Проблемы с осаго. А почему бы и нет

Купить бланк договора ОСАГО должен каждый собственник автомобиля и только после садиться за руль. Однако не все так просто, поскольку существуют различные проблемы с ОСАГО. Чтобы избежать проблем каждый водитель должен знать, как правильно покупать защиту и фиксировать страховой случай.

К сожалению, не все так просто и водители сталкиваются с различными проблемами, как во время получения продукта, так и при выплате. Основные проблемы:

Навязанные услуги Страховщики активно навязывают дополнительные страховки, стоимость которых может достигать нескольких тысяч рублей.

Решение проблемы:

  • жаловаться в РСА и Центральный банк
  • покупать ОСАГО через официальный сайт или брокера Сравни. ру
  • подавать документы заранее, за 30 дней
Фальшивые полисы Во всемирной паутине много мошенников предлагают сначала оплатить договор, который они потом доставят или скинут на адрес электронной почты.

Решение проблемы: покупать ОСАГО на сайте Сравни.ру, который является официальным представителем страховщиков

Отказ в выплате После страхового случая можно получить отказ. Однако не стоит опускать руки и самостоятельно оплачивать ремонт.

Решение проблемы: изучать правила, обращаться в суд

Проблемы при покупке полиса

Самая распространенная проблема при покупке – это конечно навязанные услуги. Купить бланк обязательной защиты порой без «допника» совершенно невозможно. Страховые агенты и представители готовы придумать различные отговорки, чтобы не оформлять только бланк договора.

Как правило, страховщики дополнительно обязывают купить страхование:

  • жизни и здоровья
  • имущества

Необходимо знать, что согласно закону каждый клиент сам принимает решение, какие дополнительные продукты оформлять. Если страховщик навязывает, необходимо:

  • записать разговор на диктофон или камеру
  • получить ОСАГО с дополнительной услугой
  • обратиться с жалобой в РСА и Центральный банк
  • потребовать возврата страховой премии по допнику

Конечно, есть еще один способ оформления, согласно которому клиенту потребуется:

  • написать заявление (шаблон можно скачать в интернете и на сайте РСА)
  • приложить копии документов
  • предоставить заявление и документы страховщику за месяц до оформления
  • получить подтверждение того, что все документы приняты

Согласно закону страховщики обязаны выдать ОСАГО в течение 30 дней после принятия полного пакета документов. В противном случае можно обращаться с жалобой в Центральный банк и РСА. Будьте уверены, что страховая организация сама пригласит в офис и оформит все согласно общим требованиям.

Проблемы при наступлении страхового случая

При наступлении страхового случая необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, чтобы зафиксировать аварийный случай. Однако в результате последних изменений водители сами могут зафиксировать страховой случай и обратиться за выплатой. Самая распространенная проблема с ОСАГО при наступлении страхового случая – это не правильное заполнение европротокола. Если вы решили не вызывать ГИБДД и фиксировать все самостоятельно, стоит учитывать, что:

  • все разделы европротокола должны быть корректно заполнены
  • нельзя исправлять данные
  • заполнять разделы необходимо обычной шариковой ручкой, печатными буквами
  • на документе должна стоять оригинальная подпись, как виновной стороны, так и потерпевшей

Помимо документа необходимо:

  • сделать качественные фотографии с места ДТП
  • в течение 5 рабочих дней обратиться в офис страховщика

Если будут допущены ошибки – страховая компания может отказать на законном основании. Если вы сомневаетесь, то опытные эксперты советуют вызвать сотрудников ГИБДД или аварийного комиссара, который за небольшую плату не только зафиксирует аварию, но и поможет подготовить документы и быстро получить выплату.

Проблемы при выплате возмещения

Казалось бы, все документы поданы, и компания обязана произвести выплату. Однако не все так просто и во время выплаты возникают проблемы.

