разработку теории конкурентоспособности внес Д. Рикардо (1772-1823), обосновавший в труде «Начала политической экономии и податного обложения» понятие сравнительных преимуществ государств, ставшее основой международной торговли. Ключевая идея о том, что национальные экономики не только получают прибыль от абсолютных преимуществ с точки зрения создания себестоимости, была дополнена выводом о том, что при обмене товарами и услугами выигрывают обе страны, участвующие в международном обмене. Следствием теории сравнительных преимуществ является вывод, что с точки зрения долгосрочных интересов стран важно учитывать не только текущие выигрыши и убытки, но и перспективы обретения в будущем конкурентоспособности на мировом рынке. Другими словами текущие убытки могут быть не только компенсированы, но и перекрыты будущей выгодой.

    Мировая практика подтвердила гениальные выводы Д.Рикардо, которые в начале ХХ в. получили развитие в работах шведских экономистов Хекшера и Олина, обосновавших возникновение преимуществ у стран в международном разделении труда преобладанием у них того или иного фактора производства – земли, капитала, трудовых ресурсов. Вывод о том, что те факторы, которые избыточны стоят сравнительно дешевле и, следовательно, их выгодно вывозить, обменивая на продукцию, производимую с использованием дефицитных факторов производства долгое время был основой для организации эффективной внешней торговли стран.

    Однако в условиях научно-технического прогресса страны не всегда следовали трех-факторной модели Хекшера-Олина. Так, например США ввозили капиталоемкую продукцию, несмотря на наличие у них избыточных капиталов. Это исключение из общего правила получило название «парадокс Леонтьева» по имени американского экономиста, лауреата Нобелевской премии Василия Леонтьева, описавшего необычную ситуацию с помощью разработанного им межотраслевого баланса США. Однако на основе активного внедрения достижений науки и техники США воспользовались другим фактором – высоко развитым научно-техническим потенциалом и наличием высококвалифицированных работников.

    Таким образом, переход от индустриальной стадии развития мировой экономики к постиндустриальной, углубление международного разделения труда, сопровождающееся ростом интернационализации производства и либерализацией движения капиталов делают проблему достижения международной конкурентоспособность все более важной для каждого государства. Обратите внимание

    В условиях углубления международного разделения труда и определенной специализации на мировом рынке страны стремятся создавать условия для повышения их конкурентоспособности за счет роста рентабельности производства, уровня производительности труда, расширения инновационной деятельности, совершенствования стратегического планирования и управления фирмой, адаптивности (способность быстро реагировать на меняющиеся рыночные условия) к требованиям рынка и др.

    В частности, в США наиболее конкурентоспособными отраслями являются авиационная и аэрокосмическая, точное приборостроение, уникальное машиностроение, автомобилестроение, производство суперкомпьютеров и разработка программного обеспечения. Среди основных отраслей промышленности Японии наиболее конкурентоспособны на мировом рынке - электронная и электротехническая, автомобильная, судостроение, роботостроение и др. Новые индустриальные страны Азии (Республика Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Таиланд) создали конкурентоспособные отрасли по производству товаров массового потребления (одежда, обувь, бытовая электроника и др.), а также наукоемких изделий (электронные компоненты, персональные компьютеры, микроЭВМ, периферийное оборудование и др.) и все успешнее конкурируют с аналогичной продукцией Японии и стран Западной Европы. В свою очередь новым индустриальным странам Азии все большую конкуренцию на мировых рынках оказывает продукция аналогичных отраслей Китая и Индии, которые имеют сильные ценовые конкурентные преимущества.

    Стремление повысить международную конкурентоспособность проявляется при разработке экономической политики различных стран. В самом общем виде международную конкурентоспособность стран определила Комиссия по вопросам конкурентоспособности при президенте США, созданная в 1985г., которая в качестве основной цели обозначила способность страны в условиях свободных и справедливых рыночных условий производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка и реализация которых увеличивает благосостояние страны.

    В условиях все большей либерализации трансграничного перемещения факторов производства уровень международной конкурентоспособности страны во многом зависит от повышения качества жизни. Поэтому в 1992г. Национальный Совет по политике конкурентоспособности США понятие международной конкурентоспособности определил, как способность страны производить товары и услуги, которые отвечают требованиям спроса на мировых рынках, в то же время, обеспечивая гражданам высокий уровень жизни и возможности его сохранения в течение длительного времени.

    Различные стороны конкурентоспособности являются темой обсуждения и научных разработок в различных странах мира. Одной из первых стран, в которых вопросы международной и национальной конкурентоспособности становятся достижением общественности, стала Великобритания, где издана «Белая книга», в которой, как и в докладе для правительства Великобритании в качестве основы конкурентоспособности выделены знания, обеспечивающие новое качество экономики страны.

    Комплексный подход при оценке международной позиции страны использует Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (в 1996г), с позиций поддержки способности компаний, предприятий регионов, стран и наднациональных регионов сохранять, в условиях открытости для международной конкуренции высокий уровень показателей дохода и занятости населения. В официальном определении ОЭСР конкурентоспособность определяется, как «степень, в которой страна может при условии свободных и честных рыночных отношений производить товары и услуги, способные удовлетворять требованиям международных рынков, и одновременно поддерживать и повышать в течение длительного времени реальные доходы своего населения» 17 .

