Топливно-энергетический комплекс болгарии. Современная Болгария. Российский разворот

На сегодняшний день становиться очевидным, что правящие элиты Болгарии пытаются поступательно развернуть внешнюю политику в строну РФ.

Болгария – одна из древнейших стран современного мира. На процессы ее государственной идентификации традиционно влияли как необычайно богатое и разнообразное историческое наследие, так и то, что страна находится почти в центре пересечения различных цивилизаций. При этом население Болгарии оставалось в подавляющем большинстве православным. Эти и многие другие факторы предопределили специфику развития новейшей истории болгарского государства, взаимоотношения правящих элит и населения, государства и общества в целом. Об этом говорится в материале фонда «Современная политика» посвященном вопросам государственной идентификации современной Болгарии.

Современная история Болгарии фактически начинается со времени, когда Россия освободила болгарские земли от многовекового османского ига. Ежегодно 3 марта отмечается национальный праздник в честь победы русской армии и болгарского ополчения над турецкими войсками в 1878 году. Повсеместно сохраняются памятники благодарных болгар своим освободителям. В то же время наблюдаются труднообъяснимые метаморфозы в развитии страны и не менее труднообъяснимые цивилизационные неопределенности правящих элит.

Так, в Первую мировую войну Болгария выступала на стороне австро-германского блока, а, следовательно, против России. Однако, начиная с 20-х годов ХХ века, именно Болгария стала одним из крупнейших центров русской белой эмиграции.

В период Второй мировой войны правящие монархические круги втянули Болгарию в союз с гитлеровской Германией. Но подавляющее большинство болгар симпатизировали Красной Армии и пламенно ее приветствовали как армию-освободительницу в 1944 году.

В послевоенное время образовалась Народная Республика Болгария. Этот период был наиболее эффективным в развитии страны. Союзнические отношения с СССР позволили достичь Болгарии самого высокого уровня в экономике, культуре и во всех других сферах гуманитарной жизни за всю историю ее существования.

С 1989 года в Болгарии начались новые глубокие экономические и политические перемены. В очередной раз был взят курс на близкие союзнические отношения с Западной Европой и США. 2 апреля 2004 года Болгария вошла в НАТО, а 1 января 2007 года – в Евросоюз. Этот современный период развития страны явился не менее противоречивым, чем предшествующие. Факты свидетельствуют, что с вступлением в Евросоюз промышленное и сельскохозяйственное производство начало деградировать, и сократилось почти наполовину. Уровень жизни населения значительно упал, безработица является одной из самых высоких среди стран Евросоюза. Болгария фактически приобрела статус неоколониального государства, которое лишено любой самостоятельности. Более того, правящие элиты в открытую стали проводить прозападную антироссийскую политику. Дело дошло до того, что президент страны Р. Плевнелиев фактически назвал Россию одним из врагов Болгарии. В то же время, как свидетельствуют многочисленные социологические опросы, наоборот, всего лишь 4% болгар верят в то, что угроза национальной безопасности исходит от России, а подавляющее большинство населения предельно дружелюбно относятся к россиянам.

Таким образом, после фактического освобождения Россией Болгарии от османского ига, в период Первой и Второй мировых войн и в условиях современных «гибридных» войн, болгарское руководство и правящие элиты традиционно выступали на стороне тех политических сил, которые вели ожесточенную войну с Россией. И всегда при этом несли тяжелые поражения. Это – исторический факт. Также неоспоримым фактом является и то, что большинство болгарского народа традиционно видело в России и в россиянах своих друзей.

Однако на сегодняшний день становиться очевидным, что правящие элиты Болгарии, в том числе позиционирующие себя как евроинтеграторы объективно оценивают происходящие процессы и пытаются поступательно развернуть внешнюю политику в строну РФ.

Какие наиболее вероятные пути современной государственной идентификации Болгарии? На наш взгляд, они являются следующими.

Первое. В течение всей новейшей истории, как уже отмечалось, болгарский народ традиционно позиционировал себя дружественным российскому и России. Это важное обстоятельство с точки зрения определения перспектив вектора развития всей современной болгарской политики. Политические и государственные лидеры с неизбежностью вынуждены будут учитывать мнение своих граждан. «Хочешь повести за собой людей, иди за ними», – гласит известная восточная мудрость. Нам представляется, что именно традиционно дружелюбная позиция подавляющего большинства болгарского населения предопределит реинтеграцию, а в перспективе – стратегические союзнические отношения именно с Россией.

