Нпс пурпе расширение. Трубопроводная система «Заполярье-Пурпе

Компания «Мессояханефтегаз» - СП «Газпром нефти» и «Роснефти» - ввела в эксплуатацию первую очередь Восточно-Мессояхского нефтегазоконденсатного месторождения - самого северного нефтяного континентального месторождения России. Это еще один актив, освоение которого несколько десятилетий откладывалось из-за отсутствия инженерной и транспортной инфраструктуры в регионе и который должен стать важной частью новой нефтяной провинции страны на севере ЯНАО. Для «Газпром нефти» Мессояха - один из самых высокотехнологичных активов, разработка которого без применения инноваций была бы невозможна

То, что на заполярных сибирских территориях нефть есть, более того, что ее там много, ученые доказали еще в середине прошлого века. Но долгое время подступиться к этим запасам не получалось. Проблема заключалась даже не в отсутствии технологий, необходимых для эффективной добычи северной нефти. Самое главное - не существовало способов транспортировки сырья до потребителя: в тундре не было ни автомобильных, ни железных дорог, ни тем более трубопроводов. Строительство транспортных коммуникаций с нуля - дело очень дорогое, поэтому разработку нефтяных арктических месторождений отложили на будущее, ограничившись лишь их разведкой. Благо наличие богатых и более доступных западносибирских залежей, расположенных южнее, позволяло не торопиться покорять север.

Торжественный ввод в эксплуатацию
Восточно-Мессояхского месторождения
состоялся 21 сентября 2016 года

Команду на начало отгрузки нефти Восточно-Мессояхского месторождения дал по видеосвязи президент Российской Федерации Владимир Путин.

В мероприятии приняли участие председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер, председатель правления ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков и главный исполнительный директор ПАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин.

Час для заполярных месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа пробил с началом нового тысячелетия, когда объем добычи на западносибирских промыслах, разработка которых началась в 1970–80-х гг., стал неуклонно сокращаться. Для Новопортовского месторождения, легкая, малосернистая нефть которого востребована у европейских потребителей, в «Газпром нефти» разработали уникальную схему транспортировки сырья по Северному морскому пути танкерами в сопровождении атомных ледоколов. Реализация проекта «Мессояха» началась с решения правительства о строительстве ветки нефтепровода Заполярье - Пурпе - части магистральной нефтепроводной сети «Транснефти».

Ловушки с сюрпризом

Первое из группы Мессояхских месторождений - Западно-Мессояхское газонефтяное - было открыто в 1983 году, второе - Восточно-Мессояхское нефтегазоконденсатное - в 1985-м.Из-за непростого строения пластов формирование геологических моделей активов стало делом достаточно сложным. Первые разведочные скважины вообще оказались сухими. Но и позднее, когда геологам уже удалось разобраться в сущности сеноманских горизонтов, к которым приурочена основная нефтеносность Мессояхи, когда уже были получены промышленные притоки, оценка реального объема запасов месторождений постоянно менялась. В итоге специалисты «Газпром нефти» остановились на показателе в 473 млн тонн извлекаемых запасов нефти и газового конденсата по категориям С1и С2.

Мессояхская группа месторождений

Формируется Восточно-Мессояским нефтегазоконденсатным и Западно-Мессояхским газо-нефтяным месторождениями. Это самые северные из разрабатываемых нефтяных материковых месторождений России. Расположены на Гыданском полуострове, в Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, в 340 км к северу от Нового Уренгоя. Ближайший населенный пункт - пос. Тазовский (150 км). Извлекаемые геологические запасы Мессояхской группы месторождений - 473 млн тонн нефти и газового конденсата, а также 188 млрд кубометров газа. 70 % запасов нефти - тяжелая, высоковязкая, смолистая, с низким содержанием светлых фракций.

Лицензией на разведку и разработку владеет АО «Мессояханефтегаз» - совместное предприятие ПАО «Газпром нефть» и ПАО «НК «Роснефть» (50 / 50). Операционное управление предприятием «Мессояханефтегаз» осуществляет «Газпром нефть». Инвестиции в проект в 2010–2016-х годах - 85 млрд рублей, до 2040 года (прогнозные) - 256 млрд рублей.

Как и у большинства других месторождений севера ЯНАО, нефтяные запасы Мессояхских залежей скрываются под мощной газовой шапкой. У Восточно-Мессояхского она меньше, а газовый фактор Западной Мессояхи, согласно результатам последних исследований, даже серьезнее, чем ожидалось.

Не обошлось без сюрпризов и при детальном исследовании нефтяных оторочек. Изначально запасы Восточной Мессояхи разработчики рассматривали как единый объект, состоящий из трех пачек - пласт ПК-1-3. Однако это представление оказалось ошибочным: пачки гидродинамически не связаны. «Нижний циклит* - это палеорусла рек, сформированные крупнозернистым песчаником. Он обладает хорошими коллекторскими свойствами и, соответственно, высоким потенциалом добычи: запускные дебиты скважин варьируются от 150 до 400 тонн в сутки, - говорит главный геолог „Мессояханефтегаза“ Евгений Загребельный. - У вышележащих циклитов генезис иной - это пойменные фракции, изолированные геологические тела с более низкими коллекторскими свойствами и потенциалом добычи». Изменение представления о геологии месторождения привело к пересмотру планов бурения, корректировке в части создания инфраструктуры.

А вот другой фактор, который изначально рассматривался как осложняющий разработку, - свойства нефти - остался в списке неподтвердившихся рисков. «Мессояхская нефть вязкая и холодная, пластовая температура порядка 16 °C, - рассказал заместитель генерального директора по перспективному планированию „Мессояханефтегаза“ Александр Бодрягин. - Первые притоки были в виде желе, цвета и консистенции вареной сгущенки. Это рождало опасение, что вязкость принесет достаточно большие проблемы, бороться с которыми придется с помощью специальных технологий, однако лабораторные исследования и расчеты показали, что больших сложностей повышенная вязкость нефти не вызовет».

Так и оказалось, поэтому на Мессояхе применяются в основном стандартные технологии добычи, подготовки и транспортировки нефти. Более того, в проект напорного трубопровода, соединяющего месторождение с транспортной системой «Транснефти», даже не пришлось закладывать возможность обогрева. Нефть просто разогревается до 55 °C на выходе с центрального пункта сбора (ЦПС) и не замерзает за счет теплоизоляции трубопровода и его большого диаметра (530 мм). Расчеты показали, что даже после остановки месторождения на трое суток насосы справятся с перекачкой сырья по 98-километровой трубе.

Обогреваемыми на Мессояхе сделаны отдельные участки внутрипромысловых трубопроводов - зимой температура на Гыдане нередко достигает отметки 50–60 °C ниже нуля, и в трубах малого диаметра, да еще в начале добычи, когда давление в транспортной линии ниже проектного, сложности действительно возникнуть могут. Собственно, именно климатические условия и стали главным вызовом проекта «Мессояха».

Трудная дорога в тундру

Вадим Яковлев,
первый заместитель генерального директора «Газпром нефти»:

Освоение Восточно-Мессояхского месторождения стало возможным благодаря применению самых современных технологий в геологическом моделированиии бурении. В частности, на Восточной Мессояхе впервые в компании успешно применена технология fishbone: построены высокотехнологичные скважины с множественными ответвлениями. Это позволило увеличить стартовый дебит нефти.

Крайне важно также, что, несмотря на сложные условия реализации, проект отвечает самыми высоким требованиям промышленной безопасности и охраны окружающей среды. Все подготовительные работы на месторождении проводились в зимний период, чтобы избежать влияния на чувствительную экосистему полуострова Гыдан.

Заполярная тундра - это край вечной мерзлоты. Значит, вся инфраструктура должна строиться на поверхности земли, так как растепление вечномерзлых грунтов грозит их просадками, обвалами и в итоге - серьезными авариями. Одна только забивка свайных полей заняла почти полтора года. Но дело не только в самих сроках строительства. Ведь все материалы требовалось доставить по территории, где стационарных дорог нет. А масштабы грузопотока впечатляющие. В 2014 году на месторождение доставили 32 тыс. тонн грузов, в 2015‑м - 176 тыс. тонн, в 2016‑м - уже 215 тыс. тонн. Например, для строительства Центрального пункта сбора нефти (ЦПС) потребовалось 25 тыс. свай, 8 тыс. тонн металлоконструкций, 112 км трубопроводов и 1,2 тыс. км кабелей. Приемосдаточный пункт (ПСП) - 11 тыс. свай, газотурбинная электростанция (ГТЭС) - 6 тыс. свай и тоже трубы, кабели, металлоконструкции. И это только ключевые объекты инфраструктуры. Доставка такого количества материалов и оборудования потребовала организации логистики высокого уровня. В ее основе - зимние дороги, время действия которых в связи с глобальным потеплением становится все короче.

В первые два года работы на Мессояхе зимники действовали с января по апрель с перерывами на метели, которых в этих широтах бывает немало. Эти окна удалось расширить за счет оптимизации процесса строительства зимников. «В 2013 и 2014 годах мы ждали, когда замерзнут реки, и только после этого посылали технику на строительство, - пояснил заместитель генерального директора „Мессояханефтегаза“ по закупкам Александр Упоров. - За это время снежный покров достигал метра и более, приходилось уплотнять его для проливки, но при глубоком снеге это невозможно. В 2015 году мы ушли от технологии последовательного строительства в пользу одновременного ведения работ сразу в нескольких направлениях. Сейчас технику мы оставляем на берегахрек, как только выпадает снег, сразу начинаем его уплотнять и проливать, а когда реки замерзают, соединяем участки намороженными ледовыми переправами».

Восточно-Мессояхское месторождение - самое северное из разрабатываемых нефтяных залежей в России

Казалось бы, простое решение, но именно оно позволило за два года практически на порядок увеличить объем перевозок. Еще один инструмент оптимизации времени и затрат на доставку - создание базы промежуточного накопления. Сюда завозили грузы по основному пути транспортировки стройматериалов в короткоеарктическое лето: водному маршруту Обь - Обская губа - Тазовская губа - река Таз. Особая глава в истории освоения Мессояхи - строительство напорного нефтепровода от месторождения до системы «Транснефти». При его проектировании требовалось учесть не только суровые климатические условия, но и сложный рельеф, связанный с наличием большого количества рек и ручьев, а кроме того - влияние проекта на жизнь коренного населения и на окружающую среду.

Мессояха на карте

«Мы изначально ставили перед собой задачу минимизировать воздействие на окружающую среду Заполярья, - отметил руководитель проекта строительства приемо-сдаточного пункта и напорного нефтепровода „Мессояханефтегаза“ Алексей Леунин. - После консультаций с представителями властей, общественных организаций и руководителями оленеводческих общин для прокладки трубы был выбран маршрут,не пересекающий священные для коренных жителей места, а также угодья для выпаса оленей».

Нефтепровод Заполярье - Пурпе

Часть трубопроводной системы «Транснефти» Заполярье - Пурпе - Самотлор - самой северной нефтяной магистрали в России. 25 октября 2011 года в эксплуатацию запущен первый участок от НПС «Пурпе» до ЛПДС «Самотлор» протяженностью 430 км. Северный участок трубопровода - от Заполярья до НПС «Пурпе» - строился с 2012 по 2016 годы.

Трасса магистрального нефтепровода Заполярье - Пурпе связывает месторождения Ямала с нефтепроводом Восточная Сибирь - Тихий океан. Проходит по территории Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. Общая протяженность - 488 км, производительность - 45 млн тонн в год. Реализация проекта «Заполярье - Пурпе» оценивается в 112 млрд рублей: 30% этой суммы - собственные вложения «Транснефти», остальные обеспечены за счет привлечения инвесторов и кредитов.

Кроме того, проект строительства нефтепровода предусматривал сооружение специальных переходов: надземные были установлены на пути миграции оленьих стад, а подземные, самые северные в России, выполнили методом наклонно-направленного бурения под руслами рек Мудуйяха и Индикъяха для сохранения экосистемы арктических водоемов.

Для повышения надежности трубопровода в процессе его строительства применялись самые прогрессивные технологии. Например, впервые в компании использовались автоматическая и полуавтоматическая сварка, а уже готовая нитка оборудована системами обнаружения утечек и контроля коррозии.

Необходимая эффективность добычи мессояхской нефти также обеспечивается за счет современных технологий. Которые, впрочем, стали для «Газпром нефти» уже вполне привычными.

