Развитие остроумия. Упражнение: поток сознания. Как развить находчивость и остроумие. Будьте уместны

Задумайтесь о том, что заставляет вас смеяться. Смех по своей природе - явление непроизвольное. Притом, что человек вполне способен удержаться от смеха (не всегда успешно), любому из нас очень сложно рассмеяться по требованию, и такой смех обычно звучит неестественно. К счастью, смех заразителен (вероятность засмеяться в присутствии других людей возрастает приблизительно в 30 раз), а в социальном плане гораздо проще рассмеяться, когда смеются окружающие.

Учитесь смеяться даже в скучной и несмешной обстановке. Чем менее забавным будет само место, тем проще внести в ситуацию неожиданный юмористический элемент. Может оказаться, что проще рассмешить людей в офисе, чем в клубе стэнд-апа.

  • Вот почему в сериале «Офис» в качестве места событий используется обычный офис в его самых скучных проявлениях. Они даже перекладывают бумаги с места на место. Что может быть скучнее?! Мы не привыкли рассматривать офис, как веселое место, поэтому, когда в нем происходит что-то смешное, это особенно смешно.
  • Научитесь оценивать по достоинству остроумную игру слов и каламбуры. Очень часто комический эффект возникает в результате языковой путаницы (непреднамеренной) или игры слов (умышленной). Иногда людям смешно, когда мы имели в виду одно, а сказали другое.

    • Принято считать, что оговорки по Фрейду - это лингвистические ошибки, разоблачающие истинные мысли человека (зачастую сексуального характера), расходящиеся с тем, что он хотел сказать.
    • Остроумная игра слов - более умышленный прием: «Любишь кататься - люби и катайся!» Или такой пример, когда меняются местами слова «хоккей» и «драка»: «Хотел вчера сходить на драку, но хоккей все испортил!»
  • Цените иронию. Вероятно, в юморе нет ничего более цитируемого, но и зачастую наиболее неправильно воспринимаемого, чем ирония. Она возникает, когда появляется разрыв между нашими ожиданиями от заявления, ситуации, изображения и реальным положением вещей.

    • Комедиант Джеки Мэнсон проиллюстрировал иронию следующей шуткой: «Мой дедушка всегда советовал мне не следить за деньгами, а следить за здоровьем. И в один прекрасный день, когда я следил за здоровьем, кто-то украл мои деньги. Это был мой дедушка».
    • Эта шутка противоречит всеобщим ожиданиям: дедушки - милые, добродушные, совершенно безвредные люди, и их советы должны быть искренними. А шутка смешная потому, что в ней дедушка представлен хитрым мошенником и обманщиком.
  • Поверьте в свое внутреннее чувство юмора. Чувство юмора не купишь в магазине. То, что делает вас остроумным, присуще исключительно вам, и основано на вашем мировоззрении. Верьте, что в вас есть веселая искорка. В детстве мы начинаем смеяться уже в 4 месяца, и все дети естественным образом становятся забавными еще в дошкольном возрасте, используя юмор, чтобы развлечь себя и окружающих. Юмор уже в вас, и все, что нужно - просто выпустить его на свободу!

    Вводите в заблуждение. Это как раз то, о чем говорилось ранее, как о сюрпризе. Вы создаете разницу между ожиданиями человека и тем, что происходит на самом деле. В словесных шутках этот элемент используется на максимально возможном уровне, чтобы направить ваше внимание в ложном направлении так же, как это делают фокусники.

    • Например: «Слышу, кто-то ходит в шкафу. Открываю - а там вещи из моды выходят». Эта шутка работает, потому что вам приходится толковать ее двояко, а мозг какое-то время находится в замешательстве от неспособности воспроизвести обычную картину.
    • На этом приеме основаны многие популярные анекдоты про Штирлица: «Штирлиц открыл окно. В окно дуло. Штирлиц закрыл окно. Дуло исчезло». Или вот строчка Родни Дэжерфилда: «В ту ночь жена встретила меня у двери в сексуальном пеньюаре. К сожалению, она тоже возвращалась домой».
  • Куйте железо, пока горячо. Своевременность очень важна, ведь если слишком долго раздумывать над ситуацией или шуткой, смешной момент пролетит мимо. Вероятно, именно поэтому не срабатывают шутки, которые люди слышали ранее, так как знание шутки притупляет остроту юмора, потому что мозг уже знаком с ситуацией. Реагируйте быстро и шутите, пока царит веселая атмосфера.

    • Остроумные ремарки и ответы могут быть очень смешными. Человек может сказать что-то, само по себе не смешное, а вы ответьте ему фразой, которая сделает его слова смешными. Своевременность здесь играет решающую роль. Остроумный ответ должен быть быстрым и полностью оформленным. Например, приятель по какой-либо причине думает о волосах и говорит: «Тебе не кажется странным, что волосы растут только на голове и лобке?» Он может вообще не ожидать какого-либо ответа, но вы скажите: «Говори за себя!»
    • Если момент неподходящий, не встревайте с шуткой. Худшее, что может сделать юморист - пытаться пошутить, когда удачный момент прошел. Не переживайте, у вас будет множество возможностей нарушить тишину своей хлесткой шуткой.
  • Помните о ситуациях, когда юмор неуместен. Будьте особенно осторожны с шутками и розыгрышами на похоронах и свадьбах, в местах отправления культа (религиозных мероприятий) и всякий раз, когда ваш юмор может быть ошибочно воспринят, как домогательство или дискриминация. Кроме того, не забывайте, что розыгрыш физического характера может нанести человеку вред.

    Будьте наблюдательны. Джерри Сайнфелд и другие комики заработали миллионы долларов на остроумных наблюдениях, основанных на повседневных событиях и впечатлениях. Если вы много знаете, вы можете значительно развить свой юмористический потенциал, но ничто не сравнится со способностью многое видеть . На самом деле множество людей с энциклопедическими знаниями не замечают в вещах ничего смешного. Ищите смешное в повседневных ситуациях и старайтесь заметить то, чего не видят другие. Зачастую нечто забавное, что произошло у всех на глазах, но осталось незамеченным, производит наибольший юмористический эффект.

    Запоминайте некоторые остроты. Они могут просто затмить всех. Писательница Дороти Паркер была бесподобна в остротах. Например, когда ей сказали, что умер экс-президент Калвин Кулидж, известный своей исключительной молчаливостью, она ответила: «А как это определили?»

    • От вас потребуется находчивость и готовность выстреливать остротами, а изучение чужих острот, вдохновит на сочинение собственных. Кстати, о самом Калвине Кулидже. Как-то к нему пришла одна женщина и сказала: «Мистер Кулидж, я поспорила с другом, который сказал, что я не смогу вытянуть из вас больше двух слов». Кулидж ответил: «Вы проиграли».
  • Сохраняйте вдохновение

    1. Учитесь у остроумных людей. Так вы можете значительно расширить свои возможности. Будь то профессиональные комики, ваши родители, дети или начальник, учитесь на их примере - это ключ к тому, чтобы самому стать остроумным. Обращайте внимание на самые смешные фразы и поступки этих людей, и определите, что вас восхищает в них больше всего. Даже если все, чем вы занимаетесь, это сбор собственного юмористического арсенала из восхитительных острот каждого человека, вы все равно значительно улучшаете свое чувство юмора. Действуя таким образом, вы разрабатываете инструментарий методов, которые можно использовать, чтобы быть смешным.

      • В последние годы юмор нескончаемым штурмом заполняет просторы интернета. Существуют комедийные подкасты, доступные для бесплатного просмотра, которые содержат веселые интервью, шутки и рассказы. Вы можете загрузить их на мобильное устройство и удивлять окружающих взрывами смеха, когда вы в наушниках едете в автобусе или метро.
    2. Смотрите смешные передачи. Существует множество телепрограмм, сериалов и фильмов, наполненных превосходным юмором. Британцы, например, предпочитают сухой, остроумный юмор, касающийся, прежде всего, вопросов их собственной культуры, в то время как американцы любят больше фарса, юмора физического характера, основанного на половых и расовых особенностях. Пропустив через себя множество шуток различных народов, вы сможете легче понять, что считается смешным в разных культурах.

