Особенности реструктуризации кредиторской-дебиторской и налоговой задолженности. Особенности реструктуризации задолженности по налогам

В настоящее время в Российской Федерации проводится

реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и

сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед

100 федеральным бюджетом, порядок проведения которой утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 1999 г.

№ 1002 (с последующими изменениями).

При этом в процессе проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (далее -реструктуризация задолженности) важное значение имеет вопрос о размере сумм задолженности юридического лица по налогам и сборам, а также сумм задолженности по начисленным пеням и штрафам.

Нередко в ходе расследования уголовных дел по фактам уклонения руководителей организаций от уплаты налогов устанавливается обстоятельство, оказывающее влияние на размер сумм задолженности юридического лица по налогам и сборам и, соответственно, пеням и штрафам, а также на ход дальнейшего расследования уголовного дела. Таким обстоятельством является реструктуризации налоговой задолженности юридического лица.

В данном случае объективная сторона преступления может выражаться:

Во включении в налоговую декларацию заведомо ложных сведений. В этой ситуации принятие решения о реструктуризации не влияет на процесс расследования уголовного дела (статья 199 УК РФ);

в сокрытии денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и (или) сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам (статья 199.2 УК РФ).

Однако сегодня нет единого критерия оценки правомерности расходования денежных средств налогоплательщиков - юридических лиц при наличии задолженности перед бюджетом. Ссылки на очередность платежей, предусмотренную ст. 855 ГК России, уже практически не принимаются во внимание прокуратурой и судом.

По нашему мнению, при возбуждении уголовного дела по фактам сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и (или) сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, необходимо устанавливать личную корыстную заинтересованность должностных лиц

101 организаций в получении имущественной выгоды, расходовании указанных средств на личные нужды или их присвоении.

При совершении руководителем организации преступления, предусмотренного статьей 199, 199.2 УК РФ, органами внутренних дел должно быть возбуждено уголовное дело независимо от того, существует у данной организации право на реструктуризацию задолженности по налогам и сборам в соответствии с Порядком и сроками проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 1002 от 03.09.1999 г. или нет.

Следует отметить, что по каждому факту возбуждения уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 199 или 199.2 УК РФ следователям целесообразно информировать инспекции МНС. Таким образом, реструктуризация задолженности по налогам не может быть проведена, если по факту неуплаты данных налогов возбуждено уголовное дело. Если реструктуризация все же предоставляется после возбуждения уголовного дела, данное обстоятельство не влияет на принятие процессуального решения. В этом случае освобождение от наказания по основаниям ст. 80.1 УК РФ возможно только при полном реальном возмещении ущерба, вне зависимости от утвержденных ИМНС графиков платежей.

Коснемся мнения органов прокуратуры по указанной проблематике. Можно выделить следующие мнения (позиции) органов прокуратуры (надзирающих прокуроров).

1. Предоставляя право на реструктуризацию задолженности по налогам (иными словами предоставляя рассрочку), государство в лице ИМНС России, зная о просроченной недоимке, в добровольном порядке отказывается от единовременного взыскания сумм недоимки, а действия руководителей предприятий перестают быть общественно-опасными (т.е. фактически становятся правомочными). Уголовные дела, возбужденные после предоставления права на реструктуризацию, подлежат прекращению по реабилитирующим основаниям, при предоставлении права на рассрочку в ходе расследования уголовного дела, можно считать изменением обстановки с прекращением уголовного преследования.

По мнению работников прокуратуры, при подписании соглашения о

102 реструктуризации задолженности по налогам государством (в лице уполномоченных органов) применяется «налоговая амнистия» в отношении предприятий (организаций), имеющих долги по налоговым и иным платежам.

По нашему мнению, решение о реструктуризации задолженности предприятия по налогам после окончания налогового преступления не препятствует возможности возбуждения уголовного дела и привлечения виновного лица к уголовной ответственности.

2. Некоторые прокуроры считают, что уголовные дела данной категории не имеют судебной перспективы и подлежат прекращению. Позиция прокуроров по данной проблематике заключается в том, чтобы не возбуждать уголовные дела, по которым проведена реструктуризация по налогам, а выносить предостережения о погашении задолженности. Возбужденные уголовные дела, в ходе расследования которых проведена реструктуризация, дальнейшим производством прекращать.

С принятыми решениями о прекращении вследствие изменения обстановки по делам данной категории прокуратура соглашалась. Однако с начала 2003 года позиция прокуратуры изменилась - такие дела рекомендуется направлять в суд или прекращать за отсутствием состава преступления.

3. Позиция прокуратуры некоторых регионов состоит в том, что при проведении на предприятиях реструктуризации задолженности по налоговым платежам в действиях должностных лиц таковых предприятий не усматривается объективная сторона уклонения от уплаты налогов с организации, в связи с чем уголовные дела, находящиеся в производстве, по указаниям прокуратуры прекращаются по различным основаниям.

В частности, некоторые прокуроры районов и городов при обсуждении

руководителей предприятий, на которых проведена реструктуризация

задолженности по налогам, полагая, что в данной ситуации состав преступления

по уклонению от уплаты налогов отсутствует.

Отметим также, что некоторые специалисты и практики, считают, что к реструктуризации задолженности применимы положения статьи 62 НК России (обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога), в соответствии с которой срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении лица, претендующего на такое изменение:

возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах; 2)

проводится производство по делу о налоговом правонарушении, либо по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах; 3)

имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство.

При наличии на момент вынесения решения об изменении срока уплаты налога вышеуказанных обстоятельств, решение об изменении срока уплаты налога не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене.

С нашей точки зрения, такая позиция является не совсем правильной, так как изменение срока уплаты налога и реструктуризация налоговой задолженности имеют различную правовую природу.

В соответствии со ст.

61 НК России изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срок уплаты налога или сбора на более поздний срок, который осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.

В соответствии со ст. 63 НК России органом, уполномоченным принимать решение об изменении срока уплаты налога, является Министерство финансов Российской Федерации.

Таким образом, ни форма предоставляемой отсрочки, ни уполномоченный на представление отсрочки государственный орган не соответствуют порядку реструктуризации налоговой задолженности, решение о проведении которой принимается Правительством Российской Федерации и регулируется специальным постановлением.

Следует отметить, что реструктуризация задолженности по налогам и сборам, предусмотренная Постановлением Правительства России № 1002 существенно повлияла на принятие процессуальных решений по уголовным делам о налоговых преступлениях. Как уже отмечалось, право на реструктуризацию задолженности по налогам расценивается прокуратурой некоторых регионов как налоговая амнистия.

Представляется, что проведение в ходе следствия в организации реструктуризации по налогам может стать основанием для освобождения от

104 наказания в связи с изменением обстановки, так как на основании решения государственного органа налогоплательщику устанавливаются иные сроки уплаты налогов. В связи с тем, что в законе отсутствует основание, предусматривающее прекращение уголовного дела в связи с проведением реструктуризации, однако факт уклонения от уплаты налогов имел место, считаем, что уголовное дело также должно быть возбуждено, а решение о прекращении дела необходимо принимать с учетом всех обстоятельств дела.

Следует отметить, что намерение, либо принятие решения о реструктуризации задолженности по налогам, сборам, пени, штрафам конкретного юридического лица не свидетельствует о наличии или отсутствии в действиях должностных лиц указанной организации состава налогового преступления.

Реструктуризация задолженности организации не является основанием для отказа в возбуждении уголовного дела при наличии признаков уклонения от уплаты налогов или сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и (или) сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам. В тоже время, осуществление реструктуризации налоговой задолженности, при условии документального подтверждения данного факта, может являться основанием для прекращения уголовного дела вследствие изменения обстановки.

Однако данное положение может распространяться на субъектов преступления, предусмотренного только ч. 1 ст. 199 и ст. 199.2 УК РФ. В случае квалификации деяния по ч. 2 ст. 199 УК РФ освобождение лица от наказания в связи с изменением обстановки (ст. 80.1 УК РФ) невозможно.

При таких обстоятельствах, когда факты, установленные в ходе производства по уголовному делу, не оказывают влияния на проведение процесса реструктуризации задолженности возможно нарушение интересов государства в виде непоступления в бюджет части сумм налоговых или иных обязательных платежей.

