Как богатые и бедные реагируют на рост цен

Зачетный раздел №2 для 8х заочных групп "Экономика"

Решите ДВА любых варианта теста:

Вариант 1

Часть 1.

1 . К основным факторам (ресурсам) производства относится

2 . Государственный бюджет — это планируемые государством на год

3 . Цены на товары указывают, где больше спрос. Туда и устремляются ресурсы производства. Такая ситуация характерна для экономики

5. Гражданин Ф. подарил своему сыну на 16-ле-тие принадлежащий ему ноутбук. Этот пример, прежде всего, иллюстрирует право собственника:

1) владеть; 2) распоряжаться; 3) пользоваться; 4) наследовать.

6 . Преодолеть дефицит государственного бюджета может помочь

1) снижение налога на прибыль

2) увеличение размеров государственной пошлины

3) расширение финансирования образования

4) повышение зарплаты медицинским работникам

7. Существуют различные значения понятия «экономика». Что относится к экономике как науке?

1) производство косметических средств

2) прогнозирование цен на энергоносители

3) продажа объектов недвижимости

4) постепенное обесценивание денег

8. После проведения правительством экономической ре-формы повысился курс национальной денежной единицы по отношению к денежным единицам других стран. Данный при-мер отражает ситуацию на рынке

1) ценных бумаг

2) информации

3) средств производства

9 . Правительство на своем заседании приняло решение повысить цены на мясо и мясопродукты в связи с их дефицитом. Эта ситуация характерна для экономики

1) рыночной

2) традиционной

3) командной

4) конкурентной

10 . Главной проблемой экономики является:

  1. Взаимодействие спроса и предложения
  2. Низкий уровень экономических знаний
  3. Ограниченность ресурсов
  4. Высокая степень специализации в мировом хозяйстве

Часть 2.

11

1) разрешение проблемы ограниченности ресурсов

2) специализация отраслей хозяйства

3) обеспечение свободной конкуренции товаропроизводите-лей

4) директивное планирование выпуска товаров

12.

(А)Представления молодёжи, граждан среднего возраста и граждан старшего возраста о будущем российской экономики заметно различаются. (Б)Ожидание положительных изменений у молодёжи традиционно выше, чем у других возрастных категорий. (В)Наверное, это связано с наивностью и недостатком жизненного опыта у молодых людей.

  1. отражают факты
  2. выражают мнения

13.

14.

Итоговый тест по теме «Экономика».

Вариант 2

Часть 1

1 . Доход в государственный бюджет приносит (ят)

2 . Процесс перехода государственных предприятий в частные руки называется

3 . В государстве Н. производственные ресурсы распределяются через плановые задания, установлен твердый валютный курс. Эти черты характерны для экономики

5 . Верны ли следующие суждения об инфляции?

А. Инфляция выражается в повышении общего уровня цен.

Б. Повышение цены на товар во всех случаях вызвано инфляцией.

6 . В командной экономике, в отличие от рыночной

1) существует конкуренция производителей

2) труд является товаром

3) ресурсы распределяются централизованно

4) установлен налог на прибыль

7 . Международная финансовая организация предоставила кредиты нескольким странам, другие страны выплатили органи-зации проценты по ранее предоставленным кредитам. Какая функция денег проявилась в данном примере?

1) средство платежа 2) средство обмена 3) средство накопления 4) мировые деньги

8. Работники фирмы «Добрый хозяин», выращивающие са-женцы плодовых деревьев и кустарников, получают дивиденды от ценных бумаг этого предприятия. Это право сохраняется за ними даже в случае увольнения. Какую форму собственности представляет данная фирма?

1) акционерную 2) частную 3) кооперативную 4) государственную

9 . Верны ли следующие суждения о частной собственности?

А. Частная собственностьнеобходимое условие рыночной экономики.

Б. Одним из путей создания частного сектора в экономике является приватизация.

10. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Экономика обеспечивает людей материальными благами.

