Выездная налоговая проверка: порядок проведения, оформление результатов

В каких случаях налоговики могут проводить осмотр территорий и помещений налогоплательщика? Какие последствия для налогоплательщиков влечет отказ в доступе, воспрепятствование осмотру помещений?

Налоговики вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории (пп.6 п.1 ст.31 НК РФ).

Для целей проведения осмотра налоговому органу необходим доступ на территорию или в помещения налогоплательщика.

В каких случаях возможен осмотр территории и помещений налогоплательщика?

По общему правилу, налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ (п.1 ст.82 НК РФ).

Налоговый осмотр территорий и помещений может проводиться:

  • при проведении выездной налоговой проверки (за исключением, периода приостановления проверки);
Осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов вправе производить должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки (п.1 ст.92 НК РФ).
  • при проведении камеральной налоговой проверки в определенных случаях;
С 1 января 2015 г. налоговым органам в рамках камеральной проверки разрешено проводить осмотры территории и помещений налогоплательщика в случаях:
  • представления налоговой декларации с предъявленной суммой НДС к возмещению;
  • выявления противоречий и несоответствий в представленной декларации по НДС, указанные в п.8.1 ст.88 НК РФ, которые свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению.
Соответствующие изменения внесены Законом № 134-ФЗ в п.1 ст.91НК РФ и п.1, п.2 ст.92 НК РФ.
  • вне рамок проведения выездной налоговой проверки.
Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра. О производстве осмотра составляется протокол (п.2, п.5 ст.92 НК РФ).

Возможен ли осмотр помещения физического лица при проведении налоговой проверки?

Физические лица, реализуя право на имущественный налоговый вычет, представляет в налоговый орган документы, подтверждающие произведенные им расходы (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).

Так, имущественный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство, не превышающем 2 млн рублей. При этом в фактические расходы на новое строительство жилого дома могут включаться в том числе расходы на приобретение строительных и отделочных материалов (п.3 ст.220 НК РФ).

Выездная налоговая проверка физического лица, в том числе не являющегося ИП, проводится в порядке, установленном ст.89 НК РФ. Решение о проведении выездной налоговой проверки физического лица выносит налоговый орган по месту жительства этого лица (Письмо Минфина РФ от 31.08.2017 г. № 03-02-08/55972).

Налоговый орган может по результатам выездной проверки отказать налогоплательщику в праве на ранее предоставленный имущественный вычет.

Как уже было отмечено, доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение проверяемого лица осуществляется в соответствии со ст.91 НК РФ. Однако доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц не допускается (п.5 ст.91 НК РФ).

Важно!

В отличие от выездных налоговых проверок компаний — произвести осмотр жилого помещения физического лица изнутри .

Законодательство содержит ограничение на допуск должностных лиц налоговых органов в жилые помещения, в связи с чем физическое лицо не обязано впускать в дом работников налоговой инспекции для проведения осмотра (например, с целью определения расходов на отделочные материалы).

Таким образом, проведение выездной налоговой проверки физического лица будет производиться по месту нахождения налогового органа.

При этом налоговый орган вправе:

  • запрашивать необходимые для проверки документы;
  • производить осмотр имущества проверяемого физического лица, находящегося в его нежилых помещениях;
  • допрашивать в качестве свидетеля физических лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля;
  • привлекать специалистов и экспертов;
  • истребовать у лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого физического лица, эти документы или информацию.

Как налоговики проводят осмотр?

Доступ на территорию или в помещение проверяемого лица должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется:
  • при предъявлении этими должностными лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого лица;
  • при предъявлении служебных удостоверений и мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего камеральную налоговую проверку на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, о проведении осмотра в случаях, предусмотренных п.п.8 и 8.1 ст.88 НК РФ. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа (п.1 ст.91 НК РФ).
Осмотр документов и предметов на территории или в помещении налогоплательщика возможен вне рамок налоговых проверок при согласии налогоплательщика на проведение такого осмотра.
Важно!

