Что такое реструктуризация задолженности по налогам. Реструктуризация налоговой задолженности

Одним из важных элементов антикризисного управления является планирование и реструктуризация налоговых платежей. Российское законодательство дает несколько возможностей для изменения графика платежей с учетом финансового состояния предприятия и его роли в инфраструктуре региона. Ниже описываются нормативные акты, помогающие изменить сроки уплаты налогов и сборов.

Отсрочка текущих платежей

Возможность изменения срока оплаты налогов и сборов в 1998 году предусматривалась Федеральным Законом "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 1998 год". Отсрочка и (или) рассрочка по уплате налогов и других обязательных платежей могут предоставлены на срок, не превышающий пределов текущего года, но не свыше шести месяцев. Отсрочки и (или) рассрочки предоставляются в следующих случаях:

    задержка финансирования из федерального бюджета (без взимания процентов);

    угроза банкротства при единовременной выплате налога (уплачиваются проценты за пользование бюджетными ресурсами в размере 1/2 ставки рефинансирования);

    значительный материальный ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или другого чрезвычайного обстоятельства (уплачиваются проценты за пользования бюджетными ресурсами в размере 1/3 ставки рефинансирования).

В качестве обеспечения выступают банковская гарантия или иные способы обеспечения исполнения обязательств. Механизм предоставления отсрочек и (или) рассрочек введен Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 г. №940.

В отношении пеней и неустоек, Закон "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 1998 год" предоставляет право органам местного самоуправления и органам государственной власти субъектов РФ принимать решения о неначислении пеней за просрочку платежей по налогам, зачисляемым в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

Кроме того, Закон "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 1998 год" дает возможность реструктуризировать задолженности перед бюджетом по состоянию на 1 января 1998 года путем предоставления отсрочки и (или) рассрочки до четырех лет по налогам и сборам и до десяти лет по штрафам и пеням. Проценты за отсроченные и (или) рассроченные суммы платежей взимаются в размере 1/4 ставки рефинансирования.

Условиями реструктуризации задолженности являются предоставление обеспечения, достаточного для покрытия всей имеющейся задолженности перед бюджетом, а также своевременная и полная уплата текущих платежей в течение всего срока отсрочки или рассрочки.

Залоговое обеспечение является существенным ограничением, так как предприятие лишается возможности продать, передать во владение или использовать в качестве обеспечения банковского кредита свое имущество в течение длительного промежутка времени (до 10 лет). Такая зависимость перед налоговыми органами может быть серьезным препятствием для привлечения инвестиций или реструктуризации бизнеса.

Правила реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом утверждены Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 1998 года №395. Практическое пособие, разработанное ГНС, ФСДН и РФФИ, по реализации Постановления Правительства №395 содержит перечень документов, которые предприятие должно предоставить для реструктуризации задолженности, а также описание процедуры реструктуризации.

Кроме реструктуризации текущей задолженности и задолженности, накопленной по состоянию на 1 января 1998 предприятия численностью менее 200 человек имели возможность уменьшить сумму налогового платежа на 10 процентов от цен закупленного оборудования. Такая возможность предоставлялась Законом "Об инвестиционном налоговом кредите".

Однако, в связи с принятием первой части Налогового Кодекса Законы "Об инвестиционном налоговом кредите" утрачивает свою силу с 1 января 1999 года. Основные принципы предоставления отсрочки и (или) рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита, действующие с 1 января 1999 года, изложены в главе 9 первой части Налогового Кодекса.

Первая часть Налогового Кодекса (глава 9)

Налоговый кодекс дает возможность изменить срок уплаты налога или сбора в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита. Изменение срока уплаты налога по решению уполномоченного органа может производиться под залог имущества либо при наличии поручительства. Отметим, что в Законе не говорится о безусловном предоставлении обеспечения, достаточного для покрытия всей имеющейся задолженности.

Отсрочка или рассрочка представляют собой изменение срока уплаты налога на срок от одного до шести месяцев с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. По сравнению с Законом "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 1998 год", в Налоговом Кодексе основанием для предоставления отсрочки или рассрочки является сезонный характер реализации товаров, а также были изменены ставки процента за пользование бюджетных ресурсов (1/2 ставки рефинансирования).

