Христианский социализм как русская идея. Христианский социализм. Тезисы

Б.П. Виллевальде. Открытие памятника «Тысячелетие России» в Новгороде в 1862 году. 1864 год.

I

Русская идея - это замысел Божий о русском народе. Это тот идеальный образ, к которому должен стремиться наш народ в истории. Бог хочет, чтобы русский народ воплотил эту идею в жизнь. Конечно, эта идея Творцом не указана явно, ее нам нужно расшифровать самим, вглядываясь в свою историю. Распознать русскую идею и ее точно сформулировать - задача исключительной важности. Если эта идея будет удовлетворительно понята, и народ, несмотря ни на какие препятствия, будет стремиться к ее осуществлению, то будет и божественная помощь. А потому обеспечен и успех. Если же мы ошибемся, если среди многообразия явлений и тенденций не увидим предназначенного нам задания, если поведем народ помимо Божьей воли к ложным целям, то тщетны наши усилия - Господь не поддержит наших трудов и в конце концов разорит всё содеянное. Дабы новые поколения, умудренные прошлым опытом, пошли более верным путем.

Русский народ - народ великий. А потому его идея под стать ему: она удивительно высока. Ее высота манит, требует выявления сущности. И русские люди всегда, в течение всей своей истории, пытались русскую идею сформулировать. А с накоплением опыта и развитием русского самосознания это удавалось сделать все более точно и глубоко. Но какова же она - русская идея?

II

Сформулировать русскую идею - задача сложная. И в то же время настолько простая, что это можно сделать буквально в двух словах. «Христианский социализм» - вот ее краткая формула. Разумеется, она требует расшифровки.

«Бог есть любовь » (1 Ин. 4:8). А потому христианство, исповедующее истинного Бога, - религия любви. Через любовь к ближнему мы обретаем спасение и восходим к Богу Живому. Но, по слову апостола Павла, «Любовь не ищет своего » (1 Кор. 13:5). А потому, чем больше христианское общество проникается любовью, тем настойчивее оно стремится к общей собственности. Этот закон впервые продемонстрировали первохристиане Иерусалимской общины, когда, исполнившись Духа Святого, они «все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду » (Деян. 4:34-35), так что «никто ничего из имения своего не называл своим, но всё было у них общее » (Деян. 4:32). Если выросшая из нелицемерной христианской любви общая собственность закрепляется в организационно-правовых нормах, то такой общественный строй и является христианским социализмом. Итак, христианский социализм - это особый общественный строй, идеология которого основана на христианских ценностях (в России - на православии), а экономический уклад - на социалистических принципах.

Необходимо подчеркнуть, что слово «социализм» тут понимается в классическом смысле - как общественная собственность на средства производства. Более того, христианский социализм стремится не просто к распределению по труду, но к более высокой норме - распределению пропорционально нуждам. Больше должен получать не самый работоспособный, а самый нуждающийся. Это уже «христианский коммунизм», может быть, такое название будет даже более точным.

Христианский социализм следует отличать от так называемого «социального христианства», под которым понимается некая политика благотворительности, проводимая Церковью совместно с государством, но без изменения основ социально-экономического строя, т. е. в рамках капитализма. Такое «социальное христианство» вовсе не является той русской идеей, которую призван осуществить наш народ. Будучи вполне в духе католической социальной доктрины, оно поддерживается рядом христианско-демократических партий Западной Европы. Его идеалом является цивилизованный, «мягкий» капитализм, где богатые благотворят, а бедные смиряются и с благодарностью принимают милостыню, чем спасаются и те, и другие. «Социальное христианство» - лишь шаг в направлении христианского социализма, но шаг еще на языческом поле. Частная собственность, растаскивая людей по углам, препятствует единению в любви. Русский народ призван к гораздо большему - к осуществлению подлинно христианских социальных отношений, необходимым условием которых является общественная собственность.

Кардинально отличается христианский социализм и от социализма советского. Замешанный на атеизме и богоборчестве, этот социализм пытался посредством общественной собственности установить на земле справедливость. Но справедливость - лишь социальная форма любви к ближнему. Однако советский социализм как раз яростно отрицал подлинный источник любви - Христа Бога, а потому сам оказался беден на любовь, а значит, и на справедливость. Сказано в Евангелии: «Без Меня не можете делать ничего » (Ин. 15:5); забвение этой аксиомы и привело советский социализм к гибели, ибо его теоретики не могли постичь, что социальные формы хозяйствования сами по себе не способны удержать справедливость. Христианский социализм полагает, что без высочайшей нравственности, основанной на исполнении христианских заповедей, совершенные формы общественного бытия недостижимы. Более того, сами эти формы он рассматривает как заповедь Господню. Точнее, как социальный эквивалент заповеди «возлюби ближнего твоего, как самого себя » (Мф. 22:39).

Христианский социализм вместе с тем и социализм национальный. Не в смысле национальной исключительности, а в смысле мессианского призвания, в смысле исполнения предназначенной народу воли Божией. Христианский социализм, конечно же, - идеал всемирный, предназначенный всем народам. Но народ русский должен первым проложить к нему дорогу. И мы верим, что национальные особенности русского народа, если взять их идеальную сторону, в наилучшей степени способствуют выполнению своей миссии. Поэтому реализация христианского социализма должна основываться на ценностях, традиционно исповедуемых русским народом. Прежде всего, в построении христианского социализма должна активно участвовать Русская Православная Церковь. Для этого Русская Православная Церковь должна превратиться из маргинальной организации, исповедующей личное спасение, в подлинного духовного лидера русского народа, ведущего к осуществлению его мессианского призвания.

Конечно, такой образ христианского социализма представляет собой идеал. Человек - существо падшее, и любовь у него - искаженная, неполноценная. И тем не менее в своей существенной части этот идеал достижим, причем достижим реальным русским народом, если его духовные и государственные вожди осознают, что только этот путь угоден Богу.

Поразительна судьба этой великой идеи. С одной стороны, она имеет массу противников, причем яростных, не допускающих даже мысли, что христианство может быть совместимо с социализмом. Однако и богословие, и философия, и, главное, историческая судьба России показывают, что христианский социализм и есть подлинный образ Святой Руси, та высшая заданность, к воплощению которой вело и ведет нас провидение. Попытаемся этот тезис обосновать более обстоятельно.

III

В течение тысячелетия основой русской жизни было православие, освященное святоотеческой традицией. Но именно эта традиция и возвещает о христианском социализме. Имеется в виду имущественное учение великого учителя Церкви IV-V вв. святителя Иоанна Златоуста.

Учение Златоуста базируется на глубоком анализе Нового Завета. Оно носит нравственный характер, включая в себя как личный уровень, так и уровень общественный. Прежде всего, святитель указывает, что богатство является огромным соблазном. При этом, чем богатство больше, тем более оно разжигает любостяжание, а то, в свою очередь, стремится увеличить богатство, и т. д. В результате, богач становится рабом своего имения, полностью отдаваясь накопительству. Освободится от этой смертоносной петли, по Златоусту, можно только, совершенно избавившись от собственности. Именно полное нестяжание, оставляя душу свободной для стремления к Богу, является личным идеалом христианина.

Но еще большие беды богатство приносит в общественной сфере, поскольку богач в своем неудержимом стремлении ко всё большему обладанию не щадит никого, становясь злобным хищником. Иначе говоря, стремление к богатству убивает любовь к ближнему. Вылечить этот недуг можно лишь милостыней, причем настолько щедрой и всеобъемлющей, что она естественно переходит в общее обладание. Златоуст превозносит жизнь Иерусалимской общины и призывает своих прихожан последовать их примеру. С другой стороны, частную собственность, а точнее, слова «мое» и «твое», собственность выражающие, он характеризует как «жестокие», «произведшие бесчисленные войны», «холодные». Златоуст даже бросает: «слово это - "мое" - проклятое и пагубное, оно привнесено от диавола» .

В своем взгляде на имущественную проблему Златоуст солидарен с другими святыми отцами, в частности, своими старшими современниками, представителями каппадокийской школы богословия Василием Великим, Григорием Богословом и Григорием Нисским. Так, Василий Великий высказывает удивительно чеканную формулу: «Чем больше у тебя богатства, тем меньше в тебе любви». Кроме того, отцы-каппадокийцы, помимо нравственных аргументов, в защиту своей имущественной позиции выдвигают еще чисто онтологические доводы. По их мнению, всё человечество было сотворено в раю по образу Пресвятой Троицы: множество ипостасей-личностей имело общую человеческую природу в лице первочеловека Адама. Грехопадение Адама привело к распадению общей природы на «осколки» (Василий Великий) по числу человеческих личностей. Поэтому спасение человечества предполагает восстановление общей человеческой природы, и шагом к этому является введение общности имущества подобно тому, как это делается в общежительных монастырях. Другими словами, сам путь спасения человека, его восхождения в Царство Божие предполагает необходимым общественную собственность.

Как видим, святоотеческое наследие определенно считает, что не частная, а именно общественная собственность является христианским социальным идеалом. Оказывается, что общественная собственность - вовсе не провокация большевиков-материалистов, а благодатная основа, на базе которой единственно возможно создание духовного общества. Однако Златоуст замечает: «Но скажи мне: любовь ли родила нестяжание, или нестяжание - любовь? Мне кажется, любовь - нестяжание, которое укрепляло ее еще больше» . Это означает, что не форма общности (под «нестяжанием» в данном контексте святитель понимает общность имуществ) является причиной благодатной жизни, а христианская любовь; общественная собственность ее лишь укрепляет. Но если любви нет, то общность имуществ, наоборот, может стать одной из форм закабаления личности.

IV

Творения Василия Великого, и в особенности Иоанна Златоуста, были известны на Руси с древнейших времен. Русское общество зачитывалось «Златоструями», «Измарагдами» и «Маргаритами» - сборниками выписок из святых отцов. И через них оно впитало в себя и святоотеческое имущественное учение, которое прекрасно сочеталось с благородным и смиренным духом народа и его жизнью в условиях бескрайних просторов и сурового климата. В результате, у русского народа выработался особый менталитет, характеризующийся отрицательным отношением к накопительству, и стремлением к общинности. И этот менталитет оказал огромное влияние на исторические судьбы Руси.

В России очень поздно (во второй половине XVIII в.) сформировалось «европейское» право частной собственности. Но и оно господствовало лишь в незначительной части народа, в основном, в высшем дворянском слое. Подавляющее большинство населения, крестьяне, жило в условиях крестьянской общины, в которой не было права частной собственности на основное средство производства - землю. Земельные наделы периодически переделялись, причем, всем миром, в зависимости от изменения состава общины и нужд отдельных семей. Сельская община продемонстрировала удивительную живучесть. Она пережила даже столыпинскую реформу, специально ориентированную на ее разрушение, и была уничтожена лишь в начале 30-х годов бульдозером большевистской коллективизации. Фундамент общины - одновременно и социальный, и христианский. А потому ее с полным основанием можно считать одной из форм христианского социализма. Правда, социализма весьма умеренного, поскольку до подлинной христианской общинности, включая совместный труд, крестьянская община не дотягивалась.

Будучи глубоко православным, наш народ уже давно стал осмысливать свою роль в мировой истории. Лишь только Русское государство получает суверенитет, старец Филофей возводит Москву в статус православной империи, «Третьего Рима», «а четвертому не бывать». К сожалению, дореволюционный период нашей истории, выдвигая принцип «православие, самодержавие, народность», так и не смог построить подлинно христианский социум. Увы, примат православия и практически поголовное крещение русского народа уживались с рабством и социальной несправедливостью. Такое православие, официально-храмовое, не стремящееся осуществить правду и любовь на русской земле, было Господу не угодно, так что приход к власти большевиков не следует считать случайностью.

