Как и для кого выросли штрафы за нарушения валютного законодательства. Валютный контроль и штрафы: чем грозит нарушение сроков сдачи документов и просрочка оплаты за товар

Регулирование операций с валютой осуществляется законом «О валютном регулировании и контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ. Контрольные функции возложены на Центробанк и Правительство РФ. Информация может поступать в контролирующие органы через агентов – банки. При выявлении неправомерных действий в сфере валютного обращения госорганы вправе инициировать назначение наказаний. Санкции могут применяться как к резидентам, так и к нерезидентам.

КоАП РФ: штрафы за нарушение валютного контроля

Ответственность за валютные правонарушения относят к сфере действия КоАП РФ и УК РФ. Выбор конкретных санкций зависит от степени тяжести проступка и суммы причиненного противоправными действиями ущерба. Систему административных взысканий регламентирует КоАП РФ в ст. 15.25.

Возможные штрафы по валютному контролю в соответствии с КоАП систематизированы в следующей таблице:


Форма наказания

Операции с иностранной валютой в обход специальных счетов в кредитных организациях

Штраф в размере от ¾ до полной суммы сделки (ИП и граждане), или 20 000-30 000 руб. (должностные лица) (п. 1 ст. 15.25 КоАП)

Нарушение срока уведомления об открытии или закрытии заграничных счетов (либо смене реквизитов по ним), или несоблюдение формы оповещения

    Если в роли правонарушителя выступает физическое лицо, взыскание будет равно 1000 – 1500 руб.;

    для должностных лиц – 5000-10 000 руб.;

    для юрлиц штрафная санкция может быть назначена в размере 50 000 – 100 000 руб. (п. 2 ст. 15.25 КоАП)

Непредставление контролирующему органу (ИФНС) информации об открытии или закрытии заграничных валютных счетов (или изменении их реквизитов)

    Физические лица должны заплатить в бюджет штраф в сумме 4000 – 5000руб.;

    для юридических лиц предусмотрено взыскание 800 000 – 1 000 000 руб.;

    если виновным в правонарушении признано отдельное должностное лицо, взыскание составит 40 000 – 50 000 руб. (п. 2.1 ст. 15.25 КоАП)

Неисполнение резидентом обязанности по получению в установленный срок на свои счета денег за переданные нерезидентам товары (выполненные работы и т.п.), несоблюдение правил возврата уплаченной нерезидентам валюты за не ввезенные в РФ ценности (не оказанные услуги и т.п.).

Штрафная санкция выводится за каждый день задержки возврата валютных средств в РФ. Величина взыскания для юрлиц и ИП за каждый день просрочки рассчитывается путем перемножения текущей ставки рефинансирования с коэффициентом 1/150 и суммой, возвращенной с опозданием.

Если возврат не был произведен, сумма штрафа равна ¾ или полной сумме невозвращенных средств.

На должностное лицо за допущение правонарушения будет наложен штраф в фиксированной сумме – от 20000 до 30000 руб. (п.п. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП)

Необеспечение резидентом условий для зачисления рублевой части поступлений (в размере, определяемом Правительством РФ) на его счета, в т.ч. заграничные, по внешнеторговым договорам, для которых необходимо составление паспорта сделки

Для ИП и юридических лиц штрафы по валютному контролю составят 40 000-50 000 руб.

Для должностных лиц действует штраф 20 000-30 000 руб. (п. 4.1 ст. 15.25 КоАП)

Повторное привлечение к ответственности за аналогичные проступки должностного лица (по п. 1, 4, 4.1 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ)

Дисквалификация на период от 6 до 36 месяцев (п. 5.1 ст. 15.25 КоАП)

Несоблюдение сроков представления отчетов и подтверждающих документов по валютным операциям, движению валютных средств по заграничным счетам

    Если сроки подачи документации нарушены не более чем на 10 дней, физические лица платят штраф в размере 300-500 руб., юридические лица в сумме 5000-15 000 руб. (п. 6.1 ст. 15.25 КоАП);

    при нарушении сроков на 10-30 дней, штраф по физическим лицам возрастает до 1000-1500 руб., должностным лицам – 2000-3000 руб., по предприятиям – 20 000-30 000 руб. (п. 6.2 ст. 15.25 КоАП);

