Промышленность зарубежной азии. Хозяйство южной азии

На протяжении 1970-2016 гг. промышленность Южной Азии в текущих ценах повысилась на 647.1 млрд. долл. (в 38.6 раз) до 664.3 млрд. долл.; изменение произошло на 25.7 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 1 104.8 млн., а также на 621.4 млрд. долл. благодаря росту промышленности на душу населения на 336.6 долларов. Среднегодовой прирост промышленности Южной Азии составил 14.1 млрд. долл. или 8.3%. Среднегодовой прирост промышленности Южной Азии в постоянных ценах составил 3.5%. Доля в мире увеличилась на 2.5%. Доля в Азии снизилась на 2.1%. Минимум промышленности был в 1970 году (17.2 млрд. долл.). Максимум промышленности был в 2011 году (723.1 млрд. долл.).

В течение 1970-2016 гг. промышленность на душу населения в Южной Азии выросла на 336.6 долларов (в 15.5 раз) до 359.9 долларов. Среднегодовой прирост промышленности на душу населения в текущих ценах составил 7.3 долларов или 6.1%.

Изменение промышленности Южной Азии описывается линейной корреляционно-регрессионной моделью: y=13.8x-27 352.9 , где y - расчетное значение промышленности Южной Азии, x - год. Коэффициент корреляции = 0.872. Коэффициент детерминации = 0.76.

Промышленность Южной Азии, 1970

Промышленность Южной Азии в 1970 году составила 17.2 млрд. долл., состояла из промышленности Индии (60.6%), промышленности Ирана (21.6%), промышленности Пакистана (9.9%), промышленности Бангладеша (3%), промышленности Шри Ланки (2.4%), и других (2.5%). Доля промышленности Южной Азии в мире была равна 1.7%.

В 1970 году была равна 23.2 долларов. Промышленность на душу населения в Южной Азии была меньше, чем промышленность на душу населения в мире (273.2 долларов) на 250.0 долларов.

Промышленность Южной Азии, 2016

Промышленность Южной Азии в 2016 году составляла 664.3 млрд. долл., состояла из промышленности Индии (65%), промышленности Ирана (18.5%), промышленности Пакистана (6.8%), промышленности Бангладеша (6.7%), промышленности Шри Ланки (2.4%). Доля промышленности Южной Азии в мире была равна 4.2%.

Промышленность на душу населения в Южной Азии в 2016 году была равна 359.9 долларов. Промышленность на душу населения в Южной Азии была меньше, чем промышленность на душу населения в мире (2 139.9 долларов) на 1 780.0 долларов.

Промышленность Южной Азии, 1970-2016
год промышленность, млрд. долл. промышленность на душу населения, долларов промышленность, млрд. долл. рост промышленности, % доля промышленности в экономике, % доля Южной Азии, %
текущие цены постоянные цены 1970 в мире в Азии
1970 17.2 23.2 17.2 19.0 1.7 10.7
1971 19.8 26.1 19.3 12.4 20.3 1.8 10.9
1972 21.2 27.3 21.5 10.9 21.0 1.7 9.5
1973 30.4 38.1 23.6 9.8 24.1 1.9 10.1
1974 49.1 60.3 23.9 1.6 30.5 2.7 12.7
1975 49.3 59.2 22.0 -8.3 28.5 2.5 12.4
1976 56.8 66.7 24.6 12.1 29.4 2.7 12.6
1977 62.8 72.1 23.5 -4.6 28.1 2.6 11.9
1978 60.7 67.8 19.0 -19.3 25.0 2.2 9.3
1979 72.9 79.6 16.2 -14.5 26.5 2.3 9.6
1980 70.6 75.2 10.1 -37.4 22.3 1.9 8.1
1981 77.5 80.6 11.0 7.9 22.9 2.1 8.4
1982 93.1 94.4 15.6 42.7 25.5 2.6 11.0
1983 98.9 97.9 16.4 4.9 24.1 2.8 11.4
1984 96.4 93.2 15.5 -5.6 22.9 2.6 10.6
1985 76.3 71.9 16.0 3.3 22.4 2.1 8.5
1986 77.0 70.9 15.8 -1.1 21.5 1.9 7.0
1987 86.7 78.1 17.3 9.6 21.7 1.9 6.8
1988 96.9 85.1 18.7 8.2 22.0 1.9 6.4
1989 100.9 86.8 20.2 7.9 23.0 1.9 6.4
1990 115.5 97.1 22.9 13.1 24.5 2.0 6.9
1991 107.1 88.1 24.4 6.7 23.5 1.8 5.9
1992 111.3 89.6 25.0 2.4 23.8 1.8 5.6
1993 123.5 97.6 26.3 5.1 25.8 2.0 5.7
1994 137.1 105.9 27.2 3.5 26.4 2.1 6.1
1995 148.9 112.8 29.0 6.8 26.0 2.1 5.8
1996 156.1 115.9 30.4 4.8 25.9 2.1 6.1
1997 157.3 114.6 31.0 1.8 25.0 2.2 6.3
1998 148.6 106.2 31.8 2.8 23.5 2.1 6.8
1999 156.3 109.5 32.4 1.8 23.7 2.2 6.4
2000 163.9 112.9 34.4 6.3 24.6 2.2 6.0
2001 165.7 112.0 34.5 0.0068 24.1 2.3 6.7
2002 191.6 127.2 36.3 5.4 25.7 2.6 7.5
2003 212.0 138.3 39.3 8.3 25.1 2.6 7.4
2004 267.5 171.8 42.2 7.3 26.4 2.8 8.1
2005 320.9 202.7 45.0 6.7 27.1 3.1 8.6
2006 369.2 229.5 49.0 9.0 27.1 3.2 8.9
2007 457.8 280.3 52.3 6.7 26.8 3.5 9.6
2008 498.5 300.7 54.1 3.4 26.2 3.4 8.8
2009 490.9 291.9 57.0 5.5 25.0 3.8 9.2
2010 606.1 355.4 61.4 7.6 25.3 4.1 9.3
2011 723.1 418.2 64.4 4.9 26.1 4.2 9.4
2012 680.7 388.4 62.7 -2.7 24.6 3.9 8.4
2013 668.7 376.4 64.2 2.4 24.0 3.8 8.2
2014 648.9 360.5 69.1 7.7 22.8 3.7 7.8
2015 628.2 344.5 74.5 7.8 21.7 3.9 8.1
2016 664.3 359.9 83.5 12.0 21.8 4.2 8.6

Структура хозяйства азиатских стран

Страны Зарубежной Азии относятся к развивающимся государствам, поэтому в большинстве этих стран промышленность представлена горнодобывающими отраслями и сельским хозяйством. Ведущие позиции аграрный сектор сохраняет в менее развитых странах региона – Афганистане, Мьянме, Бутане. На его долю здесь приходится $50$-$60$ % ВВП. Добывающая промышленность является главной сферой нефтедобывающих стран – это ОАЭ, Бахрейн, Бруней и др. Международная сырьевая специализация и развитие непроизводственной сферы характерны для большинства стран региона. Здесь расположено всего несколько государств, на долю которых приходится основной объем мирохозяйственных связей.

Замечание 1

Надо сказать, что постепенно хозяйственные позиции Азии в мировых связях усилились. Регион становится не только экспортером, но и крупным импортером рабочей силы. На долю Зарубежной Азии приходится $1/4$ часть объема мировой внешней торговли и $1/6$ часть объема международного туризма. Не только в регионе, но и в мире хорошо известна японская или восточноазиатская модель экономического развития.