Однако именно перед революцией произошел новый качественный скачок в осмыслении русской идеи. Наши выдающиеся религиозные мыслители, причем не только философы, но и писатели, в первую очередь - Достоевский, сказали миру новое, неведомое доселе слово. Они поняли, что русская идея имеет религиозно-социальную природу. Иными словами, в своей исторической миссии Россия должна явить миру праведное общество, строй которого основан на христианских заповедях. На необходимости социальной составляющей христианства сходились практически все мыслители. Всеобщим было также отвержение капиталистического пути России. Но в видении конкретной формы христианской социальности единомыслия достигнуть не удалось. Многие русские мыслители встали на позиции христианского социализма. Среди них - С. Н. Булгаков, Г. П. Федотов, В. Ф. Эрн, Л. П. Карсавин, Ф. А. Степун. Причислял себя к христианским социалистам и Н. А. Бердяев. Однако другие, - а среди них такие выдающиеся мыслители как В. С. Соловьев, С. Л. Франк, П. И. Новгородцев, И. А. Ильин, - связывали будущее России с экономическим укладом, основанным на частной собственности. Таким образом, хотя русская идея фактически была сформулирована, но она не стала общепринятым мнением интеллектуальной элиты России. Многие из плеяды наших философов пережили революцию и из-за рубежа всматривались в достоинства и недостатки России социалистической, что, безусловно, углубляло их размышления. Наша задача - в полной мере использовать накопленный ими идейный багаж.

Было бы совершенно неверно рассматривать советский период русской истории как черный разгул сатанизма. Наоборот, новая власть старалась решить те социальные проблемы, перед которыми остановилась Российская империя. И многое удалось: Россия вышла на пик не только могущества, но и социальной высоты. Было, хотя и с искажениями, введено не только распределение по труду, но и элементы коммунистического распределения. Но главное достижение советского социализма заключалось в небывалой общности людей, объединенных великой целью. Как пели в те времена: «Раньше думай о Родине, а потом - о себе». Это позволило нашему народу победить в Великой Отечественной войне. Во многом была реализована соборность, которая лишь брезжила в дореволюционный период. Однако эта соборность была искаженной, «атеистической» соборностью. Атеизм, как уже указывалось, был органическим недостатком советского социализма, увы, недостатком непреодолимым, предопределившим его гибель.

V

Таким образом, Россия уже дважды в мировой истории разными путями пыталась достичь своего предназначения. Первый раз - через идею «Третьего Рима». Тогда Русь пошла путем храмового православия, но не уделила должного внимания просветлению социальной жизни народа. Второй раз - через III Интернационал, через идею построения общества социальной справедливости, но отрицая веру в Бога. Обе попытки оказались безуспешными. Достичь синтеза не удалось. Теперь перед Россией стоит задача реализации своей идеи через христианский социализм, в котором органично сливаются обе русские традиции.

Христианский социализм - идея огромного масштаба, которая может сплотить русскую нацию. Эта задача - не возврат к прошедшему, а творческое созидание будущего. Эта идея - поистине идея великая, которую давно чает великий русский народ, вне которой его полноценное историческое бытие невозможно. Только она сможет актуализировать дремлющие в нём силы и указать ему путь к выходу из теперешнего затяжного кризиса. Подчеркнем еще раз: эта идея - не мечта прекраснодушных идеалистов. Она - веление Божие. И судьба русского народа была и будет всегда связана с воплощением этого великого метаисторического призвания. Попытки же уклонения от этой трудной, но высокой судьбы были и будут наказуемы Богом.

Такие Суды Божии можно ясно различить в исторических путях нашего народа. Казалось бы, в конце XIX в. Россия начала быстро наращивать свой промышленный потенциал и нагонять ведущие индустриальные державы мира. Чего же лучше? Но это было уклонение в капитализм, а значит - в сторону от русской идеи. И последовала Октябрьская революция - одновременно и суд над прошлым миром, и указание нового, социально-ориентированного пути. Или, казалось бы, во второй половине XX в. СССР залечил нанесенные войной раны, общество обрело стабильность, благосостояние росло. Разве не прекрасно? Но, с точки зрения русской идеи, это был провал: социализм из народного переродился в бюрократический, став из светлой идеи демагогией, а христианская вера рассматривалась большинством населения как «отправление религиозного культа» старухами в платочках. И снова Суд Божий, снова разрушение построенного и выход на новый маршрут - глобализационной экономики. Нет нужды доказывать, что последний для России - это путь в никуда, и если мы по нему будем двигаться, то новой катастрофы нам не избежать, ибо этот путь еще более далек от русской идеи, чем два предыдущих пути.

VI

Каковы барьеры, стоящие на пути русского христианского социализма? Конечно, нынешняя государственная власть, ориентированная, как известно, на западный вариант капитализма, очень от него далека. И, тем не менее, главное препятствие - это отрицательная позиция Русской Православной Церкви. Само словосочетание «христианский социализм» рассматривается нашими богословами как абсурдное, связывающее два несовместимых понятия. Христианский социализм объявляется утопией, попыткой устроения «рая на земле». В то же время, за подлинную позицию Церкви принимается концепция «социального христианства», в основу которой кладется примат частной собственности.

Многообразны причины такой позиции Церкви. Они уходят корнями в двухтысячелетнюю церковную историю, и в данной работе не место их подробно анализировать. Важно уяснить, что эта позиция - трагическое недоразумение. Она игнорирует апостольское предание и святоотеческую традицию. Предлагая частную собственность в качестве базы христианского общества, она идет против Евангелия, в котором нет ни одного речения, прямо или косвенно ее оправдывающего. Эта позиция идет и против церковной практики, всегда стремящейся к устроению общежительных, т. е. реализующих общность имущества, монастырей. Нынешняя церковная позиция, дискредитируя Церковь как нравственный авторитет, лишь отталкивает от нее наиболее искренних и честных сторонников коммунистической идеи.

России, при всей эфемерности организационных структур XС, разработка его идеологии имеет определенную традицию. Этим занимались некоторые представители отечественной религиозной философии кон. 19 - нач. 20 вв.

