Проблема внешнего долга великобритании

В настоящее время многих россиян интересуют сведения, касающиеся внешнего долга не только нашего государства, но и других стран мира. У кого из них внешний долг является наименьшим, а у кого – наибольшим? Наши эксперты помогут разобраться с этими вопросами.

Внешний долг

Прежде чем составлять рейтинг стран мира по величине и размеру внешнего долга, следует рассмотреть само это понятие. Оно устанавливается в первую очередь на законодательном уровне. Так, в нашей стране работает Бюджетный кодекс, согласно которому внешний долг любой страны перед другими государствами понимается как финансовая кредитная задолженность в иностранной валюте.

В словаре экономических терминов это понятие рассматривается в виде суммарных денежных обязательств, которые стране-заемщику необходимо вернуть в определенный срок государству-кредитору. В сумму такой кредитной задолженности будут входить и сам заем, и проценты за его использование, требующие выплат. Для страны эта сумма задолженности включает обязательства:

  • международным банкам;
  • правительствам других стран мира;
  • частным банкам, которые принадлежат иностранцам.

Внешний долг различают двух типов:

  1. Текущий (тот, который нужно вернуть иностранным кредиторам в текущем году, то есть в 2019).
  2. Общий государственный (накопленный за несколько лет вместе с невыплаченными процентами, его следует возместить в последующие годы).

Чтобы оценить величину внешнего долга отдельно взятого государства, специалисты, работающие в сфере экономики и финансов, пользуются соотношением между кредитной задолженностью перед иностранными кредиторами и валовым внутренним продуктом самой страны-должника. В этом случае ВВП (валовой внутренний продукт) выступает макроэкономическим показателем, представляющим суммарное количество всего, что страна заработала за год на производимых товарах и услугах.

Показатели внешнего долга

Специалисты утверждают, что внешний долг отражается не только на экономической сфере страны-заемщика, но и может привести к долгосрочной политической зависимости. Это определяется критическим уровнем общих показателей задолженности:

  1. Платежеспособностью страны (способность своевременно выполнить все взятые на себя обязательства за счет собственных ресурсов), в которую входят:
    • зависимость от экспортных товаров;
    • отношение к ВВП государства (то есть к основной базе домашних ресурсов);
    • погашение долговых обязательств за счет доходов госбюджета.
  2. Ликвидностью (способность действующих активов, например, ценных бумаг, к быстрой продаже по рыночным ценам), с учетом:
  3. Показателями по госсектору, а именно:

Благодаря этим показателям, затрагивающим практически все сферы экономики, можно просчитать, как быстро государство-должник вернет одолженные у других стран мира денежные средства. Так, например, о безопасном уровне долга свидетельствует отношение задолженности к доходам от экспорта, не превышающим 200% (если данный показатель будет выше 275%, то внешний долг может быть частично списан как невыплаченный).

В отношении к местному ВВП критический уровень задолженности будет считаться от 60% (по расчетам МВФ) и от 80-100% (по расчетам Всемирного банка). Превышение этой предельной цифры говорит о том, что погашение финансовой задолженности от других стран мира идет за счет перебрасывания ресурсов. Вместо производства товаров и услуг для внутренних нужд государства идет их производство для экспортной торговли.

Также для прогноза возврата долговых обязательств с процентами следует учитывать:

  • соотношение этих обязательств (они могут быть обусловлены рядом льготных условий);
  • степень открытости внешнего рынка капитала;
  • режим реального валютного курса;
  • вероятность возникновения экономического кризиса.

Если в стране ограничен доступ к собственным и международным резервам, то ни о какой платежеспособности не может быть и речи. Поэтому многие развивающиеся государства имеют трудности с возвратом денежных кредитов. У них на выплату внешней задолженности идет вся получаемая от внутреннего производства прибыль, а текущие затраты на собственную деятельность берутся из новых кредитных поступлений.

Позитивные аспекты внешнего долга государства от стран мира

Казалось бы, что кредитная финансовая задолженность перед другими странами для государства не несет в себе ничего хорошего – это неэффективное использование полученных в кредит денег, обслуживание кредитных обязательств, экономическая зависимость от страны-кредитора, ведущая к изменению политических отношений между государствами. Но эксперты экономики и финансов и во внешнем долге находят положительные стороны:

Но эти положительные аспекты начинают работать только в случае эффективного распределения заемных денежных средств.

