Резервный фонд америки. Федеральная резервная система сша

Название банка

Федеральный резервный банк Бостона

Федеральный резервный банк Нью-Йорка

Филадельфия

Федеральный резервный банк Филадельфии

Кливленд

Федеральный резервный банк Кливленда

Федеральный резервный банк Ричмонда

Федеральный резервный банк Атланты

Федеральный резервный банк Чикаго

Сент-Луис

Федеральный резервный банк Сент-Луиса

Миннеаполис

Федеральный резервный банк Миннеаполиса

Канзас-Сити

Федеральный резервный банк Канзас-Сити

Федеральный резервный банк Далласа

Сан-Франциско

Федеральный резервный банк Сан-Франциско

Каждое региональное отделение имеет собственный Со­вет директоров , не являющихся служащими банка, состоя­щий из девяти членов, поделенных на классы - А, В и С:

    три директора класса А выбираются банками - акционера­ми ФРС из собственных представителей (один от крупных банков, один от средних, один от малых);

    три директора класса В выбираются банками - акционера­ми ФРС от общественности - людей, не работающих в банков­ской системе (один от крупных банков, один от средних, один от малых);

    три директора класса С назначаются Советом управляю­щих ФРС.

В техническом смысле каждый из 12 федеральных резерв­ных банков является не государственной организацией, а кор­порацией. Эти банки находятся в крупных городах, и их акци­онерами являются обычные коммерческие банки.

Имеются существенные различия между федеральными резервными банками и коммерческими. Федеральные резерв­ные банки проводят операции, не имея целью получение при­были. Коммерческие банки-акционеры в отличие от обычных пайщиков получают дивиденды не более 6% от деятельности федеральных резервных банков, а основной доход поступает государству. Фактически эти дивиденды являются платой за использование финансовых активов коммерческих банков. По законодательству США банки обязаны создавать резерв­ные фонды и держать их преимущественно в федеральных ре­зервных банках, которые в свою очередь могут их использо­вать при проведении своих операций.

Основные функции федеральных резервных банков:

    осуществление безналичных расчетов по чекам (клиринг чеков);

    выпуск новых банкнот и изъятие из обращения изношенных;

    предоставление учетных кредитов банкам в рамках ре­зервных округов;

    осуществление связи между бизнесменами и ФРС;

    инспекция банков штатов;

    выдача разрешения на слияние кредитных учреждений;

    проведение вместе с казначейством операций на между­народных валютных рынках;

    поддержание покупательной способности национальной валюты (это в основном функция Федерального резервного банка Нью-Йорка);

    сбор информации об условиях хозяйственной деятельно­сти в округах;

    проведение исследований по вопросам денежно-кредит­ной политики и издание аналитических и информационных бюллетеней.

Для того чтобы вступить в ФРС, коммерческий банк обя­зан приобрести в окружном Федеральном резервном банке ак­ции на сумму, равную 3% его акционерного капитала и нерас­пределенной прибыли.

Наряду с федеральными резервными банками банковская система США включает:

    коммерческие банки;

    инвестиционные банки.

Коммерческие банки по юридическому статусу подраз­деляются на национальные и штатные. Национальные банки функционируют согласно федеральным законам и в обяза­тельном порядке входят в ФРС в качестве банков-членов, штатные - действуют в соответствии с законами отдельных штатов и по желанию входят либо не входят в ФРС.

Коммерческие банки являются основой банковской систе­мы США, по сумме активов они занимают первое место. В на­стоящее время их насчитывается около 7 тыс. Крупнейшие из них: «Морган Чэйс бэнк» (JPMorgan Chase Bank), «Ситибэнк» (Citibank), «Бэнк оф Америка» (Bank of America) и др.

Современное состояние банковской системы США харак­теризуется углублением процесса глобализации, интернацио­нализации и роста ТНК.

Особую роль в банковской системе США играют инвести­ционные банки , которые осуществляют два главных вида операций с ценными бумагами: гарантирование эмиссии цен­ных бумаг и непосредственное размещение ценных бумаг компании. Среди крупнейших инвестиционных банков необ­ходимо выделить «Меррил Линч» (Merryl Lynch), «Пирс» (Pirs) и др.

В последние годы на рынке ссудных капиталов США за­метно повысилась роль специальных кредитно-финансовых институтов . Это обусловлено как обострившейся конкурент­ной борьбой за долгосрочные сбережения, так и усилившейся дифференциацией функций кредитных институтов.

Важное место в кредитной системе США занимают стра­ ховые компании. Они привлекают огромные денежные сред­ства. Главный объект их инвестиций - облигации корпораций, государственные ценные бумаги. Страховые монополии США контролируют значительную часть страхового рынка инду­стриально развитых стран. В 2011 г. на первое месте в мире по показателю капитализации среди страховых компаний (172 млрд дол.) находилась «Америкэн интернейшэл групп» (American International Group - AIG). Компания занимает вто­рое место в мире по страхованию недвижимости и от несчаст­ных случаев и первое место в США по страхованию жизни. Страховой гигант насчитывает около 100 тыс. сотрудников и работает примерно с 50 млн клиентов в более чем 100 стра­нах мира.

Пенсионные фонды стали играть важную роль на рынке ссудных капиталов после Второй мировой войны. Средства частных пенсионных фондов в основном вкладываются в ак­ции и облигации корпораций. В этом отношении они конкури­руют с инвестиционными компаниями, которые, покупая ак­ции торгово-промышленных и транспортных фирм, выпуска­ют на рынок собственные обязательства. Средства государ­ственных пенсионных фондов инвестируются в облигации казначейства.

Финансовые компании США являются, прежде всего, ин­струментом продвижения товаров длительного пользования на рынки для крупных промышленных корпораций, особенно в условиях низкого спроса и ухудшения экономической конъ­юнктуры. Они проявляют наряду с коммерческими банками высокую активность в сфере потребительского кредита. Осо­бое место занимает продажа автомобилей, поскольку большая их часть приобретается в кредит. Так, ведущая автомобильная корпорация США «Дженерал моторс» (General Motors) имеет дочернюю финансовую компанию «Дженерал моторс аксептэнс корпорейшн» (General Motors Acceptance Corporation). Быстро растут и компании мелкого потребительского кредита, которые сосредоточивают у себя значительную часть потреби­тельских ссуд.