Основные принципы этой модели:

  1. Жесткое государственное регулирование экономики;
  2. Мобилизация всех ресурсов для решения приоритетных задач;
  3. Экспортная ориентация экономики;
  4. Привлечение иностранного капитала;
  5. Создание крупных национальных монополий. Их цель заключается в улучшении качества продукции и конкурентной борьбе на внешнем рынке.

Данные принципы совсем не изобретение азиатских государств, они давно опробованы странами с рыночной экономикой, но в них есть азиатская специфика. Она заключается в использовании психологических особенностей населения, которые сформировались в сложных природных условиях. Кроме этого большое значение имели исторические условия на базе философских, религиозных, моральных ценностей.

Обрабатывающие отрасли имеют общий низкий уровень развития и доля этого региона особенно в тяжелой промышленности мира невелика. Такие отрасли промышленности как черная и цветная металлургия , машиностроение, химическая и текстильная промышленность, представлена своими предприятиями. Предприятия находятся в Японии, Китае, Индии, в Южной Корее, Гонконге, Сингапуре, Турции, Иране, Ираке. Это развитая группа государств Зарубежной Азии и мира.

В Индии, например, в Бхилаи и Бокаро, работают крупные металлургические предприятия. Есть такие предприятия в Японии и Турции, а в Китае известный Аньшанский металлургический комбинат. Китай, Малайзия, Таиланд производят олово, Япония, Индонезия, Филиппины занимаются выплавкой меди, Индия, Япония, Ирак выплавляют алюминий. Свинец и цинк дают Япония и Китай.

Машиностроение региона производит бытовую электротехнику, радиоэлектронику, автомобили и суда. В машиностроении ведущую роль не только в регионе, но и в мире, занимает Япония. Она является лидером по производству автомобилей, электроники, робототехники.

Химический комплекс региона занимается производством минеральных удобрений, бытовой химии, фармацевтики, полимеров. Химические предприятия находятся в Японии, Индии, Китае, а также в странах, занимающихся добычей нефти.

Текстильная промышленность производит традиционные для региона хлопчатобумажные и шелковые ткани.

Для основной части стран Зарубежной Азии в основе экономики лежит сельское хозяйство. Несмотря на значительные изменения, уровень развития и специализации отдельных стран всё ещё ярко выражены.

В этом отношении выделяется несколько групп стран:

  1. Обособленное положение занимает Япония, являясь членом «большой семерки». Среди развитых стран Запада Япония по многим показателям занимает лидирующие позиции;
  2. Большие успехи имеют Индия и Китай, но, их душевые показатели невелики;
  3. Страны НИС, добившиеся успехов за короткое время. Экономика стран ориентирована на экспорт;
  4. Нефтедобывающие страны региона, где развивается не только добыча нефти, но и нефтехимия, металлургия и другие отрасли;
  5. Менее развитые страны, в структуре которых преобладает добывающая или легкая промышленность. К ним относятся Монголия, Вьетнам, Бангладеш, Шри-Ланка, Афганистан, Иордания.

Страны НИС. Общая характеристика

Появление новых индустриальных стран в Азии является важным и неординарным явлением современности. Роль этих стран в мировой экономике и политике $ 60$-$70$ лет тому назад была третьестепенной, но осуществление политики «догоняющего развития» сыграло свою большую положительную роль. Японская модель развития стала для этих стран своеобразным эталоном. Япония, по мнению академика Н.Н. Моисеева стала «спусковым крючком» ускоренного развития для всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Сингапур и Южная Корея сегодня уже имеют официальный статус экономически развитых государств. Высокий уровень развития этих стран выражается в высоких темпах прироста ВВП. Правда, начиная от $60$-х годов к $90$-м годам, темпы прироста заметно снизились и, тем не менее, они опережают не только азиатские, но и страны, расположенные в других частях света.

Например:

  1. Южная Корея опережает Иран;
  2. Индонезия идет впереди Австралии;
  3. Тайвань обогнал Турцию, Нидерланды, Польшу, Саудовскую Аравию, Аргентину;
  4. Таиланд впереди Пакистана, Египта, Бельгии, ЮАР;
  5. Малайзия обогнала Венесуэлу, Швецию, Грецию, Украину, Колумбию, Австрию, Швейцарию;
  6. Сянган опережает Алжир, Норвегию, Чехию, Румынию, Чили, Португалию;
  7. Сингапур – Перу, Бангладеш, Данию, Венгрию, Ирландию, Финляндию, Израиль, Казахстан, ОАЭ.

Впечатляют показатели среднедушевого ВВП этих стран. Из расчета на душу населения в регионе лидирует Сингапур. Сянган и Сингапур по размерам душевого ВВП опережают США, Японию, Германию, Великобританию, Францию, Бельгию и другие страны. В основе этих успехов лежит политика индустриализации, начатая в $50$-е годы $XX$ века в текстильной промышленности. В $60$-е годы акцент смещается в сторону тяжелой промышленности, а позже предпочтение отдается трудоёмким и наукоёмким отраслям – это электроника, электротехника, новые конструкционные материалы. Азиатские «тигры» в короткие сроки прошли путь европейских стран, США, Японии. Это и есть смысл понятия «новая индустриализация».

Сегодня «визитной карточкой» стран НИС является электронная промышленность. Начиная от выпуска дешевой массовой продукции – электронные часы, микрокалькуляторы – до выпуска персональных компьютеров.

Из многих факторов, способствовавших перестройке экономики на высокотехнологичную основу, надо назвать:

  1. Фактор трудовых ресурсов;
  2. Уровень образования;
  3. Открытость экономики.

Замечание 2

Валютно-финансовый кризис, переросший в общий экономический, в $1997$ г. повлиял на развитие НИС. Последствия кризиса ощутили и многие другие страны за пределами Азии. Пытаясь найти причины кризиса, ряд специалистов утверждали, что модель развития НИС, ориентирующаяся на экспорт, нуждается в пересмотре.

Перспективы развития НИС

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона достаточно уверенно вступили в новый $XXI$ век. В $1989$ г. был образован форум АТЭС – Азиатско-Тихоокеанское Сотрудничество. Образовали этот форум $18$ государств, в числе которых США, Канада, Япония, Китай, Новая Зеландия, Южная Корея и др. Главная задача этой группировки заключалась в упразднении торговых препятствий и движении капитала. АТЭС блок открытый, поэтому желающие могут подать заявку на включение в состав. На конференции в Малайзии, в $1998$ г. в состав организации вошли ещё $3$ страны – Вьетнам, Перу, Россия. По прогнозу большинства специалистов $XXI$ век будет веком азиатско-тихоокеанской мощи, и регион займет в мировой экономике доминирующие позиции.

В основе прогнозов лежат факты:

  1. Рост доли НИС в мировом хозяйстве;
  2. Использование высоких технологий;
  3. Низкие затраты производства.

Кризис $1997$ г. с одной стороны, вызвал к жизни самые разные проблемы и трудности, а с другой стороны, скорректировал конъюнктуру и создал пути преодоления появившихся проблем. Перспективы новых индустриальных стран Азии связаны с планами углубления интеграционных связей в рамках АСЕАН. Организация объединяет $10$ государств региона и в общих чертах идет по пути Европейского Союза – от общего рынка к единому экономическому и валютному пространству. В настоящее время стоит вопрос о создании зоны свободной торговли. Важное политическое направление этих стран – расширение экономического сотрудничества с Китаем и Японией, а в перспективе сотрудничество со всеми группировками АТЭС, в состав которой входит и Россия.

