Налоговый кодекс ст 119 ч 1. Теория всего

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

ВЗГЛЯД НА СТАТЬЮ 119 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ю.Н. ДАНИЛОВ
Данилов Ю.Н., преподаватель Института менеджмента, маркетинга и финансов, г. Воронеж.
По результатам проверки налоговый орган своим решением обязал налогоплательщика заплатить налог, пеню и штраф за неподачу декларации по налогу.
Не согласившись с таким решением, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Дело рассматривалось различными судебными инстанциями, которые принимали разные по содержанию судебные акты.
Но при подготовке искового материала и в процессе рассмотрения дела обращено внимание на содержание статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Первоначально статья 119 Налогового кодекса Российской Федерации (СЗ РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3824) устанавливала:
"1. Непредставление налогоплательщиком и его законным представителем в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти процентов от суммы налога, подлежащего уплате на основании этой декларации, за каждый полный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более двадцати пяти процентов от указанной суммы.
2. Непредставление налогоплательщиком или его законным представителем налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере..."
Пунктом 105 статьи 1 Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (СЗ РФ. 12.07.1999. N 28. Ст. 3487) в статью 119 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, и содержание статьи стало следующим: "1. Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
2. Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня".
К сожалению, в судебной и правоприменительной практике так и не было раскрыто подлинное содержание статьи 119 НК. Не говорится об этом в постановлениях Пленумов Верховного Суда РФ и Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ. Применению ст. 119 НК посвящено несколько разъяснений Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, самый большой комментарий содержится в письме МНС РФ от 28 сентября 2001 г. N ШС-6-14/734, однако в этих документах подлинный механизм применения не раскрыт.
Попробуем разобраться в содержании статьи с применением системной связи с другими нормами законодательства о налогах и сборах.
В новой редакции статьи 119 Кодекса имеются противоречия между пунктом 1 и пунктом 2.
В пункте 1 указанной статьи просрочка неподачи декларации определяется полными и неполными месяцами, а в пункте 2 начало течения срока определяется днями и указывается 181-й день как начало срока для исчисления штрафа опять же за каждый полный и неполный месяцы.
Такая формулировка сроков противоречит статье 6.1 НК, предусматривающей порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах. Содержание статьи 6.1 НК такое:
"Установленный законодательством о налогах и сборах срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями или днями. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из двенадцати календарных месяцев, следующих подряд.
Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем месяцам, отсчет кварталов ведется с начала года.
Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. При этом месяцем признается календарный месяц. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
Течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало".
Статья 6.1 НК введена Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ (СЗ РФ. 12.07.1999. N 28. Ст. 3487). Эта статья, а также другие статьи НК не раскрывают смысл такого понятия, как неполный месяц. Ни в одной правовой норме акта законодательства о налогах и сборах не содержится определения понятия "неполный месяц". В актах законодательства о налогах и сборах говорится, что под любым месяцем признается только календарный месяц. Поэтому употребление в статье 119 НК неполного месяца является преждевременным, а применение ответственности за неподачу декларации за неполный месяц неправильным.
Как уже указывалось, в ранее действовавшей редакции статьи устанавливалось взыскание штрафа в размере пяти процентов от суммы налога, подлежащего уплате на основе этой декларации, за каждый полный месяц (при этом не упоминался неполный месяц).
В настоящее время статья обязывает налоговые органы взыскивать штраф как за полные, так и за неполные месяцы. В результате этого нарушается принцип дифференциации ответственности, индивидуализации наказания. Размеры штрафа как за полный, так и за неполный месяц равны, что несправедливо. Необходимо признать, что в результате внесенных в статью изменений ее содержание не стало лучше.
По п. 1 ст. 119 НК штраф может быть взыскан за шесть полных месяцев, в календарных днях это будет всегда соответствовать 182 или 183 дням. Поэтому штраф по п. 2 ст. 119 НК может быть взыскан не со 181-го дня просрочки подачи декларации, а только со 183-го или 184-го дня.
Таким образом, существующая редакция пунктов 1 и 2 статьи 119 Кодекса фактически предусматривает двойное наказание за одно и то же нарушение в течение одного времени просрочки подачи декларации. То есть происходит наложение сроков: срок, за который предусмотрена ответственность по пункту 1 статьи, еще не истек, а уже начинает действовать срок, определенный пунктом 2 статьи.
Более того, получается так, что по пункту 1 взыскивается штраф за последний неполный шестой месяц, а он является неполным месяцем для взимания штрафа по пункту 2. В результате чего за шестой месяц просрочки подачи декларации штраф взыскивается как по пункту 1 в размере 5 процентов, так и по пункту 2 в размере 10 процентов, что свидетельствует о взыскании штрафа за шестой месяц в размере 15 процентов от суммы недекларированного налога. А уже за седьмой и последующие месяцы штраф взимается в размере 10 процентов, то есть в размере меньшем, чем за шестой месяц просрочки подачи декларации.
Сложившаяся правоприменительная практика свидетельствует еще и о другом применении двойной ответственности за одно и то же нарушение.
Например, в рассматриваемом случае произошло следующее.
Налоговый орган посчитал, что налогоплательщик обязан подавать декларации по налогу за третий и четвертый квартал года.
При исчислении штрафа за третий квартал налоговый орган исходил из суммы налога за этот квартал.
Штраф за четвертый квартал налоговый орган определил исходя из суммы налога за этот квартал. Однако сумма налога за четвертый квартал рассчитывается нарастающим методом, с включением в него суммы налога за третий квартал. В результате этого размер штрафа за четвертый квартал фактически увеличен на размер штрафа за неподачу декларации за третий квартал. И получается, что налогоплательщик должен платить штраф исходя из суммы налога за третий квартал дважды: непосредственно за третий квартал и в составе штрафа за четвертый квартал.
Статья 50 (ч. 1) Конституции Российской Федерации устанавливает запрет на повторное привлечение к ответственности за одно и то же нарушение. Аналогичный запрет содержится в нормах международного права, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации.
Более того, порядок определения размера штрафа не соответствует принципу справедливости, вытекающему из содержания статьи 1 Конституции Российской Федерации.
Считаем, что санкции статьи 119 НК несоразмерны характеру и степени общественной опасности правонарушения, что противоречит статьям 8, 34, 35 и 55 Конституции Российской Федерации. Часть 3 статьи 55 Конституции РФ не допускает несоразмерное указанным в ней конституционно-значимым целям ограничение прав и свобод человека и гражданина.
В пункте 2 статьи 119 НК размер штрафа не ограничен верхним пределом. Поэтому налоговый орган определяет штраф за неподачу декларации за все месяцы просрочки без ограничения размера штрафа.
В таких случаях у субъектов предпринимательской деятельности остается надежда только на признание судом каких-то обстоятельств, смягчающими вину, и в связи с этим уменьшение размера подлежащего взысканию штрафа (что чаще всего и случается). Наличие верхнего предела налоговой санкции необходимо, поскольку его отсутствие ведет к ограничению предпринимательской деятельности, приводит к несению налогоплательщиками финансовых затрат, несоизмеримых с налоговым правонарушением. Введение такого предела никоим образом не нарушит государственные интересы.
Правовые нормы о санкциях за налоговые правонарушения являются составной и неотъемлемой частью актов законодательства о налогах и сборах. В нескольких решениях Конституционного Суда Российской Федерации указывается, что общеправовой критерий определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ). Неопределенность ее содержания, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения. Критерий определенности правовой нормы является конституционным требованием к законодателю. Законы о налогах должны быть конкретными и понятными.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В Российской Федерации как правовом государстве законы о налогах должны содержать четкие и понятные нормы. Поэтому Налоговый кодекс РФ предписывает, что необходимые элементы налогообложения должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он обязан платить (п. 6 ст. 3 НК).
В решениях Конституционного Суда РФ изложена правовая позиция о том, что формальная определенность налоговых норм предполагает их достаточную точность, чем обеспечивается их правильное понимание и применение. А потому предусмотренная в дефектных (с точки зрения требований юридической техники) нормах санкция за налоговые нарушения не может считаться законно установленной.
Поэтому налогоплательщик обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой о признании пункта 2 статьи 119 НК не соответствующей Конституции Российской Федерации. Жалоба находится на рассмотрении.
Целью настоящей публикации не является предрешение правовой позиции Конституционного Суда РФ по жалобе налогоплательщика. Но уже сейчас в публикации, на наш взгляд, показаны скрытые противоречия в содержании статьи 119 НК и явные противоречия в правоприменительной практике.
Полагаем, что диспозиция и санкция указанной статьи подлежат изменению. Это внесет ясность и точность в вопросах ответственности за неподачу налоговых деклараций, которая бесспорно является налоговым правонарушением. Ответственность за неподачу декларации, конечно же, должна сохраняться, однако условия привлечения к ней, по нашему мнению, должны быть уточнены, что будет способствовать защите интересов государства и соблюдению прав субъектов предпринимательской деятельности.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 09.07.1999 N 154-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ НАЛОГОВОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 23.06.1999)
ПИСЬМО МНС РФ от 28.09.2001 N ШС-6-14/734
"ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"
Юрист, N 12, 2002

