Плановые проверки отменили. Какие госорагны не могут проводить проверки

С 1 января 2016 по 31 декабря 2018 года не будет проводиться ряд плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.

Соответствующие изменения предусмотрены в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294­ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294­ ФЗ).

Кто освобождается от проверок

Плановая проверка проводится в форме документарной или выездной проверки. От плановых проверок освободят субъекты малого предпринимательства, к которым относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, предусмотренные положениями статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209­ ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».


Мораторий на плановые проверки не будет распространяться в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в социальной сфере, а также сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В отношении этих лиц плановые проверки могут проводиться два и более раз в течение трех лет.


Мораторий будет действовать на действующие и на вновь созданные фирмы и впервые зарегистрированных предпринимателей. При этом первая плановая проверка может быть проведена по истечению трех лет со дня создания фирмы (регистрации ИП).

Вместе с тем, если у субъекта малого предпринимательства будет в истории привлечение к административной ответственности за совершение грубого нарушения или административное приостановление деятельности, аннулирование лицензии, то контролирующие органы могут включить его в ежегодный план проверок. При этом есть условие - с даты окончания проверки, по результатам которой было вынесено решение о привлечении к ответственности, прошло менее трех лет.

На какие проверки действует мораторий

Освобождение от плановых проверок не действует в отношении налогового контроля, а также ревизий ПФР и ФСС России.

Кроме того, мораторий не распространяется на проверки при осуществлении, в частности, контроля за исполнением валютного, таможенного, банковского законодательства, страхового надзора. Помимо этого плановые проверки будут проводиться в рамках государственного контроля за экономической концентрацией, а также за деятельностью организаторов распространения информации в сети Интернет (п. 3.1 ст. 1 Закон № 294­ ФЗ).

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства, в 2016­-2018 годы будет осуществляться Росфиннадзором в обычном порядке, в том числе посредством проведения плановых проверок (информационное сообщение Минфина России от 15.07.2015 «Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии»). Кроме того, Закон № 294­ ФЗ не приостанавливает проверки, которые проводятся Росприродназором, а также в порядке промышленной безопасности и пожарного надзора в отношении производственных объектов I и II классов опасности.

Отметим, что мораторий будет действовать в отношении плановых проверок в сфере рекламы. Субъект малого бизнеса, включенный в план проведения проверок в сфере рекламы, должен быть исключен из него по своему соответствующему заявлению. Если плановая проверка в сфере рекламы начата в отношении фирмы или ИП, такая проверка подлежит прекращению при подтверждении проверяемым лицом статуса субъекта малого предпринимательства (письмо ФАС России от 12.08.2015 № АК/41908/15).

Когда ждать плановую проверку

О проведении плановой проверки юридичес­кое лицо, индивидуального предпринимателя органы государственного или муниципального контроля должны уведомить не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление осуществляется посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) государственного или муниципального органа контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением или другим доступным способом (ч. 12 ст. 9 Закона № 294­ ФЗ).

Отметим, что Генеральная прокуратура РФ ведет Единый реестр проверок, доступный для просмотра в сети Интернет. В данном разделе сайта Генпрокуратуры размещен сервис поиска по утвержденному ежегодному сводному плану проведения плановых проверок. Кроме того, с планами проверок можно ознакомиться на сайтах Роспотребнадзора, а также Федеральной службы по труду и занятости.

Риск­-ориентированный подход при государственном надзоре

Федеральным законом от 13.07.2015 № 246­ ФЗ определено применение риск­-ориентированного подхода при организации государственного контроля. Такой подход представляет собой метод осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности проверочных мероприятий определяется отнесением деятельности юрлица, ИП, используемых ими объектов к категории риска либо классу опасности. При этом у юрлиц или ИП будет обеспечена возможность подать заявления об изменении присвоенных им ранее категории риска или класса (категории) опасности.

Законом № 246­ ФЗ предусмотрено, что критерии для такого отнесения к категории риска определяются Правительством РФ, если они не установлены федеральным законом.

Cоответствующие постановления Правительства РФ об определении критериев для применения риск-ориентированного подхода пока не разработаны. В частности, распоряжением Правительства РФ от 05.06.2015 № 1028р утверждена Концепция повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства на период 2015 - 2020 годы. Этим распоряжением предусмотрено, что внедрение риск­-ориентированных подходов к организации федерального надзора в сфере труда потребует разработки классификации рисков причинения вреда и выработки новых методов проведения проверочных мероприятий.