Таким образом, во избежание нарушения интересов государства в области финансовой и налоговой дисциплины при проведении реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед

105 федеральным бюджетом представляется целесообразным внести изменения в пункт 3 действующего Порядка, установленного Постановлением

Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. № 1002 (с соответствующими изменениями и дополнениями) следующего содержания:

- «Организации, в отношении руководителей которой возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах может быть предоставлено право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет только при наличии вступившего в законную силу решения суда по уголовному делу или иного решения по уголовному делу.

Заявление такой организации рассматривается при представлении ею документов о решении по уголовному делу»;

«Решение о реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом не может быть принято, если в отношении лица, претендующего на такое изменение (далее - заинтересованное лицо) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах и по делу не принято решения по существу».

Кроме этого, считаем целесообразным, включить МВД России (в лице подразделений по налоговым преступлениям) в состав органов, принимающих участие в принятии решения о реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.

У организаций есть возможность в 2008 году реструктурировать кредиторскую задолженность. Она касается региональных налогов и пеней, штрафов за нарушение налогового законодательства. Об этом говорится в Приказе УФНС России по РС (Я) от 5 августа 2008 N 01-08/0289. В нем определен порядок проведения реструктуризации задолженности перед государственным бюджетом РС (Я).

Какую именно задолженность можно реструктурировать? Это кредиторская задолженность по налогам и сборам по данным учета налоговых органов.

Методы реструктуризации кредиторской задолженности

Реструктуризация кредиторской задолженности – это комплекс мероприятий, направленных на сокращение обязательств предприятия перед контрагентами, бюджетом, внебюджетными фондами. В бюджет 6 лет погашается основной долг, 4 года – штрафы, пени.

— поиска поставщиков, работающих на более выгодных для организации условиях, использования этой информации при переговорах с уже имеющимися поставщиками;

— RS долга путем пересмотра условий и сроков (отсрочки, рассрочки) его выплаты кредиторам, прощения долга, погашения задолженности в обмен на собственность.

RS КЗ путем отсрочки, рассрочки выплаты (ежегодная, ежеквартальная форма), прощения части или всего долга - один из самых очевидных способов финансового оздоровления, однако его реализация не очень проста и имеет свою цену.

Мир экономики — сборник экономических статей

Реструктуризация кредиторской задолженности по налогам и сборам проводится с целью финансового оздоровления предприятий и гарантированного периодического поступления в бюджеты всех уровней реструктурированной задолженности и начисленных процентов. В результате финансового оздоровления создаются благоприятные условия производственной деятельности предприятия и своевременной уплаты налогов и сборов.

Реструктуризация налогов заключается в предоставлении предприятию рассрочки кредиторской задолженности на длительный срок, в течение которого производится равномерное погашение задолженности.

Реструктуризация задолженности по налогам

Арбитражное дело о реструктуризации задолженности по налогам и сборам, заключавшееся в создании новой компании и перевода бизнеса на нее, но обернувшееся взысканием долга уже с новой компании.

Кризис, который можно наблюдать в России в конце 2014 не будет коротким или незаметным. Каждый это заметит и прочувствует. Именно поэтому избираемые способы, средства и инструменты должны быть эффективными.

Реструктуризация задолженности

— это процесс подготовки и исполнения ряда последовательных сделок между предприятием и его кредиторами и дебиторами. Предприятие стремится получить различного рода уступки со стороны кредиторов, предлагая взамен либо активы, либо всевозможные соглашения, которые значительно увеличивают вероятность платежей по задолженности. Уступки кредиторов могут включать сокращение общей суммы задолженности, освобождение от уплаты процентов, сокращение процентной ставки, отсрочки платежа и т.д.

Эффективность реструктуризации во многом зависит от применяемой методологии и последовательности в реализации выбранной стратегии поведения по отношению к клиентам и поставщикам.

Реструктуризация налогов

Вот уже два года как фирмы имеют право погасить накопившиеся долги по налогам и сборам на «льготных» условиях. По вполне объяснимым причинам не многие компании до сегодняшнего дня торопились воспользоваться благородством государства. Мало того что порядок списания задолженности начал действовать «задним числом», так еще возникла неразбериха с учетом пеней и штрафов.

Реструктуризация налоговой задолженности

Вот уже два года как фирмы имеют право погасить накопившиеся долги по налогам и сборам на «льготных» условиях. По вполне объяснимым причинам не многие компании до сегодняшнего дня торопились воспользоваться благородством государства. Мало того что порядок списания задолженности начал действовать «задним числом», так еще возникла неразбериха с учетом пеней и штрафов. Однако поправки, внесенные в Налоговый кодекс, вполне могут подтолкнуть предпринимателей в 2007 году пересмотреть свое отношение к реструктуризации.