Технологии роста

Все скважины, которые строятся на Восточно-Мессояхском месторождении, имеют горизонтальные окончания. Рассчитанная оптимальная длина горизонтального участка для всех пачек - 1000 м. «Для достижения ключевых показателей эффективности проекта на целевом объекте разработки - пласте ПК-1-3 - применена плотная схема размещения горизонтальных скважин. Более полному раскрытию потенциала пласта способствует строительство скважин по технологии fishbone - с сетью боковых открытых стволов, - рассказал главный геолог „Мессояханефтегаза“ Евгений Загребельный. - Для нижележащих объектов планируется к применению технология мультистадийного гидроразрыва пласта».

Эксплуатируется фонд (как и практически на всех других месторождениях компании) установками погружных электроцентробежных насосов (УЭЦН), которые вполне справляются с повышенной вязкостью нефти.

До окончания 2016 года предполагается выйти на показатель около 6 тыс. тонн добычи в сутки. К 2018 году скважины должны давать на Восточно-Мессояхском около 4 млн тонн годовой добычи. Однако, по оценкам разработчиков, опирающихся на последние геологические данные, это не предельный показатель. «Дебиты скважин с учетом применения новых технологий, темпов ввода месторождения позволяют строить более амбициозные планы, выходить на пиковую добычу до 5,6 млн тонн нефти планируется в 2020 году. Это потребует строительства второй очереди инфраструктуры месторождения», - подчеркивает генеральный директор «Мессояханефтегаз» Айдар Сарваров.

Денис Сугаипов,
руководитель дирекции по крупным проектам блока разведки и добычи «Газпром нефти», генеральный директор «Газпромнефть-Развития»:

Опыт освоения Восточно-Мессояхского месторождения уникален: в России, да и в мире, таких проектов единицы. Хочу поблагодарить за труд команду «Мессояханефтегаза», руководителей и работников подрядных организаций. В пиковые моменты на промысле работало до 7,5 тыс. человек. «Мессояха» как крупный проект не заканчивается с переходом на этап промышленной эксплуатации. Нам еще предстоит найти ключи к разработке вторых фаз месторождений, краевых зон, глубоких пластов. У геологов и буровиков впереди большая работа: нужно детально изучить пласты, подобрать оптимальные технологии, чтобы проект был высокоэффективным. Для всех нас это вопрос репутации.

* Циклиты - закономерные сочетания слоев осадочных пород, вызванные циклической сменой условий их образования.

АО «Транснефть–Сибирь» завершает строительство арктических объектов магистрального нефтепровода Заполярье – ​Пурпе.

Метет поземка. Позади – ​Новый Уренгой. Впереди – ​более 200 километров на микроавтобусе по дороге из бетонных плит, проложенных через тундру, в Заполярье. Навстречу и вслед за нами несутся большегрузные КамАЗы, МАЗы, «Уралы». Ловлю себя на мысли: на Севере не просто тяжело жить (морозы и ветра), но и работать.

Пересекаем реку Пур, затем – ​границу оленеводческих вотчин – ​Пуровского и Тазовского районов. По обеим сторонам чернеют редкие малорослые лиственницы. Немного жутко. На этой древней земле живут совсем другие духи – ​духи тундры. У них свои повадки, свой язык. И горе тому, кто не слышит их голосов…

Большая часть Тазовского района располагается на Гыданском полуострове. Часть населения является кочевниками и живет вне населённых пунктов. Кстати, снег здесь лежит вплоть до июня. Затем тундра понемногу начинает оживать. Появляется гнус. Пара месяцев, а там недалеко и до новых заморозков.

Первое поселение в Тазовском районе, основанное в 1601 году на берегу реки Таз, названо Мангазея. В 80-х годах прошлого века неподалеку была открыта группа Мессояхских нефтяных месторождений, самых северных в России, находящихся на суше. Свое название они получили благодаря реке Мессояха. Подготовка к разработке месторождений началась в 2010 году. В октябре 2012 года в рамках опытно-промышленных работ была получена первая нефть с Восточно-Мессояхского нефтегазоконденсатного месторождения.

В 2013 году сформирована концепция разработки месторождений, спроектированы ключевые инфраструктурные объекты. Нефть будет поступать в магистральную нефтепроводную систему «Заполярье – ​Пурпе». Предполагается, что промышленная добыча на Восточно-Мессояхском месторождении начнется уже в этом году.

Среди метелей и болот

Нефтепровод «Заполярье – ​Пурпе» не выглядит как натянутая нитка, он то уходит под землю, то под воду. Нефть с головной нефтеперекачивающей станции № 1 «Заполярье» (ГНПС‑1) будет поступать по линейной части на промежуточную НПС № 2 «Ямал», далее – ​на действующую линейную производственно-диспетчерскую станцию «Пур-Пе».

На НПС № 2 построено 10 резервуаров для хранения нефти, каждый из которых номинальным объемом 20 тысяч кубометров. В них будет содержаться двух-трехсуточный запас нефти на случай остановки трубопровода. Главный момент: нефть транспортируется при температуре до +60 градусов, поэтому на трубопроводе стоят пункты подогрева. В условиях сверхнизких температур необходимо поддержать рабочую температуру внутри резервуаров, поэтому они также утеплены. Теплоизолирован сам трубопровод. Раньше такого опыта по теплоизоляции резервуаров, по установке термостабилизирующих устройств не было.

Из бесед со специалистами АО «Транснефть–Сибирь» стало ясно, что при строительстве арктических объектов были использованы специальные технологии, сокращающие воздействие на окружающую среду. Так, методом наклонно-направленного бурения был построен самый северный в России подводный переход нефтепровода через реку Таз. Это позволило сохранить нетронутым природный ландшафт реки, максимально сократить техногенное воздействие на местные флору и фауну. Для минимизации воздействия на окружающую среду в местах миграции оленей нефтепровод был оборудован специальными проходами для животных. Для сохранения слоев многолетней мерзлоты применялась надземная прокладка трубопровода с системой термостабилизации опор.

На территории НПС‑2 «Ямал» расположены магистральная и подпорная насосные, операторная, автономная дизель-электрическая станция, резервуарный парк, блок фильтров-грязеуловителей, блок предохранительных клапанов, станция пожаротушения и станция биологической очистки вод. Это основные объекты станции, и все они стоят на сваях. Подрядная организация заканчивает строительство пожарного депо, автозаправочной станции. Что касается отличий НПС‑2 «Ямал» от других станций, то она может осуществлять внутрипарковую перекачку нефти, работать в реверсном режиме.

