Что такое налоговый мониторинг? Закон о налоговом мониторинге. Налоговый мониторинг: правила и преимущества

В российском праве появился новый термин — "налоговый мониторинг" (2015-й год ознаменовался вступлением в силу соответствующих законов). Он предполагает организацию принципиально нового механизма взаимодействия между ФНС и предприятиями. В чем особенность нововведений, о которых идет речь? Каковы преимущества соответствующей схемы для предприятий и ФНС?

Сущность термина

Что такое налоговый мониторинг? Под этим термином понимается сравнительно новый для РФ введенный в 2015 году режим администрирования уплаты налогов. Иногда его называют "горизонтальный налоговый мониторинг".

Ключевые принципы: прозрачность деятельности плательщика налогов в аспекте отчетности перед ФНС, а также процедур в рамках внутреннего контроля, лояльность ФНС в отношении проверок — выездных или камеральных. Налоговый мониторинг предполагает стать инновационным инструментом, позволяющим вывести взаимоотношения бизнеса и государства на новый уровень.

Один из ключевых аспектов механизма, о котором идет речь, — возможность организации взаимодействия налогоплательщиков и контролирующих органов в электронном виде. Это предполагает, прежде всего, более высокую скорость принятия необходимых решений.

В числе главных идей концепции налогового мониторинга — возможность предоставления ФНС доступа к необходимым сведениям, отражающим дисциплину предприятия в аспекте отчетности и перечисления необходимых сборов государству. В свою очередь, сам налогоплательщик может задействовать все доступные каналы для получения нужной информации со стороны ведомства.

Компоненты мониторинга

Рассмотрим компоненты, которые можно рассматривать как ключевые составляющие части соответствующего режима коммуникации между ФНС и бизнесом. Прежде всего, стоит отметить такой инструмент, как мотивированное мнение. С его помощью стороны могут разрешать возможные споры и разногласия, связанные с правоотношениями в сфере уплаты налогов и отчетности. Мотивированное мнение формирует и если плательщик сборов выполняет предписания, то он может быть освобожден от возможных штрафов и взысканий.

Другой примечательный компонент, который включает в себя налоговый мониторинг, — это установление договорной схемы информационного взаимодействия между предпринимателем и ФНС. Данный механизм предполагает работу по особому регламенту. Ожидается, что ФНС и налогоплательщики будут взаимодействовать по одному из двух вариантов: посредством предоставления в ведомство документов (в электронном формате) либо в порядке прямого доступа ФНС к файлам предприятия. Кроме того, бизнесмены смогут включать в регламент характеристики алгоритмов внутреннего контроля.

Появление мониторинга в РФ

Механизм, о котором идет речь, в России с недавних пор закреплен на уровне федеральных правовых актов. Закон о налоговом мониторинге в ноябре 2014 года был подписан Президентом РФ. В соответствии с ФЗ №348, по которому были внесены соответствующие поправки в Налоговый кодекс, предприятия получили возможность работать с ФНС по-новому. Закон о налоговом мониторинге вступил в силу с 1 января 2015 года. Но некоторые его положения приобретут нормативный характер в 2016 году.

Как в России деловое сообщество пришло к осознанию того, что необходимо внедрять налоговый мониторинг? Законопроект, ставший впоследствии федеральным правовым актам, по некоторым данным, был инициирован властями при содействии крупных бизнесменов и консалтинговых брендов в 2012 году. Непосредственное участие в разработке соответствующего закона приняло Агентство стратегических инициатив, а именно — рабочая группа, ответственная за модернизацию процедур налогового администрирования в России.

Практическая эффективность института мониторинга

Некоторыми предприятиями, а также исследовательскими агентствами были реализованы пробные схемы взаимодействия ФНС и бизнеса, которые показали высокую эффективность механизмов в рамках налогового мониторинга. Каких результатов удалось достичь в ходе данных мероприятий?

Так, многим бизнесам импонировал тот факт, что в процессе электронного взаимодействия с ФНС у них появилась возможность оперативным образом получать консультацию по тому или иному вопросу. Также некоторые исследователи отметили, что в ходе коммуникаций, о которых идет речь, практиковалось неформальное, свободное от официальной терминологии общение, что было немыслимо при старой схеме. Однако без лишнего официоза, как выяснилось, многие вопросы решались эффективнее. До появления института налогового мониторинга многим российским компаниям не хватало такой возможности.

Как показали пробные механизмы коммуникации бизнеса и ФНС, основания для каких-либо существенных разногласий между сторонами правоотношений в ходе взаимодействия по новой схеме наблюдались нечасто. Вместе с тем повысилось качество взаимопонимания налоговой службы и предпринимателей. Снизилась трудовая нагрузка на специалистов с той и другой стороны: попросту не было необходимости проведения лишней работы, характерной для процедур по старой схеме.

По оценке экспертов, российскому бизнесу был очень нужен такой механизм, как налоговый мониторинг. Законопроект, ставший впоследствии полноценным правовым актом, при этом был качественно проработан, в него были включены все необходимые положения для реализации нового механизма. Это дало повод специалистам высоко оценить его перспективы не только с точки зрения актуальности регулирующих положений, но и в аспекте перспектив их практической реализации.

Как оформить работу по новой схеме

Но каким образом предприятию начать взаимоотношения с ФНС в рамках налогового мониторинга? Существует ряд критериев, при соответствии которым бизнес может рассчитывать на привилегию, о которой идет речь. В числе ключевых:

Предприятие перечисляет государству в виде и иных сборов 300 млн. руб. и более в течение года;

Выручка бизнеса в соответствии с бухгалтерской отчетностью составляет 3 млрд. руб. и более в течение года;

Суммарная цена активов компании — 3 млрд. руб. и более по состоянию на 31 декабря отчетного года.

Рассмотрим подробнее то, какую конкретную пользу может принести государству и частному рынку институт налогового мониторинга.

Что это дает?

Благодаря рассматриваемому механизму добросовестные плательщики сборов в казну, которые сумели выстроить эффективную систему внутреннего финансового контроля, смогут взаимодействовать с ФНС в порядке, при котором какие-либо сложности будут сведены к минимуму.

В числе ключевых преимуществ, которые дает налоговый мониторинг, — это, как мы уже отметили выше, освобождение бизнеса от проверок ФНС. Данное обстоятельство позволяет компаниям, к примеру, существенно сэкономить на обращении к услугам юристов и адвокатов, помощь которых иногда просто необходима при повышенном внимании к бизнесу со стороны ФНС.

Благодаря такому механизму, как мотивированное мнение, основные и разногласия, характерные для деятельности предприятий, будут разрешаться в самые оперативные сроки. До того как в РФ был внедрен налоговый мониторинг и методика его проведения была соответствующим образом утверждена, сложности в коммуникациях компаний и ФНС могли разрешаться годами.

Эффективное взаимодействие по правовым вопросам

Предусмотренный законодательством РФ механизм взаимодействия ФНС и предприятий характеризуется важным преимуществом — фирма может, если в этом будет необходимость, запрашивать в ведомстве те или иные комментарии, касающиеся соответствующей сферы правоотношений. Также сотрудники ФНС, проводя налоговый мониторинг, будут оперативно изучать имеющие отношение к отчетности документы и проверять то, насколько корректно они составлены.

Благодаря взаимодействию с ФНС по новой схеме предприниматели получили возможность запрашивать разъяснения, касающиеся перечисления сборов от сделок, еще до момента их совершения. Это значительный шаг вперед во взаимодействии бизнеса и государства в аспекте конструктивного сотрудничества.

Участие предприятий в налоговом мониторинге позволяет избежать крупных и иногда неприятных для бюджета фирмы дополнительных начислений сборов в казну, которые порой необходимо уплачивать по факту выездных проверок. В процессе взаимодействия между бизнесом и ФНС по новой схеме вероятность подобных ситуаций минимальная.

Электронный обмен информацией

В числе явных преимуществ договоренности между ФНС и предпринимателями о том, что мониторинг налоговых доходов будет осуществляться в рамках схемы, о которой идет речь, — возможность полноценного электронного обмена документами.

Данный формат коммуникаций для многих бизнесменов более желателен, чем бумажный документооборот, так как в этом случае предполагается гораздо меньше затрат по времени и трудовым ресурсам на осуществление необходимых отчетных процедур. После того как институт налогового мониторинга был утвержден, фирмы получили официальную возможность полностью перевести взаимодействие с ФНС в электронный формат. Для самого ведомства это также удобно: нет необходимости тратить время сотрудников на выездные мероприятия.

Добровольный формат

Добровольный порядок заключения договоренности с ФНС — важный аспект такого механизма, как соответствующего типа мониторинг. Налоговых льгот у крупных предприятий не так много, и они всегда рады шагам навстречу со стороны государства. Вместе с тем многим компаниям может потребоваться время на то, чтобы привести свои системы финансовой отчетности и контроля в соответствие с требуемыми критериями. Но все те ресурсы, которые предприятие вложит в необходимую модернизацию инфраструктуры, с высокой вероятностью окупятся.

Прекращение мониторинга и внеплановые проверки

Налоговый мониторинг — это фактически привилегия. В некоторых случаях ее предоставление может быть в законном порядке прекращено. Это допустимо, если, например, организация предоставляет в ФНС ложные сведения или пренебрегает обязательством направлять туда те или иные документы.

Законом также предусмотрены сценарии, при которых выездные проверки могут быть проведены, даже если предприятие и ФНС заключили соответствующее соглашение по новой схеме. Это возможно, если:

Проверку проводит вышестоящая структура ФНС, контролирующая эффективность работы подотчетных подразделений ведомства;

Предприятие не выполнило предписаний, содержащихся в мотивированном мнении;

Фирме необходимо предоставить за период, соответствующий срокам реализации процедур мониторинга, например, в связи с тем, что величина сборов к уплате уменьшена в сравнении с суммой, которая фигурирует в ранее предоставленном документе.

Также выездная проверка может быть осуществлена, если соответствующего типа правоотношения между бизнесом и ФНС были прекращены в порядке, о котором мы сказали выше.

Актуальные задачи по реализации новой схемы

Внедрение модернизированной схемы взаимодействия между предприятиями и налоговой службой предполагает формирование принципиально новых как в ФНС, так и в фирмах. Ведомству, например, предстоит создавать новые штатные подразделения специалистов, которые будут компетентны во взаимодействии с налогоплательщиками в режиме онлайн. Аналогичную задачу будет необходимо решать также и многим предприятиям. Налогоплательщики, как мы отметили выше, во многих случаях должны будут инвестировать в модернизацию инфраструктуры внутрикорпоративных отчетных процедур с целью приведения их в соответствие с законодательными критериями.

Проведение налогового мониторинга допускается в отношении организаций, которые удовлетворяют следующим критериям:

  • совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, подлежащих уплате за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление
    о проведении налогового мониторинга (без учета налогов, подлежащих уплате в связи
    с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза), составляет
    не менее 300 миллионов рублей;
  • суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее
    3 миллиардов рублей;
  • совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее
    3 миллиардов рублей.

Обратите внимание

Налоговый мониторинг в отношении участников консолидированной группы налогоплательщиков применяется с 1 января 2016 года.

Предметом налогового мониторинга в отношении участника консолидированной группы налогоплательщиков также является правильность определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков (п. 1 ст. 105.26 НК РФ в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 240-ФЗ).

Компании могут запросить в налоговом органе проведение мониторинга, предоставив инспекторам в режиме реального времени доступ к данным бухгалтерского и налогового учета (регламент информационного вза-имодействия).

В регламенте информационного взаимодействия отражается порядок представления налоговым органам документов (информации), служащих основаниями для исчисления, уплаты налогов и сборов в электронной форме и (или) доступа к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы, по выбору организации.

