Воспитание в стиле коучинг. «Развитие мотивационной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с использованием технологии коучинга

Я хочу начать тему воспитания детей с одного очень важного правила, которое давно всем известно:

«Не воспитывайте ребенка, воспитывайте себя. Всё равно он будет похож на вас».

Рождение и воспитание ребенка это не только радость и счастье, но и серьёзная работа над собой! Ведь строить здоровые, развивающие отношения с ребенком – это серьёзный труд, который обязательно окупится гармоничным развитием вашего ребёнка.

Для того, чтобы сформировать пространство для построения гармоничных отношений с ребенком очень важно помнить о четырёх основах, которые должны присутствовать в вашем поведении.

УВАЖЕНИЕ

Если вы хотите, чтобы ребёнок научился уважать родителей и окружающих людей, ребёнок постоянно должен чувствовать уважение к себе, как к личности. Что значит «уважение» ребенка? Это принятие ребенка таким, какой он есть, с его достоинствами, особенностями и недостатками. Ваш ребенок, как и любой человек, может делать ошибки, и может поступать по-разному! Прежде чем высказываться, разберитесь в причине его действий!

Вспомните, как вы относитесь к человеку, которого вы уважаете. Например, это ваш начальник, или знаменитый тренер, или сосед, который много добился в жизни… Вы бы даже не подумали плохого об этом человеке! Вы же его УВАЖАЕТЕ! Так почему бы вам не сформировать подобное отношения к своему ребенку? Уважение и полное принятие даёт возможность ощутить ребенку именно вашу поддержку и родительскую любовь, которая отличается от других видов любви как раз осознанностью и безоценочностью.

ВЫБОР

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился самостоятельно принимать решения, позволяйте ему делать выбор с самого маленького возраста. Пусть ребенок выбирает, что он будет есть на обед, что одевать на улицу, а в какую игру ему хочется поиграть именно сейчас. Конечно, очень часто это вызывает некие неудобства для родителей, так как гулять нужно идти только с 10 до 12, а есть сегодня нужно рыбу, вместо макарон. Но задайте себе вопрос: вам важнее быть правым, или чтобы ваш ребенок был счастливым и научился самостоятельно в будущем делать правильный выбор?

Если у вас с ребенком возникли разногласия в каком-то вопросе, попробуйте проделать простую технику: сядьте вместе за стол с рукой и листом бумаги и ВМЕСТЕ опишите возможные варианты решения вопроса. Пусть их будет не менее 5 с вашей стороны и столько же с его. Из 10 предложенных вариантов найдётся тот, который удовлетворит обоих, не ущемляя ваших и его интересов.

ДОВЕРИЕ

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок рос ответственным и отвечал за последствия своего выбора, доверяйте ему, как лучшему другу. Конечно, в таком случае вы сами не должны показывать плохого примера поведения. Если ваш ребенок растёт в семье, где пропагандируется правильное питание и здоровый образ жизни, то почему его нужно проверять, что он будет делать вечером с друзьями? Если же в семье есть «показатели» дурного поведения, то вопрос адресуется родителям: как вы можете требовать от ребенка того, чего сами не выполняете? Это как минимум не честно, да и совершенно неэффективно.

ВЕРА

Верьте в своего ребенка целиком и полностью. Никогда не сомневайтесь в том, что у него получится всё, что он задумал. Старайтесь почаще мечтать вместе с ним, поощрять его любые начинания и увлечения. Никогда не говорите ему фразу «Не трать на это время: это никому не интересно, это плохо оплачивается, это не выгодно, это…» Ведь вы транслируете свою картинку мира (над которой, кстати, серьёзно нужно поработать), а вот ребенок прислушается и всё бросит. Один из самых важных принципов коучинга гласит о том, что ВЕРА в человека – это самый сильный инструмент, который помогает ему идти вперёд и преодолевать трудности.

В данном контексте могут быть запросы для проработки с коучем:

  • Насколько реализована роль матери/отца в моей жизни?
  • Как она проявляется?
  • Насколько вы соответствуете своему представлению о хорошем родителе?
  • Как стать тем хорошим родителем, которым вы хотите стать?