Основные проблемы:

Мошенничество с полисами ОСАГО

К сожалению, многие мошенники пытаются продать фальшивые бланки ОСАГО через интернет. Как правило, мошенники публикуют объявление в интернете, обещая не только доставку, но и привлекательные скидки. Также есть мошенники, которые сначала просят оплатить услугу и пропадают. Необходимо учитывать два правила:

  • стоимость ОСАГО во всех компаниях едина и никакие дополнительные скидки по договору за покупку в интернете не предусмотрены
  • заказывать договор необходимо только на сайте Сравни.ру, который предлагает зарегистрировать личный кабинет на официальном сайте страховщика

Где купить ОСАГО — проверенные страховые компании

Покупать ОСАГО нужно только в проверенных компаниях. Лучше всего отправлять заявку на оформление через портал , который сотрудничает с такими страховщиками, как:

  • Ингосстрах
  • Ренессанс
  • Тинькофф
  • Согласие
  • Альфастрахование
  • Liberty

Для оформления договора вам необходимо:

Дистанционный способ оформления через сайт проверенного брокера поможет сэкономить личное время и выбрать надежного страховщика, который гарантированно выплатит средства при аварии.

Калькулятор ОСАГО онлайн

Узнать стоимость договора и оформить защиту поможет специальный калькулятор. Для получения расчета необходимо указать:

  • марку и модель
  • количество лошадиных сил
  • срок страхования
  • данные водителей и собственника

В течение нескольких минут калькулятор обработает информацию, и вы узнаете стоимость договора в каждой крупной компании, которая представлена на рынке. Калькулятор не только работает круглосуточно, но и совершенно бесплатно.

Офисы страховых компаний на карте

Повышение тарифов ОСАГО спасло рынок от неконтролируемого распада, признаки которого были заметны уже в 2014 году. Вслед за ростом реальной убыточности (до 103-105% по итогам 2014 года), надежные игроки сворачивали продажи полисов страхования автогражданской ответственности. Повышение тарифов позволит рынку избежать ухудшающего отбора – убыточность, учитывающая расходы на ведение дела, отчисления в РСА, изменения резервов убытков и выплаты по суду, в 2015 году составит 101%, убытки страховщиков от операций по ОСАГО будут минимальны. При этом заметно улучшится качество урегулирования убытков, вырастут выплаты потерпевшим, сократится переплата за полис ОСАГО по причине навязывания страховщиками дополнительных страховых продуктов. Для долгосрочной стабилизации ситуации на рынке ОСАГО необходимо проводить ежегодный мониторинг достаточности тарифов и своевременно их корректировать в зависимости от изменения средней стоимости автозапчастей, практики принятия судебных решений и параметров убыточности. При этом крайне важно не допустить рост мошенничества при введении электронного ОСАГО.

В 2014 году ситуация в сегменте ОСАГО была критической - убыточность превысила 100%-ый уровень, крупнейшие страховщики сокращали свое присутствие на рынке. Скорректированный комбинированный коэффициент убыточности-нетто, учитывающий расходы на ведение дела, отчисления в РСА, изменения резервов убытков и выплаты по суду, составил 103-105%. В 2014 году отрицательную динамику взносов по ОСАГО показала половина из топ-20 компаний сегмента: Страховая группа МСК, «Альянс», Цюрих, АльфаСтрахование, Ингосстрах, Согласие, Группа Ренессанс Страхование, МАКС, ВСК и Энергогарант. В 2013 году лишь 3 компании из топ-20 продемонстрирвали сокращение взносов в ОСАГО – Ингосстрах, Югория и Росгосстрах.