В регламенте информационного взаимодействия указываются порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов, объектов налогообложения и налоговой базы, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля данной организации
за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и свое-временностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов
(п. 6 ст. 105.26 НК РФ в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 240-ФЗ).

Система внутреннего контроля – это совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.

Обратите внимание

За период налогового мониторинга инспекция не вправе проводить выездные и камеральные проверки (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Заявление о налоговом мониторинге

Организации нужно представить в налоговую по месту своего нахождения заявление о проведении налогового мониторинга. Это заявление нужно подать не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг.

Форма заявления о проведении налогового мониторинга утверждена приказом ФНС России
от 7 мая 2015 года № ММВ-7-15/184@. Пример заполнения заявления.

Вместе с заявлением в налоговую инспекцию нужно представить:

  • регламент информационного взаимодействия по установленной форме;
  • информацию об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25%;
  • учетную политику для целей налогообложения организации, действующую в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга.

Обратите внимание

Если в представленном регламенте информационного взаимодействия не полностью указана необходимая информация, инспекторы не позднее одного месяца со дня получения заявления о проведении налогового мониторинга сообщат вам об этом. В течение 10 дней вы должны представить необходимые пояснения (дополнительные документы, информацию) и (или) внести соответствующие изменения (дополнения) в регламент (п. 3.1 ст. 105.27 НК РФ в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 240-ФЗ).

Налоговый орган до 1 ноября года, в котором представлено такое заявление, должен принять одно из двух решений:

  • решение о проведении налогового мониторинга;
  • решение об отказе в проведении налогового мониторинга.

Обратите внимание

Решение инспекторов об отказе в проведении налогового мониторинга должно быть мотивированным. Вынесенное налоговым органом решение направляется организации
в течение пяти дней со дня его принятия.

Проведение налогового мониторинга

Периодом, за который проводится мониторинг, является календарный год (п. 4 ст. 105.26 НК РФ в ред. Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 130-ФЗ).

Проведение мониторинга начинается с 1 января года, за который он проводится, и оканчивается 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился мониторинг.

Обратите внимание: налоговый мониторинг прекращается досрочно, если организация:

  1. не исполняет регламент информационного взаимодействия;
  2. предоставила налоговикам недостоверную информацию;
  3. систематически (два раза и более) не представляет в налоговый орган необходимые документы (информацию), пояснения.

Обратите внимание

Участники налогового мониторинга могут обсуждать планируемые сделки с налоговым органом. Соответствующие изменения в Налоговый кодекс внесены Федеральным законом
от 1 мая 2016 года № 130-ФЗ. Так, в ходе проведения налогового мониторинга организация вправе представить заявление о проведении налогового мониторинга за следующий период не позднее 1 сентября последнего периода проведения налогового мониторинга.

Если при проведении налогового мониторинга выявлены противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах (информации) организацией и в документах, имеющихся у налогового органа, то налоговики уведомляют об этом организацию. В этом случае фирма должна представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в течение десяти дней.

При проведении налогового мониторинга инспекторы вправе истребовать необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов. В этом случае документы должны быть представлены в налоговую в течение десяти дней со дня получения требования.

Истребуемые документы (информация), пояснения могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом, переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или переданы в порядке, предусмотренном регламентом информационного взаимодействия. Представить документы можно и на «бумаге» в виде заверенных организацией копий (п. 4 ст. 105.29 НК РФ).

Если у организации нет возможности представить документы (информацию, пояснения) в установленный срок, то об этом нужно уведомить налоговую инспекцию с указанием причин
в течение дня, следующего за днем получения требования.

Обратите внимание

Если налоговики установят факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании) налогов и сборов, они обязаны составить мотивированное мнение. Оно должно быть направлено организации в течение пяти дней со дня его составления.

Мотивированное мнение налоговой инспекции

Мотивированное мнение налогового органа отражает позицию инспекторов по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты налогов и сборов.

Мотивированное мнение может быть составлено как по запросу организации, так и по инициативе налоговой инспекции.