    Значимость проблемы повышения международной конкурентоспособности подчеркивает функционирование трех основных центров по изучению конкурентоспособности стран. Первый из них - Институт стратегии и конкурентоспособности при Гарвардском университете (США). В данном институте, который возглавляет профессор Майкл Портер, изучают преимущественно конкурентоспособность в корпоративной плоскости. Два других центра располагаются в Швейцарии. Один из них - Всемирный экономический форум (ВЭФ) - находится в Давосе и осуществляет «Программу глобальной конкурентоспособности». Другой -в Международном институте развития менеджмента (МИРМ) в Лозанне. Эти институты составляют рейтинги конкурентоспособности стран и регионов. Отчеты, по глобальной конкурентоспособности, продуцируемые ими служат ориентиром для многих крупных предпринимателей и политиков, помогают определить слабые и сильные стороны той или иной национальной экономики с целью повышения международной конкурентоспособности. Данные отчеты так же дают сигналы для инвесторов о вкладах в ту или иную экономику. Это интересно

    Главное же различие в методологических подходах Давосского ВЭФ и Лозаннского МИРМ состоит как в различных определениях понятия конкурентоспособности, так и в показателях при исследовании мировой карты конкурентоспособности.

    Так, на Всемирном экономическом форуме в докладе «Глобальная конкурентоспособность» в 1996г. выделана способность страны добиваться высоких темпов увеличения среднедушевого прироста ВВП. В ежегодных докладах ВЭФ глобальная конкурентоспособность оценивается как «результат взаимодействия комплекса политических и институциональных факторов, определяющих уровень эффективности национальной экономики и перспектив ее процветания» 18 .

    А во Всемирном ежегоднике по вопросам конкурентоспособности (2003г.), который издается МИРМ, выделяется сфера экономических знаний, как национальная основа создавать и поддерживать условия, обеспечивающие предприятиям возможность получать дополнительную стоимость и более высокий уровень благосостояния населения. Такому подходу соответствует стратегия стран-членов Европейского союза, которые в 2001г. приняли Лисабонскую декларацию и определили, что основой экономической политики до 2010 г. должно стать создание экономики, основанной на знаниях, способной к устойчивому экономическому росту и созданию большего количества рабочих мест, с более высоким качеством 19 . Усиление социальной направленности экономического развития, связывание его с уровнем и качеством жизни людей, с оценкой национального «человеческого капитала» становится определяющим при характеристике положения стран в мировой экономике и при определении их международной конкурентоспособности в условиях глобализации экономики.

    Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) - это глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю экономической конкурентоспособности. Рассчитан по методике Всемирного экономического форума (World Economic Forum), основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса руководителей компаний - обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнёрских организаций - ведущих исследовательских институтов и организаций в странах, анализируемых в отчёте. Исследование проводится с 2004 года и на данный момент представляет наиболее полный комплекс показателей конкурентоспособности по различным странам мира.

    Всемирный экономический форум определяет национальную конкурентоспособность как способность страны и её институтов обеспечивать стабильные темпы экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе. Авторы исследования подчёркивают, что страны с высокими показателями национальной конкурентоспособности, как правило, обеспечивают более высокий уровень благосостояния своих граждан. Предполагается, что Индекс должен использоваться государствами, которые стремятся к ликвидации препятствий на пути экономического развития и конкурентоспособности, в качестве инструмента для анализа проблемных моментов в их экономической политике и разработки стратегий по достижению устойчивого экономического прогресса.

    Представители Всемирного экономического форума указывают, что конкурентоспособность национальных экономик определяется многочисленными и весьма разноплановыми факторами. Так, на состояние экономики отрицательное влияние оказывают неэффективное управление государственными финансами и высокая инфляция, а положительный эффект могут оказать защита прав интеллектуальной собственности, развитая судебная система и другие меры. Наряду с институциональными факторами решающее значение могут иметь образование и повышение квалификации рабочей силы, постоянный доступ к новым знаниям и технологиям. Факторы, определяющие конкурентоспособность экономики, по-разному влияют на экономические системы стран мира в зависимости от стартовых условий и текущего уровня развития. Очевидно, что и сами факторы изменяются с течением времени.

    В исследовании представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) и Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI). В настоящее время основным средством обобщённой оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности, созданный для Всемирного экономического форума профессором Колумбийского университета Ксавье Сала-и-Мартином (Xavier Sala-i-Martin, Columbia University) и впервые опубликованный в 2004 году.

    Индекс глобальной конкурентоспособности составлен из 113 переменных, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Совокупность переменных на две трети состоит из результатов глобального опроса руководителей компаний (чтобы охватить широкий круг факторов, влияющих на бизнес-климат в исследуемых странах), а на одну треть из общедоступных источников (статистические данные и результаты исследований, осуществляемых на регулярной основе международными организациями). Все переменные объединены в 12 контрольных показателей, определяющих национальную конкурентоспособность:

    1. Качество институтов.
    2. Инфраструктура.
    3. Макроэкономическая стабильность.
    4. Здоровье и начальное образование.
    5. Высшее образование и профессиональная подготовка.
    6. Эффективность рынка товаров и услуг.
    7. Эффективность рынка труда.
    8. Развитость финансового рынка.
    9. Уровень технологического развития.
    10. Размер внутреннего рынка.
    11. Конкурентоспособность компаний.
    12. Инновационный потенциал.