С учетом повышения тарифов и изменения территориальных коэффициентов в 2015 году ситуация на рынке ОСАГО стабилизируется, убытки страховщиков будут минимальны. Реальная убыточность страховщиков, учитывающая расходы на ведение дела, отчисления в РСА, изменения резервов убытков и выплаты по суду, в 2015 году составит 101% (в случае, если бы тарифы не были повышены вслед за увеличением лимитов, значение показателя превысило бы 140%, последовал бы неконтролируемый распад рынка). Заметно улучшится и ситуация на региональных рынках ОСАГО - трудности с приобретением полисов и получением выплат по обязательному страхованию автогражданской ответственности сократятся. В 2016 году в условиях стабилизации экономической ситуации с учетом возможной актуализации справочника средней стоимости запчастей, материалов и ремонта, реальная убыточность страховщиков вырастет (значение показателя будет равно 102%), страховые компании вновь начнут получать убытки по ОСАГО. В случае реализации негативного прогноза, при значительном спаде продаж автомобилей, реальная убыточность по ОСАГО вырастет еще сильнее – на рынке вновь начнется кризис. Кроме того, повышение лимитов по ОСАГО окажет негативное влияние на темпы прироста ДСАГО и страхование автокаско.

Изменение функционирования рынка ОСАГО в результате принятых поправок будет иметь положительные последствия для граждан . Выплаты потерпевшим в результате ДТП вырастут, люди смогут восстановить поврежденное имущество и здоровье. Ожидается также, что выплаты по ОСАГО будут производиться в большинстве случаев своевременно. Заметно сократятся проблемы с урегулированием убытков в виду возобновления работы закрытых ранее пунктов урегулирования убытков. Потребители будут иметь возможность приобрести полис ОСАГО в любом офисе продаж. Сократится переплата за полис ОСАГО по причине навязывания страховщиками дополнительных страховых продуктов. Кроме того повысится финансовая устойчивость рынка за счет увеличения присутствия надежных компаний.

Для долгосрочной стабилизации ситуации на рынке ОСАГО необходимо проводить ежегодный мониторинг достаточности тарифов и своевременно их корректировать. Необходимость повышения тарифов и уровень их повышения зависит от следующих факторов:

  • Изменение средней стоимости запчастей, материалов и ремонта в справочнике.
  • Изменение судебной практики (развитие ситуации с переуступкой пострадавшими прав требования к виновникам ДТП юристам).
  • Изменение реальной убыточности ОСАГО за счет изменения других ключевых параметров рынка.

От результатов введения электронного полиса ОСАГО зависит развитие ситуации на рынке . В случае, если удастся избежать мошеннических действий (например, введение некорректных данных о водителе с целю не применять повышающий коэффициент и др.), убыточность в 2015-2016 годах останется на прогнозном уровне 100-102%. При этом в будущем стоит ожидать сокращения убыточности за счет оптимизации расходов страховщиков по заключению договоров ОСАГО. Если же число полисов, оформленных с нарушениями, возрастет, то убыточность ОСАГО вырастет уже в 2015 году. Кроме того, за счет появления сайтов-агрегаторов растет риск перераспределения долей рынка ОСАГО от крупных и надежных компаний к страховщикам, чья финансовая устойчивость находится на невысоком уровне. Доступность полисов таких компаний повысится за счет реализации их через сеть Интернет. При этом привлекательность для клиентов будет высока за счет предложения такими компаниями минимальных тарифов. С учетом обязательности прямого урегулирования убытков, при наступлении страхового события страхователи, которые при покупке полиса не обращали внимания на финансовую устойчивость страховщика, а ориентировались лишь на минимальную цену, могут столкнуться с трудностями в получении выплат.

Складывается впечатление, что покупка полиса ОСАГО сейчас - это чуть ли не одна из главных проблем в России. Во всяком случае, пишут о ней последние месяцы с удивительной настойчивостью. Если вкратце: во многих городах купить полис ОСАГО возможно только за взятку, которую страховые компании вымогают с автолюбителей в виде допуслуг.

В Петербурге, что характерно, я с этой проблемой не сталкивался - последний раз я продлевал ОСАГО, если мне не изменяет память, в начале года, и ровно никаких проблем при получении не было: пришёл, оформился, заплатил. Вся процедура заняла буквально 15 минут.

Однако так просто получается далеко не везде... Цитирую mikeofshadows :

В нашем городе (Волгоград) невозможно купить полис ОСАГО без так называемых допов, т.е. услуг навязываемых страховщиками, что удорожает его в среднем на 50%.