Б. Экономика изучает способы распределения обществом ограниченных ресурсов.

Часть 2

11. Установите соответствие между признаками и типами экономических систем: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

А) свободное ценообразование

1) традиционная

Б) баланс спроса и предложения

2) командная

В) общинное ведение хозяйства

3) рыночная

Г) государственная собственность на факторы производства

Д) натуральный обмен

12 .

А) Крупная иностранная компания вложила средства в строительство предприятия в России. Б) Подобное явление, полагаю, свидетельствует об инве-стиционной привлекательности нашей страны. В) Думается, что привлечение инвестиций из-за рубежа будет способствовать созданию новых рабочих мест.

Определите, какие положения текста

  1. отражают факты
  2. выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

Пока в качестве денег использовались монеты из драгоценных металлов, цены на товары, как правило, оставались достаточно стабильными. Главной причиной обесценения денег были тогда действия правительств, стремящихся решать свои финансовые проблемы путем тайного уменьшения содержания золота или серебра в монетах. Когда в 18-19 вв. на смену полноценным деньгам пришли бумажные деньги, не имеющие собственной стоимости, инфляция стала наблюдаться гораздо чаще. В периоды политических и экономических катаклизмов правительства искали выход из финансовых трудностей, вбрасывая в оборот новые бумажные деньги, не обеспеченные товарами.

Обесценение денег можно объяснить либо изменениями платежеспособного спроса (инфляция спроса), либо изменениями производственных затрат (инфляция издержек). Инфляция спроса возникает, когда рост платежеспособного спроса обгоняет рост предложения товаров, если денежные доходы населения растут, например, в результате щедрой раздачи социальных пособий, в процессе разбухания военных расходов. Во 2-й

половине 20 в. в развитых странах инфляция стала возникать из-за правительственных мер по борьбе с безработицей. Если ответственность за раздувание инфляции спроса лежит в основном на правительстве, то инфляция издержек рождается чаще всего в самом производстве. Производственные затраты могут возрасти, например, в результате

увеличения цен на сырье. Именно так в 1973 г., когда нефтедобывающие страны согласованно и резко (в 4 раза) подняли цены на сырую нефть, во всех развитых странах взлетели цены практически на все товары.

Когда инфляция наблюдается в течение более или менее долгого времени, люди привыкают к ней, в результате чего инфляция начинает развиваться в самоподдерживающемся режиме. Ожидая в будущем роста цен, продавцы заранее назначают более высокие цены за свой товар, банки повышают процент для заемщиков, а рабочие «сегодня» требуют «завтрашней» зарплаты. Уверенность в росте цен - инфляционные ожидания - сама по себе рождает этот рост, даже если другие факторы и перестают действовать.

(По материалам энциклопедии «Кругосвет»)

13 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые

фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

14 Какие конкретные причины инфляции приводятся в те

Итоговый тест по теме «Экономика».

Вариант 3

Часть 1

1 . К дефициту государственного бюджета непосредственно ведет

2 . И в рыночной, и в командной экономике

1) существует товарный дефицит

2) устанавливаются хозяйственные пропорции

3) ведущие позиции занимает государственная собственность

4) труд является товаром

3 . В стране М. все стиральные порошки производятся на трех предприятиях-гигантах. Крупные предприятия поглощают мелкие и в других сферах производства. В этом проявляется процесс

4 . Верны ли следующие суждения об экономической сфере общества?

А. Экономическая сфера помимо производства, обмена, распределения материальных благ включает и их потребление.

Б. Экономическая сфера оказывает влияние на все другие сферы общества.

5. Что свойственно командной экономической системе?

1) многообразие форм собственности

2) свобода предпринимательской деятельности

3) преобладание сельского хозяйства

4) централизованное ценообразование

6 . Фирма повысила цены на производимые ею телевизоры, так как в целях улучшения их качества она закупила и использовала новые технологические линии. Эта ситуация непосредственно иллюстрирует

7. Существуют различные значения понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику в значении «хозяйство»?