    при более длительных задержках взыскания гражданам назначаются в размере 2500-3000 руб., должностным лицам – 4000-5000 руб. юридическим лицам – 40 000-50 000 руб. (п. 6.3 ст. 15.25 КоАП)

Несоблюдение порядка подачи отчетности по операциям с валютой, порядка представления отчетности и подтверждающих документов по заграничным счетам, оформление паспортов сделок с нарушениями, несоблюдение сроков хранения отчетности, подтверждающих и учетных документов по валютным операциям, паспортов сделок

    Штраф для физлиц – 2000-3000 руб.; для компаний – 40000-50000 руб.; для должностных лиц 4000-5000 руб. (п. 6 ст. 15.25 КоАП);

    повторное совершение правонарушения влечет наложение штрафа на граждан 10000 руб.; на должностных лиц – 12000-15000 руб.; на юрлиц – от 120 000 до 150 000 руб. (п. 6.4 ст. 15.25 КоАП);

    повторное несоблюдение порядка отчетности о движении денег по заграничным счетам и подачи подтверждающих документов наказывается штрафом 20 000 руб. для физлиц; 30 000-40 000 руб. для должностных лиц; 400 000-600 000 руб. для юрлиц (п. 6.5 ст. 15.25 КоАП)

Штрафы за нарушение валютного контроля предусмотрены только КоАП РФ. Если подобные нарушения привели к крупному ущербу, к субъектам хозяйствования применяются нормы уголовного права. Они предусматривают принудительные работы и разные сроки лишения свободы в зависимости от степени тяжести проступка, количества вовлеченных в незаконную операцию лиц и т.д.

Для начала следует разобраться, что входит в валютное законодательство. В силу ст. 4 закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — ФЗ 173) оно состоит из следующих элементов:

Однако помимо самого валютного законодательства в правовом поле функционирует большой пласт нормативных актов, имеющих косвенное отношение к рассматриваемой области:

  • это законы, определяющие деятельность органов валютного регулирования и контроля (например, закон «О Центральном банке…» от 10.07.2002 № 86-ФЗ);
  • правовые источники, содержащие информацию о нарушениях, правонарушениях и наказаниях за них (ГК РФ, КоАП РФ, УК РФ);
  • документы, координирующие взаимодействие контрольных и надзорных структур между собой.

Органы контроля

В сфере валютного обращения действуют 2 системы:

  • система регулирования;
  • система контроля.

Поскольку в данной публикации мы разбираем тему нарушения валютного контроля, то далее пойдет речь только о последней структуре. В частности, мы рассмотрим, какие элементы составляют систему валютного контроля:

  1. Органы валютного контроля:
    • Центральный банк РФ осуществляет регулирование и одновременно надзор за валютной деятельностью кредитных организаций.
    • Правительство РФ контролирует операции остальных субъектов. Причем оно осуществляет свою деятельность не самостоятельно, а через определенные законодательством учреждения: Федеральную таможенную службу и Федеральную налоговую службу.
  2. Агенты валютного контроля, задача которых передавать информацию о проведенных через них операциях органам контроля. К агентам относятся:
    • уполномоченные банки, т. е. кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ на валютные операции;
    • Внешэкономбанк.

Несмотря на достаточно разветвленную схему валютного контроля, каждое ее звено действует только в строго определенной сфере. Например, таможенный орган может наложить штраф за нарушение валютного законодательства при совершении таможенных операций.

Виды ответственности за незаконные валютные операции. Гражданско-правовые санкции

За противоправные деяния в области валютных отношений существует 3 вида ответственности:

  • гражданско-правовая;
  • административная;
  • уголовная.

Все они распространяются и на резидентов, и на нерезидентов. Важно, что понятия «налоговый» и «валютный» резидент в отношении физического лица отличаются. К последним относятся все граждане РФ, даже проживающие за рубежом, за исключением тех, кто не появляется в России более 1 года.

Гражданско-правовая ответственность предусмотрена ст. 167, 168, 169 ГК РФ. В силу данных статей она наступает, когда оспоримая сделка признается недействительной или если было подписано ничтожное соглашение.

