Центральная Россия. Географическое положение, особенности природы. Экономико-географическое положение россии, его особенности

Выгодное географическое положение, разнообразный природно-ресурсный потенциал и высокий уровень урбанизации территории - вот те основные черты, которыми обладает Центральный экономический район. Характеристика и детальное описание экономической специализации этого района представлены в данной статье.

История и особенности экономического районирования России

Просторы России условно поделены географами и экономистами на 12 территориальных единиц. Одной из них как раз и является Центральный экономический район. Характеристика и полное описание этого района представлены ниже.

Нужно отметить, что первые серьезные попытки районизировать территорию России по экономическим параметрам предпринимались еще в XIX столетии. Разные ученые приобщились к этому важному делу. Среди них - К.И. Арсеньев, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Д.И. Рихтер и даже Дмитрий Менделеев. Основными критериями ранних попыток экономического районирования были зональные особенности сельского хозяйства, а также плотность населения территорий.

Центральный экономический район: краткая характеристика и общие цифры

Центральный экономический район (сокращенно - ЦЭР) является одним из ключевых регионов для развития национальной экономики российского государства.

Общая характеристика Центрального экономического района предполагает освещение ряда моментов по следующему плану:

  1. Общие данные о районе.
  2. Характеристика его окружения.
  3. и ресурсы.
  4. Экономика района и особенности её размещения.
  5. Главнейшие проблемы и перспективы развития.

Характеристика Центрально-экономического района, очевидно, должна начинаться с общих статистических данных о нем. Так, ЦЭР занимает территорию в 514 тысяч квадратных километров, которую можно сопоставить с такой страной, как Испания. В пределах этого экономического района проживает свыше 30 миллионов человек.

Сам район включил в себя 13 субъектов РФ: это 12 разных областей, а также столица - город Москва.

Центральный экономический район: характеристика окружения

ЦЭР непосредственно граничит с четырьмя другими экономическими районами: на севере - с Северо-Западным, на северо-востоке - с Северным, на юго-востоке - с Волго-Вятским. С южной стороны к нему примыкает Центрально-Чернозёмный экономический район, характеристика и образование которого было тесно связано с главным природным богатством этой территории - плодородными чернозёмами (откуда и название).

На западе ЦЭР выходит к государственной границе с такими европейскими странами, как Беларусь и Украина, что является неплохим преимуществом для развития внешнеэкономических связей района.

Характеристика Центрального экономического района России - это, прежде всего, описание его экономико-географического и транспортного расположения.

Географическое положение района отличается большими выгодами, что во многом компенсирует скудность запасов энергоресурсов на этой территории. Издавна здесь пересекались важные сухопутные дороги, что способствовало экономическому развитию этих земель. Важное значение для развития региона играет и река Волга - крупнейшая водная артерия Восточной Европы.

Самыми тесными связями с этим регионом может похвастаться, пожалуй, Центрально-Чернозёмный экономический район. Характеристика этих взаимоотношений, важно отметить, не ограничивается лишь обменом определенных товаров. Так, между городами двух экономических районов наблюдаются тесные связи в сфере науки, образования, культуры и туризма.

Природно-ресурсный потенциал

По запасам природных ресурсов район, увы, не является лидером в стране. Они, скорее, имеют сугубо внутрирайонное значение.

Климат и рельеф территории очень благоприятны для развития полноценного агропромышленного комплекса. Здесь можно выращивать картофель, зерно, развивать овощеводство и садоводство. Этому способствует и потенциально большой внутренний рынок потребителей сельскохозяйственной продукции, состоящий из ряда крупных городов.

Если рассматривать минеральные ресурсы, то ЦЭР богат на бурый уголь, торф, фосфориты, редкоземельные металлы. Известно, что в пределах района есть месторождения нефти и газа, а также алмазов. Однако разработка этих залежей пока не проводится.