      • Смотрите выступления мастеров импровизации. Все хорошие комики способны импровизировать, но те, для кого это основное амплуа и способ заработка, особенно хороши. Посетите шоу импровизаций и поучаствуйте в нем по максимуму. Сможете хорошо посмеяться и понаблюдать, как именно мастера берут неопределенные, неизвестные сценарии и мгновенно превращают их в нечто смешное.
    3. Изучайте всевозможные факты, чтобы иметь материал для шуток. Гораздо легче найти смешные моменты в том, в чем хорошо разбираетесь. Это может быть жизнь в вашем офисе, глубокие познания в поэзии XVII века или даже набор смешных историй о рыбалке, которая пошла не по плану. Однако какой бы ни была тема, она должна находить отклик у ваших слушателей. Вряд ли шутки о поэзии XVII века повеселят компанию футбольных фанатов!

      • Расширяйте свой кругозор, чтобы быть готовым поддержать любую тему. Если вы способны внести долю юмора в разговор и о физике, и о Пэрис Хилтон, вы на правильном пути. Будет особенно смешно, если вы сможете провести интересную параллель между этими двумя абсолютно разными темами.
      • Развивайте свой интеллект. В каком-то смысле, быть остроумным - значит просто уметь показать, что вы достаточно умны , чтобы увидеть смешное там, где другие его не заметили. Комики занимаются этим постоянно. Например, они обращают внимание на гигиенические обычаи духовенства или процесс разведения шимпанзе, и с легкостью обыгрывают их в юмористической форме так, чтобы все было знакомо и понятно среднестатистическому человеку.
    4. Читайте, читайте и еще раз читайте. Не пропускайте ни одной смешной книги и читайте при каждом удобном случае. Химики стали химиками благодаря чтению учебников по химии и практике, спортивные журналисты вошли в профессию благодаря чтению о спорте и написанию спортивных статей, вы же станете остроумным, если будете читать и применять шутки.

      • Илью Ильфа и Евгения Петрова, Михаила Зощенко, Аркадия Аверченко, Тэффи, Джеймса Тербера, П. Г. Вудхауза, Стивена Фрая, Билла Брайсона, Дугласа Адамса, и так далее (не забывайте о детских книгах хороших авторов, ведь они могут быть потрясающим источником отличного юмора).
      • Читайте сборники анекдотов. Вам не повредит запомнить некоторые из них. Это вдохновит вас на создание собственных шуток и оттачивание остроты языка. Увидев хорошую шутку, постарайтесь проанализировать ее, равно как и постарайтесь понять, почему та или иная шутка не смешная. То, что вы сочинили шутку, еще не значит, что она хорошая. Довольно тяжело оценивать собственную работу объективно, так что лучше узнать мнение о ней малознакомого постороннего человека (у которого не будет причин подслащивать пилюлю).
    5. Будьте активным слушателем и узнавайте как можно больше о юморе. Внимательно слушайте окружающих, пытайтесь действительно услышать и понять, что они имеют в виду. Признайте, что вам всегда будет чему поучиться у других в плане юмора. Если вы фокусируетесь на других, а не на себе, вы лучше поймете, как подбодрить и поддержать человека при помощи юмора. Кроме того, это позволит вам подмечать мелкие радости жизни, что сделает ваш юмор более правдоподобным и естественным.

    • Не забывайте о культурных особенностях. Например, то, что рассмешит американцев, может вызвать недоумение у французов. Старайтесь найти универсальные истории, понятные всем слушателям.
    • Если кто-то в классе посмотрит на вас во время контрольной работы, скорчите смешную гримасу, пока учитель не видит. В зависимости от характера человека, это может очень рассмешить его.
    • Не смейтесь над своими шутками до тех пор, пока не засмеются другие. Людям покажется, что вы слишком сильно стараетесь показаться смешным. Кроме того, это может испортить момент, и никто больше не засмеется.
    • Тренируйте свое чувство юмора. Совершенствование требует практики, но важно поначалу практиковаться среди хорошо знакомых людей и лишь затем расширять свою аудиторию. Семья и друзья с пониманием отнесутся к первым неудачам, но на публике от вас будут ожидать отличного юмора с самого начала. Хорошим стартом будет практика в кругу людей, которым вы доверяете и которые могут дать вам конструктивный совет.
    • Возможно, вы замечали, что многие комики повторяют свои шутки в той или иной версии, вызывая еще больший смех у аудитории, чем в первый раз. Вы тоже можете использовать этот прием. Если определенные шутки вызывают взрыв хохота, можете повторить их чуть позже. Однако общее правило таково, что не стоит пытаться повторять шутку более трех раз.
    • Сохраняйте юмор свежим. Шутки на одну и ту же тему быстро становятся скучными. Учитесь переключаться на новые темы, чтобы ваше остроумие оставалось свежим!
    • Если ждать слишком долго, даже очень смешные комментарии утратят свой эффект. Например, если вы придумали остроумный ответ спустя два часа, вероятно, лучше держать его при себе. Смешно уже не будет.
    • Жестикуляция может помочь в юморе и даже сделает вещи смешнее. Мимика лица также имеет большое значение.
    • Половая принадлежность имеет значение. Мужчины предпочитают рассказывать анекдоты, дразнить и высмеивать, им свойственен более грубый юмор, в то время как женщины чаще рассказывают истории, зачастую в самокритичной манере, вызывая чувство солидарности у других женщин. Интересно, что роли меняются, когда мужчины и женщины встречаются в одной компании. Мужчины склонны поддразнивать меньше, а женщины - больше, направляя остроумие уже не на самих себя, а на мужчин.
    • Помните, что важно оставаться собой. Шутите и острите в своей собственной манере, не пытайтесь никого копировать - если люди раньше слышали ту же шутку в чужом исполнении, они могут и не засмеяться. Так что старайтесь проявлять собственное остроумие, но даже если вы заимствуете шутки у других, следите, чтобы они были действительно смешными, безобидными и не «штампованными».

    Предупреждения

    • Будьте очень осторожны с шутками о священных коровах, таких как религия или политика. Смешным может быть что угодно, но не стоит заходит слишком далеко - вы же хотите развеселить людей, а не оскорбить чьи-либо чувства.
    • Прежде чем шутить, подумайте, уместно ли это в данной ситуации и окружении. И не избирайте себе единственный объект для шуток. Пусть ваш юмор будет направлен на разных людей или события.

    Можно ли научить человека стать по-настоящему остроумным? Многие считают, что воспитать чувство юмора невозможно. Это, мол, от природы - или оно есть или, увы, его нет. Если при встрече знакомый выдает вам массу анекдотов, при этом заходясь от хохота, уверяем вас, это не имеет никакого отношения к настоящему остроумию. Просто он коммуникабельный, легкий, веселый человек, с хорошей памятью и отсутствием комплексов. По-настоящему остроумный человек выберет и запомнит только одну остроту из только что услышанного.

    Он настроен избирательно. У него творческий склад ума. Так что распространенное мнение, что остроумие - это активное проявление чувства юмора, ошибочно.

    Чем юмор отличается от остроумия

    Под юмором чаще всего подразумевается беззлобная насмешка. Чувство юмора проявляется, обычно, в умении отыскать что-то смешное в той ситуации, где нет, казалось бы, ничего смешного. Это чувство как бы оберегает мозг от сильных эмоциональных потрясений.

    Суть же остроумия лучше всего сформулировать так: остроту создают, а смешное находят. В остроумии эмоциональный компонент - только фон, побуждающий мотив, а "действие" происходит в области интеллекта, в то время как в чувстве юмора соотношение обратное - "действие" происходит в эмоциональной сфере, а мыслительные операции лишь запускают реакцию.

    Есть, конечно, люди, обладающие и тем и другим. Несомненно, есть и такие, у которых нет ни того, ни другого. И тут уже дело плохо. Остроумным бывает и изобретение, и оригинальный проект архитектора, и музыкальное произведение, и научное открытие. Как правило, легко отыскать смешное даже в самой неприятной ситуации, если она приключилась с кем-нибудь другим.

    Я обладаю чувством юмора

    В этом убеждено большинство людей.