Замечательное словосочетание «реструктуризация задолженности» означает возможность погашения долгов по налогам, пеням и штрафам, которые налогоплательщик накопил в течение предыдущих лет.

Для большинства предприятий выплата налогов является приоритетной задачей. Но созданные государством экономические условия, не способствуют выполнению компаниями своих непосредственных обязанностей в полном объёме. Поскольку суммы начислений оказываются неподъёмными для отдельных несостоятельных учреждений, а неуплата грозит санкциями в отношении них, то реструктуризация налоговой задолженности 2018 года является выходом из сложившегося положения.

Статистические данные показывают, что на текущий момент около 30% плательщиков имеют долги по сборам. Накопление их в дальнейшем только усугубит ситуацию, поэтому предоставлять реструктуризацию также в интересах госбюджета. Это действие является хоть и минимальной, но гарантией налоговикам в получении обязательных платежей от контрагентов.

Особенности реструктуризации задолженности по налогам

Раскрывая суть проведения реструктуризации налоговой задолженности 2018 можно обозначить процесс урегулирования возникшей недоимки у физ. или юрлица, с целью облегчения его финансового положения. При осуществлении этой процедуры происходит перераспределение обязательств предприятия-должника из настоящих в долгосрочные перспективы.

В НК РФ существует несколько видов переноса периода погашения налоговых обязательств, но реструктуризация, как один из предложенных законодательно вариантов, имеет следующие преимущества:

  1. Для применения этого вида переноса не существует определённого перечня оснований, но для применения рассрочки у должника должны быть подтверждённые особые обстоятельства, отмеченные в нормативе.
  2. В процессе возможно списание некоторой задолженности по начисленным пеням. Такой же принцип используется и по отношению к предъявленным штрафам.
  3. Реструктуризировать можно налог любого вида.

Появление долгов по налогам чревато негативными последствиями и требует незамедлительного решения

Алгоритм реструктурирования имеет вид:

  • общий период – 10 лет;
  • возмещение производится равными частями;
  • выплата происходит не реже 1 раза в квартал;
  • первые 6 лет производится равномерная оплата долгов;
  • в оставшийся срок происходит выплата несписанных штрафов и пени.

Важно! По федеральным пошлинам предоставляется единоразовый случай реструктурирования долгов. В случае несоблюдения регламента перечислений налогов, повторная возможность не даётся.

Работа по преобразованию назначенных сроков оплаты начинается с подачи соответствующего заявления и сопроводительных документов в НС. По статье 64 НК, бумаги необходимо подавать в госорган, предоставляющий рассрочку и обладающий требуемыми полномочиями. После изучения поданных документов происходит согласование предоставления льготной системы либо в отказе от её применения.

Инициирование перераспределения долгов по начисленным пеням и санкционным начётам может иметь следующие достоинства по отношению к плательщику:

  1. При полном перечислении в ФБ сумм в регламентированный договором период в течение двухлетнего срока дисциплинированный контрагент вознаграждается 50 % списанием от остатка суммы долга.
  2. При схожей дисциплине, но четырехлетнего отрезка времени - 100% аннулирования остатка задолженности. Но упразднение долгов без досрочного исполнения условий погашения недоплат невозможно.

У должников имеется возможность провести реструктуризацию налоговой задолженности

Необходимые документы

Соответствующим заявлением для обращения соискателей в НС служит форма, легитимированная Приказом 2010 г. ФМС под номером МММ-7-8/469@. Заполненный бланк после сдачи юридическим или физическим просителем в пятидневный срок перенаправляется федеральной уполномоченной службой по месту регистрации должника.

Внимание! Если произошло применение ст.64 НК и компании предоставляют льготные условия с начислением процентов, то при составлении обращения должно быть указано, что она принимает на себя эти обязательства по уплате сверх сумм, начисленных на имеющуюся недоплату.