А должны ли налоговики заранее уведомлять налогоплательщика о проведении осмотра? Налоговики могут заблаговременно уведомить налогоплательщика, обозначив дату проведения осмотра. Но обязанности предупреждения о предстоящем осмотре помещений и территорий, положения НК РФ не содержат.

Осмотр территории и помещений должен проводиться в рабочее время. Соответственно, проведение осмотра за пределами рабочего времени, определяемого в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, рассматривается как нарушение прав налогоплательщика и отказ налогоплательщика в проведении такого осмотра не противоречит закону.

Однако если налогоплательщик не возражал против продления осмотра за пределами установленной у него продолжительности рабочего времени, то протокол осмотра (при отсутствии других нарушений) будет являться допустимым доказательством.

Налоговики могут осуществлять фото-киносъемку, видеозапись, снимать копии с документов или другие действия предусмотренные законом.

Каких-либо ограничений в отношении конкретных предметов осмотра не установлено. Налоговики могут осматривать любые документы и предметы, имеющие значение для полноты проверки (ст.92 НК РФ).

При этом согласно п.5 ст.99 НК РФ фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, которые получены при производстве осмотра, должны прилагаться к протоколу.

Форма Протокола осмотра территорий, помещений, документов, предметов утверждены Приказом ФНС РФ от 08.05.2015 г. №ММВ-7-2/189@.

А вправе ли налоговики осматривать программы на компьютере?

Осмотр персонального компьютера включает в себя осмотр установленного на нем программного обеспечения, поскольку в силу функционального назначения только таким образом можно установить, какие задачи решает данный персональный компьютер, а также определить, какие технологические, программные процессы осуществлялись налогоплательщиком на данном оборудовании.

Как указали высшие судьи, предусмотренный ст.92 НК РФ осмотр как одно из действий, осуществляемых налоговым органом в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проводимой проверки, предполагает обнаружение, визуальное восприятие и непосредственное исследование материальных объектов, содержащих информацию. Поскольку информация может содержаться не только на бумажном носителе, но и быть представлена в электронно-цифровой форме и содержатся в автоматизированной системе хранения данных, проведение осмотра без изучения содержащихся в компьютере данных не отвечало бы целям его проведения, поскольку сам компьютер, как техническое устройство, не несет информации.

Важно!

Поэтому судьи пришли к выводу о правомерности действий налоговиков, касающихся осмотра программного обеспечения компьютера (Определение ВС РФ от 17.07.2017 г. № 302-КГ17-8315).

В силу ст. 98 НК РФ осмотр помещений и территорий производится в присутствии:
  • проверяющих должностных лиц;
  • понятых.
В том случае, если судом установлено, что осмотр налоговиками производился в отсутствие понятых, то доказательства, полученные в ходе его проведения, будут признаны недопустимыми в силу п.3 ст.64 АПК РФ. Вместе с тем суды, оценив данное доказательство (т.е. соглашаясь с доводом налогоплательщика о том, что налоговый орган в нарушение п. 3 ст.92 НК РФ провел осмотр без участия понятых), могут признать надлежащими выводы инспекции о нереальности осуществления деятельности данным контрагентом (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2017 г. №А19-21556/2016).

Последствия отказа в доступе

Воспрепятствование доступу должностных лиц на территорию или в помещения налогоплательщика заключается в незаконном отказе в доступе должностному лицу налогового органа, проводящего налоговую проверку, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения (пп.7 п.1 ст.31 НК РФ, ст.19.7.6 КоАП РФ).

В этом случае руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом.

Помимо административного штрафа на должностных лиц в размере 10 тыс. рублей, налоговики вправе по имеющимся у них данным о проверяемом лице или по аналогии самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет (п.3 ст.91 НК РФ, Определение ВС РФ от 24.10.2017 г. № 308-КГ17-15031). А это может повлечь за собой серьезные доначисления налогов для компании, правомерность которых трудно будет оспорить в суде.

Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика, плательщика сбора,

налогового агента должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента (п. 1 ст. 91 НК РФ).

Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом (п. 2 ст. 91 НК РФ).

При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (за исключением жилых помещений) руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом. На основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате. В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись (п. 3 ст. 91 НК РФ). Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается (п. 4 ст. 91 НК РФ).