    Рассказывают, что однажды престарелый драматург Бернард Шоу был сбит с ног на дороге лихим велосипедистом. К счастью, оба отделались легким испугом. Когда смущенный виновник столкновения стал сконфуженно извиняться, Б. Шоу прервал его словами: "Да, вам не повезло. Прояви вы чуть больше энергии - и вы бы заработали себе бессмертие, став моим убийцей".

    Немногие люди - даже и более молодые - нашли бы в себе достаточно душевной силы, чтобы в подобной ситуации не прибегнуть к брани, к бесполезным упрекам, а ограничиться шуткой.

    С одной стороны, чтобы подняться над трагической ситуацией, суметь взглянуть на себя как бы чужими глазами и отыскать смешное в трагическом, - для этого нужно обладать большой силой духа. Развитое чувство юмора бывает лишь у душевно стойких людей.

    Вас наверняка интересует, как рождаются такие "перлы"? Технология, если так можно выразиться, такова.

    Человек "отчуждается" от самого себя, смотрит на себя как бы со стороны, находит смешное в себе самом, и эта вначале чисто интеллектуальная операция отчуждения (кстати, одно из высших проявлений человеческого сознания) смещает его "эмоциональную равнодействующую" в положительную сторону. Если же человек к тому же и остроумен, то в этой ситуации он может создать словесную остроту (подобную приведенной чуть выше шутке Бернарда Шоу).

    Чувство юмора и остроумие оказываются в этом случае слитыми воедино. Неиссякаемый оптимизм Великого комбинатора Остапа Бендера - одна из главных причин неотразимого обаяния этого симпатичного всем авантюриста - неотделим от его великолепного юмора. Ильф и Петров, не поскупившись, наделили его этим качеством, и чувство юмора не покидает Остапа ни в каких, даже самых трудных переделках, помогает ему перенести всевозможные невзгоды и крушения планов.

    Даже потерпев полное фиаско при попытке перейти границу и безбедно зажить миллионером в Рио-де-Жанейро, ограбленный и избитый Остап не лишается чувства юмора, о чем красноречиво свидетельствует его громогласно провозглашенное намерение переквалифицироваться в управдомы. Без чувства юмора он просто не в силах был бы перенести все выпавшие на его долю передряги и злоключения. Функция чувства юмора в данном случае - обеспечить удовлетворительное самочувствие в далеко не удовлетворительной ситуации.

    Юмор ситуации и юмор характера

    Следует различать эти два вида юмора. В первом случае юмор улавливается только зрителями, а действующие лица сами остаются вполне серьезными. Во втором случае юмор улавливается одним из действующих лиц и уже через его восприятие доходит до читателя.

    Приведем пример. Юмор первого типа мы находим у Джером К. Джерома в книге "Трое в одной лодке". Все действующие лица сохраняют полную серьезность, и читатель сам - с помощью автора - проделывает всю работу по отысканию смешного. А вот Илья Ильф и Евгений Петров наделили чувством юмора своего героя, и многие смешные черточки читатель как бы видит глазами Великого комбинатора.

    Таким образом, можно дать следующее определение: остроту создают (работа остроумия), а смешное находят (функция чувства юмора).

    В остроумии можно выделить два основных компонента - способность к избирательным ассоциациям и к мгновенной критической оценке собственной речевой продукции. Однако остроумие проявляется не только в создании остроты, но и в ее восприятии, оценке. Рассмотрим элементарную и весьма распространенную ситуацию - восприятие анекдота.

    Анекдот - это короткий рассказ, устный или письменный. После краткой экспозиции излагается заключительная мысль, для уяснения которой требуется некоторое усилие, умственная работа. Если мысль эта станет сразу же ясна или, напротив, понадобится слишком долго доискиваться до нее, то эффект остроумия в значительной мере ослабеет, а иногда и вовсе улетучится.

    Случаи, когда острота "доходит" до слушателей спустя несколько дней и вызывает смех, не так уж редки. Но все же существует некоторое оптимальное время "уяснения". Можно возразить на это, что время реакции (или время уяснения остроты) зависит от способностей и подготовки слушателя. Верно. Оценить остроту, воспринять ее соль - это не пассивный процесс, а активная работа мышления.

    Чтобы оценить шутку, - для этого тоже нужно быть остроумным. Но это остроумие уже другого рода, если можно так выразиться, остроумие восприятия, и оно отличается от творческого остроумия, которое требуется, чтобы шутку создать. И это "остроумие восприятия" неодинаково у разных людей. Поэтому одна и та же шутка одному кажется пределом остроумия, а другого заставляет недоуменно пожимать плечами.

    Марк Твен в очерке "Публичные чтения" рассказал, как, путешествуя по Европе и выступая с чтением юмористических рассказов, заметил любопытную вещь: один из рассказов иногда вызывал гомерический хохот, изредка - недружелюбный смех, а иной раз реакции вовсе не было, не удавалось вызвать даже подобие улыбки.

    Оказалось, что все зависело от того, какую паузу он выдерживал перед последней фразой рассказа. Если он угадывал паузу точно - все оглушительно смеялись. Если чуть-чуть не додерживал - то смех был не столь громким. А если пауза оказывалась хоть немного длиннее - никто не смеялся, эффект пропадал.

    В мировой литературе есть множество блистательных острот, настоящих жемчужин. Но когда их сводят воедино, издавая сборники, то, как правило, такие коллекции острот не очень привлекательны, читаются с трудом и быстро надоедают. И происходит это потому, что наш мозг "тормозит" при постоянном и длительном давлении и реакция на раздражитель угасает. Это мы доходчиво попытались объяснить то, что доказал академик И.П. Павлов. Можно восстановить угасшую реакцию только после некоторой паузы, т.е. отдыха. При этом отдых не должен быть пассивным - нужны другие условные раздражители.

    Непрерывный поток острот вместо смеха начинает вызывать скуку, утомляет, а иной раз даже вызывает досаду.

    Смешное по Фрейду - это экономия

    Разграничение чувства юмора и остроумия может показаться непривычным, но оно уже и не ново. Так, английский писатель Джордж Мередит критерием чувства юмора считал способность найти смешное в том, что человек любит. Другой, более трудный критерий - найти смешное в себе самом, представить себя смешным в глазах другого человека.

    Вполне последовательное различие между чувством юмора и остроумием проводил австрийский психоневролог Зигмунд Фрейд. Фрейд выводит это различие из представлений об экономии психической энергии. Остроумие экономит психическую энергию за счет того, что уменьшается необходимость тормозить свои побуждения и импульсы. Остроумие - это отдушина для чувства враждебности, которое не может быть удовлетворено другим способом.

    Комическое по Фрейду отличается от остроумия тем, что оно неумышленно. Неловкое движение может быть комично, но неостроумно. Восприятие комического Фрейд сводит к такой последовательности: он поступает так - я поступаю по-другому - он поступает так, как я поступал в детстве. Комизм экономит психическую энергию за счет "экономии мышления".

    Наконец, чувство юмора, позволяя увидеть смешную сторону неприятного явления, преобразует боль и гнев в улыбку и смех. Это экономия чувств. Таким образом, Фрейд отличал юмор, остроумие и комизм. Общее здесь - смех и экономия психической энергии: остроумие экономит торможение, комизм - мышление, юмор - чувства.

    Анализировать возникновение смешного - дело неблагодарное. Тем не менее ученые в разные годы пытались это делать, и сегодня можно выделить по крайней мере три уровня анализа: синтаксический, семантический и прагматический.

    Синтаксический анализ определяет правильность или неправильность предложения с точки зрения грамматики. На семантическом уровне определяется разница между осмысленным и бессмысленным, а анализ на прагматическом уровне находит различие между приемлемым и неприемлемым.

    Классификация юмористических приемов

    Величайшие юмористы и сатирики великолепно обходились без всякой теории. Обходятся без нее и современные юмористы-профессионалы. Они используют эту теорию подсознательно, абсолютно не задумываясь о том, что получилось - абсурд, метафора или гипербола. Говорят, острый язык - единственный инструмент, который от постоянного употребления становится еще острее. Остроумие требует тренировки! Владимир Маяковский считал, что остроумие можно оттачивать самостоятельно, и даже мечтал о школах, где будут обучать его приемам.

