Страховые риски и виды страхового обеспечения. Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, страховые риски и субъекты

Перечень видов страховых рисков дан в ст. 7 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». В их число включены: необходимость получения медицинской помощи; временная не-трудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потеря кормильца; признание человека безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении. В научной литературе и среди специалистов, исследующих данную проблему, нет единой точки зрения по многим ее составляющим. Это, в частности, касается положения о том, что страховой риск предполагает изменение материального и (или) социального положения граждан (ст. 2 упомянутого Закона).

Социальные риски в широком смысле слова представляют собой возможность возникновения социально неблагоприятных ситуаций, связанных с необходимостью поддержки гражданина со стороны государства и общества. И когда речь идет не только о риске утраты заработка, но и о риске «материального отягощения» (например, при рождении ребенка, необходимости ухода за ним, погребении умерших членов семьи), то тоже подразумевается социальный риск в широком смысле слова.

В обязательном социальном страховании понятие риска, по мнению автора, предстоит увязать с финансовой основой данной организационно-правовой формы социального обеспечения и субъектами соответствующих правоотношений. Отчисления в страховые фонды в основном делают работо-датели (ЕСН начисляется на выплаты, которые производятся из фонда оплаты труда). Эти средства предназначены для поддержки тех, за кого сделаны платежи. Значит, фонды обязательного социального страхования призваны защищать не всех граждан в случае утраты ими заработка по независящим от них причинам, а только тех, за кого уплачивались страховые взносы. При таком подходе к проблеме становится совершенно очевидно, что признавать риском в обязательном социальном страховании следует риск утраты заработка. В связи с этим приходится согласиться с М.Ю. Федоровой, определившей социальный страховой риск как возможность утраты или уменьшения заработка или иного дохода застрахованного лица от трудовой и приравненной к ней деятельности в случаях, указанных в законе (обязательное социальное страхование) или в договоре (дополнительное социальное страхование), что предусматривает компенсацию данного риска за счет обособленного финансового источника (страхового фонда), создаваемого из страховых взносов, начисляемых на заработную плату или иной доход застрахованных лиц, примерно в одинаковой степени подвер-женных данному риску.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что объектом социального страхования сегодня выступает не только риск утраты или уменьшения заработка или иного трудового дохода, но и случаи понесения повышенных расходов, которые признаны социально значимыми. Например, пособие на погребение выдается работающим гражданам в случае смерти несовершеннолетнего члена семьи из страхового источника - Фонда социального страхования РФ. Скорее всего, было бы правильным освободить в дальнейшем фонды обязательного социального страхования от возмещения тех социальных рисков, которые не относятся к числу страховых, переложив расходы по их покрытию на бюджетные ассигнования. Сегодня в условиях экономического кризиса, когда любое перераспределение финансовых средств может повлечь за собой непредвиденные последствия, приходится исходить из данности, пре-дусмотренной действующими нормативными правовыми актами. В них социальными страховыми рисками считается возможность ут-раты (уменьшения) заработка и понесения повышенных расходов по причинам, признаваемым законодательством социально значимыми.

Если говорить о страховых случаях, то ст. 7 Закона от 16 июля 1999 г. «Виды социальных рисков. Страховые случаи» содержит только виды социальных страховых рисков (п. 1). Применительно к страховым случаям в п. 2 названной статьи сказано лишь, что при наступлении одновременно не-скольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому из них определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Думается, что формулировки страховых случаев не должны совпадать с определениями страховых рисков. Они призваны объяснять причины реализации страховых рисков, которые признаются государством уважительными. Например, утрата заработка может последовать после достижения человеком пенсионного возраста, в связи с увольнением с работы, при временной нетрудоспособности и в других случаях.

Перечисляя их в своих законодательных актах, государство показывает, когда оно считает возможным осуществлять социальную поддержку лиц, которые остались без заработка или на которых легло бремя серьезных дополнительных расходов. Так, в ст. 8 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» страховым риском признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу лица) в связи с наступлением страхового случая. К таковому отнесены достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

Мы полагаем возможным высказать свое мнение по поводу того, каким он видит перечень страховых случаев, опираясь на положения ст. 7 Закона от 16 июля 1999 г. В ней (среди прочих событий) названы: наступление старости, инвалидность, временная нетрудоспособность.

Перечисленные три случая вполне можно объединить, поскольку в каждом из них (а не только в последнем) имеется в виду потеря человеком трудоспособности. В действующем законодательстве не содержится легальных (а также детальных) определений трудоспособности или нетрудоспособности, поэтому можно воспользоваться медицинским и социальным критериями, лежащими в основе данных понятий.

Трудоспособность как индивидуальное качество проявляется тогда, когда совокупность физических и духовных возможностей человека позволяет ему производить какие-либо потребительские стоимости, выполнять профессиональную работу определенного объема и качества. Медицинский критерий трудоспособности/нетрудоспособности - это отсутствие или наличие заболевания, его осложнений, клинический прогноз. Но не всегда больной человек нетрудоспособен.

Предположим, два специалиста разных профессий - штамповщик и учитель - имеют одинаковое заболевание, к примеру панариций, то есть гнойное воспаление пальца. Штамповщик в данном случае не сможет выполнять свою работу, а учитель способен вести урок. Врач, исходя из степени функциональных нарушений, условий труда пациента, его должности и специальности решает вопрос о выдаче листка нетрудоспособности. В данном случае был использован социальный критерий установления трудоспособности человека.

Медицинский критерий выступает ведущим при установлении факта нетрудоспособности. Утрата трудоспособности имеет место тогда, когда изменения в состоянии организма приводят к невозможности выполнять трудовые обязанности. Она может быть временной или постоянной. В первом случае нетрудоспособность характеризуется таким состоянием здоровья работника, при котором он не может трудиться, однако, по предположению компетентных лиц, основанному на медико-биологических данных, способен восстановиться за относительно короткий срок при соответствующем лечении.

Если изменения в состоянии здоровья человека носят длительный, необратимый характер, и в ближайшее время его выздоровление или значительное улучшение и восстановление трудоспособности не ожидается, то такой вид нетрудоспособности считается стойким. Стойкая нетрудоспособность влечет признание лица инвалидом и определяется как постоянная.

Достижение пенсионного возраста также говорит о нетрудоспособности гражданина (ст. 9 Закона о трудовых пенсиях называет нетрудоспособными женщин, достигших 55 лет, и мужчин после 60 лет).

Такая нетрудоспособность носит необратимый характер. В то же время по классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) старыми называются люди, достигшие лишь 75 лет.

Здесь налицо несовпадение порога наступления старости (оно названо страховым случаем в подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона от 16 июля 1999 г.) и более низкого пенсионного возраста в России. Кроме того, в подп. 3 п. 1 ст. 7 упомянутого выше закона в качестве страхового риска и страхового случая выступают трудовое увечье и профессиональное заболевание. Однако последние сами по себе страховыми случаями не являются.

Правовые последствия в области обязательного социального страхования наступают лишь в том случае, когда трудовое увечье или профессиональное заболевание повлекли наступление временной или стойкой нетрудоспособности.

И поэтому вряд ли стоит в качестве страховых случаев отдельно выделять трудовое увечье и профессиональное заболевание.

Если идти по этому пути, то придется выделять в качестве страховых случаев и такие основания временной нетрудоспособности, как уход за больным членом семьи, карантин, долечивание в санатории после пребывания на стационарном лечении, протезирование. Ведь в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» все они могут служить основанием для признания лица нетрудоспособным. А в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» под страховым случаем понимается подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного лица либо его смерть вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, что влечет возникновение обязательства страховщика по обеспечению страхования.

Другое дело - виды страхового обеспечения. В ст. 8 упомянутого закона вполне правомерно оставить перечисление конкретных выплат, которые производятся при различных видах нетрудоспособности.

Целесообразно, скорее всего, соединить в один страховой случай потерю кормильца (подп. 7 п. 1 ст. 7) и смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении (подп. 9 п. 1 ст. 7), поскольку потеря кормильца и есть смерть застрахованного лица. Последствия смерти работника для членов его семьи могут быть разными (назначение пенсии по случаю потери кормильца или выплата пособия на погребение), но одновременно могут быть использованы средства из Фонда социального страхования и Пенсионного фонда РФ - все зависит от назначения той или иной выплаты.

Присутствие в числе страховых случаев факта признания гражданина безработным станет объяснимым, если, как предполагается, будет восстановлен Фонд занятости населения РФ, существовавший до 2001 года. В настоящее же время он страховым случаем не является, так как финансовую основу расходов в сфере занятости населения составляют бюджетные ассигнования, однако в число социальных рисков (в широком смысле слова) входит.

Высказанные автором предложения о разделении одних и объединении других статей и положений, уточнении отдельных понятий, очевидно, смогут в какой-то мере содействовать оптимизации содержания и повышению эффективности российских законодательных актов, характеризующих страховые риски и страховые случаи в рамках закона об обязательном социальном страховании граждан Российской Федерации.

Риск - возможная случайность или опасность потерь, которые носят возможный характер и могут являться причинами ущерба.

Страховой риск - случайности или опасности, в результате появления которых страховщик берет на себя обязательство выплатить пострадавшей стороне сумму страхового возмещения. Сфера рисков, покрываемых страхованием, строго оговаривается перед процедурой страхования.

Любое стихийное бедствие рассматривается как опасность, в результате чего появляется объект страховой защиты. Элементом появления страховых отношений является риск.

Существует множество определений риска, их связывают следующие положения: основополагающая идея неопределенности, вероятность наличия разнообразных уровней риска, понятие итога (результата).

Под классификацией риска понимается распределение риска на определенные группы по обусловленным свойствам для достижения назначенных целей.

Научно аргументированная классификация риска позволяет ясно выявить роль каждого риска в их совокупной структуре. Она образовывает возможности для эффективного использования подобающих способов, методов управления риском. Каждому риску соответствует своя структура технологии управления рисками.

Риски могут быть:

1) природно-естественными (риски, связанные с возникновением стихийных сил природы: землетрясением, наводнением, ураганом и т.п.);

2) экологическими (риски, связанные с загрязнением окружающей среды);

3) политическими (связаны с политической ситуацией в стране и деятельностью государства). Политические риски появляются в результате нарушения условий производственно-торгового процесса по факторам, прямо не зависящим от хозяйствующего субъекта;

4) транспортными (риски, связанные с транспортировкой грузов транспортом: автомобильным, морским, речным, железнодорожным, воздушным, трубопроводным и т.п.);

5) коммерческими (предпринимательский, хозяйственный риск, возникающий при проведении бизнес-операций, осуществлении сделок). Эти риски состоят в вероятном снижении или потере доходов предприятия. Коммерческие риски подразделяются на:

а) имущественные. Это риски, связанные с вероятностью утраты имущества предпринимателя в результате кражи, диверсии, невнимательности, перенапряжения технологических систем или риск в кредитной сделке, с состоянием или качеством собственности и т.п.;

б) производственные. Это риски, связанные с убытком от остановки производства вследствие повреждения основных и оборотных фондов (оборудования, сырья, транспорта и т.п.);

в) торговые. Это риски, связанные с ущербом в результате задержки платежей, недоставки продукции и т.п.;

г) финансовые. Это риски, связанные с возможностью потери денежных или кредитных средств.

Социальный страховой риск - предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальноестрахование. Федеральный закон «об основах обязательного социального страхования» определяет социальный страховой риск следующим образом: предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Все виды страховых рисков можно разделить на три группы:

2. Утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

3. Дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Конкретные виды страховых рисков выглядят следующим образом:

1. Необходимость получения медицинской помощи.

2. Временная нетрудоспособность - невозможность по состоянию здоровья выполнять работу в течение относительно небольшого промежутка времени. Экспертиза временной нетрудоспособности работников осуществляется в учреждениях здравоохранения врачом или комиссией врачей. Удостоверяется больничным листком (в некоторых указанных в законодательстве случаях - справкой лечебно-профилактического учреждения.

3. Трудовое увечье - повреждение здоровья работника вследствие несчастного случая на производстве. Факт Трудовое увечье учитывается при назначении пособий по временной нетрудоспособности, пенсий по инвалидности к пенсий по случаю потери кормильца. Пособие по временной нетрудоспособности вследствие Трудовое увечье назначается при наличии акта о несчастном случае на производстве, если несчастный случай, повлёкший за собой увечье, произошёл на территории предприятия или в ином месте выполнения работником его трудовых обязанностей.



4. Профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного производственного фактора и повлёкшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

5. Материнство.

6. Инвалидность - нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в жизни. При наступлении инвалидности назначаются пенсии или ежемесячные пособия, предоставляются др. виды социального обеспечения и обслуживания, гарантированные государством. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности (I группа - на 2 года, II и III - на 1 год), а лицам в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид».

7. Наступление старости.

8. Потеря кормильца.

9. Признание безработным.

10. Смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому из них определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

12. Государственная социальная помощь, понятие, виды.

Гос.соц.помощь как организационно-првовая форма дополняет гос.соц. страхование и находится на стадии формирования.

Она оказывается в целях повышения уровня жизни малоимущих граждан среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума установленного в субъекте РФ, а также в целях обеспечения всеобщей доступности и приемлемости качества соц.услуг.

Осн.цель гос.соц. помощи снижение уровня соц.неравенства.

В совр.условиях постоянно возникают новые обстоятельства в связи с которыми граждане утрачивают средства существования, несут доп.расходы и попадают в трудные жизненные ситуации, когда они нуждаются в помощи со стороны государства.

Источником финансирования гос.соц.помощи служат бюджеты разл.уровней бюджетной системы РФ.

Правовое регулирование – предоставление гос.соц.помощи осущ. в соотв. с:

1) Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Гл.критерием который опред.право на соц.помощь является нуждаемость.

Нуждаемость – это такое матер.положение, при котором индив.или среднедушевой доход лица и членов его семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ по независящим от него причинам.

Величина прожит.минимума представляет собой стоимостное выражение потребит.корзины, при этом включ.в себя минимальный набор продуктов питания, промышл.товаров и услуг, которые необходимы для сохранения здоровья. Человека и обеспечение его жизнедеятельности.

Потребит.корзина по РФ и её субъектах определяется по осн.соц-демогр группам населения не реже 1 раза в 5 лет в соотв с методич.рекомендациями, которые разрабатываются с участием профсоюзов и утверждается Правительством РФ.

В субъектах РФ потреб.корзина устанавливается высшими законодательными органами с учетом природно-климат.учётом, потребление продуктов питания непродов.товаров и услуг.

1)Трудоспособное население, 2)дети, 3) пенсионеры

Стоимостное выражение потреб.корзины служит базой для расчёта регион.прожит.минимума, а также для установения миним.размеров оплаты труда, фиксир.базового размера пенсий, для разл.вида соц.пособий.

ВИДЫ: соц.пособия и субсидии.

СОЦ,ПОСОБИЯ. С 1.01.2005 финансирование гос.соц.помощи передано в ведение субъектов РФ.

На основе этого закона были приняты почти во всех субъектах нормат.акты гос.соц.помощи.

Напр, право на соц.пособие имеют сл.категории граждан: труженики тыла, ветераны труда и приравненные к ним лица, реабилитированные граждане, а также граждане приравненные к пострадавшим от полит.агрессий.

Если у гражданина имеется право на получение пособия по неск.основаниям, то выплата производится только по одному самому высокому по размеру.

Кроме того в перечень мер гос.соц.поддержки многие субъекты как правило квл бесплатн.проезд на всех видах городского транспорта, кроме такси и м/т.

Льготный или бесплатный отпуск лекарств.средств по рецептам врачей.

Льготный, беспл или со скидкй проезд ж/д транспорта пригородного сообщения.

Органами соц.защиты населения ведётся реестр получателей мер соц.поддержки.

Он содержит необх.сведения о гражданах, постоянно проживающих на данной территории и имеющих право на получение соц.поддержки или помощи.

СУБСИДИИ – это имеющие целевое назначение полная или частичная оплата соц.услуг. Как правило предост.на оплату жилья и коммунал.услуг в соотв.с решением высших законод.органов РФ.

*на финансирование мер со.поддержки реабилитированных лиц и лиц признанных пострадавшими от полит.регрессий.