Второе. Современная экономика Болгарии находится в глубоком системном кризисе. После вступления в ЕС, повторим, страна фактически потеряла свои традиционные отрасли производства в промышленности и сельском хозяйстве. Более чем наполовину разрушен экономический потенциал, созданный в свое время Народной Республикой Болгария. Архивыгодные и жизненно необходимые для страны экономические проекты фактически запрещаются руководством Евросоюза, другими международными организациями преимущественно по политическим мотивам. Премьер-министр Б. Борисов вынужден был признать, что «Мы находимся под прессом… Болгария продолжает платить, и была осуждена и за проект «Бургас-Александруполис», и за АЭС «Белене», и за увеличение срока работы 5 и 6 блоков АЭС «Козлодуй», а теперь и за «Южный поток».

Для Болгарии, следует отметить, «Южный поток» был наилучшим экономическим проектом, в котором она когда-либо участвовала. Все потеряно. И все из-за неоколониальной политики Евросоюза, куда Болгария в свое время так настойчиво стремилась вступить. Вероятно долго продолжаться такая евроинтеграция не сможет, поскольку носит явно антиболгарский характер. В стране все больше вспоминают более справедливый уровень взаимоотношений в рамках Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), СССР и России. Как свидетельствуют социологические опросы, все больше болгар проявляют интерес к экономической реинтеграции именно с Россией. Именно эьим и может быть обоснована недавняя инициатива правящей евроинтеграционной партии ГЕРБ по выдвижению кандидатуры Димитара Радева на пост управляющего Болгарского Народного Банка (БНБ) лояльного РФ и настроенного налаживать экономические отношения прежде всего с представителями российских бизнес элит.

Третье. Необычайно важный духовно-цивилизационный фактор. Болгария – православная страна. Она сохранила православные ценности и веру даже в условиях многих столетий жестокого османского ига. В современных условиях, когда начался процесс «столкновения цивилизаций», люди ищут своих духовных братьев по вере, ментальности, аксиологическому восприятию образа жизни. Более чем очевидно, что деградирующий западный гуманизм не соответствует духовным традициям болгар, а исламские ценности для них, как известно, неприемлемы. Духовная идентификация современной Болгарии возможна только с Россией как центром современного православного мира. Эта – аксиома, которая также с неизбежностью будет способствовать реинтеграции Болгарии и с другими православными странами. Здесь мы имеем дело с наличием жесткой дихотомии: либо следовать православной традиции, либо стать на путь нового, уже не османского, а «евроатлантического» порабощения. Складывается ситуация в формуле: «Tertium non datur» – третьего не дано. Имеются и другие факторы, которые говорят, что в перспективе в стратегических интересах Болгарии и России целесообразно идти по пути не просто восстановления дружеских, а братских, взаимовыгодных отношений хотя бы на уровне тех, которые уже существовали ранее.

Таким образом, современная Болгария в настоящее время переживает сложнейший период своей государственной идентификации. Скорее всего, традиционное для Болгарии противостояние правящих элит и большинства народа будет преодолено. Это, в свою очередь, даст шанс стране стать реально независимой и процветающей.

В 2009 году эксперты статистической компании "Eurostat" после изучения и анализа экономических показателей Болгарии отнесли ее к числу самых «дешевых» европейских государств. Проживание в этой стране обходится ее жителям почти вполовину дешевле, чем в среднем по Европе.

Экономический спад и влияние кризиса

Историю развития экономики Болгарии трудно назвать гладкой. В период перехода от командно-административного строя к рыночным отношениям стране пришлось пережить несколько спадов экономики.

После потрясшего страну кризиса 1996 года, когда годовой уровень инфляции поднялся до рекордной отметки в 311%, было принято решение о необходимости проведения серьезных экономических реформ. Международный валютный фонд и всемирный банк полностью одобрили программу реформирования экономической сферы.

В числе наиболее кардинальных мер была предложена приватизация государственных предприятий, оптимизация земельного рынка, корректировка социальной и ужесточение борьбы с коррупцией.

Такая стратегия правительства дала положительный результат уже к 2002 году. Болгарская экономика обрела стабильность и получила статус рыночной, в страну стали поступать иностранные инвестиции.

Очередной удар по экономической сфере нанес мировой кризис 2008 года, затронувший Болгарию в значительной мере. Правительство страны во главе с вплотную занялись сокращением государственных расходов и полностью прекратили стимулирование экономического роста. Таким способом удалось несколько сгладить последствия кризиса, однако в 2009 году снижение объемов промышленного производства составило 14%.

Положительные аспекты болгарской экономики

В течение последних лет экономика Болгарии активно реформируется. Среди неоспоримых достижений государства в этой сфере можно выделить удержание низкой процентной ставки, что привлекает иностранный капитал. Кроме того, несмотря на невысокий показатель средней , подоходный налог с 2008 года держится на уровне рекордных для Европейского Союза 10 процентов. Такова же величина налога на прибыль, что положительно сказывается на инвестиционном климате.

Хотя болгарскую экономику сегодня еще нельзя отнести к разряду самых стабильных, страна непрерывно работает над решением проблемных вопросов.

Европейские аналитики постоянно отмечают многочисленные успехи в сфере проведения реформ и повышения болгар.

В 1990-е гг. в процессе общественной трансформации произошёл глубокий экономический спад. Причины этого связаны с унаследованным энерго и импортоёмким производством, утратой традиционных рынков сбыта, трудностями переориентации внешнеторговых связей на западные рынки, где болгарские товары оказались недостаточно конкурентоспособными. Ограниченность внутреннего спроса и усиление конкуренции импортных товаров также негативно отразились на возможностях местных производителей. Имели место и просчёты в управленческих решениях, которые обеспечивают способы, правила и условия экономических преобразований. Несмотря на рост экономики в 1998-2002, объём ВВП остаётся ниже дореформенного уровня. ВВП в 2001 13,6 млрд долл., на душу населения - 1718 долл. Рассчитанный на основе паритета покупательной способности душевой объём ВВП составил 24% от среднего показателя для стран ЕС.

В 1990-е гг. число занятых в экономике сократилось почти на 1/4. Экономически активное население в 2002 - 3248 тыс. чел. (48,4% от всего населения старше 15 лет), из них занято - 2704 тыс., безработные - 544 тыс. чел. (16,8% от рабочей силы). Безработица приобрела хронический характер. В 1991 в Болгарии была проведена «шоковая терапия», потребительские цены повысились в 5,7 раза. Второй сильный всплеск инфляции произошёл во время кризиса финансовой и банковской системы в кон. 1996 - нач. 1997. За 1996-2002 среднегодовые потребительские цены возросли в 39 раз.

В 1990-е гг. под воздействием спроса на внутреннем и внешних рынках, а также инвестиционных возможностей произошли заметные сдвиги в отраслевой структуре экономики. Наиболее высокими темпами росла занятость в сфере услуг - 46,5% занятых (2002). Индустриальный сектор - 27,9%, сельское хозяйство - 25,6%. Основная часть занятых (около 3/4) сосредоточена в частном секторе. В 2002 на долю сферы услуг приходилось 52,7% ВВП, индустрии - 24,5%, сельского хозяйства - 11,0%.

Промышленность Болгарии в 1990-е гг. переживала глубокий структурный кризис. В 2000-02 появились признаки роста. Объём промышленной продукции в 2002 увеличился на 0,6% (однако был на 20% ниже, чем в 1995), в т.ч. в добывающих отраслях - на 24%, в обрабатывающих - на 23%. Загрузка производственных мощностей - примерно 60% (кон. 2002).

Около 80% продукции производится в обрабатывающей промышленности, около 5% - в добывающей и 15% - на предприятиях по производству и снабжению электро и теплоэнергией, газом, водой.

Наибольшую долю (около 18% в 2001) имеет производство продовольствия, напитков и табачных изделий, которое было традиционно развито в Болгарии. Важное место принадлежит металлургии и производству металлоизделий (св. 10% валовой продукции). Сравнительно успешно развивается цветная металлургия, использующая местное сырьё. Производятся нефтепродукты, кальцинированная сода, минеральные удобрения. Доля машиностроения - около 10%. В 2002 возросло производство радиотелевизионной техники и средств связи, электронно-вычислительной и канцелярской техники.

Болгария располагает благоприятными природно-климатическими условиями для развития сельского хозяйства. В 1990-е гг. была проведена аграрная реформа, в ходе которой земля возвращена прежним собственникам и их наследникам, что привело к возникновению значительной маломерной и раздробленной частной собственности на землю. Это создало серьёзные проблемы для эффективного землепользования и хозяйствования. Ухудшение материально-технической обеспеченности сельского хозяйства, сокращение инвестиций, утрата традиционных внешних рынков для аграрных продуктов ограничивали реализацию потенциальных возможностей отрасли. Динамика её продукции была неустойчивой, а объём в 2002 был на 12% ниже, чем в 1990. Почти вся продукция производится в частном секторе. Растениеводство и животноводство вносят практически равный вклад в производство (примерно по 47%), около 6% сельхозпродукции - производственные услуги.

Развитие сельского хозяйства определено одним из приоритетных направлений экономики. Правительство намерено приводить аграрную политику в соответствие с общей сельскохозяйственной политикой ЕС, создавать условия для укрупнения наделов и более эффективного использования земли, способствовать развитию рынка и рыночной инфраструктуры.

Транспортная инфраструктура Болгарии развивается как интегральная часть общеевропейской транспортной сети, чтобы стать транспортным мостом между Западной и Центральной Европой и странами Ближнего Востока, Западной и Средней Азии. Протяжённость железнодорожных путей - 6,4 тыс. км, в т.ч. 4,3 тыс. км эксплуатируемых, из которых 2/3 электрифицировано. Общая длина национальной автодорожной сети - 37,3 тыс. км. Морской транспорт имеет 86 грузовых судов, которые обслуживают основную часть товарооборота . Морские порты - Варна и Бургас. Болгария располагает четырьмя международными аэропортами. В 2002 перевезено 111,8 млн т грузов, в т.ч. 16,5% железнодорожным, 51,7% - автомобильным, 14% морским и 16% трубопроводным транспортом. В обслуживании населения решающая роль принадлежит автотранспорту, который перевозит 2/3 всех пассажиров.

Благоприятные природно-климатические условия создают предпосылки для туризма, развитие которого признано одним из приоритетов. В 1999-2002 число иностранных туристов, посетивших , увеличилось с 2,0 млн до 2,99 млн чел. Туристической деятельностью занимается преимущественно частный бизнес, которому принадлежит 96% собственности в данной сфере. Наибольшее число туристов прибывает из , и , и . Введение Болгарии визового режима с Россией (1 октября 2001) сопровождалось уменьшением числа российских туристов. В 2002 их было на 24% меньше, чем в 2001.

Основные направления современной социально-экономической политики - ориентация на повышение доходов населения, уменьшение бедности и безработицы. Основой этого должен стать устойчивый рост экономики при упрочении макроэкономической стабильности. Взят курс на ускорение структурной реформы, завершение приватизации и создание полноценно функционирующей конкурентоспособной рыночной экономики.

В 2001-02 макроэкономическая ситуация в стране была относительно стабильной. Прирост ВВП в 2001 - 4,1%, в 2002 - 4,8%. Уровень инфляции - соответственно 4,8 и 3,8%. Стабилизации макроэкономики в определённой мере способствовал механизм валютного совета (действует с 1997), который предполагается сохранить вплоть до вступления в ЕС. Установлен фиксированный валютный курс лева, привязанный к евро, эмиссия денег центрального банка обусловлена приростом его валютных резервов. Их размер увеличился с 3,5 млрд в 2000 до 3,58 млрд в 2001 и 4,75 млрд долл. в кон. 2002. Практически прекращены функции центрального банка по рефинансированию коммерческих банков, он может предоставить им кредит лишь при угрозе стабильности банковской системы. Он не имеет полномочий государство, кроме предоставления кредитов на СДР. Большинство коммерческих банков приватизировано. Собственниками приватизированных банков стали, как правило, . В 2002 появились признаки более активного кредитования реального сектора экономики. В связи с условиями МВФ и стремлением обеспечить нормы ЕС ужесточилась ориентация на сокращение дефицита бюджета, который в 1990-е гг. был хроническим и покрывался в основном за счёт внешних и внутренних заимствований. В 2001-02 дефицит консолидированного госбюджета сократился (с 1,1% к ВВП в 2000 до 0,9 в 2001 и 0,7% в 2002), а основным источником его покрытия стали доходы от приватизации. На усиление сбалансированности бюджета нацелены изменения в налоговой политике. Её концепция исходит из необходимости равномерного распределения налогового бремени, стимулирования бизнеса, уменьшения прямых налогов и расширения базы обложения. Важной проблемой остаётся балансирование текущих внешних платежей и обслуживание накопленного внешнего долга. В кон. 2002 внешний долг-брутто составлял 10,93 млрд долл. (70,5% ВВП), в т.ч. на задолженность по долгосрочным обязательствам приходилось 85,7% долга, а по краткосрочным - 14,3%; на обслуживание внешнего долга израсходовано 1,29 млрд долл., или 8,3% ВВП.

В ходе реформирования экономики произошло перераспределение собственности, сократились реальные социальные трансферты государства, рухнула прежняя модель стратификации, значительная часть населения обеднела, усилилась имущественная дифференциация. В 2000 реальные доходы на члена семьи были на 1/5 ниже, чем в 1995. Реальная заработная плата также оставалась ниже, чем в 1995.

Развитие внешнеэкономических связей - один из решающих факторов динамизма болгарской экономики. Объём оборота внешней торговли (2001) достигает 90% ВВП. Импорт обеспечивает около 2/3 внутреннего энергопотребления.

В 2002 внешнеторговый оборот Болгарии составил 13,38 млрд долл., в т.ч. экспорт - 5,58 млрд, а импорт - 7,8 млрд долл. В этом году экспорт впервые превысил уровень 1995. Одна из наиболее острых проблем экономики Болгарии - хронический дефицит внешней торговли. Ориентация на Запад и утрата традиционного рынка бывшего СССР определили географическую структуру внешней торговли. Преобладающая часть (65,6%) её оборота в 2002 приходилась на страны ОЭСР, в т.ч. 52,6% - на ЕС. В них было реализовано соответственно 72,6 и 55,8% экспорта, а доля их в импорте равнялась - 60,6 и 50,3%. На РФ приходилось лишь 1,6% всего болгарского экспорта и 14,7% импорта (поставка в основном энергетических ресурсов).

Трансформации в Болгарии: результаты, ошибки, перспективы

НИКОЛА КОЙЧЕВ
доктор экономических наук, профессор (Болгария)

Переходный период в болгарской экономике характеризуется устойчивым ухудшением всех основных показателей
Среднемесячная зарплата болгарина в 25 раз ниже зарплаты наемного работника в Германии
Экономический кризис можно преодолеть путем государственного регулирования на макроуровне и либерализации деятельности предприятий и фирм

Осенью 1989 г. начался интенсивный распад мировой социалистической системы. Страны Центральной и Восточной Европы взяли новый курс развития национального общества – от тоталитаризма к демократии и от командно-административной экономики к социальному рыночному хозяйству. Внешняя политика переориентирована диаметрально в противоположную сторону – с Востока на Запад. Координационной столицей вместо Москвы стал Вашингтон. Начались радикальные перемены в политическом и социально-экономическом устройстве 27 постсоциалистических суверенных республик. Одной из них была Болгария.

Политическая система

Датой рождения новой демократии является 10 ноября 1989 г. – день, когда Центральный комитет Болгарской коммунистической партии сменил своего генерального секретаря, руководившего страной несколько десятилетий.

К сожалению, трансформации начались без ясного представления о параметрах будущего государственного устройства, без попытки даже в самом общем виде представить стратегию и путь развития. Главное – от социализма. Но к чему? К классическому или государственному капитализму, посткапиталистическому или постиндустриальному обществу? Эйфория отринула все достигнутое – и социальные достижения, и материальную культуру.

В течение нескольких недель в Болгарии возникли десятки партий. Достаточно было одной даже мало осмысленной, но эмоциональной речи на митинге, чтобы оратор стал лидером. Новая элита, представленная преимущественно университетскими и научными деятелями, наивно полагала, что за считанные месяцы, сменив управленческую номенклатуру, конституцию и несколько законов, Болгария может превратиться в развитую рыночную демократию.

Однако реальности упорядочили ход событий в логическую цепочку: “круглый стол” – для диалога основных политических субъектов, досрочные парламентские выборы, новая Конституция , которая была принята в середине 1991 г. при доминирующей роли социалистов (бывших коммунистов) в Великом народном собрании (парламенте). Главные принципы нового Основного закона – Болгария является парламентской республикой с политическим плюрализмом, социальной рыночной экономикой и гарантиями основных прав и свобод граждан.

За 12 лет трансформаций политический плюрализм воплотился в 200 партий, союзов, движений и других организаций, практически слившихся в 3 – 4 объединения – Болгарскую социалистическую партию, Союз демократических сил, Движение за права и свободы, а также в ряд политических коалиций во главе с демократами, социал-демократами и земледельцами. Реально политическая модель Болгарии стала двухполюсной.