По инициативе инспекторов мотивированное мнение составляется, если при проведении налогового мониторинга установлен факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов и сборов.

Такое мотивированное мнение может быть составлено не позднее чем за три месяца
до окончания срока проведения налогового мониторинга.

Если же у организации есть сомнения или неясности по вопросам правильности исчисления налогов и сборов за период проведения налогового мониторинга по результатам совершенных фактов хозяйственной жизни, она вправе запросить мотивированное мнение у налоговиков.
При этом в запросе о представлении мотивированного мнения организации нужно изложить свою позицию по указанным вопросам.

Запрос о представлении мотивированного мнения может быть направлен организацией не позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг. Налоговая инспекция должна направить фирме мотивированное мнение в течение одного месяца со дня получения такого запроса.

Имейте в виду: налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с запросом
о предоставлении мотивированного мнения не только по совершенным, но и по планируемым операциям.

Обратите внимание

Срок направления мотивированного мнения по запросу организации может быть продлен на один месяц для истребования у этой организации или у иных лиц документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения.

Если организация соглашается с мотивированным мнением инспекторов, об этом нужно уведомить налоговый орган в течение одного месяца со дня его получения.

Если же организация не соглашается с вынесенным мотивированным мнением, то в течение одного месяца со дня его получения фирме нужно представить разногласия в налоговый орган, которым составлено это мотивированное мнение. При этом данные разногласия со всеми имеющимися материалами для проведения взаимосогласительной процедуры налоговики обязаны в течение трех дней со дня их получения направить в Федеральную налоговую службу.

Обратите внимание

При проведении налогового мониторинга налоговый орган не вправе направлять организации мотивированное мнение по вопросам, связанным с осуществлением контроля соответствия цен, примененных организацией в контролируемых сделках, рыночным ценам.

Взаимосогласительную процедуру проводит Федеральная налоговая служба после получения разногласий. Такая процедура проводится в течение одного месяца со дня получения разъяснений. При этом во взаимосогласительной процедуре участвуют и организация,
и налоговые органы, составившие мотивированное мнение.

По результатам взаимосогласительной процедуры налоговая уведомляет организацию
об изменении мотивированного мнения либо об оставлении мотивированного мнения без изменения. Уведомление вручается или направляется организации в течение трех дней со дня его составления.

1. Предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления (удержания), полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) - организацию (далее в настоящем разделе - организация).


Предметом налогового мониторинга в отношении участника консолидированной группы налогоплательщиков также является правильность определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.


При этом не является предметом налогового мониторинга в отношении ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков правильность определения другими участниками консолидированной группы налогоплательщиков полученных доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.


2. Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании решения о проведении налогового мониторинга.


3. Если иное не установлено настоящим пунктом, организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий:


1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей.


При определении совокупной суммы налогов, указанных в настоящем подпункте, учитываются налоги, обязанность по уплате которых возложена на организацию как на налогоплательщика и налогового агента.


Для организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков (в том числе ответственным участником указанной группы), в совокупную сумму налогов, указанных в настоящем пункте, включается сумма налога на прибыль организаций, определяемая на основе полученных ею доходов и осуществленных ею расходов, учитываемых при формировании консолидированной налоговой базы;


2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей;


3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей.


Для организаций, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, для принятия решения о проведении налогового мониторинга в соответствии с пунктом 4 или 7 статьи 105.27 настоящего Кодекса выполнение условий, установленных настоящим пунктом, не является обязательным.


4. Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год.


5. Срок проведения налогового мониторинга за период, указанный в пункте 4 настоящей статьи, начинается с 1 января года указанного периода и оканчивается 1 октября года, следующего за указанным периодом.


6. В регламенте информационного взаимодействия отражается порядок представления налоговому органу документов (информации), связанных с исчислением (удержанием), уплатой (перечислением) налогов, сборов, страховых взносов в электронной форме, и (или) доступа к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы (информация), по выбору организации. Также в регламенте информационного взаимодействия указывается порядок ознакомления налогового органа с подлинниками таких документов в случае необходимости.


