Что изучает экономика в целом. Экономическая наука и ее разделы

Функции экономической науки

  1. Теоретическая
  2. Практическая
  3. Прогностическая
  4. Мировоззренческая
  5. Методологическая

Объекты экономической теории

По масштабу области исследования экономическая наука делится на микроэкономику , изучающую деятельность фирм и домохозяйств и макроэкономику , изучающую национальное хозяйство в целом. В последние годы в научной литературе также используются понятия «наноэкономика » (изучает деятельность индивидуальных экономических субъектов), мезоэкономика (отрасли, регионы) и мегаэкономика (мировое хозяйство).

Методология экономической теории

В экономической теории используются стандартные методы диалектики и логики, в частности:

  1. метод научной абстракции .

Экономика с точки зрения философии

Экономика прямо или косвенно подчиняет себе всю человеческую деятельность (см. напр, «Человеческая деятельность» Людвига фон Мизеса или «Время философии хозяйства» Ю. М. Осипова).

Экономика как наука

Политическая экономия

Такое название экономической теории было введено французом Антуаном Монкретьеном , до использования термина в советской экономической науке он широко применялся в XVIII-XIX веках.

Марксизм

C точки зрения политэкономии экономика является:

  • базисом - производственными отношениями
  • народным хозяйством, включая отрасли
  • наукой, изучающей оба предыдущих пункта

Экономика как совокупность общественных отношений, является базисом для развития общества. Любой способ производства выражается через систему производственных отношений. В политэкономии внимание уделяется способу соединения непосредственного производителя со средствами производства, собственности на средства производства. Производственные отношения закрепляются в законах, неизбежно тесное взаимодействие экономики и политики .

Марксизм-ленинизм

Марксизм-ленинизм - персонифицированно стилизованный конгломерат идей (учение «Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина» и т. п.), явившийся самообозначением правящих идеологий в странах социализма в XX веке. Помимо ортодоксального марксизма включали в себя учения региональных идеологических апостолов, постоянно изменявшихся в зависимости от желаний элит.

Экономикс

Economics (экономика, экономическая теория): Общественная наука, изучающая поведение в сферах производства, потребления (consumption), распределения (distribution) и обмена (exchange). Экономисты анализируют происходящие в этих сферах процессы и исследуют их последствия для физических лиц, организаций, например фирм, и общества в целом.

Какие товары производить

Первый важнейший выбор - какие товары производить. В современной экономической системе количество создаваемых товаров и услуг огромно, Однако сущностные черты выбора того, что следует выпускать, могут быть проиллюстрированы на примере экономической системы, в которой существуют только два альтернативных товара, например, автомобили и образование. Для многих студентов жизнь без машины - это жертва, совершаемая ради получения высшего образования. Такая же ситуация существует в экономической системе в целом не может быть обеспечено достаточно автомобилей и образования, чтобы удовлетворить всех и каждого. Необходимо выбирать - принимать решения, в каких количествах какой продукт производить.

Невозможность произвести столько товаров, сколько людям хотелось бы есть следствие редкости производительных ресурсов, используемых для выпуска этих товаров. Даже для того, чтобы произвести простейшие изделия, нам придется скомбинировать множество редких ресурсов. Природные ресурсы - это все, что можно использовать в производстве в натуральном состоянии, без обработки, например, плодородные земли, площадки для строительства, леса, материалы. Например, для изготовления стола требуется древесина, гвозди, клей, молоток, пила, труд плотника, маляра и так далее. Для удобства производительные ресурсы обычно делят на три основные категории, которые называются факторами производства. Труд включает в себя все производительные затраты, совершаемые людьми в процессе их мускульной и интеллектуальной деятельности. Капитал включает в себя все те производительные ресурсы, которые созданы людьми: инструменты, машины, инфраструктуру, а также нематериальные вещи, например, компьютерные программы. В новой информационной экономике , основанной на знаниях , интеллектуальный капитал становится главным источником формирования конкурентных преимуществ на микро-, мезо- и макроуровнях. Производительность и конкурентоспособность материального производства в информационной экономике зависят, в первую очередь, от способности генерировать новую стоимость , обрабатывать и эффективно использовать информацию , основанную на знаниях.

Производительные ресурсы, используемые в одном месте, не могут в то же самое время использоваться и в другом месте. Сталь, бетон и строительные площадки, используемые для строительства автомобильного завода, уже не могут быть использованы в строительстве школы. Люди, работающие учителями, не могут работать на сборочных линиях автомобильных заводов. Даже то время, которое студенты проводят в аудитории, готовясь к экзаменам, могло бы представлять собой производительный ресурс, если бы студенты вместо подготовки к экзаменам занимались работой на заводе. Поскольку производство использует ресурсы, которые могли бы быть использованы где-то в другом месте, то производство любого товара влечет за собой потерю возможности производить другой товар. В экономических терминах все имеет альтернативную стоимость. Альтернативная стоимость товара или услуги - это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных альтернативных деятельностей, требующей того же самого времени или тех же ресурсов. В системе с многими товарами альтернативная стоимость может быть выражена через общую единицу измерения - деньги .

