Нафта объединяет государства расположенные. Нафта - североамериканская зона свободной торговли

Наиболее развитой интеграционной группировкой на американском континенте является Североамериканская зона свободной торговли (“North American Free Trade Area” – НАФТА), образованная в январе 1994 года США, Канадой и Мексикой. НАФТА представляет собой в настоящее время крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и совокупным валовым продуктом в размере 10,3 триллиона долларов. Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли содержит комплекс договоренностей, распространяющихся помимо торговли на сферу услуг и инвестиций, и впервые объединяет промышленно развитые государства и развивающуюся страну.

Создание зоны свободно торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов: во-первых, географической близостью стран-участниц и элементами взаимодополняемости структур национальных экономик; во-вторых, тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным кооперированием; в-третьих, растущей сетью подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК в США и, наконец, усилением позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.

О масштабах экономической взаимосвязи США, Канады и Мексики на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В США реализовывается около 75-80% канадского экспорта (20% ВВП Канады). Доля США в иностранных прямых инвестициях в Канаде – свыше 75% и Канады в США – 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта. Доля США в общем притоке прямых иностранных инвестиций в Мексику превышает 60%. ВВП США в 14,5 раз превосходит ВВП Канады и в 19 раз – Мексики.

Показатели социально-экономического развития стран – членов НАФТА в 1999 году

показатель

Население (млн. чел.)

Территория (тыс. кв. км)

ВВП (млрд. долл.)

ВВП на душу населения (млрд. долл.)

Золото-валютные резервы (млрд. долл.)

(млрд. долл.)

Импорт (млрд. долл.)

Сальдо (млрд. долл.)

Доля в мировом экспорте (%)

Экспорт услуг (млрд. долл.)

Импорт услуг (млрд. долл.)

Доля в мировом экспорте услуг (%)

Экспортная квота

(%)

Инвестиционный климат (доля иностранного капитала в общем объеме прямых инвестиций, %)

Соглашение о НАФТА можно считать принципиально новым этапом в процессе либерализации торговли товарами и услугами, а также инвестиций между США, Канадой и Мексикой. В отличие от Западной Европы в Северной Америке импульсы к созданию хозяйственного комплекса шли “снизу вверх” – от стремления к сотрудничеству между американскими и канадскими компаниями.

В течении XX в. постепенно размывались границы между США и Канадой путем относительно свободного движения товаров, капитала, рабочей силы. Качественное изменение экономических отношений между США и Канадой произошло в 1988 г., когда на межгосударственном уровне было заключено американо-канадское соглашение о свободной торговле. Оно предусматривало взаимные обязательства двух стран ликвидировать ограничения в торговле товарами и услугами (на транспорте, в телекоммуникациях, компьютерных, финансовых системах, в области туризма), отменить ограничения на иностранную собственность в кредитно-финансовой системе Канады и канадских банков в США и ряд других положений.

Одновременно в 80-е – начале 90-х годов шел процесс взаимопроникновения экономик США и Мексики. В 1992 г. Мексика подключается к американо-канадскому соглашению о свободной торговле. Интеграционные процессы в НАФТА, по замыслу его организаторов, будут идти по типу интеграции в ЕС: создание общего рынка товаров, капиталов, рабочей силы, технологий США, Канады, Мексики, в конечном итоге – сращивание процессов воспроизводства экономики государств-членов, формирование единого хозяйственного организма трех стран.

По численности населения, по объему совокупного валового продукта и ряду базовых экономических показателей североамериканская интеграционная группировка сопоставима с Европейским союзом. НАФТА обладает мощным (особенно благодаря США) экономическим потенциалом, например, ежегодный объем производства товаров и услуг США, Канады и Мексики равняется 5 триллионам долларов, а их доля в мировой торговле составляет почти 20%.

Структура североамериканского интеграционного комплекса имеет свои особенности по сравнению с европейской моделью интеграции.

Главное отличие – асимметричность экономической зависимости США, Канады и Мексики. Взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам канадо-американской и мексикано-американской интегрированности. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу.

Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается в том, что ее участники находятся в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие удалось приблизиться по главным экономическим макропоказателям (объему ВВП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще заметно отстает от этих стран по основным базовым показателям.

Создание в 1994 г. НАФТА отражает новый подход в теории и практике интеграции. Впервые государство “третьего мира” добровольно объединилось с двумя высокоразвитыми странами. Разница в размерах ВВП на душу населения между Мексикой и США достигает 6,6 раза, а с Канадой – 4,1 раза. Столь существенный разрыв в уровнях экономического развития стран-членов затрудняет создание единого хозяйственного комплекса.