Налоговый кредит может быть предоставлен заинтересованному лицу на срок от трех месяцев до одного года. Налоговый кредит может быть предоставлен по одному или нескольким налогам. Предприятие обязано предоставить документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство. Если кредит взят по причине угрозы банкротства, ставка процента за пользование бюджетными ресурсами равна ставке рефинансирования.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного до пяти лет при наличии одного из следующих оснований:

    проведение НИОКР либо технического перевооружения собственного производства;

    осуществление внедренческой или инновационной деятельности, создание новых технологий и новых видов сырья и материалов;

    выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускается в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита. Не допускается устанавливать проценты за пользования кредитом по ставке менее 1/2 и превышающей 3/4 ставки рефинансирования.

Налоговики подчеркнули, что не всегда долг по налогам возникает из-за управленческих ошибок. Таким компаниям налоговая служба готова идти навстречу.

Управление Федеральной налоговой службы по Москве рассказало , каким образом можно провести реструктуризацию задолженности по налогам. Специалисты сообщили, при соблюдении каких условий можно провести реструктуризацию и на какой срок налоговые органы могут дать отсрочку. В УФНС отметили, что в силу обстоятельств организациям приходится прибегать к процедуре урегулирования задолженности по налоговым платежам. Причем не всегда сложившаяся ситуация является результатом допущенных управленческих либо производственных ошибок. В частности, не поступивший вовремя денежный транш может притормозить не только исполнение контрактных, но и налоговых обязательств. В таких случаях государство идет навстречу налогоплательщику, позволяя воспользоваться иным порядком расчета с бюджетом. Налоговики напомнили, что для организаций оборонно-промышленного комплекса, исполняющих государственный оборонный заказ, Правительство РФ специально разработало порядок и условия реструктуризации. В управлении рассказали, при соблюдении каких условий можно получить отсрочку:
  1. полное внесение организацией текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 1 месяца до 1-го числа месяца подачи организацией заявления о реструктуризации, а также полное внесение организацией текущих налоговых платежей в федеральный бюджет, начисленных с 1-го числа месяца подачи организацией заявления о реструктуризации до 1-го числа месяца принятия решения о реструктуризации;
  2. подача заявления о реструктуризации, к которому прилагаются следующие документы: а) выписка из сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса о наличии организации в его составе; б) справка федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность соответствующая стратегическая организация, подтверждающая участие организации в выполнении государственного оборонного заказа и включение организации в перечень стратегических организаций; в) документ, подтверждающий наличие и размер ранее предоставленных организации отсрочек (рассрочек) по уплате налогов и сборов в федеральный бюджет, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита, срок действия которых не истек на день подачи заявления о реструктуризации; г) проект мирового соглашения с конкурсными кредиторами и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам (далее - уполномоченный орган), предусматривающего в том числе погашение задолженности в порядке, установленном настоящим Постановлением (в случае возбуждения арбитражным судом в отношении организации производства по делу о банкротстве).

УФНС сообщило, что реструктуризация долгов проводится на срок не более 12 лет. Реструктурированную задолженность по налогам и сборам перед федеральным бюджетом организация погашает в течение восьми лет, а в течение следующих четырех лет - сумму долга по пеням и штрафам. Проценты с суммы уплачиваются ежегодно. Напомним, порядок работы Федеральной налоговой службы и ее территориальных подразделений регламентирует постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506. Документ устанавливает, что ФНС обязана бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, о законодательстве, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц. Также служба предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения. Подробную информацию по вопросам, связанным с уплатой налогов, можно найти на нашем сайте в разделе "Справочник налогов" . Там приводятся сведения о налоговой базе, ставках, льготах и налоговых вычетах и т.д. Ближайшие даты уплаты налогов, представления бухгалтерской и налоговой отчетности, а также сведений во внебюджетные фонды вы можете найти в разделе

Для большинства предприятий выплата налогов является приоритетной задачей. Но созданные государством экономические условия, не способствуют выполнению компаниями своих непосредственных обязанностей в полном объёме. Поскольку суммы начислений оказываются неподъёмными для отдельных несостоятельных учреждений, а неуплата грозит санкциями в отношении них, то реструктуризация налоговой задолженности 2018 года является выходом из сложившегося положения.

Статистические данные показывают, что на текущий момент около 30% плательщиков имеют долги по сборам. Накопление их в дальнейшем только усугубит ситуацию, поэтому предоставлять реструктуризацию также в интересах госбюджета. Это действие является хоть и минимальной, но гарантией налоговикам в получении обязательных платежей от контрагентов.