Новые положения в части применения риск­­-ориентированного подхода вступят в силу с 1 января 2018 года (с оговоркой, что может быть и до этой даты). Предполагается, что применение риск-­ориентированного подхода позволит оптимально использовать трудовые, материальные и финансовые ресурсы государственного контроля.

Е.В. Егорова , для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»

Нормативные акты с комментариями

Профессиональные комментарии к письмам министерств и ведомств, ответы экспертов на самые сложные вопросы, обновления каждый день.

В России установлен трехлетний мораторий на плановые проверки малого бизнеса. При этом процедуру проведения внеплановых проверок ужесточили. В то же время чиновники указывают - недовольство предпринимателей не всегда обоснованно: зачастую они грубо нарушают закон. Стало ли легче субъектам бизнеса и как работают в новых условиях контролирующие органы, выяснил корреспондент "РГ".


Задание на каникулы

Трехлетние "надзорные" каникулы стартовали 1 января 2016 года. Внесенные в закон № 294-ФЗ поправки запретили проведение плановых проверок в отношении предприятий с годовой выручкой менее 800 миллионов рублей и штатом до 100 сотрудников. Исключения есть - не оставлять же бизнес совсем без надзора. Так, освобождение не коснулось медицинских и образовательных организаций, компаний, работающих в сфере соцобслуживания. Закон касается лишь предприятий, которые за последние три года не лишались лицензии, где не были дисквалифицированы руководители и которые не подпадали под административное приостановление деятельности. По-прежнему разрешены проверки бизнеса, работающего с бюджетными средствами. Не попали под мораторий налоговые ревизии.

Прошел год, и в регионах начали подводить первые итоги. Так, в Орловской области нарушений со стороны контролирующих органов стало чуть меньше. Это отметил в своем годовом докладе региональный бизнес-омбудсмен Евгений Лыкин. По его словам, качество работы инспекторов повысилось, количество жалоб на них немного сократилось. В целом нагрузка на бизнес снизилась.

Первый шаг был сделан несколько лет назад, когда контролирующие органы обязали согласовывать проверки с прокуратурой. Реестр публикуется в государственной информационной системе. Обнаружив себя в списке, предприниматель может потребовать исключения из плана. Мораторий не отменил внеплановые инспекции, но они тоже требуют согласования. Именно их бизнес считает основным инструментом давления. Впрочем, ситуация меняется.

Сокращению количества незаконных проверок и снижению административного давления на бизнес способствовала принципиальная позиция прокуроров, - считает Евгений Лыкин. - В 2016 году в прокуратуру области поступило 155 заявлений от органов государственного и муниципального контроля о согласовании внеплановых проверок юридических лиц и ИП. В 84 случаях им было отказано.

То есть отклонено было свыше 54 процентов заявок. Это говорит о том, что желание "кошмарить" бизнес не пропало. Около 70 процентов заявок предполагали проверки малых предприятий. Возможно, инспекторы пытались нащупать брешь. Исключение составили органы муниципального контроля. Они "успокоились" и за прошедший год подали всего две заявки на внеплановые проверки, да и те были отклонены.

Однако факты необоснованного вмешательства в деятельность предпринимателей все еще имеются, - продолжает Евгений Лыкин. - Оценка работы контролирующих органов свидетельствует о том, что при отсутствии строгого соблюдения закона рождаются серьезные риски. Они создают угрозу закрытия предприятий.

Маленькие хитрости

Инспекторы ищут обходные пути. Например, появилась такая практика. Возбуждают административное производство по подозрению в совершении правонарушения. И в его рамках, по сути, проводят внеплановую проверку. Административное расследование - это маскировка. Но доказать, что под видом одного делается другое, тяжело. Мораторий не освобождает от ответственности. В такую ловушку попала предпринимательница из Орла. Она арендовала помещение в центре города и открыла парикмахерскую. Однажды к ней пришли сотрудники Росреестра, но не с проверкой предприятия, это было бы незаконно. Провели административное обследование участка, на котором стоит здание. Составили протокол - дескать, земля предназначена для обслуживания жилого дома, а не парикмахерской. Проверки не было, а штраф наложили, да еще и непонятно за что.

Постановление Росреестра после проверки по обращению предпринимательницы было опротестовано природоохранной прокуратурой и полностью отменено, - рассказал Евгений Лыкин. - Оно было признано незаконным, поскольку ИП не совершала правонарушения.

В Мценске полиция возбудила уголовное дело о незаконном предпринимательстве. Оперативники пришли на завод и временно парализовали его работу. Их заинтересовали печи, которые якобы кто-то использовал для незаконного бизнеса. Незаконными же прокуратура признала действия полицейских. Как пояснили в ведомстве, "произошла подмена следственного действия "осмотр места происшествия" следственным действием "обыск".

Около 70 процентов заявок от контролеров предполагали проверки малых предприятий

Подмена понятий - один из самых больших рисков для бизнеса. Уголовное дело возбуждается по факту, а не в отношении конкретного человека. Далее у фирмы или ИП изымают компьютер и бухгалтерию, блокируют счета - на период расследования. Но оно способно длиться месяцами. Предприятие не может нормально работать. Даже зарплату не выдашь, потому что счетами пользоваться нельзя. Три месяца спустя на директора вполне можно заводить дело за невыплату зарплаты. Хотя что он мог сделать, когда у него все изъяли? Это порождает коррупционные риски. Возвращение изъятых документов, техники и разблокировка счетов может стать предметом сомнительного торга. Что делать ИП в такой ситуации? Закон его вроде защищает, а вроде и нет.

Однако и проверяющие оказались в непростых условиях. Инспекции и ревизии стали одним из инструментов грязной конкурентной борьбы. Дело не в том, что надзорные органы будто бы кому-то помогают расправиться с соперником. Просто некоторые пытаются сводить счеты чужими руками. Например, был случай, когда пациент пожаловался на работу частного стоматологического кабинета - зубы плохо вылечили, болят. Внеплановую проверку разрешили, ведь речь шла о здоровье человека. Поползли слухи. Горожане стали обходить кабинет стороной. В ходе проверки возникло подозрение, что придирчивого пациента подослал конкурент. Доказать это не удалось. Но, даже если бы удалось, наказание никто не понес бы. От такого риска пока не защищает ни один закон. А экспертиза показала, что обвинения были надуманны.

Сами виноваты

Бизнес все чаще оспаривает постановления и предписания в суде. Контролирующим органам приходится отвлекаться на тяжбы и доказывать, что права предпринимателя они не нарушили. Так, владелец продуктового магазина оспорил штраф, наложенный Россельхознадзором за продажу колбасы без маркировки и сопроводительной документации. Заявил, что ведомство превысило полномочия и присвоило себе функции… Роспотребнадзора.

Пришлось доказывать, что колбасные изделия проверялись в части эпизоотического благополучия, а это наша сфера деятельности, - рассказал замглавы ТУ Россельхознадзора Лев Лейзеров. - Без маркировки с датой изготовления невозможно сличить продукцию с ветеринарными сопроводительными документами и подтвердить ее эпизоотическое благополучие.

Предприниматель настаивал на том, что его наказали за нарушение правил торговли, а это действительно сфера деятельности Роспотребнадзора. Но суд отказал ему в иске и признал действия инспекторов законными. На выяснение отношений уходят и время, и силы. Суть "надзорных каникул" как раз и заключается в том, чтобы создать риск-ориентированную модель организации проверок. Она заработает по окончании моратория в 2018 году, хотя на местах внедрение уже началось.

У нас сформирован реестр субъектов надзора по классам потенциального риска причинения вреда здоровью населения, - отметил врио главы управления Роспотребнадзора Александр Румянцев. - Внедрение этой модели уже позволило снизить административную нагрузку на добросовестных предпринимателей, соблюдающих требования санитарного законодательства.

Предполагается, что модель избавит от проверок, а значит, и от бюрократических проволочек те сферы бизнеса, которые можно оставить без строгого надзора, где риск возникновения опасных последствий невелик. Уже сейчас, как заверил Александр Румянцев, за впервые совершенное правонарушение предпринимателя предупреждают, а не карают штрафом. Однако есть и обратные примеры. Требования к бизнесу настолько разнообразны, многочисленны и противоречивы, что придраться можно к чему угодно.

Так, в Орле только суд спас от разорения владельца небольшого кафе. Сотрудники миграционной службы нашли официантку - вынужденную переселенку с Украины, у которой не было патента на работу в нашей стране. Предпринимателя оштрафовали на 250 тысяч рублей. Для него это большая сумма, которую он не мог "вытащить" из оборота. В суде ИП доказал, что наказание несоразмерно нарушению. Вину он и не отрицал. Штраф заменили на предупреждение. Но предупредить могли и проверяющие.