Соглашение о создании НАФТА содержит следующие положения, посвященные различным аспектам предпринимательской деятельности в пределах Северной Америки: доступ к рынкам; инвестиции; гарантии; услуги, права интеллектуальной собственности; государственные закупки; меры, связанные с соблюдением стандартов; временный въезд для бизнесменов; разрешение споров.

Ключевыми моментами соглашения о НАФТА, подробно регламентирующего многие аспекты экономических отношений между соседними странами, являются:

Отмена всех таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и Мексика, к 2010 году;

Поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами;

Смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике;

Либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики;

Защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику;

Создание американо-канадской арбитражной комиссии.

Таким образом, соглашение о создании НАФТА предполагает, что страны участницы сохранят национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами, и во взаимной торговле поле переходного периода в 10 лет (в некоторых случаях – 15 лет) в этой экономической зоне будет свободное обращение товаров. Оно распространяется на товары, которые квалифицируются как произведенные в США, Канаде и Мексике. Реализация соглашения приведет к устранению всех тарифных и нетарифных барьеров в торговле. Кроме того, оно предусматривает улучшение торговли услугами, установление справедливых правил для взаимных инвестиций и осуществления государственных закупок, усиление защиты прав на интеллектуальную собственность, создание механизма урегулирования споров.

Устраняя тарифы и другие протекционистские барьеры, НАФТА устанавливает ограничительные правила торговли рядом товаров и инвестиций в некоторых секторах экономики, особенно “чувствительных” к иностранной конкуренции (это относится к сельскому хозяйству, энергетике, продукции автомобильной промышленности, текстильным изделиям). Помимо этого соглашение содержит оговорки, позволяющие временно восстановить защиту для отраслей промышленности, которым нанесен ущерб импортом соответствующей продукции.

В то же время НАФТА содержит некоторые исключения из режима свободных экономических отношений. Так, сохраняются право Мексики на запрет иностранной деятельности в нефтяном секторе, право Канады на защиту некоторых секторов информации, важных в культурном отношении (радиовещание, выпуск кинофильмов, пластинок, книг), право США на поддержку внутренних цен и сохранение системы закупки сельскохозяйственных товаров.

В соглашении все товары разбиты на три большие группы – промышленные (без текстильных товаров), сельскохозяйственные и текстильные изделия, включая одежду. Для каждой группы разработаны графики снижения пошлин, а на ряд промышленных товаров было предусмотрено и осуществлено немедленно снятие пошлин. Пошлины на остальные товары намечено отменить в течении 5, 10 и 15 лет. Различие графиков снижения пошлин на промышленные товары (с временным интервалом в пять лет) обусловлено “чувствительностью” соответствующих отраслей промышленности к импорту конкурирующих изделий.

Дифференцированные условия либерализации торговли предусмотрены и для отдельных стран – участниц соглашения. Например, мексиканские тарифы на импорт американских промышленных товаров будут устранены в течении 10 лет. При этом примерно половина мексиканских пошлин устраняется при вступлении соглашения в силу; в дальнейшем (в течении пяти лет) до 70% всех товаров из США будут ввозиться в Мексику беспошлинно. Со стороны США Мексика получает облегченный доступ к большой части североамериканского рынка; снятие пошлин в течении пяти лет распространяется почти на 90% промышленных изделий. В то же время тарифы на незначительное число изделий, “чувствительных” для американской промышленности, не будут ликвидированы практически до конца 15-летнего периода.

Тарифы в торговле между Мексикой и Канадой также постепенно устраняются в течении десяти лет.

Во взаимной торговле США и Канады существует договоренность не изменять графики снижения тарифов, ранее разработанные в рамках двустороннего соглашения между ними в 1989 году.

Поэтапное снижение таможенных тарифов в рамках НАФТА происходит исходя из базовых ставок, действовавших на 1 июля 1991 года. В отношении правил происхождения товаров НАФТА устанавливает следующие требования: товар должен быть полностью произведен в североамериканской зоне свободной торговли или существенно преобразован в новый товар и соответственно попадать под другую тарифную позицию Гармонизированной системы. Для некоторых товаров (автомобили, химические продукты, обувь), кроме того, требуется чтобы не менее 50-60% компонентов были произведены в странах – участницах соглашения.

Кроме того, в НАФТА устраняются другие барьеры в торговле, такие как требования по импортному лицензированию и сбору по таможенному оформлению товаров.

В НАФТА фактически устанавливается национальный режим в торговле, причем он распространяется не только на товары, но и на услуги, включая право инвестировать в сферу услуг и продавать услуги через границы. К примеру, в сфере финансовых услуг НАФТА дает возможность банкам США и фирмам, действующим на рынке ценных бумаг, учреждать в Мексике впервые за последние полвека представительства с полным набором функций.

