Как подготовиться к повышению ставки ндс. На что тратится НДС? Накидываем идеи, товарищи

Минфин предложил реализовать повышение НДС в 2017 году. Нашла ли отклик данная инициатива на самом верху, и чем увеличение налога на добавленную стоимость так неприятно?

Накидываем идеи, товарищи!

Масштабная реформа налоговой системы, запланированная на 2018 год, затронет и повышение НДС. Но в Минфине уже сегодня предлагают:

    снизить ставку страховых выплат работодателей с действующих 30 до 22%;

    отменить льготы по ставке страховых взносов при высоких зарплатах, закрепив единые 22%;

На заметку! К вопросу увеличения налога на добавленную стоимость возвращаются с завидной регулярностью. Говорили о нем и в 2007, и в 2009, и в 2010.

Как повлияет повышение НДС на бизнес и обычных граждан?

По словам министра финансов Антона Силуанова, повышение ставки НДС вызовет разовый скачок инфляции сразу на два пункта. А эксперты торопятся найти и другие отрицательные стороны предложенного пути реформирования.

Во-первых, налоговая нагрузка для большинства работодателей увеличится настолько, что всё чаще они будут задумываться об использовании «серых схем» выдачи зарплаты.

Во-вторых, предлагаемая мера ударит по региональным бюджетам. Собираемость налога на прибыль сократится.

В-третьих, повышение налога на добавленную стоимость поставить крест на российском производстве, не затронув лишь добывающие отрасли, и будет способствовать ликвидации малого и среднего бизнеса. Это, в свою очередь, потянет за собой рост безработицы и падение благосостояния населения.

В-четвертых, производители вряд ли захотят нести налоговое бремя в одиночку и точно перенесут рост НДС на потребителя, а так как налог закладывается во все розничные товары, то платить в магазинах придется больше. И это главное, чем грозит повышение НДС в России, – рост цен на собственной шкуре почувствует каждый россиянин.

Сторонники идеи возражают: но ведь страховые выплаты сократятся, а значит, работодатели повысят зарплату, тем более что делать это все равно придется из-за «демографического провала 90-х» и нехватки квалифицированных кадров. Скептики же убеждены, что если какие-то бизнесмены и поднимут зарплаты работникам, то вызвано это будет не снижением объемов отчислений во внебюджетные фонды, – «сэкономленные деньги» большинство предпочтет вложить в развитие. К тому же любое повышение зарплат «съест» рост цен, который непременно произойдет при подъеме налога на добавленную стоимость.

Не нагнетайте!

В середине марта 2017 г. на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей с участием первого лица государства среди прочих вопросов обсуждалось и возможное повышение НДФЛ и НДС с 2018 года.

Президент поручил наложить мораторий на введение новых неналоговых платежей в ответ на обеспокоенность бизнесменов, а по поводу предложенного Минфином «налогового маневра» заметил, что обсуждать подобные темы в правительстве нужно, а вот выносить на публику – преждевременно. Зачем провоцировать ненужные тревоги? Особенно, когда «нет общего решения» по данным вопросам.

Президент подчеркнул, что готовящаяся налоговая реформа – неизбежна, и она должна стать одним из наиболее «мощных инструментов» экономического развития.

На заметку! Ольга Голодец назвала поступающие от Минфина идеи «просто дискуссией». По ее словам, никаких взвешенных и просчитанных предложений, касающихся снижения соцзносов и повышения других налогов, в правительство не поступало.

Маневр Минфина, который в народе уже прозвали 22/22 (рост НДС до 22% при параллельном снижении страховых взносом до той же отметки), не нашел поддержки в социальном блоке правительства. По мнению большинства экспертов, налог на добавленную стоимость в 2017 году повышать все-таки не будут, ведь учитывать необходимо не только желание Минфина наполнить любыми способами бюджет, но и социально-политическую ситуацию.

С января нынешнего года повысился НДС на 2%. Несмотря на несущественное повышение, оно значительно отразится на покупательской способности граждан РФ. Итак, рассмотрим, к чему готовится, что будет с ценами на продукты/услуги, как повышение отразится на экономической ситуации в целом.

Понятие НДС и история его роста

НДС – налог на добавленную стоимость. Когда предприятия закупает товар по одной цене, а продает по другой – дороже, то разница между приобретением и продажей выступает добавленной стоимостью, на которую накладываются налоговые обязательства.

Формально считается, что НДС является налогом для бизнеса. Но вследствие особенностей начисления и уплаты налог фактически переходит на конечного потребителя. Увеличение НДС оказывает влияние на стоимость товаров и услуг.

