Утверждение размера платы за содержание жилого помещения. Минстрой: Размер платы за жилое помещение индивидуален для каждого МКД

Нередки случаи, когда управляющие организации рассчитывают размер платы за содержание жилого помещения одинаковым для групп однотипных МКД в управлении. Но, по мнению Минстроя, такой подход в корне не верный. Поскольку каждый жилой дом отличается от другого своими конструктивными особенностями, степенью благоустройства и износа, границами земельного участка в составе общего имущества и прочими особенностями.

По этому вопросу Минстрой РФ 17 марта 2016 года опубликовал Письмо №7513-ОЛ/04 , в котором определил, что размер платы за содержание общего имущества должен определяться индивидуально для каждого МКД на основании утверждённого собственниками на ОСС перечня и периодичности проведения работ и оказания услуг.

Мнение Минстроя

Важно отметить, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен быть соразмерен утверждённому собственниками на общем собрании перечню, объёмам и качеству услуг и работ по содержанию общего имущества конкретного МКД (п.35 ПП РФ №491).

Данный метод наиболее полно позволит учесть конструктивные элементы каждого МКД, включая наличие и состав внутридомовых инженерных коммуникаций, земельного участка, степени износа, элементов озеленения и благоустройства, прочих объектов и инфраструктуры, используемых для обслуживания и эксплуатации МКД.

О ПЛАТЕ ЗА СОДЕРЖАНИЕ И РЕМОНТ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ


В связи с ростом платы за жилищно-коммунальные услуги для населения вопросы ценообразования особенно актуальны в отношении формирования платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Согласно статье 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Жилищный кодекс РФ требует формирования платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере, обеспечивающем содержание общего имущества, в соответствии с требованиями законодательства. Иначе в доме не будут выполняться необходимые работы и он быстро придет в негодность.

Возможность установления заниженной платы для собственников Жилищный кодекс РФ не допускает. Граждане, являющиеся собственниками помещений, не имеющие возможности вносить плату, вправе обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении им субсидии.

Размер платы собственников за содержание и ремонт дома во многом зависит от выбранного способа управления многоквартирным домом.

Собственники помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливают на общем собрании собственников с учетом предложений управляющей организации. Управляющая организация не может в одностороннем порядке (без согласования с собственниками помещений, выражающегося в принятии решения их общим собранием) устанавливать и (или) изменять размер платы.

Пунктом 4 статьи 158 ЖК РФ установлено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Статьей 156 ЖК РФ также установлено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, не принявших решение о выборе способа управления многоквартирным домом , устанавливается органами местного самоуправления.

В этом случае размер платы за содержание и ремонт, в соответствии с пунктом 34 устанавливается уполномоченными органами по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.

Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива , связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества либо жилищного кооператива в соответствии с уставом. В этом случае в соответствии с пунктом 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме размер платы устанавливается на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

В соответствии с пунктом 32 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений размер платы за содержание и ремонт жилого помещения соответствует размеру платы за услуги и работы в соответствии с договорами, заключенными собственниками помещений с лицами, оказывающими услуги или выполняющими работы на основе решения общего собрания собственников помещений.

На цену содержания и ремонта жилого помещения влияет перечень работ и услуг, оказываемых управляющей организацией. На практике собственники помещений не утруждают себя для утверждения указанного перечня, соглашаясь на общий размер платежа, установленный органом местного самоуправления для нанимателей. Собственники помещений не дают управляющей организации конкретного задания, следовательно, не могут проконтролировать его выполнение. В этом случае очень сложно привлечь управляющую организацию к ответственности за невыполнение каких-либо конкретных работ.

Перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня являются существенными условиями договора управления. Указанный перечень подлежит утверждению на общем собрании собственников помещений.

Все минимально необходимые работы по обслуживанию многоквартирных домов перечислены в Правилах эксплуатации жилищного фонда, утвержденных . Действующее жилищное законодательство предполагает, что перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества устанавливается для каждого конкретного многоквартирного дома с учетом его характеристик. Соответственно, и размер платы будет индивидуальным для каждого дома.

Примечание редактора:
Перечень составляющих, которые могут входить в плату за содержание общего имущества , указан также в
более современных нормативных актах:
-
,
- (с апреля 2013 г.).

В случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, необходимо обратиться с заявлением об изменении размера платы к обслуживающей организации. Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено.
Примечание редактора:
Существует 2 вида услуг и, соответственно, утверждены разные порядки изменения (перерасчёта) размера платы при проблемах с их предоставлением:
- ,
- .

В течение 2 рабочих дней с даты его получения указанное лицо обязано направить соответственно собственнику помещения или нанимателю извещение о дате его получения, регистрационном номере и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа.

В любом случае факт непредоставления услуги либо предоставления услуги ненадлежащего качества должен быть подтвержден соответствующим актом, который может быть составлен комиссией управляющей организации и собственником (нанимателем) помещения в доме.

Соблюдение указанной процедуры впоследствии облегчит процесс доказывания , в случае обращения в суд при отказе управляющей организации от перерасчета платы за содержание и ремонт жилого помещения в добровольном порядке.

УТВЕРЖДЕН

постановлением мэрии

ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ

РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА СОДЕРЖАНИЕ И

РЕМОНТ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

1. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 01.01.2001 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме , утвержденными постановлением Правительства РФ (далее по тексту – Правила).

2. Настоящий Порядок определяет цели и принципы, организационные основы процедуры принятия решений мэрией города об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения , обеспечивающего содержание общего имущества в многоквартирном доме, для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также для собственников помещений в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом РФ.

2. Основные

термины, понятия и определения

В настоящем Порядке используются следующие термины, понятия и определения:

период договорных отношений - период, на который устанавливается плата за содержание и ремонт жилого помещения согласно договору управления ;

орган регулирования - департамент жилищно-коммунального хозяйства мэрии города;

ТСЖ, ЖК, ЖСК – товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив и иной специализированный потребительский кооператив.

3. Цели, принципы и условия

установления платы за

1. Настоящий Порядок разработан в целях реализации полномочий органов местного самоуправления (далее - ОМС) по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случаях, предусмотренных действующим законодательством, а именно:

1.1. Для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

1.2. Для собственников помещений, если собственники помещений многоквартирного дома на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

1.3. Для собственников помещений по результатам проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации, в случаях, установленных Жилищным кодексом РФ.

2. Решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случаях, указанных в п. п. 1.1. – 1.3. принимается постановлением мэрии города.

3. Основные принципы определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения:

3.1. Соблюдение баланса интересов участников жилищных правоотношений .

3.2. Обеспечение доступности для потребителей услуг информации о размере и порядке формирования платы за содержание и ремонт жилого помещения.

3.3. Определение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в объеме, необходимом для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающем безопасные условия проживания граждан в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.

4. Установление размера платы за содержание и ремонт

жилого помещения в многоквартирном доме, в котором выбран способ управления управляющей организацией или непосредственное управление

1. В соответствии с Жилищным кодексом РФ размер платы за содержание и

ремонт жилого помещения определяется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, которое проводится в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.

2. В случае, если собственники помещений на их общем собрании не

приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на следующий период договорных отношений, указанный размер устанавливается мэрией города.

3. Установление размера платы для собственников помещений

осуществляется в следующем порядке.

3.1. В случае обращения управляющей организации, либо лица, уполномоченного собственниками помещений в орган регулирования, данные лица независимо от наличия в многоквартирном доме помещений, находящихся в муниципальной собственности , направляют в орган регулирования документы согласно Приложению 1 по формам утвержденным настоящим Порядком

3.2. Орган регулирования в течение 10 рабочих дней, с даты регистрации обращения, по каждому многоквартирному дому осуществляет рассмотрение представленных документов на предмет их полноты и соответствия требованиям законодательства.

3.2.1. В случае соответствия представленных документов требованиям, установленным пунктами 3.1. настоящего раздела, проводит расчет размера платы и готовит в течение 10 рабочих дней проект постановления мэрии города об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

3.2.2. В случае непредоставления документов, указанных в пункте 3.1. настоящего раздела либо несоответствия представленных документов требованиям, установленным пунктами 3.1., настоящего раздела, орган регулирования оставляет пакет документом без рассмотрения и в течение 3-х рабочих дней направляет заявителю уведомление об оставлении заявления без рассмотрения и необходимости предоставления недостающих документов либо приведения документов в соответствие с требованиями настоящего Порядка.

3.2.3. Расчет размера платы за содержание и ремонт жилого помещения производится в соответствии с методикой, утвержденной постановлением мэрии города.

4. Установление размера платы для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, находящихся в многоквартирном доме принимается постановлением мэрии города.

В указанном случае установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется в размере платежа за содержание и ремонт жилого помещения, устанавливаемом мэрией города для собственников помещений данного многоквартирного дома.

В случае если собственники помещений многоквартирного дома на их общем собрании приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, размер платы для нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается равным размеру платы принятом на общем собрании собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

В случае если договором управления предусмотрен иной порядок установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, то размер платы для нанимателей по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда устанавливается в соответствии с условиями такого договора.

5. Установление размера платы за содержание и ремонт

жилого помещения в многоквартирном доме, в котором выбран способ управления ТСЖ, ЖСК, ЖК

Установление платы для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, находящихся в многоквартирном доме, в котором выбран способ управления ТСЖ, ЖСК, ЖК осуществляется в размере платы (обязательных платежей и (или) взносов), определенных для собственников помещений в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ и Правил органами управления ТСЖ, ЖСК, ЖК на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

6. Установление размера платы

1. Установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда по результатам проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации, если:

собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом;

принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не было реализовано;

до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, осуществляется в следующем порядке:

1.1. Орган регулирования осуществляет действия по организации и проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации .

1.2. Расчет размера платы за содержание и ремонт жилого помещения орган регулирования производит в соответствии со ставками планово-нормативного расхода на очередной период регулирования согласно приложению 2 в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, степени износа, этажности, наличия лифтов и другого механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, материала стен и кровли , других параметров, а также от объема и количества обязательных работ и услуг.

Данный размер платы указывается в извещении о проведении конкурса.

1.3. По результатам проведения открытого конкурса и определения победителя конкурса орган регулирования готовит проект постановления мэрии об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, равной цене договора управления многоквартирным домом и указанной в конкурсной документации .

Приложение 1 к Порядку

Перечень документов,

предоставляемый управляющей организацией либо лицом уполномоченным собственниками помещений многоквартирного дома для расчета размера платы за содержание и ремонт жилого помещения

1. Заявление управляющей организации, либо лица, уполномоченного собственниками помещений многоквартирного дома (с приложением подтверждающих полномочия подлинника документов) в котором указывается основание (причина) обращения в орган регулирования об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения согласно форме № 1 к настоящему приложению.

2. Протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома об установлении действующего размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и утверждении перечня работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.

3. Протокол общего собрания собственников помещений, в повестку дня которого включены вопросы об установлении размера платы на содержание и ремонт жилого помещения и утверждения перечня работ и услуг на новый период договорных отношений, однако, собственники не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

4. Действующий договор управления многоквартирным домом либо договор на содержание и ремонт многоквартирного дома со всеми приложениями и дополнительными соглашениями.

5. Заполненную таблицу с техническими характеристиками многоквартирного дома согласно форме № 2 к настоящему приложению.

ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

Об утверждении Порядка установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения


Утратил силу с 1 ноября 2017 года на основании решения Волгоградской городской Думы от 27.09.2017 N 60/1748 .
____________________________________________________________________

В целях реализации , в соответствии с Федеральными законами от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции на 27.05.2014), от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции на 28.12.2013), постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (в редакции на 26.03.2014), руководствуясь статьями 24, 25, 26, 39 Устава города-героя Волгограда , Волгоградская городская Дума решила:

1. Утвердить Порядок установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (прилагается).

2. Администрации Волгограда:

2.1. Привести муниципальные правовые акты Волгограда в соответствие с настоящим решением.

3. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на С.Э. Титову - заместителя главы Волгограда.

Глава Волгограда
И.М.ГУСЕВА

Порядок установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения

1. Общие положения

1.1. Порядок установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (далее - Порядок) разработан в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации , Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" , постановлениями Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" , от 03 апреля 2013 г. N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" .

Порядок определяет механизм установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

1.2. Установлению в соответствии с настоящим Порядком подлежат:

размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - наниматели);

размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений (далее - собственники) в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

1.3. Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации , постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" .

2. Установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей

2.1. Департамент муниципального имущества администрации Волгограда (в случае установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда Волгограда) или собственник государственного жилищного фонда (в случае установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений государственного жилищного фонда Волгограда, расположенного на территории Волгограда) (далее - заявитель) представляют в департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (далее - Департамент) предложения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения с обосновывающими материалами и подтверждающими экономическое обоснование документами:

заявление об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей с пояснительной запиской, обосновывающей необходимость установления указанного размера платы;

документы, подтверждающие право муниципальной (государственной) собственности на жилые помещения;

расчет финансовых потребностей для установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, осуществленный с учетом необходимости обеспечения содержания общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства, с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества.

2.2. В случае если в ходе анализа представленных заявителями документов возникнет необходимость уточнения сведений, содержащихся в них, Департамент запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически произведенные расходы в предыдущем периоде действия платы за содержание и ремонт жилого помещения.

2.3. В случае непредставления заявителями каких-либо документов, указанных в пункте 2.1 настоящего раздела, Департамент в течение 5 рабочих дней письменно извещает заявителей о необходимости представления недостающих документов и устанавливает срок 5 рабочих дней для представления заявителем указанных документов.

2.4. В случае если заявитель в срок, указанный в пункте 2.3 настоящего раздела, не представил недостающие документы, Департамент готовит письменный отказ в рассмотрении заявления и прилагающегося к нему пакета документов и направляет его заявителю в течение 10 рабочих дней со дня окончания указанного срока.

2.5. В случае представления заявителем полного пакета документов, указанных в пункте 2.1 настоящего раздела, Департамент в течение 10 рабочих дней со дня представления заявителем полного пакета документов, указанных в пункте 2.1 настоящего раздела, открывает дело об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и направляет заявителю письменное извещение о принятии вышеуказанных документов к рассмотрению и открытии соответствующего дела.

2.6. Департамент проводит проверку расчета финансовых потребностей для установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в течение 2 месяцев со дня направления письменного извещения о принятии представленных документов к рассмотрению и открытии соответствующего дела.

2.7. По результатам рассмотрения документов об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей Департамент проводит заседание, на котором рассматривает дело по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей и принимает решение, оформленное в виде протокола, которое является основанием для подготовки проекта постановления администрации Волгограда, и направляет информацию о принятом решении в адрес заявителя.

2.8. Проект постановления администрации Волгограда об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей представляется на обсуждение Координационному совету по регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства Волгограда (далее - Координационный совет) не позднее чем за 1 день до заседания Координационного совета с приложением обосновывающих документов.

2.10. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений устанавливается сроком не менее чем на 1 год.

3. Установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения

3.1. Заявитель от имени собственников жилых помещений многоквартирного дома, осуществляющих непосредственное управление многоквартирным домом, в лице одного из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме (далее - заявитель) представляет в Департамент предложения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения с обосновывающими материалами и подтверждающими экономическое обоснование документами:

заявление об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников, которые не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;

заверенную в установленном порядке копию договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, заключенного с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (при непосредственном управлении многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет не более чем двенадцать), или с управляющей организацией (при непосредственном управлении многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет более чем двенадцать);

протокол проведения общего собрания собственников, подтверждающий, что собственники не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;

расчет финансовых потребностей для установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, осуществленный с учетом необходимости обеспечения содержания общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества;

перечень работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества, порядок их оказания и выполнения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 г. N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" .

3.2. В случае если в ходе анализа представленных заявителем документов возникнет необходимость уточнения сведений, содержащихся в них, Департамент запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически произведенные расходы в предыдущем периоде действия размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Срок представления таких сведений - 7 рабочих дней со дня поступления запроса к заявителю. Необходимость запроса дополнительных сведений не является основанием для принятия Департаментом решения об отказе в принятии документов на рассмотрение для установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

3.3. В случае непредставления заявителями каких-либо документов, указанных в пункте 3.1 настоящего раздела, Департамент в течение 5 рабочих дней письменно извещает заявителей о необходимости представления недостающих документов и устанавливает срок 5 рабочих дней для представления заявителем указанных документов.

3.4. В случае если заявитель в срок, указанный в пункте 3.3 настоящего раздела, не представил недостающие документы, Департамент готовит письменный отказ в рассмотрении заявления и прилагающегося к нему пакета документов и направляет его заявителю в течение 10 рабочих дней со дня окончания указанного срока.

3.5. В случае представления заявителем полного пакета документов, указанных в пункте 3.1 настоящего раздела, Департамент в течение 10 рабочих дней со дня представления заявителем полного пакета документов, указанных в пункте 3.1 настоящего раздела, открывает дело об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и направляет заявителю письменное извещение о принятии вышеуказанных документов к рассмотрению и открытии соответствующего дела.

3.6. Департамент проводит проверку расчета финансовых потребностей для установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в течение 2 месяцев со дня направления письменного извещения о принятии представленных документов к рассмотрению и открытии соответствующего дела.

3.7. По результатам рассмотрения документов об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения Департамент проводит заседание, на котором рассматривает дело по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, и принимает решение, оформленное в виде протокола, которое является основанием для подготовки проекта постановления администрации Волгограда, и направляет информацию о принятом решении в адрес заявителя.

3.8. Проект постановления администрации Волгограда об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения представляется на обсуждение Координационному совету не позднее чем за 1 день до заседания Координационного совета с приложением обосновывающих документов.

По результатам заседания Координационный совет принимает рекомендации по вопросу установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и оформляет их в виде протокола, который направляется в Департамент.

3.10. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений устанавливается сроком не менее чем на 1 год.

Департамент жилищно-коммунального
хозяйства и топливно-энергетического
комплекса администрации Волгограда

Расчет размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме всегда актуален для собственников помещений, поскольку управляющие компании (далее «УК») достаточно часто используют незаконные механизмы увеличения платы собственникам. Подобному поведению УК зачастую способствуют сами собственники как из-за незнания своих прав, так и из-за собственного пассивного и безучастного поведения в управлении многоквартирного дома (далее «МКД») .

В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД.

В силу части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в МКД, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений дома. Размер платы за содержание жилого помещения в МКД определяется с учетом предложений УК и устанавливается на срок не менее чем один год.

В п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22 суд со ссылками на вышеупомянутые нормы права пришел к выводу, что УК не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату в размере, превышающем размер, определенный в договоре управления .

Некоторые УК пытаются обойти запрет, включая в утверждаемый на общем собрании договор управления условие о возможности повышения платы за содержание и ремонт общего имущества на индекс инфляции, без проведения общего собрания собственников дома с целью рассмотрения вопроса о повышении платы. Однако и в этом случае, самостоятельно индексируя плату, УК нарушают действующее законодательство. А значит, у собственника есть все основания для .

Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается исключительно собственниками жилых помещений. В соответствии со ст.45 ЖК РФ, собственники жилых помещений обязаны ежегодно проводить общее собрание. Одним из ключевых вопросов ежегодных собраний является определение размера платы за содержание и ремонт многоквартирного дома, который устанавливается на основании предложений УК. Следовательно, собственники самостоятельно решают для себя принимать такое предложение или нет.

Часть 4 статьи 158 ЖК РФ указывает на то, что, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Судебная практика последних лет единообразна и по этому вопросу. Смотри, например, Определение Верховного Суда РФ от 24.06.2016 № 304-КГ16-8003, Постановление Девятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 20.07.2017г. по делу № А36-12388/2016, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.01.2017 по делу № А14-7959/2016, решение АС Пензинской области от 23.09.2016г. № А49-10434/2016, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.06.2014 по делу А12- 21615/2013. Суды приходят к выводу, что УК не вправе путем индексации платы за содержание и текущей ремонт, предусмотренной договором управления, изменять размер такой платы без проведения общего собрания.

Таким образом, с учетом существующей судебной практики и вышеприведенных норм, единственным допускаемым законом способом установления/изменения размера платы за ремонт и содержание общего имущества МКД является принятие собственниками помещений соответствующего решения на общем собрании. Если же такое решение не принято собственниками, то орган местного самоуправления утверждает размер платы.

На основании изложенного УК не имеет права по собственной инициативе изменять размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома без соответствующего решения общего собрания собственников помещений МКД, даже если эта возможность предусмотрена договором и/или протоколом общего собрания.