Коуч будет использовать такие инструменты как Колесо баланса жизненных ролей, Пирамиду логических уровней, Шкала.

Что делать маме и папе, чтобы ребенок вырос успешным, эффективным и счастливым? Об этом ты узнаешь на бесплатном вебинаре Дмитрия Карпачева « ».

Детский коучинг

Многие считают, что невозможно достичь результатов, если тебя не “прессуют”, что критика – мощнейший мотиватор. Так ли это на самом деле или нет – здесь мнения расходятся. Немало есть сторонников и того “что доброе слово и кошке приятно”. Я сама нередко на консультациях встречаю и тех и других. И знаете, что удивительно? Те, кто считает, что им нужен жесткий прессинг для действий, показывают прекрасные результаты и без него, а те, кто считает, что, любой прессинг недопустим, напротив, начинают получать результаты именно оказавшись в рамках.

Но это все о взрослых людях, которые сами пришли на консультацию и сами просят помочь достичь цели. Причем взрослые, особенно те, которые поддерживают “жесткий коучинг” зачастую начинают внедрять его для своих детей, удивляясь почему нет результатов. Ведь им помогло!

Сегодня статья для тех, кто пытается свои знания полученные на треннингах, курсах, консультациях применять к своим детям.

Как мне сказала одна клиенка:

“Если бы я знала эти техники раньше! Я бы столького могла достигнуть! Буду дочку учить!”

“Ни в коем случае!” – сказала я и поняла, что пришло время об этом написать.

Детский коучинг

Прежде всего надо понимать, что коучинговые техники ориентированы только на людей старше 18 лет. Мозг ребенка полностью не сформирован, поэтому при работе с детьми обязательно учитываются особенности их мыслительных процессов. Чаще всего в коучинге с детьми и не только в коучинге, но при воспитании, обучении! отдается предпочтение игровым техникам.

Отсутствие нравоучений, лекций, давления в игре отвлекает ребенка, убирает напряжение, помогает ребенку раскрыть свои эмоции и творческий потенциал. А через персонажей, ребенок начинает лучше понимать свой внутренний и окружающий мир и то, как с ним взаимодействовать. Самые популярные инструменты для работы с детьми – это арт-коучинг – песочная терапия, музыкальная терапия, изотерапия, сказкотерапия и другие методы, основанные на творчестве.

Коучинг для детей и коучинг для взрослых – это совершенно разные методы, техники, задачи, не нужно экспериментировать на своих детях!

Хотите узнать, что происходит с вашими детьми, если вы их мотивируете через давление и критику?

Есть замечательное упражнение, которое наглядно все это покажет!

Вам потребуется:

лист чистой бумаги, размером с альбомный лист и несколько минут времени

Что делать?

– Оборвите листочек, чтобы получилась человеческая фигурка.

– Посмотрите на то, что получилось, найдите недостатки и начните его критиковать. Например: “Ну и руки! Одна короче другой!”, “А ноги? Кривые!”

– После каждой реплики начинайте сверху закручивать вашего человечка. Чтобы бумага не развернулась, хорошо придавливайте ее. Как закончите, внимательно посмотрите, что у вас получилось. Как вы думаете,способен ли на что-то такой “скрученный” человечек? Навряд ли!

– Теперь начинайте его хвалить: вспомните все слова поддержки, которые знаете. На каждое слово или фразу – начинаете его разворачивать.Хвалите пока полностью его не развернете

А теперь ответьте на вопросы:

1) Что у вас получилось быстрее, легче и разнообразнее: ругать или хвалить?

2) Вам хватило слов, чтобы развернуть человечка полностью или в какой-то момент вы перестали придумывать и просто развернули до конца?

3)Как выглядит человечек после того, как его развернули? На что он теперь способен?

Задумайтесь над тем, а что, если взрослый человек не может чего-то достичь, он уже в скрученном состоянии и для начала, неплохо было бы раскрутиться? Да, безусловно, после этого будут видны помятости, а может даже кое-где надрывы, но возможностей сразу откроется больше!