Рейтинг стран мира по внешнему долгу

Эксперты, работающие в Мировой банковской системе, ежегодно просчитывают все возможные перспективы погашения внешнего долга для стран всего мира. Также в сферу их деятельности входит и составление рейтинговых таблиц по внешнему долгу с просчетом процентного соотношения задолженности этого типа к номинальному ВВП. На 2019 год составлен топ-10 стран мира, у которых наименьший внешний долг:

Название страны Внешний долг (млн. долларов) Внешний долг к ВВП (%)
США 16 893 000 101
Великобритания 9 836 000 396
Германия 5 624 000 159
Франция 5 633 000 188
Нидерланды 3 733 000 309
Япония 2 719 000 46
Испания 2 570 000 165
Италия 2 684 000 101
Ирландия 2 357 000 1060
Люксембург 2 146 000 3411

В результате анализа этих таблиц можно сделать вывод, что стран, не имеющих внешнего долга, удивительно малое количество – только три (Бруней, Макао и Республика Палау), в отличие от других государств, которые должны практически всему миру.

Есть страны, которые являются одновременно и заемщиками, и кредиторами в отношении друг друга. Так почему же они не произведут взаимозачет своих финансовых задолженностей? А вот это зависит не только от политических взаимоотношений между ними, но и от условий кредитного займа – сроков погашения, процентных выплат и т. д. Ведь взаимозачет таких долгов может не только обнулить задолженности, но и серьезно повлиять на оборотные средства государственных финансовых компаний. Такая ситуация в свою очередь может привести к кризису экономики обоих государств.

По данным компании Standard & Poor’s, входящей в тройку наиболее влиятельных рейтинговых агентств, 40% мирового суверенного долга принадлежит монархиям. При этом агентство делает акцент на различии между абсолютными монархами, которые оказывают значительное влияние на политику в своих странах, и конституционными монархами, играющими символическую роль главы государства.

Все абсолютные монархии сосредоточены в арабском мире, и их госдолг составляет менее 1% от общего. Однако конституционные монархии, как правило, имеют более высокие кредитные рейтинги, основанные на повышении стабильности и предсказуемости их политики.

Государственный долг складывается из задолженности, имеющейся у центрального правительства, органов власти регионального и местного масштаба, государственных предприятий и организаций.

5. Абсолютные монархии

На их долю приходится 0.4% мирового госдолга. Это отражает высокие бюджетные показатели стран. Им нет нужды производить крупные заимствования извне. Из абсолютных монархий самый лучший рейтинг («AA») имеют Катар и эмират Абу-Даби .

4. Конституционные монархии

Норвегия , Испания , Швеция , Люксембург , Лихтенштейн и Дания составляют большую часть королевств-должников (5.9% госдолга). Испания имеет удовлетворительный кредитный рейтинг («BBB»), все остальные страны — наивысший («AAA»).

3. Государства, входящие в Британское содружество наций

В тройку лидеров по мировому госдолгу 2015 входят страны под протекторатом королевы Елизаветы II. Она является главой более десятка стран в рамках Содружества — в том числе Великобритании , Канады , Багамских островов и Папуа-Новой Гвинеи . Общий госдолг этих государств составил 8.2%. При этом Великобритания , Канада и Австралия имеют долгосрочный кредитный рейтинг «ААА», в соответствии с данными Standard & Poor’s.

2. Япония

Госдолг Токио составляет 11 трлн долларов, это 25.4% от общей суммы задолженности или 246.14% от ВВП. С начала 1990-х годов Япония переживает непрерывный застой. Политика, которую проводит японское правительство для преодоления кризиса, лишь увеличивает уровень задолженности. В настоящее время правительство Японии тратит почти половину общего объема налоговых поступлений на погашение огромного долга. Несмотря на это, доходность по 10-летним японским облигациям остается на удивительно низком уровне, до 1%.

1. Немонархические государства

На эти страны приходится 60.2% мирового госдолга. Самым крупным должником является Греция . Ее долг в процентах от ВВП составляет 172.73%. В июле 2015 года МВФ выпустил доклад о приемлемости долга Греции. В нем говорится, что из-за ослабления политики в течение последнего года и недавнего ухудшения внутренней макроэкономической и финансовой среды государственный долг Греции стал весьма неустойчивым. Немногим меньше госдолг у Италии — 133.7% от ВВП. Россия в топ-20 стран с наибольшим госдолгом не входит, на начало 2015 года внешний долг государства составлял 41 млрд долларов, без учета долгов госкомпаний, ЦБ РФ и банков.

