Денежная транспортировка: доверить своим или чужим? Перевозка наличных денег

) (АКБ «ПРОМИНВЕСТБАНК» (ПАО)) , именуемый в дальнейшем «Банк», в лице____________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________, действующего на основании _______________________________________________________ с одной стороны и _________________ ___________________________________________________________________________________, в лице _________________________________________________________, действующего на основании ___________________________________, именуемый в дальнейшем Клиент, с другой стороны, заключили настоящий Договор на доставку наличных денег (далее Договор) о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Предметом настоящего Договора является предоставление услуг по доставке наличных денег Клиенту в порядке и на условиях, определяемых настоящим Договором.

1.2. Банк организует силами и средствами уполномоченной Банком инкассирующей организации (далее – Исполнитель) на основании заключенного между Банком и Исполнителем договора на инкассацию и перевозку наличных денег, доставку денежной наличности Клиенту по предварительно согласованному с Банком адресу.

Дни и часы доставки денежной наличности согласовываются между Банком и Клиентом отдельно и являются неотъемлемой частью настоящего Договора (Приложение к настоящему Договору).

1.3. Не позднее 10 календарных дней до смены Исполнителя Банк обязан письменно уведомить об этом Клиента.

1.4. Клиент производит оплату Банку за оказание услуг, указанных в п. 1.1. в размере и в сроки, предусмотренные настоящим Договором.

2. ПОРЯДОК ПРИЕМА-ПЕРЕДАЧИ ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТИ

2.1. Доставка наличных денег осуществляется в соответствии с Положением Банка России «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 24 апреля 2008 года.

2.3. Доставка подготовленной денежной наличности Клиенту по денежному чеку , оформленному операционным работником Банка в установленном законом порядке, осуществляется по денежному чеку и описи (Приложение), составленной в 3-х экземплярах в рабочий день, следующий за датой предоставления в Банк денежного чека. Контрольная марка от денежного чека остается у Клиента. Денежная наличность, подготовленная по денежному чеку, выдается Клиенту, указанному в денежном чеке.

2.4. Прием доставленных наличных денег производится кассиром Клиента или комиссией уполномоченных лиц, назначаемой письменным распоряжением руководителя Клиента (далее кассир Клиента). В состав комиссии включается кассир организации.

Инкассаторы Исполнителя предъявляют кассиру Клиента служебные удостоверения, доверенность на перевозку наличных денег, явочную карточку, денежный чек и опись. Представители Клиента предоставляют инкассаторам Исполнителя распоряжение руководителя Клиента о включении их в состав комиссии, документы, удостоверяющие их личности, и контрольную марку для сверки ее номера с номером денежного чека. Инкассаторы Исполнителя сверяют указанные в денежном чеке ФИО и реквизиты документа кассира Клиента, удостоверяющего личность и номер контрольной марки с номером денежного чека.

2.5. Прием наличных денег, доставленных инкассаторами Исполнителя, осуществляется в кассовом помещении Клиента. Во время приема/сдачи в помещении могут находиться только инкассаторы Исполнителя и кассир Клиента. Лица, не участвующие в приеме/сдаче наличных денег, удаляются из кассового помещения кассиром Клиента, при невозможности их удаления – наличные деньги инкассаторами Исполнителя не сдаются. Клиент указывает в явочной карточке время заезда инкассатора Исполнителя и причину неполучения денежной наличности и ставит свою подпись. Инкассаторы Исполнителя переносят наличные деньги в спец. автомобиль и сообщают об этом в Банк. Решение о дальнейшей сдаче наличных денег принимается уполномоченными на это должностными лицами Банка и Клиента.

Бригада инкассаторов Исполнителя делает повторный заезд к данному Клиенту в удобное для нее время, не нарушающее общий график обслуживания других клиентов. При повторном заезде инкассаторов Исполнителя к Клиенту получатель денежной наличности обязан произвести об этом запись в явочную карточку в разделе «Повторные заезды».

2.6. Кассир Клиента проверяет целостность упаковки сумки с наличными деньгами, сверяет соответствие оттиска пломбира на пломбе к сумке имеющемуся образцу и принимает полные и неполные пачки банкнот полистным пересчетом, мешки с монетой – по подписям на ярлыках.

2.7. При предъявлении инкассаторами Исполнителя сумки в нарушенной упаковке составляется акт в трех экземплярах и подписывается всеми лицами, присутствующими при приеме наличных денег. Первый экземпляр акта передается Банку, второй – подразделению инкассации Исполнителя, третий экземпляр остается у Клиента.

2.8. После окончания приема денежной наличности и сверки суммы принятых денег с суммой, указанной в денежном чеке и описи, кассир Клиента расписывается в описи, проставляет в них дату, время, номер сумки и номер пломбира. Затем кассир Клиента передает инкассаторам подписанный денежный чек с наклеенной маркой, подписанный экземпляр описи, заполненную явочную карточку и порожнюю сумку/мешок.

3. ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА

3.1. Денежная наличность доставляется Клиенту в упаковке Банка. Доставка осуществляется в опломбированных инкассаторских сумках/мешках.

3.2. Исполнитель представляет Клиенту образцы контрольных оттисков пломбиров кассиров Банка, которыми будут опломбироваться инкассаторские сумки/мешки, заверенные оттиском пломбира Исполнителя.

3.3. В ходе исполнения настоящего Договора Клиент обязуется обеспечить:

· наличие свободных и освещенных подъездных путей спец. автомашинам инкассации к входу в здание;

· беспрепятственный и освещенный проход по коридорам к изолированному и закрываемому помещению кассы для приема/передачи денег;

· готовность кассира (комиссии уполномоченных лиц) к приему доставленной денежной наличности;

· предъявление инкассаторам Исполнителя документов, удостоверяющих личность кассира (комиссии уполномоченных лиц), а также контрольную марку для сверки ее номера с номером денежного чека.

3.4. В ходе исполнения настоящего Договора Банк принимает на себя обязательства:

· подготовить денежную наличность в сумме, соответствующей оформленному денежному чеку;

· доставить Клиенту в обусловленное место и срок подготовленную денежную наличность, упакованную установленным порядком.

4. РАЗМЕР И ПОРЯДОК ОПЛАТЫ УСЛУГ

4.1.За оказанные услуги по подготовке наличных денег к доставке Клиент уплачивает комиссионное вознаграждение согласно Тарифам Банка, действующим на дату оказания услуги.

Услуги по подготовке наличных денег к доставке НДС не облагаются.

4.2. За оказываемые услуги по доставке наличных денег Клиент уплачивает комиссионное вознаграждение согласно Тарифам Банка, действующим на дату оказания услуги.

Услуги по доставке наличных денег облагаются НДС.

4.3. Оплата за услуги, указанные в пп. 4.1 и 4.2. Договора, взимается Банком в безакцептном порядке с расчетного счета Клиента № __________________________ в день доставки денежных средств . Если в случаях, предусмотренных п. п. 2.5 и 3.3. настоящего Договора, должен быть осуществлен повторный заезд инкассаторов Исполнителя, оплата за такой заезд осуществляется в двойном размере.

5. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

5.1. Стороны обязаны сообщать об изменениях, внесенных в учредительные документы , в банковские реквизиты, изменения местонахождения в течение 5 дней с момента внесения изменений.

5.2. Банк вправе, в случае изменения действующих тарифов, определяющих размер взимаемой оплаты за предоставляемые услуги, изменить условия настоящего Договора в части установления иного размера оплаты, письменно уведомив об этом Клиента не менее чем за 10 календарных дней до предполагаемой даты введения новых тарифов.

Если по истечении указанного срока от Клиента не поступит письменного сообщения о невозможности исполнения Договора на новых условиях, изменения считаются принятыми.

5.4. В случае принятия законодательных актов РФ, нормативных документов Банка России, регламентирующих правоотношения, являющиеся предметом данного Договора, Договор подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством РФ.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

9. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

9.1. Все возникающие между сторонами споры и разногласия рассматриваются в претензионном порядке. Срок рассмотрения претензий составляет 7 (Семь) дней с момента получения претензий.

9.2. В случае невозможности урегулирования спора или разногласия в рамках претензионного порядка, такие споры и разногласия передаются на рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.

10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

10.1. Настоящий Договор заключен на неопределенный срок и вступает в силу с момента его подписания сторонами.

10.2. Настоящий Договор может быть расторгнут досрочно в следующих случаях:

· по соглашению Сторон;

· любой из сторон в одностороннем порядке, о чем она обязана уведомить в письменном виде другую Сторону не менее чем за 1 (Один) месяц до предполагаемой даты расторжения.

10.3. Любые изменения, дополнения и приложения к настоящему Договору будут действительны в том случае, если будут совершены в письменной форме, подписаны уполномоченными представителями Сторон и заверены печатями Сторон. Все изменения должны быть согласованы заинтересованными сторонами не позднее, чем за 30 дней до даты наступления изменений.

10.4. Стороны согласны с тем, что уведомления или извещения, связанные с исполнением настоящего Договора, могут быть направлены по каналам факсимильной связи с обязательным последующим направлением адресату оригинала уведомления (извещения).

10.5. С подписанием настоящего Договора все предыдущие договоренности между Сторонами, касающиеся предмета настоящего Договора, утрачивают силу.

Перевозка наличных денег должна осуществляться только специализированными службами, сотрудники которой владеют необходимыми лицензиями на ношение оружия и опытом работы в группах мгновенного реагирования. Задача охраны в этом случае — защита вверенных ценностей от действий злоумышленников. Сотрудники группы компаний «Контур» обладают большим опытом в отражении подобных нападений.

Транспортировка денежных средств производится на специальных автомобилях под надежной охраной наших работников.

Мы предлагаем следующие услуги:

  • охрана денег;
  • перевозка наличных;
  • перевозка ценных бумаг, векселей, документов;
  • доставка из банка заработной платы сотрудников;
  • транспортировка и охрана наличных и ценностей в присутствии представителя заказчика;
  • доставка разменных монет и купюр по указанному адресу.

Транспортировка денежных средств и ценных бумаг

Наша особенность — перевозка денег по России. Мы быстро и гарантировано перевезем ценности не только по Московской области, но и в другие субъекты федерации. Мы осуществляем транспортировку не только российских рублей, но и валюты. По желанию клиента можно заключить договор о долговременной сотрудничестве, и мы регулярно и вовремя обеспечим инкассацию выручки.

Наши основные принципы работы

  • полная конфиденциальность;
  • самое высокое качество обслуживания;
  • перевозка денежных средств строго по утвержденному графику;
  • полная сохранность взятого груза;
  • строгий отбор сотрудников, благодаря чему ваш груз защищен и от неправомерных действий охраны;
  • индивидуальный подход к оценке услуг, готовность к диалогу.

Специализируясь на перевозках ценностей, мы обладаем современными бронированными автомобилями, которые готовы предоставить своим клиентам. Для гарантированного результата возьмите с собой нашу вооруженную охрану.

Если вам нужна перевозка денег или других ценностей, обращайтесь к нам, и мы поможем организовать весь процесс. Работа с ГК «Контур» — это работа с профессионалами, а такое сотрудничество всегда приятно и взаимовыгодно. Звоните прямо сейчас, и вы останетесь нашим довольным клиентом надолго.

Мы идем в ногу со временем и используем защитный комплекс при сопровождении грузов:

Механическая защита

Защищает от попыток взлома. Сделана из сверхпрочного материала, толщина 12 мм. Вешается на скобы, используемые для соединения стальных канатов или других креплений

Механическая защита

Применяется при движении грузового автомобиля.

Вешается на штангу балансирной подвески. Сверхпрочный материал толщиной 12 мм невозможно перерезать даже безнопилой, он служит для защиты груза от попыток кражи

Замок-сигнализация Adrenalin Lock Stock Hard.

При попытке повреждения кабеля срабатывает сирена.

Состоит из особопрочного стального троса в пластиковой оплетке, длиной 1,5 метра и толщиной 12 мм, а также из контейнерного замка и замка-рейки для блокировки дверей

Наши преимущества:

Максимально защищенные автомобили. Сотрудники используют бронированные автомобили, обеспечивая максимально мощное прикрытие. Вооруженные сотрудники охраны. У нас имеется все необходимое для любых экстренных случаев.
Быстрое реагирование. В случае экстренной ситуации охранники быстро принимают правильное решение и нейтрализуют опасность. Высокий профессионализм. Наши опытные сотрудники проходят тщательную подготовку и инструктаж перед процессом перевозки.

Стоимость наших услуг:

Вопрос, поручить перевозку средств сотрудникам собственного предприятия или обратиться к услугам профессиональных организаций, возникает практически перед каждой фирмой. На одной чаше весов стоит безопасность, а на другой – желание сократить свои расходы.
Александр Лебедев

Заплатить или сэкономить?

Сегодня в большинстве организаций основная масса денежных расчетов происходит в безналичной форме. С этим утверждением согласна и главный бухгалтер ФГУП «Санаторий “Энергия”» Ирина Ефремова , отметившая, что с наличными деньгами ее организация практически не работает. Тем не менее совсем отказаться от наличности не получилось пока ни у кого. Но как не потерять с трудом добытые средства по дороге из банка на фирму или наоборот? Как правило, выбор схемы перевозки средств остается за руководителем предприятия. Принимая решение, следует соотнести затраты на безопасность суммы с ее величиной. Если компания вынуждена регулярно доставлять деньги в банк (например выручку магазина) и работает с крупными платежами, ей целесообразно воспользоваться услугами по инкассации. Но такой способ довольно дорог, когда перевозки происходят нечасто (например дважды в месяц при выплате заработной платы персоналу).

Практика показывает, что подавляющее большинство предприятий на свой страх и риск перевозит деньги, прибегая для этого к услугам своих работников (бухгалтера, курьера). В лучшем случае ответственное лицо сопровождает офисный охранник. Однако гарантирует ли такой способ сохранность купюр и тем более безопасность сотрудника?

«Бесценные» кадры

Руководитель может назначить ответственного работника для перевозки денег. Все зависит от суммы выручки, периодичности поездок и личных качеств сотрудника. Назначенным лицам следует обращать внимание на рекомендации по обеспечению сохранности денег при их транспортировке. К примеру, кассиру и сопровождающим запрещено разглашать маршрут движения и размер суммы средств, следовать пешком или общественным транспортом, а также отвлекаться от доставки денег и ценностей не по назначению. Любопытно, но нередки случаи, когда клиенты поручают своим секретарям перевозить очень крупные суммы на метро или автобусе, не используя охрану. Это очень рискованно, отмечает руководитель юридического центра «Базальт» Василий Неделько.

Круг лиц, которые могут нести полную личную материальную ответственность, утвержден постановлением Минтруда от 31 декабря 2002 г. № 85. Их перечень достаточно широк: это кассиры, контролеры, руководители и заместители подразделений, связанных с осуществлением финансовой деятельности, и другие лица. Каковы их обязанности? В частности, сотрудник, подписавший договор о полной индивидуальной материальной ответственности, отвечает за сохранность всех принятых им ценностей и за возможный ущерб, причиненный предприятию.

Урон может быть нанесен как в результате умышленных действий, так и небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям. Поэтому если у руководителя возникнет желание, по закону, в случае недостачи потребовать возмещения убытка, то не стоит доверять транспортировку третьим лицам, подчеркивает юрист.

Финансы – в чужие руки

При перевозке средств фирмы можно обратиться к организациям, которые предоставляют услуги по эскорту подобных грузов на профессиональной основе. Следует учитывать, что «инкассация денежных средств» и «сопровождение материальных ценностей» – это разные вещи. Услуги по транспортировке денег можно причислить к компетенции как кредитных организаций, так и охранных фирм, рассказывает генеральный директор частного охранного предприятия «Баярд» Николай Краюшенко:

– Инкассация относится к банковским операциям (ст. 5 закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1), и оказывать соответствующие услуги могут только их подразделения. Либо это вправе делать специализированные предприятия. При инкассации сотрудники службы выполняют не только охранные функции, но и занимаются оформлением необходимых документов. Таким образом, у руководителя организации нет необходимости отправлять вместе с инкассаторами своих сотрудников.

Тем не менее сопровождать денежные средства при транспортировке законодательство разрешает ЧОПам (ст. 3 закона от 11 марта 1992 г. № 2487-1). В этом случае агентство бережет только «дипломат с деньгами», а оформлением всех сопроводительных документов должен заниматься кассир или бухгалтер предприятия либо уполномоченный сотрудник заказчика.

При заключении договора на перевозку денег следует обратить внимание на то, чтобы документ предусматривал полную материальную ответственность перевозчика за доверенное ему имущество, отмечает Василий Неделько:

– Как правило, можно воспользоваться вариантом, предложенным самой инкассаторской службой.

Сегодня услуги по транспортировке денег очень востребованы. За ними еженедельно обращаются порядка 2-3 фирм, осуществляющих свою деятельность в различных сферах. На стоимость услуги существенно влияет количество задействованных сотрудников ЧОПа и время использования автомобиля, говорит Николай Краюшенко:

– Сопровождение при перевозке материальных ценностей и денежных средств обойдется в 400 рублей в час без учета НДС за одного предоставленного охранника. Минимальная стоимость транспортировки средств на бронеавтомобиле с охраной составляет 6,8 тысяч рублей.

Как перевозить – подскажет закон

Удивительно, но в законодательстве оговорен порядок передачи и транспортировки денежных средств. В частности, раздел Положения о порядке ведения кассовых операций в банках регулирует действия инкассаторов при доставке и перевозке наличности и других ценностей (утвержден ЦБ 9 октября 2002 г. № 199-П). Еще одним документом, расписывающим организацию транзита денег, является Порядок ведения кассовых операций (утвержден письмом ЦБ от 4 октября 1993 г. № 18).

По существующим правилам, руководитель предприятия отвечает за сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из банка и сдаче в него. В тех случаях, когда по вине начальника не были созданы надлежащие условия, обеспечивающие целостность средств фирмы при перевозке, он несет за это ответственность. В частности, в рекомендациях по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке говорится, что руководитель организации должен обеспечить кассира (ответственного сотрудника) охраной. Кроме того, в случае необходимости глава фирмы обязан предоставить ему автомобиль.

Если лицо, перевозящее денежные средства, сообщит о своем ограблении, ответственность будет нести руководитель предприятия, потому что не обеспечил надлежащие условия для транспортировки. Стоит отметить, что «обеспечение сохранности денег при перевозке» – понятие очень неопределенное, подчеркивает Василий Неделько:

– Средства массовой информации регулярно сообщают об очередных налетах на инкассаторов. Если нападениям подвергаются специально подготовленные машины, то что можно говорить о безопасности денег и бухгалтера в такси или в общественном транспорте.

Таким образом, вопрос, перевозить деньги силами фирмы или заплатить немалые средства за специализированные услуги, – дело каждой компании. Здесь есть как свои плюсы, так и минусы. Но главное, что следует помнить руководителю: вряд ли курьер сможет самостоятельно защитить «фирменную» наличность от грабителей.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 5 Закона о банках одной из банковских операций является инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов. Однако в самом Законе понятие "инкассация" не раскрыто. Легальное определение инкассации применительно к наличным денежным средствам содержится в п. 1.5 Положения о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях па территории Российской Федерации, утвержденном ЦБ РФ от 24.04.2008 № 318-П, согласно которому под инкассацией наличных денег понимается их сбор у клиентов (в том числе сданных клиентами через автоматические сейфы) и доставка в кредитную организацию либо ее внутреннее структурное подразделение (далее – ВСП) с последующим зачислением (перечислением) на банковские счета, счета по вкладам (депозитам) клиентов, открытые в этой или иной кредитной организации.

В том же пункте Положения ЦБ РФ от 24.04.2008 № 318-П раскрывается термин "перевозка наличных денег" как транспортировка кредитной организацией принятых ею в другой кредитной организации, ВСП либо учреждении Банка России наличных денег и сдача их в кредитную организацию, ВСП, учреждение Банка России или передача клиенту, а также изъятых из программно-технических средств и подлежащих вложению в программно-технические средства наличных денег.

В связи со значительной схожестью в субъектном составе операций инкассации денег и их перевозки на практике возник вопрос о разграничении субъектов, имеющих право осуществлять инкассацию денег, и субъектов, имеющих право осуществлять перевозку денег. Как разъяснено в письме ЦБ РФ от 13.01.2009 № 29-1-2-5/44, инкассацию наличных денег могут осуществлять кредитные организации, ВСП, а также организации, входящие в систему Банка России, уставом которых такое право им предоставлено. Перевозку наличных денег могут осуществлять кредитные организации, ВСП, организации, входящие в систему Банка России, уставом которых такое право им предоставлено, а также организации, оказывающие услуги по перевозке ценных грузов.

Как видно из п. 5 ч. 1 ст. 5 Закона о банках, под инкассацией как банковской операцией понимаются соответствующие действия не только с наличными денежными средствами, но также и с векселями, платежными и расчетными документами. Следовательно, банковской операцией не является инкассация других ценностей. При этом инкассация других ценностей не указана в перечне сделок, разрешенных банкам, в ч. 3 ст. 5 Закона о банках.

