Кейс локализация проблем технического переоборудования производства. Локализация. Подводные камни законодательства

В продолжении материала, посвященного теме импортозамещения, речь пойдет о деятельности зарубежных брендов на территории России, а также об опыте угледобывающего холдинга СУЭК по производству запчастей собственными силами

Взгляд со стороны

Предполагается, что реализация программы импортозамещения обеспечит стране независимость от зарубежных поставщиков машин и запчастей. Но, как говорится, не каждый импортный болтик можно заменить отечественным винтиком. По мнению Геворка Ахвердяна, генерального директора ТД "Вертикаль" , российские производители не способны обеспечить страну качественными фронтальными погрузчиками, бульдозерами, грейдерами, складскими погрузчиками. "Российских аналогов импортных вилочных погрузчиков практически нет. Если по строительной линейке отечественные производители частично покрывают имеющийся спрос, то рынок складской техники к импортозамещению пока абсолютно не готов. Мы на 10-15 лет отстаем от европейских и азиатских производителей по уровню внедрения и развития инноваций. Надеяться, что в ближайшие год-два в России будут запущены современные производства вилочных погрузчиков и складского оборудования, не приходится ", - отметил представитель ТД "Вертикаль".

В таких условиях зарубежным производителям остается только одно - открывать производство на территории нашей страны. И многие держат курс на увеличение процента местных компонентов. К примеру, локализация производства на предприятии Hitachi Construction Machinery в Твери в настоящий момент менее 20%. Тем не менее, компания намерена продолжить работу в данном направлении. "Мы планируем развивать направление локализации в целях сокращения сроков доставки, а также логистических расходов. В настоящее время мы используем российского производства такие компоненты, как листовая сталь, сварные конструкции, гидравлические трубопроводы, резиновые шланги и т.п. В ближайшем будущем рассчитываем также перейти на внешние сварные конструкции, электрическую проводку, топливные баки, баки для гидравлической жидкости и некоторые другие виды продукции местного производства", - сообщил Сэндзаки Масафуми, генеральный директор "Хитачи Констракшн Машинери Евразия Мануфэкчеринг" . При этом спикер уточнил, что в качестве потенциальных партнеров рассматриваются все компании, обладающие соответствующими технологиями.

Источник фото: hitachicm.ru

Позиция еще одного известного мирового бренда также заключается в расширении производства на территории нашей страны. Несмотря на сложившуюся на российском рынке ситуацию, компания John Deere планирует дополнительно инвестировать в свою площадку в Домодедово. В частности, по словам директора подразделения строительной и лесозаготовительной техники John Deere в России и СНГ Эндрю Кристофера , будет запущен выпуск нескольких новых моделей строительного оборудования. Цель на ближайший год - максимально локализовать производство.

Справедливости ради нужно сказать, что локализовать производство в России не так просто. В настоящий момент маркировкой "сделано в России" может обладать техника той компании, которая достигла глубины локализации не менее 50%. Однако, как отметил в интервью "Экскаватор Ру" Сергей Харитонов, директор по развитию компании JCB Russia , "в текущей экономический и политической ситуации очень сложно прийти к такому высокому показателю". По мнению собеседника, только снижение процента локализации позволит привлечь в страну "внешних" производителей. Сама компания JCB уже несколько лет рассматривает возможность открытия предприятия в России.

Еще одно мнение, которое нам довелось услышать в процессе опроса уже работающих на территории России производителей, гласит, что на сегодняшний день на территории нашей страны невозможно найти поставщиков комплектующих требуемого уровня. Производство с нулевым уровнем локализации - это тоже реальность.


Источник фото: deere.ru

Как водится, взглядов на одну и ту же ситуацию может быть много. Но среди зарубежных производителей превалирует мнение, что любые инструменты ограничения конкуренции являются деструктивными, поскольку только свободный рынок создает условия для постоянного повышения качества продукции при одновременном снижении ее стоимости. "Мы считаем, что с точки зрения конкуренции между компаниями политика протекционизма в отношении внутренних производителей не оказывает благоприятного воздействия на повышение технологического уровня производства. А повышение технологического уровня российских компаний намного бы увеличило вероятность снижения доли продукции зарубежного производства ", - прокомментировал общую ситуацию на рынке Сэндзаки Масафуми ("Хитачи Констракшн Машинери Евразия Мануфэкчеринг").

Помоги себе сам

Вместо завершения хотим привести еще один вариант решения возникающих перед участниками рынка проблем. Немаловажно, что речь пойдет о проекте, который уже сегодня реализован на территории России. В конце февраля издание Newslab.ru опубликовало материал, в котором описывался процесс импортозамещения в крупнейшем отечественном угледобывающем холдинге "Сибирская угольная энергетическая компания" (СУЭК). Перед компанией остро встал вопрос поиска аналогов зарубежной продукции. Дело в том, что основу парка предприятий холдинга составляет техника украинского (экскаваторы ЭРП-2500) и американского (Caterpillar, Terex, Bucyrus) производства, и с поставками запчастей возникли проблемы. Еще в 2012 г. на Бородинском ремонтно-механическом заводе (РМЗ), входящем в состав СУЭК, была проведена масштабная модернизация, которая сегодня позволила рассматривать его в качестве основной площадки для освоения производства собственных комплектующих для зарубежной техники.


Источник фото: newslab.ru

В числе позиций, которые сегодня здесь уже выпускают - коронки, зубья, траки, боковая защита ковшей, ножи для отвалов. Помогает в этом непростом деле сотрудникам завода 3D-сканер, современные станки и консультации сторонних специалистов. Следующим этапом должен стать переход от "копирования" к собственным разработкам. Так, в настоящее время реализуется проект по серийному производству вентильно-индукторных двигателей.

Насколько оправдано такое совмещение совершенно различных по своей сути процессов (добыча угля и производство запчастей) - вопрос открытый. Но, как говорится, можно долго ждать помощи со стороны, а можно начинать действовать.

Западные санкции в отношении России, несомненно, добавили проблем нашей экономике. Однако они же стали стимулом для ряда качественных сдвигов: процесс импортозамещения набирает ход.

Показательная статистика. Так, индекс деловой активности (PMI) обрабатывающих отраслей РФ в феврале 2015 года составил 49,7 балла по сравнению с январскими 47,6 балла, подсчитали в HSBC. Рост индекса за месяц стал максимальным за 16 месяцев. В то же время объем новых заказов в обрабатывающих отраслях в феврале увеличился впервые за три месяца. Опирается рост на подъем внутреннего спроса. "Более высокий внутренний спрос ускорил выпуск российского производства в феврале с учетом роли импортозамещения", - заявил старший экономист компании Markit Тревор Балчин.

Российские власти действительно сделали немало для стимулирования собственного производства импортируемых ранее из западных стран товаров. Так, уже вступил в силу ряд законов, ограничивающих использование в России нескольких категорий импортной продукции. Последняя инициатива Минпромторга – запретить допуск импортных лекарств к госзакупкам при наличии двух и более заявок на поставки от производителей из евразийского экономического союза (ЕАЭС). Подобный проект уже подготовлен Минпромторгом и согласован со всеми ведомствами.

Работу над импортозамещением предполагает и опубликованный антикризисный план правительства. Все эти меры поддержат российского производителя, во-первых, а во-вторых, вкупе с санкциями освободят им место на, безусловно, остающимся перспективном, отечественном рынке.

Впрочем, представители иностранного бизнеса тоже пока не отказываются от планов по развитию собственного производства в России. Многие компании заявляют о планах по локализации, у некоторых из них за плечами многолетний опыт успешной работы и развития производств в России.

Главной проблемой для подобных компаний является то, что в России нет чётких требований по локализации иностранного производства во многих сферах промышленности, считают в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В частности, встречались случаи, когда компании, уже давно и глубоко локализованные в России, были исключены из списка отечественных производителей без объяснения причин. Подобные ситуации зачастую возникают в регионах, на уровне местного правового регулирования.

Более того: в ряде случаев региональные и отраслевые программы по импортозамещению становятся рассогласованными, противоречат друг другу. На местах импортозамещение иногда используется, как лозунг, обосновывающий устранение конкуренции, а недобросовестные закупщики злоупотребляют данной ситуацией для собственных интересов.

Комбинация факторов в таких инициативах по импортозамещению приводит к ряду негативных последствий. Так, происходит нарушение механизмов саморегулирования рынков, снижается привлекательность локализации на территории РФ на уже существующих мощностях по производству новых продуктов и внедрению технологий, вплоть до остановки существующих проектов. Под угрозу ставятся уже произведенные и планируемые инвестиции международных компаний на территории РФ, теряет свою актуальность создание зарубежных научно-исследовательских центров.

В таких условиях, считает член правления, председатель рабочей группы по модернизации и инновации Ассоциации европейского бизнеса, вице-президент компании АББ Россия Михаил Аким , необходимо, чтобы государство разработало единую методологию определения локализованного производства, при этом исключить из нее такой дискриминирующий критерий, как наличие иностранного учредителя, и предоставить локализованным производствам статус отечественного производителя или равные условия с ними, включая допуск к закупкам для государственных и муниципальных нужд.

Импортозамещение, говорит эксперт, не должно ставить под угрозу качество, надежность, безопасность, устойчивое развитие. Ряд технологий являются результатом многолетних инвестиций, зачастую измеряемых десятками миллиардов долларов или евро. Соответственно, планы и приоритеты импортозамещения должны соответствовать размерам выделенных инвестиций, что требует четкого реалистического определения технологий, которые необходимо создавать локально. Безусловно, конкурентоспособность технологий зависит от средств, выделяемых на разработку (R&D), что, в свою очередь зависит от объема производства для достижения эффекта масштаба. Существуют риски сужения рынка РФ для развития импортозамещающих производств, поэтому крайне важно выбрать приоритетные технологии.

Ещё одной мерой, которая существенно помогла бы локализации производств на территории РФ, стала бы отмена таможенной пошлины на импортируемое сырье и комплектующие, не имеющие российских аналогов, ввозимые на территорию РФ с целью дальнейшей переработки в продукты на локальных производствах. Ряд местных производителей сырья, пользуясь девальвацией рубля, фокусируются на экспорте, необоснованно повышают цены для внутренних потребителей на 20-30% и выше или переходят на цены в валюте, повышают цены непропорционально структуре затрат.

«Эти факторы реально увеличивают себестоимость продукции, снижают ее конкурентоспособность и могут спровоцировать дальнейшую инфляцию, сокращение внутреннего потребления и рабочих мест, а стимулирование локализации, наоборот, позволит получить дополнительные рабочие места, а регионы - дополнительную финансовую поддержку из налоговых отчислений компаний», – констатирует член правления АЕБ.

На текущий момент у самих иностранных компаний сохраняется желание локализовывать производство в России, хотя интерес к этому существенно снизился, констатирует партнер компании «Деловой фарватер» Дмитрий Липатов . Причина этого заключается во веденных против России санкциях и ответном эмбарго, ведь, подпадая под эмбарго, многим компаниям нет смысла приходить в Россию. А вводимые их странами санкции могут в итоге привести к необходимости уйти из РФ. Также иностранный бизнес пугают нынешние экономические проблемы в стране. Однако не все так плохо и существуют договоренности о локализации, которые заключались в 2013 и 2014 годах, и которые будут реализовываться как раз сейчас (например, международная компания 3M, компания Bosch, компания Claas KGaA mbH, итальянский производитель сельхозтехники Same Deutz-Fahr). Эти компании от своих намерений не отказались. Появляются и новые проекты, хоть и в меньших объемах, чем раньше, и не так активно.