*на соц.поддержку ветеранов труда и тружеников тыла.

*на выплату пособий гражданам, имеющих детей

Документы, необх.на получение субсидий: заявление, документы о составе семьи заявителя, документы подтв правовые основания владения, пользования жилых помещений, документы подтв доходы заявителя и всех членов его семьи.

При заключении договора страхования следует различать понятия страхового случая, события и риска. Страховой случай – это основание для начала действия условий ранее заключенного договора: временная потеря трудоспособности, травма на производстве, порча или кража имущества, угон автомобиля, потеря основного источника заработка.

Понятие страхового риска

Страховой риск – это возможное наступление страхового случая, по поводу которого оформляется договор страхования. Для страховой компании это возможные расходы при возмещении ущерба. Величина риска определяется различными факторами. В течение всего периода страхования степень риска может уменьшаться или увеличиваться.

В качестве страхового риска могут выступать определенные действия по отношению к объекту страхования - болезнь, стихийное бедствие, травма, кража. Очень важно знать, что заранее степень страхового риска сложно определить. Это тот риск, который становится ответственностью страховой компании - страховщика. В этом случае действуют дополнительные виды страхования.

Страховые риски по дополнительным видам страхования подразделяются на:

  • Экологические , которые связаны с загрязнением среды.
  • Транспортные , которые подразделяются на страхование КАСКО и КАРГО.
  • Специальные. Страхование перевозимых особо ценных грузов – драгоценных металлов, минералов.
  • Технические. Связаны с внезапным выходом из строя механизмов или аварией на производстве.
  • Риски ответственности.

При оформлении договора страхования, степень возникновения рисков в каждом виде страхования нельзя рассчитать максимально точно. Это величина, зависящая от многих факторов.

Виды социально-страховых рисков

Наиболее распространенными видами таких рисков является получение медицинской помощи различного уровня, утрата дохода или возникновение дополнительных расходов при страховом случае.

На практике же виды социально страховых рисков подразделяются на такие категории:

  • Необходимость обращения за квалифицированной или специальной медицинской помощью. Это неоспоримый факт, относящийся к обязательному страхованию.
  • Потеря заработков по независящим от человека причинам.
  • Временная нетрудоспособность – невозможность по состоянию здоровья (болезни, бытовой травмы) выполнять обязанности согласно трудовому договору с организацией или предприятием. Как правило, данный период непродолжителен. Лист нетрудоспособности в первые три месяца оплачивается организацией, последующий период нетрудоспособности оплачивает страховая компания.
  • Получение трудовых увечий – нарушение здоровья из-за несчастного случая на территории производства, при транспортировке рабочим транспортом до места выполнения трудовых обязанностей. Факт несчастного случая определяется производственной комиссией и составляется акт, в котором обязательно указывается место происшествия, время. На основании данного акта оплачивается лист нетрудоспособности.
  • Профессиональное заболевание, вызванное условиями труда. Носит временный или постоянный характер утраты работоспособности.
  • Получение инвалидности. Назначается пенсия или ежемесячное пособие, предоставляются льготы и социальное обслуживание в зависимости от степени тяжести.
  • Рождение ребенка.
  • Потеря кормильца.
  • Выход на пенсию по достижении пенсионного возраста (по старости).
  • Безработица.
  • Смерть застрахованного лица.

Данные виды социальных страховых рисков защищаются государством, в некоторых случаях – уполномоченными лицами, представителями страховых компаний.

Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию надлежит знать каждому гражданину РФ. В жизни может случиться любая ситуация, когда потребуется дополнительная финансовая помощь.

Обязательное социальное страхование — часть социальной государственной защиты. Федеральное законодательство предусматривает страхование работающих людей от ухудшения социального или материального статуса по независящим от человека обстоятельствам.

Социальное страхование в обязательном порядке

Обязательным социальным страхованием называют экономические, организационные и правовые мероприятия, позволяющие компенсировать или уменьшить результаты снижения социального или материального статуса трудоустроенных граждан и других категорий после трудовых увечий, инвалидности, профзаболевания, болезней, беременности, родов, утраты рабочего места, наступления старости, смерти кормильца, при потребности санаторно-курортного лечения и других обстоятельств, прописанных в законе РФ.