Соглашение о создании НАФТА устанавливает 5 основных принципов защиты иностранных инвесторов и их инвестиций в зоне свободной торговли: недискриминационный режим; снятие особых требований к инвестициям или инвесторам (эти требования обычно относятся к видам деятельности, осуществляемым по распоряжению государства или одобренным им, в качестве условия учреждения или функционирования иностранных предприятий в конкретной стране); свободное перемещение финансовых средств, имеющих отношение к инвестициям; экспроприация только в соответствии с международным правом; право обращаться в международный суд в случае нарушения Соглашения.

Наконец, в рамках НАФТА учреждаются самые высокие в мире нормы защиты прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты и товарные знаки.

Отдавая должное важному значению НАФТА для развития регионального сотрудничества, американские эксперты отмечают, что соглашение приносит относительно скромные результаты экономикам США и Канады, поскольку между обеими странами и до соглашения были сравнительно небольшие ограничения в торговле и в области трансграничных инвестиций.

Однако оно принесет выгоды экономике Мексики. Одной из главных целей соглашения, с позиций интересов США, является обеспечение дельнейшего проведения экономических реформ в этой стране. Эти реформы, как ожидается, создадут более предсказуемый, стабильный предпринимательский климат для американских и канадских экспортеров и инвесторов. Мексика надеется, что с созданием благоприятного климата в области торговли и инвестиций можно ожидать притока капиталов и увеличения занятости. Помимо этого Мексика заинтересована в ослаблении протекционизма США и расширении экспорта в США и Канаду, а также в получении доступа к новым технологиям и природным ресурсам.

Канаде НАФТА может создать возможности для дальнейшего расширения экспорта, во-первых, гарантируя и усиливая уже достигнутые результаты соглашения о либерализации торговли, ранее заключенного с США, во вторых, улучшая доступ к рынку Мексики, и, в-третьих, увеличивая привлекательность Канады для инвесторов, прежде всего американских.

В целом реализация НАФТА, как считают эксперты, приведет к повышению темпов роста США и Канады максимум на 0,5 процентного пункта при условии одновременного выполнения всех его положений. Такой скромный эффект объясняется, с одной стороны, сравнительно низкими барьерами в торговле и активной инвестиционной деятельности между США и Канадой еще до заключения соглашения, что благоприятствовало взаимному перемещению товаров и услуг, а с другой – относительно небольшим размером экономики Мексики по сравнению с американской и канадской. Для Мексики выгода, по наиболее оптимистичному прогнозу, оценивается в 11% роста ВВП.

Таким образом, интеграционные процессы в НАФТА в сравнении с ЕС отличают доминирующее положение США в североамериканском экономическом регионе, слабая взаимозависимость экономик Канады и Мексики и связанная с этими процессами асимметричность экономического взаимодействия США, Канады и Мексики.

(Обзор подготовлен на основе исследования, выполненного ВНИКИ по заказу Министерства экономического развития РФ )

НАФТА обладает четкой организационной структурой. Комиссия по свободной торговле является центральным институтом НАФТА. Данный орган наблюдает за осуществлением и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает разрешать споры, возникающие между странами. Она также следит за работой более чем 30 комитетов и рабочих групп НАФТА.

Министры торговли стран-участниц согласились, что Комиссии будет оказывать содействие Координирующий секретариат НАФТА (NCS), создание которого планировалось на конец 1997 года. Секретариат призван служить официальным архивом работы НАФТА и исполнять роль рабочего секретариата при Комиссии.

НАФТА предусматривает дальнейшую работу по оказанию помощи в достижении создания зоны свободной торговли. В соответствии с Соглашением, с целью способствования торговле и инвестициям, обеспечения эффективного выполнения норм НАФТА и их администрирования, было создано более 30 рабочих групп и комитетов. Основные области, в которых ведется работа по созданию норм, включают в себя происхождение товаров, таможни, торговлю сельскохозяйственными товарами и субсидии в эту область экономики, стандартизацию товаров, государственные поставки и передвижение деловых людей через границы. Эти рабочие группы и комитеты ежегодно представляют отчет Комиссии НАФТА.

Рабочие группы и комитеты НАФТА также помогают сделать процесс претворения соглашения в жизнь более гладким, обеспечить создание форума для изучения способов дальнейшего реформирования торговли между странами-участницами. Кроме этого, рабочие группы и комитеты НАФТА обсуждают спорные вопросы, возникшие между странами, на ранней стадии их развития, дабы избежать длительных процедур разрешения споров.