Между тем, в текущих условиях иностранному бизнесу будет заметно сложнее, чем до 2014 года, локализовать здесь свое производство, полагает руководитель направления по защите бизнеса центра «Общественная дума» Сергей Варламов . Появились новые преграды в виде взятия РФ курса на импортозамещение со всеми вытекающими отсюда последствиями для иностранцев, а сам процесс локализации стал более финансово затратным. Кроме того, нынешний общий экономический спад и падение рубля грозят бизнесу убытками, что делает перспективу локализации здесь высокорискованой и пугает инвесторов большой вероятностью не окупить затраты. Также негативно отразится на иностранном бизнесе снижение покупательской способности населения из-за проблем в стране и уменьшения доверия граждан к иностранной продукции после всех введенных санкций.

Но основная трудность для локализации - многочисленные бюрократические препоны. Сейчас эта проблема может увеличиться в масштабах, считает советник председателя президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Алексей Онищенко . Яркими примерами могут служить Макдоналдс и Danone, которые подверглись публичным обвинениям со стороны высокопоставленных чиновников. Макдоналдс, конечно, пострадал сильнее. А ведь это компании с многолетним стажем работы в России и предоставляющие трудоустройство нескольким тысячам россиян.

Не исключено, что если иностранный бизнес начнет активно локализоваться в РФ, то его ждет то же самое и это помимо того, что само начало деятельности пройдет через множество административных барьеров. Кроме этого иностранные компании могут проиграть конкурентную борьбу отечественным компаниям, если последним государство будет оказывать преференции (понижать налоговое бремя, отдавать предпочтение при госзакупках, оказывать финансовую поддержку), а так, скорее всего, и будет.

И все же власти понимают, что интерес иностранного бизнеса к России снизился, и не отказываются от сотрудничества. Об этом неоднократно заявлялось, напоминает Дмитрий Липатов . Если России будет выгодно, и это не навредит отечественным производителям, то власти готовы звать сюда иностранцев. Тем более что реальное импортозамещение займет довольно много времени, и есть моменты, которые Россия пока не в состоянии заменить.

В то же время, справедливости ради, надо отметить, что такого уж активного содействия иностранной локализации сейчас пока не наблюдается. Видимо, по той причине, что импортозамещение представляется более выгодной перспективой, так как имеет больше преимуществ и в долгосрочной перспективе может больше помочь росту российской экономики.

Фото с сайта www.yerkramas.org

Цели локализации производства - обеспечение национальной безопасности страны, устранение технологической зависимости, замена импортных товаров российскими, развитие промышленности. Как этого добиться, обсудили ведущие эксперты в этой области 28 апреля на конференции "Локализация производства: правовые вопросы и тенденции", организованной "Право.ru".

В условиях кризиса и ограниченных финансовых ресурсов политика импортозамещения и государственной поддержки локализации производства, по мнениюначальника Управления контроля промышленности ФАС Нелли Галимхановой , должна определяться рядом факторов. Среди них - степень влияния на уровень национальной безопасности и на общий объем потребления товара на территории РФ. "Недопустимо осуществлять государственную поддержку локализации иностранных производств в ущерб российским предприятиям. Нужно модернизировать и осваивать производства отечественных товаров взамен импортных", - считает Галимханова.

Старший юрист Инна Елисанова рассказала, что сегоднявопрос подтверждения локального производства любых товаров в основном регулируется нормами таможенного законодательства. Вопрос подтверждения локализации актуален в следующих случаях:

  • осуществление компанией промышленной сборки автомобилей, их узлов и агрегатов в России;
  • применение компанией отдельных таможенных процедур (например, применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны);
  • получение сертификатов страны происхождения - для компаний, которые ориентированы на производство товаров в России для целей последующего вывоза;
  • участие компании в государственных закупках;
  • ввоз товаров с применением тарифных преференций;
  • осуществление компанией промышленного производства на территории РФ.

Каждый из вышеперечисленных случаев регулируется отдельным актом.