Замечание 3

Таким образом, можно сказать, что для дальнейшего успешного развития экономики новые индустриальные страны Азии имеют достаточно хорошие перспективы.

Государства Южной Азии принадлежат к группе развивающихся стран. Однако их экономического развития различна. Индию и , располагающих уже значительной фабрично-заводской промышленностью, трудно сопоставлять, например, с Непалом и Мальдивской Республикой, делающими еще только первые шаги по пути-модернизации традиционных форм хозяйства. Для всех южноазиатских стран типичны многоукладность и аграрный характер экономики. Колониальное прошлое оставило слишком тяжелое наследие, чтобы его удалось преодолеть за сравнительно короткий срок независимого государственного существования.

Ко времени колониальных завоеваний исторически сложилось некоторое относительное отставание в уровне социально-экономического развития стран Востока, включая южноазиатские, в сравнении с Европой. многих отношениях, однако, хозяйственная народов Южной Азии достигла весьма высокого уровня. Далеко за ее пределами пользовались доброй славой замечательные изделия местных ремесленников. Первые ев-’ ропейцы, появившиеся в Индии, были восхищены разнообразием рисунков, расцветок и качеством увиденных тканей, особенности «сотканным ветром» - прозрачным муслином Дакки, отрез которого длиной 20 м помещался в обыкновенной табакерке.

Уникальные традиции были накоплены в плавке металлов и выделке изделий из железа, стали, меди, бронзы. Легендарные дамасские клинки выковывались из индийской стали. Железная, не подверженная коррозии в , весом свыше 6 т, установленная, как свидетельствует надпись на ней, более полутора тысяч лет назад, - выдающееся техническое достижение своего времени.

Местная продукция успешно выдерживала чужеземную конкуренцию и потому широко расходилась по соседним странам, даже завоевала признание в Европе. Показательно, что вплоть начала промышленного переворота не могла предложить индийским купцам какие-либо ценные товары, сравнимые по качеству с их собственными. Европейские торговцы, равно как и азиатские, вынуждены были приобретать изделия индийского ремесла за звонкую монету. Это делало субконтинент, по образному выражению известного французского путешественника XVII в. Ф. Бернье, «пропастью, поглощающей значительную часть золота и серебра всего , которые находят многие пути, чтоб туда проникнуть со всех сторон, и почти ни одного - для выхода оттуда». И не случайно в прошлом бытовали представления о сказоч-гных богатствах Индии. . резко изменилось, когда началось колониальное ограбление южноазиатских народов. После сражения при (1757 г.) было установлено английское господство Бенгалией; уже через 20 лет одним из британских парламентариев было признано, что «многие части этой провинции низведены до состояния пустыни». Подобная катастрофа постигла и другие области региона, которых, задавленное непосильными налогами и прямым грабежом, обрекалось на и .

Получение дешевого сырья из Южной Азии стимулировало промышленную революцию в Англии. Сам же субконтинент превратился в рынок сбыта для фабричных товаров метрополии. дешевых фабричных тканей, железных, керамических, бумажных и прочих изделий привел к массовому разрушению южноазиатской кустарной и домашней промышленности, которая при колониальном режиме не была защищена

никакими пошлинами. В странах Европы разорение ткачей, работавших на ручных станках, сопровождалось ростом машинной промышленности. В регионе разорение миллионов ремесленников не сопровождалось развитием каких-либо новых форм промышленного производства. В результате старые ремесленные центры, такие, как , Муршидабад, и другие, опустели. Например, население Дакки, где в середине XVII в. проживал почти человек, в начале XIX в. уменьшилось до 30 тыс., и этот ранее цветущий превратился в бедный небольшой .

Однако не все ремесла угасли. Многие районы субконтинента из-за бездорожья оставались в экономической изоляции, туда не проникали фабричные товары. последних не коснулась также ремесленного производства в сельской местности. Кожевники продолжали выделку обуви, кожаных мехов и ведер, ремней, упряжи, гончары по-прежнему изготовляли тару для хранения зерна, воды и т. п. Уцелели также некоторые специальные промыслы, отвечающие традиционным вкусам и требованиям. Сельское ремесло и различные отрасли мелкой промышленности сохраняют во многом свое значение и в настоящее время.

«…Чем более увеличивалась ‘зависимость английской промышленности от индийского рынка, тем более английские промышленники чувствовали необходимость создания новых производительных сил в Индии после того, как они разрушили ее собственную промышленность. Нельзя беспрерывно наводнять страну своими промышленными изделиями, не предоставляя ей возможности в свою очередь сбывать кое-какие продукты. Английские промышленники обнаружили, что их сокращается, вместо того чтобы возрастать», - писал К.

(К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 9, с. 158-159). Прежде всего для ее налаживания потребовались более эффективные средства сообщения, и в середине XIX в. началось сооружение железных дорог. Их сеть опиралась на морские порты, куда поступали из-за границы фабричные изделия и стягивалось сельскохозяйственное сырье для экспорта.

В деревне на смену таким культурам, как , сахарный , опийный , которые насильственно внедрялись в крестьянские хозяйства, приходят товарные культуры, возделывание которых экономически оказывалось более оправданным. для рынка пшеницы и хлопка (в котором во все возрастающих размерах нуждались английские текстильные фабрики) стимулировалось крупными ирригационными работами, главным образом проведенными в Панджабе, а джута - наличием исключительно благоприятных предпо-

сылок для его выращивания в дельтовой области Ганга и Брахмапутры. Формируются также очаги плантационных культур - , чая, позднее каучуконосов, в чем непосредственную заинтересованность проявил частный английский .

Вторая половина XIX в. знаменуется также появлением первых отраслей фабрично- промышленности: джутовой, основанной английскими дельцами, и хлопчатобумажной, которую создали местные предприниматели в расчете на восточноазиатский рынок сбыта, так как в пределах региона них не было возможности конкурировать с находившимися бдительной защитой колониальных властей импортными текстильными изделиями. Развитие этих отраслей было облегчено как обилием дешевого сырья, так и появлением на рынке труда в результате разрушения ремесленного производства значительных масс квалифицированной и очень дешевой рабочей силы.

Оправдалось предвидение К. Маркса, что нельзя «сохранять сеть железных дорог в огромной стране, не организуя в ней тех производственных процессов, которые необходимы для удовлетворения непосредственных и текущих потребностей железнодорожного транспорта, а это повлечет за собой применение машин и в тех отраслях промышленности, которые непосредственно не связаны с железными дорогами» (К. Маркс и Ф. . Соч., т. 9, с. 227-228). Начинает развиваться (около У3 добываемого угля потребляли железные дороги), а в последующем черная , достигшая в Индии крупных для колониальной страны размеров. Однако на пути создания обрабатывающих отраслей тяжелой индустрии колонизаторами постоянно возводились барьеры. Так, несмотря на острую нехватку локомотивов, ощущавшуюся после окончания первой мировой войны, власти не допустили постройки в колонии паровозостроительного завода. Упорно препятствовала колониальная администрация основанию не только автомобилестроения, но даже автосборочных предприятий, запретив ввоз необходимого оборудования.

Когда страны Южной Азии добились политической независимости, современная фабричная промышленность существовала только в . Остальным государствам еще предстояло приступить к индустриализации. Не менее сложные и неотложные проблемы встали перед ними в области сельскохозяйственного производства. За исключением плантационного сектора, в Южной Азии было (и остается), как правило, до крайности раздробленным, что сочеталось с широким распространением издольной аренды и сохранением в деревне докапиталистических пережитков.