В 19-нач. 20 вв. концепции христианского социализма (ХС) получили определенное распространение в первую очередь среди некоторых течений русского религиозного сектантства. Идеи равенства, справедливости и взаимопомощи, преодоления эксплуатации человека человеком, общности имущества и совместного труда были свойственны духоборам. Подвергаясь преследованиям со стороны пр-ва, они были вынуждены переходить в православие, либо переселяться в Закавказье, или эмигрировать в Канаду.

Требование равенства, обязательности труда и общности имущества выдвигали сторонники одного из течений молокан - т. н. общие. Один из их руководителей - М. А. Попов, считая, что молокане должны жить по примеру членов ранних христианских общин, раздал свое имущество бедным. Сосланный в 1840 на Кавказ, Попов вместе со своими последователями образовал в Шемахинском округе коммуну, устав которой гласил: «Все движимое и недвижимое имущество и все доходы с них принадлежат общему братскому союзу». Коммуна просуществовала недолго, в ней началось (как и в общинах духоборов) имущественное расслоение, и к 1860-м гг. она распалась.

В кон. 19 в. определенное влияние на некоторые сектантские течения (особенно на духоборов) оказывало религиозно -этическое учение Л. Н. Толстого. В ряде мест толстовцы создали свои коммуны, но и они оказались недолговечными.

Более или менее заметная деятельность организаций XС. относится к периоду революции 1905-07. Лидеры движения (священники Г. С. Петров, Г. А. Гапон и др.) стремились перенять опыт западно-европейских христианско-социалистических организаций и создавать рабочие общества с конфессиональной окраской. В нач. 1904 Гапон создал из нескольких десятков человек «Собрание рус. фабрично-заводских рабочих города С.-Петербурга», которое к концу года имело 11 отделений и объединяло до 10 тыс. чел. Б условиях безработицы, экономического и политического кризиса «Собрание» стремилось материально и морально поддерживать рабочих. Расстрел массового шествия рабочих к Зимнему Дворцу 9.1.1905 («Кровавое воскресенье»), выявившиеся связи Гапона петербургским охранным отделением предопределили распад организации, а сам Гапон в марте 1906 был повешен рабочими на даче в Озерках близ С.-Петербурга.

После окт. 1917 значительные группы верующих стремились согласовать с советской властью свои религиозные взгляды на основе идей XС. Подобные тенденции способствовали появлению в 1920-х гг. ряда мелких образований («Живая церковь», «Союз церк. возрождения», «Союз общин древле-апостольской церкви» и др.), известных под общим назв. «обновленчество». Сторонники согласования христианства и социализма из числа обновленцев пытались приспособить деятельность церкви к условиям советской власти, демонстрировали свое лояльное к ней отношение. В целом это движение, поддерживаемое (гласно и негласно) властью, не приняло больших размеров и со смертью наиболее видного деятеля обновленчества - главы «Союза древлеапостолькой церкви» А. И. Введенского (1888- 1946) окончательно ликвидировалось. В СССР тенденции к согласованию своих религиозных взглядов с социализмом наблюдались, особенно после Вел. Отечественной войны 1941-45, и среди приверженцев нехристианских религий - ислама, иудаизма, буддизма и др.

В России, при всей эфемерности организационных структур XС, разработка его идеологии имеет определенную традицию. Этим занимались некоторые представители отечественной религиозной философии кон. 19 - нач. 20 вв. Причины появления и особенности идей XС в России на стыке веков обусловлены социально-политической ситуацией в стране. В предреволюционное время русское самосознание испытывало беспокойство, тревожные предчувствия и ожидания. Увлечение марксизмом для части интеллигенции обернулось разочарованием: для них идеал марксистов («царство свободы») обнаружил свою недостижимость в реальном мире, а методы их действий были признаны односторонне жестокими и негуманными. Переболев марксизмом» и воздав должное его противостоянию социальной несправедливости, некоторые русские религиозные философы (С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, Г. П. Федотов и др.) стремились осуществить и одухотворить искомое социальное переустройство благодаря «бродилу» христианства. Идейное наследие каждого из них имеет свои особенности, у них наблюдается разная степень близости к социализму и разная по продолжительности «верность» ему. Так, Федотов всю жизнь сохранял приверженность идеалам XС и в одной из последних работ упрекал Бердяева за то, что тот не желал искать «вместе с современными социалистами нового сочетании начал личной свободы и обществ, регламентации».

Но, несмотря на подобные различия, все они разделяли на разных этапах своей идейной эволюции ряд сходных принципиальных положений (антикапитализм, при сохранении частной собственности; приоритет духовных преобразований; признание справедливости идеалов социализма и одновременное несогласие с идеей классовой борьбы и т. д.). Показательным в этом плане является творчество Булгакова, который постепенно пришел к мысли, что марксистская экономическая доминанта является однобокой и лишена нравственной почвы., Вместе с тем убежденное неприятие капитализма - эксплуататорского, эгоистического, бездушного - свойственно ему во все периоды жизни, В работе «Неотложная задача (О Союзе христианской политики)» (1905), явившейся программным док-том несостоявшейся организации «Союз христианской политики», Булгаков отвергал капитализм, поскольку «он основан на насилии и неправде, подлежащих устранению». Те же идеи мыслитель развивал в 1917, будучи уже приверженцем ортодоксального православия: «Если по духовной природе своей капитализм в значит, мере является идолопоклонством, то по своему обществ, значению для соц. жизни он покрыт преступлениями, и история капитала есть печальная, жуткая повесть о человеческой бессердечности и себялюбии» (Булгаков С. Н. Христианство и социализм // Героизм и подвижничество. М„ 1992. С 243).