    Остроумие - это свойство психики, а очень часто просто талант. Но и талантливому человеку не приходят сами собой ни умение, ни тем более мастерство. Нужны обучение, труд и своеобразная тренировка. Итак, познакомьтесь с целой дюжиной приемов, освоив которые, вы непременно станете остроумным человеком.

    Остроумие - явление разнообразное и неистощимое, и всякая попытка представить классификацию остроумия покажется не только претенциозной, но и обреченной на неудачу.

    Тем, кому эта аналогия покажется слишком простой и доступной, напомним, что английский поэт Джон Китс испытывал величайшее раздражение против Исаака Ньютона за то, что Ньютон объяснил причину радуги. Китс считал, что Ньютон тем самым уничтожил очарование этого прекрасного зрелища, сняв с него покров таинственности. Но ошибочно думать, что знание уничтожает эстетическое восприятие; скорее, наоборот.

    Итак, вот эта классификация.

    1. Ложное противопоставление.
    2. Ложное усиление.
    3. Доведение до абсурда: преувеличение (гипербола); преуменьшение или смягчение (эвфемизм).
    4. Остроумие нелепости: соединение двух логически несовместимых высказываний; паралогический вывод.
    5. Смешение стилей, или "совмещение планов": смешение речевых стилей; перенос терминологии; несоответствие стиля и содержания; несоответствие стиля речи и обстановки, где она произносится; псевдоглубокомыслие.
    6. Намек, или точно наведенная цепь ассоциаций.
    7. Двойное истолкование: игра слов; двусмысленность.
    8. Ирония.
    9. Обратное сравнение: "чистое" обратное сравнение; буквализация метафоры.
    10. Сравнение по случайному или второстепенному признаку: перечисление разнородных предметов и явлений в "едином списке".
    11. Повторение: "чистое" повторение; повторение с изменением грамматической конструкции; повторение с изменением смысла.
    12. Парадокс.
    13. Специальные стилистические (риторические) фигуры.

    Приведенная классификация, разумеется, не исчерпывающая. Тем не менее, она достаточно полно описывает диапазон душевного дарования человека, которое называется остроумием. Главное, что во всех приемах остроумия есть общего - это выход за пределы формальной логики. Отыскание и внезапное осознание логической ошибки, особенно чужой, и есть та пружина, которая включает положительную реакцию и сопутствующую ей реакцию смеха, - при условии, если нет причин, подавляющих это положительное чувство. Смех в данном случае - это выражение интеллектуального триумфа.

    Остроумие - это не такое уж и часто встречающееся качество у людей. Если выражаться словарным языком, то данным термином называется изощрённость мысли и изобретательность, проявляющаяся в оригинальных, смешных и удачных выражениях. Но это чересчур обобщённое определение.

    Остроумие как стиль жизни

    Наверняка у каждого из нас есть знакомый, который отличается этим качеством. Такие люди, как правило, выглядят уверенными в себе, раскованными и удовлетворёнными жизнью. У них горят глаза, а если присмотреться к их взгляду, то можно, фигурально выражаясь, заметить мысль. Казалось бы, при чём тут внешность и качество, имеющее отношение к психологии и социологии? А при том, что человека всегда отражается на том, как он выглядит.

    Остроумие - это такое качество, которое всегда налагает свой «отпечаток» на человека, что неудивительно. Ведь остроумие - это кладезь ума, выражаемый в яркой словесной форме. Данное качество наделяет человека способностью погашать практически все конфликты с помощью меткой фразы. Остроумие личности демонстрирует её ум, образованность и умелое владение речью.

    Человек, обладающий данным качеством, способен выразить любую мысль так, что её смысл поймёт каждый. Благодаря этому, он всегда уверен в своих возможностях и силах. И человек, обладающий данным качеством, имеет все шансы быть услышанным. Так можно ли считать остроумие стилем жизни? Однозначно.

    Обращаясь к Фрейду

    В 1905 году знаменитый австрийский психоаналитик опубликовал весьма интересный труд. Он известен под названием «Остроумие и его отношение к бессознательному». Если ознакомиться с данной работой, то можно понять, что Зигмунд Фрейд отождествляет с данным понятием юмор. То есть интеллектуальную способность выделять в тех или иных явлениях смешные и ироничные стороны.

    Фрейд предполагал, что юмор (точно так же, как и сновидения) связан с человеческим бессознательным. Психоаналитик уверял - шутка рождается в тот момент, когда личность пытается выразить мысль, считающуюся в обществе неприемлемой или запретной. Но то, что называется Сверх-Я - отвечающее за религиозные и моральные установки, позволяет человеческому Эго выразить ту или иную мысль в юмористической форме.

    «Остроумие и его отношение к бессознательному» - это объёмный труд. В нём описаны интересные мысли, и с данной работой полезно ознакомиться каждому. Но если вкратце, по Фрейду остроумие является психической сублимацией. То есть благодаря которому внутреннее напряжение находит выход.

    Работа над собой

    Остроумие - это качество, которое очень сложно развить. Такого мнения придерживаются многие люди. Есть к нему особая предрасположенность. Возможно, дар. Вполне подойдёт слово «харизма». Ведь это, по сути, не только какие-то внешние черты, делающие облик человека интереснее. Харизма является ещё и исключительностью личности в интеллектуальном плане. Но всё же многие люди интересуются тем, как развить остроумие. Что ж, всё реально.

    Во-первых, нужно стать ироничным по отношению к самому себе. Если постоянно шутить над остальными, то можно прослыть не остроумной личностью, а злостным остряком. А вот человек, умеющий иронично «подколоть» самого себя, вызывает расположение. Такие люди кажутся прямолинейными, дружелюбными и открытыми.

    Во-вторых, шутки должны быть утонченными. В компании близких друзей, безусловно, допустим юмор из разряда «ниже плинтуса». Однако в обществе надо уметь выражаться красиво, но забавно.

    В-третьих, нужно быть менее серьёзным. Люди, которые даже на отдыхе выглядят напряженными, мало кому нравятся. Надо учиться чувствовать юмор остальных и пытаться быть таковым самостоятельно.

    Словарный запас

    Это ещё не всё, касательно вопроса о том, как развить остроумие. Впрочем, о самом главном нужно рассказать отдельно. В виду имеется, конечно же, словарный запас.

    Пополнить его можно (и нужно) разными способами. Книги, фильмы, познавательные передачи, интересные люди - вокруг нас существует бесчисленное множество уникальных источников информации. Мы можем перенимать понравившиеся слова, фразы, манеры и даже стиль жизни. Людям, озадаченным вопросом о том, как научиться остроумию, надо это усвоить.

    Словарный запас у человека - это как комплектация в автомобиле: чем он шире - тем лучше. Сам человек начнёт чувствовать себя уверенней. И в любой компании и слое общества он будет будто рыба в воде, если ему известны разные стили речи, манеры изложения и поведения. В этом проявляется разносторонность.

    Отсутствие рамок

    Это ещё одна особенность, которой отличается остроумная личность. Ведь, по сути, что есть границы и рамки? Это то, что подгоняет всё под стандарты, которых в современном мире слишком много. А что есть стандарты? Это - скука, отсутствие оригинальности, уникальности.

    Остроумные люди видят мир по-другому. Они изучают нашу реальность во всём её многообразии, принимая во внимание любую мелочь, и запоминая самое интересное, необычное, что потом применяется ими в жизни. Примеры остроумия в данном проявлении многочисленны. В ходе той или иной тематической беседы, когда потребуется дать ответ, человек может сделать выразительную паузу и спросить, слышал ли его оппонент об определённом явлении? После чего обратиться к нему, рассказать, почему он об этом вспомнил, продемонстрировать связь, сделать доводы. Остроумие - это не только чувство юмора. Это ещё и способность интересно вести разговор.

    Оригинальный юмор всегда в цене

    Выше было многое рассказано про остроумие бессознательного и об умении пользоваться этим даром. Что ж, стоит привести в пример несколько ярких фраз, демонстрирующих его.