К большому сожалению, угольная промышленность района находится в кризисном состоянии. Бурый уголь, добываемый в Подмосковье, низкокачественный и дорогой. В связи с этим, предприятие "Мосбассуголь", которое занимается добычей этого сырья, является убыточным. Почти вся прибыль уходит лишь на то, чтобы поддерживать шахты в рабочем состоянии. Ведь 70 % из них - для своих городов и поселков. Поэтому буроугольная промышленность Подмосковья нуждается в срочном и комплексном реформировании.

Население и уровень урбанизации

62 человека на один квадратный метр - именно таким показателем плотности населения отличается Центральный экономический район. Характеристика населения этого региона имеет несколько ключевых особенностей, а именно:

  • рекордная для России густота населения;
  • рост численности населения за счет притока мигрантов из соседних экономических районов, а также стран (преимущественно - в Москву);
  • очень высокий процент городского населения.

Гуще всех остальных заселена Московская, Тульская и Ивановская области района. Показатель урбанизации в ЦЭР составляет сегодня около 83 %. В пределах экономического района находится 248 городов, среди которых - крупнейшая в Европе городская агломерация - Московская, с населением около 20 миллионов человек.

Ключевая в ЦЭР - это проблема занятости и безработицы. Власти пытаются активно решать эту проблему. Особенно эффективно это выходит в столичном регионе.

Экономика и особенности её территориального размещения

Характеристика Центрального экономического района РФ невозможна без описания его промышленности. Ведущая и самая высокоразвитая края - это машиностроение. В особенности - транспортное, электротехническое, станко- и судостроение.

Легковые и грузовые автомобили производят в Москве, автобусы - в Ликино-Дулево, тепловозы - в Коломне. Города Москва, Рыбинск и Кострома являются центрами судостроения и судоремонта. Производство станков и различных приборов (в том числе и часов) сконцентрировано в столице, а также в Рязани, Смоленске и Владимире.

Очень развит в ЦЭР и химический комплекс. Здесь производят азотные и фосфорные удобрения, пластмассы и каучук синтетический. Разумеется, что в районе с такой высокой численностью населения, есть свои текстильные, полиграфические комбинаты, а также предприятия пищевой промышленности, которые в большинстве своем тяготеют к столице.

Главные проблемы и перспективы развития района

Среди самых острых проблем ЦЭР можно выделить такие:

  • недостаточное развитие ;
  • кризис угольной промышленности;
  • необходимость полной реконструкции старых предприятий;
  • необходимость проведения комплексных аграрных реформ.

Стоит отметить, что ЦЭР отличается очень высокой эффективностью инвестиционных вложений.

В заключение...

Центральный экономический район является одним из ключевых регионов для национальной экономики страны. Это обусловлено целым рядом выгодных преимуществ данной территории. Характеристика Центрально-экономического района отличается крайне выгодным транспортным расположением, а также тесными связями с другими экономическими регионами России, и не только.

Центральный экономический район имеет выгодное экономико-географическое положение. Он расположен на пересечении водных и сухопутных дорог, которые всегда способствовали развитию экономических связей. Центральный район граничите Беларусью и Украиной, Северо-Западным, Северным, Волго-Вятским, Поволжским и Центрально-Черноземным экономическими районами, с которыми развиваются экономические отношения и образуются межрегиональные ассоциации.

Природно-ресурсный потенциал

Территориальные ресурсы Центрального экономического района сравнительно невелики и уступают размерам восточных районов, а в европейских районах Северу и Поволжью.

Рельеф в основном равнинный, климат умеренно-континентальный. Климат позволяет выращивать зерновые и технические культуры, картофель, овощи, развивать садоводство и различные отрасли животноводства.

Запасы топлива представлены Подмосковным буроугольным бассейном, который расположен на территории пяти областей: Тверской, Смоленской, Калужской, Тульской, Рязанской. Низкокачественный подмосковный бурый уголь на месте своей добычи оказывается в 2,8- 3 раза дороже углей других бассейнов. ОАО «Мосбассуголь» находится в кризисном состоянии: доходы предприятия не покрывают расходы, которые идут на поддержание шахт в рабочем состоянии, накапливается задолженность по выплате заработной платы, природно-экологические условия добычи ведут к повышению себестоимости добываемого угля.