    Выбор именно этих переменных обусловлен теоретическими и эмпирическими исследованиями, причём ни один фактор не в состоянии в одиночку обеспечить конкурентоспособность экономики. Так, эффект от увеличения расходов на образование может быть снижен по причине неэффективности рынка рабочей силы, прочих недостатков институциональной структуры и, как следствие, отсутствия у выпускников учебных заведений возможности быть соответствующим образом трудоустроенными. Попытки улучшить макроэкономическую среду, например, оптимизировать контроль над государственными финансами, будут удачными только при должной прозрачности системы управления финансами, отсутствии коррупции и масштабных нарушений. Предприниматели будут внедрять новые технологии только в том случае, если потенциальная прибыль превысит необходимые инвестиции. Таким образом, согласно выводам Всемирного экономического форума, наиболее конкурентоспособными являются экономики тех стран, которые в состоянии проводить всеобъемлющую политику, учитывать весь спектр факторов и взаимосвязи между ними.

    Эксперты при составлении Индекса принимают во внимание то, что экономики разных стран мира находятся на разных этапах своего развития. Значение отдельных факторов роста конкурентоспособности страны связано со стартовыми условиями, или с институциональными и структурными характеристиками, позволяющими позиционировать государство по отношению к другим странам сквозь призму развития. Исследователи постоянно совершенствуют методологию расчёта Индекса для того, чтобы он оставался адекватным инструментом измерения уровня конкурентоспособности в постоянно меняющейся глобальной среде.

    Подробное описание методологии формирования Индекса и источников данных для него приводится в ежегодном докладе Всемирного экономического форума по результатам очередного сравнительного исследования. Для каждой из экономик, охваченных исследованием, отчёт содержит детальные описания страны и национальной экономики с подробными итогами по общей позиции в рейтинге и по наиболее выдающимся конкурентным преимуществам и недостаткам, которые были выявлены на основании анализа, используемого для расчёта Индекса. Включен также подробный статистический раздел с таблицами рейтингов по различным индикаторам. В отчёте содержится подробный обзор сильных и слабых сторон конкурентоспособности стран, что делает возможным определение приоритетных областей для формулирования политики экономического развития и ключевых реформ. Как правило, в доклад также включены тематические разделы, посвящённые более детальному исследованию ряда стран и регионов.

    Введение

    В современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения.

    Целью работы является определение понятия национальной конкурентоспособности в мировом сообществе.

    Для достижения поставленной цели в работе следует выполнить следующие задачи:

      на основе теоретического положения определить сущность национальной конкурентоспособности;

      предложить пути повышения конкурентоспособности РФ в мире.

      Понятие национальной конкурентоспособности

    До настоящего времени нет внятной теории, объясняющей суть национальной конкурентоспособности. Более того, не существует даже общепринятого определения термина конкурентоспособности применительно к стране. Если понятие конкурентоспособной компании достаточно ясное, этого не скажешь о понятии конкурентоспособной страны, так как ни одна страна в мире не в состоянии быть конкурентоспособной во всех или хотя бы в большинстве отраслей.

    Рассмотрев множество концепций международной конкуренции, следует выделить одну единственную и разумную концепцию на национальном уровне - это производительность. Основная цель любого государства состоит в достижении высокого и постоянно растущего уровня жизни своих граждан. Способность реализовать эту цель зависит от производительности, которую, в свою очередь, обеспечивают задействованные трудовые ресурсы и капитал страны.

    Производительность - это объем продукции, производимый единицей затраченного труда или капитала. Она зависит от качества и свойств продукции (определяющих цену, которую можно на нее установить), а также от эффективности производства. Производительность является главным показателем, определяющим долгосрочный уровень жизни в стране, от которого зависит доход на душу населения. Уровень жизни в конкретной стране зависит от способности национальных компаний достичь высокого уровня производительности и продолжать это повышение. Неуклонный рост производительности требует постоянного развития экономики.

    То, как условия в стране указывают фирмам путь или вынуждают их распознавать изменения структуры и реагировать на них, крайне важно для понимания "моделей успеха" в международной конкуренции.

    Наличие в стране базы для компании мирового уровня оказывает сильное положительное воздействие на смежные отрасли, тем самым, давая дополнительные преимущества национальной экономике. Для приобретения и поддержания конкурентоспособности на мировом уровне национальные компании должны постоянно совершенствовать производство в уже существующих отраслях посредством повышения качества продукции, придания ей желательных потребительских свойств, совершенствования технологии изготовления продукции и повышения эффективности производства. Они должны развивать необходимые качества для конкуренции во все более усложняющихся промышленных сегментов, производительность в которых, бывает обычно высокой. И, наконец, они должны развить способность к конкуренции в принципиально новых сложных отраслях.

    По данным агентства экономической информации «ПРАЙМ-ТАСС» на 30 сентября 2010года, о рейтинге конкурентоспособности: «Профиль России экстремально стабилен».

