Ценообразование и сметы в строительстве. Сметное нормирование и ценообразование в строительстве: основные положения

Действующая система ценообразования в капитальном строительстве основана на концепции рыночного ценообразования. При этом осуществляется государственное регулирование важнейших вопросов ценообразования.

Государственная система ценообразования своим содержанием обеспечивает условия для оптимизации цен на продукцию в отрасли строительства. В состав государственной системы ценообразования в отрасли строительства входит:

    принципы ценообразования в строительстве;

    принципы взаимоотношений субъектов строительного рынка в рамках ценообразования;

    государственная система регулирования цен на строительную продукцию;

    законодательная база.

Ценообразование в строительстве строится на следующих рыночных принципах:

    Цена на строительную продукцию обеспечивает подрядчику возврат затрат в процессе строительного производства в полном объеме и прибыль в объеме нормы, а инвестору (заказчику) определяет объемы капитальных вложений на строительство объекта.

    Цены на строительную продукцию формируются с учетом состояния экономической конъюнктуры региона в периоды предпроектного обоснования, проектирования и строительства объекта, т. е. в уровне текущих сметных цен на ресурсы и тарифы.

    Метод и нормативно-информационная база формирования цен на строительную продукцию определяется инвестором и подрядчиком и фиксируется в контракте (договоре).

    Цены в строительстве, осуществляемом с привлечением средств государственных бюджетов всех уровней и целевых внебюджетных фондов, формируются на основании правил, рекомендованных системой ценообразования и сметного нормирования, являющейся единой для участников строительного рынка независимо от формы собственности.

1.2. Субъекты строительного рынка. Принципы взаимоотношений субъектов строительного рынка

Структуру строительного рынка формируют инвесторы (заказчики), подрядчики, поставщики материальных ресурсов, транспортные организации, а также проектные, научные, консультативные и другие организации. Основными субъектами строительного рынка являются: инвестор, заказчик (государственный заказчик), индивидуальный застройщик, подрядчик. Дадим их определения.

Инвестор - юридическое или физическое лицо, осуществляющее вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций (капитальных вложений) на строительство и обеспечивающее их целевое использование.

Заказчик - юридическое или физическое лицо, осуществляющее на правах инвестора или по поручению инвестора реализацию инвестиционного проекта по строительству.

Государственный заказчик - Федеральное министерство или орган исполнительной власти субъекта Федерации, которому выделяются средства из бюджета. Государственный заказчик может выступать в качестве заказчика непосредственно или через уполномоченных по договору хозяйствующих субъектов - заказчиков.

Индивидуальный застройщик - физическое лицо, осуществляющее за свой счет, своими силами и под свою ответственность строительство индивидуальных объектов - жилых домов, дач, гаражей и т. п.

Подрядчик (исполнитель работ) - юридическое или физическое лицо, выполняющее СМР и оказывающее другие услуги по договору с заказчиком.

Все субъекты строительного рынка строят свои взаимоотношения на основании ряда конкретных принципов, основными из которых являются следующие:

Государство не вмешивается в оперативную деятельность субъектов строительного рынка, в том числе в финансовые отношения;

    субъекты строительного рынка в процесс взаимоотношений вступают с надлежащими возможностями и максимально возможным уровнем информационной открытости;

    в составе сметных цен на строительную продукцию инвестора учитываются затраты инвестора за весь инвестиционный цикл (предпроектный, проектный периоды и период строительства) и затраты подрядчика за период строительства.

Цена на строительную продукцию для инвестора определяется следующими факторами:

    требованиями проекта (функциональным назначением, объемно-планировочным и конструктивным решениями);

    районом строительства;

    государственными системами ценообразования и сметного нормирования и регулирования;

    условиями договора на подряд;

    экономической конъюнктурой в регионе и стране;

    источником финансирования.

До выбора конкретного подрядчика инвестор (заказчик) должен определить стратегию по его выбору и формированию инвесторской сметной стоимости строительства объекта. Обязательным элементом стратегии инвестора является знание цен на строительную продукцию, формируемых до начала строительства объекта. Для этого определяются:

    сметная стоимость строительства объекта и ее части;

    инвесторская договорная цена на производство СМР, инвесторская договорная цена на монтаж оборудования и ее части;

    прогнозная договорная цена на производство СМР, прогнозная договорная цена на монтаж оборудования.