При этом мерами ответственности будут:

Административные штрафы за нарушение валютного контроля 2018 ― 2019 года

Административная ответственность (ст. 15.25 КоАП РФ) наступает в виде штрафа за нарушение валютного контроля, размер которого зависит от статуса правонарушителя и конкретного нарушения:

  • Проведение валютных операций, прямо запрещенных законодательством, а также минуя специальные счета в уполномоченных кредитных организациях (ч. 1 ст. 15.25 КоАП) наказывается штрафом, который рассчитывается для всех категорий правонарушителей с общей суммы сделки: от 3/4 до полной цены договора.
  • Несвоевременное предоставление сведений об открытии, закрытии, изменении счетов заграницей, предоставление данных не по установленной форме (ч. 2 ст. 15.25) — для граждан до 1 500 руб., для организаций от 50 000 до 100 000 руб.
  • Непредоставление информации об открытии (закрытии или изменении) заграницей счета (ч. 2.1 ст. 15.25). Штрафы здесь гораздо выше: для граждан до 5 000 руб., для организаций от 800 000 до 1 млн руб.
  • Нарушение резидентом-организацией правил о репатриации (возвращении) валюты (ч. 4 ст. 15.25) — штраф 1/150 ставки рефинансирования за каждый день просрочки от суммы, впоследствии возвращенной, и ¾ или полная стоимость сделки, если репатриация так и не произошла.
  • Несоблюдение порядка отчета о валютных операциях, о передвижениях валюты, в том числе на заграничных счетах, нарушение порядка хранения соответствующей документации (ч. 6 ст. 15.25) — штраф для граждан до 3 000 руб., для предприятий — до 50 000 руб.

Уголовная ответственность

Составы уголовных деяний в области валютных операций и меры наказания за них обозначены в УК РФ следующими статьями:

  1. Изготовление поддельной валюты, а также ее хранение, распространение (ст. 186 УК РФ) наказываются лишением свободы до 8 лет, а при крупных размерах (от 2 250 000 руб.) — до 12 лет.
  2. Невозвращение (репатриация) валюты и российских денежных средств из-за границы, но в отличие от административного правонарушения в крупном (свыше 9 млн руб.) и особо крупном (более 45 млн руб.) размерах (ст. 193 УК РФ) влечет за собой лишение свободы до 5 лет.
  3. Перевод денежных средств за пределы РФ по подложным документам (ст. 193.1 УК РФ). Наступает ответственность в виде лишения свободы до 10 лет.

Итак, нарушение валютного законодательства может привести к возникновению гражданской, административной, уголовной ответственности. Первый вариант подразумевает передачу причитающегося по сделке либо обратно сторонам, либо в доход государства. Второй — наказание в виде штрафов. Третий — от штрафов до лишения свободы. В начале 2019 года никаких новелл по санкциям за нарушение валютного законодательства не ожидается.

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего

Формулирование «правил игры» при осуществлении финансовых (в т. ч. валютных) взаимоотношений между экономическими субъектами – одна из ключевых функций государства.

Принятие правил оборота валют и контроль их соблюдения называют валютным регулированием, а сами правила – валютным законодательством. Нормы, определяющие валютную политику РФ, прописаны в документе № 173-ФЗ от 10.12.2003. За нарушение закона предусмотрена ответственность.

Штраф за нарушение валютного законодательства в 2018 году

Мера административного воздействия - штраф за нарушение валютного законодательства в 2018 году – предусматривается в большинстве случаев ст. 15.25 КоАП РФ. Размер наказания зависит от характера нарушения:

  1. Запрещённые законом операции с валютой, минуя уполномоченные банки (если это не предусмотрено законодательством), а также расходование средств с зарубежных счетов в непредусмотренных законодательством РФ случаях, - влекут наложение штрафа в размере от ¾ до 100% от суммы валютной операции как на граждан, так и на должностных и юр. лиц.
  2. Несоблюдение формы или сроков предоставления в налоговый орган уведомления об открытии или закрытии зарубежного счёта, - влечёт штраф в размере 1-1,5 тыс. руб. на граждан, 5-10 тыс. руб. на должностных лиц, 50-100 тыс. руб. на юр. лиц.
  3. За необеспечение в срок получения выручки по внешнеторговым контрактам на счёт в уполномоченном банке, а также невыполнение в срок возврата денежных средств, уплаченных за не ввезённый в РФ товар или не оказанную услугу, предусмотрен штраф на должностных и юр. лиц в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы за каждый день просрочки или от ¾ до 100% не зачисленной на счёт в уполномоченном банке суммы.
  4. Частью 3 ст. 24 закона № 173-ФЗ от 10.12.2003 предписывается обязанность валютных резидентов определённую часть выручки по внешнеторговым контрактам получать в российских рублях. За невыполнение этого требования предусмотрен штраф в размере 4-5 тыс. руб. на должностных лиц, 40-50 тыс. руб. на юр. лиц.

Нарушение валютного контроля


Нарушением закона являются не только неправильно произведённые операции с валютой, но и непредставление отчётности органам, осуществляющим валютный контроль.

Наказание за нарушение валютного контроля определяется в большинстве случаев ст. 15.25 КоАП РФ (п. 6):

  • несоблюдение порядка и формы отчётности по операциям в иностранной валюте и движению средств на зарубежных счетах, неоформление паспортов сделок, неуведомление о факте уступки денежного требования по внешнеторговому договору, - влекут штраф на граждан в размере 2-3 тыс. руб., 4-5 тыс. руб. на должностных лиц и 40-50 тыс. руб. на юр. лиц;
  • несоблюдение сроков отчётности по валютным операциям:
    • при сроке нарушения до 10 дней – штраф 300-500 руб. на граждан, 500-1000 руб. на должностных и 5-15 тыс. руб. на юр. лиц;
    • при сроке нарушения 11-30 дней – штраф 1-1,5 тыс. руб. на граждан, 2-3 тыс. руб. на должностных и 20-30 тыс. руб. на юр. лиц;
    • при сроке более 30 дней – штраф 2,5-3 тыс. руб. на граждан, 4-5 тыс. руб. на должностных и 40-50 тыс. руб. на юр. лиц;
  • за повторное нарушение сроков отчетности размеры штрафов значительно возрастают.

Важно знать об имеющейся судебной практике отмены или уменьшения размера применяемых санкций на основании малозначительности нарушения или при наличии смягчающих обстоятельств. Помощь квалифицированного и опытного юриста в этом случае трудно переоценить.

Основу валютного законодательства образует Закон о валютном регулировании и валютном контроле, который, в частности, определяет права и обязанности резидентов в сфере валютных отношений.

Что относится к валютному законодательству в РФ?

Ключевым законодательным актом, регулирующим валютные отношения на территории РФ или за ее пределами, если в них участвует резидент РФ, является Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Согласно статье 4 173-ФЗ к валютному законодательству РФ также могут быть отнесены другие принятые в соответствии с 173-ФЗ федеральные законы.

При этом базовые принципы использования валюты на территории РФ заложены в Гражданском кодексе РФ (статьи 140 и ), который определяет рубль в качестве законного платежного средства на территории РФ, а также предусматривает возможность включения в состав договорных условий валютной оговорки. В остальном ГК РФ содержит отсылку к 173-ФЗ.

Валютное законодательство РФ в 2017 году: аспекты валютного регулирования

Последние изменения в 173-ФЗ, внесенные в июле 2016 года, относились к , и и не касались валютного регулирования.

Вопросы валютного регулирования, освещенные в 173-ФЗ в актуальной редакции:

  • возможности и условия проведения валютных операций между резидентами и нерезидентами (), между резидентами () и между нерезидентами ().

Валютные операции между резидентами преимущественно запрещены за исключением отдельных предусмотренных 173-ФЗ случаев. По операциям между нерезидентами, а также между резидентами и нерезидентами имеются отдельные ограничения;

  • порядок купли-продажи иностранной валюты (и номинированных в иностранной валюте чеков) ().