    Швейцария сохранила первое место в рейтинге глобальной конкурентоспособности стран Всемирного экономического Форума на 2010-2011 гг. США упали на две позиции, заняв четвертую позицию рейтинга, и уступают место Швеции и Сингапуру. Германия поднялась на две строчки до пятого места и лидирует в Еврозоне.

    Китай добрался до 27 места - Поднебесная продолжает лидировать среди стран с развивающимися экономиками, набрав "два очка" в этом году.

    В первой десятке - Япония, Финляндия, Нидерланды, Дания и Канада. Россия продемонстрировала завидное постоянство, заняв 63-место в рейтинге из 139 стран. Та же позиция была у России и в прошлом году. Хорошо это или плохо?

    Как отмечают эксперты, конкурентоспособность российской экономики в последние годы в абсолютном смысле изменилась мало, а в относительном - несколько снизилась.

    Из членов СНГ единственной страной, оказавшейся выше России в рейтинге, стал Азербайджан. Он находится на 57-й строчке, что означает потерю 6 позиций по сравнению с прошлым рейтингом. Казахстан занял 72-е место, Украина - 89-е, Молдавия - 94-е, Армения - 98-е, Таджикистан - 116-е, Киргизия - 121-е. Среди стран бывшего Советского Союза, не входящих в СНГ, Эстония расположилась на 33-й строчке, Литва - на 47-й, Латвия - на 70-й, Грузия - на 90-й.

    Стоит отметить, что в основу масштабного исследования, ежегодно проводимого аналитиками ВЭФ совместно с ведущими исследовательскими институтами, легла обработка общедоступных данных и опроса 13,5 тыс. руководителей компаний в 139 странах. Анкета разработана таким образом, чтобы учесть широкий круг факторов - в общей сложности 110 индикаторов, влияющих на бизнес-климат.

    Позиция в рейтинге конкурентоспособности определяется ВЭФ исходя из 12 индексов, и лишь 3 показателя можно назвать конкурентными преимуществами России, по остальным 9 наша страна конкурентно уступает. 12 слагаемых конкурентоспособности играют разную роль на разных стадиях экономического развития, поясняют в Strategy Partners - компании-партнере ВЭФ в рамках программы. Таких стадий три: экономика, движимая факторами, экономика, движимая эффективностью, и экономика, движимая инновациями.

    Россия - во второй "лиге", вместе с Аргентиной, Бразилией, Китаем, Малайзией, Мексикой и ЮАР.

    Среди преимуществ - инфраструктура, размер рынка, высшее образование и профессиональная подготовка, а среди недостатков- общественные институты, и макроэкономическая среда-здесь, по словам партнера компании Strategy Partners и координатора программы ВЭФ Алексея Праздничных заметно сильное ухудшение, по большей части связанное с кризисом.

    Плохи российские дела также в таких областях, как здоровье и начальное образование, что фактически означает, что из базовых условий, обозначенных в качестве оснований для функционирования "экономики факторов" в России работает лишь инфраструктура.

    Среди факторов формирующих эффективную экономику - экономику второй "лиги" - эффективность рынка труда и услуг, развитость финансового рынка, высшее образование и профессиональная подготовка, технологический уровень и размер рынка. Здесь, как уже было отмечено, у России отмечается положительная динамика в двух областях.

    Что касается инновационной экономики, то ее определяют конкурентоспособность компаний и инновационный потенциал. И по одной, и по другой позиции у России низкие оценки.

    Как отмечают эксперты Strategy Partners, в рейтинге ключевых проблем для развития бизнеса в России не произошло никаких изменений: как и в прошлом году, основным барьером бизнес назвал коррупцию, на втором месте - проблема с доступом к финансированию, третьим по величине барьером является налоговое регулирование.

    "Профиль России экстремально стабилен", - отметил А.Праздничных в беседе с журналистами.

    Тем не менее, "4 И"- Институты, Инфраструктура, Инвестиции и Инновации - выдвинутые нынешним президентом России в 2008г. в качестве приоритетов экономического развития, все еще остаются актуальными, - говорит эксперт. Концентрация усилий на этих направлениях позволит существенно улучшить позиции России в рейтинге и достичь результатов в привлечении иностранных инвестиций".

    При этом наша страна остро нуждается в прямых иностранных инвестициях, не столько по причине нехватки собственных средств, сколько для технологической модернизации.

    В 2005-2008г.г. Россия привлекала большие объемы ПИИ, однако в 2009г. этот рост приостановился.

    При этом инвестиция инвестиции - рознь, и мотивы вложений в экономику России имеют четко выраженную нефтегазовую окраску. Эта тенденция будет продолжаться в обозримом будущем, так как потребности России в инвестициях для освоения новых месторождений исчисляются триллионами рублей, - отмечают Strategy Partners.

    В том, что между уровнем конкурентоспособности и привлечением прямых инвестиций существует зависимость, несложно убедиться: на ее наличие указывают результаты статистического анализа.

    Анализ, учитывающий степень обеспеченности стран природными ресурсами, показывает, что уровень прямых инвестиций в России очень близко соответствует уровню конкурентоспособности национальной экономики. Таким образом, оценки инвестиционной привлекательности нашей страны стоит признать объективными - страна не является ни недооцененной, ни переоцененной иностранными инвесторами.