Ссудосберегательные ассоциации создаются для аккумуляции сбережений в форме вкладов, чтобы обеспечить целевое кредитование вкладчиков. Эти сберегательно-финансовые учреждения могут иметь форму паевой организации (если принадлежат вкладчикам-пайщикам) или акционерной (если принадлежат акционерам). При акционерной форме такие ассоциации могут принадлежать холдинговым компаниям - унитарным, владеющим одной ссудосберегательной ассоциацией, или холдинговым компаниям, владеющим несколькими ссудосберегательными ассоциациями. Унитарные компании пользуются большей свободой в выборе видов услуг и деятельности, чем холдинговые. Ассоциации прилагают большие усилия, чтобы адаптироваться к современному рынку. Например, такие, как «Ферст» (First Union), практически превратились в коммерческие банки, а другие - типа «Норт Экрон Сэйвингс энд Лан» (Nort Akron Savings & Loun) функционируют в традиционных рамках.

Взаимные сберегательные банки представляют собой финансовые институты, созданные с целью аккумуляции сбережений широких слоев населения (в первую очередь скромного достатка) путем выплаты процентов (дивидендов) по размещенным в них сбережениям. В первое время такие банки рассматривались как полуфилантропические учреждения, предоставлявшие услуги по аккумуляции сбережений малообеспеченных людей и инвестированию этих сбережений в надежные ценные бумаги с целью получения в итоге по этим накоплениям регулярного процентного дохода. Первоначальные минимальные размеры вкладов в эти банки отражаются в их названиях: «Пятицентовый сберегательный банк Линна» (Lynn FiveCents Savings Bank), штат Массачусетс, или «Деся­тицентовый сберегательный банк Бруклина» (Brooklyn Теn- Cents Savings Bank), штат Нью-Йорк. Основной вид активных банковских операций таких банков - ипотечный и потреби­тельский кредит. Получаемая прибыль используется для соз­дания гарантийных фондов и выплаты процентов. Процент­ные ставки по вкладам во взаимно-сберегательных банках ниже, чем в коммерческих банках.

Кредитные союзы отличаются от других небанковских ин­ститутов тем, что их деятельность основана на принципах ко­операции и сотрудничества. Эти союзы привлекают паи и взносы одних своих членов и выдают за их счет кредиты дру­гим своим членам.

Кредитные союзы в США осуществляют преимуществен­но потребительское кредитование. При этом крупные союзы выполняют практически все виды финансовых операций, включая Эмиссию карт. Этот сегмент финансового рынка пе­режил не одну волну масштабной консолидации. В 1980 г. в США насчитывалось 17 350 кредитных союзов. Сейчас в стране имеется около 7300 таких организаций. Совокупный объем активов союзов превышает 940 млрд дол. Для сравне­ния: в 2007 г. этот показатель не превышал 750 млрд дол. В тех или иных кооперативах и союзах, построенных на прин­ципах взаимного кредитования, состоит более 91 млн чело­век - почти треть населения США.

Кредитные потребительские кооперативы, по сути, заме­няют банки для групп граждан, объединенных каким-либо признаком, например местом работы (полиция, пожарная охра­на). Условия предоставления займов и порядок начисления процентов на внесенные сбережения определяются самим кредитным союзом. Корпоративные кредитные союзы в США, являясь своеобразными аналогами банков, предостав­ляют следующие услуги: инвестирование средств, финансо­вые консультации и предоставление гарантий по обяза­тельствам для своих младших коллег - кредитных потреби­тельских кооперативов.

Система управления кредитным союзом, распределение ответственности и полномочий между его персоналом и пай­щиками, процедуры принятия решений разрабатываются, утверждаются и реализуются на основе принципа «один пай­щик - один голос». Высшим органом управления союза является общее собрание его членов, а в перерывах между собраниями - правление. Общую координацию деятельности таких финансовых институтов осуществляет Национальное управле­ние кредитных союзов США (NCUA).

Провело исследование на предмет того, кто в действительности является реальным хозяином американской Федеральной резервной системы, результаты которого мы предлагаем к ознакомлению.

Заинтересованные лица не раз читали отчеты Forbes о перечне самых мощных мировых компаний. В списке присутствует множество названий, но не хватает одного, которое и определяет всю экономическую политику планеты: Федеральная резервная система США. На первый взгляд, такой вывод кажется странным. Да, ФРС не торгуется на биржах, но скорее потому, что ее истинные владельцы максимально избегают публичности.

Есть ли федеральное в ФРС?

Непосвященные считают, что ФРС является американским государственным учреждением, что совершенно не соответствует истине. Каким бы странным это не казалось, но Федеральная резервная система США не имеет отношения к государству и не управляет его резервами.

ФРС является системой, управляемой различными собственниками, в состав которой входят 12 региональных банков с разветвленной структурой филиалов: Федеральные резервные банки Бостона, Нью-Йорка, Филадельфии, Кливленда, Ричмонда, Атланты, Чикаго, Сент-Луиса, Миннеаполиса, Канзас-сити, Далласа и Сан-Франциско.

Их собственниками являются некоторые из самых больших коммерческих банков Соединенных Штатов. О каких банках точно идет речь, достоверно неизвестно, во всяком случае, публично об этом ФРС не распространяется, а вот слухи ходят разные.

Предположительно, владельцами ФРС могут быть банкирские династии Ротшильдов, Лазард Фрер, Кун и Лёб (Kuhn, Loeb & Co), Варбург, Леман Бразерс (Lehman Brothers), Рокфеллеровский Chase Manhattan, JPMorgan и Goldman Sachs.

Из "американского федерального" в ФРС находятся только несколько аспектов: назначение правления президентом США и ограниченная отчетность Конгрессу США. Конгрессу США дозволено лишь просить предоставления некоторой информации о деятельности ФРС. Это право законодательный орган Соединенных Штатов получил после финансового кризиса на основании законодательного акта - "Закона Додда-Франка".

Как тут не вспомнить знаменитую фразу Mayer Amschel Ротшильда (1744 - 1812), который выразил ею всю сегодняшнюю ситуацию: "Дайте мне возможность печатать деньги страны, и мне будет всё равно, какие законы будут приниматься".

Не сразу клан Ротшильдов пришел к контролю над печатанием денег. Mayer Amschel Ротшильд был банкиром самого крупного банка мира, а вот его потомки и основали ФРС.

Сегодняшнюю ФРС задумали семь человек, которые обладали в 1910 году примерно 25 процентами богатства всего мира. Эти семеро тайно встретились на острове Джекил Айленд, принадлежавшем JPMorgan. В состав заговорщиков входил Нельсон Олдрич, сенатор Род-Айленда - будущий председатель Комиссии по национальной валюте. Он и организовал указанную встречу, которую позже назвали "охотой на уток". Он был совладельцем JPMorgan и одновременно являлся тестем Джона Д. Рокефеллера мл. - одного из самых богатых мужчин того времени на планете. Олдрич активно работал в сенате по увеличению своего капитала и вмешивался во все финансовые аспекты, обсуждаемые в Конгрессе США.