Как производить

Второй основной экономический выбор - как производить. Почти для любого товара или услуги существует несколько способов производства. Автомобили, например, можно делать на высоко автоматизированных фабриках с огромным количеством капитального оборудования и относительно малым количеством труда, но их можно делать и на малых предприятиях, использующих большое количество труда и только некоторые станки общего назначения. Автомобиль «Форд-Мустанг» изготавливается первым способом, а «Лотус» - вторым. То же самое можно сказать и об образовании. Экономике можно учить в маленьком классе, где один преподаватель у доски работает с двадцатью студентами, но этот же предмет можно изучать и в большом лекционном зале, где преподаватель использует мониторы, проекторы, компьютеры, чтобы обучались одновременно целые сотни студентов.

Кто и какую работу должен выполнять: Общественное разделение труда

Вопрос о том, что и как нужно производить, встает даже перед человеком, живущим в изоляции. Робинзону Крузо приходилось решать, ловить рыбу или охотиться на птиц, а если он занимался рыболовством, то он должен был решить, чем ему пользоваться - сетью или удочкой. В отличие от проблем Робинзона, экономические вопросы о том, кто и что должен производить, существуют только в человеческом обществе, и это - одна из причин того, что экономика считается общественной наукой.

Вопрос о том, кто и какую работу должен выполнять, связан с организацией общественного разделения труда. Может ли каждый человек быть независимым - фермером утром, портным - днем и поэтом - вечером? Или люди должны кооперироваться - работать вместе, обмениваться товарами и услугами и специализироваться в разных работах? Экономисты отвечают на этот вопрос, исходя из того, что кооперация более эффективна. Она позволяет любому данному числу людей произвести больше, чем если бы каждый из них работал в одиночку. Три вещи делают кооперацию ценной: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.

Сначала рассмотрим совместную работу. В классическом труде на эту тему используют пример рабочих, разгружающих объёмистые тюки с грузовика. Тюки такие большие, что один рабочий может с трудом волочить его по земле, или вообще не может сдвинуть тюк с места, не распаковывая его. Двум людям, работающим независимо, пришлось бы потратить на разгрузку несколько часов. Однако если они будут работать вместе, они без труда поднимут все тюки и уложат их в штабеля на складе. Этот пример показывает, что даже когда все делают одинаковую работу, не требующую специальных умений, совместная работа дает хороший результат.

Вторая причина полезности кооперации проявляется тогда, когда нужно выполнять разные работы, используя разные умения. На мебельном заводе, например, некоторые рабочие управляют производственным оборудованием, другие работают в офисе, а остальные занимаются покупкой материалов. Даже если все рабочие начинают с равными способностями, каждый из них постепенно улучшает свое умение выполнять какую-то работу, которую он часто повторяет. Обучение в процессе деятельности, таким образом, превращает рабочих средней производительности в специалистов, в результате чего создается высокопроизводительная бригада.

Третья причина необходимости кооперации вступает в силу, когда процесс обучения выработает различные умения. Она применима к ситуации, когда рабочие начинают производство, имея разные уровни талантов и способностей. Существует разделение труда в соответствии со сравнительными преимуществами. Сравнительное преимущество - это способность выполнять работу или выпускать товар по относительно меньшей альтернативной стоимости.

Для кого производить товары

Преимущества совместного труда и обучения в процессе производства, а также принцип сравнительного преимущества означают, что люди могут производить более эффективно, осуществляя кооперацию, чем если бы каждый из них работал в изоляции. Но кооперация означает появление другого вопроса: а для кого все это производится? Вопрос распределения продукта между членами общества может быть рассмотрен как в терминах эффективности, так и с точки зрения справедливости.

Эффективность в распределении. Вопрос «для кого? » имеет непосредственное отношение к эффективности. Распределение любого данного количества благо может быть улучшено посредством обмена, в результате которого предпочтения нескольких людей будут удовлетворены более полно. До тех пор, пока возможен обмен существующих благ, такой, что некоторые люди могут удовлетворить свои желания, не нанося ущерба другим людям, эффективность в распределении может быть улучшена, даже если суммарное количество благ остается неизменным.