Антимонопольная служба завалена заявлениями и обращениями уже два года как, даже штрафы накладывает, только их размер, видимо, не является для страховщиков проблемой. Прокуратура не находит состава преступления.

Единственный способ купить ОСАГО по нормальной цене - это потребовать после оформления полиса расторжения ненужных страховок и возврата средств. Это получается только по суду. Занимает от 3 месяцев и требует значительных затрат личного времени, большинство людей этого позволить себе просто не могут.

Ситуация продолжается с 2014 года, десятки тысяч людей пострадали, из них тысячи обращались куда только возможно, ситуация не изменилась. Это не локальная проблема - ты проезжаешь за день все точки, которые смог найти, и везде тебе выставляют одинаковую сумму, меняя только допуслуги, которые ты должен купить. Одно время даже ездили за полисами в соседние города, но сейчас и там ситуация аналогичная.

Онлайн сервисы покупки ОСАГО, призванные решить эту проблему, существуют, но реально воспользоваться ими не получается, поскольку на каком-то этапе сервис либо говорит об ошибке, либо просто перестает отвечать.

Вот, например, ответ от Страхового Дома ВСК в момент попытки перейти к оплате:

«Ваш полис не прошел проверку в РСА. Обратитесь пожалуйста, в ближайший офис компании. Код: 024».

Пробовал купить полис онлайн во всех основных страховых компаниях - «Росгосстрах», «Ингосстрах», «Согласие», «Уралсиб», «Согаз», «Ренесанс», «Военностраховая», ещё штук пять.

Обращаю внимание: они не отказывают официально, просто я не могу пройти процедуру из-за ошибок и зависаний. Пробовал из трех браузеров с отключенными плагинами и антивирусами и сетевыми экранами с разных машин, пробовал даже через прокси с европейких IP, пробовал из абсолютно чистой системы, установленной на виртуалку с сетевым мостом, результат тот же. На форумах отписываются о том же самом: ни у кого не получается. Ещё пару недель назад в Росгосстрахе можно было оформить онлайн (если часа в 3 ночи делать), сейчас уже нет.

Ситуация выглядит довольно тревожной. Страховые компании можно понять - это циничные «рыночные» образования, которым неинтересно ничего, кроме прибыли. Если утверждённый государством тариф на ОСАГО не позволяет страховым извлекать прибыль, они будут всеми силами уклоняться от почётной обязанности обслуживать автомобилистов.

Однако автолюбители справедливо винят в своих проблемах не страховые компании, а государство - которое, видимо, не может сейчас дать страховым компаниям по рукам, чтобы те работали честно.

Не могу сказать, что государство бездействует - так, год назад наш ЦБ уже приостанавливал лицензию «Росгосстраху», очень крупному страховщику:

Но, судя по сообщениям с мест, показательная порка не помогла, и страховые компании снова взялись за старое.

Полагаю, пришла пора Центробанку снова предпринимать самые решительные меры - хотя бы по той простой причине, что открытое беззаконие, от которого сейчас страдают миллионы автолюбителей, самым токсичным образом влияет на репутацию государственной власти.

Складывается впечатление, что покупка полиса ОСАГО сейчас - это чуть ли не одна из главных проблем в России. Во всяком случае, пишут о ней последние месяцы с удивительной настойчивостью. Если вкратце: во многих городах купить полис ОСАГО возможно только за взятку, которую страховые компании вымогают с автолюбителей в виде допуслуг.

В Петербурге, что характерно, я с этой проблемой не сталкивался - последний раз я продлевал ОСАГО, если мне не изменяет память, в начале года, и ровно никаких проблем при получении не было: пришёл, оформился, заплатил. Вся процедура заняла буквально 15 минут.

Однако так просто получается далеко не везде... Цитирую mikeofshadows :

В нашем городе (Волгоград) невозможно купить полис ОСАГО без так называемых допов, т.е. услуг навязываемых страховщиками, что удорожает его в среднем на 50%.