Остальные участники встречи тоже носили громкие имена: Франк Фандерлип, президент National City Bank of New York; Генри Дэвисон, ещё один совладелец JPMorgan; Чарльз Нортон, президент Первого Национального банка Нью-Йорка; Бенджамин Стронг из JPMorgan Bankers Trust, а также Варбург, партнер Куна, Лёб и представитель семьи Ротшильдов.

В чьих интересах совершен переворот в денежной системе

Революция денежной системы началась на на острове Джекил Айленд. Была ли она так необходима?

В 1910 году в промышленности сложилась четкая тенденция: промышленный рост финансировался не кредитами, а фактической прибылью предприятий. Такого же правила придерживалось и правительство США. Золотые запасы были созданы, в то время как долги убавлялись.

Причиной этого развития было строгое ограничение денежной массы, обеспеченной только тем количеством золота, которым обладали банки.

Тем не менее банкиры часто оперировали денежными объемами больше, чем это было разрешено законами США. То есть - деньгами, не покрытыми резервами. В результате резервы растаяли быстрее, чем это желали некоторые банки, а несколько тысяч денежных домов стали неплатежеспособными.

Без финансовой страховки, которая могла бы держать банки на плаву, они бы быстро обанкротились. Кроме того, банкирам было крайне выгодно, чтобы промышленность залезала в долги перед банками.

С точки зрения банкиров, выход был в одном: только сами банки должны распоряжаться денежной массой и определять ее размер. Результат: создание ФРС.

Закон, изменивший мир

В течение трех лет в недрах правительственной и законодательной власти США шла борьба между банкирами и чиновниками за создание ФРС. И вот накануне рождества 1913 года, когда большинство сенаторов хлопотало о предстоящих рождественских каникулах, законопроект был одобрен Конгрессом США. Недавно избранный президент Вудро Вильсон без задержки подписал закон о ФРС. Первого января 1914 года США проснулись уже другими. Уже перед своей смертью Вильсон сожалел об этом: "Я обманул мою страну. Судьба нации находится в руках маленькой группы лиц".

Банк никогда не проиграет

В 1966 году Алан Гринспен, экс-руководитель ФРС написал статью, в которой жестко критиковал политику дешевых денег, на которую возложил ответственность за депрессию 30-х годов. Однако, будучи в руководстве ФРС, он лично занимался продвижением денежной политики низких процентных ставок. Отвечая на вопрос: кому выгодно создание ФРС, ответ будет один - только самим банкам.

Азарт, присущий игрокам в казино, сходен с азартом, царящим на самом верху Уолл-стрит. Дешевые деньги всегда оставляют банки в выигрыше. Естественно, государство также может в какой-то мере извлекать пользу от дешевых денег. Экономику государства тоже можно временно поднять за счет курсовых разниц на рынках долгосрочных капиталов. Но в конечном итоге выиграют банки, которые зарабатывают на потребительских кредитах.

Между тем, Соединенные Штаты Америки, как государство, уже имеют огромный долг в несколько триллионов долларов перед ФРС США. Этот долг США будут отдавать. Вот только всех своих кредиторов поименно не знает не только американский народ, но и даже депутаты США, а также кандидаты в президенты и сами президенты.

Это косвенно подтвердил тот же Алан Гринспен в телевизионном интервью: "Прежде всего ФРС - независимое агентство. Это означает, что нет таких чиновников или государственных учреждений, которые могли бы запретить или оспаривать наши действия."

Генри Форд, например, однажды сказал:

"Собственно хорошо, что американцы не понимают нашу денежную систему. Если бы они стали этим интересоваться, то революция произошла бы у нас уже завтра утром . "

😆Устали от серьезных статей? Поднимите себе настроение

Федеральная резервная система (Federal Reserve System, ФРС , Федеральный резерв, Fed) - это специально созданное 23 декабря 1913 года независимое федеральное агентство для выполнения функций и осуществления централизованного контроля над коммерческой банковской системой США. В ФРС входят (FRB), расположенных в крупнейших городах США, около трёх тысяч коммерческих так называемых банков-членов, назначаемый Президентом США , Федеральный комитет по операциям на открытом рынке и консультационные советы. Основанием для создания является «Закон о Федеральном резерве». В управлении ФРС определяющую роль играет государство, хотя форма собственности капитала является частной - акционерная с особым статусом акций.

С точки зрения управления, ФРС является независимым органом в правительстве США. Как национальный центральный банк, ФРС получает полномочия от Конгресса США. Независимость в работе обеспечивается тем, что принимаемые решения о кредитно-денежной политике не должны быть одобрены президентом США или кем-либо иным из исполнительной или законодательной ветвей власти, ФРС не получает финансирование от Конгресса, срок полномочий членов Совета управляющих Федеральной резервной системы охватывает несколько сроков президентских полномочий и членов Конгресса. В то же время ФРС подконтрольна Конгрессу, который часто анализирует деятельность ФРС и может изменить обязанности ФРС законодательным образом.

Money For Nothing - Liberty Street Films , 2013 (Trailer, оригинал с Ютуба удаляют..):

Высшее руководство и Глава ФРС

Руководящим органом ФРС является в составе 7 членов, которых назначает Президент США с одобрения Сената. Каждый член Совета назначается сроком на 14 лет без права продления полномочий. Раз в два года назначается один член Совета, и каждый президент, таким образом, может назначить только двух членов (либо четырёх, если президент избирается на второй срок), при условии, что кто-либо не освобождает пост раньше срока.

Совет управляющих возглавляет председатель и его заместитель, которые выбираются президентом из семи членов Совета сроком на четыре года без ограничений на продление полномочий.

С февраля 2006 года пост председателя Совета управляющих ФРС занимал . 17 декабря 2009 года Банковский комитет сената США утвердил главу ФРС Бена Бернанке на второй срок. За его кандидатуру проголосовали 16 сенаторов, семеро были против.

6 января 2014 года Сенат США утвердил предложенную президентом Бараком Обамой кандидатуру Джанет Йеллен на пост главы Федеральной резервной системы. В течение последних двух лет Йеллен работала заместителем Бена Бернанке.

Who owns the Federal Reserve?:

Банки Федеральной резервной системы ФРС США

Совету управляющих подчинены 12 региональных отделений ФРС, называемых « », которые созданы на основе «Закона о Федрезерве» и составляют основу структуры ФРС США. Региональные отделения географически расположены в двадцати пяти филиалах и осуществляют свои полномочия в закреплённых за ними штатах, называясь по имени тех городов, в которых расположены их штаб-квартиры:

  • Бостон;
  • Нью-Йорк;
  • Филадельфия;
  • Кливленд;
  • Ричмонд;
  • Атланта;
  • Чикаго;
  • Сент-Луис;
  • Миннеаполис;
  • Канзас-Сити;
  • Даллас;
  • Сан-Франциско.