    Понятно, что наибольшая конкурентная борьба разворачивается за инвестиции типа, условно названного "доступ к компетенции" - это инвестиции в создание платформы для последующего экспорта или интеграции по причине низких издержек или инновационного потенциала. В структуре накопленных российских инвестиций на конец 2009г. этот тип занимает 9%, увеличившись с 1% в 2005г. Неконкурентной средой является область инвестиций в добычу природных ресурсов и инвестиций в "локальные сектора" - торговля и услуги.

    В 2005г. 59% накопленных инвестиций приходилось на природные ресурсы, и 39% - на локальный сектор. В 2009г. ситуация изменилась - сектор торговли за 4 года начал серьезно доминировать, заняв 74% всех инвестиций, оставив 17% - сектору природных ресурсов.

    В любом случае, привлечение ПИ для российской экономики - это не предмет выбора, а вопрос выживания, отмечают в Strategy Partners. Для этого необходимо предпринять меры по повышению конкурентоспособности национальной экономики.

    "В группе БРИК "скачет" Китай, а на втором месте по скорости - Индия", - отмечает А.Праздничных. На третьем месте - Бразилия. В Латинской Америке лидирует Чили. В Европе усиливает свои позиции Франция, стагнирует Италия. Активно улучшают позиции Латвия и Литва. Украина сдает позиции в связи с политическими фактором, рассуждает эксперт. А что касается лидера рейтинга - Швейцарии, то эта маленькая страна за 3-4 года сильно улучшила свои показатели.

    Стабильно высокий рейтинг Соединенных Штатов обусловлен целым "бульоном конкурентных преимуществ, который не имеет ни одна страна в мире", - пояснил А.Праздничных. Снижение же рейтинга крупнейшей экономики мира эксперты форума объясняют, прежде всего, снижением оценки качества институтов. К тому же отмечается невысокий уровень доверия населения к политикам, в бизнес-сообществе продолжает сохраняться обеспокоенность способностью правительства пребывать на почтительном расстоянии от бизнеса. Также остается устойчивым мнение, что правительство производит расходование средств довольно бесполезно.

    3. Пути повышения конкурентоспособности РФ в мире

    В настоящее время, наиболее разумный путь повышению конкурентоспособности на внешнем рынке - это включение принципов устойчивого развития во все сферы предпринимательской деятельности, поэтому, следует выделить ряд основных факторов, по которым предприятия должны строить свою конкурентоспособность.

    Структурные факторы:

      специализацию и концентрацию производства необходимо осуществлять на основе анализа рациональности структур и процессов, применяя методы моделирования;

      в учет и регулирование производственных процессов необходимо включить средства автоматизации мониторинга, принципы пропорциональности, непрерывности, точности, параллельности, ритмичности отдельных процессов и др.;

      среди персонала необходимо осуществлять отбор, выбирая более квалифицированных рабочих, чтобы создать условия для продвижения, мотивируя качественный и эффективный труд с целью обеспечения его конкурентоспособности;

      при проектировании и развитии структур в информационные системы следует закладывать качественную информацию и нормативно-методические документы;

    Ресурсные факторы:

      постоянно анализировать конкурентную среду, количество поставщиков, силу конкуренции между ними, их конкурентоспособность для выбора наилучших;

      следить за параметрами рынка, чтобы не упустить возможность получить качественное и дешевое сырьё;

      стимулировать проведение подробного анализа, так как в будущем экономия ресурсов у потребителей товаров будет приоритетным направлением деятельности предприятия, т.е. вести учет и анализ использования всех видов ресурсов по всем стадиям жизненного цикла крупных объектов предприятия;

      стимулировать проведение функционально-стоимостного анализа выпускаемой продукции и элементов производства;

      поддерживать работу по оптимизации ресурсов, так как глобальная цель конкуренции - экономия ресурсов и повышение качества жизни.

    Технические факторы:

    Управленческие факторы:

      повышать статус высококвалифицированных менеджеров;

      по результатам анализа законов предприятия, разрабатывать и реализовать мероприятия по совершенствованию процессов;

      соблюдать высокую дисциплину организации поставок сырья, материалов, комплектующих изделий по принципу («точно в срок»);

      укреплять дисциплину поставок при удорожании производственных площадей (одно из эффективнейших направлений конкурентной борьбы);

      применять научные методы управления;

      проводить внутреннюю и внешнюю сертификацию продукции и систем, т.е. систему управления качеством, которая должна соответствовать международным стандартам (удержание его возможно при достижении высокой конкурентоспособности выпускаемой продукции).

    Рыночные факторы:

      необходимо изучать параметры рынков и проводить мониторинг рыночной инфраструктуры;

      обеспечить доступ к рынку новых технологий;

      принимать меры по стабилизации всех конкурентных преимуществ (добиться или продолжать удерживать лидирующее положение на рынке товаров);

      обеспечить высокую патентоспособность товаров, чтобы быть более конкурентоспособным, по сравнению с товарами-заменителями;

      повышать уровень логистики и уровень квалификации маркетологов и работников сбыта;

      выбирать высоко квалифицированных работников рекламы и обладать достаточным количеством средств на неё;

      повышать эффективность системы стимулирования сбыта и послепродажного обслуживания;

      обладать достоверным прогнозированием политики ценообразования и рыночной инфраструктуры.

    Подводя итоги можно сказать, если предприятия будут выполнять все требования, из предложенного перечня, или хотя бы большую часть, то их вполне можно будет считать конкурентоспособным. И чем больше они будут иметь конкурентных преимуществ перед конкурентами, тем выше будет конкурентоспособность, живучесть, эффективность, перспективность, что придаст множество плюсов к рейтингу конкурентоспособности РФ в мире.

    Заключение

    Делая вывод по данной работе, можно констатировать, что национальную конкурентоспособность поддерживает производительность субъектов РФ которую, в свою очередь, обеспечивают задействованные трудовые ресурсы и капитал страны.

    Как нам стало понятно, что производительность является главным показателем, определяющим долгосрочный уровень жизни в стране, от которого зависит доход на душу населения. Уровень жизни в конкретной стране зависит от способности национальных компаний достичь высокого уровня производительности и продолжать это повышение. Неуклонный рост производительности требует постоянного развития экономики.

    Среди факторов формирующих эффективную экономику, эффективность рынка труда и услуг, развитость финансового рынка, высшее образование и профессиональная подготовка, технологический уровень и размер рынка. Здесь, как уже было отмечено, у России отмечается положительная динамика. Что касается инновационной экономики, то ее определяют конкурентоспособность компаний и инновационный потенциал. И по одной, и по другой позиции у России низкие оценки.

    Также остается устойчивым мнение, что правительство производит расходование средств довольно бесполезно.

    В настоящее время, наиболее разумный путь повышению конкурентоспособности на внешнем рынке - это соблюдение принципов описанных в третьем параграфе, устойчивого развития во все сферы предпринимательской деятельности, что придаст множество плюсов к рейтингу конкурентоспособности РФ в мире.

    Список использованной литературы

      Адрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике. - МЭ и МО, 2006.

      Скрипнюк Д.Ф. Институциональная экономика: Учебно-методический комплекс - СПб.: СПбГПУ, 2007.

      «Рынок ценных бумаг» №3 (330) 2007.

      Фасхиев Х.А «Маркетинг в России и за рубежом» №4 2007.

      « Вестник СНК» май 2008 №5 (29) стр. 10-12.

      http://teoria-practica.ru/index.php/2010-2/218-ekonomika

      http://www.economyclub.info/forum/index.php

      http://www.prime-tass.ru/news/articles

    Национальная конкурентоспособность в рамках данного исследования определяется как результирующий относительный показатель, отражающий уровень эффективности производства, распределения и реализации товаров как внутри страны, так и за ее пределами в целях повышения собственного экономического потенциала и уровня социально-экономического развития. Исходя из представленной трактовки, следует, что сущность конкурентоспособности страны предполагает определенный уровень конкурентоспособности отечественных компаний и производимых ими товаров.

    «Производителями» конкурентных преимуществ являются фирмы и отрасли, поэтому только они и могут их реализовывать. Государство же выступает «держателем» конкурентных преимуществ с точки зрения создания среды, условий для их формирования (макроуровень). Соответственно государство непосредственно не может удерживать и развивать созданные конкурентные преимущества, это сфера деятельности компаний (микроуровень). Анализ сущности понятия «международная конкурентоспособность страны» позволяет заключить, что наиболее обоснованный подход к определению конкурентоспособности экономики представляется на основе выявления факторов конкурентоспособности, представленных на рисунке 1.

    Рисунок 1 – Факторы конкурентоспособности экономики страны

    При этом совокупность объективных и субъективных факторов, выгодно отличающих субъекты и объекты экономической деятельности (страна, регион, фирма, товар) от их конкурентов, представляет собой конкурентные преимущества. В условиях глобализации экономики существенно меняется характер факторов конкурентоспособности страны, их соотношение и взаимосвязь. Внутренняя структура экономической системы становится гибкой и легко адаптируется к факторам внешней среды, при этом сама система нацелена на формирование перспективных (будущих) конкурентных преимуществ, определяемых новыми технологическими укладами, новыми рынками, развитием человеческого капитала и т. д. Очевидно, что адекватное изменение внутренней структуры экономики становится возможным благодаря не только факторам экстенсивного роста, но и, прежде всего, качественным изменениям и инновационному развитию.

    В международной практике разработаны и постоянно совершенствуются различные методы расчета показателей и рейтингов конкурентоспособности. Существует три основных центра по изучению глобальной конкурентоспособности: Институт стратегии и конкурентоспособности при Гарвардском университете (США), Международный институт развития менеджмента (МИРМ) и Всемирный экономический форум (ВЭФ). Если первый институт изучает конкурентоспособность в корпоративной плоскости, то два других составляют свои рейтинги конкурентоспособности стран и регионов на основе собственных эксклюзивных методологий исследования.

    Под конкурентоспособностью страны МИРМ понимает способность нации создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес. Ежегодное аналитическое исследование МИРМ проводит с 1989 г. в содружестве с исследовательскими организациями во всем мире. Каждое государство оценивается на основе анализа 331 критерия по четырем основным направлениям: состояние экономики, эффективность правительства, состояние деловой среды и состояние инфраструктуры. Каждый из них включает в себя пять факторов. Таким образом, общий рейтинг конкурентоспособности основан на 20 различных индикаторах из четырех ключевых аспектов экономической жизни страны.

    Изучением проблемы улучшения состояния мировых хозяйственных систем на основе измерения и обобщения деятельности национальных экономик в нее входящих также занимается Всемирный экономический форум – независимая международная организация, созданная в 1971 г. В работе ВЭФ принимают участие главы государств, ведущие политики, экономисты и финансисты, что обусловливает высокую престижность этой организации. В отчете ВЭФ представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) и Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI). Основным средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран является GCI, созданный для Всемирного экономического форума профессором Колумбийского университета Ксавье Сала-и-Мартином и впервые опубликованный в 2004 г. GCI составлен из 12 слагаемых конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития, а именно: «Качество институтов», «Инфраструктура», «Макроэкономическая стабильность», «Здоровье и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка товаров и услуг», «Эффективность рынка труда», «Развитость финансового рынка», «Технологический уровень», «Размер внутреннего рынка», «Конкурентоспособность компаний» и «Инновационный потенциал».

    Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2009 – 2010 гг. возглавила Швейцария. Соединенные Штаты спустились на одну позицию (в прошлогоднем рейтинге страна занимала первое место) и занимают второе место вследствие ослабления финансовых рынков и уменьшения макроэкономической стабильности. Сингапур, Швеция и Дания замыкают первую пятерку стран-лидеров. Россия в 2009 г. Спустилась сразу на 12 позиций по сравнению с 2008 г. – с 51 на 63 место. Сейчас страна находится в таблице рейтинга между Черногорией и Румынией. По большинству показателей Россия оказалась в нижней части рейтинга. По данным экспертов ВЭФ, более или менее хорошо у России обстоят дела только с макроэкономической стабильностью (5,2 балла по семибалльной системе), здравоохранением и начальным образованием (5,6 балла) и объему рынка (5,8 балла). Самыми большими недостатками России названы коррупция, сложный доступ предприятий к финансированию, низкие гарантии защиты прав собственности и налоговое регулирование.

    Аналитическая информация МИРМ и ВЭФ, в силу ряда их ограничений представлена в таблице 1, может быть полезна лишь в совокупности с анализом страновой специфики, возможностей внутреннего потенциала и стратегии внешнеэкономического развития страны . Таким образом, несмотря на различия в подходах в определении конкурентоспособности, современное ее понимание связано с усилением взаимозависимости национальных экономик в условиях углубления процессов глобализации. В рамках задачи формирования конкурентоспособности это понятие может быть определено как способность создавать условия для устойчивого развития национальной экономики .

    Для оценки факторов формирования конкурентоспособности страны в целом и возможности воздействия национальных органов власти на ее составляющие целесообразно использовать модель «национального ромба», предложенную М. Портером .

    Таблица 1 – Сравнительная характеристика достоинств и недостатков методологии рейтингов ВЭФ и МИРМ

    ВЭФ МИРМ
    Достоинства методологии
    Широкий охват различных сфер экономической деятельности на основе достоверных и опросных данных Четко представлен критерий национальной конкурентоспособности – эффективность деловой среды
    Постоянное совершенствование методологи, добавление новых показателей, отражающих процесс глобализации мирохозяйственных связей, его влияние на конкурентоспособность стран (Глобальный индекс конкурентоспособности) При расчете рейтингов используется широкий спектр статистических (314 показателей, а у ВЭФ – 249) и опросных данных, охватывающий практически все сферы экономики страны
    Неизменность методологии на протяжении последних лет, что позволяет объективно сравнивать данные за различные периоды времени
    Прогнозная направленность анализа международной конкурентоспособности (What-if-анализ)
    Использование как количественных, так и качественных показателей характеризующих макро- и микросреду страны
    Недостатки методологии
    Значительное число субъективных показателей конкурентоспособности страны, полученных в результате опроса Недостаточное внимание социальным факторам, которые наряду с экономическими также определяют конкурентоспособность страны
    Периодическая перегруппировка составляющих агрегатных показателей (индексов), что затрудняет проведение объективного сравнения конкуренто- способности страны в динамике Отсутствие ряда показателей, характеризующих функционирование экономических субъектов на микроуровне: стратегия, конкурентные преимущества производителей и т. д.
    Снижение объективности и точности расчетов вследствие использования опросных данных
    Отсутствие количественных характеристик по отдельным аспектам конкурентоспособности страны, оценка конкурентоспособности носит в большей степени качественный, описательный характер

    Роль страны в создании конкурентных преимуществ фирм можно исследовать по четырем взаимосвязанным направлениям (детерминантам), образующим «национальный ромб»: параметры факторов (природные ресурсы, квалифицированные кадры, капитал, инфраструктура и др.); условия спроса (уровень дохода, эластичность спроса, требовательность покупателей к качеству товара и услуг и др.); родственные и поддерживающие отрасли (обеспечивают фирму необходимыми ресурсами, комплектующими, информацией, банковскими, страховыми и другими услугами); стратегии фирм, их структура и соперничество (создают конкурентную среду и развивают конкурентные преимущества). В свою очередь каждый из детерминантов анализируется по составляющим, степени их воздействия на конкурентное преимущество региона, а также необходимости их развития. Развитие конкурентоспособности страны (по М. Портеру ) осуществляется по следующим четырем стадиям (уровням): конкуренция на основе факторов производства – конкуренция на основе инвестиций – конкуренция на основе нововведений – конкуренция на основе богатства. Первые три стадии обеспечивают экономический рост, последняя обусловливает застой и спад.

    Индекс глобальной конкурентоспособности стран за 2018 год показал, что экономика США ближе к «идеальному государству», чем любая другая страна. По шкале от 0 до 100 Америка набрала 85,6 баллов, за ней следуют Сингапур (83,5 балла), Германия (82,8 балла), лидер прошлогоднего рейтинга Швейцария (82,6 балла) и Япония (82,5 балла).

    Под конкурентоспособностью авторы , представленного на Всемирном экономическом форуме (World Economic Forum, WEF) понимают способность страны поддерживать высокие доходы, сохранять баланс социально-экономических условий и поддерживать удовлетворенность жизнью у граждан.

    Вот как выглядит топ-10 самых конкурентоспособных стран 2018 года


    Рейтинг конкурентоспособности стран 2018

    Почему Америка стала самой конкурентной в глобальном плане страной мира

    WEF выделяет три аспекта превосходства США среди 140 экономик мира. Это размер рынка, инновационная экосистема (включая предпринимательскую культуру, ее открытость и гибкость) и стабильность.

    Тем не менее, США рано почивать на лаврах. По данным ВЭФ, Америка отстает от других стран с развитой экономикой в ​​отношении общественного здравоохранения. В настоящее время в стране средний возраст дожития составляет 67,7 лет. Наблюдается и ухудшение безопасности, так как количество убийств в пять раз превышает средний показатель по другим странам с развитой экономикой. Более того, США занимают 40-е место по такому показателю как система сдержек и противовесов, 15-е место по уровню независимости судей и 16-е место по уровню коррупции.

    Зато если рассматривать инновации, то тут американская экономика очень сильна. «Инновации стали одним из важнейших условий для всех стран с развитой экономикой и является приоритетом для растущего числа развивающихся стран. Уже подавляющее большинство из них изо всех сил пытаются сделать инновации важным двигателем роста» , — пишут авторы доклада. «Результаты показывают, что в мире существует всего несколько инновационных тяжеловесов, включая Германию, Соединенные Штаты и Швейцарию».

    Место России в рейтинге глобальной конкурентоспособности стран мира


    Место России в рейтинге конкурентоспособности

    Российская Федерация находится на 43 месте в списке самых конкурентоспособных стран. Она набрала 65,6 балла из ста, и «прыгнула» сразу на две строчки вверх в сравнении с 2017 годом. Перспективы роста российской экономики составляют в нынешнем году 1,7% и это наивысший показатель за пять лет.

    Улучшение показателей России эксперты ВЭФ объясняют стабилизацией условий макроэкономического развития, благоприятными обстоятельствами для инновационного развития и внедрением новых информационных технологий в повседневную жизнь граждан страны.

    А слабыми сторонами РФ являются финансовый и потребительский рынки, а также здравоохранение. По уровню развитости они находятся на 86, 83 и 100 местах соответственно. По одной из 12 ключевых «опор» — а именно институтам — Россия набрала всего 52,7 балла, оказавшись на 72-е месте списка.

    Самая неконкурентоспособная страна в мире

    На региональном уровне страны Африки к югу от Сахары лидируют по концентрации самых неэффективных экономик мира. Восемь из 10 наименее конкурентоспособных стран находятся именно в этом регионе.

    А самым неконкурентоспособным государством в 2018 году является Чад (140-е место, 35,5 балла из 100 возможных). На втором месте с конца расположился Йемен (36,4 балла), а замыкает тройку аутсайдеров Гаити (36,5 балла).

    Почему глобальная конкурентоспособность имеет значение? Авторы доклада считают, что она способствует повышению уровня жизни и создает ресурсы, необходимые для достижения широкого спектра социальных целей.

    Методология создания Индекса глобальной конкурентоспособности

    В 2018 году эксперты ВЭФ использовали новую методологию для создания своего ежегодного доклада. Это было необходимо, чтобы отразить сдвиги, произошедшие в мире под влиянием массового внедрения киберфизических систем — так называемой Четвертой промышленной революции.

    В Индексе было использовано 98 показателей и 12 «столпов» конкурентоспособности, исходя из которых 140 стран оценивались по:

    1. качеству своих институтов;
    2. инфраструктуре;
    3. внедрению информационных и коммуникационных технологий;
    4. макроэкономической стабильности;
    5. здоровью населения;
    6. высшему образованию и профподготовке;
    7. потребительскому рынку;
    8. рынку труда;
    9. финансовой системе;
    10. размеру внутреннего рынка;
    11. динамике развития бизнеса;
    12. инновационному потенциалу.

    Для каждого столпа использовалась шкала от 0 до 100. Чем больше страна набрала баллов, тем ближе ее экономика к идеальному состоянию или «границе» конкурентоспособности.