В настоящее время большая часть торговли, осуществляемой в Северной Америке, происходит в соответствии установленными нормами НАФТА и Всемирной организации торговли (ВТО). Но всё же в сфере торговли возникают спорные вопросы, при этом НАФТА выступает за дружеское разрешение споров государств, чьи интересы затронуты, с помощью комитетов и рабочих групп НАФТА или других органов. НАФТА предусматривает скорое и эффективное рассмотрение проблемы группой экспертов, если стороны не находят взаимовыгодного решения данной проблемы.

Разрешением споров, возложено на канадскую, американскую и мексиканскую национальные секции Секретариата НАФТА.

Для разрешения вопросов, связанных с инвестициями, НАФТА использует процедуры "смешанного" арбитража между инвестором, чьим интересам наносится ущерб, и заинтересованным правительством, основываясь на общих процедурах установленных канадскими соглашениями о защите иностранных инвестиций и Мировым банковским центром урегулирования споров, связанных с инвестициями.

Соглашение НАФТА - это NAFTA, North American Free Trade Agreement. Так называется интеграционное экономическое объединение, членами которого являются Канада, США и Мексика. По своему характеру этот блок больше всего похож на Европейский Союз. Зона НАФТА является важнейшей частью современного мирового хозяйства. Без нее не сложилась бы современная североамериканская экономика.

Предпосылки возникновения

Появлению НАФТА предшествовало несколько важных событий. Первым из них можно назвать «План Эббота». Он появился в 1947 году и был призван стимулировать инвестирование США в экономику Канады. 12 лет спустя соседние страны заключили новое соглашение, касавшееся совместного военного производства. Благодаря ему Канада приняла американские стандарты в этой сфере экономики.

Затем, в 1965 году, был принят еще один договор о либерализации в торговле в области автомобилестроения. Так раз за разом между странами заключались все новые соглашения во все новых отраслях экономики. Постепенно в этот процесс включили и Мексику. В 1980 гг. интеграция впервые коснулась энергетики. Претворению в жизнь этой повестки активно способствовали американские президенты Рональд Рейган и Джордж Буш-старший. НАФТА - это плод именно их усилий.

Появление зоны свободной торговли

В 1988 году было принято CUSFTA - канадско-американское соглашение о свободной торговле. Согласно договоренности, страны собирались в течение десяти лет создать единое интегрированное пространство. НАФТА - это прямое развитие идей CUSFTA. Данный союз формировался параллельно с похожими союзами в Европе. Таким образом, это был не случайный политический шаг трех стран, а часть всеобщего универсального процесса.

Ключевой датой для появления НАФТА стало 7 октября 1992 года. В тот день соответствующее соглашение подписали президенты Мексики и США, а также премьер-министр Канады. Как и договаривались стороны, зона свободной торговли НАФТА появилась в январе 1994 года.

Последствия

К чему конкретно привело появление NAFTA? Учреждение союза позволило снять барьеры в торговле и эффективнее содействовать свободному обмену услуг и товаров между тремя странами. В рамках североамериканской зоны были установлены справедливые условия конкуренции. Также расширились возможности для инвестирования.

Североамериканская зона свободной торговли НАФТА способствовала защите прав интеллектуальной собственности. Внешнеэкономические отношения США, Канады и Мексики подверглись либерализации. За несколько лет были ликвидированы почти все инвестиционные и торговые препятствия, мешавшие развитию хозяйственных связей соседей.

Сразу после появления НАФТА североамериканские государства снизили пошлины для торговли продовольственными и промышленными товарами. Затем был взят курс на полный отказ от таможенных выплат. В 1998 году они исчезли в канадско-американской торговле, а в 2003 году - и в торговле с Мексикой.

Несостоявшееся расширение

Уже в 1994 году возникли первые проекты по расширению союза. Многие экономисты и политики считали, что НАФТА - это организация, которой по пути с Чили. Официальные переговоры о вступлении южноамериканской страны в зону свободной торговли начались летом 1995 года. Эта идея сразу же приобрела как противников, так и сторонников.

Само латиноамериканское государство не раз демонстрировало серьезное желание присоединиться к НАФТА. Так, в Чили были значительно снижены тарифы. Падение остановилось на отметке в 15%. В 1997 году Сантьяго и Оттава завершили переговоры, в результате которых был подписан договор о сотрудничестве в области окружающей среды и охраны труда. Считалось, что подобный шаг станет прологом для вступления Чили в НАФТА. Однако этого так и не произошло. Организация так и осталась исключительно североамериканской.

