Предмет экономической теории её функции. Основные функции экономической теории и их особенности

Экономическая наука – это наука общественная наряду с другими общественными науками она исследует связи и отношения между людьми и поведения человека в обществе. Она рассматривает не общество в целом, а лишь сферу его экономической жизни, то есть хозяйственные связи, отношения, экономическое поведение людей. Экономическая теория занимается такими вопросами, как организация и регулирование экономики, ценообразование и денежные доходы, безработица, инфляция бедность и неравенство, военные расходы и загрязнение окружающей среды. Человеческие потребности во благах практически безграничны, а ресурсы для их создания ограничены, поэтому в центре внимания экономистов поиск путей эффективного использования, ограниченных ресурсов в производстве, материальных благ для максимального удовлетворения потребностей людей.

Структура экономической теории.

1. Отраслевая – организация народного хозяйства обуславливает существование таких экономических наук как экономика промышленности, экономика с/х, экономика природопользования.

К функциональным экономическим наукам относятся (менеджмент, маркетинг, бух/учёт, финансы и кредит, экономическая статистика).

Историческая – история народного хозяйства, история экономической мысли.

Методология.

Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория принимает ряд общественных методов познания, то есть таким методам, которые используют естественные науки. Наблюдение и сбор фактов (то есть восприятие экономических процессов в их реальном виде и сбор фактов происходящих в действительности). Например, можно определить, как изменились товарные цены, за тот или иной период.

Эксперимент – то есть проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект становится в специально созданные и контролируемые условия. Например проверка эффективности новой системы оплаты труда в рамках определённой группы работников.

Анализ и синтез. Анализ – это изучение объекта по частям. Анализ показателя себестоимости по элементам затрат и так далее.

Синтез. Это изучение объекта в целом. Например определение показателя себестоимости продукции: как сумму всех затрат. Экономическая теория делится на микроэкономику (фирма, цена, рынок) и макроэкономику (экономика страны, мира).

Индукция и дедукция – это два противоположных но тесно связанных способа рассуждения. Индукция т.е. обобщение это движение мысли от отдельных фактов к общему выводу. Например, увеличение цен на хлеб, молоко и так далее. Рост дороговизна в стране (инфляция).

Дедукция – это рассуждение в обратном направлении от общего положения к частным выводам. Например по растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому виду продовольствия.

5. Графический – он основан на использовании различных чертежей и рисунков, благодаря им обеспечивается компактность и наглядность в изложении теоретического материала.

Функции экономической теории:

1. Познавательная то есть изучение и объяснение экономики общества и предъявления полученных знаний в теоретическом виде.

2. Методологическая то есть экономическая теория служит теоретической и методологической базой для всей системы экономических наук.

3. Образовательная то есть имея экономические знания люди чувствуют себя увереннее и могут правильно принимать точные и хозяйственные решения в различных жизненных ситуациях.

4. Практическая есть разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства.

Производительные силы общества, как материально-вещественная сторона производства.

Производительные силы – это силы, которые человек сумел приспособить для своего производства и потребления. Так как производство и потребление немыслимы без человека, то силу природы используемые для производства и потребления есть производительные силы человека. Они имеют внутреннею структуру. Внутри них выделяют прежде всего средства производства и рабочую силу. Производительные силы.

Средства производства – это материальные ресурсы включающие две группы вещей. (1). То чем производят (то есть средства труда – это вещи с помощью которых создают необходимые блага – машины, оборудование, компьютеры). То из чего производят, предметы труда – вещи на которые люди воздействуют в процессе труда и которые составляют материальную основу будущего продукта.

Рабочая сила – это способность человека к труду, совокупность умственных и физических сил применяемых в производстве. Произведённые людьми средства часто называют капиталом. Он в свою очередь разделяется на реальный и денежный.

Моделирование – предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образу (модели). Особенно эффективно математическое моделирование на компьютерах, позволяющее например, просчитать наиболее рациональный вариант хозяйственных связей предприятия.

Метод научных абстракций или абстрагирование, используется для выработки тех или иных отвлечённых понятий, абстракций или категорий (то есть деньги, цена, дешёвый, дорогой). Чтобы получить какую-либо научную абстракцию, учёные абстрагируются от второстепенных свойств изучаемого объекта, а нужные им свойства выделяют. Скажем для определения такой экономической категории, как товар, необходимо отвлечься от размеров, веса, цвета и других несуществующих характеристик предмета, которые предлагаются в магазинах.

Основные этапы развития экономической теории.

Экономическая мысль зародилась в глубокой древности и прошла сложный путь своего развития. В начале экономические знания формировались как отдельные элементы общей науки. Самостоятельное развитие экономической теории началась в эпоху зарождения капитализма в середине второго тысячелетия нашей эры.

Меркантилизм – это первая теория в области экономики он произошёл от итальянского слова торговец. Основателями этого были купцы им нужны были теории о развитии торговли. Наибольшее развитие меркантилизм достиг в Англии главные его теоретики - это Томас Манн 1571 – 1641. Антуан де Монкретьен 1575 – 1621. Он ввёл в оборот термин полит экономия. Основные идеи теории.

Главным богатством общества являются деньги.

Источником богатства служит сфера обращения

Государство должно помогать обогащению общества своей целенаправленной экономической политикой.

Главной задачей политики меркантилизма было обеспечение накопления денег в стране. В начале это проводилось административными методами. Был введён запрет на вывоз денег за рубеж ограничился импорт.

Классическая школа Физиократа. Физиократия означает власть природы. Её основатели французские экономисты 18 века Франсуа Кене 1694 – 1774 и Анн Робер Жак Тюрго 1727 – 1781 в отличии от меркантилистов Кене и его последователи источником богатства общества, считали производство, а не обогащение. Единственной производственной отраслью по их мнению было сельское хозяйство. Они считали, что это сфера это новое богатство где создаётся чистый продукт. Не земледельческие отрасли представлялись им как бесплодная сфера, которая не приносит ничего нового лишь преобразует продукты природы и земледелия. Дело в том что аграрный сектор Франции был в ужасном состоянии, а промышленность обслуживали высшие классы. В этих условиях Физиократы выступали за приоритет сельского хозяйства в экономике. Важнейшей заслугой Кене был его первый в истории макроэкономического исследования труд (он издал экономическую таблицу), где наглядно показал оборот сельскохозяйственной продукции Франции.

Рыночная школа классиков. Основатели шотландский экономист и философ Адам Смитт 1723 – 1790. Английский экономист Дэвид Рекардо 1772 – 1823. В отличии от Физиократов они полагали, что всякое производство увеличивает богатство общества. Они выдвинули ряд новых систем взглядов, где главными из которых являлись проблема мотивов и стимулов хозяйственной деятельности человека. Классики сделали вывод, что первым условием является свободная и конкурентная рыночная экономика. Адам Смит по этому поводу рассуждал так. В обществе существует определённый естественный порядок, той стихийно независимой от воли людей, действуют определенные законы. Они и управляют всеми экономическими процессами. Каждый человек стремиться улучшить своё материальное положение, это и есть мощный стимул его хозяйственной активности. Люди, обычно, не думают об общественной пользе, но все они тесно взаимосвязаны, обмениваются продуктами своего труда и оказывают услугу друг другу.

Марксистская экономическая теория.

Основоположник этой теории немецкий экономист и социолог К. Маркс (1818 -) и его единомышленник Ф. Энгельс (1820 - 1895). Марксисты заявили о своей теоретической защите интересов рабочего класса, поэтому их экономическое учение называют пролетарской политической экономией. Согласно их идеям общество населено непримиримо враждебными двумя основными классами буржуазией и пролетариатом. Никаких компромиссов между ними и никакие реформы капитализма невозможны, речь шла об уничтожении частной собственности и ликвидации буржуазии как класса. Сторонники марксизма заявили о своём курсе на насильственный захват политической власти и установление диктатуры пролетариата исследуя буржуазное общество с позиции рабочего класса Маркс, Энгельс, Ленин (1870 - 1924) пришли к выводу, что главным его пороками являются частная собственность на средство производства и растущая эксплуатация наёмного труда.

Линия экономикс.

Неоклассическое направление – основатель Альфред Маршалл. Основная идея частная предпринимательская рыночная система которая способна к саморегулированию. Государство должно лишь создавать благоприятные условия для её функционирования.

Функции экономической теории. Экономические цели общества. Экономическая теория и практика

  • Часть 1

Экономическая теория в обществе выполняет несколько важных функций: познавательную, прогностическую, практическую, критическую, методологическую, воспитательную.

  1. Познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы экономических явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство. Такое изучение начинается с рассмотрения фактов, массовых экономических данных, особенностей поведения хозяйствующих субъектов, что в западной экономической литературе обозначают термином «описательная наука». Затем проводится их обобщение, анализ и объяснение на этой основе сути экономических процессов и явлений. Анализируя действительность, оперируя фактами, положениями, доказательствами, экономическая теория вырабатывает научные концепции (теории).
  2. Прогностическая функция экономической теории состоит в определении перспектив социально-экономического развития на будущее. Изучая и систематизируя факты экономической действительности, раскрывая содержание экономических категорий, законов, закономерностей, экономическая теория позволяет прогнозировать экономическое развитие, что дает возможность полнее учитывать потребности общества и более рационально использовать ограниченные ресурсы. Таким образом, прогностическая функция связана с разработкой перспективных критериев и показателей и особое значение имеет при разработке планов и прогнозов развития национальной экономики.
  3. Практическая (прагматическая) функция состоит в научном обосновании экономической политики государства, выявлении принципов и методов рационального хозяйствования на всех уровнях функционирования экономики. Экономическая теория должна давать реальные результаты, стимулировать через свои концепции развитие общественного производства в целях наиболее полного и качественного удовлетворения потребностей людей. Таким образом, экономическая теория не только формулирует проблемы, но и указывает конкретные направления и способы их решения.
  4. Критическая функция экономической теории позволяет выявлять достижения и недостатки различных форм производства. Кроме того, она предполагает анализ, осмысление различных существующих точек зрения (подходов, суждений, решений) на предмет их соответствия достижениям теории и реальной хозяйственной практике. В конечном итоге, формируя ту или иную концепцию, экономическая наука должна критически подходить к уже существующим положениям, доказывая их несостоятельность или общественную ценность.
  5. Методологическая функция экономической теории заключается в том, что она является основой, которая позволяет определить направленность экономического развития (например, капитализм, социализм и т.п.), в зависимости от которого конкретные проблемы получают определенную оценку, имеют конкретную значимость для людей.
  6. Воспитательная функция связана с формированием определенного мировоззрения, взглядов по различным экономическим вопросам, затрагивающим интересы всего общества. Значимость этой функции особенно очевидна в условиях деидеологизации экономической науки и других сфер общественной жизнедеятельности. Ее реализация в новых условиях должна способствовать формированию экономического образа мышления.

Предмет и функции экономической теории охватывают настолько широкий горизонт значений, что коротко охарактеризовать эти понятия невозможно. В широком смысле экономику можно считать наукой о закономерностях динамики хозяйственной деятельности человека.

Теоретическая экономика тесно связана с практикой. С одной стороны, теория дает системный анализ реальной хозяйственной жизни страны и экономической деятельности людей, теоретическое обоснование целесообразности существующей модели в жизни общества. С другой - всеобъемлющее развитие неразрывно связано с научно-техническим прогрессом, внедрением различных инноваций и практическими приемами экономической науки.

Взаимодействие политики, теории и практики

Как видно из рисунка, любая экономическая теория взаимодействует с практикой только через экономическую политику.

Теория на основе анализа открывает новые хозяйственные принципы и выводы. После этого она позволяет разработать различные приемы и механизмы, чтобы снизить негативные тенденции и сформировать оптимальную экономическую политику в соответствии с разработанными прогнозами и принципами.

Различные школы описывают эту деятельность с разных сторон, но основные функции экономической теории в основе своей остаются неизменными.

Познавательная функция

Данная функция экономической науки заключает в себе стремление изучить всевозможные экономические явления и открыть законы, согласно которым может развиваться экономическое хозяйство. Такое изучение базируется на фактах и достоверных статистических данных. Затем проводится обобщение всех исходных показателей, на основании которых строятся предположения, позволяющие описывать суть происходящих экономических процессов. Если в процессе анализа действительности выдвинутые предположения подтверждаются фактами и событиями, они приобретают статус теории.

Практическая функция

Эта сторона экономической теории является научным обоснованием хозяйственной политики государства, реализации принципов категорий и законов на всех уровнях экономического развития. Прагматические функции экономической теории должны показывать реальные итоги деятельности того или иного экономического плана; должны активизировать развитие общественного производства. Посредством практической функции экономическая теория четко формулирует текущие задачи и предлагает практические способы и направления их решения.

Прогностическая функция

Прогностическая сторона экономической теории отвечает за определение перспектив социального и экономического развития. Благодаря тщательному изучению фактов хозяйственных реалий и закономерностей можно спрогнозировать дальнейшее экономическое развитие и более рационально использовать имеющиеся хозяйственные ресурсы. Прогностическая функция определяет перспективные показатели и критерии, она имеет большое значение при разработке планов дальнейшего развития.

Методологическая функция

Направленность экономического развития, прохождение его основных этапов лежит на методологической функции экономического развития. Экономический курс может быть эффективным или не очень в зависимости от того, какую оценку он получил у населения, какие конкретные результаты данное направление хозяйственной деятельности принесло для людей.

Воспитательная функция

Любая экономическая теория направлена на то, чтобы улучшить благосостояние всех живущих в государстве людей. И здесь не последнюю роль играет тот факт, как люди относятся к той или иной модели экономики, как оценивают ее перспективы. Поэтому воспитательная функция должна формировать у каждого члена общества экономический образ мышления, способность к анализу, развивать предпринимательские наклонности. Реализация воспитательной функции должна быть направлена на формирование экономического образа мышления.

Критическая функция

Эта сторона экономической теории должны выявлять недостатки и промахи существующих форм хозяйственного развития. Второй задачей критической функции является осмысление и анализ всех существующих мнений и взглядов на сложившуюся ситуацию. Причем принимать во внимание нужно и мнение сторонников данной экономической модели, и точку зрения ее оппонентов. Особо тщательно должно проверяться, достигли ли теоретические предпосылки практических результатов. В целом, анализируя определенную хозяйственную концепцию, эта функция должна критически оценивать существующие положения, практически доказывая их состоятельность и общественную ценность.

А что на практике?

Практическое применение данных функций позволяет экономическим теориям объяснять роль тех или иных явлений, прогнозировать развитие производства и оценивать влияние людей на существующие экономические процессы. Реализация экономических знаний позволяет сделать любую экономическую теорию значимой и полезной для всех хозяйственных субъектов страны. Но наибольшее значение экономические модели имеют на макроуровне. Они определяют общие тенденции хозяйственного развития страны, региона или целого континента.

Сущность экономической политики

Экономическая политика является результатом деятельности правительства государства. Курс хозяйственного развития определяется целым комплексом обязательств. Основными пунктами, на которые опираются при анализе экономической политики страны, являются:

  • стадия хозяйственного развития общества;
  • уровень осознания реальной хозяйственной жизни страны;
  • текущая фаза экономического цикла ;
  • уровень смешанности экономики;
  • наличие (отсутствие) коррупции;
  • степень конкурентоспособности товаров и услуг;
  • национальные традиции, менталитет и общие характеристики человеческого капитала.

Основные экономические цели

Любая экономическая политика направлена на достижение определенных хозяйственных целей общества. В большинстве случаев цель - оценочный критерий, который принят за норму большинством граждан страны.

В числе основных экономических целей, которые стремится достигнуть правительство каждой современной страны, имеются следующие:

  • экономический рост, возможность произвести наибольшее количество товаров и обеспечить своим гражданам более высокий уровень благосостояния;
  • гибкая политика занятости населения позволит найти наилучшее применение умениям и знаниям каждого члена общества;
  • справедливое распределение экономических благ, чтобы не допустить обнищания малообеспеченных слоев населения и ограничить доходы наиболее богатых граждан;
  • международный имидж - подтверждение положительного внешнеторгового баланса и уровня ответственности по внешним займам.

Функции экономической теории позволяют не только оценивать целесообразность той или иной экономической модели, но и спрогнозировать результаты ее применения в среднесрочной перспективе. Своевременный анализ наблюдаемых явления в хозяйственной жизни страны позволит избежать ошибок и выровнять экономический курс всего государства.

Основные функции экономической теории

Используя рассмотренные методы, экономическая теория выполняет свои основные функции -познавательную, методологическую, практическую. Познавательная функция экономической теории состоит в исследовании, изучении объективной реальности, в данном случае - экономической жизни общества на определенном его этапе, в познании и характеристике законов функционирования экономических систем, причин и условий их зарождения и развития. Являясь фундаментальными пауками, экономические теории выступают методологической основой для всех прикладных экономических наук, таких как экономика промышленного предприятия, экономика сельского хозяйства, финансовый менеджмент, логистика и т.д. В этом проявляется методологическая функция экономических теорий. Практическую функцию экономические теории выполняют во взаимодействии с экономической политикой. Получая социальный заказ, они формулируют и раскрывают суть экономических проблем, с которыми сталкивается страна, отрасль, фирма, показывают пути и необходимые ресурсы для их преодоления и тем самым выступают теоретической основой экономической политики.

Экономические законы и категории

Устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи и взаимосвязи явлений и процессов называются законами. Выделяют законы естественные и экономические.

Естественные законы - это устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи и взаимосвязи явлений природы.

Экономические законы - это устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи, взаимосвязи и взаимозависимости явлений и процессов экономической жизни. Они действуют только там, где есть деятельность человека.

Кроме этих законов в обществе действуют юридические законы, представляющие собой нормативные акты, принятые референдумом (народным голосованием) или высшим представительным органом государственной власти (парламентом) в особом процессуальном порядке, регулирующие наиболее важные стороны общественных отношений и обладающие высшей юридической силой.

Экономическая теория рассматривает лишь экономические законы.

Экономические законы подразделяются на общие и специфические.

Общие экономические законы - это законы, действующие во всех или нескольких способах производства.

Специфические экономические законы - это законы, действующие в пределах одного способа производства.

Экономические законы, как и законы природы, имеют объективный характер, т.е. действуют независимо от воли и сознания людей. Если объективный характер законов природы проявляется более наглядно (день сменяется ночью, зима - весной и т.п.), то объективность экономических законов, глубина их проявления скрыта от человеческого глаза. Существует две формы реализации экономических законов: стихийная и сознательная. Сознательная форма реализации экономических законов предусматривает систему сознательно разработанных обществом рычагов для осуществления экономической политики, как частного бизнеса, так и государства.

От экономических законов следует отличать экономические категории, которые представляют собой наиболее общие понятия явлений и процессов экономической жизни, отражающие их существенные стороны. Каждая экономическая категория - это научное понятие, которое отвлеченно характеризует сущность какого-либо экономического явления. К их числу относятся: товар, деньги, стоимость, цена, собственность, спрос, предложение, финансы, кредит и др.

Между экономическими законами и экономическими категориями существует тесная связь. Экономические категории являются основой для отражения устойчивых и прочных причинно-следственных связей и зависимостей, составляющих содержание объективных экономических законов.

Наука существует там, где есть закономерности, которые можно выделить, изучить и предсказать. Это относится к любой науке, в том числе и экономической. Всякое научное исследование включает в себя последовательную систему трех стадий: живое созерцание - абстрактное мышление - практика, где есть четкая формулировка гипотез, их следствий и сопоставление последних с данными наблюдения. Теория принимается, сечи она согласуется с опытом, с фактами. Если она не сопоставима с фактами реальности, она не представляем научного интереса. Подчинение фактам реальности это правило, которое главенствует в любой научной дисциплине.

Многие современные экономисты основное внимание уделяют проблемам эффективной организации хозяйства, когда ресурсы общества становятся все более ограниченными и редкими. В этой связи экономическую теорию определяют как науку о выборе в условиях ограниченных ресурсов. Встречаются определения экономической теории как науки о богатстве, об экономических отношениях и экономических законах. Ее определяют как науку о видах деятельности, связанных с денежными сделками. Некоторые экономисты предметом экономической теории считают анализ рыночного хозяйства. Экономическую теорию определяют и как науку об эффективном использовании редких ресурсов.