В регламенте информационного взаимодействия указываются порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов, объектов налогообложения и налоговой базы, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля данной организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.


Форма и требования к регламенту информационного взаимодействия утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.


7. Для целей проведения налогового мониторинга под системой внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов (далее в настоящей главе - система внутреннего контроля) понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.


Применяемая организацией система внутреннего контроля должна соответствовать требованиям к организации системы внутреннего контроля, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

С 1 января 2015 г. Налоговым кодексом РФ предусмотрена новая форма налогового контроля - налоговый мониторинг. Особенности его осуществления установлены в новом разделе V.2 НК РФ (абз. 4 п. 1 ст. 82 НК РФ). Предметом налогового мониторинга является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых возложена на организацию, являющуюся налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом (п. 1 ст. 105.26 НК РФ). По общему правилу за период, за который проводится налоговый мониторинг, инспекция не вправе проводить выездные и камеральные проверки (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Из этого правила предусмотрен ряд исключений. Например, проверки будут проводиться, если в уточненной декларации (расчете), представленной за налоговый (отчетный) период проведения налогового мониторинга, подлежащая уплате в бюджет сумма налога меньше, чем в ранее представленной декларации (расчете) (пп. 3 п. 1.1 ст. 88, пп. 4 п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Проведение налогового контроля в данной форме является добровольным. Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании соответствующего решения, которое, в свою очередь, принимается по результатам рассмотрения заявления организации о проведении налогового мониторинга (далее - заявление) и представленных вместе с ним документов, информации (п. 2 ст. 105.26, п. 4 ст. 105.27 НК РФ). Следует отметить, что в п. 3 ст. 105.26 НК РФ установлены условия, при одновременном соблюдении которых организация вправе подать указанное заявление:

Совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих перечислению в бюджетную систему РФ за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление, без учета налогов, которые должны быть уплачены в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 млн руб.;

Суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление, составляет не менее 3 млрд руб.;

Совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление, составляет не менее 3 млрд руб.

Если организация соответствует указанным требованиям, она может не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг, представить в инспекцию по месту своего нахождения (месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) заявление по форме, утверждаемой ФНС России (п. 1 ст. 105.27 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 105. 27 НК РФ вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга должны быть представлены:

Регламент информационного взаимодействия, форму которого также утверждает ФНС России;

Информация об организациях и о физлицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в компании, представляющей заявление, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;

Учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление.

Решение о проведении или об отказе в проведении налогового мониторинга должно быть принято до 1 ноября года, в котором подано заявление, и направлено организации в течение пяти дней со дня принятия (п. п. 4 и 6 ст. 105.27 НК РФ). При этом основания для принятия решения об отказе в проведении налогового мониторинга перечислены в п. 5 ст. 105.27 НК РФ. Их перечень является закрытым.

Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором организация представила заявление о его проведении (п. 4 ст. 105.26 НК РФ). В п. 1 ст. 105.28 НК РФ предусмотрены случаи, когда налоговый мониторинг прекращается досрочно.

Если при проведении налогового мониторинга инспекция установила факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов и сборов, налоговый орган составляет мотивированное мнение, которое отражает его позицию и является документом, обязательным к исполнению контролируемым лицом (п. п. 1, 3 и 7 ст. 105.30 НК РФ). Форму и требования к составлению мотивированного мнения устанавливает ФНС России). Данный документ должен быть направлен организации в течение пяти дней со дня его составления. Следует отметить, что он может быть составлен не позднее чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга (п. 3 ст. 105.30 НК РФ). При этом проведение его оканчивается 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился мониторинг (п. 5 ст. 105.26 НК РФ).

Обращаем внимание, что в случае несогласия с мотивированным мнением организация в течение одного месяца со дня его получения представляет разногласия в составившую его инспекцию, которая направляет эти разногласия и материалы для инициирования проведения взаимосогласительной процедуры в ФНС России (п. 8 ст. 105.30 НК РФ). Налоговое ведомство, в свою очередь, инициирует ее проведение. Соответствующий порядок предусмотрен в ст. 105.31 НК РФ.