Реформирование угольной промышленности района позволяет получать финансирование из госбюджета, что, в свою очередь, реанимирует местную «лигнитную» (на потреблении бурого угля) электро- и теплоэнергетику и дает возможность решить социальные проблемы, так как 70% всех шахт и разрезов — градообразующие предприятия.

В районе есть залежи торфа в Тверской. Костромской, Ивановской, Ярославской, Московской областях. Месторождения находятся в последней стадии разработки.

Разведаны нефтегазовые площади в Ярославской области, но пока не разрабатываются.

Из минерального сырья известны немногочисленные месторождения железных руд (Тульская и Орловская области). На использовании тульских руд (с XVI-XVII вв.) основан Косогорский металлургический завод.

Агрономические руды представлены фосфоритами в Брянской (Полпинское месторождение), Московской (Егорьевское месторождение) областях. Цементное сырье, известняки, мергели имеются в Брянской, Московской, Рязанской, Орловской областях.

В районе обнаружены залежи алмазов, месторождения редкоземельных металлов (Тульская и Орловская области).

Природные ресурсы в основном имеют внутрирайонное значение.

Население и трудовые ресурсы

Занимая незначительную часть территории России. Центральный район выделяется особенно большой численностью населения. Увеличение численности происходит за счет интенсивных миграционных процессов. В настоящее время плотность населения Центрального района 62 чел. на 1 км 2 , наиболее густо заселенными являются Московская. Тульская, Ивановская, Рязанская области.

Для района характерен высокий удельный вес городского населения — 83%. В районе насчитывается 248 городов и 400 поселков городского типа, расположена самая крупная городская агломерация страны — Московская. Для столичного региона характерна наиболее развитая социальная инфраструктура.

Главной демографической проблемой Центрального района является проблема занятости, которая в настоящее время достаточно успешно решается, особенно в столичных районах.

Размещение и развитие основных отраслей экономики

Ведущая отрасль рыночной специализации — высокоразвитое многоотраслевое машиностроение, которое специализируется на производстве автомобилей, станков, инструментов, приборов, электротехнического оборудования для легкой и пищевой промышленности.

Главное место в машиностроении принадлежит транспортному машиностроению, которое представлено производством автомобилей, тепловозов, вагонов и речных судов.

Центр автомобилестроения — Москва, где расположены Акционерное московское общество «Завод им. И.А. Лихачева» (АМО ЗИЛ), преобразованное в 1992 г. из производственного объединения им. И.А. Лихачева (ЗИЛ), специализирующееся в основном на производстве среднетоннажных грузовых автомобилей; ОАО АЗЛК, выпускающее легковые автомобили «Москвич»; ОАО «Автофрамос», созданное как совместное предприятие компании Renault и правительства Москвы; ОАО «СеАЗ» (Серпуховской автомобильный завод) производящий автомобили «Ока».

В Ликино-Дулеве (Московская обл.) находится автобусный завод ООО «Ликинский автобус». Один из крупнейших в стране заводов транспортного машиностроения — тепловозостроительный завод в г. Коломна Московской области. ОАО «Коломенский завод» является единственным в России производителем и лидером в области производства современных магистральных пассажирских тепловозов, разработчиком и изготовителем нового поколения пассажирских электровозов и грузовых тепловозов для железных дорог России, стран СНГ и Балтии. Предприятие входит в состав компании «Трансмашхолдинг» и является активным участником выполнения Комплексной программы модернизации и обновления тягового и подвижного состава, реализуемой ОАО «Российские железные дороги» в рамках транспортной стратегии России.

Центры речного судостроения и судоремонта — Москва, Рыбинск (Ярославская область) и Кострома.

Основные центры станкостроения — Москва (заводы «Красный пролетарий». «Станкоконструкция», «Станколит», «Станконор- маль»), Рязань, Коломна. Приборостроение развито в Москве (заводы «Энергоприбор», «Физприбор», «Манометр», часовые заводы и др.), Владимире, Рязани, Смоленске.

Электротехническое машиностроение представлено московскими заводами «Динамо», «Москабель» и заводами в Калуге, Ярославле, Александрове (Владимирская область).

Центральный район является потребителем уральского проката черных металлов и проката из Центрально-Черноземного района и Сибири, а также из Череповца.

Отраслью специализации является химическая промышленность. Производятся фосфорные удобрения ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» (Московская область) и ГУП «Брянские фосфаты». Новомосковская акционерная компания «Азот» (Тульская область) выпускает азотные удобрения и ядохимикаты для сельского хозяйства. Азотные удобрения производятся также объединенной химической компанией «Щекиноазот» (Тульская область) и ОАО «Дорогобуж» (Смоленская область).

Следует отметить, что для химической промышленности характерны процессы интеграции, например, ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» входят в ОАО «Объединенная химическая компания „УРАЛХИМ"», Новомосковская акционерная компания «Азот» в ОАО «Минерально-химическая компания „ЕвроХим"» и т.д.

В районе развита химия органического синтеза, предприятия которой выпускают синтетический каучук, искусственные волокна, пластмассы. Заводы синтетического каучука находятся в Ярославле и Ефремове (Тульская область).

Старейшей отраслью района является текстильная промышленность. Центральный район выпускает более 85% всех производимых в стране тканей. Хлопчатобумажная промышленность представлена комбинатом «Трехгорная мануфактура» в Москве, Глуховским хлопчатобумажным комбинатом в Ногинске (Московская область), комбинатами в Иванове, Орехове-Зуеве, Твери. Ярославле и др. Льняные ткани производятся в Костроме, Смоленске, Вязниках (Владимирская область). Обувная промышленность производит 12% кожаной обуви, выпускаемой в стране.

Центральный район специализируется на полиграфической промышленности.

В районе развита пищевая промышленность, представленная предприятиями по производству кондитерских, макаронных, хлебобулочных, мясных, молочных, спиртоводочных и табачных изделий. Крупнейшие предприятия пищевой промышленности расположены в Москве.

Управление электроэнергетикой Центрального района находится в стадии реформирования. В энергосистеме района преобладают тепловые электростанции, крупнейшими из которых являются Костромская, Конаковская, Черепецская, Щекинская ГРЭС. На территории района расположены атомные электростанции: Калининская и Смоленская. Каскад Верхневолжских ГЭС включает в себя две гидроэлектростанции: Рыбинскую и Угличскую. В районе функционирует Загорская ГАЭС и строится Загорская ГАЭС-2.

В районе развита промышленность строительных материалов (Московская, Тверская, Брянская, Владимирская области).

Сельское хозяйство Центрального района в значительной степени имеет пригородное значение. Выращиваются зерновые культуры, сахарная свекла, конопля, картофель, овощи и т.д. В районе развито молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство.

Транспорт и экономические связи

Центральный район имеет транспортную сеть, представленную всеми видами транспорта. Ведущее место принадлежит железнодорожному транспорту. Сеть дорог имеет радиальное строение. Москва является крупнейшим узлом 11 железнодорожных линий, все они электрифицированны. Район имеет систему трубопроводов. Москва по системе каналов и Волге связана с Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями.

В район ввозятся энергоносители, лес и лесоматериалы, стройматериалы, хлеб, прокат черных и цветных металлов, сахар, хлопок.

В вывозе преобладают промышленные изделия — машины и оборудование, автомобили, станки, приборы, инструменты, изделия электротехники, бытовые приборы, ткань, обувь и т.д.

Внутрирайонные различия

Москва — центр управления страны и основной информационный центр. Москва имеет особый столичный статус, и она подчинена непосредственно Правительству России.

В районе образованы технико-внедренческие особые экономические зоны в г. Зеленограде и г. Дубна.

Московская область специализируется на машиностроении, химической. легкой (текстильной), пищевой промышленности.

Ярославская область специализируется на машиностроении, нефтехимии, текстильной промышленности.

Ивановская область выделяется текстильной промышленностью, особенно хлопчатобумажной. Развиты машиностроение и химия, обслуживающие текстильную промышленность.

Главными отраслями Владимирской области являются машиностроение, химическая, текстильная и стекольная промышленность.

Тульская область в промышленности специализируется на машиностроении, металлообработке, металлургии, химии, добыче подмосковных углей.

Смоленская область специализируется на машиностроении, легкой и пищевой промышленности. Машиностроение дает продукцию радиотехники, электротехники, приборы.

В Тверской области ведущее место в промышленности занимают машиностроение и текстильная отрасли, а в сельском хозяйстве — льноводство и молочное животноводство.

Основные проблемы и перспективы развития

В Центральном районе более интенсивно, чем во многих других экономических районах, осуществляются рыночные реформы.

Основные перспективы развития Центрального экономического района:

  • совершенствование управления социально-экономическими процессами;
  • восстановление и развитие экономических связей с другими регионами России, со странами ближнего и дальнего зарубежья;
  • аграрные реформы;
  • реконструкция и переоснащение предприятий;
  • развитие производственной и социальной инфраструктуры.

Капитальные вложения, направляемые в экономику района, имеют высокую эффективность. В связи с этим удельный вес инвестиций в хозяйство региона прогнозируется на уровне 21-22% общего объема в РФ.

«Население России» - Полова я структура населения. Вывод по современной демографической ситуации. Критерии оценки демографической ситуации. В ХХ веке соотношение полов в нашей стране сильно деформировалось. Цели проекта: Для измерения уровня рождаемости в демографии используется система показателей. Смертность и средняя продолжительность жизни как критерий оценки.

«Численность населения России» - Сложившееся в данный период определенное соотношение рождаемости и смертности. Объясните различия в показателях рождаемости, смертности и естественного прироста населения. Сравните воспроизводство населения России с воспроизводством населения стран Ближнего зарубежья. Изменение численности населения связано с естественным приростом населения.

«Хозяйство России» - Введение. Как же и почему сложилась такая ситуация??? До сих пор в нашей стране не найдена национальная модель устройства сельскохозяйственного сектора…. Заключение. Хозяйство России в XXI веке. Сельское хозяйство. Промышленность: Россия формально может быть признана самой индустриализованной страной планеты, так как доля отечественной промышленности в стоимости годового валового внутреннего продукта самая высокая в мире.

«Воспроизводство населения в России» - Миграция. Рождаемость. Лесопромыслоые. Торговые. Мужчины гибнут в войнах и конфликтах. Научные. Средняя плотность населения мира 38 чел./ км?. 1989. Возрастная структура населения. 1995. Сельскохозяйст венные. Военные. Миграции населения. Животноводческие. Служебные. Староосвоенные районы - Тульская область, Москва min - детей, max – пожилых.

«Экономические районы» - Центрально-Чернозёмный экономический район -. В сельском хозяйстве масличные, зерновые и овоще-бахчевые культуры. Выполнила Сосновщенко Валерия 9 а класс. Уральский экономический район -. Восточно-Сибирский экономический район -. Сельское хозяйство пригородной ориентации (овощеводство, картофелеводство, молочное скотоводство).

«Азиатская часть России» - Новосибирск. Якутск. Размещение населения. Население. Дальний Север Суровая природа, отсутствие постоянно действующих транспортных путей. В целом, в макрорегионе доля горожан составляет 73%. Тема урока: Поэтому развитие транспорта - жизненно важный вопрос для макрорегиона. Природные ресурсы. Транспорт.

Всего в теме 10 презентаций


В состав Центральный экономического района входят: Москва, Московская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области.

Положение района – центральное, поэтому оно является выгодным в транспортном и других отношениях исторического развития. Центральный район является древним ядром Русского государства.

Центральный экономический район – исторический, политический и хозяйственный центр страны. На его территории находится столица России – город Москва.

Район имеет равнинно-холмистый рельеф, климат – умеренно-континентальный, почвы – лесные, дерново-подзолистые. В пределах Центральной России берут начало реки – Волга, Западная Двина, Днепр и др.

Промышленность работает в основном на привозном сырье. Имеются запасы бурого угля, фосфоритов, торфа, песка, леса.

Центральный район является густозаселенной частью Российской Федерации. Территория около 486 тыс. км 2; население по данным 1999 г. около 29,5 млн человек – приблизительно 20 % населения РФ (первое место среди экономических районов); плотность населения – свыше 60 человек на км 2(наиболее плотно заселена Московская область).

Для этого района характерна высокая концентрация квалифицированных кадров.

Москва – это столица России, крупнейший административно-политический, промышленный, транспортный, научный и культурный центр страны. На территории Центрального района свыше 250 городов.

Высокоразвитый индустриальный район страны, промышленность специализируется на выпуске сложной и нематериалоемкой продукции.

Главные отрасли специализации – многоотраслевое машиностроение, химическая, легкая, полиграфическая промышленность.

Машиностроительный комплекс – станкостроение, приборостроение, энергетическое и транспортное машиностроение.

Транспортное машиностроение – производство автомобилей, тепловозов, вагонов и речных судов.

Центральному району по производству приборов, средств автоматизации, систем управления принадлежит ведущее место в России.

Химическая промышленность – важная отрасль специализации района. Это производство фосфатных удобрений, азотных удобрений, производство соды, серной кислоты, синтетического каучука, химических волокон, фотохимических товаров, лаков, красителей, лекарственных препаратов, парфюмерии.

Текстильная промышленность – старейшая отрасль промышленности, в последние годы испытывает острейший кризис. Производятся в районе льняные, шерстяные и шелковые ткани.

Центральному району принадлежит первое место по развитию науки, специального образования, по подготовке и переквалификации кадров.

Существует топливно-энергетический комплекс, местным топливом является бурый уголь и торф.

Центральный экономический район занимает первое место в РФ по производству электроэнергии.

Агропромышленный комплекс – один из крупнейших в РФ по производству молока, овощей, мяса, картофеля, льна и сахарной свеклы, продукции пищевой промышленности.

Метки к статье:

Введение

Административный состав района

Особенности экономико-географического положения

Специализация, уровень развития сельского хозяйства района

Территориальная структура хозяйства район (крупнейшие промышленные узлы, подрайоны, ТПК)

Развитие внешних связей района

Проблемы развития района в условиях перехода к рыночной экономике

Карта Центрального экономического района

Заключение

Место района в хозяйственном комплексе страны

Центральный экономический район - исторический, политический и хозяйственный центр страны. На его территории находится столица России - город Москва. Среди всех экономических районов Центру принадлежит ведущая роль.

Оценка природных ресурсов и условий района

Район имеет равнинно-холмистый рельеф (Валдайская и Смоленско-Московская возвышенности, Мещерская низменность). Климат умеренно континентальный. Почвы - лесные, дерново-подзолистые. В пределах Центральной России берут начало известные реки - Волга, Западная Двина (Даугава), Днепр и др. Природными ресурсами район не богат, поэтому промышленность работает в основном на привозном сырье. Имеются запасы бурого угля (Подмосковный бассейн), фосфоритов, торфа, известняка, песка, леса (на севере и северо-западе района).

Характеристика населения и трудовых ресурсов района

Центральный район - самая густо заселённая часть Российской Федерации. Население - 29,9млн. человек (1996) что составляет около 20%населения РФ (первое место среди экономических районов); плотность населения - свыше 60 человек на кв.км. (наиболее плотно заселена Московская область).

