Одобрено соглашение по платной автодороге «Виноградово – Болтино – Тарасовка

На территориях Мытищинского и Пушкинского районов Московской области планируется строительство скоростной шестиполосной автомобильной дороги «Виноградово – Болтино - Тарасовка», позиционируемой проектировщиками как дублер северного участка МКАД, связывающий Ярославское, Осташковское и Дмитровское шоссе. Дорога планируется согласно областной целевой программе «Дороги Подмосковья на период 2012-2015 годов» и Постановлению Правительства Московской области от 10.06.2011г. № 548/21 «Об одобрении проекта Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области». В настоящий момент определена детальная трассировка данной дороги и разрабатывается проект планировки на строительство.Настоящим обращением мы заявляем категорический протест против реализации данного проекта по следующим основаниям: проектируемая трасса не будет способствовать сколько-нибудь заметному улучшению транспортной ситуации в области; резко и непоправимо ухудшит условия проживания большого количества жителей Московской области, «разрезав» ряд поселков на отдельные части; окончательно уничтожит последние остатки лесопаркового защитного пояса г. Москвы (в северной его части) и, в частности, Пироговского лесопарка; повлечет крайне неэффективное использование бюджетных и целевых средств, так как при всех указанных негативных эффектах не позволит достичь заявленной цели строительства данной дороги – улучшения транспортной ситуации в регионе не соответствует требованиям действующего законодательства.Мы считаем, что предлагаемая дорога нисколько не решит транспортную проблему:a. Предлагаемая дорога по окончании своей реализации должна соединить два соседних шоссе – Ярославское и Дмитровское – всего в 5-7 километрах от МКАД. Дальнейшего удлинения предлагаемой дороги не планируется и не может быть запланировано по причине отсутствия свободных земельных участков.b. Вместе с тем, большая часть транзитного транспорта, приходящего в Московскую область по Ярославскому шоссе, перемещается не на Дмитровское шоссе, а на другие магистрали. Равно как и большая часть транзитного транспорта, приходящего в Московскую область по Дмитровскому шоссе, перемещается не на Ярославское шоссе, а на другие магистрали. По завершении строительства ЦКАД данный транзитный транспорт будет использовать ЦКАД, а не рассматриваемую дорогу.c. Транзитный транспорт, приходящий в Московскую область по другим шоссе, кроме Ярославского и Дмитровского, также не сможет использовать данную дорогу. Этому транспорту нужна полноценная кольцевая дорога, обеспечивающая возможность эффективного объезда всего Московского транспортного узла, а не 15-километрового участка между двумя соседними шоссе. Такой кольцевой дорогой уже в близкой перспективе станет ЦКАД, проект которой уже разработан, утвержден, и строительство некоторых частей которого уже ведется. В частности, уже начато строительство Пускового комплекса №3 ЦКАД, связывающего в том числе Ярославское и Дмитровское шоссе. После завершения данного строительства весь транзитный транспорт будет использовать для обхода Москвы главным образом ЦКАД, а не дорогу «Виноградово – Болтино - Тарасовка».d. Направление рассматриваемой дороги ровно перпендикулярно основным существующим транспортным потокам. Жителям локальных поселков необходимо максимально быстро попадать в Москву и обратно, а предлагаемая дорога сможет вывести их только на Ярославское и Дмитровское шоссе, что не приблизит их к Москве.e. Увеличение трафика на Ярославском и Дмитровском шоссе только сильнее осложнит существующую тяжелую ситуацию с пробками на этих шоссе. Идущая реконструкция Ярославского шоссе не сможет решить эту проблему, так как все увеличение пропускной способности будет выбрано активно ведущимся массовым жилищным строительством в Мытищах, Королеве, Пушкино и других поселениях в радиусе 60 километров от МКАД по этому направлению.f. Более 90% местных жителей не готовы к резкому ухудшению условий проживания ради небольшого дополнительного удобства близкого переезда через Ярославское направления МЖД.Мы считаем, что предлагаемая дорога резко ухудшит условия проживания десятков тысяч жителей:a. Планируемая дорога должна пройти в непосредственной близости от 10 поселков и деревень, в том числе насквозь через некоторые из них. В общей сложности в этих населенных пунктах проживает более 25 тысяч человек, условия проживания которых резко и непоправимо ухудшатся.b. В ряде населенных пунктов дорогу планируется провести в недопустимой близости от жилых домов. В некоторых поселках дорога должна пройти менее, чем в 20 метрах от существующей жилой застройки.c. Даже в случае проведения шумозащитных мероприятий во всех поселках многократно вырастут уровни шума и загазованности, что резко отрицательно скажется на здоровье и самочувствии всех жителей, особенно пожилых людей, ветеранов войны и труда и детей. Для детей станут невозможными игры на улице и занятия спортом на открытом воздухе, беременные