Ндфл с доходов нерезидентов (о порядке пересчета ндфл при изменении статуса работника в течение года). Кто считается налоговым резидентом. Валютный резидент - нерезидент

Добрый день, есть вопрос по статусу нерезидента: понятие нерезидента, определение статуса, последствия со стороны НК и валютного законодательства, что вообще меняется в жизни физлица после приобретения статуса нерезидента, в правовой сфере и любой другой (налоговой, финансовой).

Нерезидент – человек (гражданин, иностранец, лицо без гражданства), который фактически находится в России менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения человека в России не прерывается, если он выезжает для: краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения; для исполнения трудовых и других обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья. Статус получателя дохода определяется по количеству календарных дней, которые человек фактически находился на территории России в течение 12 следующих подряд месяцев. Налоговый резидент – это человек, который находился на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Налоговый нерезидент – это человек, который находился в России менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Если НДФЛ удерживает и перечисляет в бюджет налоговый агент, то датой, с которой нужно вести обратный отсчет 12-месячного периода, будет дата выплаты дохода. Если НДФЛ со своего дохода человек платит сам, то датой обратного отсчета является 1 января года, следующего за годом, в котором получен доход. Период пребывания в России (менее или более 183 дней) отсчитывается со дня прибытия (въезда) в Россию по день отъезда (выезда) из нее включительно..

Если человек выезжает за границу, то до его возвращения отсчет 183 дней прерывается.

Для нерезидента размер налоговой ставки по доходам больше, чем для резидента РФ. Последствий для нерезидента со стороны валютного законодательства, правовой сферы нет.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Справочники: Нерезидент

Нерезидент – человек (гражданин, иностранец, лицо без гражданства), который фактически находится в России менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения человека в России не прерывается, если он выезжает для:*

  • краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;
  • для исполнения трудовых и других обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Независимо от длительности фактического пребывания в России нерезидентами признать нельзя:

  • российских военнослужащих, проходящих службу за границей;
  • чиновников, командированных на работу за пределы России.

Такие правила установлены положениями пунктов и статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Соглашения об устранении двойного налогообложения, подписанные Россией с другими государствами, могут содержать другие условия определения налогового статуса человека. В этом случае они имеют приоритет (ст. 7 НК РФ).

2.Рекомендация: Как определить статус человека (резидент или нерезидент) в целях НДФЛ

Это связано с тем, что для этих категорий предусмотрены:

  • разные перечни доходов, с которых нужно платить налог (ст. 209 НК РФ);
  • разные ставки налога (ст. 224 НК РФ).

Кроме того, резидент вправе получить налоговые вычеты по НДФЛ, а нерезидент – нет (п. и ст. 210 НК РФ).

Большинство граждан России являются налоговыми резидентами . Если человек часто выезжает за границу (либо приехал в Россию недавно), он может быть нерезидентом .

Определение статуса

Статус получателя дохода определяется по количеству календарных дней, которые человек фактически находился на территории России в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый резидент – это человек, который находился на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.*

Налоговый нерезидент – это человек, который находился в России менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.*

Дата отсчета

Если НДФЛ удерживает и перечисляет в бюджет налоговый агент, то датой, с которой нужно вести обратный отсчет 12-месячного периода , будет дата выплаты дохода . Такой вывод подтверждают положения пункта 2 статьи 207, статьи 223 и пункта 4 статьи 226 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения высказана в письмах Минфина России от 25 мая 2011 г. № 03-04-06/6-122 , от 19 марта 2007 г. № 03-04-06-01/74 .

Расчет времени пребывания в России

Период пребывания в России (менее или более 183 дней) отсчитывается со дня прибытия (въезда) в Россию по день отъезда (выезда) из нее включительно. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157 , от 4 июля 2008 г. № 03-04-06-01/187 , от 3 июля 2008 г. № 03-04-05-01/228 , ФНС России от 4 февраля 2009 г. № 3-5-04/097).

Если человек выезжает за границу, то до его возвращения отсчет 183 дней прерывается*.

Исключения составляют только зарубежные поездки для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Продолжительность таких поездок включается в расчет 183 дней, которые необходимы для получения статуса резидента.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Цель поездки, дни которой включаются в расчет 183 дней, необходимо подтвердить документально.