Двенадцать банков ФРС имеют статус самостоятельного юридического лица, но они отчитываются и подчиняются назначаемому Президентом США и одобряемому Сенатом США Совету управляющих ФРС.

Основными функциями федеральных резервных банков являются:

  • Устанавление учётных ставок с разрешения Совета управляющих ФРС;
  • Отслеживание состояния местных экономических и финансовых учреждений;
  • Предоставление финансовых услуг правительству США и другим депозитариям.

Функции ФРС

Текущими функциями Федеральной резервной системы ФРС США являются:

  • Выполнение обязанностей США;
  • Поддержание баланса между интересами и общенациональными интересами;
  • Обеспечение надзора и регулирования банковских учреждений;
  • Защита кредитных прав потребителей;
  • Управление денежной эмиссией (нередко с конфликтующими целями: минимизация безработицы, поддержание стабильности цен, обеспечение умеренных процентных ставок);
  • Обеспечение стабильности финансовой системы США, контроль системных рисков на

В ФРС входят 12 федеральных резервных банков, расположенных в крупнейших городах, около трёх тысяч коммерческих так называемых банков-членов, назначаемый президентом Совет управляющих, Федеральный комитет по операциям на открытом рынке и консультационные советы. Основанием для создания является Закон о Федеральном резерве . В управлении ФРС определяющую роль играет государство, хотя форма собственности капитала является частной - акционерная с особым статусом акций.

С точки зрения управления, ФРС является независимым органом в правительстве США. Как национальный центральный банк, ФРС получает полномочия от Конгресса США. Независимость в работе обеспечивается тем, что принимаемые решения о кредитно-денежной политике не должны быть одобрены президентом США или кем-либо иным из исполнительной или законодательной ветвей власти, ФРС не получает финансирование от Конгресса, срок полномочий членов Совета управляющих Федеральной резервной системы охватывает несколько сроков президентских полномочий и членов Конгресса. В то же время ФРС подконтрольна Конгрессу, который часто анализирует деятельность ФРС и может изменить обязанности ФРС законодательным образом .

С февраля 2006 года пост председателя совета управляющих ФРС занимал Бен Бернанке . 17 декабря 2009 года Банковский комитет сената США утвердил главу Федеральной резервной системы (ФРС) Бена Бернанке на второй срок. За его кандидатуру проголосовали 16 сенаторов, семеро были против.

6 января 2014 года сенат США утвердил предложенную президентом Бараком Обамой кандидатуру Джанет Йеллен на пост главы Федеральной резервной системы. В течение последних двух лет Йеллен работала заместителем Бена Бернанке .

Подобно Бернанке, Йеллен имеет репутацию «голубя» среди экономистов. Это означает, что приоритетом для неё является создание новых рабочих мест, а не борьба с инфляцией.

Йеллен стала ведущим кандидатом на пост главы ФРС после того, как в сентябре бывший министр финансов Ларри Саммерс снял свою кандидатуру, столкнувшись с оппозицией со стороны либерального крыла в Демократической партии.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Федеральная Резервная Система. 1 часть. Устройство ФРС

    ✪ Вся ПРАВДА про ГОСДОЛГ и ФРС США. Кому и сколько должна Америка?

    ✪ История Дома Ротшильдов и создания ФРС США

    ✪ Центробанк России и ФРС США. от А до Я. Человеческим языком

    Банковские тайны: Сталин против ФРС (Познавательное ТВ, Дмитрий Еньков)

    Субтитры

История ФРС

Первым учреждением, выполнявшим функции центрального банка США, был , созданный Александром Гамильтоном в 1791 году . Его полномочия не были продлены в 1811 году. В 1816 году был образован Второй банк Соединённых Штатов; его полномочия не были продлены в 1836 после того, как он стал объектом критики со стороны президента Эндрю Джексона . С 1837 по 1862 годы центрального банка формально не существовало. Это время называют «эрой свободных банков» в США. С 1862 до 1913 гг. в США по соответствующему закону действовала система национальных банков. Серия банковских паник - в 1873, 1893 и 1907 гг., - создала серьёзный спрос на создание централизованной банковской системы.

Хронология центральных банков США:

  • 1791 - 1811: Первый банк Соединённых Штатов
  • 1811 - 1816: Центральный банк отсутствовал
  • 1816 - 1836: Второй банк Соединённых Штатов
  • 1837 - 1862: «Эра свободных банков»
  • 1863 - 1913: Национальные банки
  • 1913 - настоящее время: Федеральная резервная система.

Создание третьего центрального банка

В течение последней четверти XIX века и начала XX века экономика США прошла через череду финансовых паник . Главным импульсом к созданию третьего центрального банка стала банковская паника 1907 года . Многие экономисты и сторонники Федеральной резервной системы утверждали, что предыдущие системы обладали двумя основными недостатками: «неэластичной» валютой и недостатком ликвидности. В 1908 году, после финансового кризиса 1907 года, Конгресс принял акт Олдрича-Вриланда, по которому создавалась Национальная денежная комиссия с целью проработки возможных вариантов денежной и банковской реформы.

Закон о Федеральном резерве

В 1910 году ведущие финансисты США (сам Нельсон Олдрич, банкиры Пол Варбург , Фрэнк Вандерлип , Гарри Дэвидсон, Бенджамин Стронг , помощник секретаря казначейства США Пиатт Эндрю) в течение десяти дней проводили «мозговой штурм» на острове Джекил для выработки компромисса относительно структуры и функций будущего центрального банка. Результатом стала схема, которую Олдрич представил Конгрессу США .

Олдрич выступал за полностью частный центральный банк с минимальным вмешательством государства, но пошёл на уступку в том, что государство должно быть представлено в совете директоров. Большинство республиканцев одобряло план Олдрича, но их поддержки было недостаточно для прохождения закона в Конгрессе. Прогрессивные демократы предпочитали резервную систему, находящуюся в собственности и под управлением государства, не подконтрольную банкирам и биржевикам. Консервативные демократы защищали идею частной, но децентрализованной резервной системы, которая через децентрализацию выводилась бы из-под контроля Уолл-стрит . Закон о Федеральном резерве , принятый Конгрессом в 1913 году, отражал мнение преимущественно представителей Демократической партии США; большинство республиканцев выступало против его принятия.

1923 год - для координации деятельности ФРС создан Комитет инвестиций открытого рынка (англ. Open Market Investment Committee (OMIC)). В него вошли управляющие федеральных резервных банков Нью-Йорка, Бостона, Филадельфии, Чикаго и Кливленда.

1930 год - на смену Комитету пришла Ассоциация политики открытого рынка (англ. Open Market Policy Conference (OMPC)), в состав которой вошли управляющие и члены совета директоров 12 федеральных резервных банков.