Мотивированное решение также может быть составлено по запросу организации (п. п. 2, 4 и 5 ст. 105.30 НК РФ).

При проведении налогового мониторинга инспекция вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию) и пояснения, связанные с правильностью исчисления и удержания, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов (п. 3 ст. 105.29 НК РФ). Порядок запроса документов и их представления контролируемым лицом установлен в п. п. 4, 5 ст. 105.29 НК РФ. Необходимо обратить внимание, что за непредставление указанных документов (информации) в срок организация может быть привлечена к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.

В ходе проведения налогового мониторинга инспекция не вправе истребовать у организации документы, ранее представленные в налоговый орган в виде заверенных организацией копий (п. 6 ст. 105.29 НК РФ). При этом в ходе мероприятий налогового контроля запрашивать документы, которые уже были истребованы инспекцией, в частности, при проведении налогового мониторинга, не допускается (п. 5 ст. 93 НК РФ).

Следует отметить, что на недоимку, образовавшуюся как в результате выполнения организацией мотивированного мнения налогового органа, так и при выполнении письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, пени не начисляются (п. 8 ст. 75 НК РФ). В данной ситуации также исключается вина лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Однако эти положения не применяются, если мотивированное мнение налогового органа составлено на основании неполной или недостоверной информации, представленной компанией (абз. 2 п. 8 ст. 75, абз. 2 пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Выводы

Налогоплательщики, которые обязаны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, должны направлять налоговому органу квитанцию о приеме документов, которые используются им при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, и были переданы налогоплательщикам в электронной форме (п. 5.1 ст. 23 НК РФ);

Налоговый орган может приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводы его электронных денежных средств в случае неисполнения обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов или пояснений, а также уведомления о вызове в налоговый орган (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ);

Решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств в случае непредставления налоговой декларации может быть вынесено в течение трех лет. Данный период исчисляется с момента истечения 10 рабочих дней, следующих за окончанием установленного срока представления отчетности (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ);

При выявлении в ходе камеральной проверки определенных противоречий и несоответствий, свидетельствующих о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы налога к возмещению, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых указаны в декларации по НДС (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);

При проведении камеральной проверки декларации по НДС (если представлена декларация с заявленной суммой налога к возмещению или выявлены определенные противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении налога к уплате или о завышении суммы налога к возмещению) налоговый орган вправе осуществлять осмотр территорий, помещений, документов и предметов (п. 1 ст. 92, п. 1 ст. 91 НК РФ);

Физлица должны сообщать в инспекцию об объектах обложения транспортным налогом, земельным налогом и налогом на имущество в случае, если за весь период владения упомянутой недвижимостью или транспортным средством налогоплательщик не получал уведомлений и не платил налоги (п. 2.1 ст. 23 НК РФ);

Органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физлиц, обязаны сообщать в налоговые органы о фактах заключения и расторжения брака, установления отцовства, в органы опеки и попечительства - о фактах установления и прекращения опеки и попечительства (абз. 1 п. 3 ст. 85 НК РФ);

Задолженность по налогам (пеням, штрафам) в размере, не превышающем 5 млн руб., инспекция может взыскать с лицевого счета организации во внесудебном порядке (пп. 1 п. 2, п. 8 ст. 45 НК РФ);

Местные налоги и сборы могут вводиться на уровне внутригородских районов в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов городских округов с внутригородским делением либо внутригородских районов (абз. 4 п. 4 ст. 12 НК РФ);

Организация, которая соответствует установленным критериям, вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, который по общему правилу исключает проведение камеральных и выездных проверок за период налогового мониторинга. Особенности проведения налогового контроля в форме налогового мониторинга установлены разд. V.2 НК РФ (абз. 4 п. 1 ст. 82, п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Налогоплательщик может осуществлять документооборот с инспекцией через личный кабинет (ст. 11.2 НК РФ).