К заполненной форме необходимы такие приложения:

  • сведения от НС о фактическом положении пошлинных обязательств у компании по части дисциплины оплат, оформленные в виде справки;
  • список-подтверждение об открытых счетах, справочной формы;
  • официальная банковская выписка о движении финансов, запрашивается за период последних шести месяцев;
  • наличие в картотеке банка расчетных актов, подтверждающих неоплату отдельных счетов;
  • информация о фактическом балансе учреждения;
  • перечень дебиторов с указанием потенциала исполнения их обязательств перед соискателем рассрочки;
  • примерный график реального исполнения возмещения возникшей неоплаты;
  • бумаги, доказывающие наличие причин для возможности получения разрешения распределения суммы.

При получении рассрочки рекомендуется придерживаться прописанного графика перечислений, утверждённого обеими сторонами. Погашение может состояться раньше регламентированного момента. Поводом для досрочного аннулирования долгов может быть появившаяся необходимость у налогоплательщика в получении другой отсрочки, которую предоставят только после погашения имеющейся.

Для проведения реструктуризации необходимо собрать все требуемые документы

Основания по ФЗ

Обращение в ФНС с инициированием реструктуризации должно иметь мотивацию. Перед началом сбора документов соискателю следует изучить нормативные основания, имея которые, рассрочка будет одобрена с отсылкой на ФЗ.

На основании ст.64 НК существуют следующие прецеденты для разрешения переструктурирования долгов:

  1. Заявителю нанесён ущерб по причине определённых обстоятельств масштабного характера.
  2. Действия, связанные с исполнением госзаказа привели к образованию дефицита финансов на покрытие сборов.
  3. Оплата сборов повлечёт за собой банкротство. Определяется это при наличии следующих признаков:
    1. возникновение кредиторки по материальным обязательствам;
    2. общий размер ответственностей превысит 100 тыс.руб;
    3. невозможность оплатить иные пошлинные отчисления;
    4. имеются кредиторские обязательства сроком более трёх месяцев.
  4. Предприятие получает прибыль сезонно, а отчётный период не совпадает с ним.
  5. Специфика предприятия связана с пересечением пределов ТС и первоочерёдной задачей является оплата таможенных пошлин.

Для справки! НК закреплено, если перераспределение предоставляется по причине возможного возникновения банкротства или связано с сезонным направлением деятельности, то размер неуплаты утяжеляется процентными начислениями, равными ½ ставки Центробанка.

Порядок предоставления реструктуризации задолженности даёт понятие налогоплательщикам о том, что существует возможность реализовать налоговую повинность, накопившуюся за прошлые периоды.

Решение о реструктуризации долга по налогам не всегда может быть положительным

Налоговый кредит и его особенности

Этот вид налоговых уступок не рассматривается, как разделение выплат или перенос момента их осуществления. Это действие направлено на изменение периода возмещения за счет сборов. Фирма наделяется правом в регламентированный срок в определённых размерах снижать накопленные пошлинные издержки с перспективным возмещением объёма кредитования и санкций, поэтапно. Понижение допустимо до момента достижения невозмещенной части до размера, одобренного для конкретного контрагента.

К особенностям можно отнести:

  • период действия – год, по некоторым сборам возможно и продление с максимальным показателем – пять лет;
  • соискатели, внесённые в реестр ЗТР, могут рассчитывать на увеличение срока до пределов десятилетнего периода;
  • если у предприятия несколько предложений на обеспечение НК, то сумма подсчитывается по каждому из них индивидуально, предел уменьшения не более половины объёма и наличие нескольких соглашений не влияют на регламент.

Кредит предоставляется после подтверждения компанией детального наличия аргументов документальным порядком. Отношения между ФНС и плательщиком регламентируются контрактом, составленным после подачи соответствующего заявления соискателем.

Согласно ст.67 НК поводом для предоставления кредита служит осуществление такой трудовой деятельности:

  1. Научного исследования и техпереоснащения производства для нормализации трудовых мест для недееспособных лиц.
  2. Для предупреждения деяний, направленных на загрязнение экологии.
  3. Различная инновационная деятельность.
  4. Выполнение значимого заказа для соцэконом развития госзначения и оборонной промышленности.