Особенности реструктуризации задолженности по налогам

Раскрывая суть проведения реструктуризации налоговой задолженности 2018 можно обозначить процесс урегулирования возникшей недоимки у физ. или юрлица, с целью облегчения его финансового положения. При осуществлении этой процедуры происходит перераспределение обязательств предприятия-должника из настоящих в долгосрочные перспективы.

В НК РФ существует несколько видов переноса периода погашения налоговых обязательств, но реструктуризация, как один из предложенных законодательно вариантов, имеет следующие преимущества:

  1. Для применения этого вида переноса не существует определённого перечня оснований, но для применения рассрочки у должника должны быть подтверждённые особые обстоятельства, отмеченные в нормативе.
  2. В процессе возможно списание некоторой задолженности по начисленным пеням. Такой же принцип используется и по отношению к предъявленным штрафам.
  3. Реструктуризировать можно налог любого вида.

Появление долгов по налогам чревато негативными последствиями и требует незамедлительного решения

Алгоритм реструктурирования имеет вид:

  • общий период – 10 лет;
  • возмещение производится равными частями;
  • выплата происходит не реже 1 раза в квартал;
  • первые 6 лет производится равномерная оплата долгов;
  • в оставшийся срок происходит выплата несписанных штрафов и пени.

Важно! По федеральным пошлинам предоставляется единоразовый случай реструктурирования долгов. В случае несоблюдения регламента перечислений налогов, повторная возможность не даётся.

Работа по преобразованию назначенных сроков оплаты начинается с подачи соответствующего заявления и сопроводительных документов в НС. По статье 64 НК, бумаги необходимо подавать в госорган, предоставляющий рассрочку и обладающий требуемыми полномочиями. После изучения поданных документов происходит согласование предоставления льготной системы либо в отказе от её применения.

Инициирование перераспределения долгов по начисленным пеням и санкционным начётам может иметь следующие достоинства по отношению к плательщику:

  1. При полном перечислении в ФБ сумм в регламентированный договором период в течение двухлетнего срока дисциплинированный контрагент вознаграждается 50 % списанием от остатка суммы долга.
  2. При схожей дисциплине, но четырехлетнего отрезка времени - 100% аннулирования остатка задолженности. Но упразднение долгов без досрочного исполнения условий погашения недоплат невозможно.

У должников имеется возможность провести реструктуризацию налоговой задолженности

Необходимые документы

Соответствующим заявлением для обращения соискателей в НС служит форма, легитимированная Приказом 2010 г. ФМС под номером МММ-7-8/469@. Заполненный бланк после сдачи юридическим или физическим просителем в пятидневный срок перенаправляется федеральной уполномоченной службой по месту регистрации должника.

Внимание! Если произошло применение ст.64 НК и компании предоставляют льготные условия с начислением процентов, то при составлении обращения должно быть указано, что она принимает на себя эти обязательства по уплате сверх сумм, начисленных на имеющуюся недоплату.

К заполненной форме необходимы такие приложения:

  • сведения от НС о фактическом положении пошлинных обязательств у компании по части дисциплины оплат, оформленные в виде справки;
  • список-подтверждение об открытых счетах, справочной формы;
  • официальная банковская выписка о движении финансов, запрашивается за период последних шести месяцев;
  • наличие в картотеке банка расчетных актов, подтверждающих неоплату отдельных счетов;
  • информация о фактическом балансе учреждения;
  • перечень дебиторов с указанием потенциала исполнения их обязательств перед соискателем рассрочки;
  • примерный график реального исполнения возмещения возникшей неоплаты;
  • бумаги, доказывающие наличие причин для возможности получения разрешения распределения суммы.

При получении рассрочки рекомендуется придерживаться прописанного графика перечислений, утверждённого обеими сторонами. Погашение может состояться раньше регламентированного момента. Поводом для досрочного аннулирования долгов может быть появившаяся необходимость у налогоплательщика в получении другой отсрочки, которую предоставят только после погашения имеющейся.

Для проведения реструктуризации необходимо собрать все требуемые документы

Основания по ФЗ

Обращение в ФНС с инициированием реструктуризации должно иметь мотивацию. Перед началом сбора документов соискателю следует изучить нормативные основания, имея которые, рассрочка будет одобрена с отсылкой на ФЗ.