НДС в РФ появился в 1992 году. И составлял рекордную величину – 28%. До 2019 года ставку снижали несколько раз. В 1993 году произошло понижение до 20%, а в 2004 году до 18%. В прошлом году было принято решение об увеличении до 20%. Однако в льготных категориях ставка не изменяется.

  • некоторые группы медикаментозных товаров (это все лекарственные препараты, которые включены в РЛС);
  • товары для детей (принадлежности для школы, одежда и пр.);
  • продовольственные товары;
  • литература образовательного характера.

Увеличение НДС и причины

В структуре государственного бюджета на первом месте были доходы от нефти, газа. Имеются еще и фонды резервного значения – когда стоимость «черного золота» падала, государственные программы финансировали из других запасов. Но они истощаются, а расходы не сокращаются.

Требуется финансировать программы социального характера. В частности, денежные средства идут на материнский капитал, льготную ипотеку, федеральные программы благоустройства придомовых территорий и пр.

Власти посчитали, что если увеличить НДС всего на 2%, то появится «свободная» сумма в размере 620 млрд руб. в год. Их можно тратить на другие программы. Если пересчитать сумму на одного гражданина, то это 360 рублей в год.

НДС обеспечивает многие программы. Деньги из федерального бюджета расходуются на:

  1. Пособия, социальную помощь нуждающимся гражданам.
  2. Выплаты субсидий, льготы.
  3. Образование, медицину.
  4. Армию, безопасность.
  5. Молодежную политику.
  6. Поддержку сельского хозяйства.
  7. Реабилитацию лиц с инвалидностью.
  8. Содержание научных центров, музеев и др.

Когда денег стране не хватает, существует множество вариантов их поиска. Можно отменить некоторые льготы, увеличить НДФЛ, ужесточить условия социальной поддержки, отменить материнский капитал и т.д.

Повышение ставки НДС произошло не просто так, дело в том, что этот налог собирается легче других. Благодаря автоматизации его легко проверить, трудно и сложно уклоняться, соответственно, больше гарантий, что в казну поступит вся запланированная сумма.

Майские Указы Президента РФ требуют пополнения федерального бюджета в размере 8 трлн рублей до 2024 года. Повышение ставки НДС принесет меньше половины заявленной цифры, остальные же средства придется доставать где-то еще.

Как увеличение ставки отразилась на ценах в России?

Стоимость товаров увеличилась, спорить с этим утверждением сложно. Однако рост цен обусловлен не только повышением ставки. Последние 14 лет НДС оставался неизменным, но товары все равно дорожали. Ключевая ставка Центрального Банка уменьшалась, продукты становились дороже. Стоимость товаров – сложная штука, и только НДС тут ничего не решает.

Ставка в отношении товаров социальной значимости не повысилась. Но на мясе, рыбе, макаронах и др. продуктах изменения сказались, например, за счет повышения стоимости доставки. Но больше всего на стоимость повлиял рост цен на топливо.

В стоимость некоторых товаров НДС не заложен, однако это не означает, что цены останутся на прежнем уровне. Может в большую сторону измениться аренда, повысят заработные платы сотрудникам либо предприятие захочет больше зарабатывать.

Влияние на экономическую ситуацию

Согласно всем имеющимся прогнозам, 2019 год ожидается трудным для россиян. Аналитики считают, что произойдет понижение роста ВВП, поскольку цены увеличиваются, а это снизит покупательскую способность российского населения. Возможно, в 2020 году станет легче, так как в государственный бюджет поступят дополнительные взносы.

Другие страны

НДС имеется не только в РФ, но и других странах. В некоторых странах ставка меньше, в других же выше. Но в среднем составляет 20%. Сравнивать налоговую нагрузку исключительно в плоскости НДС, нецелесообразно.

Например, в Канаде ставка низкая, однако высокие тарифы на взносы страхового характера. В Великобритании НДС 20%, а предельный НДФЛ 45% (против РФ 13%). В Италии же первый налог 22%, а налог на доходы людей варьируется от 23 до 43%.

Хорошо или плохо повышение НДС, трудно сказать. Мы живем в сложно устроенной системе, где в одном месте прибавляется, а в других формируются дыры. Проще считать, что это очередное изменение в стране, на которое мы не в силах повлиять.

Теперь от обсуждавшегося налогового маневра осталось только повышение НДС. Это косвенный налог, который ложится на конечного потребителя.