Подрядчик до заключения договора (контракта) с инвестором должен знать по предлагаемому строительному объекту объем инвесторской договорной цены на продукцию и нормы своих затрат: по накладным расходам, сметной прибыли, лимитированным затратам, затратам на содержание и развитие инфраструктуры и др.

В условиях рыночных отношений инвестор (заказчик) и подрядчик в равной степени заинтересованы в объективности определения величины цен на строительную продукцию, потому что от объективности (правильности) определения уровня цен зависит уровень рентабельности производственной деятельности подрядчика (в период строительства объекта) и инвестора (заказчика) (в период эксплуатации объекта).

Косвенно в правильности счета сметной стоимости строительства объекта заинтересованы другие субъекты строительного рынка. Инвестор должен знать, что инвесторскую стоимость строительства объекта он будет формировать в процессе строительства по условиям договора (контракта) с подрядчиком с использованием рекомендаций системы ценообразования и сметного нормирования (СЦ и СН) Госстроя РФ и данных, характеризующих состояние текущей экономической конъюнктуры региона.

Сметная стоимость объектов капитального строительства определяется сметной документацией, являющейся составной частью проектной документации, разработанной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" и Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004 ).

Система документов, применяемая для определения стоимости строительной продукции

Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные сметные нормативы и другие сметные нормативные документы (в дальнейшем именуются - сметные нормативы), необходимые для определения сметной стоимости строительства.

Сметные нормативы - это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат основой для определения сметной стоимости строительства.

Под сметной нормой рассматривается совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.

Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.

Учитывая, что сметные нормативы разрабатываются на основе принципа усреднения с минимизацией расхода всех необходимых ресурсов, следует учитывать, что нормативы в сторону их уменьшения не корректируются.

Сметными нормами и расценками предусмотрено производство работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами. При производстве работ в особых условиях: стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования, в районах со специфическими факторами (высокогорность и др.) - к сметным нормам и расценкам применяются коэффициенты, приводимые в общих положениях к соответствующим сборникам нормативов и расценок.

Виды сметных нормативов

Сметные нормативы подразделяются на следующие виды:

    государственные сметные нормативы - ГСН;

    отраслевые сметные нормативы - ОСН;

    территориальные сметные нормативы - ТСН;

    фирменные сметные нормативы - ФСН;

    индивидуальные сметные нормативы - ИСН.

Государственные, производственно-отраслевые, территориальные, фирменные и индивидуальные сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

К отраслевым сметным нормативам относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли.

К территориальным сметным нормативам относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Территориальные сметные нормативы предназначены для организаций, осуществляющих строительство или капитальный ремонт на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, независимо от их ведомственной подчиненности и источников финансирования выполняемых работ.

К фирменным сметным нормативам или собственной нормативной базе пользователя относятся сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной организации - производителя работ. Как правило, эта нормативная база основывается на нормативах государственного, отраслевого или территориального уровня с учетом особенностей и специализации подрядной организации.

В случае отсутствия в действующих сборниках сметных норм и расценок отдельных нормативов по предусматриваемым в проекте технологиям работ допускается разработка соответствующих индивидуальных сметных норм и единичных расценок, которые утверждаются заказчиком (инвестором) в составе проекта (рабочего проекта). Индивидуальные сметные нормы и расценки разрабатываются с учетом конкретных условий производства работ со всеми усложняющими факторами.

Применение фирменных и индивидуальных сметных нормативов для определения стоимости строительства, финансирование которого производится с привлечением средств федерального бюджета, рекомендуется после их согласования с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства.

Сметные нормативы подразделяются на элементные и укрупненные .

К элементным сметным нормативам относятся государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001) и индивидуальные элементные сметные нормы, а также нормы по видам работ.

К укрупненным сметным нормативам относятся:

сметные нормативы, выраженные в процентах, в том числе:

    нормативы накладных расходов;

    нормативы сметной прибыли;

    сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время;

    сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений;

    индексы изменения стоимости строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ, устанавливаемые к базовому уровню цен;

    нормативы затрат на содержание службы заказчика (технического надзора)

укрупненные сметные нормативы и показатели, в том числе:

    укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УПБС);

    укрупненные показатели базисной стоимости по видам работ (УПБС ВР);

    сборники показателей стоимости на виды работ (сборники ПВР);

    укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства;

    укрупненные показатели сметной стоимости (УПСС);

    прейскуранты на потребительскую единицу строительной продукции (ППЕ);

    прейскуранты на строительство зданий и сооружений;

    сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий (НИАЗ);

    сметные нормы затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий (НИПЗ);

    показатели по объектам аналогам;

    и другие нормативы.

С целью достижения повышения точности сметных расчетов при составлении сметной документации на основе укрупненных сметных нормативов возможно применение поправок, учитывающих:

    изменения технического уровня и социального прогресса за период от времени окончания строительства объекта-аналога до времени проектирования и строительства нового объекта;

    нестандартные инженерно-геологические условия, влияющие на проектные решения по основаниям и фундаментам зданий сооружений;

    региональные колебания цен на материально-технические ресурсы;

    различия в архитектурно-планировочных и конструктивных решениях; иные факторы.

На основании ГЭСН разрабатываются сметные расценки на строительные работы и конструкции, монтаж оборудования, а также на ремонтно-строительные и пусконаладочные работы, которые объединяют в сборники единичных расценок (ЕР).

Сборники ЕР разрабатываются в базисном уровне цен (по состоянию на 1 января 2000 года) и являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации.

Единичные расценки из сборников ЕР предназначены для определения в сметной документации прямых затрат и разработки укрупненных сметных норм на конструкции и виды работ.

Сборники ЕР на строительные (ремонтные) работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы по уровню применения подразделяются на федеральные (ФЕР), территориальные (далее - ТЕР) и отраслевые (далее - ОЕР) .

Сборники ФЕР содержат полный набор расценок по видам работ, выполняемым на территории Российской Федерации, и разрабатываются в основном уровне цен для 1-го базового района (Московской области).

Сборники ФЕР вместе с государственными элементными сметными нормами образуют единую государственную сметно-нормативную базу для разработки системы укрупненных сметных нормативов.

В территориальные сборники ЕР включаются единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, которые применяются при строительстве в пределах территории административного образования Российской Федерации (региона).

Отраслевые сборники ЕР разрабатываются для специализированных видов строительства (энергетическое, транспортное, водохозяйственное, горнокапитальное, газопроводы, связь, отдельные виды промышленных объектов и т.п.).

Основой для разработки единичных расценок в базисном уровне цен служат:

элементные сметные нормы на конструкции и виды работ;

сметные нормы и расценки на эксплуатацию строительных машин;

сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции.

В тех случаях, когда отсутствуют необходимые сметные нормативы в действующей сметно-нормативной базе или технология работ и потребность в ресурсах существенно отличаются от предусмотренных в сборниках действующих элементных сметных норм ГЭСН, возможна разработка индивидуальных норм и расценок.

Единичные расценки сведены в таблицы и содержат на принятый в них измеритель конструкций или работ следующие показатели:

    затраты на оплату труда рабочих (кроме затрат труда, учитываемых в стоимости эксплуатации строительных машин) по состоянию на 01.01.2000;

    стоимость эксплуатации строительных машин, в том числе оплату труда рабочих, обслуживающих машины по состоянию на 01.01.2000;

    стоимость материалов, изделий и конструкций (кроме материалов, конструкций и изделий, стоимость которых не учитывается в единичной расценке) по состоянию на 01.01.2000;

    нормы расхода материалов (в натуральных показателях), стоимость которых не учитывается в единичной расценке;

    наименования и нормы расхода материалов, изделий и конструкций, характеристика которых принимается при составлении смет по проектным данным.

Строительная продукция - это благо, созданное подрядными организациями. К ней относятся введенные в эксплуатацию здания и сооружения производственного, непроизводственного характера; их реконструкция, ремонт, техническое переоснащение; монтаж оборудования и его наладка. Ценообразование в строительстве базируется на применении сметных норм, которые соответствуют современному уровню технологии ведения работ и техники. Поэтому сметное нормирование и ценообразование в строительстве - это два неделимых термина для определения стоимости блага, созданного подрядными организациями.

Особенности ценообразования в строительстве

Зависимость цены на продукцию этой сферы от множества факторов затрудняет ее определение. Сметное нормирование и ценообразование в строительстве от чего зависит? Отличительными особенностями ценообразования в этой области являются:

  • разные функциональные назначения сооружений, зданий; их архитектурные и строительные решения; номенклатура материалов, оборудования; организация - все эти составляющие диктуют условия необходимости разработки нового проекта на каждый заказ;
  • разные климатические, геологические условия площадок под строительство объектов по типовым проектам характеризуются разными объемами работ;
  • неподвижность продукции или ее территориальная закрепленность; этой особенностью обусловлено передвижение работников и строительных машин к объекту;
  • большие временные затраты.

Для определения всех затрат по возведению объектов строительства, их ремонта и реконструкции в денежном эквиваленте было разработано сметное нормирование и ценообразование в строительстве.

Структура стоимости объекта

Получение конечного продукта строительства не обходится без затрат, которые возникают при осуществлении разных видов работ. Их принято классифицировать следующим образом:

  • строительные работы;
  • монтажные;
  • мебель, инвентарь и оборудование;
  • прочие затраты.

Сметное нормирование и ценообразование в строительстве дает сведения обо всех затратах на выполнение перечисленных работ.

Каждый вид работ подразумевает свой состав. К ним относятся каменные, земляные; возведение металлических, бетонных и деревянных конструкций; устройство наружных и внутренних коммуникаций. Состав монтажных работ: устройство установка оборудования в проектное положение; монтаж линий электроснабжения.

Сметное нормирование

Сметное нормирование и ценообразование в строительстве - что это и для чего необходимо? Для ответа на этот вопрос достаточно дать определение сметной норме и выяснить задачи нормирования.

Совокупность ресурсов (трудозатрат, времени работы машин и механизмов, расхода материалов, необходимых для выполнения работ, связанных с получением строительного продукта) принято называть сметной нормой. Ресурсы выражены в натуральных единицах и имеют норму расхода на принятую единицу измерения.

Норм, учитывающих современный уровень техники, материалов и технологии, является главной задачей сметного нормирования. Предпосылкой создания которая используется по сей день, было наличие ЕНиРов на все виды работ, по которым оплачивался труд рабочих и определялся расход материалов. ЕНиР - это совокупность документов, регламентирующих единые нормы и расценки стройработ, которые имели популярность в Советском Союзе.

Сметное нормирование и ценообразование в строительстве

Лекции по данной теме и специальная литература выделяют 4 основных вида нормативов в России:

  • государственные;
  • отраслевые или ведомственные;
  • территориальные;
  • индивидуальные.

Также сметные нормативы подразделяются на укрупненные и элементные (все вышеперечисленные). Укрупненные нормативы - это нормативы накладных расходов, затрат на содержание служб заказчика и т.п.

Государственные, отраслевые и территориальные сборники разрабатываются в центрах ценообразования.

Документация

Чтобы что-либо начать строить или производить ремонт, необходимо заключить договор между заказчиком и подрядчиком. Основанием для заключения договора должна быть сметная документация, в которой определена стоимость будущих работ. Для составления сметы нужен проект. Получается, что для создания строительной продукции необходимо пройти три стадии документации. Сметное нормирование и ценообразование в строительстве присутствуют на каждом этапе.

Первая стадия - проектирование. На ней просчитываются объемы работ, определяется технология их проведения. Затем по проекту разрабатывается сметная документация, количество и тип которой определяется стадиями проектирования. Как правило, обязательно составляется который обозначает стоимость всех строительных работ.

Вторая стадия - договоренности. Выбор исполнителя работ происходит на конкурсной основе по предложению наименьшей цены. Цена работ на и заключения договора разная. На первой стадии учтены все затраты, которые понесет заказчик при строительстве объекта, а на второй - учтены лишь те расходы, которые необходимо будет понести подрядчику. Например, стоимость прохождения экспертизы сметы ляжет на плечи заказчика, но не подрядчика.

Третья стадия - расчет. Подрядчику ежемесячно за проделанную работу на объекте необходимо платить деньги, в случае если заказчика ее качество устраивает. На этом этапе формируются акты, которые рассчитываются на основании сметной документации, по которой был заключен договор.

Функции сметной документации

  1. Это основание для заключения договора.
  2. Помогает в определении лимита капитальных вложений.
  3. Является основанием для калькуляции производственных издержек.
  4. Производит разбивку процесса строительства на этапы.
  5. Это показатель эффективности капвложений.