1) законы функционирования рынка информационных услуг

2) оказание населению услуг в центре бытового обслужива-ния

3) расчет изменения спроса на моющие средства

4) прогноз развития добывающей отрасли

8 . Верны ли следующие суждения о роли государства в рыночной экономике?

А. Государство в рыночной экономике осуществляет центра-лизованное распределение ресурсов.

Б. Государство в рыночной экономике осуществляет лицен-зирование предпринимательской деятельности.

9 . К расходной части государственного бюджета относится

10 . Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Акциз - вид косвенного налога.

Б. Подоходный налог взимается с промышленных предприятий.

Часть 2

11. Установите соответствие: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери-те соответствующую позицию из второго столбца

Запишите в таблицу выбранные цифры.

12. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Мария окончила институт и работает бухгалтером. (Б) Она много времени тратит на чтение профессиональной литературы, освоение новых компьютерных программ, отслеживает изменения в законодательстве. (В) Она правильно поступает: работнику необходимо заниматься самообразованием, чтобы быть конкурентоспособным в профессиональной сфере.

Определите, какие положения текста

  1. отражают факты
  2. выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

Пока в качестве денег использовались монеты из драгоценных металлов, цены на товары, как правило, оставались достаточно стабильными. Главной причиной обесценения денег были тогда действия правительств, стремящихся решать свои финансовые проблемы путем тайного уменьшения содержания золота или серебра в монетах. Когда в 18-19 вв. на смену полноценным деньгам пришли бумажные деньги, не имеющие собственной стоимости, инфляция стала наблюдаться гораздо чаще. В периоды политических и экономических катаклизмов правительства искали выход из финансовых трудностей, вбрасывая в оборот новые бумажные деньги, не обеспеченные товарами.

Обесценение денег можно объяснить либо изменениями платежеспособного спроса (инфляция спроса), либо изменениями производственных затрат (инфляция издержек). Инфляция спроса возникает, когда рост платежеспособного спроса обгоняет рост предложения товаров, если денежные доходы населения растут, например, в результате щедрой раздачи социальных пособий, в процессе разбухания военных расходов. Во 2-й

половине 20 в. в развитых странах инфляция стала возникать из-за правительственных мер по борьбе с безработицей. Если ответственность за раздувание инфляции спроса лежит в основном на правительстве, то инфляция издержек рождается чаще всего в самом производстве. Производственные затраты могут возрасти, например, в результате

увеличения цен на сырье. Именно так в 1973 г., когда нефтедобывающие страны согласованно и резко (в 4 раза) подняли цены на сырую нефть, во всех развитых странах взлетели цены практически на все товары.

Когда инфляция наблюдается в течение более или менее долгого времени, люди привыкают к ней, в результате чего инфляция начинает развиваться в самоподдерживающемся режиме. Ожидая в будущем роста цен, продавцы заранее назначают более высокие цены за свой товар, банки повышают процент для заемщиков, а рабочие «сегодня» требуют «завтрашней» зарплаты. Уверенность в росте цен - инфляционные ожидания - сама по себе рождает этот рост, даже если другие факторы и перестают действовать.

(По материалам энциклопедии «Кругосвет»)

13 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые

фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

14 Какие конкретные причины инфляции приводятся в тексте? Укажите четыре причины.

Итоговый тест по теме «Экономика».

Вариант 4

Часть 1

1 . К прямым налогам относится

2 . Государство в условиях рыночной экономики

3 . В 1995 г. завод Россельмаш получил от государства субсидию в размере 3 триллионов рублей. В какую часть бюджета вошли эти средства?

4 . Верны ли следующие суждения о формах собственности?

А. В условиях рыночной экономики может существовать только частная собственность.

Б. Государственная собственность является.основой командной экономики.

5. Верны ли следующие суждения об экономических системах?

А. Традиционной экономической системе свойствен высо-кий уровень развития товарно-денежных отношений.