По словам Силуанова, увеличение ставки НДС даст бюджету дополнительно более 600 млрд руб. в год. При этом власти разрабатывают пакет компенсационных мер для бизнеса, включая облегчение и ускорение процедуры возмещения НДС и отмену налога на движимое имущество (этот налог компании снова начали платить с 2018 года, после истечения моратория). Соответственно, правительство нашло около 3,6 трлн руб., но без учета выпадающих доходов от компенсационных мер.

Что правительство поменяет в налогах?

Анонсированные 14 июня параметры налоговой системы правительство пообещало не менять следующие шесть лет.

— Льготы по НДС на социально значимые товары и услуги сохранятся (ставка 10% на продовольствие, детские и медицинские товары, а также ставки на внутренние воздушные перевозки).

— Порог по ускоренному способу возмещения НДС снизится с 7 млрд до 2 млрд руб. (компании могут рассчитывать на возмещение налога, когда покупают товар с учетом НДС; сейчас Налоговый кодекс предоставляет компании право на ускоренный способ возмещения, если она уплатила не менее 7 млрд руб. НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых в совокупности за три предыдущих года). Также при возмещении НДС сократятся сроки камеральных проверок.

— Будет отменен налог на движимое имущество.

— Тариф по взносам работодателей на обязательное пенсионное страхование работников будет «бессрочно» зафиксирован на уровне 22% (и 10% при достижении предельной базы по взносам).

— В будущем (окончательно с 2023 года) будет ликвидирован институт КГН (консолидированные группы налогоплательщиков).

— Будет завершен налоговый маневр в нефтегазовой отрасли: он заключается в отказе от экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты при параллельном повышении налога на добычу полезных ископаемых (нефти и газового конденсата). Процесс будет завершен к 2025 году.

— С 1 июня будут временно понижены акцизы на бензин и на дизельное топливо. Чтобы возместить убытки регионам, будет изменена структура распределения акцизов между федеральным и региональными бюджетами.

Краеугольный камень для бюджета

НДС — ключевой налог с точки зрения наполнения федерального бюджета, на его долю приходится более трети всех поступлений, а теперь его роль увеличится. В 2017 году он принес в казну более 5,1 трлн руб., или 34% общих доходов федерального бюджета. По данным Минфина, с 2010 года сбор НДС в номинальном выражении увеличился более чем вдвое (с 2,5 трлн руб.), а доля в общих доходах увеличилась за этот период с 30 до 34%.

«Собираемость НДС в последние годы существенно повысилась, что связано с применением ФНС автоматизированных систем контроля», — отмечает заместитель начальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Вера Кононова. Так, сама ФНС оценивает, что 54% прироста поступлений внутреннего НДС в 2017 году было обеспечено именно фактором более эффективного налогового администрирования. Повышение налоговых ставок — это всегда дополнительные стимулы для ухода в тень, но по НДС возможности для этого, пожалуй, одни из самых низких, говорит эксперт группы исследований и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов. Власти выбрали подходящий момент для повышения НДС, когда система администрирования достаточно эффективна, чтобы избежать заметного снижения собираемости, считает эксперт.

Антон Силуанов (Фото: Сергей Гунеев / РИА Новости)

Бизнес встревожен

Повышение НДС — «не очень хорошая ситуация» для бизнеса, сказал РБК сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров. «Мы ожидали, что все-таки несколько лет будет стабильная налоговая система и все другие договоренности будут сохранены. Для бизнеса это, может быть, не сильно критичная ситуация, но дополнительные сложности возникают», — говорит он. «Любой рост нагрузки — это не радость для бизнеса, и, конечно, счастье большинство производителей не испытают», — согласен президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин.

Называть такое изменение «донастройкой» можно лишь с изрядной долей иронии, считает Вера Кононова. «Если это донастройка, тогда все мы как налогоплательщики находимся в полной неопределенности относительно того, что дальше будет с налоговой системой. Ведь так могут быть «донастроены» и любые другие налоги», — рассуждает она.

«Все формальные обещания были выполнены, будучи аккуратно сформулированными», — говорит глава комитета «Деловой России» по налоговой и бюджетной политике Кирилл Никитин. По его словам, президент в 2014 году не менять налоговую нагрузку до конца 2018-го и в целом так и получилось, за исключением ряда моментов (рост , усиление нагрузки за счет обеления экономики, возвращение в конце 2017 года налога на движимое имущество, который бизнес «налогом на модернизацию»). А налоговый маневр бизнес тоже в итоге получил, но в принципиально ином виде, отмечает Никитин. «Новый формат маневра — сохранение нагрузки на фонд оплаты труда, повышение пенсионного возраста и одновременно повышение ставки НДС, снижение пороговых значений для облегченного порядка возмещения НДС экспортерам плюс отмена обложения движимого имущества и внутрироссийского контроля внутригрупповых цен», — объясняет он.

С 2012 года действует пониженная ставка взносов работодателей на пенсионное страхование работников — 22% с зарплат, но рано или поздно она должна была вернуться к полному тарифу — 26% (в последние годы повышение несколько раз откладывалось и по текущему законодательству запланировано на 2021 год). Теперь же власти приняли решение отказаться от будущего повышения ставки пенсионных взносов.

По мнению Никитина, налоговую нагрузку в текущем экономическом цикле нужно не повышать, а снижать. В повышении фискальной нагрузки на фонд оплаты труда, даже на прибыль, нет никаких проблем, но только в подходящий период развития экономики, говорит он. «Например, нагрузку на ФОТ можно повышать только в период опережающего роста зарплат. А в нынешний момент ее надо снижать, но этого не произошло», — сказал Никитин.

Заплатят и граждане, и отдельные отрасли

Прямой эффект от повышения НДС — это рост цен: повышение налога будет в конечном счете перенесено на потребителя, что даст единовременный толчок потребительским ценам, говорит РБК старший директор Fitch Ratings Владимир Редькин. Но власти выбрали относительно удачный момент: с учетом достигнутого низкого уровня инфляции повышение НДС пройдет менее заметно. Силуанов сказал, что из-за повышения НДС инфляция может ускориться в 2019 году в пределах 1,5 процентного пункта — до 4-4,5%. Эффект для потребительских цен составит плюс 1-1,3 п.п., согласен Куликов. При этом сохранение пониженной ставки НДС (10%) в отношении льготного перечня товаров (продовольствие, детские товары, медицинские товары) позволит сдержать рост цен на социально значимые товары, отмечает Редькин.


Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

НДС — налог с очень сложным механизмом, затрагивающий не только конечных потребителей, но и всех участников цепочки, производящей эти товары, объясняет Кононова. И хотя в конечном итоге уплата этого налога идет за счет покупателя, для бизнеса это означает отвлечение оборотных средств на период между уплатой НДС поставщикам и получением «исходящего» НДС от покупателя. «В целом по экономике это достаточно крупные суммы: например, ФНС оценивает, что в 2017 году суммарный объем начислений НДС составил 39,5 трлн руб., из них 36,5 трлн подлежало вычетам. Периоды, на которые отвлекаются средства, сильно разнятся в зависимости от отраслей и могут исчисляться месяцами. Поэтому для бизнеса повышение ставки НДС — это увеличение объема оборотных средств, отвлекаемых на выплаты этого налога», — говорит экономист.

С точки зрения долгосрочных последствий, поскольку НДС относится к косвенным налогам, он является более благоприятным для экономического роста по сравнению с прямыми налогами, указывает Редькин. Повышение НДС будет иметь неблагоприятное структурное влияние на экономику, возражает Кононова. В наиболее сложное положение, по ее словам, попадут производители, которые закупают дорогостоящую продукцию у поставщиков (и уплачивают при этом значительные суммы входящего НДС): это прежде всего компании в обрабатывающем секторе, которые приобретают технологически сложную продукцию (автомобильная промышленность, производство электрооборудования). А, например, экспортеры сырья будут от этого избавлены, особенно если в реальности будет ускорено возмещение НДС при экспорте, добавляет Кононова.

Повышение НДС пойдет на благо экспортерам, потому что при экспорте НДС возмещается, подтверждает Катырин. «Повышение НДС будет на благо экспортерам, — будет больше возвращаться. Для производителей же, особенно товаров с высокой добавленной стоимостью, конечно, это нагрузка на бизнес», — сказал он РБК. Повышение НДС может помешать импорту, отмечали в прошлом году эксперты Института Гайдара и РАНХиГС: среднеевропейская ставка НДС (17,5%) уже сейчас чуть ниже российской, а значит, разрыв увеличится.

Сегодня министр финансов Антон Силуанов рассказал о планах правительства повысить НДС с 18% до 22%. Соответствующее заявление Силуанов сделал в рамках недели российского бизнеса, проводимой РСПП. И это далеко не первое высказывание высокопоставленных чиновников на тему грядущего налогового маневра правительства.

Задачу по изменению налоговой системы перед министрами поставил президент Владимир Путин. В своем послании послании Федеральному собранию в декабре 2016 года глава государства заявил, что предложения по настройке налоговой системы и соответствующие поправки в законодательство должны быть приняты до конца 2017 года и введены с 2018 года. По итогам этих изменений должны быть зафиксировав новые стабильные правила на долгосрочный период. Как поняли многие – на следующий президентский срок.