    В первой половине XX века жил и действовал такой известный американский актёр, как Оскар Левант. Ему принадлежит такая фраза: «Я принял решение заняться собой. Бросил курить и пить, сел на диету, отказался от тяжёлой пищи. И за две недели я потерял 14 дней». Сложно поспорить с оригинальностью данного изречения. Левант был остроумной и харизматичной личностью, и можно заявить с уверенностью, что актёром и комиком он стал, по большей части, благодаря этому качеству.

    Юрию Никулину тоже принадлежит немало интересных выражений. Они, как и предыдущий пример, не бессмысленны. Вот, пожалуй, лучшее из сказанного им: «Никогда не мстите подлым людям. Просто станьте счастливыми. И они этого не переживут».

    Не нужно бояться быть абсурдным

    Это последнее правило, которому надо следовать, если хочется стать остроумным. Абсурдность порой очень уместна. Так считал и известный американский писатель Марк Твен. Ему принадлежит фраза, которая и по сей день вызывает улыбку даже у тех, кто её слышал. И звучит она так: «Бросить курить легко. Я бросал 50 раз». В данном случае абсурдность выведена через преувеличение. Можно использовать и приуменьшение. В «Мёртвых душах» Гоголя, кстати, подобные примеры тоже нередко встречаются.

    Остроумие без обиняков можно назвать особенным и редким даром, однако не следует думать, что доступ к нему имеют лишь избранные. На самом деле эту способность, как и многие другие способности, вполне себе можно развить, причем делается это без особых усилий, хотя, конечно, при определенной доле настойчивости и целеустремленности.

    Остроумие - это «мышца» чувства юмора, и если она развита слабо, говорить о себе, как о шутнике, юмористе и тем более комике - рано. Быть остроумным значит уметь разрывать шаблоны, играть ассоциациями, наблюдать за людьми и происходящим и видеть в этом комичное, менять ракурс ситуаций. Помимо этого, остроумный человек практически всегда обладает быстрой, чуть ли не моментальной реакцией, ведь хороша та шутка, которая сказана к месту и вовремя. Если же такой реакции нет, даже самые смешные приколы теряют свою силу и остроту.

    Ко всему прочему, остроумие делает человека интереснее для других людей, превращает его в душу компании и магнит для окружающих, делает привлекательнее для противоположного пола. Так что развитие остроумия несет в себе немало положительных моментов, касающихся юмора и не только. И четвертый урок нашего курса посвящен именно этой теме.

    • Чтобы всегда иметь возможность блеснуть умом, расширяйте свой кругозор, учитесь шутить, наблюдая за другими людьми, читайте больше полезной тематической литературы, например, книги таких мастеров слова как Бернард Шоу, Марк Твен, Гилберт Честертон, Пелам Вудхауз и, конечно же, отечественных остряков - Гарика Губермана, Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Сергея Довлатова, Михаила Зощенко и других. Кстати говоря, английское чувство юмора считается эталоном остроумия, и отличается тем, что шутки в нем могут быть непонятны непосвященным людям. Поэтому уделяйте английской юмористической литературе (а также фильмам и телепередачам) больше внимания.
    • Старайтесь шутить точно и немногословно, ведь остроумие, как и отличный анекдот, действует именно благодаря своей неожиданности.
    • Не пренебрегайте самоиронией. Если постоянно будете подшучивать над другими, получите славу злого остряка, но если будете регулярно подшучивать над самим собой, сможете .
    • Для развития остроумия полезно искать скрытые свойства явлений, предметов, людей и ситуаций, не бросающиеся в глаза. Научившись сопоставлять несопоставимое, вы научитесь и классно шутить.
    • Старайтесь обходить стороной тривиальные явления. Помните о том, что остроумие предполагает отсутствие штампов и клише. Пребывайте в поиске новых слов и ассоциаций, смешивайте разнородные термины, низкое и высокое, официальное и панибратское, бюрократическое и романтическое и т.д.
    • Для усиления эффекта сравнений доводите понятия и фразы до абсурда, ведь в остроумии, так же, как, например, в карикатурах, вполне можно пользоваться преувеличением (гиперболой).
    • Не доверяйте спонтанным импровизациям. Профессиональные и опытные юмористы говорят, что качественный и эффектный экспромт нужно подготавливать. Поэтому копите фразы, высказывания, шутки и сравнения и регулярно повторяйте их, чтобы всегда быть в состоянии применить в разговоре.
    • Культивируйте в себе юмористическое отношение к жизни. Даже самые сложные проблемы и ситуации можно воспринимать с улыбкой. Юмор помогает обходить передряги стороной и разрешать их намного быстрее и качественнее Излишняя серьезность, напротив, делает закостенелым и затрудняет решение проблем.
    • Не фонтанируйте шутками и хохмами, взаимодействуя с другими людьми. Лучше всего спокойно вставить в нужный момент классную остроту, чтобы вызвать максимально бурную позитивную реакцию, нежели утомлять слушателя бесконечным потоком веселья. Будьте тактичны и подходите к делу творчески.
    • Поддерживайте в тонусе интеллект и , критически воспринимайте действительность и ищите то, что выходит за рамки обыденного. Никогда не позволяйте уму бездействовать.
    • Навык создания острот - это навык поиска интересных и необычных ассоциаций. Стремитесь к поиску ассоциаций во всем, что находится в поле вашего зрения. Причем ассоциации могут касаться чего угодно, даже того, что не имеет к изначальному объекту совершенного никакого отношения.
    • Учитесь подбирать для основной фразы шутки правильное время. Это значит, что и излишних пауз делать не нужно, и проговаривать текст, как скороговорку, не стоит. Только вовремя пошутив, вы сможете добиться нужного результата.
    • Выявляйте всевозможные связи между людьми, ситуациями, объектами и явлениями мира. Учитесь выражаться метафорами, приводить сравнения, выстраивать самые неожиданные ассоциативные цепочки.
    • Становитесь настолько сильным человеком, чтобы в негативных ситуациях, ссорах и конфликтах иметь возможность шутить, а не проявлять отрицательные эмоции. Чтобы этому научиться, нужно чаще смотреть на ситуации и действующие лица с разных сторон: со своей стороны, со стороны другого человека, общества, жизненной важности. Это позволит вам воспринимать происходящее по-разному, благодаря чему появится возможность реагировать объективнее, в том числе и юмористически.
    • Стремитесь поддерживать свои чувства и эмоциональное состояние в положительном настрое. Подавленность, грусть, тоска, хандра, злоба - все это снижает потенциал чувства юмора до нуля, и из этого может быть достаточно сложно выбраться. Вы должны пребывать в таком настроении, когда способны сострить и пошутить, даже будучи не в духе.

    Эти рекомендации должны стать постоянными спутниками вашего поведения в повседневной жизни. Если вы будете всегда придерживаться их, вы и сами не заметите, как ваш ум стал острее, а отношение ко всему, что происходит с вами и вокруг вас, изменилось так, что позволяет пребывать в тонусе, шутить и воспринимать жизнь с легкостью и позитивом.

    Как развивать остроумие: приемы

    Юмор и остроумие лишь на первый взгляд кажутся спонтанными. Но если рассмотреть их более внимательно, то, как уже и было замечено, окажется, что есть особые механизмы, вызывающие улыбку и смех у людей. Поэтому далее мы хотим познакомить вас с несколькими простыми приемами, при помощи которых вы сможете рассмешить кого угодно и прослывете тем еще шутником. Их, конечно, нельзя назвать новыми, но в этом-то и кроется их действенность, ведь уже на протяжении многих лет ими пользуются профессиональные комики и юмористы.

    Предлагаем вашему вниманию пять крутых юмористических приемов.

    Комические преувеличения

    Прием комического преувеличения - один из самых простых и распространенных в юморе. В свое время американский комик Билл Косби заметил, что в математике 1 + 1 всегда равно 2, но в юморе 1 + 1 - это 11. Люди сами по себе частенько привирают, и это кажется смешным. Так почему бы не попробовать привирать в абсурдных размерах?

    ПРИМЕР:

    - Давно меня ждешь?

    - Ага, с эпохи неолита

    ПРИМЕР:

    - Фильмы был таким страшным, что даже мой кот поседел!