Документы, подтверждающие краткосрочное пребывание за рубежом

К документам, подтверждающим нахождение человека за пределами России для краткосрочного лечения или обучения, можно отнести:

  • договоры с медицинскими (образовательными) учреждениями на лечение (обучение);
  • справки, выданные медицинскими (образовательными) учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием его времени;
  • копии страниц паспорта со специальными визами и отметками пограничного контроля о пересечении границы.

При этом ограничений по возрасту, видам учебных заведений и изучаемых дисциплин, лечебных учреждений и заболеваний, перечню стран, в которых проходит обучение или лечение, нет.

.

Ольга Краснова

директор БСС «Система Главбух»

Валентина Акимова

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

С уважением,

Марина Бембеева, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Александром Родионовым,

заместителем начальника Горячей линии БСС «Система Главбух».

А. Балашова, гл. бухгалтер

Ставка налога на доходы физических лиц зависит от того, где гражданин провел больше времени в течение календарного года - в России или за ее пределами. Однако определить этот показатель в начале и даже в середине года еще невозможно. Как в таком случае рассчитать налог, чтобы не нарушить законодательство и не обидеть работника? Ответ вы найдете в статье.

Для расчета НДФЛ неважно, является ваш сотрудник гражданином России или нет. Имеет значение другое: подпадет ли он под определение резидента РФ. Таковыми признаются физические лица, которые в календарном году фактически находились на территории РФ не менее 183 дней (п. 2 ст. 11 НК РФ). Если физическое лицо является резидентом, то его доходы от выполнения трудовых обязанностей облагаются по ставке 13 процентов, в противном случае применяется ставка 30 процентов (ст. 224 НК РФ).

Но как при выплате доходов в течение года определить статус работника и, следовательно, верную ставку? Что касается российских граждан, то принято считать, что на начало налогового периода они являются резидентами. Однако на практике возникают ситуации, когда россиянин перестает быть резидентом. Тогда он, как и иностранный сотрудник, становится головной болью бухгалтера.

В уходящем году Минфин уделил данной проблеме большое внимание: из-под пера специалистов финансового ведомства вышло несколько полезных для бухгалтеров писем.

Сотрудник из-за границы

Первое разъяснение касается ситуации, когда фирма привлекает для работы специалистов, являющихся гражданами иностранных государств (письмо Минфина России от 30 июня 2005 г. № 03-05-01-04/225).

Предположим, что организация выплачивает доходы физическим лицам на основании срочных и бессрочных трудовых контрактов. До того, как гражданин сможет документально подтвердить, что он фактически находился на территории РФ в календарном году не менее 183 дней, НДФЛ с его доходов фирма удерживает по ставке 30 процентов. Многие задаются вопросом: а если у работника есть перспектива стать налоговым резидентом РФ в течение года, можно ли применять ставку 13 процентов еще до истечения 183 дней в календарном году? И если да, то какие документы должны быть для этого представлены?

Ответ Минфина порадовал многие фирмы и особенно их иностранных работников. Сотрудники финансового ведомства указали следующее. В некоторых случаях иностранные граждане могут рассматриваться в качестве налоговых резидентов РФ на начало налогового периода и уплачивать НДФЛ по ставке 13 процентов. Это возможно, если трудовой договор, заключенный между российской организацией и иностранным гражданином, предусматривает продолжительность работы в РФ в текущем календарном году свыше 183 дней.

Таким образом, у бухгалтера есть выбор. Первый вариант таков. С начала года удерживать с доходов иностранных сотрудников НДФЛ по ставке 30 процентов. Затем, в случае изменения их налогового статуса (если работники находятся на территории РФ уже более 183 дней в календарном году) произвести перерасчет сумм налога с начала календарного года по ставке 13 процентов.

Второй вариант основан на упомянутом письме Минфина и состоит в следующем. Если между иностранным работником и организацией заключен трудовой договор сроком более чем на 183 дня данного календарного года, то 13-процентная ставка применяется сразу с начала года (или начала работы). А в случае необходимости перерасчет сумм налога производится на дату фактического завершения пребывания иностранного гражданина на территории РФ. Очевидно, что второй вариант намного более выгоден для работника.

Россиянин за рубежом

В письме Минфина России от 30 июня 2005 г. № 03-05-01-04/226 рассматривается несколько иная ситуация. Гражданин РФ работал в начале года в российской организации, а затем в течение года уволился и переехал работать по найму в другую страну. Российская организация-работодатель с начала года рассчитывала, удерживала и перечисляла в бюджет НДФЛ по ставке 13 процентов, так как на дату фактического получения доходов сотрудник являлся налоговым резидентом РФ.

После того как в текущем году бывший сотрудник пробыл за границей 183 дня, он перестал считаться налоговым резидентом РФ. А значит, его доходы, полученные еще до отъезда за границу, должны были облагаться налогом по ставке 30 процентов. Как поступить бухгалтеру в подобной ситуации?

Минфин постарался успокоить всех, кто оказался в таком положении. Действительно, в описанном случае бывший работник перестал считаться резидентом РФ и фирме необходимо произвести перерасчет сумм НДФЛ с начала календарного года. Но при этом специалисты финансового ведомства напомнили, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ). И если удержать у физического лица исчисленную сумму невозможно, то налоговый агент должен в течение одного месяца с момента возникновения таких обстоятельств письменно сообщить в налоговую инспекцию по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности гражданина. На этом обязанность фирмы считается выполненной.

С гражданином будет разбираться уже сама налоговая служба. Сдавать декларацию по форме 3-НДФЛ в такой ситуации инспекторы не потребуют, а вот погасить задолженность придется. В противном случае ее взыщут с гражданина в судебном порядке (ст. 45 НК РФ).

Брат-белорус

Отдельное разъяснение Минфина адресовано бухгалтерам фирм, где трудятся граждане республики Беларусь (письмо от 15 августа 2005 г. № 03-05-01-03/82).

В начале письма сотрудники главного финансового ведомства страны описали общее правило применения понятия "налоговый резидент" к иностранным гражданам. Те из них, кто получил разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в нашей стране, считаются налоговыми резидентами РФ на начало налогового периода. И, следовательно, к их доходам от работы по найму применяется ставка НДФЛ в размере 13 процентов. По отношению ко всем остальным иностранцам в начале года используется ставка 30 процентов, а после истечения 183 дней пребывания физического лица на территории РФ налог пересчитывается.

Однако вновь прибывшие в Россию граждане Республики Беларусь являются исключением из этого правила. Дело в том, что между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь заключено Соглашение об избежании двойного налогообложения от 21 апреля 1995 г. В соответствии с пунктом 1 статьи 21 "Недискриминация" этого документа, граждане Беларуси не должны подвергаться в России более обременительному налогообложению, чем граждане РФ в сходных обстоятельствах. В то же время доходы российских граждан по трудовым договорам с первого дня налогового периода облагаются налогом по ставке 13 процентов.

Поэтому для граждан Беларуси с первого дня их пребывания в нашей стране ставка НДФЛ равна 13 процентам. Однако специалисты Минфина отмечают, что при этом необходимо учитывать срок заключаемого с работником трудового договора. Иными словами, "резидентская" ставка применяется только в том случае, если работник потенциально сможет пробыть в текущем календарном году на территории РФ более чем 183 дня.

Внимание

Налоговые вычеты (стандартный, социальный, имущественный и профессиональный) применяются только к тем доходам, которые облагаются по ставке 13 процентов (п. 3 ст. 210 НК РФ). В отношении доходов, по которым предусмотрены иные налоговые ставки, вычеты не применяются (п. 4 ст. 210 НК РФ).

Во всех остальных случаях (в т. ч. при нахождении в загранкомандировке или отпуске за рубежом) период нахождения за границей не включается в число дней пребывания на территории России.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Подтверждает данный вывод и Минфин России в письме от 26 июля 2007 г. № 03-04-06-01/268.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) для целей НДФЛ. В течение года человек неоднократно ездил в загранкомандировки по работе

Работа гражданина Молдавии А.С. Кондратьева связана с командировками. В течение 2015 года (365 дней) его три раза направляли в загранкомандировки сроком на 100, 20 и 40 дней (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). Всего продолжительность служебных загранкомандировок составила 160 дней.

Кроме того, Кондратьев выезжал в отпуск за границу на 24 дня (исключая день выезда из России и возвращения в Россию).

В общей сложности за последние 12 месяцев Кондратьев провел:

  • за границей – 184 дня (160 дн. + 24 дн.);
  • на территории России 181 день (365 дн. – 184 дн.), то есть менее 183 дней.

Кондратьев признается налоговым нерезидентом.

Ситуация: прерывается ли 12-месячный период при определении налогового статуса иностранца, который в связи с окончанием срока разрешения на пребывание в России выезжает из страны? В следующем году он вновь въезжает в РФ .

Нет, не прерывается.

Законодательством установлен единый порядок, по которому определяется налоговый статус человека при расчете НДФЛ для недезидентов.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России 183 календарных дня и более, он признается налоговым .

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России менее 183 календарных дней, он является налоговым .

Это следует из положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 5 мая 2008 г. № 03-04-06-01/115.

Использование именно 12-месячного периода для определения налогового статуса плательщика НДФЛ обязательно. При этом если НДФЛ со своего дохода человек платит самостоятельно, то 12-месячный период равен календарному году, в котором получен доход (п. 2 ст. 207, ст. 216 и 228 НК РФ). Прерывание данного срока законодательством не предусмотрено (в т. ч. по причинам, например, расторжения или повторного заключения трудового договора, выезда и обратного въезда на территорию России). В то же время количество дней пребывания человека в России (менее или более 183 дней) в течение 12-месячного периода прерываться может. Это подтверждают положения пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Если человек выезжал за границу для лечения или обучения (на срок не более шести месяцев), то 12-месячный период не прерывается. Продолжительность поездок включается в расчет 183 дней (п. 2 ст. 207 НК РФ). При этом цель поездки необходимо подтвердить документально (например, при прохождении лечения – договором с медицинским учреждением, справкой с указанием времени его проведения и копией паспорта с отметкой пограничного контроля) (письмо Минфина России от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182).

Если человек покидал РФ по другим причинам (в т. ч. в связи с переоформлением миграционных документов, прекращением трудового договора), то 12-месячный период, по которому определяется налоговый статус человека, также не прерывается. Однако дни пребывания за границей из расчета 183 дней нужно исключить (письмо Минфина России от 26 мая 2011 г. № 03-04-06/6-123).

Документы, подтверждающие краткосрочное пребывание за рубежом

К документам, подтверждающим нахождение человека за пределами России для краткосрочного лечения или обучения, можно отнести:

  • договоры с медицинскими (образовательными) учреждениями на лечение (обучение);
  • справки, выданные медицинскими (образовательными) учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием его времени;
  • копии страниц паспорта со специальными визами и отметками пограничного контроля о пересечении границы.

При этом ограничений по возрасту, видам учебных заведений и изучаемых дисциплин, лечебных учреждений и заболеваний, перечню стран, в которых проходит обучение или лечение, нет.

Об этом сказано в письмах Минфина РФ от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182, ФНС России от 15 октября 2015 г. № ОА-3-17/3850 и от 20 июля 2012 г. № ОА3-13/2525.

Выезд за рубеж имеет значение только для подсчета количества дней пребывания в России (менее или более 183 дней). Он не прерывает течение 12-месячного периода.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Возможно, что в течение года (например, за семь месяцев) количество дней пребывания человека в России достигнет 183 дней. В этом случае он становится . И этот статус до конца года измениться уже не может. Это подтверждают письма Минфина России от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/94 и от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/95.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) в целях НДФЛ

В июне 2014 года А.В. Львов получил доход от продажи автомобиля.

НДФЛ с полученной суммы Львов должен рассчитать и перечислить в бюджет самостоятельно (подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ).

Чтобы узнать, какую ставку взять для расчета НДФЛ, Львов должен определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент).

Налоговым периодом по НДФЛ является год (ст. 216 НК РФ). Рассчитать и перечислить налог в бюджет Львов должен по его итогам – когда год закончится (п. 4 ст. 228 НК РФ). Поэтому свой налоговый статус Львов определил по состоянию на 1 января 2015 года (когда закончился 2014 год, в котором он получил доход от продажи автомобиля).

12 месяцев, которые предшествуют этой дате, – это период с 1 января по 31 декабря 2014 года (365 дней).

За этот период Львов покидал Россию только один раз – на 28 дней во время отпуска (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). На это время не прерывается течение 12-месячного периода, за который Львов должен определить свое время нахождения в России (более или менее 183 дней). Однако 28 дней, которые Львов отдыхал за рубежом, в расчет времени нахождения в России (более или менее 183 дней) не включаются.

Таким образом, за 12 следующих подряд месяцев 2014 года Львов провел в РФ:
365 дн. – 28 дн. = 337 дн.

Так как Львов провел в России более 183 дней (337 дн. > 183 дн.) за 12 следующих подряд месяцев 2014 года, он является налоговым резидентом России.

Ситуация: подтверждает ли вид на жительство время фактического пребывания человека в России? Фактическое время пребывания в РФ необходимо рассчитать, чтобы определить налоговый статус человека (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ

Нет, не подтверждает.

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Россию и выезда из нее можно установить по отметкам:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д.

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал из Украины или Республики Беларусь), то доказательством пребывания в России могут быть другие документы. Например, документы о регистрации по местопребыванию, квитанции о проживании в гостинице. Для работающих людей – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей. Для учащихся – справка с места учебы, которая подтверждает фактическое посещение учебного заведения.

Это следует из писем Минфина России от 13 января 2015 г. № 03-04-05/69536, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Вид на жительство подтверждает только право иностранного гражданина (лица без гражданства) на постоянное проживание в России, а также на свободный въезд в Россию и выезд из страны. Для лиц без гражданства вид на жительство также является документом, удостоверяющим личность. Об этом сказано в пункте 1 статьи 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Таким образом, вид на жительство подтверждает право гражданина на проживание в Российской Федерации (удостоверяет его личность), но не является документом, подтверждающим фактическое время нахождения человека на территории страны.

Для расчета заработной платы и прочих выплат, работодателю необходимо иметь информацию относительно статуса резидентности сотрудника. В статье расскажем, как определить резидент или нерезидент, как установить статус сотрудника.

Статус резидента в целях налогообложения

Компании, имеющие в штате сотрудников, обязаны располагать информацией о статусе резидентности работников. Данная необходимость объясняется следующим: в зависимости от статуса работника (резидент или нерезидент) работодатель рассчитывает сумму НДФЛ к начислению и удержанию. В частности, для нерезидентов РФ предусмотрена повышенная ставка налога (30%), при этом резиденты уплачивают НДФЛ из расчета 13% от суммы дохода.

Согласно действующему законодательству, право на налоговый вычет предоставляется только резидентами РФ. Поэтому, назначая и рассчитывая сумму налоговой компенсации, работодатель должен иметь исчерпывающую информацию о статусе резидентности работника.

Для организации кадрового учета в компании начинающим кадровикам и бухгалтерам отлично подходит авторский курс Ольги Ликиной (бухгалтера М.Видео менеджмент) ⇓

Как определить резидентность

Вопреки расхожему мнению, статус резидентности напрямую не зависит от наличия или отсутствия у лица гражданства РФ. То есть гражданин другой страны и лицо без гражданства (с двойным гражданством) может быть резидентом РФ, и наоборот, гражданин РФ может иметь статус нерезидента.

Критерии установления статуса резидента

Главный критерий, позволяющий установить статус резидентности, – период нахождения лица на территории РФ. Лицо считается резидентом, если в течение года он находился на таможенной территории РФ не менее 183 календарных дней.

Порядок определения отчетного периода (календарного года) зависит от конкретной ситуации. К примеру, если в марте 2017 сотрудник принят на работу, и по итогам месяца ему выплачивается зарплата, то в данном случае отчетным периодом для определения резидентности будет апрель 2016 – март 2017. Если в период 01.04.16 – 31.03.17 сотрудник находился на территории РФ 183 дня и более, то он считается резидентом, а значит, может претендовать на налоговый вычет и расчет НДФЛ по ставке 13%.

Расчет времени пребывания в РФ

Для подтверждения резидентности сотрудник должен находиться 183 дня на территории РФ, при этом период пребывания должен быть непрерывным. При пересечении гражданином таможенной границы, расчет количества дней прерывается. Дата отбытия из России и день возвращения считаются днями пребывания на территории РФ.

Пример 1. 01.09.17 в компанию «А» принят новый сотрудник, гражданин Молдавии. 01.10.17 сотруднику начислена зарплата за сентябрь. Для определения резидентности, бухгалтер определяет расчетный период – 01.09.16 – 30.09.17. В течение указанного периода сотрудник:

  • непрерывно находился на территории Молдавии – 01.09.16 – 31.03.17;
  • находился на территории РФ – с 01.04.17 по настоящее время (01.10.17);
  • во время пребывания в России посещал Молдавию – с 01.05.17 по 08.05.17 (8 дней).

Таким образом, в течение расчетного периода сотрудник пребывал на территории РФ в течение 183 дней (с 01.04.17 по 01.10.17). Однако, этот период нельзя считать непрерывным, так как сотрудник пересекал границу РФ и посещал Молдавию. В данном случае сотруднику следует рассчитывать налог по ставке 30%, так как он считается нерезидентом РФ.

Документы для установления статуса

Факт непрерывного пребывания на территории РФ, а также факты пересечения границы, которые необходимо установить для определения статуса резидентности, должны быть подтверждены документально. Действующим законодательством не закреплен список документов, согласно которых работодатель (или другие лица, организации) могут определить статус сотрудника (резидент/нерезидент).

В связи с этим можно использовать любые документы, на основании которых можно подтвердить факт нахождения гражданина на территории РФ, а также период его пребывания.

Практика показывает, что в подобных ситуациях работодатели чаще всего используют загранпаспорта. Определение периода пребывания осуществляется исходя из отметок российской погранслужбы. Механизм подтверждения резидентности следующий:

  1. Работодатель запрашивает у сотрудника загранпаспорт и проверяет все отметки о пересечении границы за расчетный период (календарный год, предшествующий моменту выплаты дохода).
  2. Если по итогам расчета сотрудник непрерывно пребывал на территории РФ 183 дня, то он признается резидентом, с правом на получение вычетов и начислением НДФЛ по ставке 13%. В случае если непрерывное пребывание загранпаспортом не подтверждено, то сотруднику начисляется зарплата исходя из НДФЛ 30%, без права на вычеты.

Кроме загранпаспорта, в целях установления резидентности работодатель может проверить:

  • служебный паспорт;
  • миграционную карту;
  • удостоверение личности моряка;
  • проездной документ беженца, пр.

Частные случаи определения

Выше описан общий механизм определения резидентности лица. При этом действующим законодательством предусмотрены частные случаи определения периода пребывания, подробнее о которых мы расскажем ниже.

Выезд за границу для лечения и обучения

В случае если у гражданина возникла необходимость выезда за границу для прохождения лечения, то период пребывания за рубежом в таком случае включается в расчет 183 дней, необходимых для приобретения статуса резидента. Иными словами, дни нахождения на лечении заграницей приравниваются к дням пребывания на территории РФ. Аналогичное правило действует для случаев, когда лицо покидает РФ для прохождения обучения.

В вышеописанных случаях следует учесть следующее:

  • период обучения/лечения должен быть краткосрочным (не более полугода);
  • причину нахождения за рубежом необходимо подтвердить документально (договор с медицинским учреждением/учебным заведением, платежные документы, т.п.).

В случае нарушения приведенных условий, период пребывания за рубежом в расчете 183 дней не учитываются.

Загранкомандировки новых сотрудников

В настоящее время многие компания направляют своих сотрудников в командировки за границу. Как в таком случае определить период пребывания сотрудника в РФ и установить статус резидентности? Если в течение расчетного периода сотрудник пребывал за границей в целях служебной командировки, то определение резидентности для него осуществляется в общем порядке. То есть отметки о пересечении границы в период командировки считаются основанием для прерывания периода нахождения на территории РФ.