женщины и молодые родители не смогут прогуливаться с детскими колясками.d. Загрязнение почвы при строительстве и дождевые стоки с дороги повлекут за собой загрязнение грунтовых вод, которые питают питьевые колодцы всех жителей указанных поселков.e. Текущая трассировка дороги предлагает прохождение трассы насквозь через поселки Черкизово и Тарасовское, разрезая их тем самым на отдельные части, невзирая на исторически сложившуюся структуру этих поселков. Каждый из этих поселков перестанет существовать как единый организм. Будут перекрыты существующие пешеходные улицы, по которым дети ходят в школу и детский сад, и многократно увеличится время детей в пути до школы и детского сада. Жители соседних улиц в поселках окажутся отрезанными друг от друга. Возникнет повышенная опасность ДТП с участием пожилых людей, детей и домашних животных. f. Непосредственно на территории поселков Черкизово и Тарасовское проектировщиками дороги запланирована насыпь высотой свыше 9 метров над рельефом местности. Шум и выхлопные газы будут разноситься от дороги на многие километры вокруг, несмотря ни на какие шумозащитные мероприятия.g. Текущий проект дороги предполагает организацию съездов с планируемой дороги в поселок Черкизово. В данных проектируемых съездах не учтена ширина существующих улиц, на которых с трудом разъезжаются две легковые автомашины и нет пешеходных тротуаров. Организация данных съездов многократно увеличат транзитную нагрузку на Черкизово, в том числе крупногабаритного транспорта, и в еще большей степени ухудшит условия жизни местных жителей.Все затрагиваемые поселки существуют уже многие и многие десятки лет (старейшие из них – поселки Тарасовка и Черкизово – существуют уже более 500 лет), и подавляющее большинство их жителей живет на своих участках уже как минимум в 4-5 поколении. Они искренне любят свои родные места, упорно трудятся на их процветание и не хотят, чтобы их малая родина была де-факто уничтожена из-за ошибок проектировщиков.Мы считаем, что предлагаемая дорога повлечет разрушение лесопаркового защитного пояса г. Москвы и Пироговского лесопарка:a. Согласно текущему проекту планируемая дорога должна пройти по следующим участкам природоохранных, санитарных и рекреационных зон:пересекая наискосок участок Акуловского водоканала;разрезая на две части Пироговский лесопарк;вплотную к водоохранной зоне Клязьминского водохранилища.Границы Пироговского лесопарка, через который должна пройти планируемая дорога, определены Приказом Рослесхоза от 12.01.2009 «Об определении количества лесничеств на территории Московской Области и установлении их границ», согласно которому он относится к спецлесхозу «Учинский». В соответствии с ч.3 ст.105 Лесного Кодекса РФ в данной зоне запрещается размещение любых объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений. Особую значимость указанный запрет приобретает с учетом того, что Пироговский лесопарк является частью Лесопаркового Защитного Пояса Москвы (ЛПЗП), образованного еще в 1935 году, и является одним из ключевых источников кислорода для всей Москвы. b. Текущая трассировка дороги предполагает вырубку многих тысяч реликтовых деревьев на всем протяжении трассы – в первую очередь, хвойных и лиственных деревьев, возраст большей части которых превышает 100-150 лет. Учитывая близость трассы к Москве, одномоментный негативный эффект от данной вырубки не сможет быть восполнен никакими посадками новых деревьев.c. Необходимо также учесть, что планируемая трасса должна пройти вплотную к водоохранной зоне Клязьминского водохранилища – ближайшего к Москве крупнейшего водохранилища, определяющего уникальный рекреационный потенциал всего рассматриваемого района Московской области. Строительство вплотную к нему транзитной трассы для грузового автотранспорта резко снизит возможности рекреации более десяти миллионов человек – жителей Москвы и десятков городов и поселков Московской области.Планируемая дорога позиционируется проектировщиками как транзитная трасса – северный дублер МКАД, предназначенная для интенсивного транспортного потока, и в первую очередь большегрузного грузового автотранспорта. Это многократно усилит необратимые негативные эффекты, вызываемые данной дорогой.Мы считаем, что планируемая дорога не соответствует требованиям действующего законодательстваa. планируемая трассировка автодороги не соответствует требованиям п.11.6. и п.14.16 СП 42.13330.2011 от 20.05.2011 (Свод правил «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений»)b. грубо нарушает требования СП 2.1.4.1075-01. «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы» (на основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ и Положения о санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года № 554)c. грубо нарушает границы Пироговского лесопарка (Учинский спецлесхоз) и не соответствует требованиям ст.21 и ст.105 Лесного Кодекса РФ В связи с вышеизложенным, мы требуем:отменить проектирование и строительство дороги «Виноградово – Болтино – Тарасовка».