При назначении наказаний в большинстве случаев не учитываются цели, задачи и правила привлечения к административной ответственности, - считает Евгений Лыкин. - Факторы малозначительности и возможности освобождения от ответственности даже не рассматриваются, а предпочтение отдается безусловному назначению штрафа.

По его словам, от этого, как ни странно, теряет казна. Практика показывает, что надзорные органы судятся до последнего. Если они проиграли процесс предпринимателю в первой инстанции, обязательно обжалуют решение в апелляции, потом - в кассации. Доходят и до Верховного суда. На тяжбы тратят бюджетные средства, порой гораздо большие суммы, чем величины штрафов, за которые судятся.

Решения в интересах предпринимателей в подавляющем большинстве случаев остаются в силе, поэтому можно с полным правом говорить о необоснованном расходовании государственных ресурсов, - добавляет Евгений Лыкин. - Учитывая длительность процедуры оспаривания, работа предпринимателей в отдельных случаях парализуется на год и более.

Бизнес жалуется, что его "душат", но массово нарушает закон. В прошлом году было проведено 9049 проверок - почти на две тысячи меньше, чем годом ранее. В результате 4519 должностных и 996 юридических лиц были привлечены к ответственности. К слову, в этом году многие ведомства начали проводить для предпринимателей дни открытых дверей и "круглые столы", организовали горячие телефонные линии, публичные отчеты. Возможно, это поможет наладить диалог.

Справка "РГ"

В 2016 году при осуществлении надзора за соблюдением законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности прокуратура Орловской области нашла 867 нарушений. К дисциплинарной ответственности привлечено 273 должностных лица, к административной - 48. В суд направлено 18 заявлений, семь должностных лиц предостережено о недопустимости нарушений закона. Кроме того, по материалам прокурорских проверок было возбуждено три уголовных дела.

Сейчас на территории Российской Федерации действует мораторий на проверку малого и среднего бизнеса. Что он собой представляет? Как им можно воспользоваться? О чем необходимо знать предпринимателям и структурам, которые решили отдохнуть от чиновничьей бюрократии? Об этом мы расскажем в статье.

Общая информация

Государственный контроль, с которым многие встречаются в виде плановых проверок, часто становится сложным испытанием для тех, кто ведёт коммерческую деятельность. Поэтому не удивительно, что в Российской Федерации был введён временный запрет на это дело. Но здесь следует отметить один момент - защита обеспечена исключительно от плановых проверок со стороны государственных и муниципальных органов. Действует он в период с 2016 г. и по конец 2018 года. Мораторий на проверки бизнеса можно будет оценить после того, как закончиться весь отведенный срок. Но подвести промежуточные итоги можно уже сейчас.

Особенности


Следует отметить, что кричать «Ура!» могли не все предприниматели. Было несколько исключений. Так, не были отменены проверки в отношении лиц, что вели деятельность в сферах образования, здравоохранения и общественности. Также если раньше были допущены грубые нарушения с позиции КоАП Российской Федерации (и они были выявлены в предыдущем периоде), и при этом не прошло хотя бы трех лет, то субъект тоже не подпадает под защищенный режим.

Но бывает и такое, что было получено освобождение от надзора, но предприятие всё так же числится в числе тех, кого должны проверить. В таком случае оно может подать запрос на своё изъятие из этого списка. Следует отметить, что отмена проверок не была произведена и в нескольких стратегически важных направлениях вроде пожарного надзора, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений для субъектов, что эксплуатируют опасные производственные объекты.

Также при определённых условиях сохраняется экологический и радиационный контроль. Ещё не повезло тем, кто имеет доступ к государственной тайне, управляет многоквартирными домами и следит за аудиторскими организациями.

Если же субъект считается таковым, на которого распространяется мораторий на проверки, то проведение процедуры будет считаться грубым нарушением, и её итоги будут признаны недействительными.

Какие последствия?


Ещё больше года будет действовать мораторий на налоговые проверки. Малый бизнес, который смог в полной мере воспользоваться предоставленной возможностью, ощущал себя спокойно на протяжении длительного времени. Но позитивные сдвиги будут не только для субъектов предпринимательства, но и для контролирующих органов. В чем же дело?

Есть такой федеральный закон как 294-ФЗ, где было внесено такое понятие как «риск-ориентированный подход». Он предполагает оптимизацию ведения деятельности, что позволит снизить издержки во время осуществления проверок. Нормы, регулирующие риск-ориентированный подход будут действовать с 1-го января 2018 года. Поэтому когда субъекты предпринимательской деятельности, которых сейчас защищает мораторий на проверку малого и среднего бизнеса, потеряют свой зонтик, они смогут оценить, насколько изменилось качество обслуживания со стороны государства.

Преследуемые цели

А что же должно получиться в итоге? Хотя о регулирующем ситуацию законе начали заботиться ещё в конце нулевых годов третьего тысячелетия, так уж вышло, что значительные подвижки произошли только в 2014, и он оказался очень к месту. Так, мораторий на проверки позволяет упростить работу малого бизнеса и поддержать его в тяжелой экономической ситуации, в которой сейчас пребывает Российская Федерация.

Это является составной частью плана об уходе от так называемой палочной системы, что предусматривает оптимизацию взаимодействия и расширение возможностей для апелляции по несправедливым решениям. Возможно, что в последующем отдельные положения, что имеет мораторий на проведение проверок, в будущем приобретут постоянный и системный характер.

На кого он нацелен?


В первую очередь необходимо понимать, что от проверок освобождаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые ведут свою деятельность в рамках закона и согласно установленным правилам. То есть для тех, кто не причинял государственным органам неприятностей и не вызывал интереса с правовой точки зрения, и были сделаны эти послабления.

При этом справедливо рассуждали, что если человек/организация не совершает нарушений, то зачем за ним следить? Но расслабляться всё же не стоит - ведь право на осуществление внеплановых проверок всё же осталось. Поэтому, если возникнет прецедент, грубо нарушающий установленные правила, и об этом станет известно контролирующим органам, то мораторий не поможет.

Возможность продления


Сейчас довольно часто можно услышать слова о том, что мораторий на проверки малого бизнеса необходимо продлить. Чаще всего о таком говорят из-за неутешительного положения дел в вопросе обеспечения правового взаимодействия представителей государственных органов и субъектов предпринимательства. Но это в большей мере относится к ситуации, когда сотрудниками соответствующих служб сознательно игнорируется закон.

В целом же сейчас благодаря повсеместной автоматизации процессов, субъекты экономической деятельности, действующие по серым и черным схемам довольно быстро выявляются. Так, для этого используется сопоставление значений деклараций, отдельных налоговых накладных и множество иных инструментов. В случае с честными субъектами экономической деятельности плановые проверки только отнимают время, хотя и являются обязательными. Тогда как в случае с преступными элементами - у государства есть множество иных доступных инструментов.

С позиции государственных органов


Ранее в статье излагалась точка зрения предпринимателей. А что по этому поводу думают государственные служащие? Начать можно с президента Российской Федерации В. В. Путина. Он ещё в 2014 году выражал неудовольствие от того, что послабление надзора за субъектами предпринимательской деятельности ведётся значительно медленней, нежели рассчитывалось первоначально. Поэтому он сообщает, что выступает за облегчение жизни рядовых граждан, в том числе и ведущих коммерческую деятельность.

Государственные служащие рангом поменьше тоже выступают за мораторий. Но причины такой позиции явно прозаичней и проще: им в таком случае придётся меньше работать. Не секрет ведь, что большинство людей хотело бы просто получать деньги и ничего не делать. Но в целом и общем они приветствуют систематизацию и актуализацию данных, которые предоставляются предприятиями. Мораторий же даёт определённую передышку для того, чтобы разобраться с накопившимися делами и провести подготовку государственных органов для выхода на новый уровень.

В заключение


И что же можно сказать напоследок? Подводя итог, следует отметить ещё раз, что хотя мораторий на осуществление проверок и является довольно позитивным моментом, но нам необходимо работать над улучшением ситуации на системном уровне. Ведь если всё будет нормально работать и функционировать, то не будет надобности и прибегать к определённым временным мерам. Хотя сказать о том, что удастся в ближайшее время достигнуть определённой идеальной ситуации, нельзя. И дело тут не только в государственных служащих и законах.

Наш мир постоянно изменяется, возникают новые условия, направления и многое другое. Поэтому, даже если бы мы имели самых совершенных государственных служащих и принимаемые ими законы - даже тогда вряд ли нам под силу было бы реализовать идеальную ситуацию, которая не требует вмешательства. Главное помнить - ничего не создаётся на ровном месте. Поэтому, если есть желание улучшать свою жизнь и существование близких людей, то над этим необходимо работать. Нужно взаимодействовать с органами государственной власти, предлагать им свои видения на различные вопросы, возможно - даже идти на конфликт, отстаивая свои интересы.