На основании ст.64 НК существуют следующие прецеденты для разрешения переструктурирования долгов:

  1. Заявителю нанесён ущерб по причине определённых обстоятельств масштабного характера.
  2. Действия, связанные с исполнением госзаказа привели к образованию дефицита финансов на покрытие сборов.
  3. Оплата сборов повлечёт за собой банкротство. Определяется это при наличии следующих признаков:
    1. возникновение кредиторки по материальным обязательствам;
    2. общий размер ответственностей превысит 100 тыс.руб;
    3. невозможность оплатить иные пошлинные отчисления;
    4. имеются кредиторские обязательства сроком более трёх месяцев.
  4. Предприятие получает прибыль сезонно, а отчётный период не совпадает с ним.
  5. Специфика предприятия связана с пересечением пределов ТС и первоочерёдной задачей является оплата таможенных пошлин.

Для справки! НК закреплено, если перераспределение предоставляется по причине возможного возникновения банкротства или связано с сезонным направлением деятельности, то размер неуплаты утяжеляется процентными начислениями, равными ½ ставки Центробанка.

Порядок предоставления реструктуризации задолженности даёт понятие налогоплательщикам о том, что существует возможность реализовать налоговую повинность, накопившуюся за прошлые периоды.

Решение о реструктуризации долга по налогам не всегда может быть положительным

Налоговый кредит и его особенности

Этот вид налоговых уступок не рассматривается, как разделение выплат или перенос момента их осуществления. Это действие направлено на изменение периода возмещения за счет сборов. Фирма наделяется правом в регламентированный срок в определённых размерах снижать накопленные пошлинные издержки с перспективным возмещением объёма кредитования и санкций, поэтапно. Понижение допустимо до момента достижения невозмещенной части до размера, одобренного для конкретного контрагента.

К особенностям можно отнести:

  • период действия – год, по некоторым сборам возможно и продление с максимальным показателем – пять лет;
  • соискатели, внесённые в реестр ЗТР, могут рассчитывать на увеличение срока до пределов десятилетнего периода;
  • если у предприятия несколько предложений на обеспечение НК, то сумма подсчитывается по каждому из них индивидуально, предел уменьшения не более половины объёма и наличие нескольких соглашений не влияют на регламент.

Кредит предоставляется после подтверждения компанией детального наличия аргументов документальным порядком. Отношения между ФНС и плательщиком регламентируются контрактом, составленным после подачи соответствующего заявления соискателем.

Согласно ст.67 НК поводом для предоставления кредита служит осуществление такой трудовой деятельности:

  1. Научного исследования и техпереоснащения производства для нормализации трудовых мест для недееспособных лиц.
  2. Для предупреждения деяний, направленных на загрязнение экологии.
  3. Различная инновационная деятельность.
  4. Выполнение значимого заказа для соцэконом развития госзначения и оборонной промышленности.

Выходом при появлении задолженности может стать получение налогового кредита

Когда откажут в реструктуризации задолженности по налогам

При лояльности НК к задолжникам по обязательствам, всё же существуют прецеденты, когда в реструктуризировании отказывают. К таким примерам можно отнести:

  • у заявителя имеется незавершённое уголовное производство по вопросу несоблюдения правовых норм НК;
  • за лицом числится админнарушение, связанное с неисполнением НК;
  • существуют объективные сведения об использовании кредитования в корыстных целях с нарушением норм законодательства;
  • предоставленное ранее пошлинного кредита использовалось с нарушениями.

При наличии таких обстоятельств, решение об изменении срока уплаты налога не выносится. Если данные обстоятельства были выявлены позже вынесения решения, то вступивший в силу документ аннулируется, и дальнейшая работа с ним происходит с индивидуальным подходом.

Ситуация экономической нестабильности, охватившая немалое количество учреждений, подводит и системные корпорации. Это активно подталкивает налогоплательщиков к поиску путей законного действия по снижению обязательств по сборам. Выявленный способ в изменении сроков наполнения госбюджета для законопослушных контрагентов стал популярным в рамках налоговой оптимизации. Невнесение правок в НК в 2019 приведёт к тенденции на дальнейшее распространение перераспределения долгов.

В видео вы узнаете, как проверить налоговую задолженность: