Правда что хотят ввести налог на смерть. Земля на кладбище облагается налогом. Как получить пособие на погребение

Завершая депутатскую пятилетку, избранники народа, похоже, задумались о вечном. Комитет по бюджету и налогам совместно с комитетом по безопасности Государственной думы выступили сегодня с инициативой о внесении изменений в Налоговый кодекс и в ряд законов о налогах и сборах. Если эти изменения будут приняты, то ЕСН (единый социальный налог) возрастет на полтора процента, и каждый россиянин будет обязан ежемесячно часть своих честно заработанных денег (независимо от уровня дохода) отдавать на содержание... кладбищ. В другом варианте предлагается просто добавить в платежку ЖКХ еще одну строку с расплывчатой формулировкой «социальные услуги» и взымать за эту самую услугу с каждого гражданина от 500 до 1 тыс. рублей в зависимости от региона проживания.

Глава комитета по безопасности госпожа Яровая, представляя законопроект, с присущей ей пылкостью убеждала депутатов, что страна находится в опасности, и если не принять срочных мер, то уже в этом веке Россия может превратиться в одно бесконечное кладбище заброшенных могил. Шутка ли – каждый год до 300 тысяч гектаров земли вблизи городов и сел отдаются под новые захоронения. И там, где могли бы вырасти особняки депутатов новых созывов и чиновников новых призывов, возникают унылые погосты, от которых ни радости, ни прибыли. Одна сплошная печаль.

Впрочем, с прибылью в этом скорбном бизнесе все в порядке. По данным Росстата, в минувшем году показатели всех видов услуг в стране продемонстрировали устойчивое падение, и лишь ритуальная сфера обеспечила рост на 0,5%. По итогам 2014 года россияне потратили на ритуальные услуги более 54 млрд. рублей. И это только по легальным данным. А если учитывать, что более 60% похоронного бизнеса находится в тени и его выручку оценивают в 150–200 млрд. рублей, то можно представить, какие лакомые денежные потоки остаются без должного контроля государевых мужей.

А это, по мнению депутатов, крайне несправедливо. Ведь во многом благодаря именно активной деятельности депутатского корпуса и нашей исполнительной власти в стране обеспечено стабильное процветание похоронного бизнеса, и у нашего вечно неблагодарного народа есть гарантированная возможность умирать быстрее и дешевле, чем в любой загнивающей стране деградирующего Запада. Но если свою унылую жизнь наши граждане хоть какими-то налогами оправдывают, то беспечную смерть, как справедливо считают депутаты, они еще должны заслужить.

В смысле – оплатить.

Сегодня, как выяснилось, ни одно ведомство страны не может назвать точное количество погостов, существующих в России. По приблизительным подсчетам Министерства строительства и ЖКХ, которому с 2014 года переданы полномочия по контролю за ритуальными услугами, в стране насчитывается примерно 600 тысяч кладбищ. Подавляющее большинство из них пребывают в печальном состоянии. Количества брошенных могил (за которыми не ухаживают более 20 лет) не знает никто, но счет идет на миллионы.

Бюджета местных органов власти на содержание этого кладбищенского клондайка давно уже не хватает, и поэтому с недавних пор в похоронном бизнесе отменено лицензирование. Из 10 тысяч организаций, занятых столь прибыльным делом, более 70% – частные. Но все они увлечены лишь самой доходной частью бизнеса – похоронами сограждан. А на содержание кладбищ никто не хочет тратить средств – ни ритуальный бизнес, ни государство, которое обеспечивает его работой. Вся надежда на самих граждан.

Как проницательно заметил известный единоросс Евгений Федоров на обсуждении законопроекта, кладбищенский налог по своей сути будет более справедливым, чем налог на капитальный ремонт. Ведь до капитального ремонта доживут далеко не все граждане нашей процветающей страны, и, значит, не все из них смогут узнать, на что и кем будут потрачены средства, которые с них собрали при жизни. А право на смерть у нас всем гарантировано. И каждый может быть уверен, что Родина его похоронит. Значит, «налог на погост» точно не пропадет напрасно. И если средства от этих налогов действительно дойдут до кладбищ и не будут разворованы по дороге, то каждый россиянин будет, наконец, обеспечен отдельной могилой со всеми удобствами. С табличкой, с оградкой и с цветочком в горшке.

С особой позицией в ходе обсуждения законопроекта выступил представитель ЛДПР депутат Луговой, которого Жириновский по-отечески называет «наш Полоний». Этот депутат со знанием дела напомнил о крематориях, которых в стране, оказывается, не хватает. На всю Россию – всего 19 штук, да и те только в самых крупных городах. Сославшись на своего лидера, «товарищ Полоний» заявил, что ЛДПР готова взять на себя шефство над строительством крематориев, которые позволят экономить российскую землю. Но главное – дадут возможность избавить ее от представителей «пятой колоны», рядом с которыми не захочет лежать ни один либерал-патриот.

Практически единогласно все участники заседания поддержали единоросса Железняка, который проявил трогательную заботу о старшем поколении госслужащих и депутатского корпуса. «Неужели наши уважаемые чиновники, наши депутаты, отдающие свое здоровье и, не побоюсь этого слова, саму жизнь на благо народа, не заслужили права на бесплатную смерть?» – вопрошал он с трагической нотой и душевным надрывом. И заседавшие дружно закивали головами – «заслужили, заслужили»...

И все единодушно поддержали предложение Железняка освободить госчиновников и депутатов от кладбищенского налога. Пожизненно. Как это ни цинично звучит, но даже дорогу на тот свет они решили себе обеспечить бесплатной могилкой. То есть и на нашем погосте намерены лежать за наш счет.

31 апреля этот скандальный и пока еще незамеченный широкой общественностью законопроект будет вынесен сразу на первое и второе чтение. Судя по скорости, с которой его обсуждают и продвигают, он уже согласован во всех коридорах власти и будет принят без особых проблем. А значит, совсем скоро (по предварительным данным – с 1 января 2017 года) бюджет получит от нас новые – уже кладбищенские – миллиарды, депутаты и чиновники гарантируют себе новые – уже ритуальные – льготы, переходящие с этого света на тот, а каждый простой россиянин будет обеспечен правом на погост. За свой счет. По принципу: заплатил налоги – и спи спокойно. Вечно.

Р.Г. Габбасов ,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

Н.В. Голубева ,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

Обложение земельным налогом земли, занятой студенческим общежитием

Согласно Закону РФ от 24.12.1992 N 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» под жилищным фондом понимается совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Таким образом, общежития относятся к жилищному фонду.

За земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), расположенным на территории городов и поселков, земельный налог взимается со всей площади земельного участка в размере 3 % от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 51,84 коп. за 1 кв.м в 2003 году и не менее 57,02 коп. за 1 кв.м в 2004 году.

Что касается студенческих общежитий, то они как объекты социальной инфраструктуры находятся в распоряжении высших учебных заведений. Это подтверждается Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которым установлено, что за высшим учебным заведением в целях обеспечения деятельности, предусмотренной его уставом, закрепляются на праве оперативного управления здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения. За государственными, муниципальными высшими учебными заведениями закрепляются на правах оперативного управления либо передаются в собственность или находятся в самостоятельном распоряжении объекты производственной и социальной инфраструктуры, в том числе жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, а также жилые помещения, расположенные в сельской местности, общежития, клинические базы образовательных учреждений медицинского образования, находящиеся в оперативном управлении образовательных учреждений или в ином ведении. Исходя из норм вышеуказанного Федерального закона образовательное учреждение представляет собой целостный имущественный комплекс, включающий объекты социального, культурного и иного назначения, в том числе жилые помещения, общежития.

В соответствии с п. 4 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю» от уплаты земельного налога освобождаются учреждения образования, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов.

Согласно Закону РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом. Различают следующие типы образовательных учреждений:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные [начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования];

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

6) учреждения дополнительного образования;

7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

8) учреждения дополнительного образования детей;

9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Кроме того, для получения льготы по земельному налогу учреждениями образования, финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов, необходимо иметь в виду, что право общеобразовательного учреждения на включение в схему централизованного государственного финансирования возникает с момента его государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации.

Финансирование учреждения образования за счет средств профсоюзов определяется с учетом договора, заключенного между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации, на финансирование определенных расходов (в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов), а также иных документов, подтверждающих указанное финансирование.

Таким образом, учреждения образования (к ним относятся вузы, техникумы, колледжи и т.д.), финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов, освобождаются от уплаты земельного налога.

Если учреждение образования, финансируемое за счет средств соответствующего бюджета либо за счет средств профсоюза, освобождается от уплаты земельного налога, то и его структурное подразделение также освобождается от уплаты земельного налога, в том числе за земли под зданиями студенческих общежитий, находящихся на балансе данного учреждения.

В то же время ряд организаций образования в настоящее время не финансируются из бюджета, а являются коммерческими организациями (например, студенческий городок является самостоятельным юридическим лицом и только организационно подчиняется учреждению образования). В таком случае земли, занятые студенческими общежитиями, являющимися жилищным фондом, облагаются земельным налогом в соответствии со ст. 8 Закона РФ «О плате за землю».

Обложение земельным налогом земли, занятой кладбищем

В соответствии со ст. 1 и 15 Закона РФ «О плате за землю» использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог, арендная плата за землю. Основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.

Согласно п. 9 ст. 12 Закона РФ «О плате за землю» от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли общего пользования населенных пунктов.

Пунктом 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ установлено, что земельные участки общего пользования в поселениях, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Таким образом, приватизированные земельные участки, занятые кладбищами, не могут быть отнесены к землям общего пользования, и за эти земли земельный налог уплачивается в общеустановленном порядке.

К земельным участкам общего пользования населенных пунктов, занятым другими объектами, можно отнести неприватизированные земли под кладбища, если такое решение принято местными органами самоуправления.

Если земельные участки, используемые под кладбища, находятся вне черты населенного пункта, то они не могут быть отнесены к землям общего пользования населенных пунктов и подлежат обложению земельным налогом в общеустановленном порядке по ставкам, определенным в соответствии со средним размером налога за 1 га земель преобладающего на данной территории сельскохозяйственного использования в соответствии с частью второй ст. 9 Закона РФ «О плате за землю».

Уплата земельного налога территориальным подразделением Банка России за землю под зданием, переданным в аренду другой организации

В соответствии с мотивировочной частью постановления Президиума ВАС РФ от 19.04.2002 N 5697/01 статус Банка России установлен Конституцией Российской Федерации, в ст. 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и основная функция - защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2), которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Эти полномочия, а равно иные полномочия, касающиеся банковского регулирования, надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций и осуществления денежно-кредитной политики, по своей правовой природе относятся к функциям органов государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Полномочия Банка России также предусматривают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.

Поскольку в п. 14 ст. 12 Закона РФ «О плате за землю» содержится указание на то, что от обложения земельным налогом полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, Банк России с учетом его конституционно-правового статуса вправе воспользоваться данной льготой.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Таким образом, правом на освобождение от уплаты земельного налога пользуются и его территориальные управления и расчетно-кассовые центры, через которые Банк России осуществляет властные полномочия на местах.

Статьей 12 Закона РФ «О плате за землю» установлено, что с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).

Согласно ст. 13 Закона г. Москвы от 16.07.1997 N 34 «Об основах платного землепользования в городе Москве» установленные льготы по земельному налогу не применяются в случае, если налогоплательщик, имеющий право на льготы, передает земельный участок или расположенные на нем здания, сооружения и помещения в аренду или субаренду другому лицу или в качестве компенсации за работы, товары, услуги, в том числе по договору о совместной деятельности. При передаче части вышеуказанной недвижимости эти льготы не применяются в части, пропорциональной доле недвижимости, переданной в аренду, субаренду или для ведения совместной деятельности.

Поскольку земельный налог в соответствии со ст. 20 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» отнесен к местным налогам, то норма Закона г. Москвы от 16.07.1997 N 34 не противоречит Закону РФ «О плате за землю», а лишь уточняет порядок применения льготы по земельному налогу при передаче лицами, освобожденными от уплаты земельного налога, земельных участков и расположенных на них зданий, сооружений и помещений в аренду (пользование): льгота не применяется в части, пропорциональной доле недвижимости, переданной в аренду (пользование).

Территориальные подразделения Банка России, передавая в аренду на территории г. Москвы неиспользуемые банковские здания (помещения в зданиях) другим организациям, являются плательщиками земельного налога, и, следовательно, они должны представлять в налоговые органы налоговые декларации по земельному налогу (за земли под зданиями, переданными в аренду) и уплачивать земельный налог в общеустановленном порядке.

Территориальные подразделения Банка России в других регионах также являются плательщиками земельного налога за земли под зданиями, сооружениями, переданными в аренду другим организациям.

Материальная помощь на погребение - налогообложение 2017 и 2018 годов не имеет различий ввиду отсутствия изменений в законодательстве. Основные моменты предоставления матпомощи на похороны родственника, в том числе особенности налогообложения данных выплат, рассмотрим в этом материале.

Матпомощь на похороны родственника: общие положения

Обобщенного понятия материальной помощи действующая законодательная база не содержит, относя это явление к социально-экономической категории (ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения», утв. приказом Росстандарта от 30.12.2005 № 532-ст). Между тем порядок оказания денежной поддержки определен законодательно. Соответственно, процессу финансовой помощи нуждающимся можно дать следующее определение: это система материального участия в жизни граждан, попавших в нестандартные жизненные ситуации, требующие дополнительных, зачастую значительных средств.

Основания финансового участия в жизни граждан, попавших в сложные ситуации, различны. Среди них материальные потери и моральные страдания из-за:

  • природных катаклизмов и бедствий;
  • террористических атак;
  • затратного лечения;
  • смерти близких.

Пособие на погребение членам семьи предусмотрено:

  • федеральным законодательством (ст. 10 закона «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 № 8-ФЗ);
  • региональными нормативными актами (к примеру, ст. 8.1 закона Краснодарского края от 04.02.2004 № 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае»);
  • локальной документацией организаций, предусматривающей подобную матпомощь членам своего трудового коллектива.

В каких случаях выплачивается матпомощь при смерти близкого и каков ее размер

В соответствии с упомянутым выше законом № 8-ФЗ соцпособие на погребение предоставляется лицу (в том числе мужу или жене, родственнику, опекуну), возложившему на себя заботы о похоронах умершего и потратившемуся на погребение. При этом возмещаются расходы на погребение в сумме, не превышающей установленный лимит. Размер пособия определяется законодательно и регулярно индексируется.

С 01.02.2017 федеральное пособие на погребение составило 5 562,25 руб. 1 февраля 2018 года эта сумма будет проиндексирована.

Местным законодательством могут быть предусмотрены добавочные меры поддержки своих граждан на похороны близких. Так, к примеру, в Краснодарском крае такое дополнительное пособие выплачивается лицам, взявшим на себя заботы о захоронении, независимо от получения ими федерального пособия, и составляет 1 500 руб.

Помимо федеральных и региональных выплат на погребение, материальная поддержка такого рода может быть предусмотрена внутренней документацией организаций. Размер такой финансовой помощи сотрудникам по захоронению близких может быть различен.

Какими налогами облагается материальная помощь на погребение?

По общим правилам, вопрос о налогообложении матпомощи вообще и выплат на погребение в частности нужно рассматривать с точки зрения:

  • взыскания подоходного налога;
  • учета сумм финансового участия при определении налога на прибыль и единого налога в системе упрощенного налогообложения.

Поскольку выплаты материальной помощи в налоговом законодательстве являются доходом для получателя, со всех этих сумм взыскивается подоходный налог. Исключения составляют прямо указанные в НК РФ случаи и виды финансового содействия. Так, п. 1 ст. 217 НК РФ предписывает не облагать подоходным налогом госпособия, за исключением больничных выплат. Соответственно, с социальных пособий на погребение, выплачиваемых в рамках федерального или регионального законодательства, НДФЛ не взыскивается.

Кроме того, абз. 2 п. 8 ст. 217 НК РФ дает свободу от подоходного налога суммам разовых выплат, производимых работодателями своим сотрудникам или бывшим работникам в связи со смертью близких либо родственникам сотрудника (бывшего работника) в связи с его смертью на погребение. Следовательно, матпомощь на погребение, оказываемая в рамках внутренней документации организаций, также не облагается подоходным налогом независимо от суммы выплаты (письмо Минфина РФ от 06.08.2012 № 03-04-06/6-217). Однако в этом случае нужно учесть один принципиально важный момент: в приведенной норме акцент сделан на единовременности выплаты. Это значит, что по одному основанию должно быть одно распоряжение руководства (приказ) о предоставлении матпомощи нуждающемуся, даже если само перечисление пройдет поэтапно (письмо Минфина РФ от 31.10.2013 № 03-04-06/46587). Если же по одному случаю будет выдано несколько распоряжений о выплате финансовой поддержки, то лишь первая оплата будет признаваться разовой, остальные подпадут под взыскание НДФЛ.

Учет выплат на погребение при расчете налога на прибыль и единого налога

В соответствии с действующим законодательством, налог на прибыль и один из вариантов единого налога при упрощенной системе налогообложения исчисляется от суммы, определенной как разница между доходами и расходами компании. При этом комплектность доходной и расходной части, которую следует учитывать в таком расчете, установлена НК РФ (ст. 255, п. 23 ст. 270, п. 1 ст. 346.16, п. 1 ст. 252) и уточнена письменными пояснениями Высшего арбитражного суда РФ (постановление президиума от 30.11.2010 № 4350/10) и Минфина РФ (письмо от 24.08.2012 № 03-03-06/4/87).

Согласно этим требованиям, матпомощь в состав расходов при определении указанных налогов не включается. Между тем, если выплаты, определенные как финансовая поддержка трудящихся, в соответствии с локальной документацией предприятия будут составлять элемент системы оплаты за трудовое функционирование, то их можно засчитывать при расчете указанных налогов.

Однако очевидно, что финансовое содействие на погребение не может включаться в систему оплаты за труд, так как не является ни стимулирующими выплатами, ни премированием за результат труда. Следовательно, суммы выплат матпомощи на погребение не принимаются в расчет при исчислении налога на прибыль и единого налога при УСН и, соответственно, не могут снизить размер этих налогов.

Таким образом, выплата матпомощи на погребение полагается лицам, потерявшим близких, может осуществляться как государством, так и работодателем, чаще всего носит единовременный характер. Такие выплаты освобождены от НДФЛ, если они являются единовременными, а также от единого налога при УСН и налога на прибыль при общей системе налогообложения.

Налоговики из Ленинградской области попытались обложить налогом землю на кладбище под Петербургом.

Недавно в правовых базах появилось решение арбитражного суда Северо-Западного округа (ФАС СЗО). Суд рассматривал иск муниципального унитарного предприятия “Ритуальные услуги” Кировского района Ленинградской области, которое обжаловало решение местной налоговой инспекции, начислившей кладбище налог на землю за 2001-2003 гг.

Налоговики привели два довода, рассказывает гендиректор Юридического центра Северо-Западного региона Иван Ильюшихин, защищавший в суде интересы кладбища. Они утверждали, что раз у “Ритуальных услуг” есть выручка, то есть и обязанность платить налог на землю. Вдобавок кладбище в районе станции Мга Ленинградской железной дороги расположено вне населенного пункта, а закон о плате за землю освобождает от его уплаты лишь “земли общего пользования населенных пунктов”.

“Ритуальные услуги” доказали суду, что платить налог все-таки не надо. Земля под кладбищем не находится ни в собственности, ни в аренде, ни в пожизненном владении, ни в постоянном бессрочном пользовании у муниципального предприятия, отмечает Ильюшихин. “У кладбища нет прав на землю, значит, оно не пользуется льготой, а в принципе, не является плательщиком налога на землю”, - говорит Ильюшихин.

Еще в 2001 г. Высший арбитражный суд постановил, что даже если права предприятия на землю не оформлены, но оно ею фактически пользуется, то налог платить нужно. Но погребение умерших, которым занимаются “Ритуальные услуги”, не может считаться пользованием земельным участком, решил ФАС Северо-Западного округа. Абсурдна и идея, что “Ритуальные услуги” предоставляют землю в пользование покойникам, ведь они не могут считаться субъектами гражданского права, которые чем-нибудь владеют или пользуются, замечает обнаруживший это дело Дмитрий Костальгин, директор юридического департамента “Русфининвест-аудит”.

“Это же хватило наглости еще и с покойников деньги брать!” - возмущается чиновник Минэкономразвития. По его словам, в мире земельный налог взимается только с частных кладбищ, которые берут с родственников похороненных “большие деньги, чтобы они лежали там в почете и непотревоженные”. Пока земля под кладбищем является не частной, а остается в общем пользовании, налог на землю не должны уплачивать ни ритуальные службы, ни родственники умерших, убежден он.

Но у налоговиков другая позиция. Например, еще в декабре 2003 г. управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми написало, что от земельного налога освобождаются только кладбища внутри поселений, а остальные должны облагаться “в общеустановленном порядке”. Такая формулировка содержится в законе о плате за землю, и ее применили к этому случаю. Но позицию налоговиков можно опротестовать, считает Костальгин.

С 2005 г. земельный налог стал местным, теперь право вводить на своем уровне льготы получили муниципалитеты, напоминает гендиректор юридической компании Corpus Juris Денис Балакин. Если до сих пор регионы могли расширять список льгот, введенный федеральным законом, то теперь они вправе вводить свой перечень, говорит он. Но как местные власти воспользуются этим правом, пока не известно, отмечает чиновник Минэкономразвития. В 2004 г. правительство Свердловской области установило для местных кладбищ 10%-ную ставку налога на землю, из-за чего они должны были заплатить порядка 6 млн руб.

А вот московские кладбища на высокие земельные ставки не жалуются. За аренду земли (арендные платежи в данном случае заменяют налоговые) под столичными кладбищами ГУП “Ритуал” платит городу по льготной, “экономически обоснованной” ставке, рассказывает сотрудник предприятия. Она составляет 1 руб. за 1 га земли в год. А вот за 12 кладбищ в Подмосковье ГУП приходится платить по более высоким ставкам, подтвердил сотрудник предприятия. Ставки зависят от удаленности от столицы: чем ближе к Москве, тем дороже.

Минстрой РФ разработал новый законопроект «О погребении и похоронном деле», в котором предусматривается возможность ежемесячных отчислений из заработка каждого россиянина на достойные проводы в мир иной. Подобный «налог на смерть» позволит накопить достаточное количество денежных средств на организацию и проведение похорон уплачивающего его гражданина. По другому эта мера может называться обязательным страхованием смерти, которое обретет форму документа и, подобно СНИЛСу, будет находиться на руках у каждого гражданина страны.

Сегодня спектр предлагаемых россиянам ритуальных услуг, гарантированных государством, очень скуден, считают разработчики законопроекта. По мнению экспертов, сумму выплаты, положенную по настоящему законодательству в случае смерти гражданина, нужно значительно увеличить, так как её размера сегодня не хватает даже на самые дешевые ритуальные услуги. Однако разового повышения явно не достаточно, нужен источник регулярного пополнения за счёт ежемесячных отчислений с зарплаты самих работающих россиян. Причем такой «погребальный» налог должен применяться, по задумке экспертов, сразу с начала трудовой деятельности человека, чтобы к моменту естественной кончины налогоплательщика на счету набралась существенная сумма, достаточная для организации достойных похорон и соблюдения всех полагающихся в таком случае церковных обрядов.

Минстрой предлагает ввести «погребальную» услугу в гарантированный перечень Единого окна, чтобы управление происходило на уровне муниципалитетов. Муниципальные власти будут обязаны вести и реестр местных ритуальных агентств, регулярно отслеживая, чтобы в случае каких-либо серьёзных нарушений недобросовестная организация была удалена из этого реестра и больше туда не вернулась, например, банально сменив наименование. Специалисты ведомства предлагают создать обязательное правило по вызову ритуального агента. Он сможет выехать на место, только если родственники усопшего заполнили и отправили специальную заявку на сайте. Это застрахует от случаев, когда похоронный служащий появляется на адресе даже раньше работников скорой помощи или полиции.

Планируется также разработка электронных карт мест для захоронения, чтобы граждане могли сами выбрать и забронировать место. Это избавит от коррупционных проявлений, поскольку самые лучшие участки сегодня продаются по сильно завышенным ценам.

Идеальным вариантом разработчики законопроекта видят специализированное программное обеспечение, позволяющее ритуальным агентам проследить весь «путь» умершего от его дома до кладбища. Работник при получении заявки от родственников сможет через эту программу сразу определить, в какой морг отвезли тело, в каком загсе зарегистрировали смерть, какие усопшего, а какие еще нет и узнать прочую необходимую информацию, в том числе о ценах на услуги в разных агентствах. Данный сервис, кроме всего прочего, позволит прекратить вымогательство денежных средств с родственников усопшего на всех этапах похорон.