Аграрные реформы, проведенные во многих южноазиатских странах, способствовали капиталистической трансформации сельского хозяйства и росту товарного производства. Ирригационное строительство, поставки минеральных удобрений и сортовых семян, создание кооперативных объединений содействовали повышению урожайности зерновых культур. Однако еще не удалось преодолеть сильной зависимости местного земледелия от климатических факторов, прежде всего от сроков интенсивности выпадения муссонных осадков. В результате сборы зерна год от года заметно колеблются. Странам региона приходится в неурожайные годы ввозить продовольствие, в первую очередь пшеницу, для покрытия дефицита зернового баланса.

Ориентированные в прошлом главным образом на метрополию внешнеторговые связи стали теперь в географическом разрезе гораздо более многосторонними, но основными контрагентами по-прежнему выступают главные капиталистические государства. Что касается внутрирегиональной торговли, то пока недостаточна; по мере усложнения отраслевой структуры хозяйства южноазиатских стран ее возможности будут увеличиваться.

Некоторые страны региона входят в состав международных организаций экспорту сырьевых товаров. Так, Индия и Шри - члены организаций стран-экспортеров натурального каучука, продукции кокосовой . Индия, Бангладеш и (вместе с Таиландом) образуют Организацию стран - экспортеров джута. Кроме того, Индия входит в Организацию экспортеров перца. Эти отстаивают на международном рынке интересы развивающихся стран в отношении цен на экспортируемые ими товары.

Качественно новой чертой внешнеэкономических связей стран Южной Азии явилось установление разностороннего сотрудничества с социалистическими государствами, которое развивается и крепнет на взаимовыгодных началах. Кредиты и техническая помощь, предоставляемые социалистическими государствами, в первую очередь Советским Союзом, предназначены для строительства предприятий в ключевых отраслях народного хозяйства с целью преодоления экономической отсталости и упрочения экономической независимости южноазиатских стран.

Введение

1. Природные ресурсы

2. Население

3. Сельское хозяйство

4. Транспорт

5. Внешнеэкономические связи

6. Рекреация и туризм

8. Промышленность

9. Естественные условия

Заключение

Введение

Юго-Восточная Азия расположена на территории полуострова Индокитай и многочисленных островах Малайского архипелага. Страны региона граничат с Южной и Восточной Азией, Австралией и Океанией. В состав региона входят 10 стран: Вьетнам , Таиланд , Малайзия , Лаос , Камбоджа, Индонезия , Филиппины , Бруней , Сингапур и Восточный Тимор .

Юго-Восточная Азия соединяет Евразию с Австралией, разграничивая вместе с тем бассейны Тихого и Индийского океанов. Территорию региона омывают моря, наибольшими из которых являются Юго-китайское и Филиппинское моря Тихого океана, Андаманское море Индийского океана.

Через страны Юго-Восточной Азии пролегают важные воздушные и морские пути: Малаккский пролив имеет такое же большое значение для мирового судоходства, как и Гибралтарский пролив, Панамский и Суэцкий каналы.

Расположение между двумя давними ячейками цивилизации и наибольшими численности людей государствами современного мира - Китаем и Индией - сказалось на формировании политической карты региона, процессах хозяйственного освоения, этнического и религиозного состава населения, развития культуры.

Среди государств региона одна абсолютная монархия - Бруней, три конституционные - Таиланд, Камбоджа, Малайзия, все другие - республики.

Страны Юго-Восточной Азии являются членами ООН. Все, кроме Камбоджи , входят в АСЕАН; Индонезия - в ОПЕК ; Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам - к блоку Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.

    Природные ресурсы

Недра территории исследованы слабо, но разведанные запасы свидетельствуют о богатых залежах минеральных ресурсов . Каменного угля в регионе очень имело, лишь на севере Вьетнама залегают незначительные его запасы. В шельфовой зоне Индонезии, Малайзии и Брунея добывают нефть и газ. Через регион протягивается наибольший в мире металлогеничный «Оловянный пояс» Азии . Мезозойские отложения обусловили богатейшие запасы цветных металлов : олова (в Индонезии - 1,5 млн т, Малайзии и Таиланде - по 1,2 млн т), вольфрама (запасы Таиланда - 25 тыс. т, Малайзии - 20 тыс. т). Богат регион на медь , цинк, свинец , молибден , никель, сурьму, золото , кобальт, Филиппины - на медь и золото. Нерудные полезные ископаемые представлены калийной солью (Таиланд, Лаос), апатитами (Вьетнам), драгоценными камнями (сапфир, топаз, рубин) в Таиланде.

Агроклиматические и грунтовые ресурсы . Теплый и влажный климат является основной предпосылкой относительно высокой эффективности земледелия, на протяжении года здесь собирают 2-3 урожая. На достаточно плодородных красных и желтых фералитных грунтах выращивают много сельскохозяйственных культур жаркого пояса (рис, кокосовая пальма, каучуковое дерево - гевея, бананы, ананасы , чай, пряности). На островах используют не только прибрежные территории, но и сглаженные вулканической деятельностью склоны гор (террасированное земледелие).

Водные ресурсы активно используют для орошения земель во всех странах . Дефицит влаги в сухой период года нуждается в немалых расходах на строительство ирригационных сооружений. Водные горные артерии п-ва Индокитай (Иравады, Менам, Меконг) и многочисленные горные речи островов способны обеспечить нужды в электроэнергии.
Исключительно богаты лесные ресурсы. Регион расположен в Южном лесном поясе, леса покрывают 42 % его территории. Многочисленные лесные массивы имеют Бруней (87 %), Камбоджа (69 %), Индонезия (60 %), Лаос (57 %), а в Сингапуре общая площадь лесов - всего 7 % (наиболее низкий показатель в регионе). Леса региона особенно богаты на дерево, которое имеет очень ценные свойства (прочность, огнестойкость, водоотталкивающую способность, привлекательный цвет): ток, сандаловое дерево, деревья семейства бобовых, местные виды сосен, дерево сундри (мангровое), пальмы.

Рыбные ресурсы прибрежной зоны морей и внутренних вод имеют немалое значение в каждой стране: рыбу и другую морскую продукцию широко используют в питании населения. На некоторых островах Малайского архипелага добывают жемчужины и перламутровые раковины.

Богатый природно-ресурсный потенциал и благоприятные климатические условия региона дают возможность заниматься земледелием в продолжение всего года, а разнообразные запасы минеральных ресурсов оказывают содействие развитию горнодобывающей промышленности и нефтепереработки. Благодаря существованию ценных пород деревьев традиционной областью является лесная. Тем не менее, из-за интенсивного вырубания лесов площадь их каждый год уменьшается, что ухудшает экобаланс. Это предопределяет необходимость природоохранных мероприятий, которые осуществляются в Индонезии, Малайзии, на Филиппинах и в других странах, для сохранности уникальных флоры и фауны региона.

    Население

Численность населения. На территории региона живет 482,5 млн человек . Максимальная численность - в Индонезии (193,8 млн), минимальная - в Брунее (310 тыс). По количеству жителей страны очень контрастные.

Демографические особенности. В Юго-Восточной Азии всегда были высокими показатели естественного прироста населения - в среднем 2,2 % в год , а в отдельных случаях - до 40 % . Детское население (до 14 лет) составляет 32 %, лица пожилого возраста - 4,5 % . Женщин больше, чем мужчин (50,3 и 49,7 % соответственно).

Расовый состав. Подавляющее большинство населения принадлежит к переходным типам между монголоидной и австралоидной расами.