Для района характерна высокая концентрация квалифицированных кадров. Город Москва-столица России - крупнейший административно - политический, промышленный, транспортный, научный и культурный центр страны (Московская агломерация - около 12 млн. человек). На территории центрального района - более 250 городов. Масштабы развития промышленности обуславливают существенное преобладания городского населения - 83%.

Развитие и размещение основных отраслей промышленной специализации района

Это высоко развитый индустриальный район страны. Промышленность района специализируется на выпуске сложной и нематериалоёмкой продукции, требующей квалифицированного труда и научных разработок.

Главные отрасли специализации - многоотраслевое машиностроение, химическая, лёгкая (текстильная), полиграфическая промышленность.

Машиностроительный комплекс представлен станкостроением, приборостроением, энергетическим и транспортным машиностроением. Значительные масштабы имеет производство роботов и станков-автоматов, электронных систем управления и вычислительной техники, приборов и средств связи (это обусловлено наличием квалифицированных кадров и мощной научно-технической базой).

Транспортное машиностроение представлено производством автомобилей, тепловозов, вагонов и речных судов. Автомобилестроение: Москва - грузовые и легковые автомобили, сборка автобусов; Ликино-Дулево - автобусы. Строится новый завод по выпуску автобусов под Москвой при участии фирм ФРГ.

Тепловозостроение представлено в Коломне (Московская обл); Людиново (Калужская обл), Муроме (Владимирская обл). Вагоностроение - Тверь (вагоны); Мытищи (пассажирские вагоны и вагоны для метрополитена); Вышний - Волочок (вагоны электропоездов), Брянск (изотермические вагоны). Речное судостроение и судоремонт - Москва, Рыбинск, Кострома. Сельскохозяйственное машиностроение представлено в Люберцах (Московская обл.), Бежецке (Тверская обл.), Рязани, Туле. Тракторный завод размещается во Владимире.

Химическая промышленность также является важнейшей отраслью специализации района. Она представлена производством: фосфатных удобрений (на местном сырье) - Воскресенск (Московская обл.), азотных удобрений Новомосковск и Щёкино (Тульской обл.) Развито производство соды, серной кислоты (Щёлково, Новомосковск, Воскресенск). В Ярославле и Ефремове (Тульская обл.), размещены заводы по производству синтетического каучука, на продукции которых работают шинные заводы в Москве и Рязани. Химические волокна выпускаются в Твери, Клину, Серпухове, Рязани. Широко развито производство фотохимических товаров, лаков, красителей, лекарственных препаратов, парфюмерии.

Текстильная промышленность - старейшая отрасль промышленности, работавшая на привозном сырье, являвшаяся ранее одной из отраслей специализации района, испытывает в последние годы острейший кризис.

Отмечается сильнейший спад производства. Предприятия хлопчатобумажной промышленности размещены в городах Иваново, Орехово-Зуево, Тверь, Ярославль, Москва, Ногинск, Кострома и др. Производятся в районе также льняные, шерстяные и шелковые ткани.

Отрасли, дополняющие промышленную специализацию района, комплекс услуг

Центральному району принадлежит ведущее место в стране по производству приборов, средств автоматизации, систем управления. Основные центры приборостроения - Москва, Владимир, Рязань, Смоленск.

Электротехническая промышленность - Москва, Калуга, Ярославль. Крупными центрами станкостроения являются - Москва, Рязань, Коломна.

Несмотря на наличие собственных металлургических заводов в Москве, Электростали и Туле, остро стоит проблема обеспечения машиностроительных заводов данного экономического района прокатом черных металлов, который привозится из других районов.

Для Центрального района характерно наличие очень мощной полиграфической промышленности (Москва, Тверь, Ярославль, Владимир, Чехов). Район сохраняет первое место по развитию науки, высшего и среднего специального образования, по подготовке и переквалификации кадров.