Стимулы и эффективность. Эффективность в распределении и эффективность в производстве - это два аспекта общего понятия экономической эффективности. Если брать в расчет оба аспекта, то окажется, что зависимость между распределением и эффективностью не ограничивается только теми случаями, в которых суммарное количество благ неизменно. Дело обстоит так, потому что правила распределения влияют на образ действий субъектов производства. Например, от правил распределения зависит предложение производственных ресурсов, потому что большинство людей зарабатывает на жизнь продажей своей рабочей силы и других факторов производства коммерческим фирмам, и количество этих факторов, которые они поставляют, зависит от величины обещанного им вознаграждения. Другая причина состоит в том, что правила распределения влияют на предпринимательские стимулы. Некоторые люди могут напряженно работать в поиске новых методов производства, даже если они и не ожидают за это материального вознаграждения, но не все люди таковы.

Справедливость в распределении. Эффективность - это не единственная проблема, возникающая при решении вопроса о том, для кого производить товары. Мы можем также поинтересоваться, является ли данное распределение справедливым и честным. На практике вопрос справедливости часто доминирует в дискуссиях о распределении. Согласно одной очень распространенной точке зрения, равенство есть основа справедливости. Эта концепция справедливости основана на той идее, что все люди, по самому факту принадлежности к человечеству, заслуживают того, чтобы получить порцию товаров и услуг, производимых экономикой. Существует много вариантов этой теории. Некоторые полагают, что весь доход и богатство должны распределяться поровну. Другие считают, что люди имеют право на «минимально необходимый» уровень дохода, но что всякий излишек свыше этого уровня должен распределяться на основе уже других стандартов. Существует также мнение, что определенные блага, - услуги, пища и образование - должны распределяться поровну, в то время как другие товары могут распределяться не поровну.

Альтернативная точка зрения, имеющая много приверженцев, состоит в том, что справедливость зависит от образа действия данного механизма распределения. Исходя из этой точки зрения, должны быть соблюдены определенные принципы, такие, как право частной собственности и отсутствие расовой и половой дискриминации. Если эти принципы соблюдены, то любое возникшее на их основе распределение считается приемлемым. Равенство возможностей, с этой позиции, важнее, чем равенство доходов.

Позитивная и нормативная экономическая теория

Многие экономисты проводят четкую грань между вопросами эффективности и справедливости. Дискуссии об эффективности рассматриваются как часть позитивной экономической теории, которая имеет дело с фактами и реальными зависимостями. Дискуссии же о справедливости - это часть нормативной экономической теории, то есть той отрасли науки, которая выносит суждения о том, хороши или плохи конкретные экономические условия и политика.

Нормативная экономическая теория имеет отношение не только к проблеме справедливости в распределении продукта. Оценочные суждения также возможны по поводу оставшихся трёх основных видов выбора, совершаемого каждой экономической системой: при принятии решения о том, что производить, будет ли справедливым разрешить производство табака и алкогольных напитков, и в то же время запретить производство марихуаны и кокаина? При совершении выбора «как производить» возможно ли позволить людям работать в опасных или вредных условиях, или труд в этих условиях должен быть запрещен? Решая, кто и какую работу будет выполнять, справедливо ли ограничивать доступ к различным видам работы на основе возраста, пола или расы? Нормативные проблемы охватывают все стороны экономики.

Позитивная теория не предлагая никаких оценочных суждений, фокусирует свое внимание на процессах, в результате действия которых люди получают ответы на четыре основных экономических вопроса. Эта теория анализирует действие экономики, влияние определенных институтов и политических действий на экономическую систему. Позитивная наука прослеживает связи между фактами, ищет измеримые закономерности в происходящих процессах.

Координирование экономических выборов

Для того, чтобы экономика функционировала, она должна обладать неким способом для координирования выборов миллионов людей о том, что им производить, как производить, кто и какую работу должен выполнять, и для кого производится продукт. Существует два основных способа осуществления координации: стихийный порядок, в котором индивидуумы приспосабливают свои действия к условиям, основываясь на информации и стимулах их непосредственного окружения; второй способ - иерархия, в которой индивидуальные действия подчинены инструкциям центральной власти.

В экономической теории главным примером действия стихийного порядка является координирование решений в процессе рыночной активности. Рынок - это любое взаимодействие, в которое вступают люди для торговли друг с другом. Несмотря на широкое многообразие форм, у всех рынков есть одна общая черта: они представляют информацию и стимулы, которые нужны людям для принятия решений.

Как покупателям необходима информация о длине очередей, чтобы координировать свои действия, так и участники рыночного процесса нуждаются в информации о редкости и альтернативной стоимости различных товаров и факторов производства . Рынки передают информацию в основном в форме цен. Если товар или фактор производства становится более редким, то его цена растет. Рост цен дает потребителям сигнал, что нужно экономить этот товар, а производители начинают стремиться производить больше этого товара. Предположим, например, что открытие нового способа применения платины привело новых покупателей на рынок. Платина становится более редкой, чем раньше по отношению к резко возросшему спросу. Конкурентная борьба за этот ресурс приводит к росту его цены. Этот факт несет «послание»: нужно экономить платину, там где это возможно, а кроме того необходимо увеличить добычу платины. Или, наоборот, предположим, что новая технология понизила затраты на производство платины. Информация об этом мгновенно распространяется на рынке в форме более низкой цены. В этом случае люди увеличивают использование платины, а производители этого металла перебросят часть своих ресурсов в производство других, более необходимых благ.