Чаще всего предмет экономической теории определяется в двух аспектах. Во-первых, как исследование поведения человека в процессе производства, распределения материальных благ и услуг в мире редких ресурсов и, во-вторых, как эффективное использование ограниченных производственных ресурсов или управление ими, ставящее своей целью достижение максимального удовлетворения материальных потребностей человека.

То есть, предметом экономической теории является система производственных отношений в единстве с богатством и ограниченностью ресурсов, их эффективным использованием. Эта наука изучает поведение человека - и как производителя, и как потребителя.

    Познавательная - позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).

    Методологическая - позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг , статистика , менеджмент , ценообразование ).

    Образовательная - позволяет формировать у граждан экономическую культуру , логику, основные понятия о рынке.

    Практическая - рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства.

    Прогностическая - на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.

21. Теоретико-познавательная функция экономической теории.

Теоретико-познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы экономических явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство. Такое изучение начинается с рассмотрения фактов, массовых экономических данных, особенностей поведения хозяйствующих субъектов, что в западной экономической литературе обозначают термином «описательная наука». Затем проводится их обобщение, анализ и объяснение на этой основе сути экономических процессов и явлений. Анализируя действительность, оперируя фактами, положениями, доказательствами, экономическая теория вырабатывает научные концепции (теории).

22. Методологическая функция экономической теории.

Методологическая функция экономической теории заключается в том, что она является основой, которая позволяет определить направленность экономического развития (например, капитализм, социализм и т.п.), в зависимости от которого конкретные проблемы получают определенную оценку, имеют конкретную значимость для людей.

23. Практическая функция экономической теории.

Практическая (прагматическая) функция состоит в научном обосновании экономической политики государства, выявлении принципов и методов рационального хозяйствования на всех уровнях функционирования экономики. Экономическая теория должна давать реальные результаты, стимулировать через свои концепции развитие общественного производства в целях наиболее полного и качественного удовлетворения потребностей людей. Таким образом, экономическая теория не только формулирует проблемы, но и указывает конкретные направления и способы их решения.

24. Единство теории и метода.

Существует единство теорий и методов, которое включает их тождество и различие.

Теория в процессе познания новой реальности превращается в метод, а метод с помощью которого получаются новые знания превращается в больше развитую теорию.

Обычно под методом понимают систему способов и приемов познания объекта, а под теорией - систему понятий, которые отбивают закономерности функционирования и развития объекта. Методу присущи анализ, синтез, дедукция и тому подобное, а теории - категории и законы (в экономике, например, товар, стоимость, деньги, цена но др.). Однако такой подход фиксирует лишь внешнее отличие метода от теории, и теряет из поля зрения их внутреннее единство. Ведь каждое экономическое понятие является не только теоретическим отображением действительности, но и средством, инструментом ее познания.

Представим, что в экономике происходит падение, растут цены, безработица, снижается жизненный уровень населения и тому подобное. Понять причины такого состояния можно, только опираясь на знание закономерностей функционирования и развития экономики (например, взаимосвязей уровня цен и количества денег в обращении, инфляции и безработицы, налоговой системы и деловой активности, денежных и реальных доходов но др.). Понятно, что инструментом познания экономической действительности здесь являются сами экономические категории. Цена, например, составляет денежное выражение стоимости. Поэтому категории стоимости и денег служат средством понимания цены, то есть выступают как элементы метода. Однако это значит, что роль метода исполняют не только логические операции (анализ, индукция но др.), но и сами экономические категории, которые образуют теорию. Теория, использованная в качестве средство познания новой реальности, превращается в метод, а метод является средством получения новых знаний и воплощается в более широкой системе категорий. Теория превращается в метод а метод - на теорию. Они взаимопревращаются и взаемопроникають друг в друга, храня свои особенности, свои отличия. Это и достает воссоздание в положении о единстве теории и метода