Антимонопольная служба завалена заявлениями и обращениями уже два года как, даже штрафы накладывает, только их размер, видимо, не является для страховщиков проблемой. Прокуратура не находит состава преступления.

Единственный способ купить ОСАГО по нормальной цене - это потребовать после оформления полиса расторжения ненужных страховок и возврата средств. Это получается только по суду. Занимает от 3 месяцев и требует значительных затрат личного времени, большинство людей этого позволить себе просто не могут.

Ситуация продолжается с 2014 года, десятки тысяч людей пострадали, из них тысячи обращались куда только возможно, ситуация не изменилась. Это не локальная проблема - ты проезжаешь за день все точки, которые смог найти, и везде тебе выставляют одинаковую сумму, меняя только допуслуги, которые ты должен купить. Одно время даже ездили за полисами в соседние города, но сейчас и там ситуация аналогичная.

Онлайн сервисы покупки ОСАГО, призванные решить эту проблему, существуют, но реально воспользоваться ими не получается, поскольку на каком-то этапе сервис либо говорит об ошибке, либо просто перестает отвечать.

Вот, например, ответ от Страхового Дома ВСК в момент попытки перейти к оплате:

«Ваш полис не прошел проверку в РСА. Обратитесь пожалуйста, в ближайший офис компании. Код: 024».

Пробовал купить полис онлайн во всех основных страховых компаниях - «Росгосстрах», «Ингосстрах», «Согласие», «Уралсиб», «Согаз», «Ренесанс», «Военностраховая», ещё штук пять.

Обращаю внимание: они не отказывают официально, просто я не могу пройти процедуру из-за ошибок и зависаний. Пробовал из трех браузеров с отключенными плагинами и антивирусами и сетевыми экранами с разных машин, пробовал даже через прокси с европейких IP, пробовал из абсолютно чистой системы, установленной на виртуалку с сетевым мостом, результат тот же. На форумах отписываются о том же самом: ни у кого не получается. Ещё пару недель назад в Росгосстрахе можно было оформить онлайн (если часа в 3 ночи делать), сейчас уже нет.

Ситуация выглядит довольно тревожной. Страховые компании можно понять - это циничные «рыночные» образования, которым неинтересно ничего, кроме прибыли. Если утверждённый государством тариф на ОСАГО не позволяет страховым извлекать прибыль, они будут всеми силами уклоняться от почётной обязанности обслуживать автомобилистов.

Однако автолюбители справедливо винят в своих проблемах не страховые компании, а государство - которое, видимо, не может сейчас дать страховым компаниям по рукам, чтобы те работали честно.

Не могу сказать, что государство бездействует - так, год назад наш ЦБ уже приостанавливал лицензию «Росгосстраху», очень крупному страховщику:

Но, судя по сообщениям с мест, показательная порка не помогла, и страховые компании снова взялись за старое.

Полагаю, пришла пора Центробанку снова предпринимать самые решительные меры - хотя бы по той простой причине, что открытое беззаконие, от которого сейчас страдают миллионы автолюбителей, самым токсичным образом влияет на репутацию государственной власти.

«Сегодня довольно явно заявил директор департамента страхового рынка (Банка России, Игорь Жук), который сказал: или вы с агентом (РСА) уже как-то решите проблему (в ОСАГО), или мы перейдем к плану Б. Один из вариантов плана Б - это создание государственной страховой компании. Собственно, сегодня это прозвучало: если сами не справитесь, то как с Национальной перестраховочной компанией будет», - передает слова президента Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса агентство ТАСС.

Впрочем, позже агентству непосредственно в пресс-службе ЦБ если не опровергли, то не подтвердили это сообщение. «На общем собрании Российского союза автостраховщиков (РСА) приняты основные принципы агентского соглашения, направленные на обеспечение доступности полисов ОСАГО в отдельных регионах. Другие варианты решения сложившейся ситуации, включая создание государственной компании, сейчас не рассматриваются», - заявили в пресс-службе регулятора.

Между тем, ситуация в сегменте остается крайне тревожной. Количество страховых компаний на рынке ОСАГО на сегодняшний день составляет уже менее 80, сообщил Игорь Жук на заседании в Госдуме. "Все начиналось в 2003 году. Сначала компаний было 48, потом их стало 180, сейчас на рынке у нас меньше 80 компаний", - передает «Прайм» слова чиновника. Зампред ЦБ Сергей Швецов ранее заявлял, что на сегодняшний день в менее чем 20 регионах РФ полис ОСАГО не является убыточным для страховых компаний.

А почему бы и нет?

Проблема доступности полисов ОСАГО сейчас стоит довольно остро и крайне медленно решается, - соглашается член экспертного совета по законодательству о банковской деятельности и аудите комитета Госдумы по финансовому рынку Антон Соничев. - Этой проблеме уже не первый год и страховые компании часто навязывают к полису ОСАГО дополнительные страховки или отказывают в его покупке, ссылаясь на отсутствие бланков, например. В ряде регионов ситуация накалилась и появились еще дополнительные сложности с доступностью услуги ОСАГО.

Это связано, - отмечет аналитик, - с деятельностью автоюристов, которые добиваются выплат больших компенсаций и увеличивают количество исков, что делает ОСАГО еще более убыточным для страховых компаний. В результате рынок ОСАГО в Краснодарском крае, Ростовской, Волгоградской, Челябинской и Мурманской областях стал слишком убыточен и некоторые страховые компании закрылись, а оставшиеся не могут обеспечить доступность полисов ОСАГО для граждан.

Выход из ситуации есть, полагает Соничев, но он практически не зависит от компаний, поскольку для них это очень затратно и невыгодно. Проблему нужно решать на уровне законодательства и регулятора. Например, ввести обязанность продаж электронного ОСАГО, что повысит доступность полисов для автовладельцев из всех регионов. Хорошим выходом может стать и предлагаемая передача сегмента ОСАГО госкомпании. Для граждан принятие подобных мер означает повышение доступности ОСАГО, ускорение срока заключения договора страхования и отсутствие дополнительных страховок.

Участники что-то разнылись

Безусловно, сейчас речь идет лишь о том, чтобы убедить страховщиков в необходимости вывода рынка ОСАГО из сложившегося кризиса своими силами, без дополнительного участия государства, - считает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. - Понятно, - говорит он, - что такая непопулярная мера, как работа с единым страховым агентом, вызвала недовольство участников рынка и они будут до последнего сопротивляться новации, но это не отвечает интересам государства. Тут сложно говорить о методах кнута и пряника, поскольку само по себе ограничение рыночных механизмов в проблемных регионах уже - более чем суровая мера, но, очевидно, что ЦБ готов идти до конца, о чем уже вполне открыто говорит: если страховщики не готовы идти на уступки, то торга не будет.

Вообще говоря, - полагает Кирилл Яковенко, - природа кризиса в сфере автострахования носит искусственный характер. Несмотря на то что с начала года рынок сжался на 20%, только за первый квартал за вычетом выплат страховщики заработали на нем более 15 млрд рублей, что примерно столько же, сколько удалось заработать на полисах КАСКО. Опять же отмечу, что на протяжении последних лет постоянные уступки привели к нескольким волнам подорожания полисов для клиентов, что в принципе выглядит несправедливым уже к ним, однако жаловаться продолжают именно участники рынка, отмечу, что они жалуются, но не уходят, а это говорит о том, что не так уж и убыточен бизнес.

С другой стороны, - продолжает аналитик, - сам факт введения распределительной системы аж в 5-ти регионах говорит о том, что страховщики нуждаются в контроле, поскольку в противном случае капризы и нежелание работать в новых условиях могут попросту уничтожить механизмы обязательного страхования. «На мой взгляд, создание нового государственного института в сфере автострахования более чем реалистично, причем сделано это может быть уже до конца года», – заключает Кирилл Яковенко.