Для ознакомления и познания можно более подробно ознакомиться с предметом «Сметное нормирование и ценообразование в строительстве». Семинар по теме проводится сертифицированными организациями ежеквартально и доступен каждому обывателю.

  • Вопрос 10. Статистика как учебная дисциплина и научное направление.
  • Вопрос 11. Экономика труда, как учебная дисциплина и научное направление.
  • Вопрос 12. Маркетинг, как учебная дисциплина и научное направление.
  • Вопрос 13. Планирование как учебная дисциплина и научное направление.
  • Вопрос 14. Экономика недвижимости как учебная дисциплина и научное направление.
  • Вопрос 15. Экономика нтп в строительстве. Экономическая эффективность применения нововведений в строительстве.
  • Вопрос 17. Инвестиции. Оценка эффективности инвестиций.
  • Вопрос 18. Банкротство строительных организаций и выход из этого состояния.
  • Вопрос 19. Налогообложение строительных предприятий.
  • Вопрос 20. Основные фонды. Состав и структура. Эффективность их использования.
  • Вопрос 21. Цели и задачи строительного проектирования.
  • Вопрос 23: Факторы и резервы повышения производительности труда (пт) в строительстве.
  • Вопрос 24. Прибыль и рентабельность в деятельности строительного предприятия.
  • Вопрос 25.Понятие себестоимости смр. Сметная, плановая, фактическая себестоимость.
  • Вопрос 26. Аудит: цель, основные понятия.
  • Вопрос 29. Особенности применения лизинга в строительстве.
  • Вопрос 30. Недвижимость. Оценка недвижимости.
  • Вопрос 31: Экономическая сущность производительности труда (пт). Резервы и факторы роста пт. Методы измерения.
  • Вопрос 32. Статистические группировки, применяемые при изучении незавершенного строительства.
  • Вопрос 33. Статистическое изучение и состав основных фондов.
  • Вопрос 34. Статистическое изучение динамики затрат на строительную продукцию. Задачи статистического изучения затрат.
  • Вопрос 35. Статистическое изучение влияния структуры работ на динамику производительности труда.
  • Вопрос 36. Основы нормирования труда в строительстве.
  • Вопрос 37. Подсчет объемов смр.
  • Вопрос 38. Ипотека
  • Вопрос 39. Технологические карты. Проект организации строительства. Проект производства работ.
  • Вопрос 40. Сетевые графики и календарное планирование в строительстве.
  • Вопрос 42. Оборотные средства с.О.
  • Вопрос 43. Экономико-математические методы и их применение в экономике и управлении строительством.
  • Вопрос 48. Риск предпринимательской деят-ти и фин-кред деят-ти в стр-ве.
  • Вопрос 49. Анализ финансовой устойчивости в строительной организации.
  • Вопрос 50. Сметные затраты на оплату труда – один из элементов прямых затрат.
  • Вопрос 51. Сметные затраты на эксплуатацию строительных машин.
  • Вопрос 52. Порядок определения накладных расходов.
  • Вопрос 53. Показатели эффективности инвестиций.
  • Вопрос 54. Показатели народно-хозяйственной эффективности.
  • Вопрос 55. Показатели сравнительной эффективности инвестиций.
  • Вопрос 56. Коммерческая эффективность.
  • Вопрос 57. Бюджетная эффективность инвестиций.
  • Вопрос 58. Экономическая сущность фактора времени в строительстве.
  • 1. Досрочный ввод построенного объекта (комплекса) в эксплуатацию.
  • Вопрос 59. Экономика строительства, как учебная дисциплина и наука.
  • Вопрос 60. Логистика, как учебная дисциплина и научное направление.
  • Вопрос 61. Налоги и налоговая политика, как учебная дисциплина и научное направление.
  • Вопрос 62. Подрядный и хозяйственный способы строительства.
  • Вопрос 63. Государственные функции регулирования рыночных отношений в строительстве.
  • Вопрос 64. Взаимоотношения между строительными организациями, предприятиями стройиндустрии и проектными организациями в условиях рынка.
  • Вопрос 66. Бизнес-план. Его назначение. Порядок разработки. Основные разделы.
  • Вопрос 67: Управление инновациями в строительстве.
  • Вопрос 68. Технико-экономические особенности строительства как отрасли материального производства.
  • Вопрос 70. Возрастание роли качества строительной продукции и пути ее повышения.
  • Вопрос 71. Сметное дело и ценообразование в строительстве.
  • Вопрос 72. Методы и принципы бухучета.
  • Вопрос 73. Содержание проектной документации на различных этапах и стадиях проектирования.
  • Вопрос 75. Правовое регулирование предприн-й деят-ти в стр-ве.
  • Вопрос 76. Договорные цены в строительстве.
  • Вопрос 78. Сметная стоимость в строительстве.
  • Вопрос 79. Экономическая суть амортизации оф.
  • Вопрос 80. Эффективность использования оборотных средств (ос).
  • Вопрос 81. Сметная, плановая и фактическая прибыль строительного предприятия.
  • Вопрос 82. Сметный, плановый и фактический уровни рентабельности.
  • Вопрос 3??. Основные участники инвестиционного процесса в строительстве
  • Вопрос 71. Сметное дело и ценообразование в строительстве.