Forbes собрал заявления последнего времени о новациях в налоговой сфере, озвученных как представителями власти, так и околовластными экспертами.

Повышение НДС до 22%

Повышение налога на добавленную стоимость – одной из главных составляющих бюджетных доходов, обсуждается в рамках налоговой реформы, намеченной на 2018 год.

По словам главы Минфина Силуанова, предлагаемая конфигурация - уравнивание ставки – увеличение НДС и сокращение страховых взносов до 22% будет «нейтральной для бюджета». Тем не менее, увеличение НДС может вызвать разовое повышение инфляции на два процентных пункта.

Силуанов также добавил, что Минфин предлагает оставить льготы по уплате НДС для отдельных секторов. «По НДС мы предлагаем сохранить преференции для отдельных отраслей - сельское хозяйство, медицина, образование, финансовый сектор».

Снижение страховых взносов до 22%.

Повышение НДС планируется компенсировать снижением нагрузки на работодателей – с 30% до 22% ставки страховых взносов. Министр финансов Силуанов заявил, что полагает возможным снизить совокупную ставку страховых взносов и перенести соответственно нагрузку на косвенные налоги.

По мнению министра, увеличение ставки по страховым взносам приводит к росту теневого сектора: «здесь надо пойти в обратном направлении, наоборот, снизить эту тяжелую нагрузку для предприятий на фонд оплаты труда. Она у нас одна из самых высоких среди стран не только с развивающейся экономикой, но и с развитыми экономиками».

Изменение ставки подоходного налога

В конце февраля Алексей Кудрин заявил, что российские власти не исключают возможности повышения налога на доходы физических лиц.

Дискуссия о том, повышать или не повышать ставку НДФЛ возникает регулярно. На этот раз дискуссия сопровождается идей введения льготы по НДФЛ для граждан, вкладывающихся в свой индивидуальный пенсионный капитал – ИПК. В частности, Минфин, чтобы мотивировать граждан выплачивать в него взносы, предлагает регулировать ставку НФДЛ пропорционально пенсионным отчислениям. Не участвующие в ИПК граждане будут платить 15%, а тем, кто станет направлять на накопления 10% зарплаты, подоходный налог установят в размере тех же 10%.

Пока эта инициатива воспринимается критически, поскольку ударит по беднейшим слоям населения: у большинства россиян нет уверенности в том, что НПФ сохранятся через 10-15 лет, а заранее откладывать «в пустоту» желающих немного.

Введение прогрессивной шкалы НДФЛ

Вопрос о целесообразности введения прогрессивного подоходного налога ведется с самого момента его отмены в 2000 году.

По словам Антона Силуанова, «за время применения прогрессивной шкалы с 1 января 1992 года по 31 декабря 2000 года эффективности такая система не показала». При этом единая ставка на подоходный налог дает стабильный результат и обеспечивает регулярные поступления. Решить вопрос социальной несправедливости можно за счет увеличения дифференциации при налогообложении дорогостоящего имущества граждан.

Однако у идеи введения прогрессивной шкалы есть и влиятельные сторонники. Например, советник президента по экономике Сергей Глазьев. В январе этого года фактически в поддержку введения прогрессивной шкалы налогообложения доходов физ лиц выступил так же ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. По его словам 20% ставки НДФЛ могла бы быть введена для россиян, зарабатывающих более 150 000 – 200 000 рублей в месяц.

В прошлом году идею также поддерживала Ольга Голодец. Несмотря на определенный скепсис, полностью идею не отвергает и Минфин. «Этот вопрос может быть рассмотрен где-то после 2018 года, когда стабилизируется экономическая ситуация», - говорил в прошлом году Силуанов.

Налоги в нефтяной отрасли

Сегодня Силуанов так же предложил обнулить экспортную пошлину на нефть в период 2022-2025 годов.

По его словам, в правительстве идет обсуждение вопроса обнуления пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов с постепенным переносом нагрузки на внутреннее налогообложение. Минфин сейчас проводит консультации по этому вопросу с Минэнерго и нефтяниками.

Ранее Минфин предложил изменить систему налогообложения в нефтяной отрасли и перейти с НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) на НДД (налог на дополнительный доход). Это решение назрело, его надо принимать срочно, заявлял Силуанов в январе.

Спор о переходе на НДД между Минфином и Минэнерго ведется уже несколько лет, в числе главных разногласий между ведомствами – величина выпадающих доходов бюджета и размер компенсации. Вопрос об изменении налогового режима в нефтянке -вопрос вчерашнего дня, новый порядок нужно вводить с 2017-2018 годов, категоричен Силуанов.