Сейчас ряд постановлений Правительства запрещает, ограничивает и устанавливает условия допуска отдельных видов товаров из иностранных государств для госзакупок (постановление Правительства № 968, постановление Правительства № 102, постановление Правительства № 1289). Ведущий специалист Отдела экспертно-аналитического сопровождения промышленной политики Департамента промышленной политики Евгения Кияненко замечает, что преодолеть ограничения можно либо производя продукцию, не имеющую аналогов в РФ, либо достигнув нужного уровня локализации производства - получив статус продукции, произведенной в РФ.

Существуют налоговые и законодательные меры стимулирования инвесторов. "Однако механизм предоставления этих мер несовершенен и требует корректировки, в частности, для фармацевтической отрасли", - заявиларуководитель юридического отдела ГК "ГЕРОФАРМ" Полина Завьялова . На подходы к структурированию владения и финансирования российских активов влияют налоговые инициативы. О них рассказала партнер департамента корпоративной практики и M&A FTL Advisers Ltd, к. ю. н., LL.M. Мария Кукла . Это в первую очередь обязанность раскрывать информацию о бенефициарах российскими организациями, обмен информацией по запросам в налоговые органы иностранных государств и автоматический обмен налоговой информацией.

Обязательства России, ее субъекта или муниципального образования гарантировать стабильность налоговых и регуляторных условий и осуществить меры стимулирования деятельности в сфере промышленности фиксируются в специальных инвестиционных контрактах (СПИК). Выгоды инвестора от заключения СПИК:

  • стабильность налоговых и регуляторных условий бизнеса;
  • специальные федеральные и региональные меры стимулирования для участников СПИК.

Несмотря на очевидные выгоды, старший юрист Геннадий Тимоничев призвал подходить к СПИК очень аккуратно.

Директор по развитию производств холдинга GS Group Алексей Мохнаткин рассказал про свой опыт локализации производства. Его компания занимается электроникой. "Государственная политика в этой области никак не сформулирована", - сетует Мохнаткин. По его мнению, общая проблема российского электронного производства - отсутствие целого ряда системных сегментов рынка, в числе которых:

  • массовое производство компонентов;
  • сервис технического сопровождения и интеграции;
  • поиск российских партнеров;
  • логистика компонентов.

Вывод на рынок новых продуктов в нашей стране длинный и дорогой, поэтому конкурировать с Китаем крайне сложно, отмечает Мохнаткин. Так, в России ввозные пошлины на готовые изделия и крупные узлы составляют 0% против китайских 30-80%, а кредиты - 50% вместо их 6-9%. В Китае также есть компенсация входного НДС и входных таможенных пошлин, субсидии до 50% от экспортной выручки на стратегические рынки и дотации на модернизацию предприятий до 75% от инвестиций.

Возможно, именно по этой причине за последние 20 лет мировая торговля товарами увеличилась почти вчетверо, а темпы роста в среднем составили 7,6%. "При этом усилия были сосредоточены на либерализации тарифного регулирования. Сейчас страны начали прибегать к нетарифным мерам. Так, субсидии являются более тонким инструментом, чем тарифная политика", - заявил советник Департамента торговых переговоров Минэкономразвития Михаил Глазатов . Он объяснил, что субсидия существует тогда, когда оказывается финансовое содействие правительством или любым публичным органом в пределах территории-члена ВТО, - и таким образом предоставляется преимущество. Субсидия может быть де-юре и де-факто запрещенной. Юридически субсидия зависит от результатов экспорта. Доказательства фактической увязки субсидии с результатами экспорта в каждом случае определяются по-разному.

К 2020 году в России планируется произвести локализацию производства 800 видов продукции в 19 отраслях промышленности – такие планы можно смело назвать амбициозными. 7 июня 2017 г. ADVANTAGE AUSTRIA, организация по поддержке развития австрийского бизнеса за границей, совместно с SCHNEIDER GROUP, RSP International и Правительством Московской области организовали бизнес-завтрак по теме «Локализация производства в России – кнут и пряник». Особое внимание организаторы уделили австрийским компаниям. Мероприятие прошло в офисе SCHNEIDER GROUP в центре Москвы.