    ПРИМЕР:

    - Похмелье было очень сильным, что даже гаишники понимающе пропустили мою машину вперед

    Новые слова

    Люди склонны употреблять в своей речи одни и те же слова и выражения, отчего даже смешные фразеологизмы уже покрылись пылью и перестали казаться комичными. Чтобы это исправить, достаточно немного их обновить, вставив вместо приевшихся неожиданные слова. Интересно то, что чем более уместно будет новое слово, тем смешнее покажется шутка.

    ПРИМЕР: Склеить ласты - склеить шлепки

    ПРИМЕР: Кнут и пряник - молот и печенька

    ПРИМЕР: Солнечный удар - солнечный пинок

    Перемена мест слов и букв

    Перемена мест слов и букв может выполняться на автоматизме, если немного потренироваться. Можно менять местами буквы в словах и словосочетаниях, можно менять местами слова в предложениях. Основной хитростью здесь является неожиданность и быстрота - чем скорее будет выполнена замена, тем смешнее будет результат. Не стоит обращать внимания на смысловую нагрузку того, что получится, ведь главное в этом случае - не суть, а вызов положительных эмоций.

    ПРИМЕР: Депутат - педудат

    ПРИМЕР: Потные руки - ротные пуки

    ПРИМЕР: Броненосец Потемкин - бронетемкин поносец

    ПРИМЕР:

    - Согрей чайник и помой посуду

    - Хорошо! Помою чайник и согрею посуду!

    Прямой смысл

    Когда люди говорят что-то, можно просто обращать внимание на прямой смысл их слов, отбрасывая обстоятельства и контекст. Прислушивайтесь к повседневной речи и фокусируйтесь на одной детали, даже если она кажется несущественной. Самое простое в словах окружающих может стать отличным поводом для классной и остроумной шутки.

    ПРИМЕР:

    - Встал сегодня, как огурчик!

    - Что, позеленел и покрылся пупырышками?

    ПРИМЕР:

    - Поддержи меня!

    - Ты что, падаешь?

    ПРИМЕР:

    - Ты совсем совесть потерял! Как это вообще называется?

    - Слушай, раньше никогда не слышал такой загадки

    ПРИМЕР:

    - Да у вас здесь сплошной дурдом!

    - Именно! Я - главный врач. Вы к нам с чем?

    Перевернутый шаблон

    Круто шутить можно, просто переворачивая с ног на голову речевые шаблоны, например, пословицы, какие-то цитаты, изречения и т.д. Метод не очень прост, т.к. для его применения необходимо и напрягать воображение. В начале шутки нужно взять какой-то шаблон, оттолкнуться от него и неожиданно закончить высказывание.

    ПРИМЕР:

    - Ручаюсь головой - зачем она мне?

    ПРИМЕР:

    - Я готов отдать правую руку….чтобы научиться писать левой!

    ПРИМЕР:

    - За милых дам! Заберу послезавтра

    ПРИМЕР:

    - Любишь с горки кататься - люби и саночки чинить!

    Применяйте эти приемы как можно чаще - в общении с коллегами, домашними, друзьями и даже незнакомыми людьми. Со временем привычка «остроумить» прочно укоренится в сознании, и вы сможете выдумывать всякие шутки и хохмы в мгновение ока, вызывая у окружающих смех или просто добрую улыбку. А чтобы мышление стало более податливым и гибким, возьмите на заметку несколько упражнений на тренировку креативности и остроумия.

    Как развить остроумие: упражнения

    К построению шуток, даже самых смешных, нелепых и остроумных, следует подходить со всей серьезностью. И хорошую поддержку в этом могут оказать специальные упражнения. Всего их восемь.

    «Лингвистические пирамиды»

    Лингвистическими пирамидами называются связи отдельных слов с их классами и подвидами. Например, вы смотрите вокруг себя, и видите обычную ручку. В отдельности она не представляет чего-то особенного, но ее можно отнести к более высокому классу - письменным принадлежностям. Пораскинув мозгами, понимаем, что ручка может быть пластиковая, металлическая, с несколькими стержнями, шариковая, гелевая и т.д. Другими словами, мы разделили ручку на разновидности.

    Это можно назвать начальной моделью лингвистической пирамиды, т.е. почти каждый предмет есть подвид чего-то, и может иметь разновидности. Помимо прочего, и в рамках одного класса могут иметься аналогичные объекты. В случае с ручкой это карандаши, фломастеры, маркеры и другие письменные принадлежности. На этой идее и построено первое упражнение.

    Цель: определение особенностей своего мышления, развитие навыков обобщения, разобщения и перехода по аналогиям.

    Выполнение: найдите для себя помощника. Пусть помощник назовет какой-то предмет, на который упал его взгляд. Ваша задача - показать, что с этим предметом можно делать, найти для него аналогию, обобщить до большой группы или разобщить на подвиды. Лучше всего выполнять задание молча, для чего следует применять язык жестов: большой палец поднят вверх - обобщить, большой палец опущен вниз - разобщить, большой палец указывает в сторону - привести аналогию. С одним предметом упражнение выполняется не менее 5 минут. После этого можно поменяться с помощником ролями.

    «Что вижу, то пою»

    Цель: развитие ассоциативности и легкости в речи.

    Выполнение: найдите для себя помощника. Пусть он указывает на какой-то предмет в поле своего зрения, а вы должны в течение 5 минут предоставлять как можно больше информации о данном предмете. Это может быть его история, назначение, функции, особенности применения и т.п. Чтобы привнести в свой рассказ долю юмора, расскажите помощнику о том, почему человечество не сможет обойтись без обсуждаемого предмета.

    «Ворон и стол»

    Третье упражнение произошло от известной загадки британского писателя и философа Льюиса Кэрролла, звучащей так: «Чем ворон похож на стол?». Автор, к сожалению, ответа на загадку не представил, однако даже сегодня пытливые умы и поклонники его творчества приводят все новые отгадки.

    Цель: развитие навыка создания необычных аналогий.

    Выполнение: найдите для себя двух помощников. Первый называет какое-нибудь живое существо, к примеру, того же ворона, второй называет неодушевленный предмет - в нашем случае это - стол, а третий должен объяснить, что общего между этими объектами. К примеру, ворон черного цвета, как и стол, у ворона складывают крылья, а у стола - ящики, ворон кричит, а стол может похоже скрипеть и т.д. После обсуждения первого предмета можно поменяться ролями. Всего за один подход нужно обсудить минимум по 3 объекта на человека.

    Есть и усложненный вариант: первый участник озвучивает состояние или эмоцию, второй - неодушевленный предмет, а третий называет их общие признаки. После десятка другого повторений этого упражнения вы с легкостью сможете создавать смешные аналогии и сравнивать все, что угодно.

    «Продолжение темы»

    Цель: развитие умения общаться на любую тему.

    Выполнение: соберите небольшую компанию друзей - человек шесть. Один играет роль ведущего. По знаку ведущего первый игрок начинает монолог на свободную тему. Затем ведущий дает новый знак, после чего второй игрок продолжает повествование. Так должны высказаться все участники. Один кон такой игры длится 5 минут, после чего выбирается новый ведущий.

    «Поток сознания»

    Цель: отработка навыка ведения беседы на любую тему и с любого места.

    Выполнение: встаньте напротив зеркала. В течение 5 секунд посмотрите на себя и обратите внимание на свои мысли. Затем начинайте вслух произносить все, о чем вы думаете, на протяжении 10 минут. Для усложнения задания сопровождайте свою речь шутками, забавными замечаниями, сравнениями. Выполняйте упражнение 3 раза в неделю, и уже через 1-2 месяца вы сможете поддерживать любую беседу и умело острить.

    «Кислая шляпа»

    Цель: развитие креативного взгляда на вещи и способности рассматривать происходящее под разными углами. Благодаря этому вы научитесь говорить о банальных вещах в необычной форме.

    Выполнение: найдите для себя помощника. Пусть помощник называет вам одно существительное, а вы подбирайте к нему пять прилагательных, подходящих по звучанию, но не вяжущихся с ним по смыслу. Прилагательные должны наделять существительное новыми свойствами и характеристиками, например: скучный суп, бледный стакан, веселая шапка, красное настроение, быстрые таблетки, кричащий диван и т.п. Упражнение следует выполнять ежедневно не менее 20 раз в день.

    «Решение проблемы»

    Цель: развитие абстрактного, креативного и неординарного мышления.