В отдельных районах сохранились не смешанные с монголоидами «чистые» австралоидные группы: ведоиди (Малаккский п-ов), близкие к папуасам жители Восточной Индонезии, негритоский тип (на юге п-ва Малакка и на Филиппинах).

Этнический состав. Только в наибольшей стране региона - Индонезии живет свыше 150 народностей. На небольшой сравнительно с Индонезией территории Филиппин насчитывается до сотни своеобразных малайско-полинезийских этнических групп. В Таиланде, Вьетнаме , Камбодже, Лаосе свыше 2/3 жителей представленные сиамцами (или тай), вьетами, кхмерами, лао и бирманцами. В Малайзии до половины населения - близкие по языку малайские народы. Наиболее смешанное и разноязычное население Сингапура - это выходцы из соседних азиатских стран (китайцы - 76 %, малайцы - 15 %, индийцы - 6 %). Во всех государствах наиболее многочисленным национальным меньшинством являются китайцы, а в Сингапуре они представляют даже большинство населения.

В регионе представлены такие языковые семьи: китайско-тибетская (китайцы в Малайзии и Сингапуре, бирманцы, карены в Таиланде); тайская (сиамцы, лао); австро-азиатская (вьетнамцы , кхмеры в Камбодже); австронезийская (индонезийцы , филиппинцы , малайцы); папуасские народности (в восточной части Малайского архипелага и на западе о. Новая Гвинея).

Религиозный состав. Этнический состав и историческая судьба народов региона обусловили его религиозную мозаичность. Наиболее распространенными являются такие конфессии: буддизм - во Вьетнаме (махаяна - наиболее лояльная форма буддизма, сосуществует с местными культами), в других буддийских странах - хинаяна); ислам исповедуют почти 80 % населения Индонезии, Малайзии, частично на Филиппинах; христианство (католицизм) является основной религией Филиппин (следствие испанской колонизации), частично в Индонезии; индуизм особенно выражен на о. Балле в Индонезии.

Аборигены стран Юго-Восточной Азии широко исповедуют местные культы.

Население размещено крайне неравномерно. Максимальная плотность - на о. Ява, где проживает до 65 % населения всей Индонезии. Большинство жителей Индокитая проживает в долинах рек Иравады, Меконга, Менема, здесь плотность населения достигает 500-600 чел/км2, а в некоторых районах - до 2000. Горные окраины полуостровных государств и большинство небольших островов заселены очень слабо, средняя плотность населения не превышает 3-5 чел/км2. А в центре о. Калимантан и на западе о. Новая Гвинея есть незаселенные территории.

Высоким является удельный вес сельского населения (почти 60 %). Последними десятилетиями вследствие миграции сельских жителей и естественного прироста увеличивается количество городского населения. Быстро растут, прежде всего, большие города, почти все из них (за исключением Ханоя и Бангкока) возникли в колониальную эпоху. В городах живет свыше 1/5 жителей (Лаос - 22, Вьетнам - 21, Камбоджа - 21, Таиланд - 20 % и т.п.), только в Сингапуре они составляют 100 % . Вообще это один из наименее урбанизованных регионов мира.

Города-миллионеры, как правило, являются портовыми или припортовыми центрами, которые сформировались на основе торговой деятельности. Городские агломерации региона: Джакарта (10,2 млн человек), Манила (9,6 млн), Бангкок (7,0 млн), Янгон (3,8 млн), Хошимин (бывший Сайгон, 3,5 млн), Сингапур (3 млн), Бандунг (2,8 млн), Сурабая (2,2 млн), Ханой (1,2 млн) и др.

Трудовые ресурсы. Насчитывают свыше 200 млн человек, из которых

53 % занято в сельском хозяйстве, 16 % - в промышленности, другие задействованы в сфере услуг.

Юго-Восточная Азия - многонациональный регион, которому присущи социальные контрасты . Быстрый рост городов обусловил приток в них неквалифицированной рабочей силы, следствием чего стало сосредоточение людей, рост преступности , контрабандной торговли наркотиками , безработицы и т.п.. Вместе с тем с 60-х годов XX ст. в странах региона появляются новые деловые и торговые кварталы с современными сооружениями, небоскребами, построенными американскими и японскими компаниями.

3. Сельское хозяйство

Сельское хозяйство региона недостаточно обеспечено земельными ресурсами из-за высокой плотности населения. В нем преобладает земледелие над животноводством , большими являются расходы ручной работы на единицу земельной площади и низкая товарность хозяйств. Техника и технология большей частью очень примитивные.

Растениеводство. Субтропическое и тропическое земледелие составляет основу хозяйства всех стран. Юго-Восточная Азия - наибольший в мире регион по выращиванию риса - главной сельскохозяйственной культуры. Урожаи его собирают по 2-3 раза в год, общий объем составляет 126,5 млн т (1/4 мирового производства). В Индонезии, Таиланде, Вьетнаме рисовые поля занимают 4/5 посевной площади придолинных и дельтовых земель рек Иравады и Менема.

Главными сельскохозяйственными культурами в регионе также являются:

- кокосовая пальма - дает орехи и копер (кокосовая сердцевина, из которой получают масло). На регион приходится 70 % их мирового производства, на Малайзию - до 49 %;

Главную роль во всех странах играет водный транспорт , в полуостровных - речной, островных - морской. Важное значение в транспортном комплексе имеет Малаккский пролив (длина его - 937 км, наименьшая ширина - 15 км, наименьшая глубина на фарватере - 12 м). Для перевозок между островами используют и парусники . Собственные торговые флоты имеют Сингапур (11,4 млн бр.-реестр, т), Таиланд (2,5 млн бр.- реестр, т), Индонезия (2,3 млн бр.-реестр, т.). Сингапурский порт является одним из наибольших в мире по суммарному грузовому обороту (280 млн т) и третьим после Роттердама и Сянгана по обработке морских контейнеров (14 млн условных товарных единиц). Большими портами являются Хошимин, Хайфон, Дананг (Вьетнам), Джакарта, Сурабая (Индонезия), Куантан, Клан, Кота-кина-балу (Малайзия), Бангкок (Таиланд) и т.п.. Существенно прогрессирует в регионе авиатранспорт. Функционируют 165 аэропортов с постоянными рейсами. На протяжении последних лет лидирует в мире по качеству обслуживания и эффективности работы аэропорт Чанги (Сингапур). Ежегодная пропускная способность его достигла 24 млн авиапассажиров, в ближайшее время она может возрасти до 60 млн пассажиров. Основные рейсы между внутренними аэропортами осуществляют национальные авиакомпании «Гаруда» (Индонезия), «Сингапур Эйрлайнз» (Сингапур).

Главные железнодорожные и шоссейные пути соединяют порты стран с их внутренними районами и обслуживают преимущественно внешнеэкономические связи .

5. Внешнеэкономические связи

Аграрно-сырьевая ориентированность экономики связывает страны региона с мировым рынком. Экспорт товаров для них является важнейшим источником иностранной валюты.

В экспорте (422,3 млрд долл.) преобладают:

- в Брунее - нефть и газ;

- в Вьетнаме - хлопчатобумажные ткани, трикотажные изделия, каучук , чай, резиновая обувь, рис;

- в Индонезии - нефть и газ, сельскохозяйственные продукты, фанера, текстиль, каучук;

- в Камбодже - каучук, дерево, канифоль, фрукты, рыба, пряности, рис;

- в Лаосе - электроэнергия , продукция лесной и деревообрабатывающей промышленности, кофе , оловянный концентрат;

- в Малайзии - нефть и газ, каучук, олово, пальмовое масло, дерево, электроника , текстиль;

- в Сингапуре - оборудование, приборы, машины, продукция легкой промышленности, электроника;

- в Таиланде - рис, каучук, олово, кукуруза , маниок, сахар , текстиль, кенаф, джут, тиковое дерево, интегральные схемы;

- на Филиппинах - кокосовое масло, медный концентрат, копра, бананы, сахар, золото, электронное оборудование.