1933 год - сформирована Федеральная корпорация страхования депозитов (англ. Federal Deposit Insurance Corporation (FDIC)). Совет Федеральной резервной системы получил право вносить изменения в резервные требования банков, входящих в ФРС.

1935 год - после принятия Банковского закона (Banking Act) структура ФРС приобрела вид, существующий и поныне: Совет получил имя Совета управляющих (англ. Board of Governors ) ФРС, состоящий из 7 человек, один из которых является председателем Совета. В Совет больше не входили министр финансов и контролер денежного управления. Управляющих резервных банков переименовали в президентов, Ассоциация политики открытого рынка получила название Федерального комитета открытого рынка (Federal Open Market Committee (FOMC)) .

Современная история ФРС

В июле 1979 года президент США Джимми Картер назначил Пола Волкера председателем ФРС. Волкер сумел обуздать галопирующую инфляцию , сократив её до 1 % путём сокращения денежной эмиссии и ужесточения денежной политики. На посту председателя ФРС Пола Волкера в 1987 году сменил Алан Гринспен . С февраля 2006 года пост председателя ФРС занимал Бен Бернанке . В феврале 2014 пост председателя ФРС заняла Джанет Йеллен .

Юридический статус ФРС

В 1982 году суд центрального округа штата Калифорния вынес постановление по делу «Джон Льюис против Соединённых Штатов», в котором определил, что федеральные резервные банки, входящие в структуру ФРС, не являются учреждениями, к которым могут быть предъявлены иски частных лиц по закону об исках к государственным организациям и служащим (Федеральный закон о возбуждении деликтных исков (англ.) русск. ). Данное постановление суда относится к практике применения Федерального закона о возбуждении деликтных исков к федеральным резервным банкам и не выносит никаких определений относительно статуса ФРС в целом.

Функции ФРС

Текущие функции ФРС:

  • выполнение обязанностей центрального банка США
  • поддержание баланса между интересами коммерческих банков и общенациональными интересами
  • обеспечение надзора и регулирования банковских учреждений
  • защита кредитных прав потребителей
  • управление денежной эмиссией (с нередко конфликтующими целями: минимизация безработицы, поддержание стабильности цен, обеспечение умеренных процентных ставок)
  • обеспечение стабильности финансовой системы, контроль системных рисков на финансовых рынках
  • предоставление финансовых услуг депозитариям, в том числе правительству США и официальным международным учреждениям
  • участие в функционировании системы международных и внутренних платежей
  • устранение проблем с ликвидностью на местном уровне

Организационная структура

Структура ФРС

  1. Потребительский консультативный совет (англ.) русск.
  2. (англ.) русск.
  3. Федеральный консультационный совет (англ.) русск.

Ниже схематически представлена структура Федеральной резервной системы, где наглядно показаны её составляющие (с разной формой собственности) и объёмом власти (влияния).

Федеральное правительство через президента США
назначение
«FOMC » и консультационные советы и рабочие комитеты
совет
Совет управляющих Федеральной резервной системы Банки-члены
управление акционеры
Советы управляющих Федеральных резервных банков

управление

12 региональных Федеральных резервных банков

Высшее руководство

Руководящим органом ФРС является Совет управляющих Федеральной резервной системы в составе 7 членов, которых назначает президент США с одобрения сената . Каждый член Совета назначается сроком на 14 лет без права продления полномочий . Раз в два года назначается один член Совета, и каждый президент, таким образом, может назначить только двух членов (либо четырёх, если президент избирается на второй срок), при условии, что кто-либо не освобождает пост раньше срока.

Совет управляющих возглавляет председатель и его заместитель, которые выбираются президентом из семи членов Совета сроком на четыре года без ограничений на продление полномочий .

Законом о ФРС предусматривается право президента США уволить любого члена Совета . Так, президент Рейган уволил председателя Совета Пола Волкера в 1987 году .

Член Совета

Вступил в должность

Окончание полномочий

Джанет Йеллен

(председатель)

1 февраля, 2014 31 января, 2024

(в качестве председателя)

Стэнли Фишер 28 мая 2014 31 января, 2020
Джером Пауэл 25 мая 2012 31 января, 2028
Дэниел Тарулло 28 января, 2009 31 января, 2022
Лайл Брейнард 16 июня, 2014 31 января, 2026

Стэнли Фишер был избран заместителем председателя совета 16 июня 2014 года, окончание полномочий 12 июня 2018 года.

Центральные учреждения ФРС находятся в Вашингтоне .

Функции Совета:

  • надзор за системным функционированием ФРС;
  • принятие решений в области регулирования;
  • определение требований к валютному резервированию.

Федеральные резервные банки

Совету управляющих подчинены 12 региональных отделений ФРС, называемых «федеральными резервными банками». Региональные отделения географически расположены в 25 филиалах и осуществляют свои полномочия в закреплённых за ними штатах, называясь по имени тех городов, в которых расположены их штаб-квартиры (Сан-Франциско, Канзас-Сити и т. п.).

Каждое региональное отделение имеет собственный совет управляющих , состоящий из 9 членов и разбитый на классы A, B и C, по три человека в каждом :

Президент каждого регионального отделения назначается с согласия совета управляющих ФРС.

Каждый регион имеет цифровое и буквенное обозначение в алфавитном порядке согласно списку:

Номер территории Буква Расположение центра Федеральный резервный банк Сайт
1 A Бостон (штат Массачусетс) Федеральный резервный банк Бостона http://www.bos.frb.org
2 B Нью-Йорк (штат Нью-Йорк) Федеральный резервный банк Нью-Йорка http://www.newyorkfed.org
3 C Филадельфия (штат Пенсильвания) Федеральный резервный банк Филадельфии (англ.) русск. http://www.philadelphiafed.org
4 D Кливленд (штат Огайо) Федеральный резервный банк Кливленда (англ.) русск. http://www.clevelandfed.org
5 E Ричмонд (штат Виргиния) Федеральный резервный банк Ричмонда (англ.) русск. http://www.richmondfed.org
6 F Атланта (штат Джорджия) Федеральный резервный банк Атланты (англ.) русск. http://www.frbatlanta.org
7 G Чикаго (штат Иллинойс) Федеральный резервный банк Чикаго (англ.) русск. http://www.chicagofed.org
8 H Сент-Луис (штат Миссури) Федеральный резервный банк Сент-Луиса (англ.) русск. http://www.stlouisfed.org
9 I Миннеаполис (штат Миннесота) Федеральный резервный банк Миннеаполиса http://www.minneapolisfed.org
10 J Канзас-Сити (штат Миссури) Федеральный резервный банк Канзас-Сити (англ.) русск. http://www.kansascityfed.org
11 K Даллас (штат Техас) Федеральный резервный банк Далласа (англ.) русск. http://www.dallasfed.org
12 L Сан-Франциско (штат Калифорния) Федеральный резервный банк Сан-Франциско http://www.frbsf.org

Функции региональных отделений ФРС:

  • устанавливать учётные ставки с разрешения совета управляющих ФРС;
  • отслеживать состояние местных экономических и финансовых учреждений;
  • предоставлять финансовые услуги правительству США и другим депозитариям.