При всей значительности эволюции историософских взглядов Булгакова, он неизменно оставался, по его выражению, «на стороне труда», искал для народа пути к справедливости и духовному просветлению. Именно с этой целью он разрабатывал во многом новую для русской религиозной мысли проблематику, ставил задачу религиозной интерпретации актуальных политических, социологических и экономических вопросов. «Христианство, - подчеркивал Булгаков, - должно взаимодействовать с социологией, политической экономией и политикой» (Вопросы жизни. 1905. Март. С. 400-01). В ст. «Карл Маркс как религиозный тип», философ подчеркивал, что «социализм ищет осуществления правды, справедливости и любви в обществ, отношениях», однако в марксизме доминирующую роль играет классовая ненависть, эгоизм, «отрицание общечеловеческих ценностей и общеобязательных норм за пределами классового интереса» (Там же. С. 101 - 02). Чтобы преодолеть «самообольщение социализма, ослепленного своими чаяниями», дать ему недостающую духовную основу, избавить от мещанства («буржуазности») и антихристианской направленности, Булгаков, освободившись от социалистических увлечений, делал вывод, что «только церковь может ставить себе и способна разрешить задачу, за которую берется социализм, задачу объединения и организации человечества на основе благодатных даров, данных Спасителем, на основе любви к Нему, одновременно и личной, и общей». (Булгаков С. Н. Церковь и культура. Булгаков С. Н. Два града: Исследования о природе обществ, идеалов. М., 1911. Т. 2. С. 307).

Сходные идеи развивал Бердяев, взгляды которого претерпели аналогичную эволюцию. Важнейшую роль в его философии играла проблема свободы во всех ее проявлениях: в творчестве, культуре, индивидуальной и обществ, жизни, в освободительных национальных движениях. В решении этой проблемы, как и всех историософских вопросов, Бердяева интересовала нравственная сторона. Порвав с марксизмом, он отверг марксистскую классовую концепцию и предложил другую, духовную стратификацию, имевшую целью защиту не той или иной социальной группы, а абсолютной духовной истины. Философ выступал за объединение всех положительных духовных, христианских сил против сил антихристианских и разрушительных. Это объединение должно начаться «с покаяния и с искупления грехов, за которрые посланы нам страшные испытания. Виновны все лагери и все классы» (Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990. С. б). Подобный подход предопределил его отношение к капитализму, социальной революции. Бердяев критиковал все социально-экономические структуры, основанные на эксплуатации и ограничении свободы личности, особенно капитализм и лицемерие буржуазной демократии. Поэтому революцию в России он считал неизбежной и справедливой, хотя и полагал, что «в революции будет истреблена свобода и что победят в ней экстремистские и враждебные культуре и духу элементы».

Революция предстает лишь отражением существующего зла и греха, ей следует противопоставить более содержательную и богатую альтернативу - духовное творчество, нравственное совершенствование на основе реформированного православия. В этом, по мысли Бердяева, залог грядущего обновления общества.

Для философско-социологической системы Бердяева центральным в понимании социализма является констатация противоречия между начально принятой идеей («в коммунизме есть христианская правда») и ее плохим воплощением. На деле социализм предстает в виде особой демонической религии со своими святыми («пролетариат»), учением о грехопадении (появление частной собственности), культом жертвенности («во имя грядущих поколений»), обещанием некоего «земного рая». Признавая безусловный приоритет соц. форм перед личностью и подменяя высокие духовные вопросы заботой о материальном довольстве, марксисты, по мнению Бердяева, превращаются в «буржуа», а социализм - в царство гипертрофированного мещанства. Такое понимание укреплялось у философа в ходе его эволюции от социал-демократии к либерализму, к увлечению идеями кадетов. Высланный в сент. 1922 за границу, Бердяев мог судить о реальной практике социализма, о советской власти, которую он больше всего критиковал за «буржуазные» пороки (обезличивание работника, неравенство, принцип распределения по труду и т. д.). Поэтому «осуждение церковью капиталистического режима, признание церковью правды социализма и трудового общества» теряло при советском режиме для Бердяева свою «великую правду» (Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 147-48).

Более последовательным в своих симпатиях к идеям социализма был Г. П. Федотов. Всю свою жизнь он сохранял приверженность социалистическим идеалам, идеалам XС, стараясь найти оптимальное сочетание личной свободы и «общественной регламентации». При этом мыслитель стремился «внести разумность в хозяйственный хаос и справедливость в мир, где эксплуатация и борьба классов» (Федотов Г. П. Судьба и грехи России: В 2 т. СПб., 1991. Т. 1.С.21.). Как и его старшие единомышленники, на всем пути от марксистского до религиозного миропонимания он неизменно выступал защитником угнетенных и врагом социальной несправедливости, деспотизма. С определенной надеждой Федотов встретил Октябрьскую революцию 1917. В одной из статей 1918 он писал: «Мы верим и знаем: в социализме живет вечная правда, всего смысла котрой он еще сам не постигает. Человечество должно воплотить в жизнь свое умопостигаемое богатство. Лазарь должен сойти со своего гноища, чтобы занять свое место рядом с облаченным в порфиру» (Там же. С. 40-41). При всех надеждах на установление по-христиански понятого социализма мыслитель видел угрозу извращения здоровых нравственных начал, исходившую от свергнутого капиталистического общества, отравившего трудящиеся массы «ядом подлинно буржуазной, мещанской жадности». Выход из кризиса - в религии, церкви, способных верой озарить сознание трудящихся, зажечь сердце для возрождения.

В общественной и духовной жизни России определенное воздействие идей XС наблюдалось и в последующие десятилетия, вплоть до наших дней. Особенно зримо оно сказывается на активности некоторых радикальных православных деятелей, сотрудничающих с левыми силами, коммунистами, участвующих вместе с ними в манифестациях, митингах, других протестных акциях. Ссылаясь на практику первонач. христианства, на некоторые евангельские положения, направленные против богатства, тунеядства и т. д., на коллективистский хозяйственный опыт ранних христианских общин, эти деятели считают, что будущее России в XС, т. е. в социализме с Богом.

В постсоветской России идеи социализма довольно популярны среди верующих. Результаты многолетнего мониторинга, проводимого Исследовательским центром «Религия в современном обществе» Института комплексных соц. исследований РАН, свидетельствуют, что из пяти основных идейно-политических течений современной России коммунистам, идеология по своей популярности занимает 2-е место (после доктрины самостоятельного «русского пути» общественного развития) среди верующих, аналогичная же позиция свойственна избирательным предпочтениям верующих. При этом организации XС в современной России не получили распространения.