В дополнение к знаниям о том, как использовать ресурс наилучшим образом, людям также нужны стимулы, чтобы они действовали на основе этой информации. Рынки, опять же, с помощью цен, осуществляют мощное стимулирование продажи благ и производительных ресурсов именно там, где эта продажа будет происходить по наиболее высокой цене; ценовые стимулы также заставляют людей стремиться покупать товары по низким ценам. Соображения прибыли заставляют менеджеров улучшать методы производства и разрабатывать товары, удовлетворяющие запросам потребителей. Рабочие, которые работают там, где их производительность наиболее высока, и не проходят мимо новых возможностей, получают самую высокую зарплату. Потребители, которые хорошо информированы и тратят свои деньги расчетливо, живут более комфортабельно при данном бюджете.

Адам Смит, которого часто называют отцом экономической науки, видел в достижении на рынке стихийного порядка основание процветания и прогресса. В знаменитом разделе своей книги «Богатство народов» он назвал рынки «невидимой рукой», раздающей людям именно те экономические роли, которые они могут играть лучше всех. По сей день понимание огромного значения рынков как средства координирования выборов остается основной чертой экономического мышления.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Гневашева В. А. Прогнозирование экономики: понятия и история // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 2. - С. 141-144.

Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение . Оно представляет собой соединение двух греческих слов «хозяйство» и «закон», так что в буквальном, изначальном смысле экономику следовало бы трактовать как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами . При этом надо помнить, что хозяйство в Древней Греции было в основном натуральным, домашним, так что экономика того периода мыслилась не как народное хозяйство страны, а скорее как домоводство. В литературе по экономике, в толковых словарях термин «экономика» в его изначальной трактовке принято характеризовать как «искусство ведения домашнего хозяйства ».

За более чем два тысячелетия смысл термина, самого понятия «экономика» значительно обогатился и изменился. В это понятие теперь вкладывается гораздо больше, чем первоначально заложил греческий философ Ксенофонт.

Современная трактовка термина "Экономика":

Во-первых, экономика — как хозяйство в широком смысле этого слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.

Во-вторых, экономика — как наука , совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.

Для того чтобы терминологически разделить экономику как хозяйство и как науку, слово «экономика» в иностранной, прежде всего англоязычной, литературе разделяется на два: «экономика » и «экономикс ». Первое означает хозяйство, то есть экономику в ее непосредственном, натуральном проявлении, а второе + экономическую науку, а точнее — . Такое разделение способствует большей четкости, определенности понимания экономики.

Наряду с предметным восприятием экономики как хозяйственной системы и представлением об экономике как совокупности знаний о хозяйственной системе отдельные авторы склонны видеть в слове «экономика» еще и третье значение . Они характеризуют экономику как отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров и в ходе этих процессов.

Так что в целом экономика — это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании и отношения между людьми в процессе хозяйствования. Ну, а к хозяйству как уже упоминалось, следует отнести все то, что включено людьми в орбиту действий, направленных на получение и использование средств существования, удовлетворение жизненных потребностей.

Экономическая наука

общественная наука. Она изучает определенную сторону жизни общества и как таковая тесно связана с другими общественными науками: историей, юриспруденцией и т.д. В частности, связь экономики и юриспруденции обусловлена тем, что в хозяйственной жизни общества экономические и правовые отношения тесно переплетаются. Экономика не может нормально функционировать без соответствующей правовой основы — совокупности норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов как на микро-, так и на макроуровне. В то же время сама необходимость в соответствующих правовых нормах порождается изменениями, происходящими в хозяйственной жизни общества.

Читая эту главу, обратите внимание на следующие понятия:

потребности

блага и услуги

экономические блага

производство

факторы производства

продукт

производительность

разделение труда

закон убывающей отдачи

Экономическая наука изучает экономику. Но что же такое экономика? Слово это греческое по происхождению и состоит из двух частей: "ойкос" - дом, хозяйство и "номос" - закон. Значит, экономика в буквальном смысле - это законы ведения домашнего хозяйства (вспомним однокоренное слово "экономить"). Но в наше время слово "экономика" имеет иной, более широкий смысл. Оно стало относиться к хозяйству не только одной семьи, но и общества в целом.