Основные специалисты на НПС‑2 «Ямал» – ​энергетики, киповцы, механики, машинисты, электромонтеры, операторы НППС, линейные трубопроводчики. Станция готовится к сдаче летом 2016 года. Вахтовый режим предполагает 30-дневную смену. Работники размещаются по два человека в комнате в жилищно-бытовом комплексе, где располагаются столовая и прачечная. На станции для персонала будут построены спортзал, сауна.

Управление всеми объектами станции и линейной части, закрепленной за НПС‑2, ведется из операторной. Все сигналы, данные телеметрии по контролю технологического процесса перекачки нефти и работы оборудования в скором времени будут приходить именно сюда.

Задор и молодость

Начальник участка обслуживания АДЭС (автономной дизельной электрической станции) Павел Голобоков закончил в 2007 году Тюменский государственный нефтегазовый университет, получил специальность «проектирование и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ». Начал трудовую деятельность на Тюменском моторном заводе, на участке капитального ремонта газотурбинных двигателей. Затем перешел на электрическую станцию. Отработал на ней четыре года. А после устроился в систему АО «Транснефть–Сибирь», непосредственно в дирекцию по строительству нефтепровода «Заполярье – ​Пурпе». Проработал три года, и вот теперь логическое продолжение – ​возглавил участок обслуживания АДЭС.

Надежное электроснабжение объектов НПС‑2 не должно зависеть от погодных и иных условий. Поэтому было принято решение о строительстве своей автономной дизельной электростанции. Каждый мотор АДЭС имеет мощность 505,3 мегаватта. Всего их шесть. Задействованы будут четыре двигателя, пятый – ​в резерве, шестой – ​на техобслуживании. Этой мощности будет достаточно для снабжения энергией и станции, и самого нефтепровода. Работать АДЭС будет на собственной нефти.

– На НПС‑2 я с декабря прошлого года, – ​отметил Павел Голобоков. – ​Но уже вижу, что весь коллектив и подрядчики нацелены на результат, на запуск объекта. Сейчас на НПС‑2 одновременно идут строительные и пусконаладочные работы. Руководством утверждена программа комплексного опробования, в рамках которой мы будем запускать все дизель-генераторы, испытывать их в действии.

Испытания пройдут и в магистральной насосной. В пусконаладке будут участвовать представители заводов-поставщиков, механики, энергетики, киповцы.

Дмитрий Митович, инженер КИПиА участка обслуживания АДЭС НПС‑2, закончил Омский государственный технический университет по специальности «инженер автоматизации технологических процессов производств». До НПС‑2 «Ямал» трудился в Ленском районном нефтепроводном управлении АО «Транснефть–Восток», на НПС‑12, что в Якутии.

– Там было аналогичное оборудование, отличия незначительны. Поэтому можно сказать, что для меня весь этот комплекс – ​привычное место работы, – ​рассказал он. – ​С этим оборудованием я уже знаком, в данной должности работаю около двух лет. И думаю, что трудностей в его обслуживании у меня не возникнет.

– Дмитрий, а как попали на Ямал?

– Сюда приехал по приглашению. Узнал, что на севере вводится в строй новая станция, подал резюме, и меня пригласили. Кстати, по климату регионы не сильно отличаются. Разница в часовых поясах. Но этот порог очень быстро преодолевается. Поэтому особых трудностей в плане акклиматизации не было. Работа мне нравится, условия устраивают, вокруг хорошие специалисты, парни все молодые, активные, так что на НПС‑2 «Ямал» работать можно и нужно.
По словам Митовича, сейчас на объекте проводится работа по подготовке к пробному запуску трех дизель-генераторных агрегатов. А всего их шесть. Первые три уже опробованы. По основному процессу выработки электро­энергии готовность оборудования будет достигнута в ближайшее время. По автоматике объект уже практически готов к эксплуатации. На строительстве АДЭС трудятся около 200 специалистов.

Сердце станции

Редко где можно увидеть столько металла, металлоконструкций. Только на возведение эстакад НПС ушло порядка 400 тысяч тонн металла. Плюс сваи, их 18 тысяч, плюс резервуары. Сердце станции – ​магистральная насосная. В ней находятся четыре агрегата, которые способны перекачивать с месторождений Мессояха и Пякяхинское до 1800 кубометров нефти в час. Если на Гыданском полуострове будут вводиться в строй новые месторождения, то на НПС‑2 «Ямал» легко смогут увеличить производительность перекачки нефти до 3000-3500 кубометров.

Начальник участка обслуживания механо-технологического оборудования НПС‑2 Олег Иконников трудится на станции с марта 2014 года. Месяц в Заполярье, месяц дома, в Тюмени. И каждый раз, выезжая на вахту, видит, как станция меняется, благодаря строителям приобретает новые, более четкие очертания.

– В моем ведении все технологическое оборудование: магистральные и подпорные насосы, канализация, водоснабжение, вентиляция. Учился я в Тюменском государственном нефтегазовом университете, по профилю. Диплом получил в 2008 году, – ​поделился руководитель.

– Олег, вы все тут такие молодые, но при этом на ваших плечах такая огромная ответственность. Не страшно?

– Нисколько! На самом деле, все очень интересно. Я никогда не был на Севере, в Заполярье, и у меня это первый опыт. До этого я трудился в АО «Транснефть–Восток». НПС‑2 «Ямал», в отличие от той, где я работал, находится на многолетних мерзлых грунтах, и у нас все здания, все оборудование, все резервуары и трубопроводы стоят на сваях. Основное – ​это запустить станцию в работу, а в дальнейшем – ​безаварийно ее эксплуатировать, набираться опыта.

К слову, площадь станции около 67 га. Вокруг и на линейной части были замечены рыжая лиса, песцы, олени.

– Было бы интересно побывать на стойбище, посмотреть, как живут местные жители, – ​поделился Олег Иконников. – ​Мы-то тут временно, а они всю жизнь посвящают тундре, оленеводству. Как им это удается, непонятно.

По словам Иконникова, несмотря на кризисы, падение цен на нефть, компания АО «Транснефть–Сибирь» уверенно идет вперед. У всех работников достойный социальный пакет, куда входят медобслуживание, санаторно-курортные путевки, оплата дороги к месту отпуска и другое.

У Павла Голобокова подрастают две дочки, у Олега Иконникова – ​трехмесячный сын. И ради их будущего, а также будущего нашей огромной страны, все эти трудовые вахты и полярные ночи, 40-50-градусные морозы и ледяное дыхание ямальской тундры.