Выходом при появлении задолженности может стать получение налогового кредита

Когда откажут в реструктуризации задолженности по налогам

При лояльности НК к задолжникам по обязательствам, всё же существуют прецеденты, когда в реструктуризировании отказывают. К таким примерам можно отнести:

  • у заявителя имеется незавершённое уголовное производство по вопросу несоблюдения правовых норм НК;
  • за лицом числится админнарушение, связанное с неисполнением НК;
  • существуют объективные сведения об использовании кредитования в корыстных целях с нарушением норм законодательства;
  • предоставленное ранее пошлинного кредита использовалось с нарушениями.

При наличии таких обстоятельств, решение об изменении срока уплаты налога не выносится. Если данные обстоятельства были выявлены позже вынесения решения, то вступивший в силу документ аннулируется, и дальнейшая работа с ним происходит с индивидуальным подходом.

Ситуация экономической нестабильности, охватившая немалое количество учреждений, подводит и системные корпорации. Это активно подталкивает налогоплательщиков к поиску путей законного действия по снижению обязательств по сборам. Выявленный способ в изменении сроков наполнения госбюджета для законопослушных контрагентов стал популярным в рамках налоговой оптимизации. Невнесение правок в НК в 2019 приведёт к тенденции на дальнейшее распространение перераспределения долгов.

В видео вы узнаете, как проверить налоговую задолженность:

Налоговики подчеркнули, что не всегда долг по налогам возникает из-за управленческих ошибок. Таким компаниям налоговая служба готова идти навстречу.

Управление Федеральной налоговой службы по Москве рассказало , каким образом можно провести реструктуризацию задолженности по налогам. Специалисты сообщили, при соблюдении каких условий можно провести реструктуризацию и на какой срок налоговые органы могут дать отсрочку. В УФНС отметили, что в силу обстоятельств организациям приходится прибегать к процедуре урегулирования задолженности по налоговым платежам. Причем не всегда сложившаяся ситуация является результатом допущенных управленческих либо производственных ошибок. В частности, не поступивший вовремя денежный транш может притормозить не только исполнение контрактных, но и налоговых обязательств. В таких случаях государство идет навстречу налогоплательщику, позволяя воспользоваться иным порядком расчета с бюджетом. Налоговики напомнили, что для организаций оборонно-промышленного комплекса, исполняющих государственный оборонный заказ, Правительство РФ специально разработало порядок и условия реструктуризации. В управлении рассказали, при соблюдении каких условий можно получить отсрочку:
  1. полное внесение организацией текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 1 месяца до 1-го числа месяца подачи организацией заявления о реструктуризации, а также полное внесение организацией текущих налоговых платежей в федеральный бюджет, начисленных с 1-го числа месяца подачи организацией заявления о реструктуризации до 1-го числа месяца принятия решения о реструктуризации;
  2. подача заявления о реструктуризации, к которому прилагаются следующие документы: а) выписка из сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса о наличии организации в его составе; б) справка федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность соответствующая стратегическая организация, подтверждающая участие организации в выполнении государственного оборонного заказа и включение организации в перечень стратегических организаций; в) документ, подтверждающий наличие и размер ранее предоставленных организации отсрочек (рассрочек) по уплате налогов и сборов в федеральный бюджет, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита, срок действия которых не истек на день подачи заявления о реструктуризации; г) проект мирового соглашения с конкурсными кредиторами и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам (далее - уполномоченный орган), предусматривающего в том числе погашение задолженности в порядке, установленном настоящим Постановлением (в случае возбуждения арбитражным судом в отношении организации производства по делу о банкротстве).

УФНС сообщило, что реструктуризация долгов проводится на срок не более 12 лет. Реструктурированную задолженность по налогам и сборам перед федеральным бюджетом организация погашает в течение восьми лет, а в течение следующих четырех лет - сумму долга по пеням и штрафам. Проценты с суммы уплачиваются ежегодно. Напомним, порядок работы Федеральной налоговой службы и ее территориальных подразделений регламентирует постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506. Документ устанавливает, что ФНС обязана бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, о законодательстве, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц. Также служба предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения. Подробную информацию по вопросам, связанным с уплатой налогов, можно найти на нашем сайте в разделе "Справочник налогов" . Там приводятся сведения о налоговой базе, ставках, льготах и налоговых вычетах и т.д. Ближайшие даты уплаты налогов, представления бухгалтерской и налоговой отчетности, а также сведений во внебюджетные фонды вы можете найти в разделе

Действует ли в данный момент Порядок реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам? и что можно сделать в данный момент согласно действующим нормативно-правовым документам чтобы произвести реструктуризацию по налогам и сборам?

На данный момент организации могут получить отсрочку (рассрочку) по уплате налогов. При этом ранее существовал порядок реструктуризации задолженности по налогам, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 г. № 1002. При этом, на данный момент сохранился порядок реструктуризации по налогам только для специальных организаций, напр., для бюджетных, для организаций, имеющих стратегическое значение, угледобывающих организаций, унитарных предприятий, входящих в уголовно-исполнительную систему и т.д.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

Ситуация: Как организации получить отсрочку (рассрочку) по уплате налогов

Основания и порядок изменения сроков уплаты налогов (в т. ч. предоставления отсрочки или рассрочки) установлены Налогового кодекса РФ и .

Предоставление отсрочки (рассрочки) возможно, если организация сумеет подтвердить наличие хотя бы одного из следующих оснований *:

  • ущерб, нанесенный в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или других форс-мажорных обстоятельств;
  • отсутствие (задержка) бюджетного финансирования или оплаты выполненного государственного заказа;
  • угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты налога. Методика проведения финансового анализа для выявления вероятности возникновения признаков несостоятельности (банкротства) утверждена приказом Минэкономразвития России от 18 апреля 2011 г. № 175 ;
  • сезонный характер производства и (или) реализации товаров (работ, услуг);
  • наличие условий, предусмотренных Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (если требуется отсрочка (рассрочка) по налогам, связанным с ведением внешнеторговой деятельности).

При этом по налогу на прибыль, который уплачивается по консолидированной группе налогоплательщиков, отсрочка (рассрочка) не предоставляется.

Отсрочка (рассрочка) по уплате налогов может быть предоставлена организации только на сумму, не превышающую стоимость чистых активов организации. Данное ограничение не распространяется на случаи, когда основанием для получения отсрочки (рассрочки) является отсутствие бюджетного финансирования или своевременной оплаты госзаказа. Это следует из положений пункта 2.1 Порядок оценки чистых активов в акционерных обществах утвержден приказом от 29 января 2003 г. Минфина России № 10н и ФКЦБ № 03-6/пз . Этим же порядком могут пользоваться и общества с ограниченной ответственностью (письма Минфина России от 7 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/791 , от 29 октября 2007 г. № 03-03-06/1/737).

Как правило, отсрочка (рассрочка) по уплате допускается в отношении одного или нескольких налогов и может быть предоставлена на срок не более одного года. Решение о предоставлении отсрочек (рассрочек) по уплате налогов на срок не более одного года принимают следующие уполномоченные органы *:

  • в отношении федеральных налогов и сборов ФНС России (исключение: госпошлина, налоги, уплачиваемые при перемещении товаров через таможенную границу России, налог на прибыль, зачисляемый в региональный бюджет);
  • в отношении налогов, подлежащих к уплате при осуществлении экспортно-импортных операций, ФТС России или уполномоченные ею таможенные органы;
  • в отношении региональных и местных налогов региональные управления ФНС России;
  • в отношении госпошлины органы (должностные лица), уполномоченные совершать юридически значимые действия, за которые взимается госпошлина;
  • в отношении налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет, органы, уполномоченные региональным законодательством.

Если организации предоставлена рассрочка по уплате регионального налога в форме инвестиционного кредита, решение об изменении ранее установленных сроков принимают органы, уполномоченные на это региональным законодательством.

Продолжительность отсрочки (рассрочки) по уплате федеральных налогов (в части, зачисляемой в федеральный бюджет) может быть увеличена до трех лет. Однако такое решение вправе принять только Правительство РФ. Об этом сказано в пункте 1 статьи 64 Налогового кодекса РФ.

Есть обстоятельства, исключающие возможность предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов (п. 1 ст. 62 НК РФ). Обстоятельства относятся к таковым, если:

  • возбуждено уголовное дело по статьям , или Уголовного кодекса РФ в отношении должностных лиц организации;
  • ведется производство по делу о налоговых правонарушениях;
  • ведется производство по делу об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах;
  • ведется производство по делу о правонарушениях, связанных с уплатой налогов при перемещении товаров через таможенную границу России;
  • у уполномоченного органа есть достаточные основания полагать, что предоставление отсрочки (рассрочки) может способствовать сокрытию денежных средств организации или имущества, подлежащего налогообложению;
  • имеется решение уполномоченного органа о прекращении ранее предоставленной отсрочки (рассрочки) в связи с нарушением условий ее предоставления. При этом указанное решение должно быть принято в период, не превышающий трех лет до дня подачи организацией заявления о предоставлении очередной отсрочки (рассрочки) по уплате налога.

Если имеется хотя бы одно из вышеперечисленных обстоятельств, решение об изменении срока уплаты налога не может быть вынесено, а уже вынесенное решение подлежит отмене (п. 2 ст. 62 НК РФ).

Чтобы получить отсрочку (рассрочку) по уплате налога, в соответствующий уполномоченный орган нужно подать:

  • справку налоговой инспекции о состоянии расчетов с бюджетами по налогам, сборам, пеням и штрафам;
  • справку налоговой инспекции об открытых банковских счетах организации;
  • справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за шесть месяцев, предшествующих подаче заявления;
  • справки банков о наличии у организации расчетных документов, помещенных в картотеку (об отсутствии таких документов);
  • справки банков об остатках денежных средств на всех счетах, открытых организации;
  • перечень контрагентов-дебиторов с указанием сумм и сроков исполнения заключенных с ними договоров (к перечню нужно приложить копии указанных в нем договоров);
  • обязательство организации о соблюдении условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов;
  • график погашения задолженности по налогам;
  • документы, подтверждающие наличие оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов .

Такой порядок предусмотрен пунктом 5 статьи 64 Налогового кодекса РФ, пунктом 3 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469 .

Перечень документов, которые подтвердят наличие оснований для представления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, зависит от конкретного основания. Например, для подтверждения сезонного характера производства или реализации товаров (работ, услуг) организации достаточно представить в уполномоченный орган документы, которые подтверждают ведение сезонной деятельности (например, договоры с контрагентами). Получать специальное подтверждение в каких-либо государственных ведомствах организации не нужно. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 2 марта 2010 г. № 03-02-07/1-87 , от 30 октября 2009 г. № 03-02-07/1-487 .

Кроме того, в зависимости от причины обращения за предоставлением отсрочки (рассрочки) в уполномоченный орган придется представить и ряд дополнительных документов. Например, если основанием для подачи заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) является сезонный характер деятельности, то к заявлению нужно приложить дополнительную справку-расчет. Этот расчет должен содержать данные, свидетельствующие о том, что доходы организации от деятельности, которая носит сезонный характер, составляют не менее 50 процентов в ее совокупном доходе. Об этом говорится в пункте 5.1 статьи 64 Налогового кодекса РФ.

Если уполномоченный орган запросит дополнительные документы об имуществе, которое может быть предметом залога или поручительства, организация обязана исполнить такое требование и представить запрашиваемые документы (п. 5.3 ст. 64 НК РФ , п. 11 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469).

Копию заявления, поданного в уполномоченный орган, нужно в пятидневный срок направить в налоговую инспекцию по месту учета организации (п. 5 ст. 64 НК РФ).

Документы, необходимые для получения отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, нужно представить в уполномоченный орган до истечения месячного срока со дня их подписания. Обо всех изменениях, наступивших после отправки документов и затрагивающих их содержание, организация должна в течение семи рабочих дней известить уполномоченный орган и представить документы с учетом изменений. Об этом сказано в пункте 12 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469 .

При отсутствии необходимого пакета документов уполномоченный орган откажет в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога ( Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469).

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) или об отказе в изменении сроков уплаты налогов уполномоченный орган принимает в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления организации. На этот период по ходатайству организации уполномоченный орган может принять решение о временном приостановлении уплаты налогов. В пятидневный срок со дня принятия временного решения организация должна передать его копию в налоговую инспекцию по своему месту учета. Такой порядок не распространяется на случаи представления рассрочки (отсрочки) по уплате региональных и местных налогов. Решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) такой рассрочки региональные управления ФНС России принимают не самостоятельно, а по согласованию с финансовыми органами. Срок на принятие решения 30 рабочих дней. Об этом говорится в пункте 6 ,). Это означает, что, исполняя обязанности по удержанию налогов из доходов других лиц, налоговые агенты не имеют права на отсрочку (рассрочку).

Сергей Разгулин , заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России