Б. Командная экономическая система предполагает дирек-тивное распределение факторов производства.

6 . Верны ли следующие суждения о механизмах регулирования в условиях рынка?

А. Одним из главных регуляторов рыночной экономики является соотношение спроса и предложения.

Б. В условиях рынка на цену товара влияет его качество.

7. Верны ли следующие об экономических сис-темах?

А. В рыночной экономической системе преобладает центра-лизованное распределение ресурсов.

Б. В командной (плановой) экономике необходимый мини-мум жизненных благ гарантирован государством.

8 . В 1992 г. доходы федерального бюджета составили 350 млрд. рублей, а расходы — 357 млрд. рублей. Эти данные свидетельствуют о

9 . Верны ли следующие суждения о безработице?

А. К безработным относятся все люди трудоспособного возраста, не имеющие работы.

Б. Безработица присуща всем экономическим системам.

10. Если доход фирмы больше её издержек, то фирма

  1. терпит убытки
  2. снижает капитальные вложения
  3. пользуется льготным налогообложением
  4. получает прибыль

Часть 2

11 . В приведенном списке указаны черты сходства рыноч-ной экономической системы с командной, а также черты отли-чия рыночной экономической системы от командной. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отли-чия.

  1. Разрешение проблемы ограниченности ресурсов.
  2. Обеспечение свободной конкуренции товаропроизводителей.
  3. Реализация принципа специализации отраслей хозяйства и предприятий.
  4. Директивное планирование выпуска товаров.

12 . Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(А)Экономический кризис затронул не только финансовые рынки, но и реальный сектор экономики. (Б)Отмечается существенное сокращение производства в автомобильной отрасли. (В)Уже нет сомнений, что кризис окажется затяжным и, возможно, приведет мировую экономику к длительной депрессии.

Определите, какие положения текста

  1. отражают факты
  2. выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

Пока в качестве денег использовались монеты из драгоценных металлов, цены на товары, как правило, оставались достаточно стабильными. Главной причиной обесценения денег были тогда действия правительств, стремящихся решать свои финансовые проблемы путем тайного уменьшения содержания золота или серебра в монетах. Когда в 18-19 вв. на смену полноценным деньгам пришли бумажные деньги, не имеющие собственной стоимости, инфляция стала наблюдаться гораздо чаще. В периоды политических и экономических катаклизмов правительства искали выход из финансовых трудностей, вбрасывая в оборот новые бумажные деньги, не обеспеченные товарами.

Обесценение денег можно объяснить либо изменениями платежеспособного спроса (инфляция спроса), либо изменениями производственных затрат (инфляция издержек). Инфляция спроса возникает, когда рост платежеспособного спроса обгоняет рост предложения товаров, если денежные доходы населения растут, например, в результате щедрой раздачи социальных пособий, в процессе разбухания военных расходов. Во 2-й

половине 20 в. в развитых странах инфляция стала возникать из-за правительственных мер по борьбе с безработицей. Если ответственность за раздувание инфляции спроса лежит в основном на правительстве, то инфляция издержек рождается чаще всего в самом производстве. Производственные затраты могут возрасти, например, в результате

увеличения цен на сырье. Именно так в 1973 г., когда нефтедобывающие страны согласованно и резко (в 4 раза) подняли цены на сырую нефть, во всех развитых странах взлетели цены практически на все товары.

Когда инфляция наблюдается в течение более или менее долгого времени, люди привыкают к ней, в результате чего инфляция начинает развиваться в самоподдерживающемся режиме. Ожидая в будущем роста цен, продавцы заранее назначают более высокие цены за свой товар, банки повышают процент для заемщиков, а рабочие «сегодня» требуют «завтрашней» зарплаты. Уверенность в росте цен - инфляционные ожидания - сама по себе рождает этот рост, даже если другие факторы и перестают действовать.

(По материалам энциклопедии «Кругосвет»)

13 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые

фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

14 Какие конкретные причины инфляции приводятся в тексте? Укажите четыре при

Галкина Ирина Николаевна

учитель истории
МОУ Вороновская СОШ

Тест по обществознанию для 9 класса

    Цены на товары указывают, где больше спрос. Туда и устремляются ресурсы производства. Такая ситуация характерна для экономики

    Традиционной

    Командной

    Кризисной

    Рыночной

    Верны ли следующие суждения об инфляции?

А) Потери от инфляции у средних слоев населения больше, чем у бедных.

Б) Инфляция ведет к росту цен на товары и услуги.

1) Верно только А.

2) Верно только Б.

3. В рыночной экономике, в отличие от командной

1)свободно продаются и покупаются ресурсы производства

2)устанавливается твердый курс официальной валюты

4) складываются хозяйственные пропорции

4 . Верны ли следующие суждения о частной собственности?

А. Передача государственной собственности в частные руки называется национализацией.

Б. Частная собственность является основой командной экономики.

1)верно только А

2)верно только Б

5 . В государстве Н. производственные ресурсы распределяются через плановые задания, установлен твердый валютный курс. Эти черты характерны для экономики

1)традиционной

2)рыночной

30командной

4)смешанной

6 . Верны ли следующие суждения о государственной собственности?

А. Государственная собственность может сохраняться в условиях рынка.

Б. Акционерное общество является одним из видов государственного предприятия.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7 . Что относится преимущественно к экономической сфере общества?

1)потребление духовных ценностей

2) распределение материальных благ

3)создание правовых норм

4)обмен культурными достижениями

8 .Правительство на своем заседании приняло решение повысить цены на мясо и мясопродукты в связи с дефицитом. Эта ситуация характерна для экономики

1)рыночной

2)традиционной

3)командной

4)конкурентной

9 .Верны ли следующие суждения о частной собственности?

А. Частная собственность-необходимое условие рыночной экономики.

Б.Одним из путей создания частного сектора в экономике является приватизация.

1) верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

10 . И в рыночной, и в командной экономике

1) существует товарный дефицит

2) устанавливаются хозяйственные пропорции

3)ведущие позиции занимает государственная собственность

4) труд является товаром

11 .В стране М. все стиральные порошки производятся на трех предприятиях-гигантах. Крупные предприятия поглощают мелкие и в других сферах производства. В этом проявляется процесс

1)приватизации

2)национализации

3)монополизации

4)стандартизации

12 .Верны ли следующие суждения об экономической сфере общества?

А. Экономическая сфера помимо производства, обмена, распределения материальных благ включает и их потребление.

Б. Экономическая сфера оказывает влияние на все сферы общества.

1)верно только А

2)верно только Б

3) верны оба суждения

4)оба суждения неверны

13 .Отличительной чертой рыночной экономики является

1)централизованное распределение ресурсов

2)свободное ценообразование

3)введение подоходного налога

4)товарный дефицит

14. В конце 1991г.доходы федерального бюджета нашей страны составили 145.6 млрд.рублей, а расходы 228,8 млрд.рублей. Эти данные непосредственно отражают

1) спад производства

2) бюджетный профицит

3)рост инфляции

4)бюджетный дефицит

15. Верны ли следующие суждения о безработице?

А. К безработным относятся все люди трудоспособного возраста, не имеющие работы.

Б.Безработица присуща всем экономическим системам.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

16 . К прямым налогам относится

1) акциз

2)таможенная пошлина

3) налог на имущество

4)налог с продаж

17. Государство в условиях рыночной экономики

1) устанавливает цены на товары

2)собирает налоги

3)распределяет ресурсы

4)планирует производство

18 .В условиях рынка цены на товары

1) определяются спросом и предложением

2)устанавливаются государством

3) определяются центральным банком

4)устанавливаются крупными производителями

19 . Что из перечисленного относится к факторам производства?

1)предложение

2)предпринимательство

3)спрос

4) конкуренция

20. ВИДЫ ДОХОДОВ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

А) зарплата 1) земля

Б) прибыль 2) труд

В)рента 3) капитал

А1 . Человека от животного отличает

А2 . К. - небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество К.?