Общественная мысль России XVIII- начала XX века. Энциклопедия. Отв. ред. д. и. н., проф. В. В. Журавлев.

Тема христианского социализма становится все популярнее – идея возрождения СССР с православием вместо марксизма-ленинизма получает достаточно широкое одобрение на постсоветском пространстве. Все чаще с такими лекциями выступают политики и некоторые православные священники.

Очень хорошую статью на данную тематику написал православный теолог Николай Сомин – она так и называется, «Христианский социализм как русская идея», в ней достаточно удачно и сжато сформулированы все постулаты. Однако, возникает закономерный вопрос – насколько реалистично и оправдано внедрение христианского социализма в России, а самое главное – угодно ли это Богу?

А схож ли социализм с христианством?

Мнение о том, что социализм и христианство очень похожи, вряд ли можно назвать правильным. В частности, Сомин делает достаточно неожиданный вывод из слов апостола Павла, что «любовь не ищет своего». Автор считает, что эти слова означают ни что иное, как то, что христианское общество, проникаясь любовью, «начинает стремиться к общей собственности». Вообще-то апостол в своем изречении говорил, скорее, о взаимоотношениях, чем о собственности, что ясно из основного контекста: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует…» Очевидно, что любить корыстно в поисках выгоды – это плохо , но слова апостола вовсе не означают, что все взаимоотношения между людьми, построенные на искренней любви, должны заканчиваться обобществлением имущества или даже желанием этого.

Далее Сомин приводит изречения из Деяний Святых Апостолов, про то, как первохристиане продавали дома, а все имущество приносили к ногам апостолов: «никто ничего из имения своего не называл своим, но все было у них общее». Однако, русский православный богослов А. П. Лопухин по-другому трактовал этот момент. Так поступали не «все», а только «некоторые» и по доброй воле – если придерживаться более точного перевода. Стало быть, изречения апостолов можно с таким же успехом трактовать в пользу капитализма, причем, в самой жесткой, либертарианской его форме. Ведь именно при либертарианстве даже перераспределение пенсий должно осуществляться посредством добровольных фондов. И если первохристиане считаются эталоном, то только при абсолютном капитализме и демократии возможно создание подобных общин. Тем более, что смитовская «невидимая рука рынка» тоже может быть обозначена некой мистической божественной силой, управляющей перераспределением благ.

Можно бесконечно долго ловить православных социалистов на софизмах, а также трактовать разного рода религиозные изречения в свою пользу. Одно можно сказать точно – попытки слепить из христианства очередное утопичное течение социализма опираются на крайне слабые аргументы.

Социализм и капитализм – кто кого грешнее?

Пропаганда греховности капитализма совершенно не изменилась со времен СССР. Обсуждая греховность западного капитализма, мало кто хочет вспоминать про миллионы людей, погибших во время репрессий, в том числе и за свои религиозные взгляды. На чьей совести больше убитых христиан – капитализма или социализма? По данным портала «Правмир» в социалистическом СССР было репрессировано 564000 верующих.

Как и многие приверженцы идей христианского социализма, Сомин напрочь отвергает хрематистику и основные капиталистические принципы, осуждая богатство. Однако, почему-то никто из православных социалистов не взялся изучать вопрос, насколько пагубно может влиять на человека нищета.

Когда священник, мирянин или монах добровольно отказывается от богатства – это может действительно пойти ему на пользу, если материальные блага мешают ему концентрироваться на служении Богу. Но когда система государства насильственно повергает широкие массы в нищету, прививая высокую мораль, греха от этого становится ничуть не меньше. А сама высокая мораль при этом становится пустой формальностью.

Невольник – не богомольник, а нищий невольник – не богомольник вдвойне.

Существует четкая взаимосвязь между уровнем жизни и количеством грабежей, убийств, абортов, алкоголизмом, разводов и тому подобных грехов. Именно по этой причине во время экономических кризисов государство неизменно старается укрепить армию и полицию. Получится ли путем христианской проповеди и посредством казацкой нагайки вылечить нищую провинцию, например, от пьянства? Крайне сомнительно.

Кто кого греховнее – богатый и успешный капиталист Вася, который с нуля создал фирму и подарил рабочие места тысяче человек? Или социалист Петя, всю жизнь перекидывающий вилами навоз в колхозе, озлобленный от маленькой зарплаты? А представьте, что этого Петю еще будут заставлять ходить на обязательную исповедь, как это было в недалекие царские времена. Будет ли он по-настоящему верующим при такой системе? Понравится ли Богу такое чадо?

А ведь богатых социалистических государств просто не бывает. Куба, Северная Корея, Венесуэла тому пример, да и в СССР никто особо не шиковал. Социализм – это гарантированный путь к нищете. Так происходит именно из-за осуждения в идеологии предпринимательства и бизнеса, конкуренции, свободного рынка.

И не надо приводить Швейцарию как образец социализма – там общественной собственностью даже и не пахнет, а вся экономика основана на конкуренции и банковской системе. Это чистый капитализм, причем даже, с вызывающим ужас у социалистов, большим государственным долгом.

Как видно, «Кесарю – кесарево, а Божие – Богу». Нет ни в Евангелии, ни в деяниях апостолов прямых указаний на то, что христианство – это обязательно социализм. Или какая-то другая форма правления. Поэтому попытка построить новую идеологию на симбиозе религии и социализма, лишь отталкивает от Церкви прихожан с другими взглядами.

Создание социалистического православного государства может повлечь за собой сильнейший экономический кризис, который ударит затем по самому православию. Зачем опять наступать на те же грабли, и рассматривать систему, которая уже показала свою несостоятельность? Утописты, безусловно, большие романтики, но рост популярности их идей несколько настораживает. Особенно в свете практически полного отсутствия встречной критики.

ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

система идей и религиозно-политич. течения, сторонники к-рых утверждают, что социалистич. идеалы - равенство всех людей, братство, обязательный труд, гуманизм - неразрывно связаны с христианством (являющимся будто бы их первоисточником) и что христианская церковь - лучший защитник интересов трудящихся (аналогичные представления о религии как источнике гуманизма и социальной справедливости пропагандируют и нек-рые представители нехристианских религий). X. с. отвергает, в противовес науч. социализму, революц. классовую борьбу пролетариата, а для решения коренных проблем современности рекомендует нравственное самосовер- шенствование, христианскую любовь и сотрудничество классов.

X. с. возник в 1-й пол. 19 в. сначала как разновидность феод. социализма. Проповедниками X. с. выступили католич. священник Ф. Р. Ламенне во Франции, англиканские священники Ф. Д. Морис и Ч. Кингсли в Англии, представители церковных кругов в других странах. Идеализируя феод. прошлое и критикуя, часто довольно резко, современное им бурж. общество, обрекающее на страдания нар. массы, они усматривали причину общественных бедствий в "испорченности человеческой натуры" и в отходе от религии. Элементы X. с. содержались и во взглядах нек-рых социалистов-утопистов (Э. Кабе, В. Вейтлинг и др.), обосновывавших идеи коммунизма ссылками на книги Нового завета и практику первоначального христианства. Большое влияние на развитие X. с, принявшего со 2-й пол. 19 в. бурж. характер, оказал майнцский епископ барон фон Кеттелер (был посвящен в епископы в 1850), сформулировавший основы социальной программы католич. церкви, направленной на борьбу с социалистич. движением. В отличие от феод. X. с., сторонники к-рого апеллировали к "совести" и "человеколюбию" господствующих классов, христ. социалисты перенесли теперь пропаганду в нар. массы с целью вовлечения их в подконтрольные церкви орг-ции (профсоюзы, культурные общества, политические партии и др.), проповедовавшие классовое сотрудничество и вражду к науч. социализму. Определяющим в X. с. стало клерикальное, реакц. направление, принявшее за основу положения, развитые в энциклике папы Льва XIII "Rerum Novarum" (1891). В нек-рых странах (Германия, Франция, США и др.) возникли католич. и протестантские христ.-социальные орг-ции, занимавшиеся пропагандой среди рабочих. Либерально-демократич. орг-ции X. с. нередко примыкали к с.-д. партиям.

Идеи X. с. прослеживаются и в идеологии русского религ. сектантства до Революции 1905-07. В годы Революции 1905-07 противники революции проповедовали X. с. наряду с полицейским (зубатовщина) и поповским (гапоновщина) социализмом в целях отвлечения рабочих от социал-демократии. В первые годы Сов. власти пропагандой X. с. прикрывалась антисоветская деятельность. Пропаганда X. с. обновленческими течениями в русской православной церкви в 20-х гг. также представляла собой подмену научного социализма худшим, по определению В. И. Ленина, видом "социализма" и худшим его извращением (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 48, с. 231 (т. 35, с. 92)).

В то же время обновленчество отражало стремление верующих добиться, чтобы церковь заняла позитивную позицию в отношении Сов. власти. Представители обновленческих течений заявляли, вопреки церковному руководству, о лояльном отношении к Сов. власти, а наиболее радикальные из них - об общности целей христианства и коммунизма. Со временем, под влиянием успехов социализма, руководство православной церкви заявило о своей лояльности к сов. гос. строю, а после окончания Великой Отечеств. войны 1941-45 нек-рые ее представители провозгласили общность целей христианства и коммунизма. X. с. как особое идейно-политич. направление в СССР распространения не получил.

Совр. X. с. очень пестр. В нем преобладает клерикально-бурж., откровенно антикоммуниста, направление, сочетающее в духе социальных энциклик папства 1-й пол. 20 в. защиту основ капитализма с социальной демагогией и религиозно окрашенной программой реформистского "улучшения" капиталистич. строя. Ведущую роль в этом направлении играют католич. церковь и ее массовые орг-ции. На его программе все более сходятся и деятели некатолич. церквей.

Наряду с клерикальным в X. с. после 2-й мировой войны получило распространение демократич. направление, представленное рядом левых групп в христианских церквах. Обосновывая свою позицию христианским учением и практикой ранних христианских общин, эти группы требуют отказа церкви от ориентации на правящие круги капиталистич. мира, выступают за сотрудничество с левыми силами, в т. ч. с коммунистами, для совместной борьбы за мир, социальный прогресс, социализм (одним из виднейших представителей радикально-демократич. направления в X. с. был англ. обществ. деятель англиканский священник X. Джонсон).

Коммунистич. партии, отвергая все виды религиозно окрашенного социализма и всемерно пропагандируя и отстаивая принципы науч. коммунизма, выступают за совместные действия со сторонниками демократич. направления в X. с., участвующими в борьбе за мир и социальный прогресс.

Лит.: Бебель Б., Христианство и социализм, М., 1959; Луначарский А. В., Христианство или коммунизм?, М., 1971; Момджян X. Н., Коммунизм и христианство, М., 1970; Шейнман М. М., Христианский социализм, М., 1969; Джонсон X., Христиане и коммунизм, пер. с англ., М., 1957; Браун В. М., Коммунизм и христианство, пер. с англ., М., 1923; Fuchs E., Marxismus und Christentum, 3 Aufl., Lpz., 1955.

М. М. Шейнман. Москва.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ" в других словарях:

    Социализм … Википедия

    - (Christian socialism) Доктрина, исповедуемая уже адептами христианства (поэтому термин имеет более специфическое значение: обозначает не просто социалистов, которым довелось родиться христианами) и стремящаяся соотнести учение Христа (изложенное … Политология. Словарь.

    Направление обществ. мысли, стремящееся придать христ. религии социалистич. окраску. Возник в 30 40 х гг. 19 в. как разновидность феодального социализма. С самого начала X. с. отличался разнообразием форм, которое было следствием различия … Философская энциклопедия

    Христианский социализм - (Christian Socialism), широко распространенное назв. одной из форм социа лизма, основанного на идеалах христ. протестантизма. Термин впервые появился в Англии в 1840 х гг. среди священнослужителей (одним из к рых был Чарлз Кинг ели), стремившихся … Всемирная история

    Направление общественной мысли, стремящееся придать христианской религии социалистическую окраску. Возник в 1 й пол. 19 в. В числе родоначальников Ф. Ламенне (Франция), Ф. Д. Морис, Ч. Кингсли (Великобритания). Ряд принципов христианского… … Большой Энциклопедический словарь

    Христианский социализм - ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ, направление общественной мысли, стремившееся соединить принципы католицизма с некоторыми социалистическими идеями. Возник в 1 й половине 19 в. В числе родоначальников Ф. Ламенне (Франция), Ф.Д. Морис и Ч. Кингсли… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Учение, признающее существование социального зла в современном общественном строе и стремящееся исправить его при помощи подъема религиозно нравственных начал в различных слоях народа, не выходя из рамки нынешних государственных форм и сохраняя… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Христианский социализм - философско экономическое учение, признающее возможность создания социалистического общественно экономического устройства современного мира на основе религиозно нравственных начал и соблюдения народом и властью нравственных законов. Христианский… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Христианский социализм - учение, пытающееся связать социализм с христианской церковью с целью привлечь на сторону церковников рабочий класс путем затемнения его классового сознания. Христианский социализм о свержении политической власти эксплуататоров, само собою… … Популярный политический словарь

    Направление общественной мысли, стремящееся придать христианской религии социалистическую окраску. Возник в 30 40 х гг. 19 в. как разновидность феодального социализма (См. Феодальный социализм). С самого начала Х. с. отличался… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Об истинной свободе и нравственном долге , Е. П. Аквилонов. Об истинной свободе и нравственном долге. (По поводу высочайшего манифеста от 17 октября 1905 г.). Понятие о свободе. Свобода и произвол. Свобода и нравственный долг. Тыдолжен, потому что…

Сейчас в полемиках часто приходится слышать, дескать, "СССР развалился" потому, что ему не хватало "духовных скреп".
Поэтому надо строить "православный социализм".
На этом коне "гарцует" кургенянская секта, "коммунист" Зюганов нашел подобие в Моральном кодексе строителя коммунизма и в Нагорной проповеди, а персонажа древнесемитской мифологии Иисуса Христа объявил "первым на Земле коммунистом".

Находясь под подобной пропагандой многие люди, симпатизирующие социализму, и верующие и неверующие, стали вслед за этими жуликами повторять мантры о "православном социализме". Дескать, вот возьмем на вооружение "традиционные православные ценности" перевоспитаем ими общество, особенно капиталистов, и социализм построится сам собою "эволюционным путем".

Конечно же подобные "размышлизмы" нелепы в своей сущности.
Капиталист, владеющий средствами производства и эксплуатирующий на них наемных рабочих, весь одухотворенный "традиционными православными ценностями", мчатся с остервенением за прибылью будет теперь "на духовной основе".
Ну а поскольку его прибыль определяется и находится в прямой зависимости от степени эксплуатации трудящихся, то эти "ценности" капиталисту, как мертвому припарка. Они будут нужны только для трудящихся, чтобы они с "христианским терпением" принимали свою участь. И тут попища как раз и нужны, чтобы "проповедовать" терпение и смирение.

Но, если кто думает, что тема "христианского социализма" новое прогрессивное изобретение, то тот глубоко ошибается. Это "унылое гуано" давно рассматривалось еще Марксом и Энгельсом, например в "Манифесте коммунистической партии". Цитирую:

"Если феодалы доказывают, что их способ эксплуатации был иного рода, чем буржуазная эксплуатация, то они забывают только, что они эксплуатировали при совершенно других, теперь уже отживших, обстоятельствах и условиях. Если они указывают, что при их господстве не существовало современного пролетариата, то забывают, что как раз современная буржуазия была необходимым плодом их общественного строя. Впрочем, они столь мало скрывают реакционный характер своей критики, что их главное обвинение против буржуазии именно в том и состоит, что при ее господстве развивается класс, который взорвет на воздух весь старый общественный порядок. Они гораздо больше упрекают буржуазию в том, что она порождает революционный пролетариат, чем в том, что она порождает пролетариат вообще. Поэтому в политической практике они принимают участие во всех насильственных мероприятиях против рабочего класса, а в обыденной жизни, вопреки всей своей напыщенной фразеологии, не упускают случая подобрать золотые яблоки и променять верность, любовь, честь на барыш от торговли овечьей шерстью, свекловицей и водкой. Подобно тому как поп всегда шел рука об руку с феодалом, поповский социализм идет рука об руку с феодальным. Нет ничего легче, как придать христианскому аскетизму социалистический оттенок. Разве христианство не ратовало тоже против частной собственности, против брака, против государства? Разве оно не проповедовало вместо этого благотворительность и нищенство, безбрачие и умерщвление плоти, монастырскую жизнь и церковь? Христианский социализм – это лишь святая вода, которою поп кропит озлобление аристократа. "

Не надо вводить себя в заблуждение буржуазной пропагандой "христианского социализма". Это мошенническая манипуляция сознанием эксплуатируемого пролетариата, практикующаяся попами и прочими проходимцами, включая политических, в интересах эксплуататоров-буржуазии.

Социализм и далее коммунизм - это наука, материализм, атеизм, это светское общество, опирающееся в своей деятельности исключительно на достоверные знания, которые может предоставить исключительно научный метод изучения мироздания.

Сам же социализм (коммунизм) лишены какого-либо идеализма.
Их отличие от капитализма имеет совершенно материальный признак:

ЗАПРЕТ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА И ОБОБЩЕСТВЛЕНИЕ ВСЕХ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА.

Т.е., ликвидация самого механизма эксплуатации человека человеком. При этом ликвидируется капиталист, как класс, тем самым исключаются антагонистические противоречия в обществе, свойственные капитализму, между трудом и капиталом, ибо всякий зарабатывает себе на жизнь своим трудом и никто - капиталом .

Это и есть настоящий социализм, а не фальшивый "христианский".