После “революции” 4 раза проходили парламентские выборы , страной управляли 7 обычных и 2 служебных составов правительства , общей чертой которых было стремление к либеральным методам руководства. В целом основные политические характеристики переходного периода сводятся к следующим моментам:

демократия и плюрализм политической жизни;

плюрализм собственности и либерализация экономических отношений ;

Восстановление основных свобод граждан – свободы слова, свободного передвижения в стране и за рубежом, демократизация индустриальных отношений с правом на социальные и политические протесты;

Активная, но однонаправленная прозападная внешняя политика;

Большая динамика смены лиц на политической сцене , вызванная высокими темпами обновления, опытом, ошибками и даже межличностными интригами и лидероманией.

Этот переход сопровождался деформацией в политических отношениях:

В институтах и органах власти без критической оценки внедрялись неэффективные для национальной специфики иностранные модели управления ;

Ложно понимаемый либерализм и свертывание важных функций государства ухудшили состояние основных государственных систем – армии, полиции, суда ;

Западная лояльность публичной администрации к государству и населению; развивается патологическая коррупция ;

Слабый финансовый и административный контроль создал условия для ненормально высокого удельного веса теневой экономики ;

Слабость власти позволила развиться организованной преступности ;

Беспринципное и аморальное перераспределение собственности и плохой банковский надзор сформировали уродливую социальную защиту общества.

В ходе трансформации политической системы Болгарии допущены серьезные ошибки. Потому и путь к конечной цели проходит зигзагами, с поворотами в обратную сторону и крутыми спусками. Допущено много ошибок и в кадровых назначениях. Как правило, на высокие государственные должности выдвигались теоретики, не имеющие управленческого опыта. Они, допустим, хорошо знали иностранные модели демократии, но не имели представления о Болгарии как объекте управления и реформирования. Дефицит государственной зрелости управленцев позволил чрезмерное иностранное вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику суверенного государства. Советниками оказались представители иностранных правительств, международных финансовых институтов, консалтинговых фирм и даже ученые и эксперты, не имевшие опыта трансформации постсоциалистических отношений. Большой ошибкой переходного периода стала и перманентная конфронтация управленцев и оппозиции; взгляды левых и правых по основным политическим проблемам, как правило, были противоположными.

Экономика

Переходный период в Болгарии характеризуется резким ухудшением всех важнейших экономических показателей . Сократился объем ВВП, устойчивый спад наблюдается в промышленном и аграрном производстве, внешней и внутренней торговле, снизилась покупательная способность государственного бюджета, занятость населения, страна переживает инвестиционный и инновационный застой. Ухудшение экономической ситуации подтверждают и косвенные индикаторы – многократно уменьшились объемы грузоперевозок, сократилось энергопотребление для производственных целей.

Спад ВВП составил 29% (рис. 1). В долларовом же эквиваленте этот показатель еще хуже – падение достигло 44% с 21,8 млрд долл. в 1989 г. до 12,3 млрд долл. в 2000 г. Уменьшение товарного производства изменило структуру валового продукта – произошло сокращение удельного веса промышленности, тогда как доля услуг выросла, даже без развития рынка капитала или превращения Болгарии в региональный банковский и биржевой центр.

Промышленное производство уменьшилось в 2,5 раза. Первый срыв произошел в 1990 г. из-за развала социалистической экономической интеграции. В дальнейшем негативное влияние оказали такие факторы, как политические и экономические ошибки, шоковая либерализация кредитов, валютных и ценовых отношений, бездумная приватизация, сокращение платежеспособного внутреннего спроса, бесконтрольный импорт товаров, не прошедших таможенное оформление, и др.

Многократно сократился аграрный сектор . Производство промышленных культур – зерна, табака, винограда, фруктов снизилось в 2 – 2,5 раза, а сахарной свеклы – в 18 раз! В 2,5 – 3,5 раза уменьшилось поголовье сельскохозяйственных животных – коров, свиней, овец, птицы. В тяжелом положении оказалась пищевая промышленность – производство консервов упало в 23 раза /!?/, мясопереработка снизилась в 6 раз, виноделие – в 2 раза. Болгария, бывшая мировым лидером по выпуску табачных изделий, сократила эту деятельность в 3,5 раза. Тем не менее продовольственному балансу страны ничто не угрожает.

Значительно хуже стал внешнеторговый обмен . Годовой товарооборот снизился с 14,5 млрд долл. до 9,8 млрд., при этом экспорт уменьшился с 7,5 млрд в 1989 г. до 4,5 млрд в 2000 г. Резко дебалансировано торговое сальдо с Россией и другими странами СНГ – соотношение “экспорт: импорт” составляет сегодня 1: 7!!! Эта деформация также является следствием большого числа ошибок во внешней торговле, таможенной и транспортной политике.

Болгария имеет большой внешний долг – более 10,5 млрд долл. (1300 долл. на душу населения). Положение осложняется тем, что отношение величины долга к ВВП составляет 85%, а экспорта к долгу – 42%.

Слабая экономика формирует и слабый государственный бюджет . В состоянии хронической нехватки денег работают все общественные структуры, находящиеся на бюджетном содержании. Покупательная сила бюджетов общин (муниципалитетов) сократилась в 3 раза. В частности, на оборону планируется выделить 3,3% ВВП – сравнительно высокий показатель по международным стандартам. Однако из этой суммы на перевооружение армии направляется лишь 6%!

Старт экономическим реформам дан в феврале 1991 г. – через год после “революции”. Причем первым действием властей стало введение полной либерализации цен, доходов и валютных курсов. Мера оказалась шоковой – у хозяйствующих субъектов не было времени, чтобы подготовиться к новым условиям кредитования и валютных расчетов. Это нанесло второй удар по национальному производству. В результате в мирное время всего за два года оно упало в 2 раза.

Разнообразие болгарского пейзажа и его для иммигрантов производит хорошее впечатление на рынке недвижимости в этой стране. Ну а как же проблемы, да они есть как и в любой другой стране но со своим колоритом.

В настоящее время в Болгарии проживает много тысяч русских иммигрантов. За последние несколько лет их число неуклонно растет; есть даже «пионеры» находящиеся здесь с 80-х и 90-х годов. Никто точно не знает, сколько русских сделали Болгарию своим привилегированным краткосрочным назначением или постоянным жильем.

Некоторые из них находятся здесь имея болгарское гражданство; некоторые проводят свой регулярный отпуск в Болгарии; многие переехали сюда на , будь то пенсионеры, или молодые люди и семьи, приезжающие сюда, чтобы продолжать и развивать свою карьеру или бизнес.

Существуют различные поводы переезда русских эмигрантов в Болгарию. Как и следовало ожидать, профессионалы предпочитают работать в крупных городах, таких как Пловдив, Варна, Бургас, Русе, Стара Загора, София.

Банско, Пампорово и Боровец, известные горнолыжные курорты, привлекают в основном сезонных отдыхающих или людей, которые купили недвижимость в основном в качестве инвестиции.

Это справедливо и для многих других курортов на Черном море с севера на юг, больших и не очень. Многим русским эмигрантам нравиться в небольших общинах и деревнях в пределах легкой досягаемости от побережья.

Город и область Велико Тырново предпочитают как пожилые, так и молодые переселенцы. Некоторые поселяются в самом городе, но большинство предпочитают окружающие деревни. Весь район действует как хаб по разным причинам. Регион расположен в центре Болгарии, в 2 часах езды от Софии и примерно так же до черноморского побережья и его курортов.

Это также важный культурный и исторический центр — «Город царей», столица Второго болгарского королевства, основанный в 1185 году. Кроме того, традиционной архитектуры, неповторимаю комбинация дерева и камня, была представлена ​​в архитектурном ландшафте, способствует сохранению многолетней культуры, а также эстетически привлекает потенциального покупателя.

Таким образом, ситуация на рынке недвижимости в различных регионах Болгарии является не такой простой как кажется на первый взгляд. Несмотря на относительно небольшие размеры и численность населения страны.

Общие проблемы иммиграции на рынке недвижимости Болгарии

Таким образом, можно наблюдать ряд отдельных секторов . От краткосрочной аренды или инвестиций, до недвижимости приобретенной для постоянного проживания.

Большинство желающих преуспевают в поиске имущества, которое им подходит без реальных проблем. Тем не менее, существует значительное число покупателей и инвесторов, которые сталкиваются с множеством проблем. Болгарская национальная пресса и даже российские СМИ регулярно сообщают о трудностях и проблемах для иностранных граждан, которые сталкиваются с процессом приобретения недвижимости.

Во-первых, язык, конечно, зависит от индивидуальных возможностей. Во-вторых, незнакомая правовая система, с незнакомым набором правил, ограничений и требований. В-третьих, практические и эффективные профессиональные отношения с агентами, с разработчиками и даже проблемы с строителями и мастерами.

Глобальный кризис как болгарский фактор

В какой-то мере каждый из них был затронут так называемым глобальным финансовым кризисом. Болгария не осталась исключением. Однако, как прокомментировало ведущее агентство недвижимости в Софии, продолжающиеся разговоры об этом кризисе только служат для раздувания недоверия на рынке недвижимости. Есть также некоторые местные факторы, которые следует учитывать.

За последние несколько лет Болгария стала свидетелем огромного бума в строительстве — от торговых центров до гостиничных комплексов. А также массового развития нового жилого фонда, от охраняемых частных имений до новых жилых домов.

Существует несколько проблем, связанных с этим расширением; но то, что здесь актуально — это перенапряжение избыточной мощности во внутренней собственности. И, неизбежное следствие — (относительное) падение цен на жилье с появлением сильного рынка покупателей, если у него есть средства, а также крах продавцов. В основном, сейчас не плохое время время для покупки недвижимости в Болгарии, будь то краткосрочной или долгосрочной!

Проблемы с Болгарской недвижимостью

Есть несколько факторов, которые делают Болгарию привлекательной для покупки недвижимости: теперь она входит в состав ЕС; сравнительная стоимость жизни дешевая; на национальном и региональном рынке существует много собственности; пейзаж впечатляет; сами болгары открыты, приветливы и гостеприимны.

Большинство из них в основном являются эмоциональными причинами, однако действительными; прозаическая истина заключается в том, что покупка собственности непростая, в любой стране, включая Болгарию.

В России все знакомы с концепцией владения землей понятны — она ​​является арендованной или собственной (арендуете ее или владеете ею напрямую). В Болгарии иностранец не из страны члена ЕС не может владеть болгарской землей. Нужно сформировать болгарскую компанию, чтобы , на которой построен дом.

В Болгарии большинство людей владеют своей собственностью напрямую (путем наследования или покупки наличными). Банковская система Болгарии значительно расширяет концепцию ипотеки, но условия значительно отличаются от условий в России.

Еще одно существенное различие: доля располагаемого дохода, получаемого за счет регулярных платежей по ипотечным кредитам, рассчитывается на совершенно другой основе, тогда как процентные ставки на моного ниже ставок в Росии.

В целом, юридические требования, предъявляемые к покупателю недвижимости, по понятным причинам разные, весь процесс не быстрый и имеет свои нюансы. Это увеличивает потребность в надежной профессиональной поддержке на протяжении всего процесса покупки нового дома.

Всем известно о «знакомом знакомого», который купил болгарскую недвижимость в Интернете — можно ли действительно поверить в это? Честно говоря, это в значительной степени городской миф — а потенциально полная катастрофа!

Примеры британских покупателей в глубоких проблемах

К сожалению было много случаев — назовем это — мошенничество в сфере собственности в Болгарии. Если вы не знакомы с этим, просто сделать интернет — поиске «Bulgarian Dreams », компания, которая «пришла и ушла», как говорится, и в настоящее время расследуются полицией в Великобритании.

К сожалению, есть несколько таких случаев; интересный момент, который возникает, заключается в том, что существует так много зарегистрированных в России компаний по недвижимости, которые вполне могут быть вовлечены в то, что можно назвать «сомнительным поведением». И, если вы посетите Банско, вы быстро увидите, что многие из этих агентств давно нет или закрыты.

Был знаменитый пример нескольких сотен британских и ирландских граждан в Банско и вокруг него, чьи мечты стали полными кошмарами; они потеряют до 6 млн. фунтов стерлингов, если не решат свои проблемы с девелопером Bulgarian Development UK в Pirin Park Resort. Им даже пришлось прибегнуть к призыву к ЕС за помощью.

Болгарское решение

Без каких-либо суждений по указанным выше случаям существуют общие гарантии того, что любой потенциальный покупатель может и должен совершать покупку в Болгарии, как это может быть в России или в других местах.

Во-первых, нужно развеять все романтические представления о хорошем, невероятно дешевом доме или квартире, где бы вы ни захотели поселиться в Болгарии. Возможно, они все еще существуют, но их все труднее найти. За последние несколько лет рынок сильно вырос, так как местные граждане и профессиональные разработчики понимают потенциальную ценность недвижимости для иностранцев.

Важнейшей гарантией является, как и в большинстве стран, найти надежного и