А3 . Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми.

Б. Личность формируется на протяжении всей жизни человека.

А5 . Василий учится на 5-м курсе университета, он готовится к сдаче государственных экзаменов и защите диплома. На какой ступени образования находится Василий?

А6 . Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Произведения искусства воспринимаются каждым человеком по-своему.

Б. В произведениях искусства используются художественные образы.

А7 . К основным факторам (ресурсам) производства относится

А8 . Государственный бюджет - это планируемые государством на год

А9 . Цены на товары указывают, где больше спрос. Туда и устремляются ресурсы производства. Такая ситуация характерна для экономики

А11 . Что является характерным признаком нации?

А12 . В СССР к середине прошлого века городское население сравнялось по численности с сельским. Этот факт характеризует структуру общества

А13 . Верны ли следующие суждения о функциях семьи?

А. В современном обществе производственная функция остается основной функцией семьи.

Б. Репродуктивная (биологическое воспроизводство) функция семьи сохраняет свое значение в обществах любого типа.

А14 . Что является отличительным признаком демократического режима?

А15 . В начале XIX века во Франции избирательным нравом обладали около 2% взрослого населения. Но уже к середине этого века его получили все взрослые мужчины страны. Это было движение к избирательному праву

А16 . Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политические партии появились вместе с возникновением общества.

Б. Политические партии объединяют людей с общими интересами и идеалами.

А17 . Право в отличие от морали

А18 . Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет

А19 . Гражданка приобретает загородный дом: в агентстве по недвижимости. Какая отрасль права регулирует отношения гражданки с агентством?

А20 . Верны ли следующие суждения, о правах человека в демократическом обществе?

А. Права человека присущи всем людям от рождения.

Б. Права человека могут дароваться государством своим гражданам.

Подведем итоги. Каковы же совокупные потери от инфляции для экономики? Можно ли найти - оптимальный темп инфляции? Американский экономист М. Фридман предложил рассматривать в качестве оптимального темпа инфляции такой ее уровень, при котором предельные издержки инфляции для общества равны предельным издержкам инфляции для частных агентов.

Оптимальный результат с точки зрения общества в целом - это ситуация, когда предельные издержки инфляции равны нулю. Для частных агентов такие издержки определяются ценой потери стоимости денежной единицы - номинальной ставкой процента:

или (1 + А = (1 + г)(1 + л), откуда

Оптимальная инфляция на самом деле представляет собой дефляцию, уменьшение цен с темпом, равным изменению реальной ставки процента или реальной производительности капитала.

Если текущая инфляция отличается от оптимальной, общество несет потери. Чтобы оценить общие потери от инфляции, воспользуемся графиком функции спроса на деньги (рис. 11.9)

Возьмем за точку отсчета уровень оптимальной, по Фридману, инфляции. Там, где г = -я, находится оптимальный спрос на деньги, оптимальный объем денег в экономике тп*. Площадь под линией спроса на деньги в этом случае представляет собой излишек у потребителей - совокупную выгоду домохозяйств и фирм от наличия денег.

Рис. 11.9.

Наличие инфляции в экономике ведет к повышению номинальной ставки процента, скажем, до уровня 13 = г + яг Спрос на деньги сокращается до уровня ту Инфляционные эффекты состоят из трех величин, показанных на рисунке в виде затемненных участков.

Площадь треугольника 1 характеризует потери потребительского излишка держателей денег. Домохозяйства и фирмы вынуждены сокращать свои денежные активы, поскольку цена денег увеличивается. Тем самым они недополучают выгоды от ликвидности - приобретения, связанные с легкостью обращения денег, и вынуждены искать им заменителей.

Площадь прямоугольника 2 показывает величину потерь излишка производителя (ЦБ) - недополучение дохода от сеньоража, вызванное сокращением спроса на деньги. Если бы инфляции не было и номинальная ставка процента равнялась реальной производительности капитала (£0 = г), сеньоражный доход составил бы БЕ0 = (0т0.