Соединённые Штаты Америки сохраняют лидерство в рейтинге стран по объёму внешнего долга. Об этом говорится в сообщении службы аналитической информации Международной Организации Кредиторов (WOC), которая провела исследование объёмов государственного долга в разных странах мира и прогнозов роста задолженностей, передаёт корреспондент .

В 2010 году совокупный государственный долг стран мира превысил $41 трлн, но на тот момент рост объёма обязательств можно было оправдать желанием правительств как можно быстрее преодолеть последствия кризиса и вернуться к докризисным уровням. Статистические отчёты по итогам 2011 года демонстрируют положительное движение разных экономических показателей, в том числе . Однако правительственные долги 50 крупнейших экономик мира также выросли и достигли суммы в $55 трлн. Совокупная внешняя задолженность указанных государств перешагнула за $65 трлн. Таким образом, экономический рост был обусловлен государственными вливаниями, в том числе за счёт заимствований у нерезидентов.

Табл.1. Рейтинг стран по объему внешнего долга (external debt), млрд долл США

Место в 2011

Место в 2010

Объем внешнего долга (external debt), млрд долл США, 2011

Объем внешнего долга (external debt), млрд долл США, 2010

Изменение, %

Внешний долг/

Великобритания

Германия

Нидерланды

Ирландия

Австралия

Швейцария

Источник: данные CIA, расчеты WOC

В WOC отмечают, что л идеры рейтинга стран по объёму внешнего долга в большинстве случаев сохраняют прошлогодние позиции. Внешний долг США стал равен объёму ВВП по итогам 2011 года. Но если рассматривать рейтинг по этому показателю, то США далеко не лидеры. Внешняя задолженность Ирландии почти в 11 раз больше чем объем ВВП, Великобритании - в 5 раз, Нидерландов и Гонконга - в 4 раза. Только у Японии этот показатель ниже 50%, но это, наверное, единственный положительный момент в долговых рейтингах для этой страны. Уровень японского государственного долга зашкаливает как видно в табл. 2.

Табл.2 Рейтинг стран по объему государственного долга (public debt)

Место в 2011

Место в 2010

Объем гоc. долга (public debt), млрд долл США, 2011

Объем гос. долга (public debt), млрд долл США, 2010

Изменение, %

Гос.долг/

Германия

Великобритания

Бразилия

Нидерланды

По сравнению с результатами 2010 года в первой десятке все остались на своих местах, за исключением Великобритании и Китая. Последнему удалось сократить суверенный долг на 5%, что позволило поменяться местами с Британией, которая долги продолжает наращивать (+17%). В первой десятке у Китая также наилучшее отношение государственного долга к ВВП (25,8%).

Государственный долг США продолжает расти и его отношение к ВВП уже превысило 100%. Но тут необходимо понимать, что экономика США является крупнейшей в мире, а кроме того, у Штатов есть возможности для получения эмиссионного дохода. А значит даже при сохраняющейся тенденции роста долговой нагрузки у американской экономики остаются возможности для роста.

Самый высокий уровень долговой нагрузки зафиксирован в Японии, где объём государственного долга к ВВП составляет 226%. Страна продолжает бороться с последствиями цунами преимущественно за счёт внутренних финансовых вливаний в национальной валюте, чем и объясняется такой высокий показатель. Следом за Японией по этому показателю идёт Греция. На третьем месте Италия, которая использует все возможности, чтобы избежать участи Греции. По итогам 2011 года ВВП Италии вырос на 7%, а Франции и Германии на 8% и 9% соответственно. В целом, для стран Еврозоны 2011 год сложился достаточно удачно. Экономический рост наблюдался во всех странах за исключением Греции (-1%).

Табл. 3. Рейтинг стран по величине государственного долга на душу населения

Гос. долг на 1 жителя, долл США, 2011

Гос. долг на 1 жителя, долл США, 2010

Изменение, %

Ирландия

Сингапур

Норвегия

Германия

Нидерланды

Швейцария

Великобритания

Финляндия

Португалия

Источник: данные МВФ, расчеты WOC

Самый высокий уровень долговой нагрузки зафиксирован в Японии - на одного жителя страны приходится $105 тыс. государственного долга. У Ирландии, занимающей второе место, этот показатель ниже более чем в 2 раза ($49,9 тыс.). Как видно из рейтинга за прошедший год долговая нагрузка в первой двадцатке в среднем выросла более чем на 10%. За исключением Швеции и Португалии, где наблюдается небольшое снижение по этому показателю (-4% и -2% соответственно).

Россия по всем трём показателям находится на хороших позициях. Уровень внешнего долга к ВВП не превышает 30%, его рост за год всего 6%. Уровень государственного долга ещё ниже и не превышает 10% по отношению к ВВП, а на каждого россиянина приходится 1247 долларов. Как видно из табл. 4 практически вся задолженность покрывается международными резервами.

Табл.4. Рейтинг стран по объёму международных резервов в 2011 году

Объем международных резервов, млрд долл США

Резервное покрытие внешнего долга, %

Резервное покрытие государственного долга, %

Саудовская Аравия

Бразилия

Швейцария

Корея, республика

Германия

Сингапур

Индонезия

Малайзия

Госдолг стран мира в 2014 году продолжает неуклонно расти и все тяжелее бороться с этим явлением. Недавние события Кипра и Греции не дают забыть о тяжелых последствиях дефицита бюджета, когда для стабилизации ситуации людям не выплачивались заработные платы, что приводило к массовым забастовкам.

Государственным долгом страны называют финансовые займы правительства для погашения дефицита бюджета. Госдолг рассчитывается в национальной валюте страны или в долларах США, но для большей наглядности отображается как процент заимствования от ВВП.

Вопрос размера госдолга стран мира нам с вами интересен, потому что мы можем увидеть рейтинг благополучных стран, в которых правительства работают на благо своего народа.

Информацию о размерах государственных долгов регулярно публикует на своем сайте Международный валютный фонд (IMF).

Если рассматривать ситуацию с госдолгами всех стран в общем, то можно увидеть, что на начало 2014 года мировой госдолг составил 56 триллионов долларов США. Самый большой госдолг в США – около 17,6 трлн. долларов США. На втором месте по размеру госдолга находится Япония с 9,8 трлн. долларов США. На третьем месте по размеру госдолга находится Китай со своими обязательствами на 3,9 трлн. долл. США. Правда, Китай проводит активную политику сокращения госдолга. В остальных крупных странах должниках госдолг находится на уровне 1 – 3 трлн. долларов.

Госдолг стран мира в начале 2014 года

  1. США – 17,61 трлн. долларов
  2. Япония – 9,87 трлн. долларов
  3. Китай – 3,89 трлн. долларов
  4. Германия – 2,60 трлн. долларов
  5. Италия – 2,33 трлн. долларов
  6. Франция – 2,11 трлн. долларов
  7. Великобритания – 2,06 трлн. долларов
  8. Бразилия – 1,32 трлн. долларов
  9. Испания – 1,23 трлн. долларов
  10. Канада – 1,2 трлн. долларов

У Японии самое высокое соотношение размера госдолга к ВВП – 242%. То есть, государственные обязательства Японии в 2 раза больше собственного ВВП. Как вы помните, Японию очень сильно подкосил цунами в 2011 году, который спровоцировал аварию на станции Фукусима. Япония вынуждена была увеличить свой госдолг за счет внутренних заимствований в национальной валюте, для борьбы с последствиями катастрофы.

После Японии, не утешительная ситуация с размером госдолга по отношению к ВВП в Греции, которая для борьбы с финансовым кризисом столько долгов, что даже ходили разговоры о возможном дефолте Греции, так как этот показатель достиг – 174%. На третьем месте в рейтинге госдолгов по отношению к ВВП находится Италия с показателем 133%. Однако, финансовые аналитики отмечают, что Италия имеет все шансы устоять, поскольку имеет долгосрочные государственные ценные бумаги с длинным сроком обращения. К тому же, государственные долги Италии в виде государственных облигаций, в большинстве своем, принадлежать внутренним инвесторам.

