Транс-тихоокеанский торговый союз будет выгоден россии. Что такое ТТП? Возможные эффекты для россии и еаэс от ттп

Созданный между США, Вьетнамом и 10 другими странами, расположенными на побережье Тихого океана, Транс-Тихоокеанский торговый союз Россия сможет использовать в своих экономических интересах. Об этом «Известиям» рассказал первый заместитель министра экономического развития Алексей Лихачев. В частности, договор открывает рынки государств партнерства для поставок российских автомобилей, собранных во Вьетнаме.

Мы еще не видели сам текст договора, но, по предварительным данным, для поставок на эти рынки уровень локализации сборки должен составлять 62,5%, - отметил Лихачев. - Это вполне достижимо.

Производственная площадка в этой стране уже есть у КАМАЗа в рамках совместного предприятия с местной госкомпанией Vinacomin (в нем у российской компании 37%). Возможность создания сборочного производства во Вьетнаме рассматривают КАМАЗ, УАЗ (принадлежит «Соллерсу»), ГАЗ, «АвтоВАЗ». В частности, «Соллерс» планирует организовать сборку «УАЗов» во Вьетнаме с местной Vinamotor, выпуск может составлять несколько тысяч штук в год. Группа ГАЗ ведет переговоры с потенциальными партнерами во Вьетнаме об организации производства и дистрибуции легких коммерческих и среднетоннажных автомобилей ГАЗ. Кроме того, возможность продажи и сборки во Вьетнаме изучает и акционер «АвтоВАЗа» - Renault: например, кроссовера Duster, выпускаемого на заводе компании в Москве. Площадкой может стать завод Nissan (партнер по альянсу) во Вьетнаме.

При этом, согласно подписанному в мае соглашению о создании зоны свободной торговли, Вьетнам в течение 10 лет обнулит ввозные пошлины на автомобили из России и других стран Евразийского экономического союза, которые сейчас составляют 17% для грузовиков, 30–40% для автобусов и 50–70% для легковых машин.

Впрочем, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что окончательная позиция по новому соглашению будет сформирована после его тщательного анализа.

Конечно, еще нужно анализировать. Это достаточно новая информация, это новые договоренности. Поэтому, конечно, это будет самым тщательным образом анализироваться на предмет соответствия интересам России, перед тем как будет сформирована какая-то позиция, - заявил Песков.

Он отметил, что подобное экономическое объединение имел в виду президент России Владимир Путин, выступая на трибуне Генассамблеи ООН.

Естественно, если речь идет в форматах регионального сотрудничества, что будет способствовать созданию благоприятных условий для экономического развития, созданию новых рабочих мест и так далее, способствовать экономическому развитию стран региона, то, безусловно, это можно только приветствовать, - считает Песков. - Но, как сказал Путин с трибуны ООН, если речь идет о создании каких-то отдельных закрытых структур, которые впоследствии будут подменять собой ВТО, международные правила торговли, то, конечно, это то, насчет чего президент с трибуны Генассамблеи озвучил озабоченность.

Эксперты также оценивают партнерство не так оптимистично, как в Минэкономразвития.

Каких то особых выгод для России я не вижу, - отмечает завкафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации (РАНХиГС) Константин Корищенко. - Этот проект затевался в рамках АСЕАН, куда входит Россия и Китай. Однако ни Россию, ни Китай в партнерство не пригласили, таким образом, он направлен в конечном итоге против России и Китая.

Достижение договоренности о создании Транс-Тихоокеанского партнерства подтвердил в понедельник в специальном заявлении президент США Барак Обама.

Кроме США, в партнерстве участвуют представители Австралии, Брунея, Вьетнама, Канады, Малайзии, Мексики, Новой Зеландии, Перу, Сингапура, Чили и Японии. Предполагается, что документ охватит почти 40% объема мировой торговли.

В понедельник США, Австралия, Бруней, Канада, Чили, Япония, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур и Вьетнам достигли соглашения по договору о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП), сообщила газета The Wall Street Journal.

Активные переговоры о создании ТТП велись с 2008 года. Правда, это не рекорд — переговоры Доха-раунд начались еще в 2001 году, при этом прогресса по ним до сих пор нет. Медленное продвижение переговоров по ТТП в значительной степени объяснялось торгом между Вашингтоном и Токио: Япония добивалась отмены в США тарифов на импорт японских машин и запчастей, тогда как США требовали новой квоты на импорт риса и сокращения импортных пошлин на свинину и говядину, отмечается в докладе Центра экспертизы по вопросам ВТО.

Соглашение предусматривает почти полную отмену таможенных пошлин между странами — участницами экономического блока, что приведет к удешевлению продукции.

Совокупный ВВП этих 12 стран превышает $28 трлн, что составляет почти 40% мирового ВВП.

«Появление новой экономической архитектуры вполне логично. Нескольким странам проще договориться между собой, чем идти на снижение торговых барьеров в рамках ВТО», — сказал Сергей Уткин, заведующий отделом Центра ситуационного анализа РАН.

Сейчас в ВТО, куда входит 161 страна, нотифицировано более 400 интеграций.

Победа Обамы

В Вашингтоне исходят из того, что Юго-Восточная Азия — это место, куда переместилась основная экономическая активность.

А реализация ТТП была одним из основных пунктов в повестке администрации президента Барака Обамы.

Правда, договор должен быть еще одобрен конгрессом. Голосование по нему возможно только в 2016 году. При этом среди демократов и республиканцев он не пользуется большой поддержкой.

Если законодатели не смогут договориться, то ратификация договора может дождаться уже новой администрации. И совсем не факт, что при другом президенте Белый дом будет так же активно продвигать его, пишет The Huffington Post.

Хиллари Клинтон уже критиковала соглашение, тогда как Дональд Трамп и вовсе назвал его «плохой сделкой».

Документ также должен быть одобрен законодателями остальных стран — участниц ТТП.

Китай отодвинули

«Когда более 95% потенциальных потребителей нашей продукции живут за границами США, мы не можем позволить странам вроде Китая определять правила мировой экономики. Эти правила должны написать мы, открывая американским товарам новые рынки»,

— цитирует The Financial Times президента США Барака Обаму.

США не являлись инициатором создания ТТП. Изначально он планировался как зона свободной торговли, которая открыта для стран — членов АТЭС.

Однако Китай стал проводить более агрессивную политику экономической экспансии. «КНР активно создавала свободные экономические зоны, стал более заметным формат ШОС, — поясняет заведующий Школой востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов. — В последние два года Пекин продвигает проект Шелкового пути, который позволил бы перезапустить действующую инфраструктуру уже под контролем Китая. Естественно, что не все страны региона поддерживают эту инициативу».

В итоге Китай отодвинули от проекта ТТП.

«ТТП может стать серьезным противовесом Китаю, который является крупнейшей торговой фабрикой и мощным партнером. Никто в ЮВА не хочет усиливать Китай еще больше. А создавать с Пекином новые зоны свободной торговли неинтересно: за счет таких партнерств компании КНР выходят на местные рынки, тогда как получить реальный доступ к китайскому рынку остается сложно», — уточняет Уткин.

«Формально США предлагают в ТТП равное партнерство. США и Япония не могут играть на демпинге, как Китай, поэтому привлекают новых партнеров через систему преференций. Не секрет, что китайские инициативы на деле оборачиваются большими перспективами для Пекина и малыми для партнеров», — согласен Маслов.

Россию в ТТП не ждут

Россия пока до конца не определила свои позиции в отношении ТТП. «Вопрос изучается», — сказали «Газете.Ru» в Минэкономразвития.

«На самом высоком уровне прозвучала определенная озабоченность рисками сегментации мировой торговли в случае реализации этого мегарегионального соглашения, стремлением некоторых держав, в первую очередь США, решать вопросы не в ВТО, а за ее рамками», — отмечают в докладе Центра экспертизы по вопросам ВТО.

В частности, на юбилейной конференции ООН

российский президент Владимир Путин отметил «симптом растущего экономического эгоизма»: «Ряд стран пошли по пути закрытых, эксклюзивных экономических объединений, причем переговоры об их создании идут кулуарно, втайне не только от собственных граждан и собственных деловых кругов и общественности, но и от других стран».

Текст договора о ТТП из 30 глав до сих пор не обнародован.

Тем не менее России стоит быть готовой к взаимодействию с новыми экономическими образованиями.

«Сейчас ТТП больше выглядит как клуб, который закрыт для России и Китая.

Но это не мешает Москве работать, к примеру, с Новой Зеландией, одним из учредителей ТТП», — подчеркнул ранее в «Газете.Ru» эксперт по международной торговле Института Катона Дэниел Айкенсон.

«Не являясь участником соглашения ТТП, мы не сможем получить аналогичные условия. То есть создаваемые внутри этого объединения товары и услуги станут более конкурентоспособными, чем российские, не имеющие таких преференций», — считает гендиректор Центра международной торговли Москвы Владимир Саламатов.

Формально Россия может изъявить о своем желании вступить в ТТП в любой момент — вопрос в том, готова ли она соответствовать требуемым правилам и стандартам организации. «Если такая готовность обнаружится, надо понимать, что вступить в этот формат не получится без одобрения со стороны Вашингтона с учетом его доминирующей позиции в ТТП. В нынешних условиях жесткого противостояния Москвы с Западом сделать это будет непросто», — отмечают авторы доклада.

«Никто не знает, какие требования войдут в итоговое соглашение. И даже если бы Россия соответствовала всем стандартам, а отношения между Москвой и Вашингтоном были бы идеальными, ТТП должно было бы состояться хотя бы с теми странами, которые уже изъявили о своем желании присоединиться к нему, — рассуждает Айкенсон. — И только потом бы начался процесс приема новых членов. Наверно, это бы заняло не 18 лет (переговоры о присоединении России к ВТО велись 18 лет, с 1993 по 2011 год. — «Газета.Ru»). Возможно, больше. Но процесс бы пошел».

Как полагают некоторые эксперты в США, в американском сознании нет такого негатива к России как к потенциальному торговому партнеру, какой есть в отношении Китая. «В американском обществе сложилось мнение, что усиление торговли США с Китаем ухудшило положение американских производителей.

Поскольку объем торговли с Россией у США гораздо меньше, чем с Китаем, возражений экономического характера против участия России в ТТП не должно быть»,

— говорится в докладе.

Президент США Дональд Трамп подписал в понедельник исполнительный указ о выходе из числа стран, имеющих договоренности о создании Транстихоокеанского партнерства. При этом единственной страной, ратифицировавшей соглашение, является Япония, а для вступления договора в силу необходима ратификация всеми странами-подписантами.

Что представляет собой соглашение, когда оно было подписано, каковы его основные положения и вступит ли оно в силу после выхода США - в материале ТАСС.

Какова предыстория соглашения?

ТТП берет свое начало от Соглашения о Транстихоокеанском стратегическом экономическом партнерстве, подписанного Брунеем, Чили, Новой Зеландией и Сингапуром в 2005 году. Соглашение вступило в силу спустя год и предусматривало, помимо отмены таможенных пошлин на товары и услуги, ряд мер в сфере унификации санитарных норм, защиты прав интеллектуальной собственности, государственных закупок и политики в области конкуренции.

В период с 2008 по 2013 год намерение присоединиться к существующему договору выразили еще восемь стран, включая США и Японию. По мере формирования переговорной платформы страны-подписанты провели 19 формальных раундов переговоров и более 20 неформальных встреч, последняя из которых завершилась в сентябре 2015 года.

Дата подписания договора оттягивалась из-за наличия серьезных разногласий по ряду вопросов, таких как установление таможенных пошлин на сельскохозяйственную, фармакологическую и автомобильную продукцию.

Кто, где и когда подписал ТТП?

Министры торговли 12 стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) — Австралии, Брунея, Канады, Чили, Японии, Малайзии, Мексики, Новой Зеландии, Перу, Сингапура, США и Вьетнама — подписали соглашение 4 февраля 2016 года в Окленде. Страной — депозитарием договора, соответственно, является Новая Зеландия.

Общее население стран-подписантов — более 800 миллионов человек, площадь — 32,5 миллиона квадратных километров, совокупный номинальный ВВП — 27 миллиардов долларов, или 37,4% от мирового ВВП.

В чем суть соглашения?

ТТП является не только договором об отмене таможенных пошлин в классическом понимании, но затрагивает и другие, более глобальные экономические вопросы.

Соглашение регулирует унификацию правил определения страны происхождения товаров, меры по защите рынка и поддержанию конкуренции, фитосанитарные нормы, режим защиты интеллектуальной собственности, правила торговли услугами, а также проведения торгов при размещении госзаказов.

Число товаров, таможенные пошлины на которые подлежат поэтапной ликвидации, составляет 18 000.

Когда оно вступит в силу?

Для того чтобы ТТП вступило в силу, необходима ратификация 12 государств. Если этого не произойдет в течение двух лет с момента подписания, то будет достаточно ратификации странами, производящими 85% от совокупного ВВП стран-подписантов.

Министры торговли Новой Зеландии, Австралии, Чили, Мексики и Сингапура выразили надежду на то, что их страны ратифицируют соглашение в 2016 году. Бывший президент США Барак Обама в день подписания ТТП заявил о намерении требовать ратификации Конгрессом в том же году.

Однако президент Дональд Трамп подписал указ о выводе США из договоренностей о создании ТТП на третий день после вступления в должность.

Таким образом, соглашение в текущем виде может вообще не вступить в силу, так как ВВП США составляет 16,8 миллиарда долларов, или 62% от совокупного ВВП стран-подписантов.

Процесс ратификации, по состоянию на январь, завершился лишь в Японии.

Фото: сайт

Транстихоокеанское партнерство, изначально многими экспертами оцениваемое как нечто не имеющее шансов на воплощение, становится все более реальным. На прошлой неделе в новозеландском Окленде министры торговли 12 стран-участниц: Австралии, Брунея, Вьетнама, Канады, Малайзии, Мексики, Новой Зеландии, Перу, США, Сингапура, Чили и Японии - подписали соглашение о создании нового торгового блока.

Теперь для того, чтобы соглашение вступило в силу официально, его в течение двух лет должны ратифицировать парламенты как минимум шести стран, суммарная доля которых в партнерстве должна равняться 85% (при этом только ВВП самых заинтересованных в договоре стран: США и Японии - в совокупности составляет долю в 74% от общего ВВП всех стран вместе взятых).

В администрации президента уже заявили , что намерены приложить все усилия для ратификации документа до конца 2016 года:

«Транстихоокеанское партнерство позволяет Америке, а не таким странам, как Китай, писать правила игры для ХХI века, что особенно важно для столь динамичного региона, как Азиатско-Тихоокеанский».

В значимости проекта для Соединенных Штатов сомнений не возникает. Переговоры о Транстихоокеанском партнерстве стартовали еще в 2003 году, когда Новая Зеландия, Сингапур и Чили заявили о желании создать в соответствии с нормами ВТО зону свободной торговли. Долгое время организация никоим образом о себе не напоминала, пока в 2008 году проектом не заинтересовались Штаты.

После этого момента переговоры активизировались. О желании присоединиться к проекту одно за другим заявили еще семь государств, в период с 2010 по 2013 годы между странами было проведено 19 раундов официальных переговоров по проекту соглашения о Транстихоокеанском партнерстве. При этом консенсуса достигнуть не удавалось вплоть до конца 2015 года.

Но в условиях, когда геополитические соперники Штатов - Россия и Китай - о сопряжении ЕАЭС и «Экономического пояса Шелкового пути», медлить уже было нельзя. Cпешка обусловливалась в первую очередь нежеланием США потерять инициативу в перспективном Азиатско-Тихоокеанском регионе. Поэтому между 12 странами 5 октября 2015 года в Атланте в срочном порядке было подписано соглашение о создании Транстихоокеанского партнерства

Многие аналитики и эксперты тогда даже заявили как минимум о локальной победе Штатов над Китаем. Однако даже сейчас, после подписания соглашения министрами торговли стран-участниц ТТП, шансы проекта на реализацию все еще остаются туманными, хоть он уже приобретает некоторые реальные черты.

Так, даже в самих Штатах не все поддержали соглашение, часть конгрессменов вполне готова проголосовать против его ратификации. Неоднозначна позиция и некоторых других стран-подписантов, в частности в Минторге Канады заявили, что «подписание соглашения не эквивалентно ратификации».

Подобные сомнения вполне поддаются объяснению. Сам проект ТТП в своей основе содержит несколько внутренних бомб замедленного действия, способных в итоге не просто развалить новый торговый блок, но и нанести непоправимый урон экономикам стран-участниц. Да и перспективность участия в проекте сегодня все еще находится под сомнением из-за ряда причин.

1. Засекреченность самого соглашения от широкой общественности сама по себе создает немало вопросов как у чиновников и общественности самих стран-участниц, так и у глав других государств.

Например, свои сомнения по этому поводу высказывал президент России Владимир Путин. Он отметил , что конфиденциальный характер переговоров о создании Транстихоокеанского партнерства вряд ли помогает устойчивому развитию в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

2. Отсутствие в соглашении Китая и других крупных экономик региона уменьшает, а не увеличивает его значение

Сама подоплека проекта, заключающаяся в создании экономического противовеса влиянию Китая в регионе обрекает на невыполнение его главную цель - построение зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На данный момент другие экономически мощные страны региона: Индонезия, Южная Корея, Таиланд - с опаской говорят о возможном присоединении к проекту. Индонезия вообще кардинально изменила свою позицию: изначально заявив о своем намерении вступить в ТТП, .

Кроме того, наличие Китая в проекте, безусловно, значительно сказалось бы на его привлекательности. Однако последовательность действий на пути к созданию ТТП говорит лишь об одном - Китай никогда не станет членом партнерства и будет делать все возможное для создания собственного альтернативного проекта.

3. Наличие внутренних противоречий между странами-участницами ТТП

С экономической точки зрения результат вступления в ТТП для той или иной страны-участницы может оказаться весьма плачевным. Жаркие споры о экономической целесообразности идут даже между производителями двух самых заинтересованных в проекте стран - Японии и США. Так, например, по японским оценкам, либерализация аграрного рынка может привести к падению на 40% собственного производства в Японии основных продовольственных товаров. В совокупности с вероятным снижением цен на импортируемые в Японию продукты питания, страна рискует стать зависимой от продовольственных поставок из-за границы. С другой стороны, выгоду от вступления в ТТП получат японские экспортеры автомобилей, электроники и другой продукции обрабатывающей промышленности, в связи с чем ведущие американские автомобилестроительные компании выступили против участия Японии в ТТП.

Сложно представить, какие последствия ждут страны с меньшей по объемам и конкурентоспособностью экономикой.

4. Транстихоокеанское партнерство может обесценить принципы ВТО

ВТО - организация, созданная для либерализации международной торговли, обеспечения доступа иностранных товаров на внутренние рынки и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. Однако значимость ее с созданием таких «привилегированных» торговых блоков, как ТТП, ведет к нарушению принципов равенства в мировой политике.

Это, несомненно, вызывает беспокойство среди мировых лидеров и способно внести дисбаланс в существующее мировое устройство.

5. Н аличие других составляющих, помимо экономической

Если даже не брать явную антикитайскую направленность проекта, можно выделить еще целый ряд претензий к нему. Например, антиглобалисты считают, создание Транстихоокеанского партнерства представляет собой «корпоративный переворот»: лишь две из 26 глав соглашения о новом блоке имеют какое-либо отношение к торговле. Большая его часть направлена на предоставление привилегий глобальным корпорациям, преимущественно связанным с защитой авторских и патентных прав, а также на ограничение государственного регулирования.

Американские власти объявили о подписании итогового соглашения о Транстихоокеанском партнерстве. Перед вступлением в силу договор должны одобрить законодатели всех стран-участниц.

Министры торговли 12 стран – Австралии, Брунея, Вьетнама, Канады, Малайзии, Мексики, Новой Зеландии, Перу, Сингапура, США, Чили и Японии – в понедельник, 5 сентября, в Атланте подписали итоговое соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (Trans-Pacific Partnership, TPP). Переговоры по соглашению официально начались с 2008 г.

Для США данный договор расширяет уже действующее Североамериканское соглашение о свободной торговле (North American Free Trade Agreement, NAFTA), которое вступило в силу в 1994 г.

Барак Обама сделал ТТП одним из главных пунктов своей внешнеполитической программы, без которого заявленный им "разворот США в Азию" не будет полным.

Однако в США против заключения Транстихоокеанского партнерства выступали различные профсоюзы, по мнению которых соглашение о свободной торговле приводит к росту безработицы в стране.

Транстихоокеанское партнерство вызывает неоднозначную реакцию не только в США, но и среди экономистов и аналитиков.

Так, лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц назвал крупнейшее в истории региональное соглашение о торговле и инвестициях фарсом.

"Вы услышите много разговоров о важности TPP для "свободной торговли". В реальности же это соглашение об установлении контроля над торговыми и инвестиционными связями стран-участниц партнерства. Это делается от имени самых влиятельных деловых лобби каждой из стран. Не стоит заблуждаться: если посмотреть на наиболее сложные вопросы, по поводу которых еще ведутся споры, станет ясно, что ТРР – это соглашение совсем не о "свободной" торговле", - заявил он.

Внутри США на фоне предвыборной гонки многие кандидаты в президенты США, включая Дональда Трампа, высказывались против этого соглашения. Так что некоторые аналитики предполагают, что это соглашение может не пройти ратификацию в Конгрессе США.

В чем суть соглашения?

Речь идет о полной ликвидации таможенных пошлин, унификации санитарных и фитосанитарных мер, об общей политике в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, правительственных закупок и конкурентной политики.

В ТТП отменяются пошлины более чем на 18 тыс. товаров. Полностью параметры компромисса по торговле в ТТП не обнародованы: текста соглашения пока нет, опубликовано лишь 20-страничное резюме переговоров глав торговых ведомств 12 стран. Переговоры в целом шли в атмосфере строгой секретности.

По данным The Wall Street Journal, в результате согласований сторонам удалось договориться об облегчении торгового сотрудничества по охране интеллектуальной собственности в сфере био- и фармпрепаратов, о правилах автомобильной сборки и торговле молочными продуктами.

Переговоры США и Австралии, в частности, касались сроков патентной защиты в США новых биологических препаратов. США требовали 12 лет защиты, но пошли на снижение требований.

Новая Зеландия как самый крупный экспортер молочных продуктов добилась облегчения доступа на американский рынок, а США - на закрытый сельскохозяйственный рынок Японии.

Отдельными соглашениями частично открываются и унифицируются рынки труда для участников ТТП, урегулируются вопросы экологической нагрузки, интернет-торговля, торговля услугами.

Пока остается неподтвержденным сообщение Reuters о "параллельном" соглашении стран ТТП по отказу от конкурентной девальвации валют. Такое соглашение снимет многие вопросы о стабильности нового торгового блока: в условиях зон свободной торговли занижение валютных курсов и контроль движения капитала остались бы угрозой для инвесторов в регионе.

ТТП заработает не ранее 2016 г.: предстоит его ратификация в 12 странах, в США парламент примет или отвергнет текст целиком.

Как отмечают аналитики, в случае если соглашение будет ратифицировано в 12 странах, это положительно скажется на их ВВП и, таким образом, на темпах мирового экономического роста. Однако на это может потребоваться несколько лет.

6 фактов о ТТП

Вот несколько занимательных фактов о Транстихоокеанском партнерстве.

1. ТТП затрагивает вопросы экономики и торговли, но в нем есть и политическая составляющая.

ТТП часто называют основой "разворота США в Азию", заявленного президентом Обамой, тем не менее основной целью США в данном случае является экономическое подавление Китая за счет роста других экономик региона.

ТТП является основой формирования новой экономической зоны в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которая должна сбалансировать экономическое влияние Пекина в регионе. В соглашении оговариваются правила практически для всех аспектов – от трансграничных потоков информации до того, как государственные предприятия должны конкурировать на международном уровне.

"Мы можем поддерживать экономический рост с помощью торговли, которая соответствует более высокому стандарту, – заявил Обама на выступлении на Генеральной Ассамблее ООН на прошлой неделе. - И именно этого мы добиваемся в рамках Транстихоокеанского партнерства – торгового соглашения, которое охватывает почти 40% мировой экономики, соглашения, которое откроет рынки и при этом будет защищать права рабочих и окружающую среду".

2. Китай не вошел в ТТП.

Торгово-экономический блок в АТР создается без участия Китая, важнейшего торгового партнера большинства стран региона.

Более того, в течение нескольких лет власти США отмечали, что ТТП создается для сдерживания Китая. Однако за последние годы позиция США по этому вопросу смягчилась.

Чисто теоретически Китай может подать заявку на участие в ТТП, однако правила блока уже согласованы, и вряд ли Китай пойдет на это.

Кроме того, Китай продвигает свой собственный блок - Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (ВРЭП). Это партнерство претендует на тот же самый регион, что и ТТП. При этом все страны АСЕАН, Япония и Австралия уже заявили, что будут участвовать во ВРЭП. Таким образом, эти структуры будут перекрывать друг друга.

3. ТТП подразумевает свободную торговлю между двумя из трех крупнейших в мире экономик.

Япония и США никогда прежде не заключали двусторонних торговых соглашений. Однако, когда в 2013 г. Япония присоединилась к переговорам по ТТП, это привело к переговорам по самому широкому ряду вопросов – от торговли автомобилями до торговли говядиной, свининой и рисом.

В итоге планируется, что это соглашение приведет к дальнейшей интеграции японской экономики и цепочек поставок в экономику Северной Америки.

Особенно важно это соглашение для автомобильной отрасли.

Из утечек в СМИ стало известно, что во время переговоров велись споры относительно разногласий Японии и США по части автомобильного рынка. Соглашение, что подтвердили в понедельник власти США, снимает пошлины на японские автомобили на североамериканском рынке.

4. ТТП – противоречивое соглашение для большинства его членов.

Вопрос о ТТП горячо обсуждался не только в США, где профсоюзы и политики не раз высказывались против этого партнерства.

В Канаде вопрос о ТТП также вызвал бурную полемику. В Австралии и других странах оппоненты ТТП не раз заявляли, что реализация соглашения приведет к потере новых рабочих мест.

Вопрос, который вызвал споры в США, связан с валютами и конкурентными девальвациями.

Учитывая недавнюю ситуация с девальвацией иены и конкуренцию со стороны Toyota, автомобильная индустрия США и лобби в Конгрессе США продвигали идею включить в соглашение запрет на валютные манипуляции.

Вряд ли это будет включено в формальную часть ТТП. Однако, как отмечают источники, близкие к переговорам по ТТП, министры финансов и главы ЦБ стран-членов ТТП согласились на параллельное соглашение, которое предусматривает отказ от конкурентных девальваций.

5. ТТП внедрит новые стандарты в области защиты окружающей среды и рынка труда.

С 2007 г. США требовали включать стандарты по защите окружающей среде и рынку труда в торговые переговоры. Однако впервые эти стандарты стали внедряться и в случае невыполнения могут стать причиной торговых санкций.