[«Аргументы Недели », Сергей ГРИНЁВ ]

Фото АГН «МОСКВА»

В Московской области появится новая платная дорога, которая свяжет трассу А-104 «Москва - Дмитров - Дубна» (Дмитровское шоссе) и М-8 «Холмогоры». Недавно было подписано концессионное соглашение между правительством Подмосковья, в лице министра транспорта и дорожной инфраструктуры МО Игоря Трескова, и «Четвёртой концессионной компанией», входящей в группу «ВИС».

СОГЛАСНО первоначальным планам, новую платную дорогу должны построить в течение четырёх лет. Она будет располагаться в 4-8 км от МКАД и будет проходить рядом с поселениями Виноградово , Болтино , Тарасовка . Так что основное назначение трассы - играть роль дублёра МКАД, а местные дороги можно будет, как и сейчас, выбрать в качестве альтернативного пути.

По словам И. Трескова, это важнейшая дорога, которая существенно облегчит транспортную доступность в городском округе Мытищи. «Мы полагаем, что также и МКАД сильно разгрузится . Этот объект - один из самых крупных по стране», - сказал министр транспорта Подмосковья.

Предварительная смета проекта - 27, 4 млрд рублей, при этом из бюджета Московской области будет выделено 7, 7 млрд, а остальные 75 % от суммы собирается вложить частный инвестор. Однако во всей этой государственно-частной партнёрской истории некоторые эксперты уже видят подводные камни, которые могут выйти боком государственной казне.

Для начала стоит отметить, что идея построить дорогу «Виноградово - Болтино - Тарасовка» родилась не с бухты-барахты. Ещё в 2013 г. в рамках Государственной программы Московской области «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса» было запланировано создание аж шестиполосной трассы. Ожидалось, что всё также появится дорога длиной 16, 8 км, на которую потратили бы 16 млрд руб.: 15, 2 из федерального бюджета и ещё 800 млн - из областного.

Позднее - в марте 2016-го власти Подмосковья отчитались в том, что разработали транспортную схему развития всего Подмосковья, куда, к слову, вновь вошёл участок, соединяющий М-8 и А‑104. Вдобавок в этом же проекте были ещё 3 хорды: «Балашиха - Щёлково - Пушкино - ЦКАД» (26 км); «Лыткарино - Томилино - Красково - Железнодорожный» (21 км); «Подольск - Домодедово - Раменское - ЦКАД» (59 км). То есть вместе с мытищинской трассой - 122 км.

Однако уже в апреле заговорили о том, что к строительству могут привлечь частных инвесторов, а сами дороги станут платными. В итоге, похоже, так и произойдёт. Концессионное соглашение подписано, определены условия и даже ориентировочная дата сдачи объекта - 31 марта 2022 года . Тем не менее в самом соглашении есть ряд условий, которые могут сильно сказаться на будущем бюджете области. Во-первых, нет каких-то фиксированных сроков сдачи проекта, а также его стоимости. Всё это будет утверждено только Главгосэкспертизой. Так что теоретически стоимость проекта может внезапно вырасти.

Во-вторых, согласно проекту концессионного соглашения, весь риск спроса на дорогу должен лечь на региональные власти . По планам, инвестор планирует заработать 67 млрд руб. до 2032 года. Достаточно вооружиться калькулятором, чтобы понять, что такие деньги на платной трассе за 10 лет заработать будет непросто. По приблизительным оценкам, в сутки по трассе «Виноградово - Болтино - Тарасовка» станет проезжать до 33 тыс. автомобилей. Стоимость проезда по ней составит 10 руб. за километр . Получается, что если ежедневно по этой дороге все 16 км будут проезжать 33 тыс. авто, то к 2032-му наберётся лишь 19, 272 млрд рублей . Дабы заработать 67 млрд, нужно чтобы каталось около 110 тыс. авто в день либо поднимать стоимость проезда до 550 руб . за 16 км пути. Сценарии в обоих случаях выглядят весьма дурно.