Госдолг стран мира по отношению к ВВП

  1. Япония – 242,3%
  2. Греция – 174%
  3. Италия – 133,1%
  4. Португалия – 125,3%
  5. Ирландия – 121,0%
  6. США – 107,3%
  7. Сингапур – 106,2%
  8. Бельгия – 101,2%
  9. Испания – 99,1%
  10. Великобритания – 95,6%

Госдолг стран мира на душу населения

  1. Япония – 99,7 тыс. долларов
  2. Ирландия – 60,4 тыс. долларов
  3. США – 58,6 тыс. долларов
  4. Сингапур – 57 тыс. долларов
  5. Бельгия – 47,8 тыс. долларов
  6. Италия – 46,8 тыс. долларов
  7. Канада – 45,5 тыс. долларов
  8. Франция – 42,4 тыс. долларов
  9. Великобритания – 38,9 тыс. долларов
  10. Швейцария – 38,6 тыс. долларов

У ведущих экономистов и политиков развитых стран все чаще возникают опасения очередных банкротств. Опасение экономистов оправдывается по причине наличия в экономиках развитых стран процессов замедления экономического роста, сокращение доходов, и как последствие – рост государственных долгов.

Почему возникает дефицит бюджета и рост госдолга?

К распространенным причинам роста госдолга в странах мира, экономисты относят увеличение расходов на поддержание социальных и военных программ, постоянное стимулирование экономик для борьбы с последствиями финансового кризиса, снижение деловой активности и пр.

Несмотря на попытки всех стран мира сократить свои госдолги, размер дефицита бюджета неуклонно растет. Наибольшую опасность роста государственного долга экономисты прогнозируют Японии, Греции, Португалии, США, Нидерландам и Ирландии. Среди других развитых стран, продолжат увеличение госдолга Великобритания и Франция.

Какие меры предпринимают правительства государств, чтобы сократить темпы роста госдолга?

  • Пытаются сохранить размер госдолга на предыдущем уровне, как бы замедлить его рост, за счет развития экономики страны.
  • Пересматривают структуру государственных займов так, чтобы дефицит бюджета не угрожал безопасности страны.
  • Многие страны пробуют уменьшить стоимость госдолга за счет увеличения срока заимствования.
  • Намериваются вовремя погашать текущий размер госдолга перед заемщиком, чтобы не было штрафных санкций, и оставалась положительная кредитная история.
  • Направляют заемные средства на развитие экономики своей страны.
  • Улучшают систему контроля за расходом заемных средств, что позволяет оптимизировать расходы в целом и найти дополнительные способы экономии.
  • Координируют долговую политику государства с финансовой и экономической политикой.
  • Организовывают совместные саммиты с другими государствами в целях поиска оптимальных мер для сокращения госдолга.
  • Разрабатывают и применяют разные методы управление госдолгом.

Те страны, которые сумели эффективно управлять своим госдолгом, смогли стабилизировать рыночное настроение и убрать панику бизнес кругов. Однако, большинство участников финансовых рынков и государственных деятелей боятся новой волны финансового кризиса, который углубит проблему выплаты госдолга.

Единственным способом выбраться всем странам мира из долговой ямы – это поднять развитие экономики собственных стран.

Правда, есть и другой путь временного решения роста госдолга – экономия на бюджетных издержках. Но это в свою очередь вызывает сокращение экономики и рост соотношении госдолга к ВВП.

Разговоры о бюджетных консолидациях экономисты многих стран ведут постоянно. Ведь государственные расходы развитых стран выросли после финансового кризиса и являются еще до сих пор не до конца оптимизированными. Поэтому, оптимизация бюджетных расходов государства крайне необходима в наши нелегкие времена.

Правда, единственной страной, которая успешно пошла по пути оптимизации бюджетных расходов является Ирландия. Большинство других стран мира только думают и планируют провести меры по сокращению бюджетных расходов.

Конечно, бюджетная консолидация не решит проблему сокращения госдолга сразу и кардинально. Ведь наполнить бюджет можно только разумной налоговой политикой и способствованием развитию реального сектора экономики.

Таким образом, мы с вами разобрали суть и значение госдолга стран мира для развития национальной экономики. Также, мы рассмотрели рейтинг госдолга стран мира в 2014 году, где проанализировали наибольших должников и их проблемы. Естественно, госдолг быстро не сократится в странах мира, для этого нужно создать благоприятные условия эффективного экономического развития. А с долгами государство рассчитается тогда, когда бизнес в стране будет процветать и платить налоги.

При этом уже в скором будущем государственные долговые обязательства как снежный ком смогут смести все на своем пути. Таковы выводы организаторов исследования Всемирной организации кредиторов (WOC).

Госдолг стран мира продолжает увеличиваться, и, согласно последним оценкам, странам все сложнее не просто снизить его объем, а хотя бы стабилизировать, говорится в исследовании. По предварительным итогам 2012 года суммарный долг всех государств мира превысил $55 трлн. Большую часть этого объема (75%) составляют обязательства всего семи развитых экономик мира - стран G7. За предыдущий год они не только не облегчили ситуацию, но и нарастили свои долги на 5%. В целом объем задолженности развитых стран вырос на 12% и составляет 110% от их суммарного ВВП.

В развивающихся странах ситуация не столь критична: за 2012 год общая сумма государственных долгов выросла на 1% и по отношению к ВВП составляет 34%. Наибольший прирост отмечается в странах Ближнего Востока и Северной Африки, где правительственные долги выросли на 5%. В других регионах прирост составляет 1-2% от уровня предыдущего года.

Государственная задолженность ключевых регионов мира

Регионы Объем госдолга (public debt), $ млрд., 2012 Объем госдолга (public debt), $ млрд., 2011 Изменение Госдолг/ВВП, 2012
Развитые страны 46539 41715 12% 110%
G7 42261 40398 5% 129%
Евросоюз 14316 14458 -1% 89%
Развивающиеся страны 9329 9234 1% 34%
Азия 4114 4017 2% 32%
Латинская Америка и Карибы 2812 2817 0% 49%
Ближний Восток и Северная Африка 798 757 5% 27%
СНГ 362 357 1% 14%

Источники: WOC, IMF, CIA .

Лидеры не сменились

Если же рассматривать все страны мира в целом, то существенных изменений в лидерах не произошло. Первые две строчки рейтинга занимают США и Япония, у которых по $16 трлн. и $14 трлн. соответственно. Таким образом, больше половины общемирового суверенного долга приходится на эти две страны. Затем идут страны, госдолг которых колеблется от $1 трлн. до $3 трлн. После Японии, у которой государственные обязательства почти в 3 раза выше собственного ВВП, наиболее сложной ситуация выглядит в Италии. По итогам 2012 года суверенный долг по отношению к ВВП составил 126%. Впрочем, эксперты отмечают, что ситуация в этой стране более устойчива, чем у ее южноевропейских соседей, поскольку государственные облигации имеют длинные сроки погашения и в основном принадлежат внутренним инвесторам.

При этом в процентном соотношении самый значительный прирост госдолга среди рассмотренных стран зафиксирован в Казахстане. Показатель в этой стране вырос больше, чем на треть (+32%), подняв Казахстан на 58-е место в общем рейтинге по объему государственного долга. Наибольший прирост финансовых обязательств среди развитых стран отмечен в Испании и Австралии. По итогам 2012 года задолженность в этих странах увеличилась на 23% и 19% соответственно.

Китай продолжает сокращать свой государственный долг, однако весьма медленными темпами. По итогам 2012 года объем задолженности уменьшился на 6%. При этом годом ранее правительство погасило еще 5% своих обязательств. Сократился на 8% госдолг и в Греции, что можно объяснить списаниями, на которые пошли кредиторы в 2012 году. Уменьшились финансовые обязательства и в Венгрии - снижение на 15% обеспечило стране 42-е место в общем рейтинге.

Место в 2012 Место в 2011 Страна Объем госдолга, $ млрд., 2012 Объем госдолга, $ млрд., 2011 Изменение Госдолг/ВВП, 2012
1 1 США 16730,5 15536,3 8% 107%
2 2 Япония 14148,9 13476,9 5% 237%
3 3 Германия 2888,7 2881,5 0,3% 83%
4 4 Италия 2611,2 2640,7 -1% 126%
5 5 Франция 2440,0 2387,9 2% 90%
6 6 Великобритания 2175,1 1977,4 10% 89%
7 7 Китай 1770,9 1886,1 -6% 22%
8 9 Канада 1579,3 1483,8 6% 88%
9 8 Бразилия 1569,7 1619,0 -3% 64%
10 11 Испания 1267,7 1032,3 23% 91%
11 10 Индия 1202,6 1123,0 7% 68%
12 12 Нидерланды 547,0 547,6 -0,1% 68%
13 13 Мексика 520,3 506,3 3% 43%
14 14 Бельгия 492,0 502,1 -2% 99%
15 15 Греция 462,9 501,3 -8% 171%
26 25 Россия 222,9 221,3 1% 11%

Источники: WOC, IMF, CIA.

Один долг на каждого

В вопросе государственного долга в расчете на каждого жителя в лидерах по-прежнему Япония. На каждого жителя страны приходится более $110 тыс. Последствия цунами и аварии на АЭС в Фукусиме еще долго будут оказывать негативное влияние на экономику страны Восходящего Солнца. За Японией идет Ирландия ($53,9 тыс. на жителя), которую уже практически догнали Сингапур и США. В этих странах на каждого жителя приходится по $53 тыс. государственного долга. В то же время значительно выросло давление на жителей Катара: теперь на каждого из них приходится более $37 тыс., что на 19% выше, чем годом ранее.

В России в целом ситуация с государственным долгом стабильна. По итогам 2012 года его объем вырос на 1% и не превышает 11% от уровня ВВП. Что же касается задолженности в расчете на душу населения, то на каждого жителя приходится чуть более $1,5 тыс.

Место Страна Госдолг на 1 жителя, $, 2012 Госдолг на 1 жителя, $, 2011 Изменение
1 Япония 110875,1 105373,8 5,2%
2 Ирландия 53992,8 50585,1 6,7%
3 Сингапур 53435,9 52994,6 0,8%
4 США 53229,0 49804,4 6,9%
5 Норвегия 49438,7 48246,3 2,5%
6 Канада 45347,6 43086,6 5,2%
7 Бельгия 44549,8 45854,0 -2,8%
8 Италия 42879,6 43557,5 -1,6%
9 Греция 41313,1 44783,4 -7,7%
10 Франция 38474,8 37827,0 1,7%
11 Катар 37506,5 31793,9 18%
12 Швейцария 36240,8 37446,2 -3,2%
13 Австрия 36035,6 35992,4 0,1%
14 Германия 35323,3 35234,9 0,3%
15 Великобритания 34490,5 31565,3 9,3%
47 Россия 1570,8 1554,1 1,1%
51 Китай 1308,1 1399,8 -6,6%

Источники: WOC, IMF, CIA .

Запасы не спасут

В вопросе международных резервов самой внушительной «подушкой безопасности» может похвастаться Китай. За прошедший год страна нарастила объем МР до $3,5 трлн., что в 3 раза больше, чем государственный долг. Второе место удерживает Япония, показатели которой достигают $1,3 трлн. Однако этого хватит на покрытие только 10% государственного долга. Третье место прочно отвоевала себе Саудовская Аравия, которая продолжает наращивать свои резервные фонды. Россию, которая сейчас занимает четвертое место, в скором будущем могут «подвинуть» США, которые также наращивают резервный фонд. Впрочем, следует отметить, что в случае острой необходимости большинству стран не хватит «копилок», чтобы покрыть все свои долги.

Место Страна Объем международных резервов, $ млрд. Резервное покрытие госдолга
1 Китай 3549 200%
2 Япония 1351 10%
3 Саудовская Аравия 626,8 1749%
4 Россия 561,1 252%
5 США 537,267 3%
6 Тайвань 391 195%
7 Бразилия 371,1 24%
8 Швейцария 330,585 114%
9 Корея, республика 319,2 82%
10 Гонконг 299,6 348%
11 Индия 287,2 24%
12 Сингапур 253,3 88%
13 Германия 234,104 8%
14 Алжир 190,5 1078%
15 Италия 173,3 7%

Источники: WOC, IMF, CIA.

Пессимизм становится реальностью

При неуклонно нарастающем давлении, все чаще встречаются прогнозы скорого взрыва «долговых пузырей». Страны, которые и так задавлены долгами, не могут найти возможности для погашения своих обязательств и вынуждены занимать еще больше, чтобы заплатить проценты по текущим займам. Для большинства развитых экономик, а также для стран, в которых отношение госдолга к ВВП превышает 60-70%, точка невозврата, похоже, уже пройдена. Поэтому рано или поздно они повторят судьбу Греции или Кипра, считают эксперты. Однако в этом случае занять средства на «спасение» будет уже не у кого.

Впрочем, исходя из прогноза динамики роста госдолга относительно ВВП, намечается некоторое снижение этого показателя во второй половине текущего десятилетия. Однако оптимисты МВФ все же делают ставку на увеличение ВВП, а не на реальное снижение объемов государственных долгов.

В целом, эксперты все чаще склоняются к пессимистичному сценарию: в скором времени вполне реален кризис государственных финансов, который по своей мощи и последствиям многократно превзойдет финансовые кризисы прошлых лет.

Прогноз динамики государственного долга по отношению к ВВП ключевых регионов мира

Источники: WOC , IMF, CIA.