Многие представители организаций по защите окружающей среды скептически относятся к ТТП. Тем не менее США заявляют, что ТТП приведет к снижению незаконной транспортировки вымирающих видов, а также приведет к решению других проблем, с которыми сталкиваются страны-члены ТТП.

Новые стандарты в области рынка труда также приведут к серьезным изменениям внутри таких стран, как Вьетнам и Малайзия.

Чтобы войти в ТТП, этим странам придется доказать тот факт, что они соответствуют стандартам Международной организации труда.

Страны-члены ТТП должны ввести минимальную оплату труда. Они также должны ввести запрет на любые практики, которые приводят к принудительному труду, таким как удержание работодателем паспортов трудовых мигрантов или сбор взносов за прием на работу, которые сразу делают рабочих должниками работодателя.

Во Вьетнаме правительству необходимо предоставить больше свобод рабочим, чтобы те могли создавать профсоюзы.

6. Россия не входит в ТТП.

Россия также не вошла в ТТП. В частности, на юбилейной конференции ООН российский президент Владимир Путин отметил "симптом растущего экономического эгоизма": "Ряд стран пошли по пути закрытых, эксклюзивных экономических объединений, причем переговоры об их создании идут кулуарно, втайне не только от собственных граждан и собственных деловых кругов и общественности, но и от других стран".

При этом Россия продвигает идею увязать формат ЕАЭС с китайским проектом "Экономического Шелкового пути", сопряженным с ВРЭП.

Такое сотрудничество, по мнению российских властей, делает реальной перспективу создания "Большой Евразии" от Лиссабона до Шанхая.

"Сотрудничество Евразийского экономического союза с Китайской Народной Республикой делает еще более актуальной и реальной идею общеевропейского пространства от Лиссабона до Владивостока", - отметил спикер Госдумы Сергей Нарышкин, выступая на международном форуме "Евразийская экономическая перспектива".

Нарышкин также заявил, что сотрудничество Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с Китаем по сопряжению интеграционных процессов и экономического пояса "Шелкового пути" переходит в практическую плоскость.

"Все государства-члены ЕАЭС выразили готовность участвовать в евразийско-китайском проекте, и это сотрудничество уже переходит в практическую плоскость", - подчеркнул он.

На взгляд спикера, "здесь открываются совершенно новые возможности для осуществления крупных совместных проектов в рамках евразийской экономической интеграции".

Нарышкин также заверил, что "Россия как крупнейшая евразийская держава заинтересована в углублении интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе".

Чисто теоретически Россия может заявить о своем желании вступить в ТТП в любой момент - вопрос в том, готова ли она соответствовать требуемым правилам и стандартам организации. Однако, учитывая доминирующую роль Вашингтона в ТТП, а также непростые отношения России со странами Запада в последнее время, такое маловероятно.

Реакция рынков

Торги на Токийской фондовой бирже завершились ростом в пределах 1% на сообщениях о достижении участниками переговоров в Атланте соглашения по созданию Транстихоокеанского партнерства.

Ключевой индекс Nikkei, отражающий колебания курсов акций 225 ведущих компаний страны, вырос на 1% до отметки 18186,10 пункта, закрепившись выше отметки в 18 тыс. пунктов.

Более широкий индекс TOPIX, отражающий курсы акций всех компаний в элитной первой секции биржи, увеличился на 0,81% до 1475,84 пункта.

По мнению аналитиков, на поведение инвесторов повлияло достигнутое в Атланте соглашение о создании ТТП.

На фоне новостей о заключения соглашения о ТТП больше всего прибавили в цене акции сельскохозяйственных компаний.

Так, бумаги Sakata Seed Corp взлетели на 9,03% до 2222 иен, а пищевой Kewpie Corp. - на 4,34% до 2597 иен. Закрепила свои позиции и корпорация Mitsubishi Corp, показавшая мощный рост в понедельник. Ее акции прибавили в цене еще 0,71% и достигли уровня 2068,5 иены, после того как SMBC Nikko Securities Inc. назвала ее в числе тех компаний, которые выиграют от заключения соглашения по ТТП.