Ключевым требованием является проведение таких операций исключительно через уполномоченные банки;

  • порядок открытия (и ведения) резидентами счетов в банках, находящихся за пределами РФ (), и нерезидентами в банках, находящихся на территории РФ ();
  • вопросы осуществления резидентами отдельных валютных операций ();
  • порядок ввоза и вывоза через границу РФ валюты, валютных ценностей, внутренних ценных бумаг ().

Валютное законодательство и валютный контроль в РФ

Порядок валютного контроля в РФ определен главами 3 и 73-ФЗ.

Органами валютного контроля выступают Банк России (в отношении кредитных организаций и НФО) и уполномоченные Правительством РФ ФОИВ (в отношении остальных организаций). Также в отношении второй группы организаций валютный контроль осуществляют агенты валютного контроля (в первую очередь уполномоченные банки).

Права и обязанности субъектов валютного контроля представлены в статье 23 173-ФЗ .

Участники валютных операций на территории РФ обязаны вести учет по проводимым валютным операциям и предоставлять учетную информацию и необходимые документы органам (и агентам) валютного контроля, а также выполнять их предписания. Они вправе знакомиться с актами проводимых в их отношении проверок и обжаловать решения органов (и агентов) валютного контроля.

Порядок предоставления документов и учетной информации, касающейся проводимых валютных операций, предусмотрен Инструкцией Банка России от 04.06.2012 N 138-И .

В случае нарушения требований валютного законодательства для участников валютных операций предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 15.25 КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с учетом изменений).

В соответствии с Конституцией России валютное регулирование и валютный контроль относятся к полномочиям федеральных властей. Правовую основу для этого создает одноименный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ .

Валютное регулирование и валютный контроль 2017 года

Основные цели валютного регулирования обозначены в 173-м законе . К ним относятся:

Для реализации этих целей государство принимает и реализует комплекс мер, которые могут быть более или менее жесткими в зависимости от экономической обстановки в стране. Так, в новейшей истории России начиная с 90-х годов, когда одним из приоритетов валютной политики было обозначено стремление к конвертируемости российской валюты, государство использует различные методы валютного регулирования. Условно эти методы можно разделить на 2 основные группы:

До принятия нового валютного закона в 2003 году валютное регулирование в РФ осуществлялось с применением большого количества валютных ограничений. В отношении многих валютных операций действовал разрешительный порядок их совершения, когда для того, чтобы осуществить операцию, необходимо было получать разрешение Банка России.

После принятия нового валютного закона меры валютного регулирования значительно изменились. Вместо ранее действовавшего разрешительного порядка осуществления валютных операций появились требования резервирования, осуществления операций с использованием специальных счетов. Таким образом, в целом произошла значительная либерализация валютного режима. В дальнейшем в 2006 году прекратили действовать и эти меры, также было отменено требование об обязательной продаже валютной выручки, а государство перешло преимущественно к экономическим методам валютного регулирования.

Вместе с тем ослабление валютного режима не означает, что оно будет иметь перманентный характер. В зависимости от политической и экономической обстановки, состояния валютного рынка государство может ввести валютные ограничения снова. Однако для этого потребуется внесение изменений в валютный закон. Сами же органы валютного регулирования, к которым относятся Правительство и Банк России, не могут выйти за рамки закона и установить какие-либо не предусмотренные им ограничения.

В 2017 году также продолжают действовать запреты и ограничения по совершению ряда операций. Закон запрещает операции с валютными ценностями между резидентами страны. При этом в законе приводится перечень исключений из этого правила (например, допускаются оплата в валюте в магазинах беспошлинной торговли, выплаты в валюте по внешним ценным бумагам, кредитные и заемные операции, переводы на счета за рубеж и т.д.). Установлены ограничения по суммам переводов в иностранной валюте. Валютно-обменные операции допускаются только через уполномоченные банки. Сохраняется требование репатриации (возврата) валютной выручки.

Реализацию этих и других требований и правил валютного законодательства обеспечивают органы и агенты валютного контроля, которые осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль. В 2017 году к таким органам относятся Банк России, ФТС и ФНС. Росфиннадзор, который также осуществлял полномочия по контролю в валютной сфере, в 2016 году был упразднен, а его полномочия перешли к ФНС и ФТС.