Есть и ещё вариант, при котором региональное правительство во главе с Андреем Воробьёвым настолько уверено в успехе этой трассы, что готово даже на такие невыгодные условия в случае возникновения проблем. Либо, возможно, есть вера в то, что не им уже придётся расхлёбывать кашу.

В целом же непонятно, чью проблему собираются решать власти очень не бедной Московской области, когда заключают концессионное соглашение и делают дорогу платной. Официальная версия - борьба с пробками. Мол, для этого мы и переходим от радиальной системы дорог к сеточной. Идея великолепна - так делали в США, так делают в Китае. Но когда государство решает брать деньги за проезд с населения, сразу с очень большим трудом верится в то, что в районе Пушкино, Мытищ и Дмитрова найдутся те самые 33 тыс. автомобилистов, готовые выложить из собственного кармана около 80 тыс. руб. за год. Такую сумму придётся заплатить, если человек по рабочим дням ездит на машине дважды в сутки по этой трассе.

Подписано решение о заключении самого крупного концессионного соглашения по платной автодороге объекта капитального строительства «Виноградово – Болтино – Тарасовка», который позволяет решить вопрос транспортного обеспечения городского округа Мытищи и разгрузит Московскую кольцевую автодорогу, сообщает пресс-служба правительства Подмосковья со ссылкой на мининвестиций и инноваций. Срок действия концессии – 15 лет, – говорится в сообщении.

По опубликованным данным, построенная автомобильная дорога соединит населенные пункты, расположенные между конечными между поселком Виноградово, деревнец Болтино, селом Тарасовка, прилегающим к Дмитровскому и Ярославскому шоссе. Новый объект обеспечит прямое сообщение между дорогами федерального значения А-104 «Москва – Дмитров – Дубна» и М-8 «Холмогоры». Планируемая дорога пройдет на удалении четыре–восемь километров от МКАД, выполняя роль дублера и сохраняя местные дороги как альтернативные.

«Реализация данного соглашения обеспечит развитие транспортной инфраструктуры на территории региона. На текущий момент время в пробке на Осташковском шоссе составляет от 30 минут до 2,5 часов. Отсутствие развития транспортной сети приведет к транспортному коллапсу на рассматриваемой территории, тем более что по данным ГУП МО «НИиПИ градостроительства» к 2025 году население в данных поселениях увеличиться более чем на 25% с 45 тысяч жителей до 57. Также реализованный проект решит проблему транспортного обеспечения городского округа Мытищи и разгрузит МКАД», – приводятся слова заместителя председателя правительства Московской области – министра инвестиций и инноваций Московской области Дениса Буцаева в материале.

При оценке потенциального трафика путем проведения точечных замеров было определено, что среднесуточный трафик будет не менее 24,6 тысячи автомобилей в сутки, а в среднем составит 39 тысяч автомобилей в сутки, отмечается в пресс-релизе.

Как уточняется в сообщении, высокий уровень капитальных затрат на создание дороги такой категории за бюджетные средства привел бы к высокой нагрузке на бюджет в период с 2018 по 2021 годы. Как альтернативный вариант была предложена реализация данного строительства по модели концессии. В этом случае расходы на инвестиционной фазе ложатся на инвестора, а доходная часть частично обеспечивается доходом от введения режима платности, а частично компенсируются из бюджета Московской области.

При оценке нескольких моделей участия Московской области в создании и эксплуатации автомобильной дороги, был определен оптимальный сценарий участия, предполагающий капитальный грант в размере 25% от стоимости строительства. Размер капитального гранта составит 7,7 миллиарда рублей, общая стоимость проекта – 52 миллиарда рублей, заключается в материале.

Подмосковные жители собираются в суде добиться отмены решения о строительства новой платной автодороги между Дмитровским и Ярославским шоссе. По их данным, трасса будет построена в санитарной зоне водозабора, что запрещено действующими правилами. Кроме того, новая дорога может привести к деградации местных лесов. Подмосковные власти считают заявления жителей «некорректными и беспочвенными». Тем не менее с учетом жалоб горожан проект недавно подкорректировали, добавив в него несколько новых объездных дорог и тоннелей.