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

1 комментарий

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

Официальный текст :

Статья 119. Непредставление налоговой декларации

1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

2. Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

Комментарий юриста :

Обременение налогоплательщика обязанностью представлять в налоговые органы налоговую декларацию установлено статьей 23 Налогового Кодекса РФ . Она должна быть представлена по определенной форме и с соблюдением соответствующих правил. Формы налоговых деклараций и правила их заполнения утверждаются налоговыми органами. Статья 119 устанавливает ответственность за невыполнение этих обязанностей в установленные сроки. Содержание самой налоговой декларации значения в данном случае не имеет, т.е. правильность отражения в ней сведений не влияет на привлечение к ответственности и на размер применяемых санкций.

Размер налоговых санкций находится в прямой зависимости от продолжительности времени, в течение которого не представлялась налоговая декларация. Непредставление ее в течение срока менее 180 дней после истечения установленного законодательством о налогах и сборах срока представления декларации влечет наложение штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) за каждый полный или неполный месяц. Штрафы начисляются с первого дня опоздания с подачей налоговой декларации. В то же время законодательство о налогах и сборах может предусматривать случаи освобождения налогоплательщика от представления налоговой декларации, в таком случае он не может рассматриваться и в качестве субъекта ответственности.

Для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (члены Правительства РФ, депутаты, судьи, члены Центральной избирательной комиссии, аудиторы Счетной палаты и др.), государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, установлена обязанность ежегодно до 1 апреля представлять декларации о доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности. Такие декларации представляются в налоговые органы по месту жительства этих должностных лиц и в кадровую службу органа, в котором они состоят на службе.