Потребности и редкость

Мы можем сказать, что экономическая наука изучает, каким образом общество и отдельные его члены "сводят концы с концами", распоряжаются имеющимися у них ресурсами: природными богатствами, способностями и энергией людей, техникой и знаниями для достижения своих целей. А главная из этих целей - выживание человека, семьи и всего общества. Для того, чтобы выжить, каждый человек должен удовлетворять свои основные потребности, т.е. есть, пить, спать, одеваться, иметь жилище и т.д.

Человек удовлетворяет свои потребности с помощью благ и услуг. Блага - это продукты питания, одежда, мебель, автомобили, книги и т.д. - предметы, удовлетворяющие ту или иную человеческую потребность. Парикмахеры, продавцы, мастера по ремонту обуви или телевизоров, музыканты оказывают своим клиентам услуги . Они не создают новых предметов, но их работа тоже приносит людям пользу и удовлетворяет их потребности.

На протяжении почти всей мировой истории удовлетворение этих потребностей на минимальном уровне, гарантирующем жизнь, было очень трудной задачей для большинства людей. Даже сейчас в некоторых странах Африки люди умирают от голода. Имеющихся ресурсов не хватает, чтобы накормить быстро растущее население. Но даже в самых благополучных странах потребности людей никогда не бывают полностью удовлетворены. Человек отличается от всех остальных живых существ тем, что его потребности в принципе безграничны. Сытый медведь не пойдет на охоту. Сытый, одетый, обутый, имеющий крышу над головой человек захочет:

Во-первых, удовлетворять свои основные потребности на более высоком уровне: есть вкусно, одеваться модно, иметь более удобное и просторное жилище.

Во-вторых, у него появляются новые потребности: в медицинском обслуживании, образовании, развлечениях и т.д. Человеку захочется иметь автомашину, телевизор, собственный дом. Наши потребности, как правило, всегда опережают наши возможности, поэтому большинство благ и услуг являются редкими, или ограниченными, - мы не можем свободно получить их в том количестве, в каком захотим. Есть и исключения: например, воздух, которым мы дышим, вода - там, где ее много, например, на берегу большой реки или озера. Такие блага нельзя назвать редкими. Но экономическая наука занимается только редкими благами и услугами (они называются также экономическими). Правда, граница между экономическими и неэкономическими благами и услугами подвижна. Для людей, живущих в пустыне, питьевая вода является экономическим благом, для тех, кто живет рядом с химическим комбинатом или на улице с сильным автомобильным движением, экономическим благом может стать и чистый воздух. (Чтобы приобрести его, придется, например, снять дачу в другом районе.) Когда все удобные для сельскохозяйственной обработки участки уже заняты, становится экономическим благом и земля.

И наоборот, если общество располагает обильными ресурсами, то может свободно и бесплатно предоставить каждому человеку определенный уровень образования или медицинского обслуживания. В этом случае они являются неэкономическими услугами для каждого гражданина в отдельности, но не для общества в целом, поскольку оно должно платить заработную плату врачам и учителям, содержать школы и больницы.

Производство. Производительность

Поскольку почти все блага являются редкими, т. е. не существуют в природе в готовом виде и в нужном количестве для удовлетворения наших потребностей, общество должно постоянно заниматься их производством. Производством называется процесс воздействия человека на природу с целью создания экономических благ или оказания услуг. Для осуществления производства необходимо, чтобы соединились природа, человек и техника. Экономисты называют эти три фактора производства немного иначе: земля, труд и капитал.

Земля нужна не только в сельском хозяйстве, на ней необходимо разместить фабричные здания и другие необходимые постройки. Кроме того, экономисты относят к этому фактору все необходимые для производства природные ресурсы, воду, воздух и тот природный материал, который подвергается переработке (его называют также сырьем). Труд включает всех работников, в том числе инженеров и служащих. Под капиталом (или средствами производства) понимаются такие производственные ресурсы, как здания, сооружения, станки, машины и пр., - все блага, которые произведены ради производства.

Результат производства называется продуктом . Для изготовления продукта, собственно, и затевается производство. Однако и каждому производителю, и обществу в целом далеко не все равно, какой ценой получен продукт, каких затрат стоит его изготовление. Наилучший способ производства - тот, при котором данный продукт можно произвести с наименьшими затратами. Поэтому важно использовать более производительные ресурсы, дающие более высокую отдачу. Так, производительность труда работника измеряется количеством продукта, которое он производит в единицу времени. Опытный слесарь делает за час пять деталей, а новичок на том же станке - только одну. Это значит, что производительность труда опытного рабочего в пять раз выше. Производительность капитала, например станка, можно измерить выпуском продукта в расчете на единицу его мощности (одну лошадиную силу). Предположим, что тот же опытный слесарь, перейдя со старого станка на современный, в два раза более мощный, сможет изготовить не пять, а 20 деталей в час. Это значит, что производительность нового станка (с учетом разницы в мощности) в два раза выше, чем старого. Производительность земельных участков в земледелии измеряется их урожайностью - например, центнерами пшеницы, собранной с одного гектара.