Изменения в американской экономике

В результате появления НАФТА США получили значительные выгоды. Во многих отраслях сложилась ситуация, когда для Штатов закупать товары за границей стало даже выгоднее, чем в самой стране. Показательна и статистика. К примеру, в канадской провинции Онтарио доля экспорта в соседнюю страну составила 40% от собственного валового продукта, а в Квебеке - 24%.

Североамериканская зона свободной торговли НАФТА расширила рынок сбыта для американских компаний. Поставки полуфабрикатов и материалов из Мексики и Канады в США стали значительно устойчивее. Американские корпорации снизили издержки собственного производства, так как смогли использовать дешевую и доступную рабочую силу.

В целом США заметно усилили свои конкурентные позиции, а их внутриэкономическое развитие оказалось под долгосрочным положительным воздействием. В 1993-1997 гг. товарооборот с Мексикой увеличился в 2,5 раза, а с Канадой - в 2 раза. Сегодня приблизительно треть американской внешней торговли приходится на две эти страны. Беспошлинный статус распространен уже на 2/3 всего экспорта Штатов в этом регионе. Благодаря преобразованиям 90-х страны, входящие в НАФТА, заметно повысили свою конкурентоспособность по отношению к Японии и Европейскому Союзу.

НАФТА и Мексика

Что североамериканское соглашение о свободной торговле НАФТА дало Мексике? Договор 1992 года поспособствовал ее интеграции в глобальную экономику. Также был разрешен вопрос о внешнем долге, из-за которого в 1980-е страна несла серьезные финансовые потери. Соглашение по свободной торговле требовало значительных средств. Мексиканское правительство смогло получить от США крупные кредиты для их реализации. Рынок страны стал стартовой площадкой для многих иностранных инвесторов, желавших в дальнейшем попасть в Штаты или Канаду. Приток зарубежного капитала в Мексику в 1990 гг. увеличился в два раза.

Критика

Противники вступления Мексики в НАФТА утверждают, что выгодами от соглашения пользуется только малая прослойка элиты, тогда как обычные рабочие почти не ощутили преимуществ от членства в союзе. В стране сохраняется относительно низкая оплата труда. Иностранные инвесторы рвутся туда во многом именно по этой причине, так как малые затраты на персонал дают большую прибыль.

Также мексиканские противники НАФТА считают, что, вступив в союз, страна стала еще более зависимой от Штатов. Таким образом, возможный отход от установившейся политики реструктуризации и либерализации окажется затруднительным, а возвращение к самостоятельности в экономике - и вовсе невозможным.

Перемены в Канаде

Присоединяясь к НАФТА, Канада имела вполне конкретные задачи. Приоритетной целью было расширение возможностей для попадания компаний на американский рынок. Канадские экспортеры собирались усилить собственные экспортные возможности и получить неограниченный доступ в Мексику для своих капиталов. Латиноамериканская страна отлично подходила и подходит для вывода туда производств трудоемкого характера.

В Оттаве также делалась ставка на то, что развитая экономика США поможет структурным реформам в самой Канаде. Социальное и финансовое развитие страны действительно ускорилось. В НАФТА Канада занимает более значительное место, чем Мексика, но менее заметное, чем США. Поэтому соседи Штатов часто выступают с солидарными точками зрения, таким образом защищая свои интересы перед Вашингтоном. Подобные казусы несколько раз повторялись в 1990 годы. Мексика получала поддержку от Канады, когда возникала угроза обвала мексиканского песо.

Проблемы и вызовы

Разумеется, у зоны свободной североамериканской торговли есть и свои минусы. В США (а также в меньшей степени в Канаде) произошла потеря рабочих мест. Она была вызвана переносом части производства в мексиканскую юрисдикцию. Это обстоятельство заметно отразилось на занятности во многих отраслях промышленности США. Больше всего пострадали химическое и текстильное производство, а также автомобилестроение.

В Мексику свои производства перенесли крупнейшие американские корпорации: «Дженерал Моторс», «Крайслер», «Гесс» и т. д. Против подобной политики выступают профсоюзы, которые периодически устраивают массовые акции по всей стране. Расширение товарооборота между Канадой, США и Мексикой, а также рост импорта американских товаров из соседних стран приводят к увеличению дефицита в торговом балансе США.

Для Штатов с возникновением НАФТА не в лучшую сторону изменилось положение на рынке сельскохозяйственных товаров. В этой отрасли усилилась конкуренция Мексики. Особенно эта закономерность заметна на примере бананов, томатов и цитрусовых культур. Увеличение поставок аграрной продукции из Мексики требует модернизации контроля над качеством товаров. Связано это в том числе и с тем, что в латиноамериканской стране в сельском хозяйстве используются запрещенные в США пестициды.