Здесь усматривается как минимум две проблемы. Проблема первая заключается в том, можно ли инкассацию иных ценностей считать производственной деятельностью, заниматься которой банкам запрещено в силу ч. 6 ст. 5 Закона о банках? По мнению Ассоциации российских банков, для ответа на возникший вопрос необходимо произвести разграничение инкассации как деятельности по осуществлению перевозки ценностей, от обычной деятельности по перевозке грузов, регулируемой гл. 40 ГК. Перевозку грузов можно квалифицировать как разновидность производственной деятельности, осуществление которой запрещено банкам .

Вторая проблема связана с отмеченным выше отсутствием легального общего определения инкассации как банковской операции. По мнению Ассоциации российских банков, возможна узкая и широкая концепция инкассации.

При узком подходе под инкассацией следует понимать перевозку только тех материальных ценностей, которые перечислены в п. 5 ч. 1 ст. 5 Закона о банках. При узком подходе к определению инкассации напрашивается вывод о том, что деятельность по перевозке иных материальных ценностей клиентов запрещена для кредитных организаций.

При широком подходе под инкассацией следует понимать перевозку любых ценностей (ювелирных, фондовых, иных), которая сопряжена не только с перемещением указанных ценностей в пункт назначения (договор перевозки грузов), но и с деятельностью по их охране (договор охраны), а именно:

  • – перевозка спецтранспортом (бронированный автомобиль, снабженный специальной маркировкой, проблесковым маячком и т.п.);
  • – погрузка, разгрузка и сопровождение ценностей специально подготовленными, вооруженными охранниками.

Последний подход Ассоциации российских банков представляется более обоснованным. Однако для его применения необходимо определить круг тех ценностей, которые могут быть предметом банковской инкассации. Представляется возможным определить эти ценности через круг объектов банковской деятельности – деньги, ценные бумаги и драгоценные металлы.

В указанной ситуации перевозка банками денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов будет квалифицироваться как банковская операция, а договор на перевозку спецтранспортом банка иных ценных бумаг (например, акций, облигаций, коносаментов и т.п.) или драгоценных металлов – как иная сделка, не запрещенная для кредитных организаций. Перевозку других видов материальных ценностей (бетона, леса и т.п.) следует считать разновидностью производственной деятельности, которой банки не могут заниматься в силу императивной нормы ч. 6 ст. 5 Закона о банках .

Правила инкассации и перевозки наличных денег установлены разд. III Положения ЦБ РФ от 24.04.2008 № 318-Π. Основные правила состоят в следующем.

Перевозка и инкассация наличных денег осуществляются инкассаторскими работниками. Перевозка наличных денег может осуществляться одним или несколькими кассовыми работниками в сопровождении лиц, обеспечивающих безопасность указанных работников и сохранность перевозимых наличных денег.

При перевозке и инкассации кредитная организация может использовать специальные устройства для упаковки наличных денег, в случае несанкционированного вскрытия которых происходит окрашивание банкнот специальной краской, обладающей устойчивостью к воздействию растворителей, химических реактивов и другими отличительными характеристиками.

Для получения наличных денег инкассаторские работники предъявляют в кредитной организации, ВСП, клиенту документы, удостоверяющие личность, и доверенности на перевозку и (или) инкассацию наличных денег.

На наличные деньги, предназначенные для перевозки, в кредитной организации или ВСП, отправляющих наличные деньги, заведующим кассой либо кассовым работником ВСП в произвольной форме составляется опись на перевозимые наличные деньги в трех экземплярах. Первый и третий экземпляры описи передаются инкассаторским работникам. Второй экземпляр описи с подписью инкассаторского либо кассового работника в получении наличных денег остается в кредитной организации или ВСП, отправивших наличные деньги.

Выдача инкассаторским либо кассовому работникам наличных денег для перевозки осуществляется по расходным кассовым ордерам по форме 0402009, прием доставленных указанными работниками наличных денег – по приходным кассовым ордерам по форме 0402008.

Инкассаторские или кассовый работники принимают пачки банкнот для их перевозки по надписям на верхних накладках пачек банкнот с проверкой количества корешков, правильности и целости упаковки пачек банкнот и пломб, оттисков клише, наличия необходимых реквизитов на верхних накладках пачек банкнот, пломбах, оттисках клише, мешки с монетой – по надписям на ярлыках к мешкам с монетой с проверкой правильности и целости мешков с монетой и пломб, наличия необходимых реквизитов на пломбах и ярлыках к мешкам с монетой. Отдельные корешки, банкноты и монеты Банка России принимаются полистным, поштучным пересчетом.

Принятые наличные деньги упаковываются в сумку под контролем заведующего кассой, кассового работника ВСП.

Наличные деньги, предназначенные для перевозки, могут выдаваться инкассаторским или кассовому работникам упакованными в сумки, опломбированные заведующим кассой либо кассовым работником ВСП.

В кредитной организации или ВСП, получающих наличные деньги, прием наличных денег, сумок с наличными деньгами осуществляется заведующим кассой либо кассовым работником ВСП в аналогичном порядке.

По окончании приема от инкассаторских работников сумок с наличными деньгами заведующий кассой или кассовый работник ВСП и один из инкассаторских работников подписывают первый и третий экземпляры описи на перевозимые наличные деньги. При приеме сумок с наличными деньгами от кассового работника указанный работник и заведующий кассой либо кассовый работник ВСП проставляют подписи на первом экземпляре описи на перевозимые наличные деньги. Первый экземпляр описи направляется в кассовые документы кредитной организации или ВСП, получивших наличные деньги, третий экземпляр описи передается инкассаторским работникам.

Наличные деньги, перевозимые из кредитной организации или ВСП, могут сдаваться ими в кредитную организацию либо ВСП через автоматический сейф, для чего они упаковываются в сумку. На сумке проставляются данные, позволяющие идентифицировать принадлежность сумки кредитной организации или ВСП.

Для инкассации наличных денег на каждую организацию в кредитной организации ежемесячно оформляются явочные карточки по форме 0402303. Руководитель инкассации составляет маршруты инкассации наличных денег и графики (время и периодичность) заездов инкассаторских работников в организации.

Кассовый работник организации предъявляет инкассаторскому работнику образец пломбы, передает сумку с наличными деньгами, а также накладную к сумке по форме 0402300 и квитанцию к сумке по форме 0402300.

При приеме в организации сумки с наличными деньгами инкассаторский работник в присутствии кассового работника организации проверяет целость сумки и пломбы, соответствие пломбы имеющемуся образцу, правильность заполнения накладной к сумке и квитанции. Также инкассаторский работник подписывает квитанцию к сумке, проставляет оттиск штампа, дату приема сумки и возвращает квитанцию к сумке кассовому работнику организации.

По окончании маршрута инкассации инкассаторские работники сдают сумки с наличными деньгами в кредитную организацию или ВСП. Прием сумок с наличными деньгами от инкассаторских работников осуществляется в порядке, предусмотренном в п. 4.3–4.7 Положения ЦБ РФ от 24.04.2008 №318-П.

Инкассация наличных денег физических лиц осуществляется в аналогичном порядке.

На практике банки, руководствуясь вышеизложенными правилами, оказывают клиентам следующие услуги:

а) инкассация денежной наличности, в том числе с использованием автоматических сейфов. При инкассации с использованием автоматических сейфов клиент упаковывает инкассируемую наличность в специальные сумки таким образом, чтобы предотвратить вскрытие сумки, и самостоятельно помещает их в автоматический сейф, расположенный в ВСП кредитной организации. Уполномоченные работники кредитной организации производят пересчет поступившей наличности без непосредственного участия представителя клиента с зачислением полученной суммы на банковский счет клиента не позднее следующего рабочего дня после вложения клиентом сумки в автоматический сейф.

На каждую сумку клиент выписывает препроводительную ведомость в трех экземплярах. Первый и второй экземпляр препроводительной ведомости вкладываются в сумку, третий экземпляр остается у клиента.

При вложении сумки в автоматический сейф клиент идентифицирует себя путем считывания штрих-кода, нанесенного на сумку, и ввода ПИН-кода или с помощью магнитной карты. После вложения сумки клиент получает распечатку с принтера автоматического сейфа, подтверждающую факт вложения сумки.

На обнаруженные при пересчете излишки/недостачи денежной наличности, а также неплатежные и сомнительные денежные знаки уполномоченными работниками кредитной организации составляется акт на лицевой стороне препроводительной ведомости и накладной к сумке. По требованию клиента акт и вскрытая сумка предъявляются ему на обозрение.

В случае выявления излишка/недостачи денежная наличность подвергается повторному пересчету в полном объеме, вложенном в сумку.

При обнаружении недостачи, сомнительных, неплатежных банкнот Банка России, кредитная организация зачисляет на счет клиента сумму, уменьшенную на сумму недостачи, сомнительных и неплатежных банкнот Банка России. При этом кредитная организация не несет ответственность за недостачу денежной наличности в сумке и наличие в ней сомнительных или неплатежных денежных билетов, если они были выявлены при пересчете в исправной и целостной сумке;

б) доставка денежной наличности и ценностей в кассу организации. Для этого клиент предварительно должен предоставить в кредитную организацию чек на снятие с банковского счета требуемой суммы денежных средств и заявление на доставку денежных средств с указанием номиналов/достоинств и количества банкнот и монеты.

Кредитная организация своими силами доставляет денежную наличность клиенту в согласованные дни и часы. Прием доставленной инкассаторами денежной наличности производится кассиром или комиссией уполномоченных лиц, назначаемой распорядительным документом клиента. В состав комиссии включается кассир клиента.

Инкассатор предъявляет кассиру или комиссии уполномоченных лиц паспорт, а члены комиссии – распорядительный документ клиента о включении их в состав комиссии и документы, удостоверяющие их личности. После проверки сторонами достоверности предъявленных друг другу документов кассир клиента передает инкассаторскому работнику контрольную марку от денежного чека. Инкассатор сверяет соответствие номера контрольной марки с номером денежного чека, а также соответствие данных документа, удостоверяющего личность кассира, данным, указанным в денежном чеке. После этого сумка с денежным чеком передается кассиру клиента.

В случае выявления инкассатором несоответствия предъявленных ему документов операция по доставке денежной наличности прекращается.

Кассир в присутствии других членов комиссии и инкассатора проверяет целость сумки с денежной наличностью, сверяет соответствие номера пломбира на пломбе номеру, указанному на ярлыке к сумке, а также соответствие суммы денежной наличности, указанной на ярлыке к сумке и в денежном чеке. Сумка вскрывается путем разрезания одного оборота шпагата, проверяется правильность и целость упаковки пачек банкнот, правильность оформления накладок, полные и неполные пачки банкнот принимаются по количеству корешков в них, отдельные корешки и банкноты – полистным пересчетом. Монета принимается по надписям на ярлыках, прикрепленным к мешкам. После этого кассир сверяет сумму принятых денег с суммой, указанной в денежном чеке, при их соответствии расписывается на денежном чеке с проставлением времени получения денежной наличности.

Документом, подтверждающим доставку денежной наличности клиенту, является чек с приклеенной контрольной маркой;

  • в) доставка в кассу организации монеты/банкнот (разменная наличность) в обмен на банкноты более крупного номинала. Смысл данной услуги состоит в доставке монеты Банка России в обмен на банкноты Банка России, а также банкнот Банка России одного номинала в обмен на банкноты Банка России другого (как правило, более крупного) номинала на основании предварительной письменной заявки клиента. Клиент должен сформировать сумки с банкнотами Банка России на сумму, подлежащую размену, к указанному в заявке времени. При подготовке банкнот кассир клиента должен рассортировывать их по видам и достоинствам. При этом общая сумма доставляемой наличности и наличности, забираемой у клиента в обмен на доставленную, совпадает;
  • г) перевозка денежной наличности, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей между структурными подразделениями организации. В рамках данной услуги осуществляется перевозка денег и ценностей из головного офиса клиента в его структурные подразделения, в том числе филиалы; из структурных подразделений (в том числе филиалов) в головной офис клиента; между структурными подразделениями (в том числе филиалами) клиента;
  • д) прием и зачисление денежной наличности, проинкассированной кредитной организацией либо инкассаторской службой сторонней кредитной организации. Данная услуга, в отличие от услуги инкассации, подразумевает, что сам клиент привозит сдаваемую наличность в кредитную организацию или ее ВСП, в то время как при инкассации инкассаторская служба кредитной организации сама выезжает к клиенту для приема денежных средств. Сдача клиентом денежной наличности в кассу кредитной организации осуществляется упакованной в сумки/пакеты/одноразовые полиэтиленовые пакеты с защитным клапаном, предотвращающий их вскрытие. Кредитная организация производит пересчет поступившей наличности без непосредственного участия представителя клиента. В остальном порядок оказания услуги аналогичен порядку приема сумок инкассаторами;
  • е) прием и перечисление проинкассированной денежной наличности на счет клиента в другой кредитной организации. Данная услуга является видоизменением предыдущей услуги с учетом двух нюансов:
    • – деньги могут сдаваться не только упакованными в сумки/пакеты/одноразовые полиэтиленовые пакеты с защитным клапаном, предотвращающий их вскрытие, но и на основании объявления на взнос наличными по форме 0402001, в которой в поле "Наименование банка-вносителя" указывается наименование кредитной организации или ВСП, в кассу которого вносятся денежные средства, а в иоле "Наименование банка-получателя" указывается наименование кредитной организации и реквизиты (номер, наименование) ВСП другой кредитной организации, в которой открыт банковский счет клиента;
    • – после приема и пересчета денежные средства перечисляются на счет клиента, открытый в другой кредитной организации, не позднее следующего рабочего дня после приема денежной наличности в течение операционного времени кредитной организации, а в случае приема денежной наличности по окончании операционного времени – не позднее второго рабочего дня;
  • ж) перевозка документов клиента одновременно с инкассацией денежной наличности. Данная услуга носит комплексный характер: помимо собственно инкассации кредитная организация осуществляет сбор с объектов (офисы, отделения и иные подразделения) документов клиента, упакованных в одноразовые полиэтиленовые пакеты с защитным клапаном, для последующей их передачи клиенту. При этом прием инкассаторами от клиента пакетов с документами на объекте производится только при одновременном оказании клиенту услуги по инкассации денежных средств после приема сумки с ценностями. Заезды инкассаторов на объект (объекты) клиента только для приема и последующей перевозки пакетов с документами не осуществляются;
  • з) доставка ценных бумаг кредитной организации. Чаще всего к данной услуге прибегают для перевозки векселей из кредитной организации клиенту (при их покупке) и обратно (при предъявлении к платежу).

На межбанковском рынке являются распространенными следующие услуги по инкассации и перевозке:

а) доставка денежных знаков Банка России из кредитной организации в учреждение Банка России и из учреждения Банка России в кредитную организацию. Существо данной услуги состоит в приеме одной кредитной организацией (далее – инкассирующий банк) у другой кредитной организации – услугополучателя денежной наличности, ее доставке и сдаче в учреждение Банка России (операция "банк – ЦБ РФ") и по обратной доставке денежных знаков Банка России, снятых в РКЦ с корреспондентского счета кредитной организации – услугополучателя на основании денежного чека (операция "ЦБ РФ – банк").

При обратной доставке инкассаторы осуществляют прием денежной наличности в учреждении Банка России на основании денежного чека, выданного кредитной организацией – услугополучателем под роспись инкассатора на корешке денежного чека.

Доставленную из учреждения Банка России денежную наличность бригада инкассаторов сдает кассовому работнику кредитной организации – услугополучателя с оформлением приходного кассового ордера по форме 0402008;

  • б) доставка денежных знаков Банка России из одной кредитной организации в другую кредитную организацию. Данная услуга схожа с описанной в предыдущем пункте с той лишь разницей, что начальным и конечным пунктом движения наличных денежных средств является не Банк России, а кредитная организация – корреспондент кредитной организации – услугополучателя. Иными словами, инкассирующий банк осуществляет прием у кредитной организации – услугополучателя денежных знаков Банка России, их доставку и сдачу в кредитную организацию – корреспондент и (или) прием в кредитной организации – корреспонденте денежных знаков Банка России, их доставку и сдачу кредитной организации – услугополучателю;
  • в) перевозка денежной наличности, драгоценных металлов, драгоценных камней и иных ценностей инкассаторской службой одной кредитной организации между структурными подразделениями другой кредитной организации – услугополучателя. Данная операция принципиально ничем не отличается от "клиентской" операции, описанной выше (п. "г");
  • г) инкассация автоматических сейфов и банкоматов сторонних кредитных организаций. Инкассация автоматических сейфов кредитной организации – услугополучателя производится путем приема инкассаторами инкассирующего банка через автоматические сейфы сумок с денежной наличностью организаций и доставки их кредитной организации – услугополучателю. При инкассации банкоматов инкассирующий банк принимает от кредитной организации – услугополучателя опломбированные (опечатанные) кассеты, доставляет их но адресам размещения банкоматов и осуществляет их загрузку в банкоматы. Также инкассирующий банк выгружает пустые кассеты из банкоматов и доставляет их кредитной организации – услугополучателю.

Формирование (упаковка) кассет для банкоматов производят сотрудники кредитной организации – услугополуча- теля самостоятельно. Каждая кассета снабжается ярлыком и пломбируется работником, упаковавшим кассету. На ярлыке проставляется наименование кредитной организации, номер банкомата, дата упаковки, сумма наличных денег, фамилия, инициалы и подпись кассового работника кредитной организации.

Если техническое устройство кассет не позволяет производить их опломбирование, кассеты опечатываются полоской бумаги, на которой указывается сумма вложенных в нее денежных средств, проставляется печать и подпись кассира кредитной организации – услугополучателя.

Одновременно с кассетами инкассаторам инкассирующего банка передаются ключи от замков служебной части банкоматов, сервисные и терминальные карты, конверты с паролями от кодовых замков сейфов банкоматов и ПИН- кодами сервисных карт.

После операции по загрузке/выгрузке кассет, выгруженные кассеты, ключи от замков служебной части банкоматов, сервисные, терминальные карты и отчеты по факту загрузки (выгрузки) инкассатор передает кассиру кредитной организации – услугополучателя.

  • Письмо Ассоциации российских банков директору Департамента наличного денежного обращения Банка России А. В. Юрову от 19.11.2009 № А-02/5-747 "О перевозке банками материальных ценностей, не относящихся к денежным средствам, векселям и расчетным документам" // arb.ru/site/docs/docs.php?doc=823.
  • Там же.

"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 2

В сфере пассажирских перевозок наличная выручка является основной статьей доходов. Поэтому на такие расчеты обращают особое внимание как сами транспортные компании, так и различные проверяющие. Каждый год редакция нашего журнала посвящает этой теме отдельную статью, где рассматриваются различные вопросы, связанные с перевозками, которые оплачены наличными. Итак, мы предлагаем вместе еще раз разобраться в нюансах наличных расчетов за оказанные транспортные услуги в рамках норм действующего законодательства в сфере наличного денежного обращения.

Основы наличного денежного обращения

Порядок работы с наличными денежными средствами в настоящее время регулируется Положением об организации наличного денежного обращения <1>, при исполнении которого коммерческие организации также руководствуются Порядком ведения кассовых операций в РФ <2>. Для осуществления наличных расчетов организация в первую очередь должна иметь кассу. В ней денежные средства могут храниться только в пределах лимита, установленного обслуживающим банком. Остальная наличность должна быть сдана в кредитную организацию либо в конце дня, либо на следующий день, что дает возможность учитывать в кассе выручку, сданную кондукторами в вечернее и ночное время.

<1> Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ от 05.01.1998 N 14-П, утв. Советом директоров Банка России 19.12.1997, протокол N 47.
<2> Утвержден Письмом ЦБ РФ от 04.10.1993 N 18.

Транспортное предприятие, как и любая другая компания, учитывает денежные средства в кассе на субсчете 50-1 "Касса организации". Однако если у организации есть обособленное подразделение (филиал), такое как вокзал или автостанция, то при необходимости она может открыть субсчет 50-2 "Операционная касса". Это право организациям транспорта предоставлено Инструкцией по применению Плана счетов, в которой сказано, что на данном субсчете отражаются наличие и движение денежных средств в кассах остановочных пунктов, вокзалов, билетных и багажных кассах и т.д. В операционной кассе может быть установлен свой остаток денежной наличности, если обособленное подразделение находится на отдельном балансе и имеет расчетный счет. Если же нет, то подразделение работает в рамках единого остатка кассы, установленного всему предприятию, и должно передавать с установленной периодичностью остатки денежной наличности в центральную кассу предприятия.

Прием наличных денег от заказчиков и покупателей осуществляется с применением кассовых аппаратов, о чем сказано в п. 3 Порядка ведения кассовых операций в РФ. Порядок применения контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении наличных расчетов регулируется нормами Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ (далее - Закон N 54-ФЗ). Он обязывает организации в случаях продажи ими товаров, выполнения работ или оказания услуг использовать ККТ, но есть ряд исключений, одним из которых могут воспользоваться транспортные фирмы. Без контрольно-кассовой техники можно обойтись, если организация оказывает услуги населению и выдает клиентам установленные бланки строгой отчетности (БСО). При оказании транспортных услуг это имеет смысл не только из-за трудностей применения кассовых аппаратов в общественном транспорте. Законом N 54-ФЗ и Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ <3> предусмотрены документы, используемые взамен кассовых чеков при перевозке пассажиров и багажа (БСО), но для того, чтобы их применять, нужно правильно их оформить.