Осмотр. Должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов (п. 1 ст. 92 НК РФ).

Осмотр документов и предметов вне рамоквыезд-ной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра (п. 2 ст. 92 НК РФ).

Осмотр производится в присутствии понятых. При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты (п. 3 ст. 92 НК РФ).

В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия (п. 4 ст. 92 НК РФ).

О производстве осмотра составляется протокол (п. 5 ст. 92 НК РФ).

51. Порядок истребования документов. Выемка документов и предметов

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов (п. 1 ст. 93 НК РФ).

Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством РФ. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования. В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа (п. 1 ст. 94 НК РФ).

Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время (п. 2 ст. 94 НК РФ).

Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист. До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности (п. 3 ст. 94 НК РФ).

Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно. При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов (п. 4 ст. 94 НК РФ).

Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки (п. 5 ст. 94 НК РФ).

При осуществлении налогового контроля инспекторы могут произвести осмотр помещения, используемого для извлечения дохода либо связанного с содержанием объектов налогообложения. В статье будут рассмотрены те моменты, на которые налогоплательщику полезно будет обратить внимание при проведении у него осмотра помещений сотрудниками инспекции.

Согласно действующему законодательству осмотр помещения субъектов предпринимательской деятельности налоговики могут провести только в рамках выездной проверки.
С 1 января 2015 г. право проводить осмотр территории налогоплательщика будет у инспекторов и в рамках камеральной проверки декларации по НДС. Такое право обусловлено изменениями в п. 1 ст. 92 Налогового кодекса, внесенными Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ. Согласно поправкам инспекция сможет осуществлять осмотр помещений проверяемого лица при следующих обстоятельствах:
- при представлении декларации по НДС с заявленной суммой налога к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ);
- при выявлении противоречий, которые дают основания полагать о фактах занижения налога к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).
До таких изменений в судебной практике сложилась позиция, состоящая в том, что осмотр помещений и территорий, используемых фирмой для извлечения дохода, не может рассматриваться в качестве самостоятельной формы налогового контроля и осуществляться вне рамок выездной проверки.
Такой вывод отражен в п. 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 57). До этого Постановления решения судов не были однозначными по вопросу правомерности проведения осмотра в рамках камеральной налоговой проверки.
Например, арбитры в Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 25.11.2013 по делу N А28-12582/2012, ФАС Северо-Западного округа от 26.04.2011 по делу N А05-6756/2010 пришли к выводу о допустимости осмотра помещений налогоплательщика только в рамках выездной проверки. Другая группа судов исходила из возможности проведения осмотра помещений и территорий фирмы и в ходе камеральной налоговой проверки (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29.06.2011 по делу N А46-14218/2010, от 22.03.2011 по делу N А75-6609/2010).
Такой вывод суды делали из положений ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", в которой закреплено, что инспекции могут в целях осуществления налогового контроля производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых организациями и гражданами для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения. Также суды отмечали, что согласно пп. 6 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса инспекции вправе осматривать (обследовать) любые помещения, используемые фирмой для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения.

Осмотр помещений контрагента

В судебной практике существуют две противоположные позиции касательно правомерности проведения осмотра территории и помещений контрагента проверяемой фирмы.
Некоторые суды указывали на то, что ст. 92 Налогового кодекса не содержит запрета на осмотр помещений и территорий контрагентов проверяемого плательщика с целью подтверждения информации, отраженной в представленных им первичных документах (например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.09.2010 по делу N А33-916/2010).
При этом осмотр помещений контрагента в рамках встречной проверки может рассматриваться как допустимое доказательство, даже если представитель проверяемого налогоплательщика не участвовал в самой процедуре осмотра (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.02.2010 по делу N А44-3520/2009).
Согласно другой позиции исходя из содержания ст. 92 Налогового кодекса инспекция может осуществлять осмотр помещений только того лица, которое проверяют (Постановление ФАС Поволжского округа от 08.12.2011 по делу N А55-3314/2011).

Процедура проведения осмотра

Осмотр помещений налогоплательщика может быть осуществлен только при наличии у проверяющих мотивированного постановления должностного лица инспекции, утвержденного ее руководителем (или его заместителем). При этом сотрудники налогового органа для получения доступа на территорию или в помещения фирмы должны предъявить служебные удостоверения (п. 1 ст. 91 НК РФ).

Обратите внимание! Основанием для проведения осмотра служит мотивированное постановление должностного лица, утвержденное руководителем (заместителем руководителя) налогового органа (п. п. 8, 8.1 ст. 88, ст. 92 НК РФ в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ).

Требования к процедуре осмотра помещений и территорий такие:
- присутствие понятых;
- лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель (наличие полномочий представителя должно быть подтверждено доверенностью) имеют право присутствовать при проведении осмотра;
- при необходимости могут быть привлечены специалисты (например, для обмера торговой площади, участка земли);
- составление протокола о проведении осмотра.
В необходимых случаях при осмотре могут сниматься копии с документов, производиться фото- и видеозапись или другие действия (ст. 92 НК РФ). При этом такие материалы проверки должны быть приложены к протоколу осмотра (п. 5 ст. 99 НК РФ).
Отметим, что в Налоговом кодексе нет прямых предписаний, обязывающих проверяющих извещать фирму о проведении осмотра ее помещений и территорий.
В Налоговом кодексе и Приказе ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" не предусмотрены форма и порядок уведомления налогоплательщиков о проведении осмотра территорий (помещений).
В то же время п. 3 ст. 92 Налогового кодекса указывает на право налогоплательщика (его представителя) на участие в процедуре осмотра. При этом изложение этой нормы Налогового кодекса именно в таком контексте не освобождает инспекцию от исполнения ее обязанностей об уведомлении организации о времени и месте контрольного мероприятия. В противном случае нарушается его право на участие в проведении действий по осуществлению налогового контроля. Составленный при таких обстоятельствах протокол осмотра нельзя будет учитывать как надлежащее доказательство (Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.07.2013 по делу N А28-12582/2012).
Отметим, что понятыми могут быть только лица, не заинтересованные в исходе дела (п. 3 ст. 98 НК РФ).
Есть судебная практика, согласно которой проверяющие не могут привлекать для этих целей работников налогоплательщика. Протокол осмотра, подписанный такими лицами, не может быть надлежащим доказательством для рассмотрения дела. Такие выводы, например, отражены в Постановлении ФАС Московского округа от 03.12.2010 N КА-А40/15062-10. Однако есть судебные решения о том, что участие понятых из числа сотрудников организации не явилось основанием для признания процедуры осмотра проведенной с нарушением п. 3 ст. 92 Налогового кодекса.
Так, например, судом был рассмотрен спор о результатах налоговой проверки, в ходе осуществления которой был проведен осмотр помещений фирмы. При этом осмотре в присутствии понятых из числа работников проверяемой организации налоговики обнаружили в тумбочке главного бухгалтера печати других фирм. Впоследствии по хозяйственным операциям с этими фирмами проверяемому лицу были доначислены суммы налогов (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2014 N 09АП-35581/2014 по делу N А40-7856/14).

Препятствование осмотру помещений

В том случае, если проверяемое лицо препятствует доступу в помещения должностных лиц, проводящих налоговую проверку, руководитель проверяющей группы составляет акт, который подписывается им и проверяемым лицом.
Незаконный отказ в доступе или незаконное ему воспрепятствование в помещение проверяющим влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10 тыс. руб. (ст. 19.7.6 КоАП РФ). Возможно, вскоре штрафные санкции будут скорректированы за это правонарушение и составят от пяти до 10 тыс. руб. (п. 68 ст. 1 проекта федерального закона N 619519-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях").
При составлении такого акта у инспекции есть основания самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате, исходя из имеющихся у нее данных (п. 3 ст. 91 НК РФ).
Акт осмотра, составленный в спорной ситуации, может повлечь за собой существенные налоговые риски и санкции в отношении проверяемой организации.
Что в таком случае следует понимать под воспрепятствованием проведению осмотра, возможно, фирме и налоговому органу придется выяснять в судебном порядке.
Отметим по этому поводу интересный спор, рассмотренный арбитрами. Согласно материалам дела налоговый орган произвел наружный осмотр помещения в отсутствие проверяемого лица. В момент осмотра дверь в помещение была закрыта, на двери была вывеска с наименованием проверяемого лица. При таких обстоятельствах инспекция не смогла доказать факт воспрепятствования доступу должностных лиц, проводящих налоговую проверку, в помещение фирмы. При этом из протокола осмотра следовало, что представитель налогоплательщика не присутствовал при осмотре, а значит, и не мог отказать (воспрепятствовать) доступу в помещение (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.01.2014 по делу N А56-32593/2013).

Протокол осмотра помещения как доказательство

Протокол осмотра может быть принят во внимание в ходе рассмотрения материалов дела в суде. В связи с этим нельзя недооценивать его значимость.
Согласитесь, организации будет затруднительно отстаивать правомерность понесенных расходов, отраженных в учете в целях налога на прибыль, или заявленных вычетов по НДС, если проверяющие придут к выводу о невозможности осуществления спорных сделок при осмотре помещений фирмы (ее контрагентов).
В зависимости от обстоятельств отдельного спора протокол осмотра не всегда может быть признан надлежащим доказательством по делу. Результат осмотра территории организации может лишь предполагать возможность установления фактических обстоятельств в отношении объектов налогообложения в ходе проверки.
Например, визуальный осмотр не позволяет сделать однозначный вывод о вместимости арендованных складских помещений (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.08.2014 по делу N А06-9737/2013).
На практике возникают споры о том, создавалось ли организацией обособленное подразделение или нет. Ведь если фирма ведет свою деятельность таким образом, что согласно законодательству у нее есть обособленное подразделение, о котором она не сообщила в налоговый орган, то ей грозят штрафные санкции за такое правонарушение.
При рассмотрении споров по подобным вопросам суды отмечают необходимость проведения осмотров помещения обособленных подразделений.
В таких случаях протокол осмотра помещения может быть ключевым доказательством осуществления фирмой деятельности через обособленное подразделение (Постановление ФАС Центрального округа от 09.10.2013 по делу N А09-11035/2012).
Результаты осмотра сотрудниками инспекции территории и помещений налогоплательщика можно обоснованно поставить под сомнение по ряду причин. Основания для этого в отношении каждой организации индивидуальны и зависят от экономического смысла деятельности проверяемого лица и соблюдения процедуры осмотра налоговым органом.

Сама по себе процедура осмотра территорий и помещений организации налоговым инспектором, вроде бы, безобидна. Пришел инспектор, осмотрел, составил протокол, дал подписать представителю организации и ушел. Однако, когда в ходе осмотра выявлены факты, влияющие на налогообложение, протокол осмотра может стать доказательством, позволяющим налоговикам доначислить организации налоги, пени и штрафы. Поэтому важно знать, когда и что налоговые органы вправе осмотреть.

Зачем налоговикам нужны осмотры

Цель проведения любого осмотра - установить обстоятельства, которые могут свидетельствовать о допущенных налогоплательщиком нарушениях. К примеру, проводя осмотр территорий и помещений вашего контрагента, налоговики надеются выяснить, что он:
(или ) не находится по месту своей регистрации;
(или ) не обладает реальной возможностью (так как нет необходимого персонала или производственных мощностей) произвести то количество продукции, которое вы у него купили, либо выполнить те работы и услуги, расходы на приобретение которых вы учли для целей налогообложения и по которым вы .
В результате они могут обвинить вас в получении необоснованной налоговой выгоды (Пункт 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53) и снять вам и расходы, и вычеты НДС.
Помещения и территории самого налогоплательщика обычно осматривают, чтобы проверить соответствие некоторых задекларированных им данных реальному положению дел. Например, налоговики могут проверить площадь торгового зала, что имеет значение при уплате ЕНВД, или количество игровых автоматов, которое влияет на налог на игорный бизнес.