Сумма площадей фигур 1 и 2 составляет чистые потери от инфляции. Эта сумма потенциальных приобретений никому в итоге не достается. Экономические агенты сокращают спрос на деньги. ЦБ недополучает доход от печатания денег.

Площадь прямоугольника 3 - это выгода от инфляции для поставщика денег, т.е. доход от сеньоража, ею вызванный.

При эмпирических исследованиях инфляционных потерь используют функцию спроса на деньги Лукаса

Например, для США ее параметры: р = 0,27; а = 7.

При I = 6%, л = 4% чистые потери от инфляции составляют ОШ,я = 0,3% ВВП страны.

Другие оценки чистых потерь от инфляции включают следующие исследования: 1) в работе Кули и Хансена показано, что при я = 10% чистые потери от инфляции равны йУ/Ь71 = 0,6% ВВП США; 2) при оценке инфляционных потерь в странах ЕС в 1990-е гг. в среднем при л = 10% чистые потери составилиОИЪ11 = 0,1-0,3% ВВП ЕС; 3) исследователь Бейли еще в 1956 г. рассчитал, что при гиперинфляции чистые потери возрастают до ОИЯ,71 = 30% ВВП США.

Инфляция и экономический рост

Наиболее сложным моментом в оценке инфляционного воздействия на экономику остается проблема экономического роста. С одной стороны, вызванное инфляцией ухудшение экономических условий ведения бизнеса сокращает инвестиции и, значит, тормозит экономический рост. С другой - под действием инфляции экономические агенты начинают больше тратить, совокупный спрос возрастает, что стимулирует производителей наращивать выпуск, и это может ускорять экономический рост.

Какой же тип последствий преобладает?

Обратимся к экономическим исследованиям. Наиболее известной статьей является работа Р. Барро: Barro R. Inflation and economic growth // NBER Working Paper 5326. - October 1995, с которой можно ознакомиться на сайте Национального бюро экономических исследований США: nber.org.

Изучение статистических данных по 100 странам за период 1960-1990 гг. показывает, что в среднем рост темпов инфляции на 10% ведет:

  • к сокращению темпов экономического роста реального ВВП на душу населения на 0,2-0,3 процентных пункта в год;
  • сокращению доли инвестиций в ВВП на 0,4-0,6 процентных пункта в год.

Инфляция влияет негативно на экономический рост, только если л > 15%. Тогда рост темпов инфляции на каждые 10 процентных пунктов вызывает снижение темпов экономического роста на 0,29 процентных пунктов ежегодно. По другим оценкам, снижение происходит на 0,2-0,4 процентных пункта ежегодно, или на 6-11% за 30 лет. Рост темпов инфляции на 100% вызывает снижение темпов прироста инвестиций в стране на 3,7%. Если в среднем принять g(= 8%, то при л = 210% в год новых инвестиций вообще не будет!

Общий итог академических исследований в области воздействия инфляции на экономический рост представлен в табл. 11.2. В таблице даются ключевые аргументы, подтверждающие положительное или отрицательное влияние инфляции на экономический рост, а также механизм передачи инфляционного импульса реальному сектору экономики.

Таблица 11.2.

Последствия инфляции для экономики

  • Выбор между инфляцией и безработицей (кривая Филлипса).
  • Дополнительный (инфляционный) налог на население.
  • Искажение стимулов к производству.
  • Перераспределение богатства от имеющих фиксированные доходы к имеющим нефиксированные доходы.
  • Бегство от денег - расстройство денежной системы.
  • Издержки "стоптанных туфель" - увеличение времени и усилий за обращением наличности.
  • Издержки "меню" (смены ярлыков цен в магазинах).
  • Переход населения и фирм в новый налоговый диапазон.
  • Эффект Оливера - Танци.
  • Рост риска и сложности составления планов на будущее.
  • Рост социального напряжения.