Выражение “метод кнута и пряника” обозначает подход, который совмещает поощрение и наказание. На нашем мероприятии этот фразеологизм использовался, чтобы описать одновременно затраты компании при локализации бизнеса в России и выгоду, которую можно из данной процедуры извлечь. Директор в SCHNEIDER GROUP Кристофер Шагерль произнес вступительное слово, после чего выступил Рудольф Лукавски, советник по вопросам торговли Посольства Австрийской Республики в России. Он представил слушателям общую картину отношений между Австрией и Россией. После пика 2013 года (3-48 млрд. евро.) экспорт из Австрии в Россию упал на 46%. Данная ситуация изменилась только в 2016 году, когда Россия заняла 16-е место в списке торговых партнеров Австрии. Наиболее экспортируемыми товарами по-прежнему являются машины и оборудование (включая электронику и оборудование для автомобилей и поездов). Среди лидеров по импорту – минеральное топливо и металлы. В 2016 г. ПИИ Австрии в России составили 5,4 млрд. евро, а ПИИ России в Австрии – 21,7 млрд. евро. На сегодняшний день на российском рынке присутствует более 500 австрийских компаний. Некоторые из них локализировали производство в России, преимущественно недалеко от Москвы и других крупных городов.

Алекс Столярский, директор юридического, налогового отделов и отдела комплаенс-контроля SCHNEIDER GROUP, рассказал об условиях локализации производства в России, а также ответил на вопрос о том, что необходимо учитывать для получения продукцией маркировки «сделано в России». Андре Шольц, партнер в RSP International, обрисовал преимущества локализации. Одной из главных причин решения локализовать производство в России является политика импортозамещения, проводимая российским правительством с целью увеличения собственного производства. Реализация плана по производству 800 видов продукции в 19 отраслях промышленности к 2020 году предполагает выполнение более 2000 проектов по локализации производства. Применение метода кнута и пряника можно также отметить в тендерной политике: госзакупки иностранной продукции часто оказываются запрещены, или же цену такой продукции автоматически снижают на 15%. Вводятся дополнительные ограничения на иностранную продукцию.

Участники мероприятия также обсудили процедуру получения маркировки «сделано в России». Основное правило состоит в необходимости смены как минимум одной из первых четырех цифр классификационного кода, а также расчета того, какой процент составляет стоимость иностранных материалов, использованных при производстве конечного товара, от его конечной цены. Специальные инвестиционные контракты направлены на поощрение локализации производства в России. Такие контракты предоставляют компании ряд преимуществ, но содержат и некоторые ограничения. Хотя налоговые льготы могут выглядеть привлекательно, важно принимать во внимание то, что инвестиции должны сохранять рентабельность и без субсидий и пониженных налоговых ставок.

Особые экономические зоны также предоставляют резидентам определенные преимущества. В течение ограниченного периода времени возможно применение пониженных налоговых ставок и освобождение от налогов (касательно, например, налога на прибыль, налога на недвижимость, земельного и дорожного налогов). Также имеется возможность беспошлинного ввоза товаров в ОЭЗ. В области финансирования российская программа импортозамещения включает субсидирование процентных ставок по кредитам в сельскохозяйственной отрасли. Кроме того, в данный момент коммерческие банки, стремясь улучшить свой портфель, находятся в активном поиске платежеспособных клиентов. Одновременно понижается ключевая ставка российского Центрального банка.

Тимур Андреев, генеральный директор Корпорации развития Московской области, подробно рассказал о программах по поощрению локализации производства, которые существуют в Московской области. С 7 миллионами жителей, из которых 4,5 миллиона экономически активны, Московская область занимает первое место по показателям развития промышленности. В ней располагается 3 особые экономические зоны (Дубна, Исток, Ступино Квадрат). В индустриальных парках и особых экономических зонах зарегистрировано более 400 компаний, инвестировавших более 12 миллиардов рублей. Из 64 индустриальных парков 16 на данный момент находятся на стадии строительства. ОЭЗ Московской области предлагают инвесторам освобождение от налога на прибыль в течение 8 лет (далее 5% ставку в течение 6 лет, затем ставку в 13,5%), 0% ставку земельного налога в течение 5 лет, 0% ставку налога на недвижимость в течение 10 лет и 0% ставку дорожного налога в течение 5 лет. Более того, существует возможность частичной компенсации вложений в инфраструктуру. Особое внимание уделяется поддержке сельскохозяйственных предприятий, включая теплицы, производство сыра, рыбы и грибоводство.

Во второй половине дня участникам представилась возможность посетить индустриальный парк DEGA Ногинск для того, чтобы на практике изучить то, как происходит локализация производства в России. Представители местной администрации представили гостям подробное описание процесса локализации производства.

К концу дня у участников мероприятия сложилась целостная картина данного процесса: в первой половине дня они получили теоретические знания и юридическую информацию, а во второй смогли осуществить практические наблюдения за деятельностью индустриального парка. Компания SCHNEIDER GROUP была рада организовать данное мероприятие совместно с ADVANTAGE AUSTRIA.

Чтобы получить доступ к презентациям по теме «Локализация производства в России – кнут и пряник», пройдите по ссылкам ниже.

Наступаем на те же грабли - именно так можно охарактеризовать историю производства автокомпонентов в России в новейшей истории. Именно к такому выводу пришли участники организованной ОАО «АСМ-холдинг» конференции, на которой обсуждались вопросы развития российской автокомпонентной отрасли.
Но прежде чем анализировать положение дел с автокомпонентной базой в России, оценим долю, которую вносит автопром в ВВП, в развитых странах и у нас: в России она на протяжении последних 10 лет неуклонно снижалась - с 2,47% в 2004 до 1% в 2014 году (прогноз на 2015 год - 0,9%). Для сравнения в Германии вклад автомобильной промышленности в ВВП страны составляет 9%, в США и Франции - 5%. Экспорт из Японии на 25% обеспечивает автопром, в Германии - на 20%, а в Южной Корее - 15%. О российском экспорте всерьез говорить сегодня не приходится, так как его доля находится в пределах статистической погрешности, хотя в лихих девяностых в этой области имелись совсем неплохие достижения. Так, экспорт автомобильной техники в 1987 году в ценах сегодняшних составил бы 30-35 млрд долл., а современный экспорт не превышает 4 млрд долл. при импорте 106 млрд долл.
Российский автопром всегда имел поддержку на самом высоком уровне, причем как напрямую (реструктуризация долгов ВАЗа с последующим списанием убытков), так и опосредованную: финансирование госпрограмм закупки отечественной автотехники, выделение средств на утилизацию не только легковых, но и грузовых автомобилей и т. д.
Далее, согласно совместному приказу Минпромторга, Минэкономразвития и Минфина еще от 15 апреля 2005 года по промсборке, предполагалось за 4 года, то есть до 2009 года, создать новые производственные мощности (не менее 300 тысяч автомобилей в год); установить двигатели внутреннего сгорания и/или коробки передач, произведенные на территории Российской Федерации, не менее чем на 30% от общего объема; организовать штамповочные операции, включая производство штампованных деталей кузова.
К 2011 году, то есть практически ко вступлению России в ВТО, должен был быть обеспечен уровень локализации до 60% по основным деталям. Не вдаваясь в подробности, отметим, что намеченных показателей достигнуть не удалось ни по одной позиции .
Специалисты сразу же предупреждали, что если промсборка не будет иметь эффекта масштаба, то есть как минимум 300 тыс. машин в год, то производство автокомпонентов для иномарок в России будет не выгодно. Тем более не будут использоваться новые технологии.
Далее в редакции приказа этих же министерств от 17 декабря 2009 года предполагалось поэтапное сокращение ввоза компонентов на 10% каждые 2, 3,5 и 4,5 года. В результате целевой показатель локализации за все эти годы должен был составить всего 30%.
Для сравнения - за меньший период времени в Китае и Индии, наших партнерах по БРИКС, уровень локализации по автокомпонентам составил 75% .
Ущерб от такой политики очевиден: потеря собственной автокомпонентной базы, собственных квалифицированных кадров. Это для России. А для стран, которые организуют у нас сборочные производства, это дает возможность создавать рабочие места у себя, не заботится при этом о внедрении новых технологий у нас. И оправдание такой политике есть: полноценная локализация невозможна из-за разнообразия брендов и небольших объемов производства.
Низкий уровень локализации, особенно по ведущим автокомпонентам, не дает уверенности в стабильной работе сборочных предприятий, особенно в период санкций. Но, оказывается, существуют возможности обойти закон, не обеспечивая при автосборке даже такой более чем скромный уровень локализации.
Товар, в данном случае автокомпонент, становится российским, то есть локализованным по такой вот простой схеме. Организация - импортер комплектующих, не имеющая никакого отношения к ОЕМ (производители оригинальных автокомпонентов), ввозит в Россию детали крупных автокомпонентов. Сертификат о происхождении товара предоставляется таможенным органам.
Все совершенно законно: товар, как вы догадываетесь, к оригинальному от известной компании отношения не имеет и не претендует на это. Для справки: сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны ввоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Далее организация-сборщик производит элементарные операции (сверление и сборку), результатом которых является уже российский товар, который получает российский сертификат о происхождении. Изготовленный (то есть собранный) на российском предприятии автокомпонент продается иностранному ОЕМ по полной стоимости с учетом НДС. Этот автокомпонент, попадая на конвейер, устанавливается на автомобиль как 100%-но локализованный компонент, полученный от ОЕМ. ОЕМ, в свою очередь, отчитываются в Минпромторге России о достигнутом уровне локализации. Все довольны.
Более того, после окончания срока действия льготного ввоза отдельных компонентов ОЕМ имеет право ввозить все комплектующие по обычным ставкам таможенных пошлин, которые составляют 5-15%, и совершенно не заниматься инвестициями в локализацию уже на законных основаниях.
При возможности работы по таким схемам ввоза и преобразования автокомпонентов с сертификатами о происхождении, ничего общего не имеющими с ОЕМ, в российские, о достижении уровня локализации в 30% к 2017 году говорить сложно. Да, согласно в очередной раз актуализированному приказу заинтересованных министерств (МЭР, Минпромторг, Минфин) до 2017 года предполагается обеспечить уровень локализации на уровне 30%, а к 2020 году - 45%. Но даже такого, в общем-то невысокого уровеня можно достичь только при условии создания совместных предприятий по производству автокомпонентов на территории России.
Наиболее приемлемый с точки зрения интересов России вариант производства выглядит следующим образом: в совместное предприятие, например, по выпуску топливной аппаратуры вкладывают свои компетенции и технологии российское предприятие (завод дизельной аппаратуры) и фирма Bosch. В результате будут осваиваться новые технологии, тиражироваться конструкции, обновляться продуктовая линейка заводов.
Самый неподходящий вариант - создание дочернего предприятия той же фирмой Bosch на территории России. И именно он является на сегодняшний день основным при организации производства, что является стратегической ошибкой.
Вступление России в ВТО ослабило и без того некрепкие позиции отечественной автокомпонентной отрасли. Пробелы в таможенном законодательстве позволяют поставлять автокомпоненты, нарушая интересы российских производителей . Усилия по поддержке национального автопрома практически не распространяются на автокомпонентную базу, без которой отрасль рискует превратиться в отверточную.
По данным ОАО «АСМ-холдинг», за период с 2005 по 2012 годы в России было создано 100 (!) заводов автокомпонентов, которые занимаются отверточной сборкой деталей и узлов. В результате потеряны высококвалифицированные инженерные и конструкторские кадры, так как на сборочных заводах они не нужны. Всего же автокомпонентная отрасль потеряла 350 тыс. квалифицированных рабочих мест. И в это же время на закупку комплектующих как для производства, так и для запасных частей тратится 103 млрд долларов в год.
Так что грабли не просто в очередной раз ударили по отрасли, а очень сильно ударили, поставив ее за грань выживания.