Когда по НК могут провести осмотр

Осмотр упоминается во многих нормах Налогового кодекса (Подпункты 6, 7 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 82, п. 13 ст. 89, п. 2 ст. 91 НК РФ), а процедура его проведения четко изложена в ст. 92 НК РФ. При этом в Кодексе приводятся такие процедуры контроля, как осмотр документов, предметов и помещений (территорий). Причем прямо сказано, что осмотр предметов инспектор может провести вне рамок выездной проверки (Пункт 2 ст. 92 НК РФ).
Вместе с тем территории и помещения нельзя отнести к предметам. Поэтому доступ на территорию или в помещение организации налоговые инспекторы могут получить, лишь предъявив (Пункт 1 ст. 91 НК РФ):
- решение о ;
- служебные удостоверения.
Должности и Ф.И.О. явившихся к вам инспекторов должны совпадать с теми, которые указаны в решении (Пункт 2 ст. 89 НК РФ). Кроме того, налоговый инспектор вправе осмотреть только территории и помещения, принадлежащие именно проверяемому налогоплательщику (Пункт 1 ст. 92 НК РФ). А провести, к примеру, в рамках проверки вашей организации осмотр помещений ваших поставщиков налоговики не вправе. И если осмотры проведены с нарушениями, протоколы этих осмотров не могут быть доказательством по делу о налоговом правонарушении (Пункт 4 ст. 101 НК РФ; п. 3 ст. 64, ст. 68 АПК РФ).
В то же время в НК РФ не урегулирован вопрос о том, можно ли осматривать помещения и территории контрагентов налогоплательщика, в отношении которого проходит выездная проверка, с согласия этого контрагента. Это порождает споры о законности полученных при таком осмотре доказательств.

Рассказываем руководителю
Можно не пускать на свою территорию или в помещение налоговых инспекторов , если:
(или ) они не предъявили вам решение о проведении в отношении вас выездной проверки;
(или ) их должности и Ф.И.О. не указаны в решении о проведении в отношении вас выездной проверки.
За это организации ничего не грозит.

Как проводят осмотры на практике

К сожалению, положения НК инспекторам зачастую не указ. Они осматривают помещения и территории:
- в рамках камеральных проверок;
- принадлежащие не только организациям, в отношении которых проводят налоговую проверку, но и их контрагентам.
Ссылаясь на п. 3.1 ст. 7 Закона о налоговых органах (Закон от 21.03.1991 N 943-1), они считают себя вправе в любое время осматривать любые помещения и территории, используемые организациями и гражданами для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения. При этом они абсолютно игнорируют тот факт, что та же норма Закона указывает, что осмотры должны проводиться в порядке, установленном НК РФ. То есть с учетом всех тех ограничений, о которых мы уже говорили.
Вместе с тем эту позицию налоговиков иногда разделяют и суды (Постановления ФАС ЗСО от 18.11.2008 N Ф04-6982/2008(15881-А75-27); ФАС СКО от 05.05.2008 N Ф08-2390/2008; ФАС ЦО от 05.06.2006 по делу N А54-8117/2005-С18).
Хотя некоторым налогоплательщикам удавалось убедить судей в том, что подобные осмотры незаконны и протоколы, составленные в ходе таких осмотров, не могут использоваться в качестве доказательства по делу о налоговом правонарушении (остановления ФАС УО от 02.11.2010 N Ф09-9110/10-С3, от 25.01.2010 N Ф09-11201/09-С3; ФАС ЦО от 11.07.2008 по делу N А64-6856/07-19). Правда, стабильно занимают сторону налогоплательщиков в таких спорах только ФАС Северо-Западного и ФАС Уральского округов.

В спор о правомерности проведения осмотра в рамках камеральной проверки вмешался и ВАС РФ. Уже подготовлен проект постановления Пленума, в котором ВАС РФ разъясняет, что осмотр помещений и территорий не является самостоятельной формой налогового контроля и не может проводиться вне рамок выездной проверки. А вот вопрос о законности осмотров территорий и помещений контрагентов проверяемых налогоплательщиков пока останется спорным.

К сведению
С проектом постановления Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" вы можете ознакомиться на его сайте:
www.arbitr.ru ("Проекты документов ВАС РФ" -> "13.09.2011").

50. Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки

Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика, плательщика сбора,

налогового агента должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента (п. 1 ст. 91 НК РФ).

Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом (п. 2 ст. 91 НК РФ).

При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (за исключением жилых помещений) руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом. На основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате. В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись (п. 3 ст. 91 НК РФ). Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается (п. 4 ст. 91 НК РФ).

Осмотр. Должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов (п. 1 ст. 92 НК РФ).

Осмотр документов и предметов вне рамоквыезд-ной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра (п. 2 ст. 92 НК РФ).

Осмотр производится в присутствии понятых. При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты (п. 3 ст. 92 НК РФ).

В необходимых случаях при осмотре производятся фото– и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия (п. 4 ст. 92 НК РФ).

О производстве осмотра составляется протокол (п. 5 ст. 92 НК РФ).

Из книги Актуальные вопросы исчисления и уплаты НДС автора Лермонтов Ю М

8. Определение налоговой базы при ввозе товаров на территорию Российской Федерации: сложные ситуации Согласно п. 1 ст. 160 НК РФ при ввозе товаров (за исключением товаров, указанных в п. 2 и 4 ст. 160 настоящего Кодекса, и с учетом ст. 150-152 НК РФ) на таможенную территорию

автора

Из книги Все налоги России 2013 автора Семенихин Виталий Викторович

Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г

48. Порядок проведения камеральной налоговой проверки Камеральная налоговая проверка проводится по местонахождению налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности

Из книги Как подготовиться и вести себя при проверках. Что от вас скрывают проверяющие органы автора Химич Николай Васильевич

6. Требования налоговых органов к применению ККТ Вы должны запомнить на всю свою сознательную жизнь, что все вопросы регулирования - приобретения и применения кассовых аппаратов рассмотрены в законе № 54-ФЗ от 22.05.2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при

Из книги Налоговый арбитраж: практика решений налоговых споров автора Сальникова Людмила Викторовна

3. Дела об обжаловании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц Самую большую группу налоговых споров составляют дела об обжаловании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых

автора Семенихин Виталий Викторович

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц Глава 5. Налоговые органы. Таможенные

Из книги Все налоги России 2012 автора Семенихин Виталий Викторович

Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц Глава 19. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лицСтатья 137. Право на обжалованиеКаждое лицо имеет право обжаловать акты

автора Смирнов Павел Юрьевич

41. Права налоговых органов (начало) Налоговые органы вправе:– требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

43. Обязанности налоговых органов На налоговые органы возлагаются обязанности, исполнение которых служит гарантией реализации прав налогоплательщиков.Основные обязанности следующие:– соблюдать законодательство о налогах и сборах;– осуществлять контроль за

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

53. Обжалование актов налоговых органов, действия, бездействия их должностных лиц Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Так, например,

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

62. Приостановление проведения выездной налоговой проверки Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:1) истребования дополнительных документов (информации) в соответствии с пунктом 1 ст.

автора Семенихин Виталий Викторович

1.6. Порядок проведения выездной налоговой проверки В п. 1 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определен основной признак выездной налоговой проверки: она проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя

Из книги Налоговые проверки. Как с достоинством выдержать визит инспекторов автора Семенихин Виталий Викторович

1.7. Сроки проведения выездной налоговой проверки и их продление Налоговое законодательство устанавливает несколько видов сроков для выездной налоговой проверки, такие как сроки проведения проверки; сроки продления проверки; сроки приостановления проверки; специальные

Из книги Налоговые проверки. Как с достоинством выдержать визит инспекторов автора Семенихин Виталий Викторович

1.11. Доступ на территорию плательщика при выездной налоговой проверке Право доступа должностного лица налогового органа на территорию или в помещение налогоплательщика является необходимым условием совершения определенных процессуальных действий, предусмотренных

Из книги Налоговые проверки. Как с достоинством выдержать визит инспекторов автора Семенихин Виталий Викторович

2.2. Сроки проведения камеральной налоговой проверки и их продление Действующее налоговое законодательство устанавливает четкий срок, отведенный представителям налоговых органов на осуществление камеральной налоговой проверки. При этом, если ранее Налоговый кодекс