Главными импортными товарами (364,0 млрд долл.) являются: нефть и нефтепродукты, машины, оборудование, сталь, химические товары , транспортные средства, медикаменты и т.п.. Сингапур является местом больших международных торгово-промышленных выставок, научно-технических симпозиумов и конференций (700-750 в год).

6. Рекреация и туризм

Регион богат на рекреационные ресурсы , которые из-за экономической отсталости некоторых стран используется недостаточно. Базой для развития туристической области являются уникальные и живописные экваториальные ландшафты , курортные зоны побережья, историко-архитектурные памятки разных эпох, экзотика современного жизни и традиции разных народов.

Основными центрами туризма являются Малайзия (6,5 млн туристов ежегодно), Сингапур (5,8 млн), Таиланд (5,7 млн), а наиболее привлекательными туристическими городами - Бангкок, Сингапур (« Азия в миниатюре», « Азия на один миг»).

В список ЮНЕСКО занесено 24 объекта:

- во Вьетнаме (4) - архитектурные памятки средневековой столицы Хюе и залива Ха, средневековый г. Хой и др;

- в Индонезии (6) - храмы Борободур и Прамбанан, национальные парки Комодо, Лорец и Уджунг и др.;

- в Камбодже (1) - храмовой комплекс Ангкор-Ват XII ст.;

- в Лаосе (2) - бывшая королевская резиденция ЛуангПрабанг;

- в Малазии (2) - национальные парки Гунун Мула и Кинабалу;

- в Таиланде (4) - национальный парк Тхунгиай-Хуай-Кха-Кхаенг, давние столицы Сукотан и Аютия (XIII- XIV ст.), археологические раскопки Бан Чьянг;

- на Филиппинах (5) - океанический парк «Рифы Туббатаха», церкви эпохи барокко , рисовые террасы Филиппинских Кордильер, исторический центр г. Виган и др.

Вообще туристический бизнес в регионе не получил надлежащего развития (кроме Сингапура и Таиланда). Для оживления иностранного туризма в странах осуществляются разнообразные мероприятия (строительство новых отелей, расширение транспортной сети туристических маршрутов и т.п.).

7. Общая характеристика хозяйства

На протяжении послевоенного времени роль стран Юго-Восточной Азии в мире, особенно в Тихоокеанском регионе, неуклонно возрастает. Это обусловлено выгодным географическим и военно-стратегическим положением стран, богатыми природными ресурсами, динамичным политическим и экономическим развитием.

По направлениям общественно-экономического развития регион неоднородный. После Второй мировой войны страны его раскололись на 2 группы: Вьетнам, Лаос, Камбоджа ориентировались на советскую командно-административную модель развития, а страны АСЕАН (Малайзия, Индонезия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней) - рыночную. Все страны Юго-Восточной Азии стартовали с одинакового уровня, но страны АСЕАН добились во второй половине XX ст. ощутимых экономических результатов, которые положительно сказались и на социальных параметрах жизни их населения. Со второй половины 80-х лет бывшие социалистические государства Юго-Восточной Азии начали переход к рынку, но и сейчас они остаются наименее развитыми странами мира. На начало 90- х годов ООН отнесла их к группе стран с низкими доходами на душу населения (меньше 500 долл.). Малайзия и Таиланд принадлежат к группе новых индустриальных стран (НИС) «второй волны», а Индонезия и Филиппины - к НИС «третьей волны» (со средним уровнем доходов на душу населения от 500 до 3000 долл.). Сингапур и Бруней - страны с высоким уровнем этого показателя (свыше 3000 долл.).

Таких результатов экономического развития они достигли за счет разных факторов. Например, Бруней является ведущим нефтеэкспортером, получая свыше 84 % прибыли от экспорта нефти. Сингапур (НИС «первой волны») является мощным региональным и международным центром торговли, маркетинга , услуг и разработок новейших технологий, важнейшим транспортным и коммуникационным узлом Юго-Восточной Азии. Сингапур – один из финансовых центров мира, оборот сингапурской валютной биржи составляет ежегодно почти 160 млрд долл. По этому показателю он уступает лишь Лондону, Нью-Йорку и Токио. Объем ежегодных операций на сингапурской фондовой бирже - 23 млрд долл. По количеству известных банков (141, в том числе 128 иностранных) Сингапур занимает 3- ье место в мире после Лондона и Нью-Йорка, и по прогнозам его роль будет возрастать.

По темпам экономического развития Юго-Восточная Азия принадлежит к наиболее динамичным регионам. Темпы экономического роста стран в послевоенный период были одними из высочайших в мире. В конце 90-х годов XX ст. высочайшие темпы роста производства имели Сингапур (14 % в год), Таиланд (12,6 %), Вьетнам (10,3 %), Малайзия (8,5 %). Суммарный объем ВНП стран региона достиг 2000 млрд долл. (2000 г.). Сейчас доля региона в мировом совокупном продукте составляет приблизительно 1,4 %, а в совокупном продукте стран, которые развиваются, - 7,7 % .

Страны АСЕАН сориентированы преимущественно на японскую модель развития с ее повышенным вниманием к достижениям НТР. Так, с начала 80- х годов в них возобновляют оборудование, которое используется для научно-исследовательских и исследовательско-конструкторских работ в промышленности. Вместе с тем вдвое снижено налогообложение инвестиций на научные исследования в этой сфере. В результате Сингапур, например, имеет один из высочайших показателей использования роботов в промышленном производстве.

Страны региона имеют мощную экспортную базу, почти все они хорошо обеспечены природными ресурсами, которые являются одним из важных условий их экономического развития. Именно поэтому они являются крупнейшими (а иногда - монопольными) экспортерами отдельных товаров. Например, зона АСЕАН дает почти 80 % мирового производства натурального каучука, 60-70 % олова и копры, свыше 50 % кокосовых орехов, треть пальмового масла и риса. Большими являются запасы нефти, меди, вольфрама, хрома, бокситов, ценного дерева.

На протяжении последних десятилетий НИС Юго-Восточной Азии достигли заметных успехов в промышленном развитии. Однако по естественному, научно-техническому потенциалу и многим экономическим показателям они различаются между собой.

В целом экономического роста страны региона достигли благодаря комбинированию таких факторов: экспортно-промышленной стратегии развития; привлечению иностранного капитала ; государственного регулирования; создания жизнеспособных хозяйственных субъектов - национальных корпораций.

Регион является одним из лидеров в мире по поступлению инвестиций (39,5 млрд долл. в конце 90- х годов XX ст.). Наиболее привлекательными для иностранного капитала являются области обрабатывающей промышленности и инфраструктуры. Наиболее активны здесь японские и американские компании, которые размещают предприятия в районах дешевой рабочей силы, куда ввозят полуфабрикаты и осуществляют окончательную доработку своей продукции. Значительными являются инвестиции в пищевую, металлообрабатывающую промышленности, производство электроники и игрушек, химических волокон, фанеры.

Заметными среди инвесторов являются Сянган, Тайвань , Сингапур. Сравнительно высокий удельный вес этих государств в общем объеме иностранных инвестиций в страны Юго-Восточной Азии связан с деятельностью китайской деловой общины. По использованию инвестиций лидируют Индонезия (23,7 млрд долл.), Малайзия (4,4 млрд), Сингапур (3 млрд), Филиппины (2,5 млрд). Наибольшими инвесторами в регионе являются Сянган (6,9 млрд долл.) и Япония (5,2 млрд долл.).

В большинстве стран региона сложились могущественные финансово-промышленные монополистические группы, деятельность которых, как правило, связана с интересами иностранного капитала. Ведущими представителями сферы большого бизнеса и финансов являются монополистические объединения «Айлла» и «Сориано» на Филиппинах, «Варингин» в Индонезии, семейный конгломерат Куокив в Малайзии, группа «Бангкок банк» в Таиланде и прочие.

Решающую роль в формировании промышленно-экспортной специализации стран региона сыграли ТНК. Создание экспортного потенциала НИС было обусловлено активным перемещением в них трудо-, энерго- и материалоемких, экологически опасных производств, а также изготовление массовой потребительской продукции по устаревшим технологиям, которые уже не используются в промышленно развитых странах.

Проникновение в экономику НИС Юго-Восточной Азии ТНК начали с областей легкой промышленности, где можно быстро получить отдачу вследствие высокой скорости оборота капитала. Поэтому сейчас текстильная, швейная, обувная – наиболее развитые области обрабатывающей промышленности. Самые сильные позиции в них имеют японские и американские ТНК. Например, в Малайзии 15 японских текстильных ТНК контролируют 80 % производства области. Среди них- «Торей», «Тойобо», «Юнитика», «Канебо» и др.

В 70-ые года НИС региона начали освоение технологий производства электронных и электротехнических изделий. Сейчас здесь создана развитая экспортно-промышленная база по выпуску компонентов бытовой электроники, телекоммуникационного оборудования. Среди стран с рыночным хозяйством Малайзия является третьим производителем полупроводников , Таиланд - важным центром выпуска интегральных схем. Но доминируют в этих областях ТНК США и Японии, которые сформировали их в регионе: ИВМ, «Дженерал електрик», ИТТ, «Х"юлет Паккард», «Тошиба», «Акаи», «Сони», «Шарп». Западноевропейские ТНК также широко представлены в Юго-Восточной Азии : «Роберт Бош», «Филипс», «Эрикссон», «Оливетти» и т.п.. В создании автомобильных предприятий тоже активное участие иностранного капитала, преимущественно японского.

Другим является путь развития бывших социалистических стран - Вьетнама и Лаоса, со временем - и Камбоджи, которые продолжительное время были изолированы от региональных экономических процессов . В их экономической политике преобладали протекционизм, отрицательное отношение к иностранным капиталовложениям и опыту управления. А экономическое взаимодействие со странами бывшего социалистического лагеря оказывало содействие становлению экстенсивной модели государственного социализма образца 40- 60-х годов XX ст., увеличивая разрыв в социально-экономическом развитии с их соседями.

В конце 80-х - начале 90- х годов страны избрали китайский вариант обновления экономики, который предусматривает радикальные реформы по сохранению политического механизма. Тем не менее современные концепции их социально-экономического развития учитывают и опыт новых индустриальных стран Азии , особенно Южной Кореи.

Экономические реформы в Вьетнаме и Лаосе в целом дали положительные результаты. Особенно это касается Вьетнама, где за короткое время удалось сократить темпы инфляции со 1000 % в конце 80- х годов XX ст. до 4 % - в 2009 г. Более быстро возрастало производство продовольственных культур (в 1985 г. - 18 млн т, 2005 г. - 21 млн т). Вьетнам занял 3-ье место в мире по экспорту риса.

В последние годы XX ст. некоторые страны Азии , в том числе и Юго-Восточной, постиг экономический и валютно-финансовый кризис . Но в 2000-2001 гг. благодаря росту внешнего спроса и внутреннего потребления им удалось восстановить тенденцию экономического роста. Оздоровление экономики региона состоялось благодаря концентрации усилий на экспорте продукции, особенно электронной. Например, в Малайзии только за первые пять месяцев 2000 г. экспорт продукции возрос на 19,2 %, а Таиланда - на 24,3 %. Благодаря положительному сальдо во внешней торговле продолжает улучшаться платежный баланс во многих странах. Уровень инфляции в них составляет почти 2 %, а в 2008 г. максимальным он был в Лаосе (33 %), минимальным - в Брунее (1 %). Средний уровень безработицы - 8,5 %, в НИК - 3-4 %, в постсоциалистических странах - 5-20 %.

В последнее время банки некоторых стран ликвидировали убыточность, стали рентабельными, постоянно расширяют объемы кредитования. Однако на социально-экономическое развитие многих стран продолжают влиять политическая нестабильность, вооруженные конфликты и массовые волнения, особенно на Филиппинах, в Индонезии, Камбодже.

В МГПП регион представлен областями добывающей промышленности, прежде всего нефтяной и оловодобывающей.

Хорошо развиты выращивание гевеи и изготовление натурального каучука. Регион является одним из ведущих в мире по выращиванию риса, кокосовой пальмы. Важнейшей областью специализации является заготовка и экспорт тропического дерева. Наличие в Сингапуре одного из наибольших в мире портов и большого аэропорта обеспечивает ему статус важного транспортно-посреднического центра региона. Некоторые страны, особенно Таиланд, Сингапур, имеют довольно сильные позиции в сфере туристического бизнеса.

8. Промышленность

Промышленность в целом в регионе обеспечивает 32 % совокупного ВНП, занимая 2-ое место после сферы услуг.

Горнодобывающая промышленность . Большая часть ее продукции перед вывозом проходит первичную обработку. Важное экспортное значение имеет добыча олова и вольфрама: Малайзия, Таиланд и Индонезия дают 70 % мирового производства олова, Таиланд - второй в мире производитель вольфрама. В Таиланде добывают и обрабатывают драгоценный камень (рубины, сапфиры).

Топливно-энергетическая промышленность. Регион относительно хорошо обеспечен электроэнергией , общее производство которой достигло 228,5 млрд кВт/ч. Основной объем электроэнергии вырабатывают на тепловых и гидроэлектростанциях. В 1994 г. была введена в действие наибольшая в регионе ГЭС «Хоабинь» (Вьетнам). В Индонезии функционирует единственная в регионе геотермальная электростанция, обсуждается вопрос о строительстве первой в регионе атомной электростанции. На базе нефтеперерабатывающих заводов во многих странах развивается нефтехимия. В Мьянме и Индонезии они работают на собственном сырье, филиппинские , малайские и сингапурские заводы - на индонезийской и ближневосточной нефти. Сингапур - 3-ий по размеру центр нефтепереработки в мире после Хьюстона и Роттердама (пропускает свыше 20 млн т сырой нефти ежегодно).

Цветная металлургия. В ее развитии главное внимание уделяют строительству новых и модернизации действующих заводов, особенно в Таиланде, Малайзии, Индонезии, Вьетнаме. Алюминиевые заводы Малайзии, Филиппин и Сингапура перерабатывают бокситы из Малайзии, Таиланда, Индонезии. На базе местного сырья работают одни из крупнейших в мире оловоплавильные заводы в Малайзии (обеспечивает 28 % мирового экспорта этого металла), Индонезии (16 % мирового экспорта) и Таиланда (15 %). Медеплавильный комбинат действует на Филиппинах.