На снимках: вид на магистральную насосную НПС-2 «Ямал»; начальники участков Павел Голобоков и Олег Иконников; идет настройка оборудования АДЭС; резервуарный парк НПС-2 «Ямал».

Радослав ВАСИЛЬЕВ, Олег БЕЛЯЕВ /фото/

Тюмень – ​Новый Уренгой – ​Тазовский –Тюмень.

Нефтепровод «Пурпе-Самотлор»

Первый шов нефтепровода «Пурпе-Самотлор» был сварен 11 марта 2010 г., а уже 25 октября 2011 г. на торжественной церемонии в Ноябрьске нефтепровод был запущен в эксплуатацию. Трасса протяжённостью 430 км. и мощностью 25 млн. тонн в год с возможностью последующего расширения до 50 млн. является частью трубопроводной системы «Заполярье-Пурпе-Самотлор». Нефтепровод соединил грузопотоки нефти с месторождений средней части Пуровского района Ямала с нефтеперерабатывающими заводами России. Инвестиции компании Транснефть составили около 55 млрд руб. Чуть меньше половины трассы проходит в пределах Пуровского района начинаясь в Пурпе и заканчиваясь в Ноябрьске. На нефтепроводе последовательно построены три НПС: НПС «Пурпе», НПС «Вынгапуровская» (г.Ноябрьск), НПС «Самотлор» (г.Нижневартовск).

Нефтепровод «Заполярье-Пурпе»

«Заполярье — Пурпе — Самотлор» — самый северный российский нефтепровод длиной около 900 км. Это кратчайший маршрут, связывающий месторождения севера Красноярского края и Ямала с нефтеперерабатывающими заводами России и мировыми рынками в направлении Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО).

Магистральный нефтепровод «Заполярье-Пурпе» является вторым этапом проекта. Его мощность 45 млн. тонн в год, протяженность 488 км, реализуется он в несколько этапов с юга на север:

I очередь — участок от г.Тарко-Сале до п.Пурпе;

II очередь-участок от п. Новозаполярный до г.Тарко-Сале;

III очередь-участок от ГНПС «Заполярье» до п. Новозаполярный.

Завершение строительства намечено на 2016 год. После ввода нефтепровода в эксплуатацию на территории ЯНАО появится свыше тысячи новых рабочих мест.

Объекты нефтепровода сконцентрировали в себе все передовые достижения науки в области трубопроводного транспорта нефти. При строительстве использованы новейшие технологические и технические решения, современное оборудование, качественные комплектующие материалы и техника. Новая магистраль призвана обеспечить надёжный, эффективный, экономически и экологически оправданный в условиях северных широт и многолетнемёрзлых грунтов транспорт углеводородного сырья с минимальным влиянием на местную природную среду: реализуется эстакадное строительство, на оленьих тропах предусмотрены пропуски.

Самая главная сложность проекта в том, что труба проходит по вечной мерзлоте. Поэтому большая часть нефтепровода впервые в практике «Транснефти» проложена не традиционным подземным способом, а над землей — на специальных опорах. Таким образом исключается воздействие тепла от трубы, на НПС нефть подогревают до 60 ° С, на вечномерзлые грунты.

Строительство участков первой и второй очереди было завершено в 2013 и 2014 годах. Зимой 2014-15гг. главные силы были сосредоточены на строительстве линейной части третьей очереди строительства. Это 151 км магистрали от ГНПС № 1 «Заполярье» до НПС № 2 «Коротчаево». Туда были стянуты сварочные колонны, буровые установки, трубоукладчики и значительная часть строителей. Вся труба на этом участке, за исключением поймы реки Таз, идёт над землей.

Сварка линейной части всей трубопроводной системы завершена в полном объёме. На ГНПС N 1 «Заполярье» завершился монтаж всех восьми резервуаров для хранения нефти — объёмом 20 тыс. куб. м каждый.

Тем временем на южных отрезках магистрали тоже идут работы. На участке второй очереди завершено строительство вдольтрассовой воздушной линии электропередачи, монтаж волоконно-оптической линии связи.

На строительстве южных участков северная специфика тоже давала о себе знать. Первая очередь — это 134 км нефтепровода, из которых примерно половина идёт под землей, а другая половина — над ней, ведь севернее п.Пурпе уже встречаются островки мёрзлого и талого грунта.

На пути трубопровода пуровская тайга постепенно сменяется тазовской тундрой.

Одними из самых сложных этапов строительства стали подводные переходы через р.Пурпе и судоходные реки Пур и Таз. Например, в пойме Таза находится много стариц, озёр и мелких речушек, которые весной разливаются вместе с самой рекой на много километров. Поэтому полная протяжённость перехода, измеряемая расстоянием между береговыми задвижками, составила 27 км. На всём этом участке труба идёт под землёй.

Инвестпроект по строительству нефтепровода предусматривает возведение объектов, в том числе социальной и транспортной инфраструктуры. Главным из них является строительство моста через реку Пур между Коротчаево и Уренгоем. Открытие моста станет новой страницей и в истории Тазовского района, иначе объекты нефтепровода, месторождения и посёлки района будут по прежнему отрезаны от основных транспортных потоков строптивым Пуром.

Отдельного внимания заслуживает нефтеперекачивающая станция «Пурпе» , расположенная недалеко от одноимённого посёлка. До начала реализации инвестиционного проекта «Заполярье-Пурпе-Самотлор» она была небольшой станцией на задворках Ноябрьского управления магистральных нефтепроводов. Станция, введённая в эксплуатацию в 1994 г., сегодня находится в постоянном развитии. В рамках реализации инвестиционного проекта НПС была значительно расширена, возведены десятки объектов. В несколько раз увеличился резервуарный парк станции. Так, к существующим двум резервуарам для хранения нефти объёмом по 20 тысяч м 3 каждый добавилось ещё пять, а также два РВС-5000 м 3 . В итоге суммарный объём резервуарного парка составляет 150 тысяч кубометров.

В рамках строительства возведена вторая нефтеперекачивающая станция с пунктом подогрева нефти. Он предназначен для подогрева нефти до определённой температуры. Лишь после этого углеводородное сырьё будет подаваться на НПС-3, строительство которой ведётся в трёх километрах от действующей площадки.