<3> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.

К сведению. ККТ не понадобится, если организация реализует электронные билеты по технологии e-ticketing, чем пользуются в настоящее время авиаперевозчики (Письмо Минфина России от 09.08.2010 N 03-01-15/6-179). Не исключено, что в будущем такую тактику возьмут на вооружение и перевозчики пассажиров автомобильным транспортом.

Какой документ оформить взамен кассового чека?

Документы, используемые при перевозках пассажиров и багажа автомобильным транспортом (городским наземным электрическим транспортом), должны содержать реквизиты, установленные Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом <4>. Обязательные реквизиты прописаны для разовых билетов и билетов длительного пользования в городском и пригородном сообщении (проездных), для квитанции на провоз ручной клади, на оплату пользования легковым такси, багажной квитанции, а также для заказа-наряда для предоставления транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизитов не так уж и много, чтобы в них запутаться, но практика показывает, что перевозчиков иногда штрафуют за наличие БСО, не удовлетворяющих установленным требованиям.

<4> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112.

Одна из причин - разрешение "вмененщикам" не применять кассовый аппарат независимо от того, выдают ли они бланки строгой отчетности (см. Письмо Минэкономразвития России от 27.10.2010 N Д05-3933, где поименованы виды деятельности, при осуществлении которых можно в случае отказа от применения контрольно-кассовой техники выдавать документ, установленный п. 2.1 ст. 2 Закона от N 54-ФЗ, а не бланк строгой отчетности). Оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов - один из видов "вмененной" деятельности, позволяющий воспользоваться нововведением Федерального закона от 17.07.2009 N 162-ФЗ. Между тем официального мнения по поводу оформления именно перевозок иными документами (не бланками строгой отчетности) не высказывалось, а учитывая, что вопрос с бланками строгой отчетности для наличных расчетов при оказании транспортных услуг более или менее урегулирован, нетрудно предугадать, какую позицию займут чиновники в данном вопросе. Раз предусмотрены БСО, то именно ими и нужно пользоваться при расчетах с пассажирами без применения кассового аппарата.

Отдельные судебные решения затрагивают эту тему, но в контексте того, что перевозчики (чаще использующие легковое такси) иногда не выдают пассажирам ни бланка строгой отчетности, ни иного документа взамен кассового чека (Постановления ФАС ВСО от 14.01.2010 N А69-1932/2009, ФАС СЗО от 13.09.2010 N А56-93269/2009), считая, что это нужно делать только по требованию пассажира, а поскольку сумма платы невелика, можно ее принять и без выдачи бланка строгой отчетности (Постановление ФАС ПО от 05.07.2010 N А65-28385/2009).

Между тем условие о выдаче документа, подтверждающего прием денежных средств за проезд только по требованию пассажира, противоречит п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ. При оплате проезда в общественном транспорте бланк строгой отчетности (билет) подлежит обязательной выдаче (Постановление ФАС ПО от 02.03.2010 N А12-20714/2009). Приоритет отдается при перевозках применению БСО, а не иных документов, предусмотренных п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ (Постановления ФАС ПО от 05.07.2010 N А65-28385/2009, ФАС СЗО от 27.07.2010 N А56-54019/2009). Не будем акцентировать внимание на том, как оформлять и выдавать бланки строгой отчетности. С этим можно ознакомиться, обратившись к Положению об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ. Рассмотрим другой не менее актуальный вопрос: кто, а главное, как может проверить соблюдение требований Закона N 54-ФЗ? В нем сказано, что контролировать применение контрольно-кассовой техники уполномочены налоговые органы, однако не определены ни методы, ни порядок проведения таких проверок, ни полномочия проверяющих. Это чревато, с одной стороны, произволом чиновников, с другой - безнаказанностью нарушителей рассматриваемого Закона.

Как могут выявить нарушителей?

По Закону налоговики имеют право проверять выдачу организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков (или заменяющих их документов), но как - в нормативном документе не сказано. Есть лишь указание на то, что налоговики могут взаимодействовать с силовиками, которые вправе в рамках предоставленных полномочий провести проверочную закупку, чтобы выявить как неиспользование кассового аппарата, так и неприменение бланков строгой отчетности (билетов на проезд). Но здесь есть трудности: с одной стороны, ст. 6 Закона об оперативно-разыскной деятельности <5> предусмотрено право оперативников проводить проверочную закупку, с другой - такое право не предоставлено налоговым органам, уполномоченным контролировать использование контрольно-кассовой техники (Постановления ФАС ВСО от 14.10.2009 N А33-14365/08, ФАС СКО от 11.01.2010 N А32-11576/2009-70/100-14АЖ, ФАС ДВО от 06.07.2009 N Ф03-3001/2009). Казалось бы, налоговики вместе с милиционерами могут провести контрольную закупку и выявить нарушения Закона N 54-ФЗ, этого сделать нельзя, если налоговики проводят закупку самостоятельно. Но все намного сложнее, чем кажется на первый взгляд.

<5> Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ.

Контролируя применение контрольно-кассовой техники совместно с налоговыми органами, органы внутренних дел в силу Закона N 54-ФЗ и Закона о милиции <6> не могут осуществлять контрольную закупку (Постановление ФАС ВСО от 06.10.2009 N А19-7230/09). Они вправе проводить такую закупку только по Закону об оперативно-разыскной деятельности с целью выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (Постановление ФАС ПО от 29.01.2010 N А55-14093/2009).

<6> Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1.

Итак, проверочную закупку могут проводить оперативники, но не с целью контроля за применением ККТ, а с целью выявления и раскрытия преступления. При этом в постановлении оперативников должно быть указано, что проводятся оперативно-разыскные мероприятия, в том числе проверочная закупка. Когда же в ходе оперативно-разыскной деятельности обнаруживается, что речь идет не о преступлении, а об ином виде правонарушения, оперативно-разыскное мероприятие должно быть прекращено. Фактически это ограничивает милиционеров в проведении контрольной закупки в рамках производства по административному нарушению Закона N 54-ФЗ, хотя в нем предусмотрено сотрудничество названных контролирующих органов.

В итоге налоговики пытаются без "силовиков", самостоятельно проверять наличные расчеты организаций с населением, и вот к чему это приводит. В Постановлении ФАС ПО от 29.03.2010 N А65-32777/2009 суд отказал фискалам, указав, что налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-разыскные мероприятия, поэтому проведение должностным лицом налогового органа проверочной закупки при осуществлении контроля за применением контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство допущенного перевозчиком нарушения. Аналогичный вывод сделан в Постановлении ФАС МО от 23.04.2010 N КА-А41/3774-10, в котором суд признал незаконным составленный налоговиками протокол, поскольку проверка проводилась только сотрудником налогового органа, а доказательств обнаружения факта правонарушения перевозчика в материалах дела не имеется.

Налоговики могут вывести "на чистую воду" нарушителей Закона, не прибегая при этом к контрольной закупке, на которую у них нет прав, а используя показания свидетелей. В силу п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении может явиться сообщение (заявление) физических и юридических лиц (и даже милиционеров), а также сообщение в средствах массовой информации, содержащее данные, которые указывают на административное правонарушение. Поэтому иногда достаточно заявления физического лица - покупателя (клиента), не получившего кассового чека, чтобы дать повод к административному производству и наложению штрафа (Постановление ФАС УО от 27.01.2009 N Ф09-10646/08-С1).

Одна проверка или две?

Как указано выше, совместная проверка в виде контрольной закупки налоговиков и силовиков в рамках производства об административном нарушении мало что даст проверяющим, так как только один из данных органов уполномочен на проведение данного мероприятия, и то не в целях контроля за соблюдением Закона N 54-ФЗ. У другого органа есть полномочия проверять соблюдение данного Закона, но только не посредством контрольной закупки. Возникает вопрос: могут ли налоговики воспользоваться результатами милицейской контрольной закупки, проведенной в соответствии с задачами Закона об оперативно-разыскной деятельности? Согласитесь, для инспекторов это стало бы хорошим подспорьем в работе: не нужно собирать доказательства правонарушения, когда есть сведения, представленные коллегами в погонах.

На самом деле материалы, полученные в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий и расследования уголовных дел, переданные налоговым органам, могут служить лишь основанием для проведения мероприятий налогового контроля. Они сами по себе не являются основанием для принятия решения по результатам проверок, поскольку оно должно основываться только на тех доказательствах (сведениях), которые были получены и исследованы в рамках мероприятий налогового контроля (Постановления ФАС МО от 30.09.2010 N КА-А40/9677-10, ФАС СКО от 20.12.2010 N А53-27110/2009). Результаты, полученные в ходе оперативно-разыскной деятельности, не могут быть прямо использованы инспекторами в качестве доказательств, поскольку имеют исключительно информационный характер и должны подвергаться последующей проверке (Определение ВАС РФ от 29.07.2010 N ВАС-9906/10). В то же время нужно учитывать, что действующее законодательство не содержит запрета на использование налоговым органом и арбитражным судом письменных доказательств, добытых в результате оперативно-разыскных мероприятий. Если налоговики используют результаты милицейской проверки лишь как дополнительное доказательство выявленных в ходе своей проверки нарушений, это не повод обжаловать подобные действия в судебном порядке.

Для тех, у кого есть кассовый аппарат

Несмотря на предоставленное перевозчикам право обходиться без ККТ при осуществлении наличных расчетов с населением, отдельные из них до сих пор имеют в своем арсенале кассовый аппарат. Что с ним делать, если закончился нормативный срок эксплуатации, модель уже исключена из Госреестра и снята с регистрации в налоговом органе? Первое, что приходит в голову, - продать. Но вряд ли бывший в употреблении кассовый аппарат, к тому же устаревший и исключенный из Госреестра, кому-то нужен. И все же ему можно найти применение. По крайней мере, так посчитала организация, отправившая в финансовое ведомство запрос, ответ на который дан в Письме от 10.12.2010 N 03-01-15/9-256. Разъяснение посвящено применению ККТ, снятой с регистрации в налоговых органах, в качестве автоматизированной системы при формировании документа на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку (БСО). Идея в том, чтобы использовать ККТ, снятую с регистрации в инспекции, в качестве чекопечатающего устройства для проездных билетов, доработав ее так, чтобы печатались все необходимые реквизиты проездных билетов. Чиновники "дают добро", но четко вопрос об использовании автоматизированных систем при изготовлении БСО не урегулирован. Однако не будем спешить, расскажем обо всем по порядку.

На бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам. Бланк документа может изготавливаться не только типографским способом, но и с использованием автоматизированных систем. Изготовленный типографским способом бланк должен содержать сведения об изготовителе (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов. Для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа должны обеспечиваться следующие условия: автоматизированная система имеет защиту от несанкционированного доступа, идентифицирует, фиксирует и сохраняет все операции с бланком документа в течение не менее пяти лет, при заполнении бланка и выпуске документа сохраняет уникальный номер и серию бланка.

Но это еще не все. Организации и индивидуальные предприниматели по требованию налоговых органов обязаны представлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах. При этом функции по выработке технической политики в сфере применения контрольно-кассовой техники и ведения государственного реестра контрольно-кассовой техники возложены на Минпромторг (см. Положение о Министерстве промышленности и торговли РФ <7>). Указанным Министерством в настоящее время подготовлен проект приказа "Об утверждении технических характеристик и параметров функционирования контрольно-кассовой техники". После его введения в силу технические характеристики и параметры функционирования ККТ можно будет применять к условиям использования автоматизированных систем для формирования бланков документов. По мнению Минфина, по своим параметрам функционирования автоматизированные системы должны отвечать требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике, то есть обеспечивать защиту, фиксацию, хранение сведений о бланке документа.

<7> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 438.

Финансовое ведомство резюмирует: автоматизированная система, разработанная с применением контрольно-кассовой техники, отвечающая установленным требованиям, может быть использована организациями и предпринимателями для формирования документа на бланке строгой отчетности. Только нужно дождаться приказа Минпромторга, на основании которого можно будет применять технические характеристики и параметры функционирования ККТ к условиям использования автоматизированных систем для формирования БСО. Кассовый аппарат, исключенный из Госреестра, для этого вряд ли подойдет без доработки под соблюдение требований для действующих ККТ. Но это уже частности. Итоговый вывод: теоретически можно использовать кассовый аппарат в качестве аналога автоматизированной системы для изготовления БСО, практически же для этого пока не подготовлена нормативная база. До тех пор перевозчикам ничего не остается, как заказывать бланки строгой отчетности, изготовленные типографским способом.

Транспортным предприятиям, не желающим связываться ни с бланками строгой отчетности, ни с кассовыми аппаратами, можно порекомендовать отказаться от наличных расчетов, заключив договор с автовокзалом или автостанцией на прием наличных платежей. Тогда всю выручку от оказания услуг как юридическим, так и физическим лицам перевозчик будет получать в безналичном порядке. Опять же такой вариант пока не находит широкого практического применения, поскольку не все сотрудничают с автовокзалами и автостанциями, да и пассажиры не всегда покупают билеты на остановочных пунктах, оплачивая свой проезд непосредственно при посадке в автобус или в процессе поездки. Поэтому в том или ином виде наличные расчеты при перевозках пассажиров присутствуют, что обязывает перевозчика выдавать бланк строгой отчетности или кассовый чек.

* * *

Итак, большинство аргументов - в пользу осуществления наличных расчетов с населением за перевозки без применения ККТ. Взамен пассажиры получают билеты (бланки строгой отчетности), требования к которым транспортной компании нужно также соблюдать. Пока нет ответа на вопрос, можно ли выдавать не БСО, а иные документы, как предусмотрено для плательщиков ЕНВД. Но в любом случае принимать выручку от пассажиров вообще без документов не получится, на этот счет требования Закона о применении ККТ остаются неизменными. Чтобы не попасть под штрафные санкции, транспортному предприятию при осуществлении наличных расчетов нужно выбрать документ для оформления наличных расчетов и соблюдать порядок его выдачи пассажирам и иным заказчикам.

Л.Г.Лукинова

Эксперт журнала

"Транспортные услуги:

бухгалтерский учет и налогообложение"