    Политика ценообразования в строительстве является составной частью общей ценовой политики Российской Федерации и исходит из общих для всех отраслей принципов ценообразования. В то же время механизм ценообразования в строительстве имеет специфические особенности. Прежде всего это связано с индивидуальным характером строящихся зданий и сооружений. Стоимость строительной продукции также связана с местными условиями строительства, большое влияние на нее оказывают природные, экономико-географические факторы и территориальные различия в условиях оплаты труда рабочих-строителей. На механизме ценообразования сказываются и особенности строительства как отрасли народного хозяйства: многообразие строительной продукции, длительный производственный цикл по сравнению с другими отраслями материального производства, высокая материалоемкость.

    Особенность формирования цены на строительную продукцию состоит и в том, что в этом процессе одновременно участвуют проектировщик, заказчик и подрядчик.

    Действовавшая до 1 января 1991 г. система ценообразования и сметного нормирования в строительстве была основана на фиксированных (неизменных в течение достаточно длительного периода - от 5 до 15 лет) оптовых ценах, тарифах и других элементах стоимости на применяемую в строительстве промышленную продукцию. Она соответствовала требованиям директивного планирования, была сориентирована на сохранение стабильного уровня сметных цен в строительстве в период между их реформированием и не требовала уточнения сметной документации вследствие текущих изменений ценовых факторов. Такие принципы определения сметной стоимости приводили к значительным искажениям истинных показателей работы непосредственных производителей строительной продукции. Совершенно очевидно, что такая система ценообразования непригодна для рыночной экономики.

    Основные задачи рыночной системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве следующие:

    формирование свободных (договорных) цен на строительную продукцию;

    обеспечение полного набора сметных нормативов (элементных и укрупненных) и различных условий их применения при самостоятельности субъектов инвестиционной деятельности;

    определение стоимости строительства на разных этапах инвестиционного цикла.

    При определении стоимости строительства необходимо обеспечивать:

    гибкий, вариантный подход к вопросам ценообразования, без жесткой регламентации и чрезмерной централизации;

    соблюдение принципа равноправия участников инвестиционного процесса, обязательного взаимного согласия сторон по принимаемым решениям в ходе согласования свободных (договорных) цен на строительную продукцию;

    возможность более широкого выбора соответствующей нормативной базы, на основе которой проводится расчет затрат.

    Определение стоимости строительства осуществляется: 1. В составе технико-экономического обоснования (ТЭО) на предпроектной стадии разработки проекта.

    Результатом расчетов является расчетная стоимость, которая определяет собой предварительную сумму денежных средств, требующихся для осуществления строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений.

    Для определения стоимости строительства в составе предпроектных проработок рекомендуется использовать укрупненные показатели базовой стоимости для объектов, зданий и сооружений, а также отдельных видов работ. В случае отсутствия необходимых укрупненных показателей для определения стоимости строительства в составе ТЭО возможно использование данных объектов-аналогов.

    В расчетах по определению стоимости строительства необходимо учитывать резерв средств на непредвиденные работы и за- траты и налог на добавленную стоимость (НДС).

    2. В составе проектно-сметной документации. На этом этапе определяется сметная стоимость строительства предприятий, зданий и сооружений. Сметная стоимость строительства - это сумма денежных средств, необходимых для его осуществления в соответствии с проектными материалами. Определяется проектной организацией по поручению заказчика (инвестора) в ходе разработки проектной документации.

