Как проводится осмотр помещений и территорий в ходе налоговой проверки. Когда налоговые органы вправе провести осмотр территорий и помещений организации

1. Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, участника консолидированной группы налогоплательщиков, должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, участника консолидированной группы налогоплательщиков.

2. Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом.

3. При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (за исключением жилых помещений) руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом.

На основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате.

В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись.

4. Утратил силу.

5. Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается.

Право доступа должностного лица налогового органа на территорию или в помещение налогоплательщика является необходимым условием совершения определенных процессуальных действий, предусмотренных налоговым законодательством. Данное право прямо не закреплено в ст. 31 Налогового кодекса РФ "Права налоговых органов", однако оно является производным таких прав, как право осматривать (обследовать) территории или помещения налогоплательщика, проводить инвентаризацию его имущества, изымать у налогоплательщика документы и т.п.

Право доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение налогоплательщика осуществляется только в рамках проведения выездной налоговой проверки, поэтому пропускать представителей других налоговых или правоохранительных органов на свою территорию без документально оформленных оснований налогоплательщик не обязан.

В нормах комментируемой статьи законодатель установил следующее:

а) работники налоговых органов (о которых говорится в ст. 91 Налогового кодекса РФ) – это не любые их сотрудники, а те, которые, во-первых, непосредственно (т.е. лично) выполняют все действия, связанные с проведением выездной налоговой проверки, во-вторых, отнесены Законом РФ от 21 марта 1991 года N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее – Закон N 943-1) и Положением о ФНС к числу должностных лиц (ст. 30–33 Налогового кодекса РФ);

б) доступ на территорию или в помещение налогоплательщика – это непосредственное вхождение должностных лиц налогового органа:

– в помещения (производственные, офисные, конторские, складские, наземные, подземные и т.п.), которыми налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) владеет на праве собственности, другом вещном праве или ином законном основании (например, по договору аренды). При этом имеются в виду помещения, которые используются им для предпринимательской деятельности;

– на территорию налогоплательщика (на поле, открытый склад, стоянку автомобилей, территорию аэродрома, строительную площадку и т.п.);

в) п. 1 комментируемой статьи императивно предписывает упомянутым должностным лицам предъявить (перед доступом в помещение, на территорию):

– свои служебные удостоверения, где указаны: должность, фамилия, имя, отчество предъявителя, его фотография и срок действия удостоверения;

– решение руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. В нем указываются должностные лица, проводящие проверку, вид налога (налогов), по которому проводится проверка, период, который ею охватывается, иные данные в соответствии с актами законодательства о налогах, Закона N 943-1, Положением о ФНС;

г) правила ст. 91 Налогового кодекса РФ применяются лишь при выездной налоговой проверке.

Правила п. 2 комментируемой статьи указывают, что:

а) должностные лица налогового органа вправе осмотреть не любые территории и помещения налогоплательщика, а лишь те из них, что используются налогоплательщиком, являющимся:

организацией (для осуществления последней предпринимательской деятельности);

индивидуальными предпринимателями;

б) осмотр – это проводимое с участием понятых визуальное ознакомление с помещениями, территориями, используемыми для предпринимательской деятельности, а также находящимися на них объектами налогообложения, по результатам которого составляется соответствующий протокол (ст. 92 Налогового кодекса РФ);

в) объекты налогообложения – это имущество, то есть основные средства (станки, оборудование, передаточные механизмы, сооружения и т.п.), средства связи и оргтехники, любое иное имущество, подпадающее под налогообложение в соответствии со ст. 38 Налогового кодекса РФ;

г) осмотр территории, помещений, объектов налогообложения, указанных в п. 2 ст. 91 Налогового кодекса РФ, осуществляется для определения соответствия фактических и документальных данных об указанных объектах, представленных самим налогоплательщиком. При этом должностные лица осуществляют осмотр с выездом на место.

Уместно сказать, что касается п. 2 ст. 91 Налогового кодекса РФ, то, на наш взгляд, он необоснованно включен в рассматриваемую статью, поскольку, по сути, закрепляет право должностных лиц налоговых органов производить осмотр территорий или помещений налогоплательщика и оговаривает назначение такого осмотра.

Пункты 3 и 4 ст. 91 Налогового кодекса РФ оговаривают последствия воспрепятствования налогоплательщиком доступу на свою территорию или в свое помещение должностных лиц налоговых органов.

Правовые нормы, указанные в п. 3 комментируемой статьи, устанавливают следующее:

а) воспрепятствование доступу налицо, когда это делается умышленно. Если же доступ стал невозможен, например, по техническим причинам (утерян ключ, дверь заклинило и т.п.), то нельзя говорить о воспрепятствовании;

б) если установлен умысел, руководитель проверяющей группы (бригады) составляет Акт о воспрепятствовании доступу. В нем описываются обстоятельства последнего, указывается его дата. Акт подписывается налогоплательщиком (или его представителем, ст. 26–29 Налогового кодекса РФ и руководителем проверяющей группы (бригады). Форма Акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица утверждена Приказом ФНС России от 6 марта 2007 года N ММ-3-06/106@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах";

в) упомянутый Акт может служить основанием для того, чтобы налоговый орган:

самостоятельно (т.е. без данных осмотра объектов налогообложения) определил суммы налогов, подлежащих уплате;

оценил объекты налогообложения с учетом имеющихся у него данных либо исходя из сведений об аналогичных объектах (имеющихся как у данного, так и у других налогоплательщиков). Кроме того, сумма налога, подлежащая уплате, определяется на основе других данных о деятельности налогоплательщика (других налогоплательщиках, осуществляющих аналогичную деятельность при сравнимых условиях);

г) правила п. 3 ст. 91 Налогового кодекса неприменимы, когда речь идет о жилых помещениях.

За воспрепятствование должностным лицом (проводящим проверку) к доступу на территорию налогоплательщика (помещение) – виновные руководители юридического лица и физические лица могут быть привлечены к ответственности по ст. 15.6 КоАП РФ.

Пункт 5 комментируемой статьи обеспечивает соблюдение конституционной нормы о неприкосновенности жилища (ст. 25 Конституции РФ). Он запрещает должностным лицам налогового органа доступ в жилое помещение:

– помимо воли проживающего в нем налогоплательщика;

– помимо воли любых других проживающих в помещении лиц. Не имеет значения, является ли жилое помещение собственностью налогоплательщика или он занимает его на правах нанимателя: главное, что это помещение является местом его проживания (т.е. местом жительства). Сумма налога определяется в этом случае расчетным путем (ст. 31 Налогового кодекса РФ);

– если иное не предусмотрено федеральным законом или не основано на судебном решении.

Отметим, что в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28 июня 2013 года N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" в п. 1 ст. 91 Налогового кодекса РФ, с 1 января 2015 года его положениями будет предусмотрено, что доступ на территорию или в помещение проверяемого лица должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими должностными лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого лица либо при предъявлении служебных удостоверений и мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего камеральную налоговую проверку на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, о проведении осмотра в случаях, предусмотренных п. 8 и 8.1 ст. 88 Налогового кодекса РФ. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

В целях проверки достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, а также для выяснения иных существенных обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, проверяющие вправе производить осмотр (обследование) любых используемых налогоплательщиком для осуществления предпринимательской деятельности производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения не зависимо от их места нахождения, а также документов и предметов налогоплательщика.

В соответствии со ст. 82 НК РФ осмотр является одной из форм налогового контроля. Причем осмотр может проводиться как в рамках выездной налоговой проверки, так и вне ее.

В рамках выездной налоговой проверки (а, следовательно, только в отношении организаций или индивидуальных предпринимателей) может проводиться осмотр следующих объектов:

– любых помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, независимо от их места нахождения. В законе прямо указано, что могут осматриваться только территории или помещения налогоплательщика, в отношении которого назначена данная проверка;

– документов и предметов. Законодатель не уточнил (как это было сделано в случае осмотра территорий и помещений), что при налоговой проверке может проводиться осмотр только тех документов и предметов, которые принадлежат налогоплательщику, в отношении которого проводится налоговая проверка. Следовательно, в рамках проведения выездной налоговой проверки налоговыми органами могут быть осмотрены любые документы и предметы, касающиеся проверяемого налогоплательщика, независимо от их принадлежности. Такая конструкция п. 1 ст. 92 НК РФ не совсем удачна, так как может нарушать права других лиц.

За рамками проведения выездной налоговой проверки, а, следовательно, в отношении любого налогоплательщика осмотр документов и предметов может проводиться либо с согласия их владельца, либо если документы или предметы были получены налоговыми органами в результате ранее произведенных действий.

Право доступа должностного лица налогового органа на территорию или в помещение налогоплательщика является необходимым условием совершения определенных процессуальных действий, предусмотренных налоговым законодательством. Данное право прямо не закреплено в ст. 31 НК РФ "Права налоговых органов", однако оно является производным таких прав, как право осматривать (обследовать) территории или помещения налогоплательщика, проводить инвентари­зацию его имущества, изымать у налогоплательщика документы и т.п.

Право доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение налогоплательщика осуществляется только в рамках проведения выездной налоговой проверки. Соответственно должностные лица имеют право беспрепятственного доступа не на любые объекты, а только на территорию или в помещение того налогоплательщика, который, во-первых, является организацией или индивидуальным предпринимателем, и во-вторых, в отношении которого назначена налоговая проверка. Доступ должностных лиц налоговых органов в жилые помещения допускается только с согласия проживающих в нем физических лиц (п. 5 ст. 90 НК РФ). Однако это положение не действует, когда речь идет об органах дознания и предварительного следствия, которые проводят разбирательство по делу о налоговом преступлении.

При наличии у налогового органа информации о полученных налогоплательщиком товарно-материальных ценностях, не отраженных в бухгалтерском учете, о наличии производственных мощностей (цехов) и других структурных подразделений, осуществляющих виды деятельности, не отраженные в учредительных документах налогоплательщика, о производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), выручка от реализации которой не отражена в учете и в отчетности, о занижении объемов, расценок в строительстве по актам выполненных работ и в других аналогичных случаях производство осмотра является обязательным.

Осмотр производится проверяющими в присутствии не менее двух понятых, в качестве которых могут выступать только физические лица, не заинтересованные в исходе дела. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов. При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты. Конкретные формы участия налогоплательщика в процедуре осмотра не установлены, однако предполагается, что проверяемое лицо имеет право по ходу проверки делать замечания, которые заносятся в протокол. Порядок представительства изложен в главе 4 НК РФ. Следует особо отметить, что лицо, участвующее в проверке в качестве представителя, в дальнейшем может проходить как свидетель.

Специалист привлекается на договорной основе для определенных действий: оценки изымаемого имущества, «взлома» компьютерной программы и так далее. Специального постановления для привлечения специалиста НК РФ не устанавливает. Решение о привлечении специалиста может быть принято проверяющим самостоятельно. О производстве осмотра составляется протокол (только на русском языке), в котором должны быть указаны в соответствии со ст. 99 НК РФ:

– место и дата производства конкретного действия;

– время начала и окончания действия;

– должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

– фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях – его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

– выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

Пункт 4 ст. 92 НК РФ устанавливает право налоговых органов в необходимых случаях производить фото- и киносъемку, снимать копии с документов, а также производить другие необходимые действия. Согласия налогоплательщика на проведение таких действий не требуется. Об этих действиях производится запись в протоколе.

О производстве осмотра составляется протокол, в котором фиксируются существенные для дела фактические данные, полученные в результате непосредственного зрительного изучения объектов осмотра, представляющих интерес для данной проверки. Выполненные при производстве осмотра фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы прилагаются к протоколу осмотра.

Протокол подписывается проверяющими и понятыми, а также другими присутствующими и участвующими при производстве осмотра лицами.

Пункты 3 и 4 ст. 91 НК РФ оговаривают последствия воспрепятствования налогоплательщиком доступу на свою территорию или в свое помещение должностных лиц налоговых органов.

Во-первых, о факте воспрепятствования составляется акт, который подписывается обеими сторонами. В случае отказа налогоплательщика подписать этот акт об этом делается специальная отметка. Составленный акт является основанием для осуществления налоговым органом права самостоятельно определять суммы налогов, подлежащих внесению в бюджет проверяемым налогоплательщиком (ст. 31 НК РФ).

Во-вторых, если воспрепятствование является незаконным, то оно признается правонаруше­нием и влечет ответственность по ст. 124 НК РФ.

В случае отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) отдельных производственных, складских, торговых и иных помещений (кроме жилых помещений) и территорий руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт.

Из смысла п. 3 и 4 ст. 91 НК РФ следует, что законодатель допускает случаи законного воспрепятствования доступу должностных лиц налоговых органов. Однако независимо от того, является воспрепятствование законным или нет, у налогового органа все равно возникает право самостоятельно определять сумму подлежащего уплате налога.

Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, участника консолидированной группы налогоплательщиков, должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом.

При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (за исключением жилых помещений) руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом.

На основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате.

В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись.

Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) н/п, либо по месту нахождения налогового органа. Поскольку по общему правилу выездная проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика, то вы должны предоставить проверяющим доступ на свою территорию (ст. 91 НК РФ). Исключение - доступ в жилые помещения. Туда налоговики не могут попасть без согласия проживающих (п. 5 ст. 91 НК РФ).

Доступ на территорию н/п осуществляется при предъявление проверяющими:

) Служебных удостоверений

) Решения о проведении проверки

После вручений н/п копии решения о проверки, руководителю проверяющей группы, рекомендуется рассмотреть вопросы с руководителем организации, главным бухгалтером и иными должностными лицами, либо с ИП следующие вопросы:

) Информационного характера (о правах и обязанностях должностных лиц налогового органа и н/п)

) Организационного характера (предоставление помещения, определение графика работы)

) Получение общей информации о финансово- хозяйственной деятельности н/п

При воспрепятствование доступу должностного лица на территорию н/п, руководителем проверяющей группы составляется акт. В случае отказа проверяемого подписать указанный акт, делается запись.

На основе этого акта налоговый орган по имеющимся данным о н/п, вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате.

Воспрепятствование доступу расценивается как неповиновение законному требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), которое приравнивается к воспрепятствованию осуществления этим лицом, служебных обязанностей и влечет ответственность по ст.19. 4 КОАП.

Если у н/п отсутствует возможность предоставить помещение для проведения проверки, она может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Отсутствие возможности должно быть:

Обусловлено объективными причинами;

Подтверждаться фактическими обстоятельствами.

Решение о проведении проверки в налоговом органе принимает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа по письменному заявлению н/п, либо на основании докладной записки руководителя проверяющей группы.

При необходимости подтвердить заявленное обстоятельство, может быть проведен осмотр территории н/п. О принятом решении уведомляется н/п в установленном порядке.

50. Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки

Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика, плательщика сбора,

налогового агента должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента (п. 1 ст. 91 НК РФ).

Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом (п. 2 ст. 91 НК РФ).

При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (за исключением жилых помещений) руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом. На основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате. В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись (п. 3 ст. 91 НК РФ). Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается (п. 4 ст. 91 НК РФ).

Осмотр. Должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов (п. 1 ст. 92 НК РФ).

Осмотр документов и предметов вне рамоквыезд-ной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра (п. 2 ст. 92 НК РФ).

Осмотр производится в присутствии понятых. При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты (п. 3 ст. 92 НК РФ).

В необходимых случаях при осмотре производятся фото– и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия (п. 4 ст. 92 НК РФ).

О производстве осмотра составляется протокол (п. 5 ст. 92 НК РФ).

Из книги Актуальные вопросы исчисления и уплаты НДС автора Лермонтов Ю М

8. Определение налоговой базы при ввозе товаров на территорию Российской Федерации: сложные ситуации Согласно п. 1 ст. 160 НК РФ при ввозе товаров (за исключением товаров, указанных в п. 2 и 4 ст. 160 настоящего Кодекса, и с учетом ст. 150-152 НК РФ) на таможенную территорию

автора

Из книги Все налоги России 2013 автора Семенихин Виталий Викторович

Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г

48. Порядок проведения камеральной налоговой проверки Камеральная налоговая проверка проводится по местонахождению налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности

Из книги Как подготовиться и вести себя при проверках. Что от вас скрывают проверяющие органы автора Химич Николай Васильевич

6. Требования налоговых органов к применению ККТ Вы должны запомнить на всю свою сознательную жизнь, что все вопросы регулирования - приобретения и применения кассовых аппаратов рассмотрены в законе № 54-ФЗ от 22.05.2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при

Из книги Налоговый арбитраж: практика решений налоговых споров автора Сальникова Людмила Викторовна

3. Дела об обжаловании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц Самую большую группу налоговых споров составляют дела об обжаловании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых

автора Семенихин Виталий Викторович

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц Глава 5. Налоговые органы. Таможенные

Из книги Все налоги России 2012 автора Семенихин Виталий Викторович

Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц Глава 19. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лицСтатья 137. Право на обжалованиеКаждое лицо имеет право обжаловать акты

автора Смирнов Павел Юрьевич

41. Права налоговых органов (начало) Налоговые органы вправе:– требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

43. Обязанности налоговых органов На налоговые органы возлагаются обязанности, исполнение которых служит гарантией реализации прав налогоплательщиков.Основные обязанности следующие:– соблюдать законодательство о налогах и сборах;– осуществлять контроль за

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

53. Обжалование актов налоговых органов, действия, бездействия их должностных лиц Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Так, например,

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

62. Приостановление проведения выездной налоговой проверки Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:1) истребования дополнительных документов (информации) в соответствии с пунктом 1 ст.

автора Семенихин Виталий Викторович

1.6. Порядок проведения выездной налоговой проверки В п. 1 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определен основной признак выездной налоговой проверки: она проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя

Из книги Налоговые проверки. Как с достоинством выдержать визит инспекторов автора Семенихин Виталий Викторович

1.7. Сроки проведения выездной налоговой проверки и их продление Налоговое законодательство устанавливает несколько видов сроков для выездной налоговой проверки, такие как сроки проведения проверки; сроки продления проверки; сроки приостановления проверки; специальные

Из книги Налоговые проверки. Как с достоинством выдержать визит инспекторов автора Семенихин Виталий Викторович

1.11. Доступ на территорию плательщика при выездной налоговой проверке Право доступа должностного лица налогового органа на территорию или в помещение налогоплательщика является необходимым условием совершения определенных процессуальных действий, предусмотренных

Из книги Налоговые проверки. Как с достоинством выдержать визит инспекторов автора Семенихин Виталий Викторович

2.2. Сроки проведения камеральной налоговой проверки и их продление Действующее налоговое законодательство устанавливает четкий срок, отведенный представителям налоговых органов на осуществление камеральной налоговой проверки. При этом, если ранее Налоговый кодекс

Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика, плательщика сбора,

налогового агента должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента (п. 1 ст. 91 НК РФ).

Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом (п. 2 ст. 91 НК РФ).

При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (за исключением жилых помещений) руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом. На основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате. В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись (п. 3 ст. 91 НК РФ). Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается (п. 4 ст. 91 НК РФ).

Осмотр. Должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов (п. 1 ст. 92 НК РФ).

Осмотр документов и предметов вне рамоквыезд-ной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра (п. 2 ст. 92 НК РФ).

Осмотр производится в присутствии понятых. При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты (п. 3 ст. 92 НК РФ).

В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия (п. 4 ст. 92 НК РФ).

О производстве осмотра составляется протокол (п. 5 ст. 92 НК РФ).

51. Порядок истребования документов. Выемка документов и предметов

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов (п. 1 ст. 93 НК РФ).

Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством РФ. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования. В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа (п. 1 ст. 94 НК РФ).

Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время (п. 2 ст. 94 НК РФ).

Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист. До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности (п. 3 ст. 94 НК РФ).

Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно. При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов (п. 4 ст. 94 НК РФ).

Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки (п. 5 ст. 94 НК РФ).