О планах обратиться в Московский областной суд в связи со строительством платной дороги Виноградово-Болтино-Тарасовка “Ъ” рассказала Оксана Шеменева, глава поселения Черкизово Пушкинского района Подмосковья. Для подачи искового заявления, пояснила она, необходимо дождаться утверждения проекта планировки трассы (ожидается в ближайшее время) - он-то и будет оспариваться в суде.

История проекта


Дорога была запланирована правительством Московской области еще в 2011 году. 16-километровая трасса соединит Ярославское шоссе с Дмитровским, и будет выполнять функцию дублера северного участка МКАД и Осташковского шоссе. Жители выступали против проекта еще несколько лет назад, их обеспокоенность поддерживала и Общественная палата РФ, но до недавних пор власти не могли найти финансирование для стройки, рассказывает господина Шеменева. В январе 2018 года подмосковное правительство и «Группа ВИС» (крупный подрядчик «Газпрома») подписали концессионное соглашение о строительстве дороги.

Стоимость трассы оценена в 30 млрд руб. без НДС (75% денег - частные, обеспеченные, по большей части, кредитом «Газпромбанка»).

Проектирование планируется начать летом 2018 года, строительство - во второй половине 2019 года, в 2022-м магистраль запустят. Стоимость проезда составит 10–36 руб. за 1 км (в зависимости от категории ТС; проезд будет дорожать в соответствии с инфляцией), и если концессионер не получает необходимую ежегодную выручку, то разницу компенсирует областной бюджет.

Чем недовольны жители: вода, лес, изъятие земель


После подписания соглашения, в конце февраля 2018 года, протесты жителей активизировались: в Подмосковье прошли митинги. Протестовали жители поселков Виноградово, Болтино, Тарасовка, расположенных по маршруту будущей трассы. Их претензии можно поделить на несколько частей. Во-первых, рассказывает Оксана Шеменева, будущая трасса, судя по имеющемся проекту, будет пересекать Акуловский водоканал (в районе деревни Афанасово), снабжающий водой столицу через Восточную станцию водоподготовки. Канал находится в зоне санитарной охраны так называемой категории 1А, где запрещено строительство и какая-либо деятельность, не связанная с функционированием водоканала. Это следует из постановления Роспотребназдора 2010 года, в котором описаны правила для зон «санитарной охраны источников питьевого водоснабжения города Москвы».

Границы зоны санитарной охраны были обозначены на картах к плану развития Черкизово еще в июле прошлого года, рассказывает Оксана Шеменева, но уже в декабре эти границы с официальных карт пропали. «Я задавала вопрос чиновникам, мне сказали, что информация эта теперь засекречена,- рассказывает она.- Я направляла обращение в ФСБ и спикеру Госдумы Вячеславу Володину, но ответа не получила». Подмосковный эколог Марина Боровских, также выступающая против строительства, говорит, что данные о санитарных зонах были засекречены всегда. Оксана Шеменева также обращалась к мэру Москвы Сергею Собянину по поводу угрозы и рисков, возникающих для обеспечения столицы питьевой водой. «Мне ответили из мэрии, что у них нет данных об этом проекте, но подтвердили, что в зоне 1А строительство запрещено»,- рассказал она.

Жители также обеспокоены рассечением на две части, в результате строительства, двух лесопарков - Хлебниковского и Пироговского - что приведет к деградации леса. Здесь жители ссылаются на ст. 105 Лесного кодекса, запрещающую капитальное строительство в лесопарках. Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» РАН в своем заключении (готовилось в 2017 году по запросу членов Общественной палаты РФ Светланы Разворотневой и Елены Тополевой-Солдуновой) пришел к выводу, что будущая трасса окажет «малое влияние» на разгрузку существующих автодорог, поэтому проект представляется «нецелесообразным».


Глава инициативной группы жителей Тарасовки, Черкизова, Болтина и других поселков Вадим Соколов говорит, что в 2016–2017 годах было собрано около 1 тыс. подписей жителей против строительства, и, в теории, можно собрать значительно больше. «Жители уже готовы идти в суд, отстаивая свои интересы, социальный взрыв уже еле сдерживается,- говорит Оксана Шеменева.- Несколько недель назад ко мне на прием приезжали более 100 человек из Мытищ, Тарасовки, Черкизова. Люди нервничают, спрашивают, где посмотреть проект, какие дома будут сносить». Марина Боровских говорит, что точных данных по изъятию земель и вырубке пока нет, так как не утвержден новый проект планировки.