    Для определения сметной стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) составляется следующая документация:

    а) в составе проекта: сводный сметный расчет стоимости строительства и (при необходимости) сводка затрат; объектные и локальные сметные расчеты; сметные расчеты на отдельные виды затрат (в том числе на проектные и изыскательские работы);

    б) в составе рабочей документации (РД): объектные и локальные сметы.

    Основанием для определения сметной стоимости строительства служат:

    проект и рабочая документация, включая чертежи, ведомости объемов строительных и монтажных работ; спецификации и ведомости на оборудование; основные решения по организации и очередности строительства, принятые в проекте организации строительства, а также пояснительные записки к проектным мате- риалам;

    действующая сметно-нормативная база, введенная в действие с 1 января 1991 г. (возможно также использование сметных норм и цен 1984 г.).

    В случаях, когда отсутствуют необходимые сметные нормативы, а также для специализированных строек в составе проекта могут использоваться индивидуальные сметные нормы.

    Сметная стоимость является основой для определения капитальных вложений, финансирования строительства, формирования свободных (договорных) цен на строительную продукцию, расчетов за выполнение подрядных строительно-монтажных работ. Исходя из сметной стоимости определяется балансовая стоимость вводимых в действие основных фондов по построенным предприятиям, зданиям и сооружениям.

    В условиях рыночных отношений оценка стоимости строительной продукции осуществляется инвестором (заказчиком) и подрядчиком на равноправной основе в процессе заключения договора- подряда (контракта) на выполнение комплекса работ по строительству или капитальному ремонту предприятий, зданий и сооружений.

    Для принятия решения об инвестировании и для оценки стоимости строительства в процессе подготовки предложения по свободным (договорным) ценам на строительную продукцию составляются:

    а) при разработке предпроектной или проектно-сметной документации по заказу инвесторов - инвесторские сметы (расчеты, калькуляции издержек);

    б) при подготовке к заключению договора подряда на капитальное строительство подрядчиком или по его заказу проектной организацией на основании объявленной (разосланной) инвестором тендерной документации - расчеты (сметы, калькуляции издержек производства).

    Стоимость строительства в сметной документации инвестора рекомендуется приводить в двух уровнях цен: 1) в базисном (постоянном) уровне, определяемом с помощью действующих сметных норм и цен; 2) в текущем или прогнозном уровне, определяемом на основе цен, сложившихся ко времени составления смет или прогнозируемых к периоду осуществления строительства.

    Стоимость в текущем или прогнозном уровне цен может определяться на основе ее базисного уровня и системы индексов (коэффициентов), дифференцированной по элементам технологической структуры капитальных вложений и по уровням укрупнения строительной продукции.

    Индексы стоимости (цен, затрат) в строительстве - это от- ношения текущих (прогнозных) стоимостных показателейк базисным стоимостным показателям на сопоставимые по номенклатуре и структуре ресурсы, наборы ресурсов или ресурсно-технологические модели строительной продукции, а также ее отдельных калькуляционных составляющих. Индексы выражаются в безразмерных величинах, как правило, не более чем с двумя значащими цифрами после запятой.

    Они формируются на основе данных статистической отчетности, материалов первичного учета, а также результатов специального наблюдения, организованного региональными центра- ми по ценообразованию. Усредненные текущие индексы по отраслям промышленности определяются Госкомстатом России и ежеквартально публикуются в Строительной газете». Индексы разнятся по регионам страны (наибольшие - г. Москва, Восточно-Сибирский район, наименьшие - Центрально-Черноземный и другие районы).

    Индексы разрабатываются как в целом на стоимость подрядных работ, так и на стоимость потребляемых ресурсов или статей затрат (стоимость материалов, трудовых затрат, эксплуатации строительных машин, накладные расходы, сметная прибыль и др.).

    При составлении смет (расчетов) инвестором и подрядчиком могут применяться различные методы и, в частности, ресурсный, ресурсно-индексный, базисно-индексный, базисно-компенсационный, а также на основе банка данных о стоимости ранее по- строенных или запроектированных объектов-аналогов.

    Выбор метода составления смет (расчетов) осуществляется в каждом конкретном случае в зависимости от условий контракта и общей экономической ситуации.