Пример 2. Сотрудник компании «Б» в течение 2017 года трижды направлялся в командировку в г. Прага:

  • 12 дней – 10.04.17 – 21.04.17;
  • 10 дней – 05.06.17 – 14.06.17;
  • 5 дней – 20.11.17 – 24.11.17.

Кроме командировок, сотрудник границу не пересекал. Бухгалтер компании «Б» рассчитал период непрерывного пребывания сотрудника в РФ таким образом:

  • с 01.01.17 по 09.04.17 – 99 дней;
  • с 22.04.17 по 04.06.17 – 42 дня;
  • с 15.06.17 по 19.11.17 – 156 дней;
  • с 25.11.17 по 31.12.17 – 36 дней.

Расчет периода пребывания для особых категорий граждан

П. 3 ст. 207 НК РФ определены особые категории граждан, период нахождения которых на территории РФ не влияет на статус резидентности. Согласно документу, дипломатические работники и госслужащие, командированные на работу за пределы РФ, считаются резидентами не зависимо от того, сколько времени они находятся в РФ и сколько раз они пересекали границу. Данное правило также действует для военных, чья служба проходит за пределами РФ.

О налогообложении физических лиц, являющихся нерезидентами Российской Федерации 1. Определение статуса физического лица
Для целей уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) физические лица делятся на налоговых резидентов Российской Федерации и на лиц, ими не являющихся - нерезидентов. К доходам резидентов и нерезидентов применяются разные налоговые ставки - 13 процентов и 30 процентов (п.п. 1 и 3 ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговыми резидентами признаются физические лица, находящиеся на территории нашей страны не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).
Данный период не прерывается даже тогда, когда физическое лицо выезжает за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Подтвердить нахождение за границей в целях лечения или обучения можно следующими документами:
- договором (либо справкой) с образовательным (медицинским) учреждением;
- копией паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы (письмо Минфина России от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182).
Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.

2. Как считать 183 дня?
Статьей 6.1 НК РФ установлено, что течение срока, исчисляемого днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
В связи с этим течение срока фактического нахождения работника на территории РФ начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем его прибытия на территорию РФ. День отъезда за рубеж считается днем нахождения в РФ.
При определении налогового статуса имеет значение только фактическое, документально подтвержденное время нахождения физического лица в РФ. Намерения физического лица относительно времени нахождения в Российской Федерации при определении его налогового статуса в расчет не принимаются. Определение налогового статуса исходя из предполагаемого (в том числе исходя из трудового договора) времени нахождения в Российской Федерации Кодексом не предусмотрено (Письма Минфина России от 07.11.2007 N 03-04-06-01/377, от 25.06.2007 N 03-04-06-01/200, от 13.06.2007 N 03-04-06-01/185).
Исключение составляют случаи приема на работу граждан Белоруссии, которые признаются налоговыми резидентами РФ с момента заключения трудового договора с работодателем - российской организацией на срок не менее 183 дней в календарном году (см. Письма Минфина РФ от 29.03.2007 N 03-04-06-01/94, от 26.12.2005 N 03-05-01-04/396, от 15.08.2005 N 03-05-01-03/82).

3. Какими документами подтвердить нахождение на территории РФ?
Даты прибытия на территорию России и отъезда из России устанавливаются по отметкам пограничного контроля в загранпаспорте.
Если физическое лицо является гражданином иностранного государства, с которым у Российской Федерации существует действующее соглашение о безвизовом режиме, то для целей получения подтверждения за указанный в заявлении период представляются дополнительные документы, подтверждающие фактическое нахождение этого лица на территории Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Такими документами могут быть, например, справка с места работы в Российской Федерации, копия табеля учета рабочего времени из других организаций, копии договоров возмездного оказания услуг, копии авиа- и железнодорожных билетов и др. (Письмо Минфина России от 05.02.2008 N 03-04-06-01/31).
Следует иметь ввиду, что вид на жительство не является документом, свидетельствующим о фактическом времени нахождения гражданина на территории страны, а лишь подтверждает право физического лица на проживание в ней, а также его право на свободный выезд и въезд в страну (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Налоговый кодекс не предусматривает специального порядка определения налогового статуса физических лиц в зависимости от гражданства. Ответственность за правильность его определения у физического лица - получателя дохода лежит на организации, являющейся налоговым агентом (Письмо Минфина России от 26.10.2007 N 03-04-06-01/362).

4. Ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ)
Налоговые ставки устанавливаются также в зависимости от того, является ли физическое лицо резидентом:
- для резидентов - 13%, если иное не предусмотрено настоящей статьей;
- для нерезидентов - 30% (за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка равна 15%).
В случае изменения налогового статуса работника перерасчет сумм НДФЛ производится с момента, когда его статус за налоговый период более изменяться не может, либо по окончании налогового периода.
Если по итогам налогового периода сотрудник будет являться налоговым резидентом, то по его доходам от источников в РФ сумму налога, ранее рассчитанную по ставке 30%, следует пересчитать по ставке 13% как с резидента (Письмо Минфина России от 22.11.2007 N 03-04-06-01/406).
Если по итогам какого-либо налогового периода физическое лицо не будет являться налоговым резидентом (например, в случае окончательного отъезда из РФ до достижения 183 дней нахождения в РФ в данном календарном году), а налог с доходов, выплаченных до отъезда, удерживался исходя из наличия на каждую дату фактического получения дохода (с учетом предшествующего каждой такой дате 12-месячного периода) статуса налогового резидента по ставке 13%, то сумма налога, подлежащая уплате, должна быть пересчитана по ставке 30% (Письмо Минфина России от 04.07.2007 N 03-04-06-01/210).
Данный перерасчет осуществляется с начала налогового периода, в котором произошло изменение налогового статуса.

5. Устранение двойного налогообложения
В соответствии с пунктом 3 статьи 224 НК РФ налоговая ставка в размере 30 процентов устанавливается в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно статье 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 232 НК РФ для получения налоговых привилегий, предусмотренных международным договором, налогоплательщик должен представить в налоговые органы Российской Федерации официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения. Подтверждение может быть представлено как до уплаты, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение налоговых привилегий.
В случае отсутствия такого подтверждения налогообложение доходов, полученных лицом, не являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, производится по ставке 30 процентов.

6. Налогообложение единым социальным налогом (ЕСН)
По общему правилу выплаты работникам-иностранцам облагаются ЕСН в том же порядке, что и выплаты работникам-россиянам. Начислять ЕСН нужно на выплаты и вознаграждения, которые производятся иностранцам по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) или авторским договорам, согласно п. 1 ст. 236, п. 1 ст. 237 НК РФ.
Несмотря на то, что по общему правилу выплаты иностранцам облагаются ЕСН так же, как и выплаты россиянам, одна особенность здесь все-таки есть. И заключается она в том, что на порядок исчисления суммы ЕСН к уплате в федеральный бюджет оказывает влияние статус иностранца в России. В частности, является иностранец постоянно проживающим, временно проживающим или временно пребывающим на территории РФ.
Это связано с тем, что сумма ЕСН определяется отдельно по федеральному бюджету, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС (п. 1 ст. 243 НК РФ). При этом налог, исчисленный для уплаты в федеральный бюджет по каждому физическому лицу, подлежит уменьшению на сумму начисленных за тот же период страховых взносов на ОПС (налоговый вычет). Это установлено абз. 2 п. 2 ст. 243 НК РФ.
В свою очередь, взносы на ОПС начисляются только на выплаты тем иностранцам, которые постоянно или временно проживают в РФ (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), т.е. застрахованным. Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства
Таким образом, если работник-иностранец находится на территории РФ в статусе временно пребывающего, то налоговый вычет по ЕСН в отношении этого работника не применяется.

7. Об уведомлении налоговых органов
В соответствии с пп.4 п.8 ст.18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.
Работодатель обязан уведомлять налоговый орган при наступлении хотя бы одного из перечисленных оснований, но в отношении каждого из привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности иностранных граждан.
За неуведомление налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства на основании ч.3 ст.18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях работодатель - юридическое лицо может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо в виде приостановления деятельности на срок до девяноста суток. На должностных лиц за указанное правонарушение налагается штраф в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на граждан - в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.

Отдел налогообложения физических лиц
Управления Федеральной налоговой службы
по Камчатскому краю