    Выполнение: найдите для себя одного помощника. Пусть он расскажет вам во всех подробностях о какой-то своей проблеме или сложной ситуации. Ваша задача - предлагать возможные варианты развития событий и решения проблемы. Но фишка вот в чем: для первого этапа упражнения достаточно подбирать для решения проблемы своего помощника несуществующие предметы или существ. На втором этапе нужно придумать, как выбранный предмет или существо решает проблему физически невыполнимым способом. И, наконец, на третьем этапе нужно дополнить выполняемые действия словами на несуществующем языке, но чтобы они подчинялись всем законам языка (вспомните стихотворение Льюиса Кэрролла «Бармаглот» из повести-сказки «Алиса в Зазеркалье», где есть строчки: «Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве, и хрюкотали зелюки, как мюмзики в мове» - у вас должно получиться нечто подобное).

    «Альтернативная реальность»

    Восьмое упражнение можно назвать итогом всех предыдущих.

    Цель: тренировка навыка генерирования необычных мыслей «высшего сорта».

    Выполнение: представьте, что вы находитесь в своей собственной альтернативной реальности, похожей на обычную за одним лишь исключением: все в ней создано не из молекул и атомов, а из других элементов, например, из хомяков. Все, что есть вокруг, состоит из самых разных хомяков всевозможных размеров и их производных, получаемых на хомякоперерабатывающих заводах, на хомякодобывающих комбинатах, в хомякоплавильных цехах и т.п.

    Теперь вам нужен помощник - врач-психиатр. Шутка J

    Теперь вам нужен напарник. Вы должны завязать ему глаза, а затем провести по комнате, подводя его руку к любому предмету и объясняя, как именно он состоит из хомяков. Через 10 минут поменяйтесь ролями.

    Естественно, хомяки - лишь пример. Точно так же альтернативная реальность может состоять из макарон, фольги, шишек, енотов, помидор и т.д. Задача в том, чтобы научиться логически связывать свои ощущения, фантазии и мысли. Упражнение же можно повторять бесконечное количество раз.

    На этой хомячной ноте мы подводим итог четвертому уроку, но напоследок еще несколько советов для развития остроумия:

    • Всегда , чтобы иметь возможность увидеть в любом событии юмористическую сторону
    • - это способствует адекватной самооценке, здоровой самоиронии и нормальному восприятию шуток в свой адрес
    • Как можно чаще участвуйте в творческих мероприятиях, где нужно преодолевать неуверенность и страхи, раскрывать внутренний потенциал
    • Найдите несколько артистов, чьи шутки вам нравятся более всего, просматривайте и анализируйте их выступления
    • Ведите «Дневник шуток», и записывайте в него шутки, которые вам понравились, в том числе и собственные
    • Общайтесь с позитивными людьми с хорошим чувством юмора
    • Читайте анекдоты и литературу на тему юмора

    Кстати, о литературе: в дополнение ко всему, сказанному выше, предлагаем вам небольшой несколько книг и статей, рекомендованных известным российским телеведущим, шоуменом и остряком - Иваном Ургантом:

    • Феофан Калужский «Над чем на Руси смеются»
    • Ольга Дермачева «Хохочущие бабы»
    • Равиль Гулямов «Там, под усами»

    И, конечно же, наряду с умением шутить, очень важно и уметь обходить стороной так называемые запретные темы - темы, о которых шутить не принято по тем или иным причинам. И в пятом уроке мы поговорим как раз об этом, чтобы ваше чувство юмора не сыграло с вами злой шутки.

    Проверьте свои знания

    Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

    «Сохраняй чувство юмора.

    Особенно в отношении себя самого.

    Это – безграничная сила.»

    Мирный воин

    Люди, наделенные таким даром, легко и непринужденно шутят, от души смеются, часто и по делу юморят, заряжая своим настроением окружающих. Остроумием также называют тонкость ума, изобретательность, что всегда отражается в речи говорящего (оратора). Можно ли развить эту способность, или человек, над шутками которого никто и никогда не смеется, обречен до конца дней слыть в обществе «сухарем» и неостроумным?

    Зачем людям чувство юмора

    Ученые связывают способность смеяться и даже улыбаться с определенным геном, транспортером серотонина. С другой стороны, ДНК обуславливает особенности поведения или определенные качества, но ни в коем случае не обязывает человека проявлять их. Можно родиться с чувством юмора, но так и не посчитать нужным проявлять остроумие.

    На заметку. Умение смеяться над шутками или ситуациями, или над самим собой – самая настоящая «прививка», которая закаляет «душевный иммунитет», спасает от тягот, помогает пережить трудности и наладить контакт с другими. Его однозначно можно и нужно развивать.

    Философы, психологи и ученые связывают способность шутить, подмечать смешное и смеяться над собою с высшими ступенями развития личности. Французский философ Анри Бергсон выразил мнение, что юмор – это не что иное, как «средство эволюционирования психики человека в истории». В самом деле, где бы оказалось человечество, если бы оно не изловчилось на все страшное, дурное напяливать маски, которые заставляют хохотать? Ведь то, над чем люди смеются, перестает пугать. А тому, что не кажется страшным, противостоять легче.

    Принципы остроумия

    Эстетическое наслаждение, которое человек получает от способности подмечать, воспринимать и понимать комические моменты, огромно. Оно несет в себе великий оздоравливающий эффект. Не зря говорят, что юмор и смех продлевают жизнь.

    Остроумие – понятие комплексное. Оно включает в себя как минимум три составляющих:

      внимание к окружающему;

      умение подмечать «острые» моменты;

      способность своевременно реагировать на происходящее.

    Остроумных людей отличают высокие интеллектуальные качества, к коим можно причислить:

      эмоциональное благополучие;

      личностное развитие.

    Основной принцип остроумия – не навреди. Если над шуткой в компании смеются не все, значит, чьи-то чувства задеты либо человек попросту «не въехал» в тему. Высмеивать кого-то одного из массы – плохо, это больше тянет на сарказм или черный юмор, который не имеет ничего общего с остроумием.

    Что дает человеку остроумие:

      Возможность справиться с пугающими жизненными обстоятельствами. Юмор – отличный защитный механизм.

      Улучшение общего самочувствия. Смех, улыбка, хохот – психофизиологические реакции, которые являются ответом на комичную ситуацию – нечто, что смешит человека. Никто не учит людей улыбаться – это врожденный рефлекс, который является ответом на юмор.

      Здоровые нервы. Психическая функция определяет поведенческий паттерн – шаблон, по которому действует человек остроумный. Он часто шутит, забавляя других, смеется над собой и чужими рассказами, повествует о забавных случаях, «травит» анекдоты. Таких людей довольно сложно вывести из себя, разозлить, потому что они все переводят в шутку.

      Психотерапевтическая функция. Сегодня юмор включают в многие психологические практики, рассматривают возможности использовать это психосоциальное явление в терапии раковых больных.

    Это интересно. В мозгу не выявлено какой-то особой части, отвечающей за присутствие чувства юмора, но повреждения и травмы любого из полушарий негативно сказываются на восприятии смешных моментов.

    Сколько форм у остроумия и почему шутки должны быть добрыми

    Юмор – понятие емкое. Оно объединяет шутки, каламбур, анекдоты, игру слов, сатиру, иронию, сарказм. Наряду со словесными формами остроумия существует и графическое его выражение, карикатуры и шаржи, к примеру. Но вот сарказм, черный юмор – весьма своеобразный способ развеселить окружающих.

    Отмечено, что склонность человека недобро шутить, внезапное увлечение «юмором висельников» часто свидетельствует о надвигающейся деменции или слабоумии. Кроме того, злые шутки не доставляют эстетического удовольствия. Сарказм пробуждает в человеке агрессию, желание защититься, оскорбить «шутника». Остроумие же стремится развлечь, развеселить, но не обозлить или обидеть.

    Черный юмор может быть пугающим и отвратительным. Такими же являются по сути анекдоты, которые подчеркивают и культивируют вредные стереотипы, принижая человеческое достоинство, как таковое. Задача же остроумия и главный его принцип – «сделать смешно всем» и облегчить жизнь, примирив человека с острыми аспектами с одной стороны, а с другой подтолкнуть на разумное сопротивление дурному и нежеланному.