Автор упражнения Т.Ошмянская

Подписаться

– на мой блог, чтобы не пропустить что-то интересное

Присоединиться к группе на

Коучинг для родителей как отдельная специализация приобретает все большую популярность во всем мире. В России это направление также начинает свое развитие. В чем ценность? Коучинг дает возможность родителям научиться слушать и слышать друг друга и детей, договариваться с детьми, быть с ними в сотрудничестве и сотворчестве, расти и изменяться к лучшему вместе, раскрывая в себе и в ребенке свой Внутренний Гений, поддерживать и усиливать поток любви в семье.

Интересно, что самая важная составляющая воспитания ребенка, которая была выявлена благодаря Алану Шоре и всем его сподвижникам, оказалась чрезвычайно поразительной на первый взгляд. Для оптимального умственного развития больше всего ребенку нужна любовь. Кстати, она же - рецепт возвращения детей из сетей Интернета и компьютерных игр.

В начале девяностых годов были открыты границы Румынии для Запада, и там обнаружились детские дома, где младенцы и дети постарше оказались просто брошенными. Некоторых детей усыновили американские семьи. К несчастью, было выявлено множество проблем, ученые стали изучать этих детей с целью помочь им и определить последствия полного игнорирования их взрослыми . Сканирование мозга методом ядерно-магнитного резонанса обнаружило в нем «черные дыры» у румынских детей. У сирот, лишенных внимания и человеческого общения первые три-четыре года жизни, целые области мозга просто не развились.

Нет любви, нет стимулов — и основные отделы мозга не развиваются. Коучинг позволяет вернуть детям их родителей через осознанность последних, через понимание того, что позитивное родительство - это служение, ответственность и безусловная любовь.

Почему родители обращаются к коучам?

  • В условиях ограниченного времени, когда родители много работают, у них появляется возможность конфиденциально и оперативно получить от коуча (по телефону или скайпу) решения и ответы на свои вопросы и проблемы
  • Родители получают на каждый свой запрос индивидуальное решение, которое им точно подходит, не теряя времени и денег на поиски знаний в тоннах книгах по воспитанию детей вообще
  • Родители считают, что работа с коучем придает им общественный статус и престиж, в отличие от работы с психотерапевтом, к которому они идут с личной проблемой непубличного характера в формате длительного медицинского взаимодействия, и как следствие - стеснение в обращении
  • Родителям нравится работа с коучем и они получают удовольствие от результатов коучинга

Направления коучинга для родителей

1. Индивидуальные коуч-сессии с родителем
2. Коучинг семейных пар.

Это ключевые направления. От понимания себя, своего партнера, ребенка, целей родительства, видения конечного результата воспитания, эмоционального и психического состояния родителей, в особенности мамы, зависят состояние, поведение и развитие ребенка. Американцы говорят: mother is happy - everyone is happy - мама счастлива - все счастливы. Устанавливая здесь гармоничные отношения, мы уже усиливаем радость и эффективность общения родителей с детьми.

И здесь помогают вопросы:
. Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка (или отношения с ним), например, через 1 год?
. Какие 5 качеств ребенка Вашей мечты Вы хотели бы взрастить?
. Почему для вас это важно?
. Как бы Вы хотели себя чувствовать, когда вы все это увидите?
. И когда это происходит, то, что становится возможным?

Только получив ответ на подобные вопросы, родители могут перейти к осознанному воспитанию.

3. Обучение родителей элементам коучинга, которые они самостоятельно используют в общении с ребенком.
И что интересно, дети быстро научаются этому и затем используют в общении с родителями, а также друг с другом.

К таким элементам коучинга относятся:

  • родительская коуч-позиция,
  • развивающие и трансформирующие открытые вопросы,
  • искусство слушания и слышания,
  • тоны голоса,
  • понимание природы ребенка,
  • строения и развития его мозга,
  • гендерные и возрастные особенности развития и воспитания ребенка.

Коучинг для родителей базируется на знаниях в области возрастной физиологии, возрастной психологии, педагогики, нейробиологии.
Так, например, девочкам нужно в воспитании всегда больше любви и заботы, чтобы она могла больше доверять в жизни, а мальчикам - больше свободы и признания, чтобы он мог сохранять в жизни мотивацию, достигать целей, быть лидером.

Или, что интересно, у детей до 7 лет нет связи между поступком и наказанием. Поэтому бессмысленно ему объяснять причинно-следственные связи. Это доказывают исследования мозга ребенка.
Например, исследователи из Университета Вашингтона пришли к мнению, что мозг детей функционирует совсем иначе, чем мозг у взрослых. Эти отличия являются не психологическими, а физиологическими. Учеными было исследовано 210 человек возрастом от 7-ми до 31-го года. Семилетний возраст был выбран не случайно, так как именно в этом возрасте мозг ребенка достигает 95% объема мозга взрослого человека.

Исследование позволило установить, что мозг взрослого человека имеет четыре нейронные сети, находящиеся в разных областях мозга и отвечающие за различную деятельность. В то время как в мозге ребенка не существует четкого разделения между нейронными сетями. Они работают как единая сеть. Очевидно, именно это обуславливает существенное отличие в мышлении, поведении, а также поступках детей и взрослых.

Интересно также, что механизм, который помогает ребенку развиваться и прогрессировать - это механизм сосредоточенности и привязанности к родителям. Механизм любви по отношению к ним. Но собственной самооценки, и любви к самим себе у детей нет, они развивают их позже.

Поэтому дети могут научиться любить себя только благодаря тому, как к ним относятся их родители: что они им говорят, как говорят, что о них думают, что и как делают. Понимание этих особенностей позволяет выделить принципы позитивного родительства, а также возрастные коуч-периоды в работе с детьми: до 7 лет, 7-14 лет и старше 14 лет, каждый из которых характеризуется своими особенностями.

Например, с 7 лет можно задавать ребенку открытые вопросы, развивающие творчество, воображение, вопросы, выявляющие желания ребенка, позволяющие сделать ребенку выбор и т.п. Коучинг в формате полноценной коуч-сессии рекомендуется проводить с 14-15 лет. В это время у ребенка уже формируется ответственность.

Коучинг для родителей базируется на принципах позитивного родительства, которые позволяют выстраивать отношения с ребенком на основе сотрудничества и любви, а не подавления и страха. Коучинг позволяет родителям справиться со многими вызовами в воспитании, например, как правильно реагировать, когда ребенок выражает негативные эмоции. А их он должен иметь возможность выражать.

Итак, принципы позитивного родительства

  • Ребенок может быть другим или отличаться от других
  • Ребенок может совершать ошибки
  • Ребенок может выражать негативные эмоции
  • Ребенок может хотеть большего
  • Ребенок может сказать «нет», но последнее слово остается за родителями

Соблюдение этих принципов родителями с поддержкой коуча при общении с ребенком дает возможность ему стать яркой личностью, с пониманием и осознанием им своих желаний, с адекватной самооценкой.

Наталья Суслова
профессиональный коуч, мама, кандидат педагогических наук, член ICF.

Техники классического коучинга ориентированы на взрослых людей, у которых уже сформировалось осознанность. Детский и подростковый мозг еще не сформирован полностью. Поэтому для профессионального коучинга детей важно учитывать мыслительные процессы и механизмы головного мозга ребенка.

В связи с этим возникло направление — Детско-родительский коучинг в дошкольных учреждениях.

На этапе роста и взросления ребенка у родителей часто возникают сложности в воспитании, нахождении общего языка с ребенком, удержании своей родительской позиции.

И здесь может быть ряд запросов для работы с коучем:

  • Как стать хорошим родителем?
  • Как справляться со своими негативными эмоциями?
  • Насколько я реализую роль отца\матери в моей жизни?
  • Соответствую ли я своему представлению о «хорошем» родителе?
  • Что должен делать родитель, чтобы ребенок вырос счастливым и успешным?

» Не воспитывайте ребенка, воспитывайте себя. Всё равно он будет похож на вас.»

Детско-родительский коучинг находит всё более широкое применение: в детских садах и школах, среди репетиторов и нянь, в тренировках юных спортсменов.

Чем же отличается детско-родительский коучинг от взрослого(классического) коучинга?

  1. В коучинге работа идет с одним человеком. В детско-родительском — с системой «родитель- ребенок». Иногда нужно пригласить и второго родителя для эффективного решения запроса.
  2. В индивидуальном коучинге работают с запросом клиента. В детско-родительском — родитель обращается с запросом в отношении своего ребенка. Запроса у ребенка может и не быть, либо он отличается от родительского.

Например, родитель хочет, чтобы ребёнок был более собранным и послушным . А у ребёнка вовсе нет такого запроса, его всё устраивает. В данном случае важно дать понять родителю, что поскольку родитель-ребёнок – это целая система, то от состояния и поведения родителя будет зависеть состояние и поведение ребёнка . Поэтому работа коуча с родителем будет построена на принципе «подконтрольности цели» и «я-причины».

Если мой ребёнок ведёт себя таким образом, что мне это не нравится. Если мой ребёнок рассеянный, то:

  • -что я делаю такого, что заставляет его быть таким?
  • -каков мой вклад в то, что я имею сейчас именно такого ребёнка с таким поведением?
  • -что во мне есть такого, что влияет на ребёнка таким образом?
  • -как я могу помочь ему стать более собранным?
  1. В детском коучинге с детьми применяют игровые техники и отдельно техники для работы с родителями.

Учитывая не до конца сформированную осознанность ребёнка, специалист может применять игровые технологии, которые помогают ребёнку расслабиться, исключить нравоучения и лекции , а через персонажей, проживая свой опыт, лучше понять свой внутренний мир, мир других людей и то, как лучше простраивать с ними взаимоотношения.

Очень хорошим инструментом для коуча при взаимодействии с ребёнком будет сказкотерапия, куклотерапия и другие творческие методы работы с психикой и осознанностью.

Применение технологий коучинга с детского сада позволяет:

  • Сформировать у родителей навыки продуктивного общения с ребенком, желание помогать ребенку
  • Умение правильно реагировать на проблемы и достижения ребенка, помогать преодолевать трудности и признавать его успехи, радоваться им
  • Выстраивать партнерские отношения в системе «Родитель-ребенок»
  • Объединить усилия взрослых для успешного воспитания ребенка

Это помогает создавать пространство для построения доверительных, открытых, гармоничных отношений с ребенком.

Ребёнку же работа с коучем помогает раскрывать свои эмоции, творческий потенциал, глубже понимать себя и окружающих людей, выстраивать взаимоотношения и верить в себя.

Таким образом, технологии коучинга в дошкольных учреждениях, используемые в развитии и воспитании детей, являются непростым, но осознанным выбором воспитателей и родителей, влияющим на формирование целостной, здоровой и счастливой личности ребёнка.

Нина Авдиенко
«Развитие мотивационной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с использованием технологии коучинга»

Детство – уникальный и волшебный мир. В дошкольном возрасте ребенок является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальных , нравственно-волевых качеств личности ребенка , расширяется его мотивационная сфера : познавательная мотивация и мотивация достижения , т. е. в основе деятельности ребенка уже лежит не желание поиграть, а желание узнать что-то новое, достичь определенного результата в этом им помогают педагоги. Современный педагог - это тот, кто постоянно развивается , самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей .

Одним из требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является внедрение инновационных форм работы с дошкольниками , стимулируя педагогов к поиску новых, более эффективных методов работы.

Инновационные технологии в дошкольном образовании используются , в первую очередь, для решения актуальных проблем, одной из которых является несформированность учебной мотивации .

В педагогической практике используется огромное количество различных инновационных технологий для развития мотивационной сферы дошкольников . Поскольку в данном возрасте активно развивается диалогическая речь и диалог приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий, то коучинг - технология является мощным средством для развития ребенка , так как основана на интерактивном общении, дискуссии (вопрос – ответ, где ребенок сам находит пути решения проблемы.

Коучинг (анг. Coaching – обучение, тренировка) в сфере образования рассматривается, как продолжительное сотрудничество субъектов воспитательно-образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедеятельности .

В основе коучинг – подхода при воспитании лежит идея о том, что ребенок является не пустым сосудом, который надо наполнить знаниями и установками. Ребенок более похож на жёлудь, который уже содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим, прекрасным дубом. Необходимо питание, поощрение, свет, чтобы достичь этого, но способность вырасти - уже заложена в каждом ребенке .

Коучинг - это искусство содействовать обучению и развитию другого человека . Активная форма развития познавательной активности и совместной деятельности.

Коуч – это консультант , наставник, в роль которого перевоплощается педагог. Коуч отличается от педагога тем, что не дает советов, жестких рекомендаций и готовых алгоритмов решения. Он не говорит : «надо делать так, а вот так делать не надо» , а создает условия для того, чтобы ребенок сам понял , что ему надо делать, стимулирует творческий поиск решений и поддерживает решимость воспитанника достигать целей и осуществлять изменения в своей деятельности. Другими словами, в процессе коучинга ребенок находят свой , уникальный способ достижения цели, а коуч создает креативную атмосферу , особое пространство поиска альтернатив, атмосферу доверия , где ребенок чувствует , что его идеи и предложения не остаются без внимания.

Таким образом, коучинг построен на мотивированном взаимодействии двух сторон.

Коучинг проходит в 7 этапов :

1 этап – установление партнерских взаимоотношений между коучем и ребенком ;

2 этап – совместное определение задач для достижения конкретной цели;

3 этап – исследование текущей проблемы (ситуации) ;

4 этап – определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату;

5 этап – выработка и анализ возможностей для преодоления трудностей в решении проблемы;

6 этап – выбор конкретного варианта действий и составление плана действий;

7 этап – договоренность о том, что конкретно должно быть сделано к определенному сроку.

А если сказать это коуч – вопросами , то это будет выглядеть примерно так :

«Чего ты хочешь?»

«Что ты имеешь сейчас? Что сейчас происходит?»

«Что можно сделать?»

«Что ты будешь для этого делать сегодня?»

Детский коучинг отличается от взрослого, имеет свои особенности. Повторюсь, сказав, что коучинг – это метод поиска оптимального решения в какой-либо ситуации с помощью вопросов, которые задает коуч своему собеседнику . То есть у человека есть проблема или вопрос, который он хочет решить и коуч не дает ему советов – сделай так-то и так-то, а задает вопросы, и уже сам человек, отвечая на них, самостоятельно находит решение своей проблемы. Насколько это происходит быстро и эффективно зависит от профессионализма коуча .

Может быть, кому-то показалось, что коучинг – это слишком сложно. Но не переживайте, для профессиональной работы со взрослыми, действительно нужно профессиональное обучение, но для работы с ребенком важно просто понять смысл и сам метод коучинга и просто начать его использовать вместо чтения моралей и наставлений.

Давайте сразу все рассмотрим на примере – так будет проще понять сам метод и его использование .

Ребенок что-то делает не так, например, пытается ложкой есть спагетти.

Стандартное поведение взрослого : «Спагетти надо есть вилкой» . При этом ребенок не думает , а просто принимает новую для него догму, спущенную свыше. С точки зрения развития личности – это минус.

Коучинг : взрослые кладут перед ребенком ложку , нож и вилку – и говорят : «Как ты думаешь, чем удобнее есть спагетти?» Тогда ребенок начинает думать . В данной ситуации взрослый выступает в роле коуча и может задавать наводящие вопросы : «Как можно ложкой поднять спагетти? А как можно вилкой? А как еще? и т. д.» И тогда ребенок , думая, исследуя, сам приходит к нужному решению, а когда он пришел к нему сам – это совсем другое, не навязанное сверху без объяснений решение, это его самостоятельное решение, выбор, оно намного весомее, понятнее и полезнее и способствует развитию креативного мышления.

Может быть спагетти слишком примитивный пример, и это не очень повлияет на формирование ребенка , но если этот метод применять в серьезных вопросах, его значение и влияние на личность ребенка сложно переоценить .

Еще несколько коуч – вопросов , которые вы можете использовать в воспитании своих детей :

Как ты думаешь, можно ли это сделать по-другому?

А если бы ты поступил так-то, то какой бы был результат, как ты думаешь?. А если вот так поступить?

Если так часто делать, то к чему это может привести, расскажи несколько вариантов.

Как ты думаешь, то, что ты сделал – это хорошо? Это приносит пользу тебе и окружающим людям? Почему?

«Волшебные вопросы» , направляющие ребенка :

Что ты хочешь?

А зачем тебе это?

Как ты думаешь, почему у тебя этого нет?

Что может повлиять на изменение ситуации?

Что ты будешь делать?

Какие могут быть последствия для тебя и других?

Что для тебя в этом самое трудное?

Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?

Что ты должен уметь? Где и как будешь этому учиться?

Кто и чем может тебе помочь?

Какие знания тебе нужны?

Где и как можешь получить эти знания?

Коучинг на практике .

Развитие мотивационной сферы дошкольников с элементами коучинга .

Перед началом работы на подготовительном этапе был определён уровень учебной мотивации детей с помощью психологической методики диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет Т. А. Нежновой (модификация А. М. Прихожан) .

Из результатов диагностики стало видно, что у 73% диагностируемых – примерное равенство игровой (дошкольной ) и учебной мотивации , а у 27% замечено преобладание игровой (дошкольной ) мотивации .

Для повышения уровня учебной мотивации у дошкольников я разработала занятие с использованием технологии коучинга .

Перед собой я поставила цель вывести детей на уровень учебной мотивации в процессе беседы с ними.

Чтобы достичь заданной цели, я определила следующие задачи :

1. Продиагностировать уровень учебной мотивации с помощью психологической методики и диагностического задания.

2. Сформировать у детей побудительный мотив к обучению с помощью техник коучинга : упражнения «Мотивирующие цели » и упражнения «Масштаб цели» .

3. Подвести итоги психологической работы, совместная с детьми рефлексия.

Что работа шла продуктивнее, для работы мне необходим наглядный материал и оборудование : картинки с изображением школы, уроков в школе, учителя, учеников лежат на столе перед ребенком , в руках у психолога вопросы беседы, листы бумаги, ручка, карандаш.

На занятии я использую такие методы и приемы, как психологический опрос, беседа, техники – упражнения коучинга , рефлексия.

Совместную деятельность с детьми я провожу в подгрупповой форме работы. Подгруппа формируется из 3 – 4 человек. В подгруппе обязательно должен быть ребенок с высоким уровнем учебной (школьной) мотивацией , для стимулирования детей с низкой учебной и высокой игровой (дошкольной ) мотивацией . На занятиях я использую тонкую ненавязчивую корректировку целей, мотивов , намерений детей. То есть, я держу под контролем ситуацию, чтобы сохранить целесообразность совместной деятельности. В противном же случае цель занятия может быть не достигнута.

На первом этапе занятия я повторно диагностирую уровень учебной мотивации , только с использованием вопросов из коучинга (приложение) .

На основном этапе занятия для того, чтобы у детей появился смысл обучения в школе и сформировался побудительный мотив я использую технику коучинга «Мотивирующая цель » (приложение) .

В целях закрепления побудительного мотива , а так же выявления дополнительного смысла учения и дополнительных ресурсов я использую технику коучинга «Масштаб цели. Шаги вверх»

В результате я формулируется мотивирующую цель обучения . Которая в дальнейшем преобразуется с помощью цепочки вопросов. Все ответы детей я записываю, найти дополнительный ресурс для дальнейшей работы.

Для уточнения знаний детей о школьных принадлежностях на занятиях я использую упражнение «Собираем портфель в школу»

С использованием картинок с изображением портфеля, школьных принадлежностей, игрушек и других дополнительных предметов.

Заключительный этап – рефлексия, которую я провожу так же, в виде техники коучинга «Рамка результата» .

В конце занятия я еще раз озвучиваю каждому ребенку его цели , намерения, мотивы , побуждения как результат всей работы, отслеживая при этом эмоциональную реакцию, мнение, согласие или несогласие с выводами.

И в заключении хочу сказать, что методов воспитания и обучение огромное множество. Они могут сильно отличаться друг от друга, могут быть схожими, во многом это связано с требованиями современного общества, хотя конечная цель остается единой воспитать сильного, счастливого человека, способного жить в современном мире. Использование инновационных технологий помогает в этом и коучинг одна из таких технологий .

Попробуйте начать хотя бы понемногу применять метод коучинга в своей работе , хотя это и сложнее, чем просто вписывать программы в ребенка , но зато намного полезнее.

Справедливо будет отметить, что идеи коучинга в большинстве своем провозглашал еще Сократ, но его философия не нашла должного понимания в обществе. "Я не могу никого ничему научить, я только могу заставить думать".