Чем выше производительность труда, капитала, земли, тем меньше часов труда, киловатт-часов электроэнергии, гектаров земли и других ресурсов потребуется затратить для производства данного продукта.

Разделение труда

Каждая семья в принципе может производить все необходимое своими силами: выращивать хлеб и скот, делать весь необходимый инвентарь, шить одежду из своего льна, развлекать себя собственным пением и т.д. Такой вид хозяйства, когда семья производит все, что ей нужно, своими силами и не зависит от других людей, называется натуральным хозяйством. Полностью натуральным может быть разве что хозяйство Робинзона Крузо на необитаемом острове. Однако в очень близких к натуральному хозяйству условиях жили крестьяне средневековой Европы, Индии, Китая.

Конечно, делать все необходимое самому очень неудобно. Во-первых, ограничено время. Во-вторых, у всех людей разные способности и склонности. Например, жителям деревни было бы лучше, если бы изготовлением сельскохозяйственных орудий занимался один человек - кузнец, а стадо пас другой - пастух. Тогда другие жители могли бы не тратить на это время, а занялись бы выращиванием хлеба, овощей и иными делами, которые получаются у них лучше всего. Такая организация производства, при которой каждый специализируется на производстве какого-то одного продукта, называется разделением труда . Более умелый и опытный в своем деле работник-профессионал тратит на производство одного изделия гораздо меньше времени и сил, чем тот, кто занимается многими делами, но от случая к случаю. Пример успешной специализации - хорошо известная компания "Макдональдс". В отличие от обычных ресторанов с обширным меню рестораны "Макдональдс" специализируются на изготовлении немногих блюд. При этом каждый работник отвечает за изготовление только одного блюда. В результате типичный обед в "Макдональдсе": котлета (гамбургер), жареная картошка и коктейль - может быть приготовлен за 50 секунд! В США услугами "Макдональдсов" ежедневно пользуется 14 млн. тех, кто хочет поесть быстро и сравнительно дешево. Экономисты говорят, что у специалиста выше производительность труда.

Разделение труда и специализация могут быть не только между работниками одной фирмы, крестьянами одной деревни или ремесленниками одного города. Оно существует и между деревнями, и между городами, и между странами. Прежде всего это бывает вызвано различными природными условиями. Например, в России хорошо растет картофель, а в Узбекистане можно собрать хороший урожай винограда:

При натуральном хозяйстве оба государства затрачивали бы массу сил и времени, других ресурсов на то, что у них плохо получается (какие-то сорта винограда можно выращивать и в средней России, и даже за Полярным кругом, если построить там теплицы и расходовать очень много топлива для их обогрева). Специализация позволяет им экономить все это и добиваться высокой производительности труда. Часто специализация того или иного района основана на имеющихся у жителей трудовых навыках - например, с давних пор славятся тульские оружейники и другие мастера по обработке металла.

Возрастающая и убывающая отдача

Экономистов всегда интересовало, как производительность ресурсов связана с их количеством. Как правило, при добавлении дополнительных единиц факторов производства объем выпускаемой продукции растет. Но что происходит в это время с производительностью?

Рассмотрим такой пример. Допустим фермер, работая в одиночку, может сложить в день одну копну сена. Сделать это не так-то просто: надо накосить сено, сгрести его в одну кучу, сложить в копну, погрузить на тележку, привезти в амбар и разместить там наилучшим способом. Предположим, наш фермер нанимает работника и вдвоем им удается сделать три копны за день - производительность труда увеличилась до полутора копен в день. Дело не в том, что новый работник сильнее или опытнее первого. Просто вдвоем они могут разделить операции между собой, а, как мы знаем, разделение труда повышает производительность.

Далее предположим, что, наняв второго работника, фермеру удается увеличить дневную выработку до шести единиц - производительность труда возросла до двух копен в день. До сих пор наш фермер имеет дело с возрастающей отдачей. Но, наняв третьего работника, фермер получил прирост выработки, равный двум копнам, четвертого - одной копне, пятого - полкопны. Производительность труда снижается! Это означает, что производство вступило в стадию убывающей отдачи. Дело в том, что слишком много работников не могут одновременно выполнять работу и начинают просто мешать друг другу, если количество других факторов производства (капитала, земли) ограничено.

Такое, разумеется, бывает при увеличении не только числа работников, но и других применяемых факторов производства. Так, в нашем случае фермер может бороться с убывающей отдачей труда, увеличивая вместе с численностью работников количество тележек и других инструментов. Но рано или поздно он столкнется с тем фактом, что площадь его земельного участка ограничена, и большому количеству тележек там просто не развернуться. Поэтому, начиная с некоторого объема производства, производительность или отдача ресурса падает. Это явление получило название закона убывающей отдачи.