Федеральный комитет по открытому рынку

Между советом управляющих ФРС и региональными отделениями ФРС организационно находится Федеральный комитет по открытому рынку (FOMC), являющийся ключевым органом, заведующим монетарной политикой. Его решения направлены на стимулирование экономического роста при сохранении стабильности цен и денежного обращения.

Федеральный комитет по открытому рынку состоит из 12 членов :

  • 7 членов совета управляющих ФРС
  • 4 члена из числа президентов ФРБ - избираются на один год на ротационной основе. Ротация заключается в том, что каждый год совет управляющих ФРС избирает одного члена из числа президентов ФРБ в каждой из четырех групп:
  1. Бостон , Филадельфия (англ.) русск. , и Ричмонд (англ.) русск.
  2. Кливленд (англ.) русск. и Чикаго (англ.) русск.
  3. Атланта (англ.) русск. , Сент-Луис (англ.) русск. , и Даллас (англ.) русск.
  4. Миннеаполис , Канзас-Сити (англ.) русск. , и Сан-Франциско
  • президент ФРБ Нью-Йорка служит на постоянной основе. Считается, что пост президента совета управляющих федерального резервного банка Нью-Йорка является вторым по значимости в руководящей структуре ФРС. В администрации 44-го президента США Барака Обамы пост 75-го министра финансов занял Тимоти Гайтнер , ранее возглавлявший ФРБ Нью-Йорка.

Не имеющие права голоса президенты ФРБ посещают заседания Комитета, участвуют в дискуссиях, и участвуют в оценке экономики и возможных вариантов развития. Протоколы заседаний комитета регулярно публикуются на официальном сайте ФРС . Календарь заседаний и время публикации протоколов заранее известны и являются значимыми финансовыми новостями.

Банки-члены

Любой коммерческий банк, соответствующий требованиям ФРС, может стать собственником (акционером) местного регионального отделения.

  • Количество национальных банков составляет 1933 банка, все являются членами ФРС.
  • Банки штатов - 5430 банков, из которых 829 банка являются членами ФРС. Таким образом, из 7363 банков членами являются 2762, что составляет около 38 % от общего количества.

Функции банков-акционеров ФРБ:

  • получение фиксированного дивиденда по акциям ФРБ взамен на внесённый депозит;
  • участие в выборах 6 из 9 управляющих местного регионального отделения (классов A и B).

Особенности ФРС как центрального банка

Форма собственности капитала

Капитал федеральных резервных банков имеет акционерную форму собственности и сформирован при продаже акций этих банков. Основными покупателями являются коммерческие банки, которые не получают права голоса, но могут избирать 6 из 9 управляющих местного регионального отделения, а также получать дивиденды. В этом плане США отличаются от стран, где капитал центрального банка полностью принадлежит государству (Великобритания, Канада) или является акционерным с долей государства в нём (Бельгия, Япония).

Акции федеральных резервных банков, получаемые банками в обмен на резервный капитал, обладают рядом ограничений: их невозможно продать или обменять, по ним выплачивается фиксированный дивиденд - 6 % годовых, не зависящий от прибыли ФРС .

Операционная прибыль

Текущий балансовый отчёт ФРС: Статистический отчёт ФРС, раздел H.4.1 (англ.)

Самостоятельность

Предоставление широкой автономности ФРС при принятии решений сочетается с подотчётностью и проверяемостью деятельности, которая должна проходить в законодательно оговоренных рамках.

Согласно закону о Федеральном резерве, ФРС ежегодно отчитывается перед палатой представителей Конгресса США, дважды в год - перед банковским комитетом Конгресса США.

Деятельность банков ФРС не менее раза в год проходит аудит Счётной палаты США (англ. Government Accounting Office), или крупными независимыми аудиторскими фирмами национального уровня . Принятая в 1978 году поправка к закону о «Бухгалтерии и аудите» 1950 года регулирует деятельность аудиторов . Так, аудиты, проводимые в ФРС, не включают рассмотрение действий и решений, связанных с монетарной политикой (в том числе операций с банковскими займами) и любых других транзакций, авторизованных FOMC. Аудиторы также не проверяют операции ФРС на открытом рынке, транзакции с иностранными правительствами, банками и другими финансовыми организациями . В 1993 году Счётная палата США обратилась в Конгресс США с просьбой снять ограничения со своих аудиторских полномочий , но Конгресс ответил отказом. В 2009 году конгрессмен Рон Пол инициировал законопроект HR 1207 («Закон о прозрачности Федерального Резерва»), ставивший целью проведение одноразового полномасштабного аудита ФРС до конца 2010 года . 25 июля 2012 года законопроект был одобрен с некоторыми поправками Палатой Представителей со счётом голосов 327 «за» и 98 «против» . Для окончательного принятия закона он должен получить поддержку в Сенате , при этом обе палаты должны прийти к консенсусу относительно содержания закона.

Денежная масса в обращении

Отчет о текущих показателях денежной массы в обращении регулярно публикует совет управляющих ФРС. Он отражает так же динамику изменения основных денежных агрегатов М2 и М3 , из которых основным финансово-банковским показателем находящейся в обращении денежной массы считается денежный агрегат М2.

Методика расчета показателей определяется ФРС :

Показатель Описание
M0 Общее количество наличных денег, плюс счета в центральном банке, которые могут быть обменяны на наличные.
M1 M0 + часть M0 в качестве резерва или наличные в хранилище + депозиты до востребования («текущий чековый счёт», с которого снимаются деньги по чекам клиента или «текущий банковский счет», возможна выписка чеков, в том числе привязанные к дебетным пластиковым картам)).
M2 M1 + большинство срочных вкладов , депозитные счета денежного рынка (англ.) русск. , а также депозитные сертификаты до $100,000.
M3 M2 + все остальные депозитные сертификаты, депозиты в евродолларах и сделки РЕПО .

Данные по агрегату М3 заканчиваются в марте 2006 года, так как ФРС прекратила публиковать эти сведения, мотивируя тем, что стоимость сбора данных весьма существенная, а получаемая информация незначительна. Остальные три денежных агрегата будут продолжаться публиковаться в деталях и дальше .

Частичное банковское резервирование приводит к значительному превышению итоговой величины денежной массы над количеством денег центрального банка за счёт создания денег коммерческих банков . Например, в январе 2007 года, количество денег центрального банка было $750,5 миллиардов , в то время как количество денег коммерческих банков (в агрегате М2) $6,33 триллиона долларов.