Электронная и электротехническая промышленность . Специализируется на сборке бытовой техники, производстве плат, микросхем. Малайзия является одним из наибольших в мире производителей полупроводников, интегральных схем, кондиционеров, радио- и телевизионной аппаратур. Электротехнические и радиоэлектронные предприятия работают в Таиланде, Индонезии, Сингапуре. В Сингапуре активно развиваются наукоемкие области высоких технологий, в том числе производство компьютеров и японских компаний («Х"юлет Паккард», «Нешнл», «Фудзицу» и др.), которые добиваются снижения расходов производства за счет использования местной дешевой рабочей силы.

Автомобильная промышленность . Автосборкой занимаются филиалы японских фирм в Малайзии (180 тыс. легковых автомобилей ежегодно) и Таиланде. Собственные программы по развитию авиационной промышленности имеют Индонезия, Малайзия и Сингапур, которые все больше закупают ноу-хау, которые дают им возможность не только самим обслуживать самолеты , но и вырабатывать отдельные их детали.

В странах региона налажено производство современного оружия. Сингапур строит торпедные корабли и быстроходные патрульные морские катера, собирает по американским лицензиям транспортные самолеты, развивает электронную промышленность оборонительного назначения. Наибольшей компанией сингапурского ВПК является «Сингапур Технолоджиз». В Индонезии, Малайзии, на Филиппинах работают предприятия по выпуску военных самолетов и вертолетов.

Судоремонт и судостроение. Эта область принадлежит к международной специализации в Сингапуре, на верфях которого строят танкеры тоннажем до 500 тыс. т. Сингапур занимает 2-ое после США место в мире по производству передвижных буровых приборов для разработки месторождений нефти на морском шельфе.

Химическая промышленность . Значительное развитие получила на Филиппинах, в Индонезии, Таиланде, Малайзии. Из-за активного участия японских корпораций в Сингапуре функционируют крупнейшие в Азии заводы по выпуску этилена, пропилена и пластмасс. Все большее значение на мировом рынке имеют Индонезия как производитель кислот и компонентов минеральных удобрений, Малайзия как производитель бытовой химической продукции и отравляющих химикатов, лаков и красок. На севере Бангкока находится один из мощнейших в Азии комплексов по производству каустической соды.

Швейная, текстильная и обувная области промышленности . Это традиционные области для региона, более всего развитые в Малайзии и Таиланде, которые на 50-80 % контролируются японскими и американскими ТНК.

Заготовка дерева. В последнее время резко увеличилась и сейчас составляет 142,3 млн м3 ежегодно. Деревья многих пород имеют исключительные прочность и цвет, поэтому их применяют в обрамлении интерьеров , в мебельной промышленности, судостроении.

Кустарное производство и народные ремесла. В Индонезии - изготовление чеканных изделий из серебра, керамической посуды, плетеных циновок, художественная резьба по кости.

Если к 80-х годам XX ст. определяющими в экономическом развитии региона были добыча и экспорт полезных ископаемых, то современный промышленный потенциал стран растает прежде всего за счет развития обрабатывающей промышленности.

9. Естественные условия

Регион расположен на полуострове Индокитай (третий по размеру полуостров на земном шаре) и горных районах на севере от него, вплоть до Тибетского нагорья. Большая островная часть региона - Малайский архипелаг - является наибольшей на Земле группой островов. Из почти 15 000 островов архипелага только 5 имеют площадь свыше 100 тыс. км 2 каждый. Берега Юго-Восточной Азии омываются водами двух океанов - Тихого и Индийского. С востока и юга Малайский архипелаг окружают глубоководные впадины (желоба): Филиппинская (10 265 м) и Яванская (7729 м).

Побережье континентальной части региона порезано, здесь преобладают лагунные и выравненные наносные типы берегов. Островная часть имеет более расчлененное побережье. Общая длина береговой полосы региона - почти 67 000 км.

Большая протяжность территории с запада на восток (свыше 4,5 тыс. км), горный рельеф , наличие двух частей - материковой и островной - во многом определяют разнообразие естественных условий этой части Азии . Для региона характерно значительное расчленение рельефа , обусловленное сложной сетью сбросов и складок в молодых горах. На севере Индокитая горы, которые протягиваются в меридиональном направлении (Аннамские, Кравань, Ассамо-бирманские и др.) довольно высокие, к югу они постепенно снижаются, цепи разрываются, а ближе к морю распадаются на отдельные горные массивы и хребты. На юге Индокитая в дельтах больших рек и межигирских впадинах расположены низменности с плодородными аллювиальными грунтами. В рельефе Малайского архипелага и полуострова Малакка преобладают горы и возвышенности, которые часто переходят в прибрежные неширокие заболоченные низменности. Здесь много вулканов , в том числе действующих, только в Индонезии их насчитывается до 60.

Юго-Восточная Азия расположена в экваториальном (большие части Малайского архипелага) и субэкваториальном (материковая часть) климатических поясах. Высокие среднегодовые температуры (+26° С) имеют небольшие сезонные колебания (2-3° С). Наиболее жаркий месяц - апрель (+30° С). Огромное влияние имеют муссонные ветры, смена которых предопределяет изменение сухого и дождевого сезонов. Филиппинские острова, как никакой другой район земного шара, страдают от тропических ураганов - тайфунов. Каждый год здесь бывает 3-4 сильных и до 20 средних или слабых тайфунов.

Большинство больших рек материковой части начинаются в пределах Гималайско-Тибетськой горной системы. Густая речная сеть имеет дождевое питание . Наполняясь водой в период муссонных ливней, реки чрезвычайно мелеют, а иногда и совсем пересыхают в сухой период года. Наибольшие реки региона - Меконг, Хонг, Иравади, Капуас, Соло и др.
Озер немного. Наиболее ярким среди них является озеро Сап, в котором сохранилась морская фауна. В нем много рыбы, и в сухой период местные жители собирают ее корзинами возле побережья.

Заключение

Страны региона за три последних десятилетия совершили настоящий прыжок от отсталости к высокому уровню развития. Этому способствовало:

во-первых, страны АСЕАН имеют исключительно выгодное географическое положение. Они расположены на пересечении важнейших морских, воздушных путей, ведущих из Тихого океана в Индийский;

во-вторых, страны Юго-Восточной Азии располагают богатейшим минерально-сырьевым потенциалом. В этом регионе находятся запасы мирового значения олова, вольфрама, хрома, древесины. Имеются крупные месторождения нефти, газа, никелевой, кобальтовой, медной руд, золота, драгоценных камней, каменного угля, а также большие запасы гидроэнергетических и агроклиматических ресурсов;

в-третьих, страны Юго-Восточной Азии в настоящее время находятся на 1-ом месте в мире по притоку инвестиций, они составили 39,5 млрд. долл. По мере накопления собственных капиталов в ряде стран Юго-Восточной Азии образовались инвестиционные потоки внутри региона. Страны АСЕАН реализуют многочисленные проекты во Вьетнаме, Лаосе, Камбодже;

в-четвертых, трудовые ресурсы этих стран огромны, и для них характерны высокие темпы воспроизводства, что позволяет предпринимателям дешево оценивать их;

в-пятых, за модель развития страны Юго-Восточной Азии взяли японский капитализм с его повышенным вниманием к последним достижениям НТР и их ускоренному внедрению в практическую деятельность. Они летят за Японией «журавлиным клином»;

в-шестых, развитие экспортоориентированного производства, обеспечивающего этим странам, туризм (5 млн. чел. в год), тропический курорт и т. д.

Список использованных источников

1. Для написания реферата были использованы материалы с сайтов

http://ecosocio.ru и http://www.allbestazia.ru.

  • http://ecosocio.ru/
  • http://www.allbestazia.ru/