Принципы

Главные нормы это вида страхования:

Субъекты страхования

Субъектами называют участников страховых отношений:

Страхователи

Страхователем является организация или гражданин, которые вносят страховые взносы, оплачивают страховое обеспечение. Некоторые виды страховых взносов уплачивают органы местного самоуправления, исполнительная власть. Страхователи строго определены законом.

Страховщики

Страховщиком будут некоммерческая организация, соответствующая требованиям закона. В нем страховщики определены по всем формам соц.страхования. Они обеспечивают права застрахованного человека после возникновения страхового случая.

Застрахованное лицо

Застрахованным лицом будут граждане РФ, иностранные лица, лица без гражданства. Основное условие - официальное трудоустройство. Так же страхованию подлежат самостоятельно обеспечивающие себя лица и другие категории, которые предусмотрены законодательством.

Если человек оформлен по трудовому договору, то он точно попадает под социальное страхование обязательной формы и может рассчитывать на государственную помощь. Лица без гражданства будут застрахованы только, если относятся к высококвалифицированным специалистам, работают в РФ более полугода.

Виды страховых рисков социального характера

Существует несколько видов страховых рисков. Регламент компенсации по одновременно наступившим нескольким случаям предусмотрен федеральным законодательствам.

К страховым рискам относят:

  • Потребность в медицинской помощи.
  • Материнство.
  • Временная нетрудоспособность.
  • Профзаболевания, трудовые увечья.
  • Инвалидность.
  • Старость.
  • Смерть кормильца.
  • Потеря работы и получение статуса безработного.
  • Уход из жизни, потеря трудоспособности находящихся на иждивении. Для каждой формы социальных страховых рисков предусмотрено вид страхового обеспечения.

Формы страхового обеспечения

  • Оплата расходов, понесенных мед.учреждением во время оказания медпомощи человеку.
  • Обеспечение по инвалидности.
  • Обеспечение по старости.
  • Обеспечение после смерти кормильца.
  • Пособие по БИР.
  • Обеспечение по временной нетрудоспособности.
  • Пособия по профзаболеваниям, трудовым увечьям.
  • Пособие по уходу за ребенком.
  • Разовая выплата при рождении ребенка.
  • Пособие для женщин за своевременное становление на учет во время беременности.
  • Компенсация санаторно-курортного лечения.
  • Пособие на оздоровление.
  • Пособие на погребение.

Виды обеспечения по страхованию

Федеральный закон предусматривает 3 основных вида:

Эти виды страховых выплат получают лица предусмотренные законом, а не само застрахованное лицо.

Если восстановление трудоспособности невозможно, то требуется констатация стойкой утраты трудоспособности специалиста.

  • уход за застрахованным посторонним человеком или членом семьи;
  • проезд и проживание застрахованного и сопровождающего лица (при надобности) для медицинской или социальной реабилитации, прохождения медико-социальные экспертизы, экспертизы для определения связи возникшего заболевания с профессией.
  • восстановление в санаторно-курортных организациях;

При надобности сопровождающего лица, его проживание и питание компенсируется с фонда страхования.

Ремонт протезов и технических средств происходит за счет государства.

Выплата утраченного заработка, морального вреда ложится на причинителя вреда.

Момент возникновения обязательств

Для страхователя обязательства наступают после подписания трудового договора с любым работником. В иных случаях - после регистрации.

У страховщика - после подписания трудового договора. При самостоятельном обеспечении работой и у других категорий - после внесения страховых взносов.

Обязанности и права застрахованного лица

Обязанности застрахованного следующие:

  • вовремя подавать страховщику документы с достоверной информацией, которые будут основанием для оформления страхового обеспечения;
  • вносить налоговые платежи, страховые взносы. Застрахованное лицо вправе: . вовремя получить страховое обеспечение на установленных условиях;
  • рассчитывать на защиту;
  • участвовать в управлении страхованием;
  • получать информацию о работе страхователя и страховщиков;
  • вносить предложения по страховым взносам.

Человек обязан знать свое право на социальное обеспечение по обязательному социальному страхованию. Каждый может рассчитывать ан помощь государства в трудном финансовом положении.