A. Экономическая наука изучает, каким образом общество и его члены распоряжаются имеющимися у них ресурсами для удовлетворения своих потребностей

Б. Ресурсы, как правило, ограниченны, потребности же людей безграничны. Поэтому большинство благ и услуг являются редкими (экономическими).

B. Для удовлетворения своих потребностей общество и его члены должны заниматься производством. Для этого необходимо соединение трех факторов производства: земли (природных ресурсов), труда (людских ресурсов) и капитала. При этом люди стремятся, чтобы факторы производства использовались с наибольшей производительностью.

Г. Рациональная организация производства благ и услуг основана на разделении труда - специализации каждого работника на производстве какого-то одного продукта, которое ведет к увеличению производительности труда, а значит, позволяет каждому человеку и обществу в целом лучше удовлетворять свои потребности.

Д. При увеличении производства производительность факторов производства вначале растет, а затем начинает падать, так как действует закон убывающей отдачи.

Исследователи пытаются ответить на вопрос, что изучает экономическая наука, приблизительно с XVIII века. Именно тогда появились все предпосылки для того, чтобы зародилась новая дисциплина, которая бы изучала причины людского обогащения. К сегодняшнему дню эти изыскания породили и учений.

Появление экономической науки

Производство, потребление и распределение услуг и товаров - это то, что изучает экономическая наука. Объект ее исследований появился еще на заре человечества вместе с торговлей. Однако до XVIII века экономической науки в современном понимании еще не существовало, хотя уже тогда была экономическая реальность.

Прорывом для теоретического познания причин обогащения одних и обеднения других произошел в 1776 году, когда была издана книга Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Английский ученый впервые предложил некоторые теоретические обоснования о связи торговли, производства и денег. Он стал выразителем и систематизатором тех идей, которые уже давно витали в воздухе. Безусловно, зачатки экономической науки были известны всем способным и успешным купцам древности и Средневековья. Но только Адам Смит придал этим знаниям научный характер. С его поры все, что изучает экономическая наука, исследовалось через призму сочинений знаменитого англичанина.

Основные экономические вопросы

Главная проблема экономики заключается в том, что у человека есть неограниченные потребности, в то время как окружающие его ресурсы не бесконечны. Из-за такого противоречия возникает несколько насущных вопросов. Подобные проблемы - это именно то, что изучает экономическая наука.

Вот только некоторые из основных вопросов, на которые она отвечает: какой товар лучше производить, каким способом его лучше производить, какая работа должна выполняться, кто должен выполнять эту работу, куда пойдут ее результаты и т. д. Все эти экономические проблемы связаны с ограниченным количеством ресурсов, которым может распорядиться человек.

Проблема производства

Человек может создать только то количество товаров, которое ему позволяет объем доступных ресурсов. Лучший это как раз то, что изучает современная экономическая наука. При правильном сочетании ресурсов и эффективных методов их обработки человек может получить наибольший результат, а значит, и наибольшую выгоду.

Для любой экономической теории важна классификация ресурсов. Они могут быть естественными. Это те ресурсы, которые появились благодаря природе (например, древесина, вода, любые сельскохозяйственные культуры). В то же время человек смог добиться своего благосостояния благодаря тому, что он научился производить искусственные инструменты, облегчающие ему труд. Это вторая группа ресурсов. К примеру, к ним можно отнести пилу, гвозди и т. д. В искусственные ресурсы также называются капиталом.

Труд и капитал

Другим важным ресурсом является труд. Это совокупность всей интеллектуальной и физической деятельности людей. Природные ресурсы не могли бы помочь человеку, если бы он не научился ими пользоваться. Это стало возможно только благодаря труду многих поколений. Столетия и тысячелетия людские народы усиленно работали, познавая и приручая окружающий мир.

Наиболее удачное и полезное сочетание природных ресурсов, труда и капитала это то, что изучает Для исследователей в этой области важно найти самый эффективный рецепт человеческой деятельности, т. е. то, как потратить меньше ресурсов и времени и при этом добиться наилучшего результата.

Экономическая география

Существует несколько смежных научных дисциплин, в которых, так или иначе, фигурирует экономика. Они изучают разные аспекты жизнедеятельности людей через призму производства товаров и услуг. Одной из таких дисциплин является Этот термин был введен российским ученым Михаилом Ломоносовым в 1751 году.

Но что изучает наука экономическая география? Каковые объекты ее изучения? Экономическая география охватывает организацию общества согласно территориальному признаку. Это полезная и важная наука. Она помогает определить самые эффективные способы расходовать ресурсы и производить товары в определенном регионе. Мир сложен и многообразен. Там, где будет эффективен один метод ведения хозяйства, другие способы производства окажутся убыточными. Экономическая география нужна как раз для того, чтобы определить, какое сочетание труда и капитала будет эффективным в исследуемом регионе.

Методы производства

Любой товар можно производить по разным технологиям. Например, один и тот же автомобиль выпускается на конвейере огромного завода с автоматизированными системами сборки, а также на небольшом предприятии с малым персоналом. Основы экономической науки необходимы для того, чтобы ответить на вопрос, какой из этих способов производства будет наиболее выгодным и эффективным.

Оно должно затрачивать как можно меньше ресурсов, усилий и времени. Вот для чего нужно изучать основы экономической науки - чтобы знать, какой метод производства будет наилучшим выбором для собственника. При этом специалисты не пользуются расплывчатыми формулировками. В экономической науке есть четкая формула экономической эффективности, которую можно рассчитать, зная объем доступных ресурсов и другие важные характеристики.

Разделение труда

Экономическая наука поставила перед обществом несколько принципиальных вопросов. Одним из самых острых среди них остается спор о разделении труда. Он заключался в гипотезе о том, что каждый человек должен заниматься только тем делом, в котором он является настоящим профессионалом.

Мировая экономическая наука развенчивает миф о том, что один работник может быть универсальным специалистом. Фермер не станет днем портным, а вечером не переквалифицируется в поэта. Поэтому экономисты в свое время стали самыми ярыми сторонниками и пропагандистами профильного образования, которое молодые люди получали в высших учебных заведениях. Именно вузы помогают обществу наиболее эффективно распределить людей в наиболее востребованные ниши. Понятие экономической науки включает в себя несколько теорий о правильном разделении труда.

Распределение благ

Экономическая наука необходима еще и для того, чтобы точнее определить, как правильнее распределить произведенные обществом товары. Накопленные блага не могут находиться в одних руках. Они циркулируют между людьми, которые могут себе их позволить. Инструментом для этого процесса является торговля.

Благодаря покупкам и продажам товары попадают в новые руки. Это естественный ход событий. Однако именно экономическая теория определяет, как лучше всего распределить блага между членами общества (города, страны, государства). Исследователи и ученые на протяжении нескольких столетий старались разработать системы, которые позволяли бы добиться наиболее справедливого распространения капитала. В данном случае речь идет о таком порядке, когда товаров хватает на всех, и при этом у одних не возникает излишков, а у других - недостатка благ.

Экономика является многоплановым понятием, и выделить однозначное определение этого явления довольно сложно. По этой причине трактовок существует крайне много, и понятие экономики необходимо рассматривать с разных сторон.

Экономика: понятие

Одним из самых распространенных определений экономики является «хозяйственная деятельность людей». В узком смысле можно говорить об экономике, как об экономике предприятия, об экономике определенной отрасли или как об экономике страны.

Более широкое понятие подразумевает под экономикой систему жизнеобеспечения страны, которая решает задачи распределения, производства и потребления различных материальных благ и услуг. Последние необходимы для удовлетворения потребностей каждого индивида, так и для отдельных предприятий и всего государства.

Об экономике говорят, как о фундаменте любого общества. Именно это явление способствует постоянному возобновлению производственных процессов, которые должны непрерывно повторяться для того, чтобы человечество продолжало существовать.

Экономическая наука и что она изучает

Экономической наукой называют отрасль знаний, которая посвящена изучению правил, позволяющих рационализировать поведение экономического субъекта. Это необходимо для решения экономических проблем человека, компании или целого государства.

Так как только человеку присуще экономическое мышление, экономику можно назвать ровесником человечества. Уже в первых законах древнего Востока были зафиксированы правила экономического поведения. Даже в Библии встречаются определенные экономические заповеди.

Как отдельная наука, экономика возникла в античном обществе и рассматривалась, как наука о ведении домашнего хозяйства. Уже самостоятельной дисциплиной экономика стала к 17 веку, с которым связано возникновение капиталистического строя.

Тогда и возникла существенная необходимость более расширенных экономических знаний. А с выходом книги Маршалла «Принципы экономики» название «экономика» находит свое полное утверждение в большинстве развитых стран.

Прежде всего, экономическая наука изучает экономические отношения между людьми. Но однозначно определить предмет экономической науки тяжело, так как это развивающаяся наука, которая долгое время была плотно связана с другими науками.

Экономическая наука включает в себя изучение экономических теорий и основных хозяйственных процессов, экономические категории и понятия, модели, которые максимальным образом отображают действительность.

Эта наука включается в себя детальное изучение процессов микроэкономики, и макроэкономики.

Экономическая деятельность

Под экономической деятельностью подразумевают совокупность действий на различных уровнях хозяйствования, которые направлены на то, чтобы удовлетворить потребности людей общества.

Такие действия осуществляются посредством постоянного производства и обмена услугами и товарами между людьми. Это один из основных терминов в экономической науке.