Сегодня НПС «Пурпе» это современная, стремительно развивающаяся ЛПДС. Она пока ещё является самой северной нефтеперекачивающей станцией ОАО «Сибнефтепровод». Но уже совсем скоро заработают магистральные и подпорные насосы двух НПС: НПС «Коротчаево» и головной нефтеперекачивающей станции (ГНПС) № 1 «Заполярье» расположенных за полярным кругом.

Продуктопровод «Пуровский ЗПК-Ноябрьск-Пыть-Ях-Тобольск»

Строительство продуктопровода стартовало в 2012 г. на Ноябрьской наливной железнодорожной эстакаде, именно тогда прошёл торжественный стык труб в рамках намечаемого строительства.

Протяжённость продуктопровода составляет 1100 километров, инвестиции 63 млрд. рублей. Пропускная способность продуктопровода на участке от Пуровского ЗПК до наливной эстакады в Ноябрьске составляет 4 млн.т. в год, на участке от Ноябрьска до Пыть-Яха — около 5,5 млн.т. в год, а на участке Пыть-Ях-Тобольск — 8 млн.т. в год. Помимо этого, новый продуктопровод дублируется ранее существующими сетями Ямала и Югры. Его ввод позволил компании полностью отказаться от использования сетей Газпрома при транспортировке ШФЛУ, продукта переработки ПНГ. Завершение проекта состоялось в августе 2014 г. в Тобольске.

Газопровод «Бованенково-Ухта»

Решение о строительстве газопровода длиной 1100 км. и производительностью 140 млрд. м³ для транспортировки газа с Бованенковского и других месторождений полуострова Ямал было принято в октябре 2006 года, строительство начато в августе 2008 года. Первая очередь (первая нитка газопровода) введена в строй в октябре 2012 г. Полностью завершить строительство системы магистральных газопроводов планируется в 2016 году.

Нефтеналивной терминал «Мыс Каменный»

В сентябре 2015 г. «Газпром нефть» завершила монтаж конструкции наливного терминала в акватории Обской губы в районе п.Мыс Каменный на полуострове Ямал. Терминал предназначен для круглогодичной погрузки в танкеры нефти Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения. Для обеспечения работы Арктического терминала на берегу Обской губы построена сопутствующая инфраструктура для отгрузки нефти: подводный и сухопутный нефтепроводы длиной более 10,5 км, резервуарный парк, насосные станции Общая высота термилала превышает 80 м, а максимальная мощность по перевалке сырья составит более 8,5 млн тонн в год.

Северный оптический поток

Северный оптический поток — это магистральная линия связи, протянувшаяся на 3,5 тысячи километров от Екатеринбурга через Нягань, Ханты-Мансийск, Сургут, Ноябрьск, Новый Уренгой к Салехарду, её стоимость составила более 10 млрд. рублей. Общая протяженность оптических линий связи, функционирующих в системе Северного оптического потока — 14699 км. Более 3,5 миллионов абонентов получают услуги связи благодаря Северному оптическому потоку.

Строителям линии приходилось работать и в тайге, и на заболоченной местности, в экстремальных природных условиях Крайнего Севера. Особую сложность представляло строительство линии в условиях вечной мерзлоты. Строители магистрали преодолели сотни природных и рукотворных препятствий: 347 больших и малых рек, 793 автодороги, 79 железнодорожных магистралей, 657 нефте- и газопроводов. Строительство велось поэтапно с 2000 года по 15 апреля 2014 года.

ЛЭП «Надым-Салехард»

Высоковольтная линия напряжением 220 кВ соединит Салехард с централизованной энергосистемой и обеспечит надежное электроснабжение ямальской столицы. Начальным пунктом трассы ВЛ является существующая ПС 220 кВ Надым, конечным — проектируемая ПС 220/110/6 кВ Салехард. Стоимость ЛЭП 17,8 млрд. рублей.

P. S. В 1948 году на окраине Тюмени бригадой мастера Б. Мелик-Карамова была пробурена первая поисковая скважина. Её глубина составила всего 2000 метров и хотя ничего, кроме минеральной воды, тогда найдено не было геологоразведка в молодом регионе продолжилась. 21 сентября 1953 г. разведочные работы увенчались успехом, из скважины Р-1 в югорском посёлке Берёзово забил первый фонтан, именно с этого момента началась история Тюменской нефти. Сегодня, спустя более 60 лет, можно только восхищаться энтузиазмом и героизмом геологов и первопроходцев отстоявшим промышленое будущее региона и не позволившим затопить тюменский север водами Обской ГЭС. Мог ли простой обыватель середины прошлого века представить, что рельсы пробегут от Тюмени на Север больше полутора тысяч километров и достигнут Ледовитого океана. Сказкой казалась мысль о том, что в тайге и болотах вырастут десятки городов, а на арктическом побережье будет огромный порт. Самые смелые мечты прошлого сейчас воплощены в реальность, а титанический труд и энтузиазм народа позволил отдельной главой вписать освение Тюменского севера в историю государства…

18 января 2017 года введен в эксплуатацию магистральный нефтепровод Заполярье - Пурпе. Запуск нового нефтепровода произвел Президент Российской Федерации Владимир Путин в режиме видеоконференции из г. Москвы.

О готовности объектов нефтепровода Заполярье - Пурпе к эксплуатации из насосного зала головной нефтеперекачивающей станции «Заполярье» (ЯНАО) по видеосвязи доложил генеральный директор АО «Транснефть - Сибирь» Виктор Бронников.

Нефтепровод Заполярье - Пурпе протяженностью 488 км и мощностью до 45 млн тонн в год является частью трубопроводной системы Заполярье - Пурпе - Самотлор. Ввод нового объекта позволит поставлять нефть новых месторождений севера Красноярского края и Ямало-Ненецкого автономного округа на нефтеперерабатывающие заводы России, а также на экспорт. В настоящее время общая протяженность трубопроводной системы Заполярье - Пурпе - Самотлор, проходящей по территории двух субъектов РФ: Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам, составляет почти 1 тыс. километров.

Нефтепровод Заполярье - Пурпе - уникальный проект, при реализации которого были использованы новейшие методы строительства и инновационные технологии. При проектировании трубопровода, учитывая условия транспортировки нефти и сложные инженерно-геологические условия местности, были определены два способа прокладки: подземный и надземный. Ранее ПАО «Транснефть» не применяла надземный метод строительства нефтяных магистралей в подобных условиях.

Первый стык магистрали Заполярье - Пурпе был сварен в марте 2012 года. Строительство нефтепровода велось в крайне сложных природно-климатических условиях. Успешное завершение строительства в столь короткие сроки стало возможным благодаря участию более 8 тыс. рабочих, было задействовано свыше 1,5 тыс. единиц тяжелой техники.

В числе объектов нефтепровода были возведены две новые нефтеперекачивающие станции - головная НПС «Заполярье», промежуточная НПС «Ямал». Проведены работы по расширению действующей линейной производственно-диспетчерской станции «Пур-Пе», построены восемь пунктов подогрева нефти, производственная площадка в пос. Коротчаево и здание аппарат управления Уренгойского управления магистральных нефтепроводов. Все объекты оснащены передовым оборудованием российского производства.

ПАО «Транснефть» в рамках реализации проекта «Трубопроводная система Заполярье - Пурпе» проводит масштабную работу по развитию сети социальной инфраструктуры территорий Крайнего Севера. В рамках проекта организованы новые рабочие места, построены жилые дома, детский сад, спортивный комплекс, новые дороги, современные инженерные сети, мостовые переходы.

Продолжается строительство самого северного в России нефтепровода Заполярье-Пурпе. Магистраль даст импульс развитию новых перспективных месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края.

Нефтепровод Заполярье-Пурпе - составная часть транспортной системы Заполярье-Пурпе-Самотлор. Магистраль от нефтеперекачивающей станции (НПС) "Пурпе" до НПС "Самотлор" введена в эксплуатацию в 2011 году. По ней углеводороды Ванкорского месторождения начали поступать в трубопроводную систему Восточная Сибирь - Тихий океан (ТС ВСТО), вливаясь в экспортный поток, направленный на Восток. Магистраль Заполярье-Пурпе протяженностью 485 км - следующий этап строительства системы.

Это самый северный нефтепровод компании "Транснефть". Температура воздуха в тех краях колеблется от -56 ºС зимой до +34 ºС летом, а скорость ветра нередко превышает 40 м/сек. При этом северную нефть отличает высокая вязкость, и, чтобы избежать ее застывания при транспортировке, необходимо поддерживать определенную температуру. Для этого предусмотрено сооружение пунктов подогрева нефти на НПС и на трассе магистрального нефтепровода.

Самый удобный для прокладки магистрали сезон - зима, когда водоемы севера скованы толстым слоем льда

Над вечной мерзлотой

Самая главная сложность проекта определяется тем, что труба проходит по вечной мерзлоте. Поэтому большая часть нефтепровода впервые в практике "Транснефти" проложена не традиционным подземным способом, а над землей - на специальных опорах. Таким образом исключается воздействие тепла от трубы на вечномерзлые грунты. Впрочем, и подземный способ прокладки в этих специфических условиях тоже не вполне традиционен. Чтобы сохранить температурные свойства нефти и при этом не допустить растепления грунта, применены трубы с дополнительным теплоизолирующим слоем, наносимым в заводских условиях.

На этапе предпроектной подготовки специалисты "Транснефти" внимательно изучили как отечественный, так и зарубежный опыт подобного строительства, в частности опыт сооружения и последующей эксплуатации Трансаляскинского нефтепровода в США, также проложенного надземным способом. За годы работы эта магистраль столкнулась с достаточным числом проблем, не избежав в том числе таких серьезных инцидентов, как разрушение опор. Поэтому "Транснефть" решила сделать ставку на надежность основных технических решений проекта "Заполярье-Пурпе".

В ходе его разработки компания провела ряд тестовых камеральных и натурных испытаний различных типов конструкций опор и технологии их сооружения. Это позволило в итоге принять оптимальные технические решения с использованием нескольких типов опор: неподвижных, фиксирующих углы поворота трубопровода, свободно-подвижных и продольно-подвижных, обеспечивающих работу компенсаторов.

Для предотвращения процессов растепления грунтов в ходе эксплуатации как линейной части нефтепровода, так и сооружений нефтеперекачивающих станций установлены термостабилизаторы - специальные устройства, заправленные хладагентом. Они промораживают грунт, поддерживая в нем отрицательную температуру. Всего на проекте "Заполярье-Пурпе" "Транснефть" опробовала множество технологических новинок, получила 16 патентов РФ.

Линейная часть магистрального нефтепровода Заполярье-Пурпе. Фото: Олег Смердев

Самый северный участок системы возводится с юга на север: от НПС "Пурпе" - к нулевому километру, где уже за полярным кругом будет действовать головная нефтеперекачивающая станция (ГНПС) N 1 "Заполярье". Все этапы строительства, все виды работ тщательно спланированы с учетом особенностей северной погоды и природы.

Дело в том, что самый удобный для прокладки магистрали сезон - зима, когда многочисленные болота и водоемы Севера скованы толстым слоем льда. В это время проще доставлять по трассе необходимую технику - сварочные комплексы, трубоукладчики, экскаваторы. Именно поэтому основные виды работ - сварка нефтепровода, погружение свай, установка опор, укладка трубы - тоже приходятся на зиму.

Весной темпы работ снижаются, поскольку в конце мая - начале июня местность, по которой проходит трасса Заполярье-Пурпе, едва ли не вся становится водной гладью. Но это вовсе не значит, что в теплый сезон стройка стоит, - там, где это возможно, работы продолжаются. Также летом проводятся гидроиспытания уже готовых участков нефтепровода, идет завоз техники, оборудования и материалов по действующим водным путям.

До нулевого километра

Строительство участков первой и второй очереди было завершено в 2013 и 2014 годах. Прошедшей зимой, которая в этих широтах завершается в мае, главные силы были сосредоточены на строительстве линейной части (то есть самой трубы) третьей очереди строительства. Это 151 км магистрали от ГНПС N 1 "Заполярье" до НПС N 2. Туда были стянуты сварочные колонны, буровые установки, трубоукладчики и значительная часть строителей. Вся труба на этом участке, за исключением поймы реки Таз, идет над землей.

С декабря прошлого года по апрель нынешнего строители уложили на опоры свыше 125 км нефтепровода. Таким образом, сварка линейной части всей трубопроводной системы завершена в полном объеме, предусмотренном проектом. А в июле, после того как пройдет весенний паводок, начнутся гидравлические испытания нефтепровода и его внутритрубная диагностика. С помощью специальных приборов - профилемеров и комбинированных дефектоскопов, разработанных и изготовленных специалистами "Транснефть - Диаскан", - нефтепроводчики получат полную информацию о состоянии трубы.

Укладка плети дюкера на реке Пур. Фото: Илья Воробьев

На ГНПС N 1 "Заполярье" завершился монтаж всех восьми резервуаров для хранения нефти - объемом 20 тыс. куб. м каждый. Летом они пройдут гидравлические испытания. Все резервуары стоят на сваях. На сваях и все остальные объекты станции.

В разгар строительства на станции жили и работали до 1500 человек. Для Заполярья это много. Если бы эту стройплощадку отнесли к разряду населенных пунктов, она бы заняла в Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа четвертое место по числу жителей. На отсутствие работы никто не жаловался.

Строительство ГНПС N 1 "Заполярье" идет в условиях абсолютно автономного существования. Расстояние от стройплощадки до ближайшего населенного пункта - поселка Тазовский - составляет 130 км, до железнодорожной станции в Коротчаево, где производится разгрузка поступающих для строительства материалов и оборудования, - 350 км. При этом завоз материалов на площадку возможен исключительно зимой, когда открывается автозимник и начинает работу ледовая переправа через реку Таз - с декабря по апрель. Так что, пока стояли холода, ежедневно по трассе двигались сотни грузовиков.

Не наступи на ягель

Тем временем на южных отрезках магистрали тоже идут работы. На участке второй очереди скоро завершат строительство вдольтрассовой воздушной линии электропередачи на 10 кВ, монтаж магистральной волоконно-оптической линии связи. В этом году летом планируется подать напряжение на объекты линейной части и провести пусконаладочные работы объектов связи, узлов запорной арматуры и узлов пропуска средств очистки и диагностики.

На строительстве южных участков северная специфика тоже давала о себе знать. Первая очередь - это 134 км нефтепровода, из которых примерно половина идет под землей, а другая половина - над ней. Сначала прошли лесотундру, затем началась тундра, и основные работы пришлось вести в самые суровые морозы. Дело в том, что летом там даже ездить запрещено. Ведь главное природное богатство Севера - ягель: если его потоптать, восстановится он только через 60 лет. Так что пик работ на первой очереди пришелся на январь - март 2013 года, когда здесь за сутки сваривали по 2 км трубы в тепловой изоляции, забивали до 120 свай, монтировали до 55 опор.

Все основные здания и сооружения на НПС № 2 "Ямал" уже построены. Проложено более 80% инженерных сетей и технологических трубопроводов, смонтированы магистральные насосные агрегаты, электросиловое оборудование. Сейчас идет внутренняя отделка помещений. До конца года планируется завершить основной комплекс строительно-монтажных работ, ввести в эксплуатацию внешние сети газоснабжения и котельные установки.

Вдольтрассовые линии электропередачи. Фото: Олег Смердев

Труба под Тазом

Одним из самых сложных этапов строительства стал подводный переход через крупную судоходную реку Таз. Под ее руслом проложили трубу длиной чуть более 1 км, но полная протяженность перехода, измеряемая расстоянием между береговыми задвижками, составила 27 км. Дело в том, что в пойме Таза находится много стариц, озер и мелких речушек, которые весной разливаются вместе с самой рекой на много километров. На всем этом участке труба идет под землей, причем для надежности проложены две нитки нефтепровода - основная и резервная.

Переход непосредственно через русло Таза выполнили современным методом наклонно-направленного бурения: пробурили под дном реки своего рода тоннель, а затем протащили через него трубу. Это трудоемкий, но самый надежный метод, особенно с природоохранной точки зрения. В пойме Таза нерестится знаменитый северный муксун, и ставить под угрозу его существование - экологическое преступление.

Строить подводные переходы в подобных климатических условиях и на таких сложных грунтах "Транснефти" раньше не приходилось, поэтому готовиться начали задолго до строительных работ. Зато потом все прошло без единой заминки. Чтобы работа не останавливалась даже в сильные морозы, установки поместили в легковозводимые ангары, внутри которых поддерживалась положительная температура. Всего надо было пробурить три скважины: для основной нитки, резервной, а также для кабеля связи. Диаметр основной скважины - 1600 мм, так что пришлось пройти буром поперек реки восемь раз по 200 мм каждый.

Особое внимание при реализации проекта уделялось экологической безопасности. Ведь трасса магистрали прошла по местам, где исторически на протяжении столетий полноправными хозяевами бескрайних северных земель были, да и сейчас остаются, коренные малочисленные народы. Их основная хозяйственная деятельность - это животноводство, в том числе разведение оленей, рыболовство, охота на пушного зверя, сбор ягод и лекарственных трав. Для сохранения уклада их жизни необходимо было сохранить существующую флору и фауну в первозданном виде.

Поэтому еще до начала строительства "Транснефть" наладила тесное взаимодействие с представителями коренных народов и региональными органами исполнительной власти. Компания и ее дочерние общества тщательно изучили особенности местной почвы, флоры, фауны, путей миграции оленей, маршрутов и сроков движения рыбы на нерест. По требованию коренного населения на участках путей миграции диких и одомашненных оленей, пересекающих нефтепровод Заполярье-Пурпе, предусмотрены оленьи переходы.

Так что моральный принцип "не навреди", известный из врачебной клятвы Гиппократа, стал одним из главных и для нефтепроводчиков.

Цель реализации проекта "Заполярье-Пурпе" - обеспечение приема в систему магистральных нефтепроводов нефти новых месторождений в районах Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края, Уренгойской группы месторождений "Газпрома", Сузунского, Тагульского, Русского, Русско-Реченского месторождений НК "Роснефть", Мессояхского и Восточно-Мессояхского месторождений ("Роснефть", "Газпром нефть"), Пякяхинского месторождения ("Лукойл")

В конце мая авторский коллектив компании "Транснефть" получил премию правительства РФ в области науки и техники за 2014 год за "разработку нового поколения строительных технологий и конструкций, их промышленное производство и внедрение на объектах магистрального трубопроводного транспорта в сложных геоклиматических условиях России". Речь идет о методике и технологии оптимизации строительства комбинированием надземного и подземного способов прокладки трубы. В работе успешно решены сложные научные задачи. На основе созданных математических моделей и методик, результатов проведенных многовариантных расчетов разработаны комплексные инновационные проектные и технические решения по полному циклу создания, испытания и внедрения новых строительных технологий и конструкций. Результаты разработки успешно внедрены в реальное производство на объектах трубопроводной системы Заполярье-Пурпе-Самотлор