Глава поселения Тарасовка Элеонора Чистякова говорит, что поддержит обращение в суд, если иск будет подготовлен. «Наши жители воспринимают ситуацию спокойнее, чем в Черкизове. Может быть, потому что дорога обсуждается давно и домов в нашем поселении будет снесено всего несколько штук,- говорит она.- Недавно в проект планировки были внесены коррективы, нас во многом услышали и пошли навстречу. Например, обещали сделать тоннель для проезда автомобилей под будущей трассой, таким образом сохраниться связь Тарасовки и поселка Челюскинский». При этом, говорит госпожа Чистякова, несмотря на важное значение дороги для области, «жителям Тарасовки она не нужна». «Автобусам теперь придется делать крюк через Ярославское шоссе, потому что через новый обещанный нам тоннель они не проедут,- говорит Элеонора Чистякова.- Несмотря на шумозащитные экраны, все равно жителям будет некомфортно».

Госпожа Боровских говорит, что новая трасса спровоцирует очередную волну застройки на фоне и так огромного количества частных коттеджей в этих районах: «люди практически не могут пойти к Пироговскому водохранилищу, все застроено и закрыто».

Оксана Шеменева говорит, что нового проекта трассы пока не видела, но знает, что в нем предусмотрены дороги, которые обеспечат связь между частями Черкизова, которые будут разделены в результате строительства. По ее словам, она предлагала министерству транспорта Московской области завести трассу в тоннель, который прошел бы под Черкизовом и Тарасовкой, однако вероятность такого сценария минимальна. Несмотря на внесенные коррективы, вопрос прохождения трассы через санитарные зоны водоканала не снят, говорит госпожа Шеменева, а значит будет готовиться обращение в суд.

Истории антидорожных протестов


За последние десять лет жители Московского региона несколько раз пытались сопротивляться крупному дорожному строительству. Самый крупный и известный конфликт развернулся в 2010 году в Химкинском лесу, когда экологи и местные жители пытались заблокировать строительство платной трассы М11 Москва-Петербург. Работы были заморожены на год решением Дмитрия Медведева, однако трасса в итоге была достроена и введена в строй в 2014 году. В 2012 году в Москве жители районов Крылатское, Щукино, Хорошево-Мневники, Кунцево и Коптево протестовали против строительства Северо-Западной хорды: им не нравилось, что многополосная магистраль пройдет в нескольких метрах от их домов. Однако стройка остановлена не была, хорда активно продолжается - значительная ее часть уже работает несколько лет.

Ответ властей: водоканал не пострадает, вырубка - немасштабная, пробок будет меньше


“Ъ” обратился за комментарием в министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области. По данным на 12 марта 2018 года, рассказали “Ъ” в ведомстве,по проекту планировки территории для строительства автодороги зафиксировано всего 33 обращения граждан по вопросам изъятий участков и имущества. Проект, говорят там, был откорректирован на участках, «где это представилось возможным, в том числе с учетом обращений граждан». На данный момент документ согласован «всеми заинтересованными органами местного самоуправления, основания для корректировки проектных решений отсутствуют». «Но все поступающие жалобы и обращения будут тщательно рассмотрены, решения по ним будут найдены»,- заявили в министерстве.

Согласно последнему проекту, рассказывают чиновники, автодороги пройдет с «максимальным использованием коридора ЛЭП и территорий Хлебниковского и Пироговского лесничеств, за исключением ряда участков жилой застройки в районе пересечения с Осташковским шоссе и на территории Пушкинского района. «На участках дороги, проходящих через населенные пункты, предусмотрены мероприятия для обеспечения связностей территорий и транспортного обслуживания территории»,- говорят в министерстве. Так, к примеру, в Черкизове построят путепровод, дублер, реконструируют несколько улиц, в Тарасовке помимо тоннеля будет благоустроена одна из улиц, а также появится въезд на новую дорогу. «Это позволит сохранить сложившиеся транспортно-пешеходные связи,- говорят в ведомстве.- Также стоит отметить, что строительство автодороги позволит снизить нагрузку на головной участок Ярославского шоссе на 10 тыс. автомобилей в сутки. При выработке планировочных решений прорабатывались различные варианты, выбраны оптимальные решения с точки зрения минимального сноса объектов жилищного строительства и с учетом нормативных требований прохождения автодороги данной категории».

На вопрос об объемах изъятия земельных участок и сносе домов в ведомстве рассказали, что, в общей сложности, изъятию подлежит порядка 39 «объектов капитального строительства» (участки должны быть освобождены к августу 2019 года).

« В основном это объекты, находящиеся на землях с категориями под индивидуальное и дачное строительство,- говорят в Минтрансе.- Из них 22 не стоят на кадастровом учете. Часть объектов капстроительства расположена в технических коридорах высоковольтных линий электропередач с нарушением действующих нормативов и подлежит сносу при переустройстве ЛЭП».

В ведомстве заверяют, что порядок изъятия определен законодательством (43-ФЗ), поэтому права собственников «полностью защищены». После утверждения проекта планировки и проекта межевания планируемой дороги, эти документы будут опубликованы вместе с сообщением о предстоящем изъятии участков: это планируется сделать в апреле 2018 года. «Соответственно, приступить к принятию решений об изъятии возможно не ранее чем через два месяца после публикации, то есть в июне»,- поясняют чиновники. Копия решения об изъятии направляется собственникам, при этом оно может быть оспорено в суде в течение двух месяцев. Если оспаривания не происходит, то собственник земли получает проект соглашения об изъятии, на его рассмотрение дается три месяца, после чего власти могут через суд «принудительно изъять недвижимое имущество», возместив владельцу рыночную стоимость земли и дома.

Что касается возможного экологического ущерба, то Минтрансе говорят, что при строительстве дороги планируется затронуть лишь часть зеленых насаждений объемом 84,3 га Хлебниковского и Пироговского лесничеств, общая площадь которых составляет 5,3 тыс. га. «Таким образом, планируется затронуть всего 1,5% площади лесничеств,- говорят в ведомстве.- Ежегодно комитетом лесного хозяйства Московской области осуществляются компенсационные высадки зеленых насаждений, в 2016–2017 годах их объем превысил 17 тыс. га, что в сотни раз перекрывает размер убыли леса в результате строительства объекта транспортной инфраструктуры».

В министерстве также разъяснили ситуацию с Акуловским каналом: дорога действительно будет с ним пересекаться. Однако «место и планировочные решения пересечения согласованы с МГУП "Мосводоканал"», заверяют чиновники. «Технические решения проекта будут выполняться по техническим условиям "Мосводоканала" и подлежат (как и весь проект) госэкспертизе, при отсутствии которой строительство осуществляться не может,- отметили в министерстве.- Утверждения о том, что строительство дороги приведет к загрязнению источников питьевого водоснабжения некорректны и беспочвенны». Так, к примеру, открытые участки водоканала (протяженностью 150 м от обочины проектируемой дороги в обе стороны от канала) будут заключены в железобетонный трубопровод. Участок пересечения трассы с водопроводным каналом оборудуют «сооружениями по сбору и очистке поверхностного стока, с отводом очищенных вод за пределы первого пояса санитарной охраны». В месте пересечения новой трассы с каналом планируется железобетонное ограждение высотой 2,5 м. Стоянка строительной техники в 100 м от бровки канала в обе стороны будет запрещена.

С заключениями, которые давали научные организации по поводу нецелесообразности проекта, в Минтрансе также не согласны. «Дорога позволит улучшить транспортное обслуживание прилегающих к ней территорий, снизить транспортную нагрузку на местную улично-дорожную сеть,- объяснили “Ъ”в ведомстве.- Сейчас основной транспортный поток с Ярославского шоссе распределяется на внешнюю сторону МКАД, создавая заторы на Ярославском шоссе. Планируемая автодорога перераспределит поток северо-восточного сектора Московской области на Дмитровское, Осташковское, Пироговское и Ярославское шоссе, а также перераспределит местные корреспонденции между Москвой и Московской областью». При этом в ведомстве отметили, что ничего не знают о заключении институтов и научных организаций, на которые ссылаются жители. «Официальных оценок не поступало, но мы готовы к диалогу со всеми участниками профессионального транспортного сообщества и защите целесообразности строительства дороги и запланированных решений»,- говорят там.