Критика деятельности ФРС

Как история принятия закона о ФРС, так и текущая деятельность ФРС является предметом различных обвинений и критики ФРС (англ.) русск. .

  • По мнению Германа Грефа , значительную роль в наступлении кризиса 2008-2009 годов сыграла «противоречивая роль Федеральной резервной системы (ФРС) США. Она одновременно является центром национальной эмиссии и центром эмиссии мировой резервной валюты» . Однако это противоречие было хорошо известно задолго до этого кризиса. Его сформулировал ещё в начале 1960-х Роберт Триффин , и с тех пор оно было известно в экономической литературе как парадокс Триффина .
  • На видео «Главный инспектор ФРС не может объяснить, куда пропали 9 триллионов долларов»  (англ.) во время слушаний (англ.) русск. в Комитете палаты представителей по финансовым услугам (англ.) русск. конгрессмен Алан Грейсон (англ.) русск. спрашивает главного инспектора ФРС Элизабет Коулман о триллионах долларов, выданных в кредит или потраченных ФРС, и куда именно они пошли, и о триллионах внебалансовых обязательств. Элизабет Коулман отвечает, что главный инспектор не знает и не отслеживает, где эти деньги. (Судя по отчёту Счётной палаты США (GAO), речь шла о кредитах первичным дилерам (PDCF) - овернайтах с залоговым обеспечением, то есть кредитах на один день, причём приводилась суммарная цифра за два года без учёта возвратов . Это значит, что хотя общая сумма кредитов и составила за эти годы несколько триллионов долларов, величина кредита в любой текущий момент составляла в среднем лишь несколько миллиардов. Программа PDCF была закрыта 1 февраля 2010 г., и все кредиты были полностью возвращены Федрезерву. В настоящий момент информация о получателях кредитов PDCF доступна на сайте совета управляющих ФРС (англ.) .)

Примечания

  1. Кто владеет Федеральным резервом? (англ.)
  2. Главой ФРС США впервые стала женщина (англ.)

Федеральная резервная система США – частная лавочка, создающая из воздуха доллары — появилась на свет в декабре 1913 года. Через несколько дней будет «отмечаться» юбилей – 100 лет, как банкиры подмяли под себя эмиссию мировых денег.

Но вся эта история имела важные события, как до 1913 года, так и после этой даты. Собственно говоря, «борьба за эмиссию» продолжается и сегодня.
Краткий курс истории ФРС опубликовала газета «Культура», использовав в качестве одного из источников информации мою книгу « » и задав мне несколько вопросов по телефону.

«Сто лет назад, 23 декабря 1913 года, в США была создана Федеральная Резервная система (ФРС) - «частный печатный станок» планетарного масштаба для производства денег в неограниченном количестве.

Английский прецедент

Испокон веков главным средством расчетов между людьми были драгметаллы, оформленные в виде дензнаков - монет или мерных слитков. Отсутствие золота и серебра всегда становилось причиной экономического упадка. Малая денежная масса диктовала соответствующий объем производства. Напротив, когда в экономику поступало большое количество драгметаллов, все расцветало. Открыли Америку, в Старый Свет поплыли галеоны с золотом и серебром - начался экономический бум.

Правда, не везде. В XVII веке Англия, в отличие от Испании, ещё не имела обширных колоний, поэтому госбюджет острова пребывал в перманентном дефиците. Между тем войны - прежде всего с Францией - требовали колоссальных денег.

На помощь властям пришли ростовщики. В 1694 году был создан Банк Англии. Его соучредителями стали, с одной стороны, частные финансисты, с другой, «корона». Декларировалось, что под золото и серебро, находящееся в его хранилищах, выпускаются дензнаки. И их можно в любой момент обменять на звонкий металл. Удобно. Кто проконтролирует, какое именно количество ресурсов лежит в закромах? То есть можно напечатать столько банкнот, сколько захочется.

«Англичане не скрывают статус своего эмиссионного центра, всю информацию о том, что он частный, можно найти на www.bankofengland.co.uk . А про то, как Великобритания, стоящая на пороге финансового кризиса, внезапно напечатала много денег, за счет чего выиграла войну с Францией и Испанией, можно прочитать в книгах основателя геополитики контр-адмирала Альфреда Мэхэна», - объясняет историк Николай Стариков.

Великобритания начала активно строить империю. Кубышка Банка Англии стала пополняться, необходимость выпускать обязательств больше, чем было резервов в наличии, отпала. Тем не менее возник прецедент, а вместе с ним во власть попали и финансисты. Барон Натан Ротшильд, Дизраэли, лорд Биконсфилд - как раз люди из банковской среды. Но патриархальное и весьма консервативное английское общество с его сильной влиятельной аристократией не давало возможности ростовщикам развернуться в полную силу.

Заветы основателей

А вот в США аристократии не было, бессословное общество сулило отличные шансы для установления власти денег. Отцы-основатели американского государства осознавали угрозу. «Банковские организации представляют большую опасность, чем вражеские армии. Если американский народ позволит частному центральному банку контролировать эмиссию своей валюты, то последний сначала с помощью инфляции, затем дефляции, банков и растущих вокруг них корпораций лишит людей всей их собственности. И может случиться так, что однажды их дети проснутся бездомными на земле, которую когда-то завоевали их отцы», - говорил третий президент США Томас Джефферсон. Вспомним ипотечный кризис 2007–2008, когда сотни тысяч домовладений в США отошли банкам.

Попытки создать частную «печатную машину» продолжались все XIX столетие. В этой тайной войне погибло минимум два президента. «Власть денег охотится за нашим народом во время мира и плетет против него заговоры. Она более деспотична, чем монархия, более нагла, чем автократия и более эгоистична, чем бюрократия», - заявил Авраам Линкольн. Вскоре после этого выступления его убили. Причем покушение до сих пор окутано тайной.

«Тот, кто контролирует денежную массу любой страны, является полным властелином её промышленности и торговли. А когда вы поймете, как просто вся экономическая система так или иначе контролируется несколькими влиятельными людьми, вам не понадобится объяснять, где причины депрессий и инфляций», - это слова президента Джеймса Гарфилда. Его застрелили ещё быстрее, через две недели после того, как он выступил против банкиров (2 июля 1881 года).

Американцам удавалось отбиваться. Консерватизм плюс вера в Бога - большинство населения США были истовыми протестантами, - стали непреодолимыми барьерами. И эти две «баррикады» начали разрушать.

Во-первых, пошел мощный наезд на церковь. Теория Чарльза Дарвина объявила предками человека обезьян, поставив под сомнение главные постулаты христианства. Во-вторых, людей начал будоражить Карл Маркс. Большую часть своей жизни этот человек прожил в финансовой столице мира, Лондоне, и оттуда идеолога разрушения капиталистического общества почему-то не гнали.

В США в начале ХХ века ситуация накалялась. Рабочие регулярно бастовали, росла преступность, влияние церкви уменьшалось. Оставалось лишь создать условия, напугать власть перспективами массовых волнений. И грянул финансовый кризис 1907 года.

Операция экспроприация

Индекс Dow Jones внезапно упал почти на 50 процентов, акции ведущих компаний обесценились. Ссуды подорожали до 1500–1800 процентов годовых, страну захлестнула безработица. Совершенно случайно и Банк Англии поднял вдвое учетную ставку. Американская экономика встала. Данное потрясение не зря связывают с именем Джона Пирпонта Моргана-старшего. Именно он в то время рулил огромной финансовой империей в Соединенных Штатах и Великобритании. «Через подконтрольные СМИ он организовал утечку информации о крупных проблемах в ряде ведущих банков. Немедленно возник кризис доверия, люди стали забирать вклады. Потом сам же Морган выступил «пожарным» - он гарантировал возврат средств населению. А пресса с его подачи начала кампанию за создание независимого эмиссионного центра», - говорит Стариков. Подобной демонстрации сил оказалось достаточно, и в 1913 году президент Вудро Вильсон подписал закон «О Федеральном резерве».

Тоже, между прочим, интересная личность. Первый раз он встал во главе Америки в 1901-м, когда застрелили Уильяма Мак-Кинли. И тут же политик пообещал не ограничивать деятельность монополий, которых его предшественник - ветеран Гражданской войны, защитник американских производителей и очень набожный человек, - регулярно ставил на место.

Вскоре после учреждения ФРС началась Первая мировая, итогом которой стало крушение двух валют, обеспеченных золотом - российского рубля и немецкой марки. Но в оппозиции к финансовым воротилам находилось множество американских бизнесменов, в том числе очень влиятельных. В 1929 году началась Великая депрессия.

Учетная ставка ФРС внезапно выросла, из экономики изъяли почти половину денежной массы, стоимость заемных ресурсов взлетела до небес. Сидящие на кредитной игле предприятия разорялись, простые люди, избалованные практически дармовыми потребительскими ссудами, - тоже. Ценные бумаги ничего не стоили, миллионы остались без работы. По оценкам отдельных историков, во время этих событий в США от недоедания умерло от семи до двенадцати миллионов человек. Голодомор по-американски...

В 32-м президентом США избран Франклин Делано Рузвельт. И начинается «борьба с кризисом». Гражданам США запрещают владеть драгметаллами, их полагается сдавать в уполномоченные банки, в противном случае «десять лет - не срок». На следующий день после того, как экспроприация закончилась, золото подорожало в разы. Параллельно шла скупка американской промышленности, её прибирали к рукам банковские кланы - владельцы ФРС. И не только американской.

Не все молчали, глядя на этот беспредел. Конгрессмен от Пенсильвании, банкир Луис Макфэдден выступал с разоблачением Великой депрессии: «Это не случайность, а тщательно спланированная акция против нас. Банкиры намеренно создали обстановку такого отчаяния, чтобы стать повелителями всех граждан». В 36-м политик в возрасте 50 лет внезапно умер - сердце прихватило...

Доллары Кеннеди

Вторая мировая окончательно делает США богатейшей страной мира. Инвестиции в строительство Третьего рейха увенчались успехом. «Среди американских покровителей Гитлера значатся имена Рокфеллера и Моргана. Летом 1929 года представители морганской финансово-промышленной группы на специальном совещании банкиров признали необходимость поддержки германского нацистского движения. Таким образом, Адольф Гитлер был поставлен во главе Германии Вашингтоном и Лондоном», - уверен декан социологического факультета МГУ профессор Владимир Добреньков.

1944 год. Еще не смолкли залпы орудий, а все государства подписывают Бреттон-Вудское соглашение - доллар становится единственной законной мировой резервной валютой. В этих зеленых бумажках, напечатанных частной лавочкой и ничем не обеспеченных, с 44-го полагалось проводить все расчеты и хранить золото-валютные резервы (ЗВР). Внезапно СССР отказывается ратифицировать документ, а в 1950 году рубль получает золотое обеспечение. На новую валюту готовы переходить и капстраны, но умирает Сталин, а Хрущев спешно ликвидирует проект конвертируемого рубля. Совпадение?

Советская валюта никому не нужна, в мире правит бал американский доллар. Но проблемы внезапно появляются в США. Молодой и успешный президент Джон Фицджеральд Кеннеди - представитель крупного ирландского клана, - начинает крестовый поход против ФРС. В своей речи о «секретных обществах» политик призвал к строительству альтернативной системы власти. И от слов перешел к делу. Правительство в соответствии с указом президента № 11110 начало эмиссию банкнот, обеспеченных запасами драгметаллов Министерства финансов. И на этих долларах было уже написано не «Federal Reserve Note», а «United States Note». То есть это обязательства не частной структуры, а государства. Причем обеспеченные. Через полгода Кеннеди не стало. Вскоре убили и его брата Роберта. Он слишком много знал... Мятеж был подавлен. Купюры изъяли, в настоящее время двух- и пятидолларовые бумажки 1963 года - редкость, бонисты их очень ценят.

«Джон Кеннеди действовал не в интересах какого-либо независимого американского крупного бизнеса, такового после Великой депрессии просто не осталось. Будучи президентом, он чувствовал себя марионеткой в руках ФРС, и ему это не нравилось. Таким образом, получается, что Кеннеди боролся за интересы всего американского народа, по сути, пытался произвести государственный переворот сверху», - уверен Николай Стариков.

Но «контрреволюцию» подавили. И к высказываниям главы ФРС - сегодня это Бен Шалом Бернанке, - прислушиваются больше, чем к словам из Белого дома. Как тут не вспомнить высказывание президента Вудро Вильсона: «Мы приобрели одно из самых неуправляемых и самых зависимых правительств в цивилизованном мире. Это больше не правительство свободы выражения мнений, не правительство, отражающее волю большинства, а правительство, навязывающее нам решения горстки сильных мира сего».

И эта воля сегодня навязывается не только Америке. Арабы хотят торговать нефтью за динары, немцы - продавать станки и машины за марки (упразднив евро), китайцы - получать полновесные юани. Но воевать из-за этого с США пока никто не готов. Хотя все понимают - Америка грабит мир, рисуя на счетах поставщиков вполне материальных ресурсов и товаров совершенно виртуальные цифры. Vae victis - горе побежденным. «США открыто заявляют о гегемонии в мире, о своей силовой единственности и безальтернативности как организующего начала», - говорит Добреньков.

Россия тоже пока что не в состоянии отвязать национальную валюту от доллара США. Будем надеяться -пока.»