    Иными словами, любая шутка должна быть доброй, но не «беззубой». Остроумие не может быть стерильным, но высмеивать человека – дурно, а вот вредные привычки – полезно.

    Помните. Золотое правило, которое должен соблюдать любой, даже самый остроумный человек – мера. И шутки, и ироничные замечания можно отпускать даже во время деловых совещаний. Но чрезмерное увлечение юмором может указывать на желание человека отстраниться, неумение вникать в проблему.

    Приемы остроумия или как «довести» шутку до разрядки

    Остроумные люди часто в совершенстве владеют приемами, при помощи которых доносят смысл послания до окружающих:

      Намек – это целое искусство. Использовать его следует дозированно и только по обстоятельствам. Если человек не умеет общаться с другими кроме как путем намеков, то это признак не остроумия, а паранойи.

      Ирония или насмешка. С их помощью человек выражает свое отношение к сложившейся ситуации или моменту, сравнивая то, что случилось с тем, что могло бы быть.

      Сравнение определенных качеств. В его ходе у разных вещей подмечаются общие черты.

      Абсурдные мысли, намеренные оговорки. Они в корне меняют смысл послания, превращая его в остроумную синтенцию.

      Парадоксальные замечания. Они появляются порой из обычных высказываний о здоровье, погоде, отношениях и тоже забавляют и развлекают окружающих.

    Полезно знать. Остроумный человек – всегда хороший оратор. В древности искусству риторики обучали в специальных школах. Сегодня умению излагать мысли уделяют незаслуженно мало внимания, тогда как остроумие напрямую зависит от ораторских способностей человека.

    Во всем нужна сноровка… или как повысить чувство юмора и остроумие

    Ниже приведены способы, которые помогут развить чувство юмора и остроумие:

      Чтение произведений классиков и современных писателей. Это обязательный пункт, который помогает увеличить словарный запас, научиться лаконично и ясно излагать мысли. Краткость – сестра не только таланта, но и остроумия.

      Просмотр комедийных шоу, стенд ап выступлений. Нет ничего дурного в том, если человек подражает комедиантам, шоуменам, известным личностям, славящимся остроумием. Повторять чужие шутки в духе «Я слышал кое-что смешное сегодня» вполне уместно. Кстати, подражатель вносит свою лепту в пересказ «хохм», ведь и лингвистика, и язык тела индивидуальны.

      «Спарринг» с остроумным партнером, будь то коллега по работе, сосед, знакомый кассир, подруга или родственник – прекрасное упражнение, которое помогает развивать чувство смешного. Избегать стоит глупых шуток, хотя и на «туалетный юмор» найдется аудитория. Но приверженцы подобного «остроумия» слывут незрелыми личностями.

      Поиск смешного. Заключается в том, чтобы понять, что увлекает человека, который хочет развить остроумие. Невозможно развеселить кого бы то ни было, если никакой аспект беседы или происшествия не захватывает и не интересует.

      Спонтанность. Помните, главные составляющие остроумия – неожиданность, непринужденность и непосредственность.

      Умение остановиться. Это нужно уметь делать, если шутка не производит впечатления, окружающие не улыбаются, а скорее скучают или вымученно ждут окончания «смешного» рассказа.

      Отказ «шутить на заказ». Остроумие «спонтанно» и нужно понимать, что смешить всех вокруг сутками напролет невозможно. Необязательно и «анонсировать» смешную историю, которую человек собирается рассказать. Достаточно просто взять и поведать ее.

    Упражнения для развития остроумия

    Их существует масса. Каждый человек может придумать собственную систему тренировок, и это не удивительно, ведь тут важна индивидуальность, а не перепевки чьих-то шуток и колкостей. Один умный человек назвал умение остроумно реагировать на происходящее вокруг «мышцей юмора» и посетовал, что если ее не развивать, можно на всю жизнь остаться закостенелым индивидуумом с плоскими шутками, от которых всем только тошно.

    Что важно развивать, если хочется прослыть остроумным:

      моментальную реакцию на происходящее;

      кругозор;

      ассоциативное мышление;

      креативный подход к стандартным ситуациям.

    Следующие 8 упражнения поданы как эффективные в одном из курсов по развитию остроумия. Отнеситесь к ним с юмором, но возьмите на заметку.

    Лингвистическая пирамида

    Выберите для себя предмет. Допустим, это будет какое-то растение, например, крапива. Теперь постройте логическую цепочку от меньшего (род) к наибольшему (домен). Поначалу будет сложно, потому что потребуются новые знания. Как только мозг их пополнит, строить логические цепочки станет гораздо проще. Как только научитесь, попробуйте аналогичный эксперимент с ручкой для письма.

    И польется речь рекой

    Развивайте ораторские способности, которые включают в себя, в том числе, ассоциативное мышление. Если человек за словом в карман не лезет, это упражнение дастся ему легко. Попросите друга или знакомого выбрать предмет, и расскажите о нем что-нибудь занимательное.

    Сравнить несравнимое

    Что общего между табуреткой и роялем? А между письменным столом и вороном? А если это ручка и книжная полка? Поначалу взрыв мозга будет обеспечен. Для этого упражнения понадобится 3 человека, которые в процессе будут меняться ролями: один будет выбирать неодушевленный предмет, другой одушевленный, а третий искать в них общее. Второй предмет – не обязательно одушевленный, главное, что на первый, на второй и даже на углубленный взгляд они должны быть совершенно чужды друг другу.

    Продолжаем разговор

    Попросите напарника рассказать какую-нибудь историю до середины, а затем продолжите ее. Намного интереснее, если участвовать в упражнении будет несколько человек. На выступление каждого отводится не более 5 минут.

    Поток сознания

    Это упражнение по развитию остроумия проводится один на один со своим отражением в зеркале. Задача сосредоточиться, а затем начать говорить все, что думаешь, обильно пересыпая речь шутками и веселыми моментами.

    Совместить несовместимое

    Если впервые слышите про фиолетовое настроение, печальный суп или веселенькие сапожки – это упражнение подойдет в самый раз. Упражняться нужно с помощником. Один называет существительное, второй подбираем к нему совершенно неадекватные прилагательные. Научившись ощущать «кислую шляпу» или «радостный обед», острить будете без труда.

    Решение проблемы неординарным способом

    Здесь к прочтению в самый раз будет «Алиса в Стране Чудес». Помните, как там про мюмзиков и зелюк. Вот в таком духе сначала нужно придумать нереальных помощников, затем наделить их несуществующими умениями, а потом еще и заставить их говорить на тарабарском языке, но с соблюдением всех норм традиционного.

    Альтернативная реальность

    Самая сложная задача – вырвать себя из привычного мира, состоящего из атомов и молекул, и перенести в другой, где правят, например, подсолнухи разных форм, цветов и размеров. Но не переусердствуйте, иначе придется вызывать санитаров и усмирять разбушевавшуюся фантазию.

    Что читать, чтобы отточить ум: книги и статьи для развития остроумия

    Ильф и Петров обязательны к прочтению людям, желающим повысить остроумие и развить чувство юмора. Но помимо похождений харизматичного авантюриста Остапа Бендера и напыщенного глуповатого Воробьянинова, массу удовольствия доставит и прочтение следующих авторов:

      У. Шекспир;

      Дж. К. Джером;

      Я. Гашек;

      Дж. Даррел;

      О. Генри;

      М. Твен;

      М. Булгаков;

      А. Чехов;

      О. Уальд;

      Л. Филатов;

      С. Довлатов;

      И. Хмелевская.

    Помимо художественной литературы следует обратить внимания на книги психологического толка, которые изобилуют советами по развитию остроумия: З. Фрейд, Г. Тамберг, В. Биллевич, М. Мусийчук.

    Человек, который твердо решил повышать остроумие, развивать чувство юмора и посвящает своему стремлению хотя бы по полчаса в день, своего добьется и ум «отточит». Важно не бояться проявлять себя, но начинать шутить и отпускать остроумные замечания стоит дозированно. Резкий переход от «обыкновенного» человека к блещущему остроумием шутнику скорее истощит психику и озадачит окружающих.