Системы налогообложения. Большая энциклопедия нефти и газа

Помогите, пожалуйста.
Налоги - это обязательные платежи, которые государство собирает со своих граждан и юридических лиц (предприятий). Исторически возникновение налоговых сборов связано с разделением общества на классы и появлением государства.
Государство как институт власти осуществляет разнообразную деятельность - политическую, экономическую, социальную. Выполнение этой деятельности требует определённых средств. Кроме налогов у государства по существу нет других методов привлечения средств в казну. В экономике любого государства есть непроизводственная сфера: образование, страховая медицина, культура, армия, аппарат чиновников, составляющий органы государственного управления. Все эти сферы деятельности, безусловно, важны, но для их содержания нужны средства, поскольку сами они не в состоянии себя содержать. Кроме того, в каждом обществе есть категории граждан, которые не могут содержать себя сами: дети, старики, инвалиды. Заботу об этих людях должно взять на себя государство. Для оплаты затрат на содержание непроизводственной сферы и нетрудоспособных граждан государству нужны средства, которые оно и собирает в виде налогов.
По способу взимания налогов различают прямые и косвенные налоги.
В мировой практике можно обнаружить три разные системы по видам налоговых ставок: прогрессивную, пропорциональную, регрессивную. В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества. В пропорциональной системе налогообложения используется единая ставка налогообложения независимо от абсолютной величины базы налогообложения (дохода, прибыли, имущества и т.п.). В регрессивной системе налогообложения предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода или имущества. Регрессивная схема нередко оказывается разумной при обложении доходов самых богатых граждан.
(По материалам энциклопедии для школьников)
Какие основные направления вложения государственных средств названы в тексте? (Укажите любые три направления.)
Существует мнение, что косвенные налоги не оказывают никакого влияния на экономику страны. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в опровержение этого мнения.
Какие виды налогов названы в тексте? Раскройте сущность каждого вида на примере конкретных налогов.
Какие две категории налогоплательщиков названы в тексте? Как автор характеризует роль налогов в жизни государства? (Приведите две авторские характеристики.)
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
В государстве Z введена единая 15%-я ставка подоходного налога. Какая налоговая система принята в Z? Приведите фрагмент текста, помогающий в ответе на вопрос.

Ответ оставил Гость

№31) 1) Налоги на непроизводственную сферу: образование, страховая медицина, культура, армия..
2) Налоги на
категории граждан, которые не могут содержать себя сами: дети, старики, инвалиды.
3)
Налоговая система призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Налоги и сборы являются основным источником доходов государственного бюджета

№31
В косвенные налоги входят такие налоги как акцизы, пошлины, налоги с добавленной стоимости и т. д. Существует мнение, что введение пошлин или акцизов защищает местное производство увеличивая цены на импортируемые товары. Такое положение вещей верно, однако очень часто забывается вторая сторона – потребитель. Результатом введения новых пошлин со стороны государства является падение потребления в стране когда покупатели вынуждены покупать меньше более дорогих товаров. Также важно, что введение пошлин оказывает определенное инфляционное давление. Такая ситуация верна практически для всех косвенных налогов.

№32
В мировой практике можно обнаружить три разные системы по видам налоговых ставок: прогрессивную, пропорциональную, регрессивную.
Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например НДФЛ 13%)
Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю (например Взносы ПФР)
Примером регрессивного налога является НДС. Обычно при начислении регрессивного налога денежную сумму делят на части.

№34
Кроме налогов у государства по существу нет других методов привлечения средств в казну. Для оплаты затрат на содержание непроизводственной сферы и нетрудоспособных граждан государству нужны средства, которые оно и собирает в виде налогов.
Налоговая система призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Налоги и сборы являются основным источником доходов государственного бюджета.

№35
1) Налоги
2) Роль налогов в жизни государства
3)
Налоговая система
4)
Системы по видам налоговых ставок

№36
В стране Z принята пропорциональная система налогообложения. Используется единая ставка налогообложения независимо от абсолютной величины базы налогообложения

Прогрессивный налог

Пропорциональный налог

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Пример прогрессивного налога – подоходный налог. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако она вряд ли содействует повышению эффективности производства.


При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.


В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях не наблюдается – прямых регрессивных налогов нет. Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они занимают в доходе покупателя (а не с точки зрения установления ставки налога), являются регрессивными, причем чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является.

Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги. Поскольку косвенный налог – это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1 %, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб. – лишь 0,05 %.

В макроэкономике налоги также делятся на автономные и подоходные. Автономные (или аккордные) налоги (¯Т) – это налоги, которые не зависят от уровня дохода. Подоходные налоги зависят от уровня дохода, их величина определяется по формуле: tY, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или валовой внутренний продукт).

Сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна

Различают среднюю и предельную ставки налога. Средняя ставка налога – это отношение налоговой суммы к величине дохода:

t ср = (Т / Y ) × 100 %.

Предельная ставка налога – это величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода (она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода на единицу).

Предположим, что в экономике действует прогрессивная система налогообложения и доход до 50 тыс. долл. облагается налогом по ставке 20 %, а свыше 50 тыс. долл. – по ставке 50 %. Если человек получает 60 тыс. долл. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную 15 тыс. долл. (50 × 0,2 + 10 × 0,5 = 10 + 5 = 15), т. е. 10 тыс. долл. с суммы в 50 тыс. долл. и 5 тыс. долл. с суммы, превышающей 50 тыс. долл., т. е. с 10 тыс. долл. Средняя ставка налога будет равна 15 / 60 = 0,25, или 25 %, а предельная ставка налога равна 5 / 10 = 0,5, или 50 %.



Соотношение средней и предельной налоговых ставок позволяет определить систему налогообложения: а) при прогрессивной системе налогообложения предельная ставка налога больше средней; б) при пропорциональной системе налогообложения средняя и предельная ставки налога равны; в) при регрессивной системе налогообложения предельная ставка налога меньше средней.

Ставка процента (t ), которая используется в формуле макроэкономической налоговой функции, представляет собой предельную налоговую ставку, и величина налоговой суммы рассчитывается по отношению к приросту величины валового внутреннего продукта или национального дохода.

Воздействие налогов на экономику. Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

1. Совокупный спрос. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спросапотребительские расходы и инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (рис. 10.1, б ). И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос (рис. 10.1, а ).

Рис. 10.1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос:

а ) снижение налогов; б ) рост налогов

Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от AD 1 до AD 2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y 1 до Y *). Следовательно, эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает и рост уровня цен (от Р 1 до Р 2) и вследствие этого является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов (рис. 10.1, б ).

2. Совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а уменьшение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Опыт подробного изучения воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р. Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции экономической теории предложения Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис. 10.2), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т. е. логических рассуждений и теоретического умозаключения.) В своем анализе Лаффер исходил из налоговой функции: Т = tY , т. е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений.

Рис. 10.2.Кривая Лаффера

Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт), при которой налоговые поступления максимальны (Т max ). Если увеличить ставку налога (например, до t 1), то уровень деловой активности снизится и налоговые поступления сократятся (до Т 1) вследствие уменьшения налогооблагаемой базы. Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 1980‑х гг. предложил такую меру, как снижение ставки налога (и на доходы экономических агентов, и на прибыль корпораций). По его мысли, ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превышали оптимальную величину, поэтому экономика находилась на «плохой стороне» кривой (точка А). Снижение ставок подоходного налога (от t 1 до t опт), по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (т. е. роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы: во‑первых, преодолеть стагфляцию и, во‑вторых, увеличить (в результате роста налогооблагаемой базы) налоговые поступления в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита. При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию (рис. 10.1, а ), влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Y 1 до Y *) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р 1 до Р 2) (рис. 10.3) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.

Рис. 10.3. Воздействие снижения налогов на совокупное предложение

Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства, но и важным инструментом стабилизации экономики .

Cтраница 1


Регрессивный налог - это налог, ставка которого снижается по мере роста величины базы налогообложения. Налоговой системой РФ такие налоги не предусмотрены.  

Регрессивный налог - налог, ставка которого снижается по мере роста величины базы налогообложения.  

Регрессивный налог (regressive tax) - налог, средняя ставка которого уменьшается (повышается) по мере увеличения (уменьшения) дохода налогоплательщика.  

При регрессивных налогах процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода. Косвенные налоги, взимаемые в ценах товаров, всегда регрессивные.  

При регрессивных налогах процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода. Косвенные налоги, взимаемые в ценах товаров, всегда регрессивные. При пропорциональных налогах взимается одна и та же ставка налога независимо от размера дохода. При прогрессивных налогах ставка налога повышается при возрастании дохода. Различают простую и сложную прогрессию. При простой профессии ставка налога повышается для всего дохода.  

В зависимости от характера ставок различают: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги.  

НАЛОГОВАЯ СТАВКА - отношение суммы налогов к доходу; она указывает, какая доля дохода изымается государством. В зависимости от характера ставок различают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги. При регрессивных налогах процент изъятия дохода уменьшается с возрастанием дохода. При пропорциональных налогах независимо от размера дохода действуют одинаковые ставки. Пропорциональное обложение - система налогообложения, при которой налоговые ставки устанавливаются в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от его величины. При прогрессивных налогах процент изъятия возрастает с увеличением дохода.  

Федеральный подоходный налог с физических лиц является прогрессивным. Налог на прибыли корпораций по преимуществу пропорционален. К категории регрессивных налогов относятся налоги с продаж, акцизы, налоги на зарплату и имущество.  

При регрессивном налоге средняя ставка уменьшается по мере роста дохода. Когда доход увеличивается, все меньшая и меньшая его доля взимается в виде налога. В некоторых случаях регрессивный налог может привести к увеличению абсолютной величины, изъятой из дохода при его возрастании.  

При системе NHI могут возникнуть малозаметные и, возможно, нежелательные процессы перераспределения средств. При частном медицинском страховании определенный набор медицинских услуг стоит одинаково, независимо от дохода владельца страховки. Это делает страховые издержки похожими на регрессивный налог, так как работники с низкими доходами платят за страховку большую долю своего дохода, чем работники с высокими доходами.  

Многие ученые и специалисты высказывают необходимость серьезного научного обоснования соотношения прямых и косвенных налогов. В настоящее время упор сделан на косвенные налоги как основу налоговой системы. В рыночной экономике традиционно считается целесообразным использовать косвенные налоги для сдерживания потребления. Они считаются самыми несправедливыми, поскольку регрессивны по отношению к доходу. Регрессивный налог означает взимание более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких.  

Страницы:      1

В зависимости от того, как устанавливается средняя налоговая ставка, различают три типа налогов (систем налогообложения): пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональные налоги

Пропорциональные налоги предполагают, что средняя налоговая ставка остается неизменной независимо от величины дохода. Поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода (табл. 1).

Таблица 1. Пропорциональный налог

Прямые налоги (за исключением личного подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными.

Прогрессивные налоги

Прогрессивные налоги - это налоги, средняя налоговая ставка которых увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Такие налоги предполагают не только большую абсолютную сумму, но также и более значительную долю взимаемого дохода по мере его роста (табл. 2).

Таблица 2. Прогрессивный налог

Примером прогрессивного налога в большинстве стран служит личный подоходный налог 1 . Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако вряд ли стимулирует повышение эффективности производства.

Регрессивные налоги

Регрессивные налоги - это налоги, средняя налоговая ставка которых увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода. Таким образом, при увеличении дохода его доля, выплачиваемая в виде налога, сокращается (табл. 3).

Таблица 3. Регрессивный налог

Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму налога (как в нашем примере), а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при повышении доходов.

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях наблюдается крайне редко 1 . Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они составляют в доходе покупателя, имеют регрессивный характер, причем, чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является. Поскольку косвенный налог - это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Наиболее регрессивный характер поэтому имеют акцизные налоги. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1%, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб., - лишь 0,05%.

Воздействие налогов на экономику

Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

Влияние налогов на совокупный спрос

Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса - потребительские и инвестиционные расходы - и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к росту потребительских (так как увеличивается располагаемый доход) и инвестиционных (поскольку растет величина прибыли фирм после уплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) расходов и поэтому к сдвигу кривой AD вправо (от AD 1 до AD 2 на рис. 1,а), что обусловливает рост реального ВВП (от Y 1 до Y* ). Поэтому эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает рост уровня цен (от Р 1 до Р 2 ) и поэтому является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию).

Рост налогов ведет к снижению потребительских и инвестиционных расходов и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (сдвиг влево кривой совокупного спроса от AD 1 до AD 2 на рис. 1,б), что обусловливает снижение уровня цен (от Р 1 до Р 2 ) и объема выпуска (от Y 1 до *). Поэтому в период инфляции, когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов.

а) Снижение налогов б) Рост налогов

Рис. 1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос